Налог на количество окон

На этом пути встречалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в. поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как «право первой брачной ночи»), налоги за бездетность и т. д. [c.354]

НАЛОГ НА ОКНА И ДВЕРИ — старинная форма подомового обложения, пришедшая на смену обложению строений по дыму , т. е. по числу труб. Ставки дифференцировались но местностям, характеру построек, величине здания и т. п. действительная доходность при таком обложении не учитывалась. Взимание налога приводило к тому, что дома строились с минимальным количеством окон и дверей. Налог существовал во многих капиталистич. странах дольше всего сохранялся во Франции — до 1918 г. [c.68]

Налог на окна и двери — 68 [c.677]

ПОДАТЬ — простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. В Германии поголовный налог, введенный в XIV в., носил название П. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери (см.). В России первоначально П. облагалась земля (см. Посошное обложение), двор (см. Подворный налог). Существовали также стрелецкая П. — сбор на содержание войска и П. на выкуп плечных — полоняничные деньги (см.). Взимание П. с земли приводило к значительному сокрытию земельных участков, продажи земель монастырям, уходу крестьян с земли. В результате резко снижалось фискальное значение этих П. В дальнейшем царское пр-во в интересах увеличения доходов ввело подушную подать (см.), к-рая взималась с каждой мужской души, включая детей и стариков. С развитием капиталистич. отношений П. стала постепенно вытесняться поимущественными, подоходными и др. прямыми налогами. Сейчас П. применяются в нек-рых экономически слаборазвитых странах. [c.210]

ПОДОМОВЫЙ НАЛОГ —один из видов прямого обложения, объектом к-рого являются жилые дома и др. постройки (конторские, складские, торговые помещения и т. п.). П. н. возник в период раннего средневековья. Формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по внешним признакам по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, а также комнат, (см. Налог на окна и двери). С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения [c.210]

Получила широкое распространение в период феодализма. Название подати в Германии носил поголовный налог, введенный в 14 в. Во Франции податный характер имели налоги на окна и двери. [c.351]

Налог на окна в Англии

Последствия налога на окна, введенного королем Уильямом III в 1696 году.

В 17 веке стеклянные окна были очень дорогими и позволить себе их установку могли только богатые люди. Поэтому король Уильям III поступил весьма логично введя в 1696 году налог на окна. По сути, этот налог был налогом на богатство.

Преимуществом этого сбора было то, что окна невозможно было утаить от власти (в отличии от дохода). Поэтому, 1747 по 1808 года налог повышался шесть раз.

Введение налога привело к двум интересным для экономистов последствиям (помимо наполнения казны).

Во-первых, поскольку издержки содержания окон выросли, часть людей от них отказалась, что привело к интересных архитектурным решениям (дома с минимумом окон). В таких домах все время стоял мрак, что способствовало сырости, размножению грибка и болезням.

Во-вторых, упал спрос на стекло, что ударило по развитию это отрасли.

Во-третьих, сработал «эффект престижных товаров». Богатые аристократы, стараясь подчеркнуть свой статус, специально увеличивали количество окон в своих домах и замках (даже делали специальные надстройки с окнами).

В 1851 году налог был отменен.

Кстати, во Франции подобный налог, введенный Наполеоном, был гораздо страшнее. Налогом облагались не только все окна, но и наружные двери, и все другие внешние отверстия, служащие для входа, освещения и даже для притока воздуха. От налога освобождались только внутренние отверстия, и из внешних — заколоченные.

Налог на количество окон

Другим видом обложения недвижимых имуществ является подомовый налог. Этот налог стал практиковаться позднее поземельного, с которым он был прежде слит и из которого он постепенно выделился в самостоятельный налог. Возникновение подомового налога в виде самостоятельной формы обложения относится к тому времени, когда городская жизнь уже достигла известной степени развития и стала практиковаться отдача домов в наем. В настоящее же время дома образуют столь значительную и постоянную возрастающую долю народного имущества, и такая доля народного дохода ежегодно помещается в новые постройки, что теперь в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства обложению домов принадлежит видное место.

Лоренц Штейн указывает, как постепенно происходило усовершенствование подомового обложения, и что на разных степенях развития народного хозяйства практикуется 3 способа обложения домов: 1) обложение домов в поземельном налоге, 2) классный налог на дома, 3) налог на домовую ренту, т. е. на приносимый домами доход.

Обложение жилищ в виде сборов с очагов и дыма существовало уже в глубокой древности; но это была скорее форма личного или посемейного обложения. Впоследствии практиковался налог на окна и двери.

Позднейшим видом подомового налога явилось такое его устройство, при котором на каждое жилище стали смотреть, как на признак известного дохода у его обитателя, свидетельствующий о его податной способности.

Стали группировать дома в определенные классы, причем дом, по отнесении его в тот или другой класс, приравнивался известному имуществу или доходу и облагался соответствующим окладом налога. Так возникли классные налоги на дома, получившие особое развитие в Австрии. Но классификация домов всегда сопровождается некоторым произволом в выборе исходных пунктов для группировки домов по классам; при этом руководствуются разными признаками: числом жителей в городе, количеством этажей в домах и др. К тому же дома, отнесенные к одному классу обыкновенно представляют не вполне одинаковую ценность и приносят разные доходы, а облагаются в равной мере. А потому стали стремиться к приведению налога на дома в большее соответствие их доходности, и возникают налоги, взимаемые в размере определенного процента с предполагаемого дохода домов. Такой налог был введен в Пруссии в 1861 г.

