§ 6. Ответственность международных организаций

Международно-правовые нормы об ответственности международных организаций пока не кодифицированы. Комиссия международного пра­ва ООН на своей пятьдесят третьей сессии в 2001 г. постановила присту­пить к разработке проекта статей об ответственности межправительст­венных организаций.

Ответственность международных организаций основывается на их правосубъективности и непосредственно вытекает из нее.

В настоящее время в ряде договоров содержатся положения об от­ветственности международных организаций. Так, например, ст. 57 Уста­ва ООН предусматривает ответственность специализированных учрежде­ний ООН в соответствующих областях (экономической, социальной, культуры и т. д.). В соответствии с Договором о космосе 1967 г. между­народная организация несет ответственность за выполнение положений данного Договора, если она осуществляет соответствующую деятель­ность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела (ст. VI). Согласно ст. V и XII Конвенции о международной ответст­венности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. меж­дународная организация, осуществляющая или организующая запуск космического объекта, несет ответственность за любой причиненный этим объектом ущерб. Несут ответственность и участвующие в такой ор­ганизации государства.

Ответственность международной организации наступает при право­нарушении независимо от того, нарушена ею (ее органами) норма меж­дународного права, норма внутреннего права организации или норма внутригосударственного права.

Международные организации могут выступать субъектами ответст­венности по международному публичному и международному частному праву. Чтобы международная организация несла ответственность, необ­ходимы наличие ее вины и нарушение обязательства, предусмотренного международно-правовой нормой, а также причинение ущерба или вреда.

Международные организации могут нести как политическую, так и материальную ответственность. Например, политическая ответствен­ность может наступить в случае принятия международной организацией дискриминационных решений, ущемляющих суверенные права государ­ства (группы государств) или затрагивающих их суверенитет; за наруше­ние соглашения о штаб-квартире с государством пребывания или согла­шений о сотрудничестве с другими субъектами международного права.

Материальная ответственность международной организации может наступить за нанесение ею ущерба в процессе деятельности (например, деятельности в космическом пространстве), за невыполнение междуна­родных обязательств, где стороной является эта организация; за нанесе­ние ущерба источником повышенной опасности (например, автомоби­лем или судном ООН); за нарушение контрактов; несоблюдение сани­тарных норм и др.

Глава VII. Ответственность в международном праве

родные организации, так как они имеют специфические особенности: не получили развития конкретные формы политической и материальной ответственности; при наступлении материальной ответственности наря­ду с международной организацией, как правило, несут ответственность государства — члены этой организации.

Международная организация может быть привлечена к международ­ной ответственности за нарушение мконодательства страны пребывания ее штаб-квартиры. Правительства многих стран приняли законодатель­ные акты о статусе международных организаций, находящихся на их территории, и их служащих, за нарушение которых международные ор­ганизации могут быть привлечены к материальной ответственности.

Международная организация несет ответственность за противоправ­ные действия своих исполнительных органов и персонала. Например, в 1957—1965 гг. ООН заключила соглашения с Бельгией, Грецией, Ита­лией, Люксембургом и Швейцарией о возмещении ущерба, причиненно­го гражданам этих стран и имуществу этих граждан вследствие операций Вооруженных сил ООН в Конго.

В 2002 г. Комиссия международного права по поручению Генераль­ной Ассамблеи ООН приступила к разработке темы «Ответственность международных организаций». Комиссия в течение 3—5 лет должна под­готовить проект статей об ответственности межправительственных орга­низаций.

Формы государственного правления

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в го­сударстве.

По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на­следству, независимо от воли избирателей.

Монархии делятся на абсолютные и кон­ституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

Монархия как форма правления сохраняется сегодня в 1/3 стран мира.

В республике источником власти является народное большинство, и высшие орга­ны власти формируются народом. Выделяют три вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право парламента отправить правительство в отставку).

а) является номинальным гла­вой государства (т.е. его пол­номочия ограничены предста­вительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, пар­ламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

а) формирует правительство;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Суть парламентской республики заключается в том, что законодательная и ис­полнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

Президентская республика.

