Особенности применения налоговых льгот для физических лиц

Дивина Лала Эльдаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Основным налогом для физических лиц в Российской Федерации является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Возникновение налога относится к 1842 г., тогда в Англии был введен утроенный налог на роскошь, ставший прародителем современного налога на доходы населения, который действует в большинстве стран мира. В России закон «О государственном подоходном налоге» был принят Временным правительством 6 апреля 1916 г., но так и не вступил в силу из-за Октябрьской революции. Уже в советской России подоходный налог начал действовать в 1918 г. В последующие годы изменялся порядок начисления и ставки налога. Одним из ключевых моментов в истории подоходного налога было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения».

Законом «О подоходном налоге с физических лиц» 07 декабря 1991 г. № 1998-1 были заложены основы ныне действующего налога на доходы с физических лиц.

Согласно главе 23 о «Налоге на доходы физических лиц», введенной в действие с 01 января 2001 г., формами льгот по НДФЛ является право воспользоваться налоговыми вычетами и освобождениями. К освобождениям относятся некоторые компенсации, пособия, пенсии и т.п.

Налоговых вычетов в России существует 4 вида:

Рассмотрим эффективность применения имущественных налоговых вычетов.

В НК РФ содержится ст. 220 «Имущественные налоговые вычеты». Несмотря на то, что этому посвящена всего лишь одна статья, возникает вопрос: положительное или отрицательное воздействие оказывает как на налогоплательщика, так и на государство имущественные вычеты.

Налоговая льгота в связи с приобретением имущества возникла вместе с появлением налога на доходы физических лиц в 1991 г.

Проанализируем, как влияет имущественный налоговый вычет на налогоплательщика и на государство.

Сначала дадим определение имущественному налоговому вычету.

Имущественный налоговый вычет — это возврат части средств, потраченных на приобретение имущества с подоходного налога. Вычет производится только в отношении доходов, которые облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

— по доходам от продаж имущества, а также доли или долей в нем, части в уставном капитале организации, прав требования по договору участия в долевом строительстве;

— по расходам на приобретение земельных участков, их долей, квартир, комнат, жилых домов, их части, а также на новое строительство;

— по расходам по погашению процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования кредитов по нему, по целевым займам, по фактически израсходованным на новое строительство или приобретение на территории РФ недвижимого имущества;

— в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государства или муниципальных нужд [1].

Налогоплательщиком является как физическое, так и юридическое лицо, которое уплачивает налоги, установленные законодательством страны.

На получение вычета имеют право физические лица, у которых есть доходы, облагаемые подоходным налогом. Но не все физические лица могут воспользоваться имущественным вычетом. Это неработающие пенсионеры, ИП при упрощенной системе налогообложения и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, лица, расходы которых оплачены за счет работодателей, бюджетных средств, материнского капитала, а также граждане, купившие жилье у взаимозависимых лиц (например, у родственников) [2].

Имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на приобретение или строительство жилья, но не может быть более 2 млн руб. (до 01 января 2008 г. — 1 млн руб.), а также столько лет, сколько понадобится для полного использования.

Размер имущественного налогового вычета определяется расходами при покупке автомобиля, дома, квартиры или иного жилого объекта, садового домика, земельного участка и т.д., а также суммой уплаченного подоходного налога.

Преимущество налогоплательщика заключается в том, что государство компенсирует долю расходов на покупку объекта из уплаченных налогоплательщиком налогов в денежной форме. При этом законом не установлено как лицо может ими распорядится. А также если в налоговом периоде вычет не был использован полностью, то остаток суммы вычета переносится на последующие периоды до полной выплаты.

Можно отметить следующие недостатки имущественных вычетов:

— вычет производится в пределах 2 млн руб., т.е. компенсация составляет 260 тыс. руб.;

— вычеты не производятся для юридических лиц;

— возможен отказ заявки;

— трудоемкий сбор документов.

Вместе с тем, целесообразно рассмотреть наличие налоговых вычетов для физических лиц с точки зрения собираемости налога на доходы физических лиц. Ведь стимулирующее воздействие на налогоплательщика должно проявляться в его полной и своевременной оплате налоговых обязательств в бюджет. Для этого предлагаем рассмотреть структуру бюджетных налоговых поступлений.

Сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2012 г. составила 10 9593,3 млрд руб. (см. рис. 1), а в 2013 г. 11 327,2 млрд руб. (см. рис. 2).

Из представленных диаграмм видно, что НДФЛ имеет весомый процент в структуре бюджетных поступлений, и даже имеет тенденцию к относительному и абсолютному росту.

Источник: составлено автором на основе статистики ФНС РФ.

Рис. 1. Поступления в консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2012 г.

Источник: составлено автором на основе статистики ФНС РФ.

Рис. 2. Поступления в консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2013 г.

На основе этих данных можно сделать вывод, что обеим сторонам, а именно государству и налогоплательщику, имущественный вычет не вредит. Налогоплательщик косвенно мотивируется на повышение своего дохода, следствием чего становится уплата налога на его возросший доход, чтобы компенсировать затраты на приобретение недвижимости и транспорта. Можно даже сделать еще далее идущий вывод о том, что стимулируя уплату налога и повышение собственного дохода, государство косвенно повышает ВВП за счет каждого отдельно взятого гражданина, вносящего свой вклад в национальный доход страны.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что налоговые льготы по налогу на доходы физических лиц являются регулятором социально-экономических отношений и выполняют свою функцию не только как стимулятор полной и своевременной уплаты налога, но и мотивируют население на улучшение своего уровня жизни.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

Налоговые льготы особенности

Савина Ольга Николаевна

кандидат экономических наук

доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

109001, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Savina Ol’ga Nikolaevna

PhD in Economics

PhD in Economics, assistant professor of the Department of the Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation.