Но для устройства такого налога необходимо предварительно произвести подомовый кадастр.

Объектом подомового налога при нынешней организации последнего является обыкновенно каждый жилой дом в городе. Деревенские постройки обыкновенно облагаются в поземельном налоге; строения же, предназначенные для промышленных и торговых целей, облагаются в налогах на торговлю и промыслы, так как они составляют часть вложенных в последние постоянных капиталов.

На вопрос, следует ли облагать только те жилые дома, которые приносят доход своим владельцам через отдачу в наем, или также и те, которые только служат помещением для их владельцев, — приходится высказаться за распространение налога на те и на другие дома, так как обстоятельство, что владелец дома сам живет в нем, равносильно получению им известного дохода.

Часто смешивают с подомовым налогом квартирный, полагая, что последний есть вид первого. Но их следует различать. В то время, как подомовый налог относится к числу реальных налогов на источники доходов, квартирный налог примыкает к личным подоходным налогам, хотя и является косвенным способом обложения доходов плательщиков.

Подомовый налог имеет своим объектом даваемый домом доход или ценность, представляемую домом и могущую стать источником дохода для домовладельца. Субъект подомового налога — домовладелец, а если окончательными его плательщиками при известных условиях оказываются квартиранты, то это совершается благодаря переложению налогов.

Напротив того, квартира всегда составляет предмет расхода; если же она кладется в основу обложения, то потому, что по ней заключают о доходах, получаемых квартирантом из разных источников. При существовании самостоятельного общеподоходного налога, квартирный налог явился бы двойным обложением одних и тех же доходов лица. С этой точки зрения квартирный налог во Франции, где нет общеподоходного налога вполне, уместен.

В современных податных системах подомовому налогу принадлежит обыкновенно видное место.

Существующий теперь в России подомовый налог появился сравнительно недавно.

В 1863 году мещане были освобождены от подушной подати. Сумма, отпадающая вследствие этого из доходов казны, была разложена на всех владельцев недвижимой собственности в городах. Эта мера сначала не коснулась Бессарабии и Сибири, но на первую она была распространена в 1870 г., а на вторую — в 1873 г.

Так возник у нас налог на недвижимую собственность в городах, посадах и местечках. В сущности, это не есть исключительно подомовый налог в смысле обложения одних жилых домов в городах, — а это налог на всякую доходную недвижимую собственность, расположенную на городской земле, как в черте города, так и вне ее, причем облагаются не только жилые дома, но и фабрики, заводы, бани, склады, сады, огороды и даже пустопорожние земли.

По закону названному налогу подлежат:

1) все недвижимые имущества, составляющие частную собственность;

2) из числа принадлежащих земству, городам, духовным ведомствам (как христианских, так и нехристианских исповеданий), благотворительным и ученым обществам и установлениям и учебным заведениям, те недвижимые имущества, или те части оных, которые посредством отдачи их внаем, приносят поход.

Не подлежат налогу:

1) имущества, содержимые непосредственно на счет государственного казначейства;

2) те, принадлежащие земству, городам и означенным выше ведомствам, обществам, установлениям и заведениям, имущества или части оных, которые не приносят дохода; 2 малоценные имущества, на которые пришлось бы налога менее 25 копеек; 3 дворцовые имущества;

5) имущества, находящиеся в заведывании Кабинета Его Императорского Величества, и

6) принадлежащие Удельному ведомству здания, в тех их частях, которые заняты под помещение Главного управления уделов и удельных округов.

От платежа налога с недвижимых имуществ освобожден навсегда г. Севастополь.

Наш государственный налог на городскую недвижимость является раскладочным налогом. Распределение его между губерниями происходит в законодательном порядке. Раскладка же суммы, назначенной с губернии, между городами, а в городах между владельцами имуществ предоставляется земским и городским общественным учреждениям.

Губернское земское собрание, а где земские учреждения не введены, то там Губернский распорядительный комитет распределяет губернский контингент налога между разными городскими поселениями губернии. При этом руководствуются сведениями о числе и ценности городских недвижимостей и о выгодах ими приносимых, собираемыми Уездными Земскими Управами, по соглашению с Городскими Управами.

Губернская раскладка печатается в губернских ведомостях и рассылается всем Городским управам, а где не введено Городовое Положение, Думам или заменяющим их учреждениям.

Раскладка суммы налога, следующей с каждого города, посада или местечка, между отдельными недвижимыми имуществами производится, по усмотрению Городских Дум, или Городскими Управами или назначаемыми Думами особыми раскладочными комиссиями; в городских же поселениях, в коих не введено Городовое Положение, эта раскладка производится особой раскладочной комиссией, члены которой избираются владельцами недвижимостей в том городе, посаде или местечке, где раскладка происходит.

Раскладка налога между отдельными недвижимостями происходит на основании стоимости оных. В основу раскладки может быть положена оценка городских недвижимостей для взимания с них городского сбора, если такая оценка существует в городе и будет признана Городской Управой или раскладочной комиссией удовлетворительной, но может быть произведена и самостоятельная оценка.

