Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н
«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта 2018 г.

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. N 124н пункт 3.1 изложен в новой редакции

3.1. Настоящий приказ распространяется на:

а) Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации

Инструкция 157н по бюджетному учету с изменениями 2018 года

В Инструкцию № 157н по бюджетному учету были внесли изменения. О том, что нового в Едином плане счетов для бюджетных, казенных и автономных учреждений, – читайте в статье.

Последние изменения в Инструкции 157н по бюджетному учету от 8 мая 2018 года

8 мая 2018 года вступает в силу Приказ Минфина России от 31.03.2018 №64н и применяется при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2018 года.

Ввели счета 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами». А также несколько других счетов.

Некоторые счета изложили в новой редакции, например:

  • счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов»;
  • счет 10107 «Библиотечный фонд» переименовали в «Биологические ресурсы»

Признали утратившими силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Если определение какого-либо термина из Инструкции №175н есть в федеральных стандардах, нужно применять определение из федстандарта.

Подробнее обо всех изменениях смотрите в тексте Приказа Минфина от 31.03.2018 №64н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н. »

Скачать последние изменения в Инструкции 157н от 8 мая 2018 года

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2018 году с изменениями

Последние изменения в Инструкции 157н были введены для соответствия новым Федеральным стандартам. Скачайте последнюю действующую редакцию Инструкции 157н по бюджетному учету от 8 мая 2018 года.

Скачать последнюю редакцию Инструкции 157н в 2018 году

Кто применяет приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

Инструкцию № 157н по бюджетному учету применяют:

  • учреждения всех трех типов;
  • органы власти;
  • финансовые органы;
  • органы, осуществляющие кассовое обслуживание
  • внебюджетные фонды.

Формирование счетов учреждения по Инструкции № 157н

Бюджетные и автономные учреждения формируют номера счетов бухучета в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией № 157н по бюджетному учету. Особенности установлены:

Получатели бюджетных средств формируют номера счетов бюджетного учета в соответствии с Единым планом счетов и Инструкцией № 157н по бюджетному учету. Особенности установлены в Инструкции № 162н.

Структура Единого плана счетов Инструкции № 157н

Инструкция 157н – это схема учета и распределения фактов хозяйственной жизни по группам активов и пассивов.

Единый план счетов представляет таблицу, которая содержит кодировку и названия:

  • синтетических счетов (счета первого порядка, группировочные счета);
  • субсчетов второго порядка, используемых для аналитического учета.

Основные изменения в Едином плане счетов от 8 мая 2018 года смотрите в таблице Системы Госфинансы.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Структура счета Единого плана счетов Инструкции № 157н

Все балансовые счета имеют 26 разрядов. Структура счета такая:

Важные изменения в Инструкции № 157н

Автор: Репин А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Приказу Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н.

29.10.2017 вступил в силу Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ Минфина РФ № 148н), вносящий значительные изменения в Инструкцию № 157н.

Изменения, вносимые Приказом Минфина РФ № 148н, затрагивают, в частности, наименования следующих счетов бухгалтерского учета:

Номер счета

Старое название

Новое название

Участие в уставном фонде государственных (муниципальных) предприятий

Участие в государственных (муниципальных) предприятиях

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления

Кроме того, отметим, что Приказом Минфина РФ № 148н исключаются следующие счета:

– 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;

– 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

Исправление ошибок

В соответствии с п. 2 Инструкции № 157н бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет согласно требованиям Бюджетного кодекса, Закона о бухгалтерском учете, поименованной инструкции и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих названный учет.

В силу п. 4 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается исходя из бюджетного законодательства РФ. Для бюджетных учреждений порядок составления и представления бухгалтерской отчетности определен Инструкцией № 33н.

Читайте так же:  Приказ по школе о безопасности перевозки детей

Согласно п. 11 обозначенной инструкции в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе проводимой им проверки представленной отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.

Такая отчетность представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам указанной проверки). Данная отчетность представляется учреждением в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н.

Исходя из новой редакции п. 3 Инструкции № 157н (эти нормы в прежней редакции Инструкции № 157н отсутствовали) при ведении бухгалтерского учета бюджетным учреждениям необходимо учитывать, что:

наличие ошибок и (или) искажений по показателям (аналитическим показателям) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета, не влияющих на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки (определения) исполнения субъектом учета (субъектом отчетности) условий получения субсидий бюджетными (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, иных бюджетных ограничений, не влияет на достоверность отчетности;

субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов (принцип осмотрительности).

Напомним, что в силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна осуществляться бюджетным учреждением в регистрах бухучета.