В президентской республике члены правительства назна­чаются президентом и подот­четны только ему (т.е. правительство форми­руется президентом).

а) является одновременно главой госу­дарства и главой исполнитель­ной власти;

б) избирается народом;

в) политической ответственно­сти перед парламентом не не­сет (т.е. парламент не может отправить возглавляемое президентом правительство в отставку).

Однако сильный, обладающий исполнительной властью президент ограничен как минимум двумя существенными «но»:

1) президенту нужна поддержка пар­ламента в вопросах бюджета;

2) он не может распустить пар­ламент.

Первое «но» связано с меха­низмом сдержек и противовесов, на основе которого функционирует система государственной власти в президентской республике. Меха­низм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской республики, где правительство формируется парламентом, здесь парламент и президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения физического состава прави­тельства, т.е. не име­ет права отправить правитель­ство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого влияния парламента на по­литику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюдже­та. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важней­ший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в усло­виях, когда парламент не может отправить правительство в отставку.

Второе «но» связано с тем, что президент в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной власти в его руках как главы исполнительной власти. Тем самым нарушается основополагающий принцип демократии – разделение властей. В парламентской же республике президент может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава государства выступает в качестве арбитра в случае спора между парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинте­ресованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

г) является верховным главнокомандующим;

д) имеет право отлагательного вето на решения парламента (т.е. право возврата закона на повторное рассмотрение в парламент. Это означает, что у президента есть право утверждения законов, принятых парламентом).

Последние две черты являются общими для президентской и полупрезидентской республик.

а) решает вопросы бюджета;

б) имеет право вето на должностные назначения президента;

в) вправе начать процесс им­пичмента против президента.

Сутью президентской республики является сотрудничество законо­дательной (в лице парламен­та) и исполнительной (в лице президента) власти.

Полупрезидентская республика.

В полупрезидентской республике правительство:

а) формируется совместно пре­зидентом и главой правитель­ства;

б) несет двойственную ответст­венность: перед президентом и перед парламентом (это означает, что правом отставки правительства обладают как президент, так и парламент).

а) избирается народом;

б) имеет право распустить пар­ламент;

в) имеет право единоличного введения чрезвычайного по­ложения, но на это время ут­рачивает право роспуска пар­ламента.

а) контролирует правительство через утверждение ежегодного бюджета;

б) может вынести правительст­ву вотум недоверия.

Сутью полупрезидентской республики является смешение черт парла­ментской и президентской рес­публик.

§1. Политическая ответственность государств

Совершая международные правонарушение, государство- правонарушитель покушается не только на охраняемые международным правом интересы потерпевшего государства, но и наносит вред всему международному сообществу государств, подвергает опасности международный мир и безопасность.

Субъектами права международной ответственности являются субъекты международного права. Международные организации несут ответственность за собственные деяния, т.е. за действия своих органов и должностных лиц. Международным судом было сформулировано ряд положений, согласно, которым ООН, как международная организация, может быть субъектом права международной ответственности, отстаивая свое право на обеспечение соблюдения обязательств, принятых в отношении Организации. После завершения работы над Статьями об ответственности государств Комиссия в 2002 г. начала работу над проектом статей об ответственности международных организаций.

Как отмечалось выше, правосубъектность физических лиц в доктрине международного права, представляется весьма спорным вопросом. После решения Международного суда по делу «Барселона Тракшн», признавшего существование обязательств в отношении международных сообществ, в международно-правовой литературе широко обсуждался вопрос о возможности признания международного сообщества в качестве специфического субъекта международного права. Однако, исходя из основных признаков, обязательных для всех субъектов международного права, нетрудно установить, что международное сообщество не отвечает данным критериям. Оно не в состоянии пользоваться вытекающими из этого статуса правами, а следовательно и нести соответствующие обязанности.

Государства являются основными субъектами международного права, а соответственно и международно-правовой ответственности. «Между тем совершенствование механизма действия международного права является необходимым условием повышения его эффективности»46. Таким образом, для более четкого понимания ответственности государств, необходимо иметь представление о видах и формах ответствешюсти государства- правонарушителя.