Читайте так же:  Отдел опеки и попечительства г уфы

Раскладочным комиссиям предоставлено право освобождать от налога отдельные бездоходные имущества, а также понижать оклады налога до наименьшего допущенного законом размера его, т. е. до 25 коп.; но от подобных льгот в пользу отдельных плательщиков не должна уменьшаться общая сумма назначенного на город налога

Произведенная вышеизложенным способом раскладка должна быть составлена и напечатана, для сведения всех подлежащих налогу лиц, не позже 15 апреля; в городских же поселениях, в которых нет типографий и будет встречено затруднение к напечатанию раскладки в других городах, раскладка выставляется в Думе или заменяющем ее учреждении на видном месте.

В течение месяца со дня объявления раскладки владельцам недвижимостей предоставляется подавать возражения на раскладку в Городскую Управу или раскладочную комиссию, которая обязана рассмотреть эти возражения и уведомить о своем решении лиц, подавших возражения. Недовольные решением Городской Управы или раскладочной комиссии могут обращаться с жалобами в Думу или заменяющее таковую учреждение.

Окончательное утверждение раскладки налога с городских недвижимостей совершается Думами или заменяющими их учреждениями, составляющими немедленно окладные листы, которые чрез городских сборщиков или чрез местную полицию и передаются по назначению не позже 1 сентября.

Налог уплачивается в один срок в течение сентября. Налог, не внесенный к 1 октября, считается недоимкой и взыскивается с наложением пени по одному проценту в месяц.

При своем установлении этот налог был назначен в сумме несколько большей двух миллионов руб.; затем сумма этого налога определялась ежегодно особым законом и постепенно увеличивалась.

В последнее время (с 1886 по 1892 г.) Министерство финансов собирало чрез податных инспекторов обильный материал по оценкам городских недвижимостей: были проверены оценки городских общественных учреждений посредством сравнения их со страховыми и залоговыми оценками и продажными ценами; была произведена также оценка доходности городских недвижимых имуществ путем определения при помощи опросов и выборки из документов валовой доходности имуществ и вычетом из таковой определенного таким же образом среднего процента на ремонт и прочие обязательные расходы по содержанию имуществ.

Добытые данные показали, что, во-первых, городские оценки недвижимых имуществ по большей части ниже действительности, и что, во вторых, распределение налога с городских недвижимостей между отдельными местностями Империи происходит неравномерно.

Ввиду этого, в 1893 г. сумма государственного налога с недвижимостей в городах, посадах и местечках была в общем повышена в 800 тыс. рублей в год, причем вклады в некоторых губерниях были повышены, а в других понижены.

В 1901 г. этот налог поступил в сумме 8.350 т. р. Особые сборы с недвижимых имуществ существуют в губерниях Царства Польского, в Закавказье, в Туркестане и на других окраинах России. Среди них наиболее существенное финансовое значение имеют сборы в городах, посадах и селениях Царства Польского, давшие в 1901 г. 6.125 т. р. Существовавшая в городах Царства Польского подымная подать Законом 3 июня 1902 г заменена налогом с городских недвижимостей в размере 10 % с чистой их доходности.

С 1898 г. подымная подать в городских поселениях Закавказья и Кубанской Области заменена налогом на недвижимости в городах, посадах и местечках.

Сверх государственного налога, с городской недвижимости взимаются еще земские и городские налоги, которые и образуют ее главное податное бремя.

В западноевропейских государствах городская жизнь развилась раньше и шире, чем в России, а потому и подомовый налог имеет там большее значение, чем у нас.

Лоренц Штейн говорит, что из существующих в настоящее время в разных государствах налогов на дома самый рациональный Австрийский подомовый налог. Но с таким мнением трудно согласиться.

Австрийский налог на дома крайне тяжел. Он составляет в среднем около 20%, а в больших городах доходит с надбавками до 40 % с наемной стоимости домов. И, хотя в Австрии было положено много забот на организацию подомового налога, тем не менее поступает много жалоб на неравномерность его раскладки.

В Австрии самостоятельное обложение домов, выделилось из поземельного налога в 1820 году. С нежилых строений взимается по прежнему поземельный налог, жилые строения облагаются подомовым налогом, но с находящейся под последними земли берется и поземельный налог.

В Австрии существуют два вида подомового обложения: процентный налог с доходов от домов (Hauszinsstener) и классный подомовый налог (Hausklassensiener). Первый налог взимается в местностях, где более половины зданий отдается в наем, со всех зданий, а в прочих местностях только с тех зданий которые отдаются в наем: в местностях, где меньше половины зданий отдается в наем, со всех не сдаваемых в наем жилых зданий взимается классный подомовый налог, причем классификация зданий происходит на основании числа их этажей и жилых помещений (комнат). При вычислении доходности домов, с которых взимается процентный налог, из валового дохода вычитается известный процент на содержание дома и на погашение представляемого им капитала.

В последнее время обложение домов приносит государству и Австрии около 70 мил. крон и в Венгрии около 32 мил. крон.

В Пруссии подомовый налог также заключался прежде в поземельном и выделился из последнего только при преобразовании его в 1861 г. Взимание же самостоятельного налога на дома началось в Пруссии с 1865 г. Этому налогу подлежат жилые и промысловые строения с принадлежащими к ним дворами и садами, если последние не занимают больше 1 моргена пространства (сады, занимающие больше 1 моргена, платят поземельный налог).