В соответствии сч. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов в регистрах бухучета, регистрация в них мнимых и притворных объектов бухучета. При этом под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным – объект, отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью «прикрыть» его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Записи в регистры необходимо производить по мере совершения операций и принятия к бухучету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в соответствующем журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. В части операций по забалансовым счетам операция отражается в зависимости от характера изменений объекта учета записью о поступлении (увеличении) или выбытии (уменьшении) объекта учета.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, хронологически подбираются и сброшюровываются. На обложке указываются: наименование субъекта учета; наименование главного распорядителя средств бюджета, полномочия которого исполняет субъект учета – организация, осуществляющая полномочия получателя бюджетных средств; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бух­учета (журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра (журнала операций) с указанием при наличии его номера; количество листов в папке (деле).

Регистры бухгалтерского учета должны составляться в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей, на машинных носителях – в виде электронного документа с использованием электронной подписи (далее – электронный документ). В последнем случае учреждение, сформировавшее электронный документ, обязано изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников фактов хозяйственной жизни, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, определенной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров. То есть в случае формирования регистров бухучета на бумажном носителе при отсутствии возможности их хранения в виде электронных документов в учетной политике необходимо прописать периодичность такого формирования (ежемесячно, ежеквартально и т. д.).

В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухучету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, учреждение вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты (данные).

В соответствии с установленной в рамках документооборота периодичностью формирования регистров бухгалтерского учета (журналов операций) на бумажном носителе (операционного дня, месяца, квартала) по первичным (сводным) электронным документам, принятым к учету и относящимся к соответствующему регистру (журналу операций), формируется реестр электронных документов (регистр, содержащий перечень (реестр) электронных документов), подшиваемый в отдельную папку (дело).

По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций записываются в главную книгу.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года не переходят.

Регистр бухучета подписывается лицом, ответственным за его формирование.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета согласно предоставленным для регистрации первичным учетным документам обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Формирование регистров бухгалтерского учета (журналов операций) и главной книги по сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны.

В силу п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах:

журнал операций по счету «Касса»;

журнал операций с безналичными денежными средствами;

журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

журнал операций расчетов по оплате труда;

журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

журнал по прочим операциям;

журнал по санкционированию;

иные регистры, предусмотренные Инструкцией № 157н, а также автономным учреждением в рамках формирования своей учетной политики.

Формы указанных документов, а также других регистров бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Если же в деятельности учреждения возникает необходимость использования регистров учета, форма которых не утверждена, можно разработать их самостоятельно и утвердить в рамках формирования учетной политики. При этом регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.

В силу ч. 8 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете в регистре бух­учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Согласно новой редакции п. 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и не требующая изменения данных в регистрах бухучета (журналах операций), исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухучета (журнал операций), в зависимости от ее характера отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью;

ошибка, обнаруженная в регистрах за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке принята субъектом бюджетной отчетности, ответственным за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

По решению финансового органа публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, иного субъекта бюджетной отчетности, ответственного за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности, ошибка, обнаруженная после принятия представленной ему бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухучета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной отчетности.

Исправления в электронном регистре бухучета отражаются лицами, ответственными за ведение регистра, в порядке, предусмотренном положениями п. 18 Инструкции, записями, подтвержденными бухгалтерскими справками.

Читайте так же:  Моральный ущерб при расторжении брака

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, – бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей обоснование внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки.

Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Напомним, что в силу п. 8.1 Инструкции № 33н при камеральной проверке отчетных форм учредитель проводит проверку представленной отчетности на предмет соответствия требованиям к ее составлению и представлению, определенным Инструкцией № 33н, а также осуществляет выверку показателей отчетности и контрольных соотношений.

По факту камеральной проверки отчетности учредитель (финансовый орган) не позднее одного рабочего дня после получения результата проверки уведомляет учреждение о принятии отчетности при положительном результате (далее – уведомление о принятии отчетности) либо о выявленных несоответствиях бухгалтерской отчетности требованиям к ее составлению и представлению, установленным Инструкцией № 33н и актами учредителя, обязывающих учреждение внести изменения в бухгалтерскую отчетность (далее – уведомление о несоответствии отчетности требованиям). Порядок уведомления учреждения о результатах камеральной проверки бухгалтерской отчетности, представленной им, а также о дате принятия отчетности устанавливается учредителем (финансовым органом).