109001, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49

Никитина Дарья Петровна

студентка кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве РФ

109457, Россия, г. Москва, ул. Ярославское Шоссе, 57

Nikitina Dar’ya Petrovna

student of the Department of Taxes and Taxation at Financial University under the Government of the Russian Federation

109457, Russia, Moscow, str. Yaroslavskoe Shosse, 57

Действующие инструменты налогового стимулирования в налоговой системе Российской Федерации не отличаются большим разнообразием. Основными выступают налоговые льготы, оценка результативности которых ограничивается лишь бюджетными потерями для государства. В последнее время много говорят о налоговых преференциях. Однако, зачастую, эти понятия отождествляют. В статье исследуются различные подходы к трактованию налоговых льгот и преференций. Дифференциация этих налоговых инструментов позволит внести коррективы в методику оценки их эффективности и влиять на качество решений их пролонгации. С помощью методов анализа и сравнения инструменты налогового стимулирования дифференцированы на собственно льготы и преференции. Приведены примеры. Сделан вывод об отсутствии объективных оценок эффективности этих инструментов, разработанных и закрепленных действующими региональными методиками. Акцентировано внимание на их унификацию и обязательный характер мониторинга их результативности. Авторами предлагается уточнить определение налоговых льгот, содержащееся в Налоговом кодексе, а также закрепить положение о налоговых преференциях, что будет способствовать усилению объективности оценки их эффективности.
Ключевые слова: методика эффективности, налоговая политика, инструменты, импортозамещение, преференции, оценка эффективности, налоговые льготы, мониторинг эффективности, налоговое стимулирование, налоговое регулирование

Дата направления в редакцию:

The article is devoted to the exploration of existing contradictions in attitudes and approaches to understanding tax incentive tools such as the «tax breaks» and «preferences» under existing legislation, as well as identifying problems, complicating the process of monitoring the use of tax credits and other tax incentives and tools to assess their effectiveness. Today there are not so many tools of tax incentives in the tax system of the Russian Federation. The main tools include tax benefits which efficiency assessment is confined to calculating budgetary losses for the government. Lately much has been said about tax preferences. However, often these concepts are treated alike. The authors attempt to distinguish these concepts. According to the authors, differentiation between these tax instruments will allow to make adjustments to the method of assessing their efficiency and to influence the quality of decisions regarding their prolongation. Using the methods of analysis and comparison, tax incentives have been divided into tax benefis and tax preferences. Particlar examples are provided. The authors conclude that there are no objective methods for assessing efficiency of tax incentives which would have been developed and fixed by applicable regional laws. The authors emphasize the need to improve existing methodologies and develop a single system of performance criteria for assessing not only tax benefits, but also tax preferences. The authors also suggest to clarify the definition of tax incentives set forth by the Tax Code as well as to fix the provision concerning tax preferences. According to the authors, this would allow to increase objectivity of their efficiency assessment.

Tax policy, tools, import substitution, tax benefits, preferences, effectiveness evaluation, performance monitoring, incentives, tax regulation, technique efficiency

Для успешного развития экономики страны необходимо формирование эффективной системы налогообложения. Льготы являются одним из основных элементов налога, а также одним из самых важных элементов в системе налогового регулирования экономики страны.

Посредством льгот государство может оказывать влияние на процессы, происходящие в экономике, либо стимулируя их, либо угнетая. Так, например, используя налоговые льготы, возможно влиять на модернизацию, инноватизацию, а также инвестиционную привлекательность экономики и отдельных ее отраслей, в значительной мере способствовать решению социальных и политических проблем в обществе.

Налоговые льготы необходимо рассматривать в двух их ипостасях, а именно:

— в качестве элемента налогообложения (структуры налога);

— в качестве инструмента налоговой политики государства.

Говоря о налоговой льготе как элементе структуры налога, необходимо рассматривать сущность данного понятия.

На сегодняшний день понятие «налоговая льгота» закреплено законодательно в пункте 1 статьи Налогового Кодекса РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В силу пункта 2 статьи 56 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе либо отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Перечисленные определения отражают сущность понятия налоговый льготы и механизм их функционирования только как элемента налогообложения, однако такое понимание сужает понимание налоговой льготы, как экономической категории. В приведенном выше определении налоговые льготы не рассматриваются как инструмент регулирующей функции налогов.

Стоит заметить, что определение налоговой льготы, установленное Налоговым Кодексом РФ, сформулировано недостаточно четко с правовой точки зрения, что дает возможность в некоторых случаях отнести к налоговым льготам иные инструменты, которые, согласно положениям Налогового кодекса, не являются таковыми.

Наиболее полным, является определение, данное Барулиным С.В., поскольку рассматривает налоговую льготу в аспектах, а именно: «налоговые льготы предоставляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного и частичного) налоговых обязательств налогоплательщика в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач» [1] .

Анализируя налоговые льготы, механизмы их функционирования и влияния на экономику государства, можно столкнуться с близким по значению понятием – налоговая преференция . Налоговая преференция – это предоставление государством приоритетов или послаблений в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков. В этом смысле можно утверждать, что «налоговая преференция» и «налоговая льгота» — понятия идентичные. Однако это не так, поскольку они имеют отличные особенности функционирования.

А.С. Баландина дает следующие определение налоговых преференций, в котором указывает основное отличие преференций от льгот – обязательный характер: «налоговая преференция – предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в виде снижения сумм налоговых обязательств, носящие обязательный характер, на условиях встречных обязательств со стороны налогоплательщика» [2] .

Поскольку Налоговый Кодекс не содержит определения «налоговые преференции», попытаемся разграничить данные понятия (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительные характеристики налоговых льгот и преференций*

Льготы по НДФЛ в 2018-2019 годах

Льготы по НДФЛ позволяют налогоплательщикам сократить свои налоговые платежи в бюджет РФ. Какие виды льгот по НДФЛ бывают и каковы условия их применения, рассмотрим в нашей специальной рубрике.