По идее — это процентный налог на доход от домов, причем с жилых домов и с таких, которые служат и для жилья и для промысловых целей, одним словом, с домов по преимуществу жилых берется 4% с дохода; с помещений по преимуществу промысловых берется 2%, но театры и другие здания для увеселительных собраний отнесены в первую категорию и платят 4%. На практике при группировке строений по этим двум категориям встречается много затруднений. Так как было бы крайне трудно назначить для каждого строения особый оклад налога, соответственно его доходности, то Прусский налог на дома был устроен в виде классифицированного подомового налога по доходности строений. Каждый класс приравнивается определенному доходу, и все отнесенные к нему дома уплачивают одинаковый налог в размере законного процента с принятого дохода. Число классов не определено, так что они умножаются с возрастанием доходности строений.

Объектом налога считается валовой доход строения без вычетов на ремонт, страхование, погашение постоянного капитала и убытки.

В 1894/95 г. прусский подомовый налог дал государству около 40 мил. марок. С 1 апреля 1895 г. доходы от этого налога в числе других реальных налогов переданы общинам.

В Италии налог на дома также взимается в процентном отношении к их доходности, именно в размере 12 1 /2 процентов с их чистого дохода. Этому налогу подлежат одни городские строения.

Италия получает в последнее время от подомового налога около 90 м. лир в год.

Во Франции обложение домов совершается в составе поземельного налога и в виде налога на окна и на двери — contribu t ion des portes et des tenetres.

Налог на окна и двери был введен во Франции в 1798 г. в дополнение к квартирному налогу, установленному в 1791 г. вместе с личным налогом.

В настоящее время налогу подлежат не только все окна и наружные двери, но и все другие внешние отверстия, служащие для входа, освещения и даже для притока воздуха. От налога освобождаются только внутренние отверстия, и из внешних — заколоченные. Не освобождаются от налога и казенные квартиры чиновников.

На практике освобождаются от налога отверстия на фабриках, за исключением отверстий в жилых квартирах при фабриках. Хотя закон не дает для этого точных указаний, но в видах охранения здоровья рабочих, вошло в обычай не облагать отверстий на фабриках.

Взимание налога на окна и двери происходит по двум тарифам, из которых один определяет оклады налога для домов, имеющих от 1 до 5 включительно отверстий, другой — для домов, имеющих более 5 отверстий. Кроме числа отверстий, при назначении окладов налога принимается во внимание число жителей общины, в которой расположен облагаемый дом, именно низший размер налога взимается в общинах, имеющих менее 5 тыс. жителей, следующие оклады в общинах с населением в 5 — 10 тыс. человек и т. д.; высшую категорию образуют общины с населением свыше 100 тыс.

Низший оклад этого налога, взимаемый с жилищ с одним отверстием в общинах с населением не свыше 5 тыс., равняется 30 сантимам.

В тариф для домов, имеющих более 5 отверстий, на назначение окладов влияет характер отверстий, напр. ворота и магазинные двери облагаются выше обыкновенных окон и дверей. Этаж, в котором находятся облагаемые отверстия, также влияет на высоту налога.

Для Парижа, Лиона и Бордо составлены еще более сложные тарифы, в которых приняты во внимание и наемные цены домов и квартир.

Несмотря на то, что налог на окна и двери взимается по тарифам, он является раскладочным налогом в том смысле, что общий контингент его на все государство устанавливается законом. Эти два противоположных начала примиряются следующим образом: на каждую общину назначается известный контингент налога на окна и двери; этот контингент изменяется ежегодно согласно со сведениями о происшедших в течение истекшего года изменениях в числе отверстий домов, расположенных в общине. В пределах каждой общины назначаются оклады налога по тарифу, все они складываются, и если полученная сумма меньше требующегося контингента, то недобор распределяются между всеми домами пропорционально окладам по тарифу; если же получается сумма, превышающая требующуюся, то во всех окладах делаются пропорциональные скидки.

Налог на окна и двери, почти по общему признанию, является весьма нерациональным налогом. Принимаемые в основу его раскладки моменты, именно число жителей общины, род отверстий и этаж, в котором таковые расположены, — являются недостаточными признаками для определения налогоспособности. Здание с малым числом больших отверстий может представлять большую ценность, чем небольшой дом с большим количеством маленьких окон и дверей.

Главным же недостатком налога на окна и двери является то, что он, в сущности, сводится к налогу на свет и воздух, которые так необходимы для здоровья человека.

Французская практика может служить примером, как под влиянием этого налога сокращается количество отверстий в домах, причем многие посещения устраиваются с одним лишь отверстием, служащим и для входа, и для освещения и для притока воздуха.

Налог на окна и двери во Франции крайне непопулярен и отмена его стоит на очереди.

Этот налог приносит теперь около 64 мил. франков в год.

Как было сказано выше, налог на окна и двери не является во Франции единственным видом обложения строений. Рядом с ним взимается поземельный налог с застроенных недвижимостей, который до 1890 г. входил в состав раскладочного поземельного налога, а с 1891 г. выделен в особый долевой налог, взимаемый пропорционально наемной стоимости строений, причем при обложении домов вычитается 1 /4, а при обложении фабрик 1 /8 этой стоимости на погашение капитала и на содержание и ремонт строений. Перед этой реформой в течение времени 1885-1890 г. была выполнена оценка строений. Налог был назначен в размере 3,20% с чистого дохода от строений.

Читайте так же:  Смерть страхователя по осаго

Государственный доход от этого налога (contribution fonciere sar les prorprietes baties) дает теперь около 90 мил. франков в год.