При получении уведомления о несоответствии отчетности требованиям учреждение обязано в течение срока, определенного пользователем отчетности, принять необходимые меры для приведения бухгалтерской отчетности в соответствие установленным требованиям. Отчетность, содержащая исправления по результатам камеральной проверки, представляется учреждением с сопроводительным письмом, содержащим указания о внесенных в нее изменениях. Внесение учреждениями изменений в ранее принятую бухгалтерскую отчетность осуществляется по согласованию с учредителем (финансовым органом).

Федеральные бюджетные учреждения обязаны осуществлять представление своей бухгалтерской отчетности в части сведений, не содержащих государственную тайну, в подсистеме «Учет и отчетность» в срок:

не позднее 15 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем годовой бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (учредителя) в Федеральное казначейство;

не позднее 7 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем квартальной бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство;

не позднее 6 рабочих дней, предшествующих сроку представления учредителем месячной бюджетной отчетности соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

В соответствии с новой редакцией п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, проводится учреждением в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом законодательства РФ.

Таким образом, в учетной политике бюджетного учреждения необходимо предусмотреть порядок инвентаризации не только имущества, финансовых активов и обязательств, но и иных объектов бухгалтерского учета (например, имущества, переданного в аренду или полученного в безвозмездное или возмездное пользование, бланков строгой отчетности, призов, кубков).

Кроме того, уточнено, что результаты инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в этой отчетности.

Рабочий план счетов

Согласно п. 21 Инструкции № 157н Единый план счетов включает пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджета, государственных заданий, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а также подготовки их проектов.

На основе Единого плана счетов и инструкции по его применению учреждение разрабатывает и утверждает рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (далее – рабочий план счетов). Номер счета плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Приказом Минфина РФ № 148н уточнено, что формирование номера счета рабочего плана счетов (в разрядах 1 – 17 номера счета – соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в разрядах 24 – 26 – КОСГУ) должно осуществляться с учетом Инструкции № 174н.

Учет нефинансовых активов

В соответствии с положениями п. 22 Инструкции № 157н счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов (соответствующие счета аналитического учета счета 0 100 00 000) предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, относящихся согласно данной инструкции к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Приказом Минфина РФ № 148н уточнено, что указанные счета теперь также будут применяться для отражения информации об активах, переданных в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, об имуществе, являющемся объектом концессионных соглашений, и имуществе, составляющем государственную (муниципальную) казну.

Согласно п. 27 Инструкции № 157н фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) такие модернизация, дооборудование, реконструкция, перевооружение, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Согласно дополнениям передача вложений должна осуществляться на основании извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

В силу п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие условиям, указанным в этом пункте. Из положений данного пункта исключено словосочетание «на праве оперативного управления».

Кроме того, внесены изменения в порядок определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов. Напомним, что в целях ее определения при приобретении объекта нематериальных активов за плату, создании фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ. К указанным затратам относятся:

Затраты, учитываемые ранее

Затраты, включаемые в стоимость НМА в соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ № 148н

Суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации

Регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов

Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов

Суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов

Суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ

Расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ

Расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется

Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, выполняемым учреждением по договорам (контрактам)

Иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях

Учет финансовых активов

Согласно изменениям, внесенным в п. 199 Инструкции № 157н, на счете 205 00 000 «Расчеты по доходам», включающем аналитический код группы синтетического счета 60 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование», учитываются взносы на обязательное социальное страхование, до внесения изменений учитывались поступления от бюджетов.

Забалансовый учет

Согласно новой редакции п. 333 Инструкции № 157н на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование, объекты, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда), а также объекты движимого и недвижимого имущества, полученные в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.

Кроме того, уточнено, что счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» должен применяться не только финансовыми органами, но и учреждениями, осуществляющими функции главного администратора (администратора) доходов, в части невыясненных поступлений.

Действующая редакция ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (ред. от 12.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2010 г. N 19452

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:

Читайте так же:  Иск о возвращении денежных средств

1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2011 года.

4. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
«Об утверждении Единого плана
счетов бухгалтерского учета
для органов государственной
власти (государственных органов),
органов местного самоуправления,
органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению»
от 1 декабря 2010 г. N 157н

Очередные изменения в бюджетном учете: поправки в инструкции №157Н

В связи с внедрением с 01.01.2018 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора финансисты подготовили очередные поправки для приложений 1 и 2 к Приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – проект, Единый план счетов, Инструкция № 157н) [1] . Ознакомимся с основными новшествами.

Изменения в Едином плане счетов.