В международно-правовой литературе юридические последствия международного правонарушения, как правило, именуются видами и формами международно-правовой ответственности.

В правовой науке нет единого мнения относительно классификации юридической ответственности. Некоторыми авторами в зависимости от субъекта выделяют индивидуальную и коллективную ответственность, в зависимости от органа привлекающего к ответственности — судебную, административную и т.п. Однако традиционно (И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, В.И. Гойман, С.А. Комаров и др.) юридическую ответственность принято классифицировать по отраслевой принадлежности на четыре вида: уголовную, гражданско-правовую, административную и дисциплинарную.

Однако многими авторами отождествляются термины «виды международно-правовой ответственности» и «формы международно- правовой ответственности», так если бы они определяли одни и тс же понятия. Существует прямая зависимость видов и форм международно- правовой ответственности от степени социальной опасности правонарушения и характера причиненного ущерба. Как верно указывает Ю.В. Петровский, количественные характеристики, заложенные в объеме международно- правовой ответственности, служат основой качественных, предопределяемых характером международных правонарушений, различий в видах и формах международно-правовой ответственности. «Правильно было бы различать вид ответственности — понятие, определяющее общее содержание данных последствий международного правонарушения, их юридический характер, и форму ответственности — родовое понятие по отношению к форме ответственности»47.

Виды международно-правовой ответственности представляют собой условное разделение последствий международного правонарушения с учетом наиболее характерных-признаков ущерба. На наш взгляд, международно- правовая ответственность государств имеет два вида — политический и материальный. Однако и эта классификация не является единственной. Это связанно, прежде всего, в расхождении во взглядах по вопросу о том, какими терминами характеризовать понятие политической ответственности государства-правонарушителя. Для обозначения политической ответственности государства использовалось, по крайней мере, три термина: моральная, нематериальная и морально-политическая ответственность. Вот, например, Ф.И. Кожевников в своих работах выделяет такие виды международно-правовой ответственности, как политическая и моральная48, при этом делает оговорку, что данная классификация носит условный характер, поскольку любая ответственность субъектов международного права является политической. Практика выделения моральной ответственности в отдельный вид была подвергнута резкой критике Г.И. Тункиным на основании того, что «моральная ответственность может пониматься как ответственность не правовая, а вытекающая из правил международной морали. Затем, по существу правильнее говорить в этом случае о политической ответственности, так как так называемое моральное удовлетворение, которое имеется в виду, является политической акцией»49. Термин «политическая международно-правовая ответственность» использовался в совершенно конкретном значении — в смысле возложения на государства-правонарушителей обязанности произвести в соответствии с принципами и нормами международного права возмещения причиненного вреда, не имеющего материальный характер, посредством соответствующих действий нематериального характера: восстановления прежнего правового состояния, сатисфакции и т.п. Однако и квалификация на материальную и политическую международно-правовую ответственность у многих авторов вызывает сомнения. Так, М.Х. Фарукшин писал: «По нашему мнению, неточным и не совсем оправданным является выделение в качестве самостоятельной формы политической ответственности государства. Правильнее было бы говорить о материальной и нематериальной (и в том и другом случае политической) ответственности государств»50. Поскольку поведение государства, в том числе и международно-противоправное, является поведением политического социального организма, любой вид ответственности государства в международной сфере имеет политический характер. Таким образом, по мнению М.Х. Фарукшина, использование термина «нематериальная ответственность» будет точно отражать последствия нематериальных мездународно-правовых обязательств, возлагаемых на государство за причинение вреда политического и материального плана, обязанность возмещения которого имеет место в соответствии с принципами и нормами международного права.

Читайте так же:  Оформить результаты эксперимента

На практике политический и материальный виды международно- правовой ответственности государства-правонарушителя тесно переплетены, так как зачастую ущерб, причиненный международным правонарушением, носит как материальный, так и политический характер, однако это не означает отрицания целесообразности выделения отдельных видов международно-правовой ответственности государства. Такое деление видов международно-правовой ответственности на соответствующие формы ее реализации дает возможность правильной оценки различных по своей природе последствий международных правонарушений, и тем самым облегчает задачу установления объема ответственности государства- правонарушителя. В отличие от видов ответственности государства-правонарушителя, ее формы представляют собой конкретные способы, с помощью которых это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым несет соответствующие наказание.