Можно предполагать, что Франция, вводя у себя налог на окна и двери, подражала при этом Англии, где подобный налог возник в конце ХVII века и продержался более 150 лет. Впоследствии к этому налогу присоединился налог на дома по наемной стоимости квартир, отмененный в 1834 г. Налог на окна и двери был отменен в Англии в 1851 г., с введением вместо него налога на жилые строения — inhabited houses duty.

Этот налог взимается пропорционально наемной стоимости домов.

С домов, служащих только для жилья, налог взимается в размере 3 3/4% их наемной стоимости, а со зданий, служащих и для жилья и для промысловых целей, налог берется в размере 2 1 /2% их наемной стоимости. Дома, наемная стоимость которых не превышает 20 фун. ст. в год , освобождаются от налога.

В 1900/1901 г. Англия получила от этого налога 1.701 т. ф. ст.

В Великобритании в 1699 году ввели налог на окна: за каждый дом необходимо было платить 2 шиллинга в год плюс 4 шиллинга, если в нем больше десяти окон, или плюс 8 шиллингов, если окон было больше двадцати. Реакция не заставила себя долго ждать: налогоплательщики заколачивали окна, а в Эдинбурге был построен целый квартал домов вообще без окон. Налог просуществовал до середины 19 века.

Он представлял собой налог на стекло и стал важной социальной, культурной и архитектурной движущей силой в Англии и Шотландии, а потом во всей Великобритании в 17-18 вв. Показательно, что некоторые строения того периода имеют окна, заложенные кирпичами. Производство стекла тогда было дорогим, и использование его для окон и других целей из-за дороовизны стало практически невозможным. Налог на окна, введенный в 1696 году королем Уильямом III, фактически был задуман как налог на богатство, но потом стало обычным механизмом получения дохода на прибыль.
Самые богатые семейства использовали этот налог, чтобы отделиться от людей среднего достатка. Они покупали загородный дом или замок, чья архитектура подразумевала максимально возможное использование окон. В крайних случаях они надстраивали окна на несущих стенах.
Налог на окна просуществовал до 1851 года, а потом был заменен другим, который можно считать основой современного муниципального налога.
Некоторые специалисты утверждают, что выражение «кража дневного света» появилось благодаря этому налогу, но первая запись о том, что у кого-то украли дневной свет, датируется 1949 годом, а это столетия спустя после оконного налога, и потому кажется вовсе невероятным.

Подобный налог, введенный Наполеоном, существовал и во Франции с 1798 по 1926 год и назывался налогом на двери и окна.

В Голландии, во времена средневековья, тоже существовал налог на окна. Именно поэтому в Амстердаме встречаются очень узкие фасады у старинных домов.

Ответом на загадку про окна будет этот рассказ про налоги.

Читайте, и да найдут внимательные ответ среди множества букв!

Один из очень важных вопросов при покупке дома или апартаментов — это налог на недвижимость. Ясно, что цена и местоположение важнее, но, скажем, в Нью Джерси пренебрегать размером налога на недвижимость никак нельзя. Более того, иногда сложно определить является ли налог производной от цены и местоположения или наоборот, рыночная цена зависит от величины налога.

Но, прежде чем рассказать как нынче считают этот злосчастный налог и куда он идет, я нагружу ваши мозги коротким (или не очень) экскурсом в историю. Да, это очередная глава в копилку бесполезных знаний.

Идея собирать налог с домовладений возникла очень давно. И надо обязательно упомянуть, что любой новый налог возникает тогда, когда в казне дыра. Например, в Англии во второй половине 17-го века посчитали, что королевской семье необходимо дополнительно 1 миллион 200 тысяч фунтов для покрытия разного рода дополнительных расходов в год. Ну а где их взять? Правильно. Давайте новый налог введем. Так в 1662 году английский Парламент и сделал. И все жители Англии стали платить налог на печную трубу. Надо отдать должное налоговикам того времени. Налоги были простые и легко администрировались. Подходишь к дому и видишь сколько налога нужно собрать. Дом бедняка — очевидно, что одна печь. Дом побогаче, в нем и труб больше. В итоге, два шиллинга с трубы в год, а королеве на расходы приличная сумма набегала.

Интересно, что некоторые виды налогов приводили с серьезным изменениям в архитектурных стилях. Например, введеный в Англии в 1784 году, налог на кирпичи составлял 4 шиллинга за тысячу кирпичей использованных в здании. Чтобы платить меньше, люди стали заказывать кирпичи большего размера. Логично, ведь! Легко отличить кирпичные стены постройки до 1784 года и после. Есть мнение, что апогеем этого процесса, стал возврат к строительству деревянных каркасных домов с деревянной же облицовкой досками. В конце концов, в 1850-м году налог был отменен, как вредящий развитию промышленности.

Похожая история случилась и с налогом на бумажные обои в 1712 году. Корона пыталась брать дань с продажи каждой партии обоев. Это тоже была разновидность налога на недвижимость. Но люди научились обходить этот налог почти сразу. Вместо покупки готовых обоев, они покупали рулоны чистой бумаги и после поклейки брали трафарет и наносили нужный узор на стену. Налог, кстати, просуществовал до 1836 года.

Но вернемся к налогу на печные и каминные трубы. Дома стали строить больше и выше. В городах стали появляться особняки. Многие многоэтажные дома могли иметь сложную систему отопления и малое количество печных труб. Тогда-то и появился еще один способ налогообложения недвижимости — в зависимости от количества окон. Более того, в отличие от налога на дымоходы, налог на окна был прогрессивным. Чем больше окон, тем выше ставки. Именно поэтому, иногда, можно встретить старые дома с оконными проемами, заложенными кирпичом. Просуществовал этот налог в Англии с 1696 по 1851 года. А во Франции аж до 1926 года.