Какие существуют льготы по НДФЛ в 2018-2019 годах

В соответствии со ст. 56 НК РФ под льготой понимается возможность получения частичного или полного освобождения от налога. С учетом норм гл. 23 НК РФ использование данной преференции производится 2 способами:

  • за счет вычетов;
  • с помощью не облагаемых налогом операций.

Остановимся на каждом из них подробнее.

Нормами, регулирующими правоотношения по НДФЛ, предусмотрено такое понятие, как «вычет», который позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу.

  • социальные;
  • стандартные;
  • профессиональные;
  • имущественные;
  • инвестиционные;

Применение того или иного вычета должно быть обусловлено характерными для каждого из них операциями, которые позволят уменьшить налог.

Рассмотрим некоторые необлагаемые операции (подробнее о них – в этом материале):

  • Пособия, предусмотренные федеральными законами (далее – ФЗ) и законами субъектов РФ – к таким пособиям можно отнести, например, выплаты по беременности и родам. При этом законодательство содержит несколько выплат, попадающих под это понятие.

О том, какие это выплаты, кто на них имеет право и нужно ли облагать НДФЛ превышение указанной компенсации, читайте в материале «Облагается ли НДФЛ пособие по беременности и родам?».

  • Донорские вознаграждения.
  • Алименты.
  • Доходы привлеченных региональных сотрудников — эта льгота появилась сравнительно недавно. Однако не все выплаты в пользу таких сотрудников попадают под данную преференцию.

О том, с каких доходов таких сотрудников все же нужно будет удержать НДФЛ, рассказывается в нашем материале.

  • Государственные пенсии.
  • Стипендии.
  • Питание сотрудников с сезонной занятностью в натуральной форме.
  • Различного рода выплаты, установленные ФЗ и прочими нормативными актами. Среди таких операций можно выделить выплаты при увольнении.

При этом, применяя это освобождение, необходимо корректно определить сумму, с которой можно не удерживать налог, т. к. Налоговым кодексом установлены их предельные значения в разных регионах России, и отдельно – для районов Крайнего Севера.

  • Некоторые виды доходов с ограничением номинала. К ним, в частности, относится получение призов и подарков.

О том, какие еще операции могут быть освобождены от НДФЛ, вы узнаете из нашего материала.

С 2017 года расширился перечень выплат, не облагаемых НДФЛ. Подробности узнайте из нашей публикации.

С 2018 года от НДФЛ освобождаются выплаты физическим лицам в виде возмещения за счет средств компенсационного фонда, созданного в целях защиты прав участников долевого строительства. Подробности узнайте в публикации «Обманутые дольщики» и участники реновации получили налоговые льготы».

Льготы по НДФЛ на детей

Содержание гл. 23 НК РФ позволяет уменьшить сумму налога благодаря наличию в семье ребенка, как родного, так и приемного.

Можно выделить следующие льготы по НДФЛ на детей:

  • материальная помощь при рождении ребенка;
  • алименты;
  • получение материнского капитала;
  • возмещение стоимости путевок;
  • компенсация стоимости лечения.

Полный перечень возможных выплат на ребенка, которые не следует облагать налогом, приводится в материале «Ст. 217 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы».

Но это не единственные причины, дающие право уменьшить налоговое бремя по НДФЛ при наличии детей. Вычеты также этому способствуют. К этим вычетам можно отнести:

Рассмотрим, каждый из вычетов подробнее.

  1. Социальный вычет дает право уменьшить доход на величину:
    • до 120 000 руб. при приобретении медикаментов для ребенка или его лечении;
    • до 50 000 руб. по расходам на обучение;
    • до суммы фактических расходов — при дорогостоящем лечении.
  2. Стандартный вычет позволяет снизить доход на сумму, зависящую от года рождения детей и их количества, а также от того, в полной ли семье воспитывается ребенок (одинокие мамы и папы получают двойной вычет) и от того, является ли ребенок здоровым или инвалидом.
  3. Имущественный вычет дает право: уменьшить налогооблагаемую базу по НДФЛ при продаже недвижимости и прочего имущества, а также возместить налог:
    • до 2 000 000 руб. – при покупке недвижимости;
    • до 3 000 000 руб. – по ипотечным процентам.

Условия применения льгот по НДФЛ

Применение той или иной льготы должно быть обосновано. Что касается преференций, предусмотренных ст. 217 НК РФ, то, например, чтобы получить имущественный или социальный вычет необходимо представить пакет документов.

Материальная помощь, связанная с рождением ребенка, тоже имеет ряд ограничений для применения льготы. Важно не упустить срок, отведенный для ее получения, и доказать, что ее сумма не превышает 50 тыс. руб. на одного ребенка (с обоих родителей), а если превышает, то уплатить налог с суммы превышения.

Для применения работодателями возможности по реализации льготы по подаркам также рекомендуется учитывать ряд особенностей. Например, следует предусмотреть документальное подтверждение факта выдачи подарков, стоимость которых укладывается в установленный законом лимит, и определиться, нужно ли вести персонифицированный учет для этих целей.

Читайте так же:  Судебно строительная экспертиза в костроме

Ответы на эти вопросы, а также важные рекомендации, необходимые для урегулирования споров с налоговыми органами, вы найдете в статье «Планируете поздравить коллектив с мужским и женским праздниками? Не забудьте про налоги».

О том, что делать налогоплательщику, если стоимость подарка все же превысила установленную законом сумму, вы сможете прочитать в материале «Рекламная раздача призов может повлечь обязанности налогового агента».

Основание для привлечения штата работников из других регионов для выполнения работ, плата за которые не будет подлежать налогообложению НДФЛ, приводится в этой статье.