Международно-правовая литература свидетельствует о наличии различной доктринальной трактовки форм международной ответственности. Одни авторы (их большинство) традиционно относят к формам политической ответственности сатисфакции, репрессалии, реторсии и санкции, а к формам материальной ответственности — субституции, репарации и реституции; другие — выносят за рамки форм ответственности санкции, рассматривая их в качестве мер принуждения, которые служат средством, обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление международного правопорядка и т.п.; третьи — ставят под сомнение такие формы ответственности как санкция и реституция; четвертые — полагают целесообразным помимо санкций и реституций исключить из числа форм ответственности субституцию и ресторацию51.

Наличие столь разноплановых подходов к проблеме определения форм ответственности, по мнению В.А. Василенко, обусловлено комплексом причин. Таких как:

S отождествление представителями доктрины разноплановых по своей природе последствий международного правонарушения и отнесения их к формам ответственности; S неоднозначность доктринальной трактовки понятия «санкции» при использовании его для квалификации последствий международного правонарушения и определение форм ответственности за международные преступления;

S стремление вычленить явление ответственности (в узком смысле) и ее форм среди иных последствий международного правонарушения.

Исходя из доктрины международного права, представляется, что любое международное правонарушение предполагает следующий комплекс последствий: восстановление государством-правонарушителем status quo ante; несение государством-правонарушителем ответственности; использование мирных согласительных средств урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности; обращение потерпевших субъектов в случае необходимости к принудительным средствам обеспечения ответственности.

С учетом сказанного проанализируем утвердившиеся в практике и признанные доктриной формы ответственности государств в рамках каждого из ее видов.

Политическая ответственность возникает в случае нарушения субъектом международного права какого-либо международного обязательства.

Международные правонарушения — это действие или бездействие субъекта международного права, нарушившего нормы международного права и наносящего другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, акты агрессии, посягательства на территориальную целостность, нарушение обязательств по договорам и др.)1.

Общий состав международного правонарушения включает в себя такие элементы как: •

объект противоправного деяния; •

противоправное поведение государства, выражающееся в действиях или бездействии его органов; •

вред, являющийся следствием противоправного поведения государства; •

причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями2.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.) Однако необходимо учитывать, что они не всегда идентично приняты во внутреннем законодательстве.

Международный деликт — это противоправное действие (или бездействие), наносящее вред отдельному государству или ограниченному кругу субъектов и выразившееся в несоблюдении нормы права.

Особо опасные деликты, подрывающие существенные основы международного права именуются международными преступлениями.

Международное преступление — это особо опасное международно- правовое деяние, возникающие в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов всего международного сообщества. 1

Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М. 2003. С. 231. 2

Курс международного права. В семи томах. Т.З, отв. ред. Ушаков Н.А. М.: Наука. 1990. С. 210.

На основании анализа доктрины и практики международного права, в рамках политического вида международно-правовой ответственности, считаю целесообразным, выделить следующие формы:

Сатисфакция. В доктрине и практике международного права сатисфакция понимается как форма возмещения морального вреда причиненного международно-противоправным деянием. Ученые- международники рассматривают концепцию двух видов сатисфакции — ординарной и чрезвычайной.

Ординарная сатисфакция, по мнению Я. Броунли, «преследует три цели, которые часто носят кумулятивный характер: принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного посредством салюта флагу или выплаты возмещения; наказание виновных. и принятие мер к предотвращению повторения нарушения»52.

В теории международного права встречаются следующие средства осуществления ординарной сатисфакции: 1.

принесение извинения потерпевшему государству; направление особой делегации со стороны государства-правонарушителя для принесения извинения; 2.

заверение о недопущении повторения аналогичных международно-противоправных деяний в будущем; 3.

осуществление мер церемониального характера путем отдания почестей флагу или исполнение гимна потерпевшего государства; 4.

предоставление объяснений официального характера; 5.

признание факта правонарушения; 6.

выражение соболезнования; 7.