Ну а что в Америке? Как тут с налогом на недвижимость дела обстоят?
Будучи колонией, Америка имела и имеет много общего с Европой в части налогообложения собственности. Есть очевидный тренд по снижению доли налога на недвижимость в доходах штатов и муниципалитетов. На графике это хорошо видно.

Причем для штатов сейчас этот источник совсем не играет никакой роли, а вот муниципалитеты все еще сильно опираются на этот вид налога. Особенно в Нью Джерси. Многие города настолько зависят от сбора этого налога, что любое решение принимается через призму того, как оно повлияет на рыночную стоимость домов и, соответственно на сбор налога. Как вы уже понимаете, рассчитывается налог на недвижимость исходя из рыночной стоимости дома или апартаментов. Примерно каждые 10 лет в городе «праздник» — проводится инвентаризация имущества. Так и хочется сказать, что в этот момент город закрывают на переучет. В реальности, специально обученные люди, оценщики, заходят в каждый дом и описывают его. Это дает возможность посчитать сколько стоит каждый конкретный дом и сколько стоят все дома города вместе.

Учитывается все: размер участка земли, отапливаемая площадь дома, возраст строения, местоположение, количество спален, ванных комнат и кухонь. Отдельная история про всякие эксклюзивы типа лифтов, теннисных кортов, и даже хоккейных площадок. А далее, простая математика. У города есть бюджет с доходной и расходной частями. Ну а поскольку жить надо по средствам, то доходы должны покрывать расходы. Хотят жители красивый внедорожник мэру купить — нет проблем. За ваши налоги любой каприз. Хотя может лучше детскую площадку в парке сделать на эти деньги? Или получше подсветить переходы пешеходные? Не забудем, что местная власть выбирается прозрачно. Еще не забудем, что документация по расходам и доходам доступна всем желающим. Особенно отметим, что города в Джерси маленькие (около 20 тысяч жителей). Короче, много не украдешь в такой ситуации. А захочешь поднять налоги — хрен перевыберут. Поэтому любое серьезное решение, приводящее к увеличению налога на недвижимость проходит через долгое обсуждение и часто через городской референдум. Я писал о таком референдуме в Милбурне год назад примерно — https://kirill-gurevich.livejournal.com/4089.html

Да, важный момент: основная часть собранного налога идет не в городской бюджет. Городу достается около 20-25%. Графство получает около 10%. А от 50 до 80% процентов налога на недвижимость идет на финансирование местных школ. Школьный бюджет формируется из налога на недвижимость и грантов штата. Это, в том числе, позволяет поддерживать высокий рейтинг ньюджерсийских школ. В итоге, фактически, твой налог идет на финансирование того, чем ты сам пользуешься. И даже, если детей у тебя нет, то высокий рейтинг школ дает хорошую прибавку к стоимости недвижимости.

Интересные факты

Самые интересные факты обо всем на свете


В 1696 году в Англии был введен налог на окна. Налог взимался не с каждого окна — хозяева домов, имевших от 10 до 14 окон, должны были уплачивать одну сумму, от 15 до 19 окон – другую и т.д. Изначально налог на окна был введен, чтобы пополнить королевскую казну Вильяма III.

С 1747 по 1808 годы налог поднимался шесть раз. Его было довольно легко собирать – ведь все окна были видны с улицы. Применение налога на окна привело к тому, что в английских городах стали строить здания с меньшим количеством окон, а то и вовсе – без них. Плохо налог сказался и на производстве стекла. В 1851 году производство стекла в Англии оставалось на том же уровне, что и 50 лет назад – не смотря на большой прирост населения страны.

Английские медики того времени жаловались, что из-за злосчастного налога в стране стали строить многоквартирные дома без окон. В таких квартирах царили мрак и сырость – именно оттуда распространялись разного рода эпидемии.

В конце концов, в 1851 году налог на окна был отменен – его заменил домовой налог. Некоторые специалисты утверждают, что выражение «кража дневного света» появилось благодаря этому налогу, но первая запись о том, что у кого-то украли дневной свет, датируется 1949 годом, а это столетия спустя после оконного налога, и потому кажется вовсе невероятным.

Подобный налог, введенный Наполеоном, существовал и во Франции с 1798 по 1926 год и назывался налогом на двери и окна.

Влияние налога на окна на светопрозрачные конструкции

Многие, прочитав заголовок, вероятно, удивятся, узнав, что такой налог вообще существует. Налог на окна — выходец из Европы и, невзирая на то, что данному фискальному побору более 300 лет, он действует и сегодня, сообщает портал ОКНА МЕДИА.

Налог на окна, ставший своеобразным налогом на роскошь был инициирован в 1696 году в королевствах Англии и Шотландии и действовал в течение 17-го и 18-го столетий. Это была эпоха, когда лишь богатым и обеспеченным людям было реально позволить себе такую роскошь, как жилье с несколькими окнами. С целью оптимизации оконного налогообложения владельцам просторных домов приходилось идти на хитрость, поэтому они старались использовать в строительстве больше кирпича, таким способом снижая площадь остекления.