Планируется изменить названия некоторых счетов и их назначение, отдельные счета будут исключены и добавлены новые, а также будет скорректирована инструкция в бюджетном учете по применению счетов. В частности, предполагается:

  1. Исключить счета 101 40 000 «Основные средства – предметы лизинга», 102 40 000 «Нематериальные активы – предметы лизинга», 107 40 000 «Предметы лизинга в пути».
  2. Изменить названия следующих счетов и их назначение:

Прежнее название счета

Новое название счета

Нежилые помещение (здания и сооружения)

Прочие непроизведенные активы

Амортизация предметов лизинга

Амортизация прав пользования имуществом и неисключительных прав на РИД

Амортизация нежилых помещений

Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)

Амортизация инвестиционной недвижимости

Амортизация библиотечных фондов

Амортизация биологических ресурсов

Прежний номер счета

Новый номер счета

Амортизация движимого имущества в составе имущества казны

Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны

Новый номер счета

Основные средства – имущество в концессии

Непроизведенные активы – иное движимое имущество

Непроизведенные активы – в составе имущества концендента*

Некультивируемые биологические ресурсы

Прочие непроизведенные активы

Амортизация имущества в концессии

Амортизация имущества казны в концессии

Вложения в имущество концендента*

Вложения в биологические активы

Биологические активы, составляющие казну

Имущество концендента, составляющего казну*

Недвижимое имущество концендента, составляющего казну*

Движимое имущество концендента, составляющего казну*

Непроизведенные активы (земля) концендента, составляющего казну*

110 00 000 (включает соответствующие счета аналитического учета)

Затраты на биотрансформацию

111 00 000 (включает соответствующие счета аналитического учета)

Права пользования имуществом

112 00 000 (включает соответствующие счета аналитического учета)

Неисключительные права на РИД

113 00 000 (включает соответствующие счета аналитического учета)

114 00 000 (включает соответствующие счета аналитического учета)

Обесценение нефинансовых активов

Расчеты с прочими кредиторами года, предшествующего отчетному (ошибки)

Расчеты с прочими кредиторами иных прошлых лет (ошибки)

* Вероятно, в названиях счетов допущена неточность – должно быть «концедента», «составляющее казну», «составляющие казну» соответственно.

В связи с изменениями в Едином плане счетов будут внесены соответствующие поправки в текст Инструкции № 157н.

Изменения в Инструкции № 157н.

Исключены из Инструкции № 157н по бюджетному учету некоторые положения порядка ведения бухгалтерского учета, а именно дублирующие нормы Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Напомним, начиная с 2018 года, указанным стандартом определены, в частности: основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета, общий порядок признания (прекращения признания) объектов бухгалтерского учета, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Скорректирован порядок начисления амортизации основных средств в целях приведения Инструкции № 157н в соответствие с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – Стандарт № 257н):

  • на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами (в 2017 году данный порог составлял 40 000 руб.);
  • на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта ОС на забалансовом счете (в 2017 году данный порог составлял 3 000 руб.);
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию (в 2017 году данный порог составлял 40 000 руб.);
  • на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию (в 2017 году указанный диапазон составлял 40 000 руб.).

Изменения в бюджетном учете коснутся также забалансового счета 21, на котором ранее учитывались основные средства стоимостью до 3 000 руб. Теперь на нем необходимо учитывать объекты ОС стоимостью до 10 000 руб.

Соответствующие поправки будут внесены в п. 92 Инструкции № 157н. Но из текста проекта не совсем понятно, будет ли изменен порядок начисления амортизации в отношении нематериальных активов. В проекте приказа сказано: «В пункте 92 в абзаце третьем и далее по тексту цифры «40 000 рублей» заменить цифрами «100 000 рублей». Если этот пункт трактовать дословно, то поправки следует внести по всему тексту Инструкции № 157н и порядок начисления амортизации на объекты нематериальных активов будет следующим:

  • на объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при принятии объекта на учет;
  • на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

В заключение необходимо отметить, что на момент подготовки данного материала приказ, который вносит изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н, находится в стадии проекта. Поэтому его текст еще может быть изменен. По нашему мнению, проект еще будет дорабатываться, так как не все изменения в бюджетном учете, связанные с вступлением в силу федеральных стандартов государственного сектора, в нем учтены. Например, просятся поправки в п. 85 Инструкции № 157н, регламентирующем способ начисления амортизации. Напомним, что до 2018 года в указанном пункте был предусмотрен один линейный способ амортизации. Начиная с 2018 года в силу п. 36 Стандарта № 257н для начисления амортизации объекта основных средств предусмотрены три метода:

  1. Линейный метод – предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива.
  2. Метод уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой.
  3. Пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.

В целях формирования учетной политики учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или реализации полезного потенциала, заключенных в активе.

[1] На момент выхода данного номера в печать приказ находился на стадии проекта. При утверждении его текст может быть изменен.