Еще одно важное условие для получения вычетов состоит в необходимости подготовить документы. Перечень включает:

  • копию свидетельства о рождении, чтобы подтвердить родство с ребенком (если речь идет о вычете на ребенка);
  • копию контракта, из которого просматривается предмет сделки (например, если вычет нужен в связи с лечением, то потребуется контракт на оказание медицинских услуг, а если это имущественный вычет — договор купли-продажи недвижимого имущества);
  • копию ипотечного контракта (если рассматривается вычет по процентам);
  • копии платежных документов;
  • справку 2-НДФЛ;
  • декларацию по форме 3-НДФЛ.

При этом если физлицо хочет получить вычет на ребенка, то в контракте и документах об оплате должны фигурировать Ф. И. О. родителя.

Самый простой пакет документов – для получения стандартного вычета. Чтобы им воспользоваться, понадобится только свидетельство о рождении ребенка и заявление на вычет.

О том, что необходимо знать для реализации той или иной льготы, а также о порядке их применения, рассказывается в материале «Какие льготы предусмотрены по НДФЛ в 2017-2018 годах».

При этом важно отметить, что льгота – это право, а не обязанность налогоплательщика.

Как видим, НДФЛ предоставляет налогоплательщикам широкий спектр возможностей, позволяющих сэкономить на налоге.

Можете ли вы воспользоваться одной из них, вам станет понятно после ознакомления с нашей постоянно обновляющейся рубрикой «Льготы по НДФЛ».

Особенности налогообложения IT-компаний: налоговые льготы и пониженные тарифы страховых взносов с 2017 года (Гильметдинов Ш.Р.)

Дата размещения статьи: 24.01.2018

Согласно действующему налоговому законодательству и для целей налогообложения IT-компаниями признаются организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора или оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (п. 6 ст. 259 НК РФ).

Следует отметить, что в значительной части положения новой главы 34 «Страховые взносы» НК РФ полностью повторяют Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, применяются:

1) для организаций, деятельность которых связана с применением результатов интеллектуальной деятельности, к которым относятся программы для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства (ноу-хау) и т.д.;

2) организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются резидентами особых экономических зон технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) и которые ведут финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) в таких зонах, а также производят выплаты физическим лицам, работающим в особых экономических зонах технико-внедренческого, промышленно-производственного и туристско-рекреационного типов (ОЭЗ ТВТ, ППТ и ТРТ) (ст. 4 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

3) российских компаний, которые ведут ФХД в области информационных технологий, а также которые разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора или оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) .

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017).

Но, несмотря на наличие этой льготы, IT-компаниям бывает нелегко реализовать свое право на нее. На практике проблем с доначислением взносов не возникает только у тех компаний, которые занимаются разработкой и реализацией своих собственных программных продуктов. Сложнее организациям, реализующим продукты сторонних разработчиков, — администраторы страховых взносов нередко отказывают им в применении пониженных тарифов. Причем, как показывает судебная практика, по надуманным причинам .

Смолина О. ФНС изменила «камералки». Как пережить проверку [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер; URL: http://e.rnk.ru/article.aspx?aid=561621.

Согласно действующему законодательству IT-компании могут экономить на страховых взносах. Основная ставка по выплатам в ФОТ составляет 30%, в то время как для ИТ-компаний она равна 14%. В 2012 — 2019 годах для ИТ-компаний применяются следующие тарифы страховых взносов (см. табл. 1):

Таблица 1

Тарифы страховых взносов для ИТ-компаний

Пенсионный Фонд РФ

28 декабря 2016 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон, который продлевает сроки использования пониженных тарифов страховых взносов. Так, компании, ведущие деятельность в области информационных технологий, могут в 2018 — 2023 годах воспользоваться пониженными тарифами. Согласно принятым изменениям страхователи будут продолжать применять тариф страхового взноса в ПФР в размере 8%. Как указано в Законе, данное положение не распространяется на организации, ведущие деятельность в ОЭЗ технико-внедренческого типа. На данный момент Закон не вступил в силу. Он вступит по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам . Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255 лимит для начисления пенсионных взносов в 2017 году для всех организаций повысился до 876 000 рублей (ранее он составлял 796 000 рублей). По данному пункту льгот для отдельных категорий плательщиков нет.

Федеральный закон от 07.06.2017 N 114-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для того чтобы воспользоваться возможностью применять пониженные тарифы по социальным взносам, компании необходимо соблюсти несколько критериев (ч. 5 ст. 427 НК РФ):

— получить документ о государственной аккредитации (Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);

— доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ и оказания услуг по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, а также услуг по установке, тестированию и сопровождению указанных программ должна быть не менее 90% всех доходов за период;

— средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего году перехода IT-компании на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна быть не менее 7 человек.

Что касается общего порядка уплаты страховых взносов всеми страховщиками, то изменения коснулись, в частности, периодов и сроков по страховым взносам . Так, согласно внесенным изменениям расчетным периодом по взносам по-прежнему будет календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие, 9 месяцев. Сумму взносов за календарный месяц придется исчислять и уплачивать отдельно в отношении каждого вида взносов не позднее 15-го числа следующего месяца.

Смолина О. ФНС изменила «камералки». Как пережить проверку [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер; URL: http://e.rnk.ru/article.aspx?aid=561621.

Изменения коснулись порядка возврата и зачета излишне уплаченных взносов. Нельзя будет вернуть излишне уплаченную сумму взноса в ПФР, если фонд уже распределил указанные суммы на индивидуальные лицевые счета. Предполагалось, что одна из целей изменений — снижение административной нагрузки на плательщиков. Теперь осуществление контроля за уплатой страховых взносов в России возложено на ФНС РФ, однако контроль за уплату взносов «на травматизм» остался в ведении ФСС.

И это снизит нагрузку на финансовые подразделения компаний. Но по факту число контролирующих органов не сократится. Страхователи будут представлять расчеты в инспекцию по месту учета. Плательщики, в том числе вновь созданные организации, у которых численность сотрудников менее 25 человек, смогут по желанию отчитываться по телекоммуникационным каналам связи. Налоговые органы будут взыскивать недоимки по взносам и соответствующие пени и штрафы, которые образуются на 1 января 2017 года. А если взыскать ее невозможно, например, из-за ликвидации компании, инспекция примет решение о списании этой суммы (ст. 59 НК РФ). Также по вопросу уплаты страховых взносов налоговики будут постоянно сотрудничать с фондами, взносы в которые уплачиваются отдельными лицами.