отстранение должностных лиц, чьи действия причинили вред физическим или юридическим лицам потерпевшего государства и т.д.; 8.

придание национальному уголовному суду граждан государства- правонарушителя, которые причинили ущерб потерпевшему государству.

Примером данного вида сатисфакции, на наш взгляд, может служить принесение Россией извинения Грузии за то, что в период вооруженного конфликта в Чечне 9 июня 1999 г. на грузинскую территорию с воздуха ошибочно были сброшены противопехотные мины53.

Чрезвычайной сатисфакцией принято считать, «выходящие за рамки простого удовлетворения различного рода временные ограничения суверенитета и международно-правовой субъектности государства, совершившего международное преступление»54.

В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: 1.

временное приостановление или ограничение прерогатив законодательных, исполнительных и судебных органов государства-правонарушителя; 2.

реформирование отдельных элементов политической системы, наличие которых способствовало совершению международного правонарушения; 3.

временная оккупация части или всей территории; 4.

международный контроль за использованием научного и культурного потенциала; 5.

меры по демилитаризации промышленности, сокращению вооруженных сил;

6. обязанность не оснащать их в будущем и не производить определенные виды оружия55.

В истории международного права ограничение суверенитета и международно-правовой субъектности государств было осуществлено в отношении Германии и ее союзников после второй мировой войны. По нашему мнению, данные способы возмещения вреда нельзя считать мерами морального удовлетворения. Речь идет о самых серьезных санкциях.

Существуют и другие критерии для классификации сатисфакции на виды. Так, исходя из положений Статей об ответственности государств, можно определить сатисфакцию через обязанность государства, несущего ответственность за международно-противоправное деяние, возместить ущерб, причиненный этим деянием, в той мере, насколько данный ущерб не может быть возмещен реституцией или компенсацией.

В данной ситуации сатисфакция может осуществляться в форме признания нарушения, в выражении сожаления, в официальном извинении или в иной подобающей форме.

Важным аспектом является пропорциональность возмещения ущерба. Сатисфакция не должна принимать унизительной для несущего государства форму.

Как видно из положений статьи, сатисфакция является самостоятельной формой возмещения ущерба, причиненного международно- противоправным деянием. Она имеет место только в тех случаях, кода реституция и компенсация не обеспечивают полного возмещения ущерба. Исходя из практики международного права, необходимо заметить, что сатисфакция может сопутствовать реституции и компенсации.

Профессор Лукашук И.И., выделяет два вида сатисфакций. Основанием для классификации является характер ущерба, причиненный международным правонарушением. К первой группе относятся: сатисфакция как самостоятельная форма возмещения, когда ущерб носит лишь моральный и юридический характер; сатисфакция, которая предоставляется в случаях, когда ущерб не может быть полностью возмещен реституцией или компенсацией. Первая группа сатисфакций оформляется специальным актом, который находит свое выражение в признании факта правонарушения совершившем его государством, вторая же не имеет ясно выраженную форму. К ней относится сатисфакция, которая сопутствует любой форме возмещения.

В статье также имеется примерный перечень форм сатисфакции. Помимо перечисленных форм сатисфакция может выражаться в требовании провести расследование обстоятельств инцидента; в наказании лиц, действия которых привели к международно-противоправному деянию; в заверениях и гарантиях неповторения правонарушения; в констатации противоправного деяния международными судебными органами56.

Если формы международной ответственности есть юридические последствия ответственности, то можно говорить о следующей квалификации форм ответственности государства: •

восстановление нарушенных прав;

Восстановление неправомерно изъятых или поврежденных материальных ценностей осуществляется в двух формах: реституции и репарации. •

предоставление удовлетворения пострадавшему государству;

Данная форма ответственности имеет место, когда речь идет о

нематериальном или не только материальном ущербе. Оно призвано охранять безопасность и достоинство государства. Предоставление удовлетворения охватывает самые разнообразные меры, начиная от выражения сожаления и извинения до наказания виновных и уплаты компенсации пострадавшим должностным лицам и гражданам.

• международные санкции против государства-делинквента.