Читайте так же:  Доверенность в страховую компанию росгосстрах

Налог на стекло – в первой редакции

Фактически это был налог на стекло, переросший в важную социальную, культурную и архитектурную движущую силу в Англии и Шотландии, а со временем и по всей Великобритании. Как известно, производство листового стекла в то время было весьма дорогостоящим, и применение его как для окон, так и для других целей из-за данного налога становилось практически невозможным. Поэтому неудивительным является тот факт, что некоторые постройки того периода имеют оконные проёмы, наглухо заложенные кирпичами.

Изначально налог на окна, введенный королем Уильямом III, задумывался как налог на роскошь, но со временем превратился в обычный механизм получения дохода на прибыль.

Популярный в Великобритании побор оказал по-разному влияние на местную классическую архитектуру. С одной стороны, самые амбициозные богатые семейства доходили до того, что стали использовать этот налог, дабы выделиться на фоне сограждан, имеющих средний достаток. Они приобретали замки или загородные дома, чья архитектура предполагала максимально возможное количество окон. Одной из крайностей той эпохи стала тенденция надстраивать окна на несущих стенах.

Эта очередная попытка наполнить казну, с другой стороны вызвала тотальный отказ от окон у бедняков, им приходилось, напротив, закладывать оконные проемы кирпичами. Стоит отметить, что многие, чтобы не портить внешний вид домов, просто-напросто рисовали на них окна.

Удивительный налог на окна просуществовал вплоть 1851 года, а позже был заменен другим, положившим основу современного муниципального налога.

Налог на окна – во втором чтении

По версии некоторых специалистов, появлению выражения «кража дневного света» способствовало введение именно этого налога. Однако, другие уверяют, что первое письменное упоминание о том, что у кого-то похитили дневной свет, относится 1949 году, что представляет несоизмеримо большую временную дистанцию после оконного налога. Не только данные противоречивые версии кажутся невероятными, но и введение самого налога.

Тем не менее, кажущийся курьёзным налог получил распространение и в стране тюльпанов и корабелов — Голландии. В голландской версии уникальный налог на окна гласил, чем больше окон, тем большая сумма поступлений полагается для внесения в государственную казну. Суть его заключалась в том, что при наличии в доме трёх окон налог был умеренным, а при возрастании числа окон до четырёх или пяти, налог мог взиматься в двойном, а пророй и в тройном размере.

Введение данного налога привело к формированию специфической архитектуры, нацеленной на минимизацию окон. В результате старинные дома в Голландии представляют собой очень узкие помещения. В Амстердаме имеется сооружение , ширина которого едва превышает 1 метр.

Упоминание об оконном налоге встречается и для других стран, в том числе России, однако, видимо его срок действия либо влияние на культурную и экономическую сторону жизни этих стран были незначительным, поэтому информация об этом достаточно скромная.

Наполеоновское наследие – налог на окна и двери

Однако, более всех в оконном налогообложении преуспела Франция, где ещё в наши дни обложение домов совершается в виде налога на окна и на двери.

Исторически налог на окна и двери был введен в наполеоновскую эпоху в 1798 году, как дополнение к квартирному налогу, установленному вместе с личным налогом в 1791 году. Так что великий человек «наследил» в истории не только, как герой бесчисленных баталий и реформ, но и как законодатель налоговой, а следовательно и оконной моды.

В существующей современной версии настоящим налогом облагаются не только все окна и наружные двери, но также другие внешние отверстия, которые служат для освещения, входа и притока воздуха. От данного налога освобождены лишь внутренние отверстия, а из внешних исключение составляют заколоченные. Под действие налога на окна и двери подпадают даже казенные квартиры чиновников. Фиск освобождает от налога на практике отверстия на фабриках, кроме светопрозрачных отверстий жилищного фонда при фабриках.

Практически взимание налога на окна и двери осуществляется по 2-м тарифам:
1 — для домов, которые имеют от 1 до 5 отверстий включительно,
2 — для домов, имеющих свыше пяти отверстий.

Помимо количества отверстий, при назначении ставки (окладов) налога принимают во внимание численность общины, где располагается облагаемый дом. Более низкий размер налога применяется к общинам, имеющим менее 5 тысяч жителей, следующая ступенька предписывает более высокие оклады для общин с населением 5 — 10 тысяч человек и так далее; замыкают этот налоговый ранжир общины с населением, превышающим 100 тысяч человек.

Ставка низшего оклада оконного налога, взимаемого с домов с одним отверстием, для общин с населением менее пяти тысяч достигает 30 сантимов. На тариф для домов, которые имеют более 5 отверстий, влияет характер отверстий. Например, в отношении ворот и магазинных дверей ставка налога выше, чем для стандартных окон и дверей. Помимо этого, этаж, на котором расположены облагаемые отверстия, также является влияющим фактором на высоту налога.

Для крупных городов, таких как Париж, Лион и Бордо внедрена еще более сложная тарифная сетка, которая принимает во внимание даже цены найма домов и квартир.

Невзирая на то, что оконный налог взимается по тарифам, это раскладочный налог в том смысле, что его общий контингент на уровне всего государства устанавливается законом. На практике примирение этих двух противоположных начал происходит следующим образом: для каждой общины назначают фиксированный контингент налога на окна и двери; однако он подлежит ежегодному пересмотру на основании сведений о происшедших в течение года изменениях в количестве отверстий домов, включённых в общину. Далее, в пределах каждой общины назначают оклады налога по тарифу, затем все они суммируются, и если итоговая сумма меньше требуемой фиском, то недобор распределяют между всеми домами пропорционально существующим окладам; а если сумма превышает предусмотренную расчётами смету, то во всех окладах пропорционально делаются скидки.