ИТ-компании в отношении своих сотрудников обязаны начислять взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в случаях, если:

— обязанность организации платить их предусмотрена авторским договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ));

— авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

В п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, а также вознаграждения, которые начисляются страхователями в пользу застрахованных по возникшим трудовым отношениям и заключенным договорам ГПХ. Те же плательщики, которые не осуществляют выплаты и другие вознаграждения «физикам», должны уплачивать взносы только в ПФР и ФОМС РФ (ст. 430 НК РФ). Это указывается и в письме ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/[email protected] «Об исчислении страховых взносов».

Предметом обложения страховыми взносами являются выполнение работ либо оказание услуг, договоры авторского заказа в том случае, если по условиям этих договоров заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

К взносам теперь применяются нормы НК РФ о налоговых санкциях. Так, в соответствии со ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату или неуплату страховых взносов налоговики вправе оштрафовать компанию в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В случае если налоговики установят и докажут, что данное нарушение было совершено умышлено, штраф уже будет составлять 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ). Также на сегодняшний день активно ведется разработка законопроекта, в котором предусматривается уголовная ответственность организаций и ИП за неуплату либо неполную уплату страховых взносов.

Вносимые изменения повлияют и на судебную практику в части оспаривания доначислений по взносам. За прошедшие годы наработана положительная для плательщиков практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, Определения ВС РФ от 16.02.2015 N 310-КГ14-8362, от 23.01.2015 N 306-КГ14-7168, от 23.12.2014 N 309-КГ14-6207). Компании могут ссылаться на нее. Но пока нельзя предположить, будут ли суды учитывать такие аргументы. Шансы велики: формально нормы новые, но в значительной части они повторяют прежние. И все же не исключено, что по некоторым вопросам придется опять доказывать ранее устоявшуюся практику.

Существует также определенный порядок аккредитации компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Положения по аккредитации регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий». Согласно документу функции по аккредитации возложены на Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Как указано в акте (Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»), плата за госаккредитацию и за выдачу выписки из реестра не взимается.

Налоговые льготы по НДС

В действующем налоговом законодательстве предусмотрены также льготы по НДС. Хотя их количество не особо велико, однако льгота, установленная в ст. 149 НК РФ, предоставляет большие преимущества IT-компаниям. Так, в соответствии с пп. 26 п. 2 этой статьи не подлежат налогообложению те операции компании, которые связаны с передачей исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, секреты производства (ноу-хау) и т.д. Кроме того, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ).

Статья 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017).

Налоговые льготы по налогу на прибыль

В Налоговом кодексе РФ предусмотрена льгота по налогу на прибыль. Согласно п. 6 ст. 259 НК РФ компании, ведущие деятельность в области IT, вправе не применять общий порядок амортизации в отношении ЭВМ. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Следует учитывать, что право на такую налоговую льготу распространяется не на все организации, а только на российские компании. Также следующим критерием является то, что доля доходов от реализации работ и оказания услуг в сфере информационных технологий должна составлять не менее 90% всех доходов за период. Кроме того, для применения данной льготы необходимо получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий, а также чтобы средняя численность работников составляла не менее 7 человек .

Демидова А. Как не заблудиться в новом расчете по взносам [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер; URL: http://e.rnk.ru/article.aspx?aid=548987.

Таможенные преференции и налоговые льготы для IT-компаний в ОЭЗ

Одной из основных целей образования особой экономической зоны «Иннополис» было создание IT-технологий. Следует отметить, что данная сфера плохо развита в России. Мировая практика показывает, что информационные технологии приобретают востребованность в развитых странах. Исходя из этого создаются негласные мировые IT-столицы, углубленно изучающие сферу инноваций и инновационных технологий. В частности, к подобным столицам сегодня можно отнести Кремниевую долину и Бостон в США, Мюнхен, Корк, Кембридж и Барселону в Европе, Бангалор, Сингапур и др. На карте России подобных городов пока нет, однако «Иннополис» в скором времени вполне может заполнить эту нишу .

Беспалов М.В. Страховые взносы, начисления, выплаты, учет: Практическое пособие // «КонсультантПлюс», 2012.

Резидентам ОЭЗ предоставляются определенные налоговые льготы для осуществления деятельности в сфере информационных технологий. Так, перечень таких льгот можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2

Налоговые льготы для осуществления IT-деятельности

Особенности и специфика налоговых льгот в России

Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Льготы реально функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступая традиционным для Казахстана способом разрешения наиболее злободневных трудовых и социальных проблем.

Отсутствие научного (прежде всего, экономического) обоснования правомерности и целесообразности применения льгот порождает многочисленные дискуссии в средствах массовой информации по проблеме отмены, трансформации, сохранения существующей системы льгот. Высказываемые позиции и аргументы часто имеют популистскую направленность или отражают ведомственные или узкогрупповые интересы. Льготы являются ареной политической и даже классовой борьбы как трудящихся, так и всего населения Казахстана за свои права, которые понимаются одними общественными силами как право на льготы, а другими как право на отказ в предоставлении льгот. В современной научной литературе (экономической, юридической, социологической) также отсутствует единая точка зрения относительно правомерности и целесообразности существования льгот, а также не представлена фундаментальная проработка проблемы в теоретико-методологическом аспекте. Неясным остается даже самый общий вопрос о месте и роли льгот в современном демократическом обществе, их социальной и экономической востребованности. Если юридическое содержание льгот имеет определенную теоретическую и практическую правоприменительную основу, то экономическая и социальная сторона проблемы, как правило, не выводится за рамки бюджетных ограничений, в то время как льготы могут обладать значительным экономическим потенциалом. Не имеет достаточного экономического обоснования не только практика применения, но и практика отмены льгот.