При совершении государством тяжких международных преступлений таких, как агрессия, геноцид и т.д., государства уже не могут ограничиться возмещением материально ущерба или удовлетворением, а включают международную санкцию.

8.4. Формы правления

Различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия представляет собой форму правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола. Монархия подразделяется на абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия была наиболее распространена в период Средневековья.

Для нее характерно соединение законодательной и исполнительной власти в руках одного лица – монарха. В настоящее время данная форма правления сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Конституционная монархия характеризуется ограниченностью власти монарха. Она, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) возникает и функционирует институт парламента, которому формально принадлежат законодательные полномочия. Однако полномочия парламента ограничиваются правом монарха назначать депутатов парламента, правом роспуска парламента и правом вето. Фактически парламент не играет какую-нибудь значительную политическую роль в политической системе.

Наиболее влиятельным институтом в парламентской монархии является парламент, который значительно ограничивает власть монарха. Именно парламент формирует правительство, которое фактически несет политическую ответственность перед законодательным органом власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции.

Республика представляет собой форму правления, характеризующуюся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами.

Большинство республик подразделяется на президентские и парламентские.

В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

Читайте так же:  Пенсия в рф с видом на жительство

В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

Чертами президентской и парламентской республики обладает смешанная форма – полупрезидентская республика , сформировавшаяся во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики, глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента.

Шугарт и Дж. Кэри предлагают типологизировать формы правления (демократические режимы, в их терминологии) по объемам президентских полномочий и степени раздельности источников поддержки.

Главный признак президентско-парламентского режима – главенство президента при зависимости кабинета от доверия парламента (Франция). Объем власти президента над правительством при этой форме правления является весьма значительным. Поскольку при этой системе у парламента существуют широкие полномочия по формированию правительства, то у исполнительной власти отсутствуют независимые источники поддержки. Парламент может выразить недоверие правительству, несмотря на то что оно формируется президентом. Вместе с тем у президента вместе с полномочиями по формированию правительства есть и право роспуска парламента.

Главный признак премьерско-президентского режима – ведущая роль премьера при наличии президента, наделенного существенными полномочиями (Франция). Премьер-министр и кабинет несут политическую ответственность перед парламентом. Широкие полномочия президента, в отличие от президентского режима, могут быть законодательно не зафиксированы. В некоторых премьерско-президентских режимах президент может наделяться такими полномочиями, как право вето, право издавать указы и т. д. Использование этих прав может провоцировать острые конфликты между президентом и парламентом. Во многих премьерско-президентских системах президент обладает правом выдвигать кандидатуры министров и распускать парламент. Однако он лишен возможности контролировать правительство или парламент на основе законодательных мер. Отличие данной формы правления от президентско-парламентской заключается в отсутствии у президента полномочий смещать с должности членов правительства. Кабинет и премьер-министр несут политическую ответственность перед парламентом.

Главный признак парламентского режима – зависимость кабинета от парламента (Германия). Правительство формируется парламентским большинством и зависит от его доверия. Премьер-министром, как правило, становится лидер парламентского большинства. Главный признак ассамблейного режима – независимость исполнительной власти от парламента, следовательно, источники выживания властей максимально раздельны (Швейцария).

Главный признак президентского режима – осуществление верховной исполнительной власти президентом (США). Именно президент при данной форме правления формирует правительство и обладает правом назначения на ключевые посты в правительстве

Конвенции и соглашения

Хартия экономических прав и обязанностей государств

Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года

вновь подтверждая основные цели Организации Объединенных Наций, в частности поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями и осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем в экономической и социальной областях,

подтверждая необходимость укрепления международного сотрудничества в этих областях,

вновь подтверждая также необходимость укрепления международного сотрудничества в целях развития,

заявляя, что одной из основных целей настоящей Хартии является содействие установлению нового международного экономического порядка, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве между всеми государствами, независимо от их экономических и социальных систем,