Нерациональный и непопулярный налог

Оконный налог по признанию экспертов всего мира является чрезвычайно нерациональным налогом. Лежащие моменты в основе его раскладки — численность жителей общины, род отверстий и этаж, где таковые расположены, — не являются достаточными признаками для объективного определения налогоспособности плательщика. На практике зачастую выходит, что здания с малым количеством больших отверстий могут представлять большую ценность, чем небольшие дома, но с большим числом окон и дверей маленького размера.

По мнению специалистов, основной недостаток налога на окна и двери заключается в том, что он, по сути, сводится к налогу на естественный свет и свежий воздух, необходимые для поддержания здоровья человека.

Практика французского налогообложения может служить примером, как иррациональный налог влияет на сокращение количества отверстий в домах. Для многих помещений характерным является наличие лишь одного отверстия, которое служит, как для входа, так для освещения и воздухообмена. Вероятно, появлению понятия «французское окно» мир обязан в немалой степени наполеоновскому налогу на окна.

Неудивительно, что налог на окна и двери в стране крайне непопулярен и специалисты прогнозируют, что его отмена не за горами. Переводя оконный налог в цифровое выражение, он приносит в казну на сегодняшний день порядка 64 миллионов франков в год.

Сопутствующие удивительные налоги

В силу того, что любой продукт в современном мире привык иметь дело с сопутствующими материалами, не будем изменять этому подходу в налогообложении и приведём примеры самых удивительных налогов, сопутствующих оконному налогу, исходя из функций окна.

Налог на воздух был инициирован в Византии. В основу данного налога была положена гипотеза, что воздух является собственностью всех и каждого в отдельности. Если маленькие постройки не несут угрозу воздушного голодания, то возведение больших зданий значительно ущемляет возможности людей пользоваться этим бесценным природным даром, поскольку большие и объемные жилые сооружения забирают большее количества воздуха. Иными словами, владельцы, таких зданий «узурпируют» воздух, чем лишают законного права пользования остальных граждан. Примечательно, что налоговая ставка была прямо пропорциональна размеру здания.

Налог на тень был введен в Венеции в 1993 году. Платят его все заведения, в которых тень от тентов и зонтиков падает на городские земли.

Налог на шум действует с 1980 года в аэропортах Цюриха и Женевы. Каждому взлетевшему самолету надлежит уплатить налог за создаваемый им шум.

Налог на пыль ввели в Армении после обсуждения вопроса об удалении излишков пыли во дворах санитарно-очистительными организациями. Согласно постановлению министерства экономики: страны, населению вменяется оплата расходов по удалению вездесущей пыли из расчета 1,91 драма за 1 кв. метр.

Налог на «порыв ветра» установлен британским парламентом в1997 году для крупного бизнеса. Он представляет собой единовременную выплату, получившую название Windfall Tax. Смысл данного налога состоит в том, что компаниям, которые получили слишком большие материальные выгоды в результате «тэтчеровской приватизации» 1980 года, надлежит внести в государственный бюджет сумму в размере 23 % от стоимости приватизированного имущества в 1997 году и его фактической продажной ценой в 1980 году. То есть британских олигархов обязали поделиться с обществом богатством, которое, образно выражаясь, им «надуло ветром».

Налог на солнце будет вынужден оплачивать каждый приезжающий в отпуск турист в Испанию на Балеарские острова, родину популярных курортов Майорка и Ибиса. Таким способом местные власти планируют повлиять на улучшение экологической обстановки на любимых островах российских туристов.

Когда новое налоговое законодательство вступит в силу, туристам придётся платить по 1 евро в день за место под солнцем на Балеарских островах. По предварительным подсчётам данный «смешной налог» может принести серьёзные деньги, которые будут пополнять ежегодно казну на 70 миллионов долларов.

Окно в законе

Завершая этот список неимоверного законодательства, хотелось бы упомянуть также невероятные законы об окнах, которых, к счастью, совсем немного.

К примеру, в Англии существует закон, запрещающий вывешивать кровать из окна. Связано ли это с особой конструкцией кроватей в Туманном Альбионе или способом размножения, неизвестно. Однако, этот абсурдный для восприятия россиянина закон является действующим и в наши дни.

В США оконное законодательство несколько скромнее, поэтому в штате Массачусетс запрещается только сверхзвуковой храп, доносящийся из окна. Исключением считаются случаи, когда все окна в спальне являются закрытыми надлежащим образом

В штате Арканзас запрещается любой персоне под каким-либо предлогом приближаться к окнам и дверям местных избирательных участков ближе чем на 15 метров. Закон активен в день выборов и в процессе подсчета голосов, что автоматически превращает в преступников всех избирателей штата.

Домовладельцы штата Мэн могут подвергнуться штрафным санкциям, если они не снимут рождественские украшения, в том числе с окон, до 14 января.

Почти как в сказке

По поводу смешных налогов с грустными последствиями хочется процитировать высказывание Принца Лимона из сказки «Приключения Чиполино», который заявил, что с тех пор как был введён налог на воздух, мы стали меньше дышать! Надеемся, что наше налоговое законодательство будет благоразумно в отношении новых налогов и российскому рынку не придётся столкнуться с очередной версией Налога на окна и двери.