Целью курсовой работы является изучение особенностей и специфика налоговых льгот в России

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать понятия налоговых льгот;

— определить преимущества и недостатки налоговых льгот в России;

— провести оценку и анализ проблем и перспектив налоговых льгот в РФ.

Объектом исследования является действующая система налоговых льгот в РФ.

Предметом исследования являются имущественные льготы, взимаемые на территории РФ.

Для достижения цели курсовой работы и реализации поставленных задач были использованы такие методы научного познания как: анализ, обобщение, описание, статистический анализ.

1. Экономическая сущность налоговых льгот

1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот

Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.

Льгота, по определению А.В. Малько — «Выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц» [3; С. 165]. Он характеризует присущие правовым льготам признаки:

— во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;

— во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации;

— в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.

Правовая льгота — это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.

Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговая льгота — это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства дзержинский район пермь

В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю. А. Крохиной — «Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков» [4; С. 199]. Льготы по налогам могут быть в качестве:

1) возможности не уплачивать налог или сбор;

2) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса.

Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т. д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.

Налоговые льготы — неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы — предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.

С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории «льготы», а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.

Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает Райзберг Б. А., что налоговая система представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой [10; С. 256]. Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова. Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.

Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового законодательства могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов — например, для налога на игорный бизнес, водного налога — какие-либо льготы могут и не устанавливаться.

Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т. д.

В большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.

Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

Налоговая льгота — разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено законодателем. Дело в том, что налоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридической конструкции налога, и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщика от реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушать механизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 35 Конституции РК, и существенно затруднялся бы налоговый контроль.

Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.

Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:

В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.

Налоговая амнистия — это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс России. В частности, ст. 70 НК РК содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Налоговые льготы — это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы — поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т. д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы — это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот — это налоговый кредит. Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РК вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются НК РК. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

1.2 Значимость налоговы х льгот для налоговой системы России Особенности налоговых льгот в Р оссии

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих специальных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.


Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.


Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.


Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:


1) в полном освобождении от уплаты налога и (или) сбора;


2) в уменьшении размера подлежащего уплате налога и (или) сбора;


3) в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.


В экономической литературе предоставляемые российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:


1)по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);


2) по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);


3) по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);


4) по численности работников (малые предприятия);


Льготы также подразделяются: на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и другие.


Считаем возможным предложить классификацию налоговых льгот, предоставляемых российским налоговым законодательством в историческом аспекте:


1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным количеством льгот и наличием индивидуальных льгот;


2) в последующем (1996-2001 гг.) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;


3) с 2002 г. и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот.


Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д. [3; С. 54].


Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов.


Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РК позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.


Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.


На начальной стадии налогового планирования необходимо из законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот; какие временные ограничения для этих льгот установлены.


Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.


Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.


В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим Российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.


Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.


Налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.


2. Анализ применения налоговых льгот в налоговой системе Р оссии

2.1 Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны

«Налоговые льготы» — эта тема, которая всегда будет актуальна, так как льготы это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Бизнес, затративший усилия для создания предприятия и его успешной работы, заслуживает своего рода «бонус» от государства в виде налоговых льгот, ведь, в конечном счете, льготы косвенно приводят к сокращению налоговых обязательств. При этом необходимо разграничивать законные льготы при исчислении налогов.

На основании статей 4 и 7 Налогового кодекса налоговое законодательство России основывается на определенных принципах налогообложения, в соответствии с одним из которых, принципом справедливости, налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Вид льготы: льготы по КПН предоставляются в виде:

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода определенных видов расходов и доходов налогоплательщика (ст. 133 НК) и

II. Освобождения от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

Порядок предоставления: налогоплательщиком при составлении годовой налоговой отчетности по КПН самостоятельно декларируется право на применение льгот. Правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода и (или) освобождения от уплаты налога проверяется налоговым органом в рамках налогового администрирования посредством камерального контроля и налоговых проверок после представления декларации.

I. Уменьшения налогооблагаемого дохода. Налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды произведенных расходов и полученных доходов.

Виды произведенных расходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

сумму превышения фактически понесенных расходов над подлежащими получению (полученными) доходами при эксплуатации объектов социальной сферы, предусмотренных пунктом 2 статьи

97 Налогового кодекса;

стоимость имущества, переданного некоммерческим организациям и организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, на безвозмездной основе. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг. Стоимость иного безвозмездно переданного имущества определяется в размере балансовой стоимости переданного имущества, указанной в акте приема-передачи названного имущества;

спонсорскую и благотворительную помощь при наличии решения налогоплательщика на основании обращения со стороны лица, получающего помощь;

2) 2-кратный размер произведенных расходов на оплату труда инвалидов и на 50 % от суммы исчисленного социального налога от заработной платы и других выплат инвалидам;

3) расходы на обучение физического лица, не состоящего с налогоплательщиком в трудовых отношениях. Данная льгота предоставляется при условии заключения с физическим лицом договора об обязательстве отработать у налогоплательщика не менее трех лет. Расходы на обучение включают в себя: фактически произведенные расходы на оплату обучения; фактически произведенные расходы на проживание в пределах норм, установленных Правительством РК; расходы на выплату обучаемому лицу суммы денег в размерах, определенных налогоплательщиком, но не превышающих норм, установленных Правительством России; фактически произведенные расходы на проезд к месту учебы при поступлении и обратно после завершения обучения;

4) стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе автономным организациям образования (налогоплательщики, отнесенные к автономным организациям образования определены ст. 135-1 НК);

Виды полученных доходов, по которым налогоплательщику предоставляется возможность уменьшения налогооблагаемого дохода:

1) вознаграждение по финансовому лизингу основных средств, инвестиций в недвижимость, биологических активов;

2) вознаграждение по долговым ценным бумагам, находящимся на дату начисления такого вознаграждения в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории России;

3) вознаграждение по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям;

3-1) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг, уменьшенные на убытки от реализации государственных эмиссионных ценных бумаг;

3-2) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации агентских облигаций;

4) стоимость имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и использованного по назначению;

5) стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе республиканским государственным предприятием от государственного органа или республиканского государственного предприятия на основании решения Правительства России;

6) доходы от прироста стоимости при реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации акций, долей участия в юридическом лице или консорциуме. Данное положение применяется при одновременном выполнении следующих условий:

· на день реализации акций или долей участия налогоплательщик владеет данными акциями или долями участия более трех лет;

· юридическое лицо — эмитент или юридическое лицо, доля участия в котором реализуется, или участник консорциума, который реализует долю участия в таком консорциуме, не является недропользователем;

· более 50 процентов стоимости активов юридического лица — эмитента или юридического лица, доля участия в котором реализуется, или общей стоимости активов участников консорциума, доля участия в котором реализуется, на день такой реализации составляет имущество лиц (лица), не являющихся (не являющегося) недропользователями (недропользователем);

7) доходы от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи, уменьшенные на убытки, возникшие от реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории РК, ценных бумаг, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи.

II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.

Порядок применения: льгота применяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам календарного года, где сумма исчисленного КПН уменьшается на 100%.

1. Для некоммерческих организаций;

2. Для организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере;

3. Для автономных организаций образования;

4. Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК;

1) Для некоммерческих организаций (ст. 134 НК). Доход некоммерческой организации по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения по депозитам, гранта, вступительных и членских взносов, взносов участников кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно полученного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе не подлежит налогообложению КПН.

В целях налогообложения некоммерческой организацией является — организация, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям: не имеет цели извлечения дохода в качестве такового и не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

2) Для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (ст. 135 НК). Доходы организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере, не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление видов деятельности относящихся в целях налогообложения к такой сфере. В целях налогообложения организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, признаются налогоплательщики, соответствующие определенным критериям зависящих от вида деятельности (за исключением деятельности по производству и реализации подакцизных товаров) и (или) наличия наемных работников — инвалидов.

По критерию «вид деятельности»:

·оказание медицинских услуг, за исключением косметологических, санаторно-курортных;

·оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению;

·деятельность в сфере науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в реестры объектов историко-культурного достояния или Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством РК, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов.

По критерию «наемным работникам — инвалидам» организации соответствующие следующим условиям:

1) численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 % от общего числа работников;

2) расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 % (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, — не менее 35 %) от общих расходов по оплате труда.

Льгота предоставляется организациям, доход которых от предпринимательской деятельности, с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляет не менее 90 % совокупного годового дохода, т .е. основная прибыль должна поступать от основного вида деятельности.

3) Для автономных организаций образования (ст. 135-1 НК).

Данную льготу могут применить организации, созданные по инициативе Первого Президента РК — Лидера Нации для обеспечения финансирования автономных организаций образования, высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, некоммерческие организаций образования, созданные Правительством РК и высшим органом управления которой является Высший попечительский совет, национальный холдинг в области здравоохранения и т. д.

Но льготируются только доходы от осуществления видов деятельности в сфере образования и науки согласно статье 135-1 Налогового кодекса, а также поступления от учредителя, полученные и направленные на осуществление указанных видов деятельности.

4) Для организации, специализирующихся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку РК (ст. 135-2 НК) — временная льгота действует в период с 2012 г. по 2017 г.

Льготируются только доходы от следующих видов деятельности:

1) приобретение у банков второго уровня сомнительных и безнадежных активов и их реализация;

2) владение и реализация акций и (или) долей участия в уставном капитале юридических лиц, права требования к которым приобретены у банков второго уровня организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня;

3) владение и реализация акций и (или) облигаций, выпущенных и размещенных банками второго уровня, у которых организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, приобретены права требования по сомнительным и безнадежным активам;

4) сдача в аренду или использование иной формы возмездного временного пользования имущества, полученного по приобретенным организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, у банков второго уровня правам требования к юридическим лицам;

5) размещение денег в ценные бумаги.

При этом порядок отнесения указанных доходов устанавливается Национальным Банком России по согласованию с Налоговым комитетом Министерства финансов России.

налоговый льгота экономический инвестиционный

2.2 Оценка и эффективность применения инвестиционных налоговых льгот

Основной проблемой развития инновационного предпринимательства в России является то, что налоговая система носит преимущественно, не стимулирующий, а фискальный характер. И хотя в результате реформирования в стране действуют лишь 13 видов налогов, 5 видов сборов и четыре специальных налоговых режима, уменьшено число малоэффективных налогов, заметно снижена налоговая нагрузка на производителей, есть позитивные подвижки в эффективности налогового администрирования делать вывод об успешном завершении налоговой реформы преждевременно, а может быть в определенной степени даже опасно.

Тем не менее, для создания эффективной системы стимулирования инвестиционно-инновационного предпринимательства необходимо формирование комплексного механизма льготного налогообложения, определение направлений его реализации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Оценка эффективности инвестиционных налоговых льгот по налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города.

Порядок проведения оценки эффективности инвестиционных налоговых льгот налогам определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки.

В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством;

б) налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.

Основными целями предоставления налоговых льгот являются:

а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;

б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;

в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;

г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;

д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

е) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления инвестиционных налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Оценка производится уполномоченным органом в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).

Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:

а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам — в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;

б) по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года — в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.

Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему России по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-НБ), а также иная достоверная информация. При отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используется статистическая отчетность, представляемая органами статистики и Финансовым управлением администрации городов, и иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, представленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу уполномоченного органа.

При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:

а) налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;

б) ставка налога;

в) льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);

г) сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;

д) фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;

е) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;

ж) сумма начисленных налогов в бюджет города;

з) сумма уплаченных налогов в бюджет города;

и) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города;

к) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;

л) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.

Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.

По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот.

При предоставлении новых налоговых льгот по налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленные предоставлением налоговых льгот.

Сводная оценка потерь бюджета при использовании налоговых льгот осуществляется по форме.

На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:

дельта Р = (дельта Н)Х1 + (дельта Т)Х2 + Э,

где дельта Р — сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс. руб.; дельта Н — увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;

дельта Т — увеличение фонда оплаты труда;

X (1, 2) — соответствующая ставка налога (соответствующий коэффициент межбюджетного регулирования);

Э — снижение расходов бюджета.

На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот. Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:

Эфф = дельта С / Спб,

где дельта С — сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. тенге;

Спб — сумма потерь бюджета города по данному налогу, тыс. тенге. Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.

3. Современные проблемы и пути совершенствования применения налоговых льгот в России

3.1 Проблемы применения налоговых льгот в России

Изменение экономической ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.

Несмотря на принятые меры по снижению числа льгот и их упорядочиванию, налоговая система России по-прежнему характеризуется существованием большого числа льгот. Существующие льготы закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса России, но и в неотмененных статьях законов об отдельных видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто.

В рамках отдельных налогов системе льгот существенно недостает упорядоченности: существует значительное число получателей, но нет четкого разделения причин и оснований для выделения льготы; в результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением новых льгот и ликвидацией старых.

Большой, неупорядоченный объем льгот не только приводит к потерям доходов, но и значительно усложняет налоговую систему, что увеличивает трансакционные издержки по сбору налогов.

В ряде случаев льготы используются нецелевым образом: льгота предоставляется тем, кто в ней не нуждается (частая ситуация для компенсационных льгот), имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без достижения тех целей, ради которых предоставлялась льгота. Наиболее ярко это выражалось в случае с ныне отмененными льготами по налогу на прибыль. В результате проведенной налоговой реформы возможности частного сектора по минимизации налогообложения посредством получения льгот сократились, но окончательно не исчезли. По-прежнему пользуются спросом услуги налоговых консультантов, предлагающих механизмы легального снижения налогового бремени с использованием системы льгот.

По различным оценкам доля действительно нуждающихся в общем объеме получателей льгот составляет лишь 20 %. Повышение адресности предоставления льгот будет способствовать росту эффективности социальной системы и снижению нагрузки на бюджеты всех уровней. Система повышения адресности должна строиться на двухуровневой проверке нуждаемости. На первом этапе происходит определение социального статуса и степени трудоспособности потенциального получателя. В случае если эти показатели удовлетворяют критериям льготной категории, необходимо проверить степень нуждаемости в предоставлении льгот по критерию уровня дохода. Такая система позволяет исключить из получателей людей, не имеющих острой нужды в получении дополнительной социальной помощи государства. Соответственно, повышение адресности позволяет увеличить средний размер помощи и снизить нагрузку на бюджеты всех уровней.

Очевидно, что данные льготы имели целью упрощение финансовых потоков (исключение налогообложения выделяемых из бюджета средств) и стимулирование развития образования, науки, здравоохранения и спорта. На практике многие учреждения предоставляют землю и помещения в аренду, в том числе и коммерческим организациям. В результате льгота распространяется и на арендаторов: учреждению нет необходимости включать в цену аренды налог на имущество. Наконец, сами бюджетные учреждения очень часто занимаются доходной деятельностью. В этом случае они получают преимущество перед аналогичными негосударственными организациями, вынужденным уплачивать налог на имущество.

Неэффективность льгот — это невыполнение ими своих функций. Льгота может быть неэффективной даже в том случае, когда предоставляется и используется по назначению. Особенно это актуально для стимулирующих налоговых льгот, когда льгота оказывает незначительное влияние на принятие налогоплательщиком тех или иных решений. К примеру, эффективность предоставляемых населению социальных и имущественных налоговых вычетов по подоходному налогу пока не представляется очевидной. В том случае, когда величина освобождения от уплаты налога намного меньше, чем произведенные налогоплательщиком расходы, значительного влияния на решение о необходимости таких расходов вычет оказать не может.

Несмотря на преобладание чисто социальных льгот, их обоснованность стоит под вопросом. Лишь 20 % льгот реально попадают людям, нуждающимся в этом. Оставшиеся 80 % поступают в бюджеты достаточно обеспеченных граждан. Такое положение приводит к незначительности влияния социальных льгот на сглаживание дифференциации населения по доходам. Большое количество получателей снижает среднюю величину льгот в денежном выражении, что негативно влияет на их эффективность.

Доказательством того, что действующая система социальных льгот является безадресной (в том смысле, что пользователями льгот должны быть те, кому они действительно нужны) является неприемлемо высокая дифференциация населения по получаемым доходам. Значение дифференциации более чем незначительно и ее уровень скорее подходит под определение бедной страны.

В настоящее время часто возникает вопрос, к чему же может привести снижение количества льгот в стране. И на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Ликвидация широкого перечня льгот позволит значительно упростить налоговую систему, сделать ее более упорядоченной и прозрачной. Появление дополнительных налоговых доходов в результате отмены льгот создает условия для снижения налоговых ставок.

Ликвидация налоговой льготы — это увеличение налогового бремени, снижение объемов свободных денежных средств налогоплательщика. Один из налоговых парадоксов состоит в том, что если введение льготы не всегда связано с положительным эффектом, то ее ликвидация может сопровождаться негативными эффектами, особенно ростом цен. Это объясняется желанием налогоплательщиков получить дополнительную прибыль, обосновывая ее необходимостью компенсировать убытки от уплаты ставшего более высоким для них налога. В результате в краткосрочном периоде может происходить рост цен и/или сокращение производства, однако в среднесрочной перспективе негативное влияние отмены льготы практически не ощущается.

Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).