желая способствовать созданию условий для:

a) достижения более широкого процветания всех стран и более высокого уровня жизни всех народов,

b) содействия всем международным сообществом экономическому и социальному прогрессу всех стран, особенно развивающихся стран,

c) поощрения сотрудничества на основе взаимной выгоды и справедливых преимуществ для всех миролюбивых государств, которые хотят выполнять положения настоящей Хартии, в экономической, торговой, научной и технической областях, независимо от политических, экономических или социальных систем,

d) преодоления главных препятствий на пути экономического развития развивающихся стран,

е) ускорения экономического роста развивающихся стран с целью ликвидации экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами,

f) защиты, сохранения и улучшения окружающей среды,

принимая во внимание необходимость установления и поддержания справедливого и равноправного экономического и социального порядка путем:

a) достижения более рациональных и справедливых международных экономических отношений и содействия структурным изменениям в мировой экономике,

b) создания условий, которые позволили бы добиться дальнейшего расширения торговли и интенсификации экономического сотрудничества между всеми нациями,

c) укрепления экономической независимости развивающихся стран,

d) установления и поощрения международных экономических отношений с учетом установленных различий в развитии развивающихся стран и их особых нужд,

преисполненная решимости содействовать коллективной экономической безопасности для развития, особенно развивающихся стран, при строгом соблюдении суверенного равенства каждого государства и путем сотрудничества всего международного сообщества,

считая, что подлинное сотрудничество между государствами, основанное на совместном рассмотрении и принятии согласованных мер в отношении международных экономических проблем, необходимо для осуществления общего желания международного сообщества обеспечить справедливое и рациональное развитие всех частей мира,

подчеркивая значение обеспечения надлежащих условий для осуществления нормальных экономических отношений между всеми государствами, независимо от различий в социальных и экономических системах, и для полного уважения прав всех народов, а также усиления инструментов международного экономического сотрудничества как средства укрепления мира для общего блага,

будучи убеждена в необходимости создания системы международных экономических отношений на основе суверенного равенства, взаимной и справедливой выгоды и тесной взаимосвязи интересов всех государств,

подтверждая, что ответственность за развитие любой страны в первую очередь лежит на ней самой, но что сопутствующее и эффективное международное сотрудничество является важным фактором для полного осуществления ее собственных целей развития,

будучи твердо убеждена в настоятельной необходимости разработки существенно усовершенствованной системы международных экономических отношений,

торжественно принимает настоящую Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Основы международных экономических отношений

Экономические, а также политические и другие отношения между государствами будут регулироваться, среди прочего, следующими принципами:

a) суверенитет, территориальная целостность и политическая независимость государств;

b) суверенное равенство всех государств;

e) взаимная и справедливая выгода;

f) мирное сосуществование;

g) равноправие и самоопределение народов;

h) мирное урегулирование споров;

i) устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают какую-либо нацию естественных средств, необходимых для ее нормального развития;

j) добросовестное выполнение международных обязательств;

k) уважение прав человека и основных свобод;

l) отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния;

m) содействие международной социальной справедливости;

n) международное сотрудничество в целях развития;

o) свободный доступ к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю, в рамках вышеуказанных принципов.

Экономические права и обязанности государств

Каждое государство имеет суверенное и неотъемлемое право выбирать свою экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме.

1. Каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию.

2. Каждое государство имеет право:

а) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям;

b) регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно, с полным учетом своих суверенных прав, сотрудничать с другими государствами в деле осуществления права, изложенного в этом подпункте;

c) национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен урегулироваться согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами, если только все заинтересованные государства добровольно и по взаимному согласию не достигнут договоренности в отношении поисков других мирных средств урегулирования на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств.

При разработке природных ресурсов, принадлежащих двум или более странам, каждое государство обязано сотрудничать на основе системы информации и предварительных консультаций с целью достижения оптимального использования этих ресурсов, не причиняя ущерба законным интересам других стран.

Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации, основанной лишь на таких различиях. При осуществлении международной торговли и других форм экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения международного экономического сотрудничества, соответствующие его международным обязательствам и потребностям.

Все государства имеют право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития и для достижения своих целей содействовать обеспечению неуклонного развития мировой экономики, в частности, путем повышения темпов развития развивающихся стран. Поэтому все государства обязаны уважать это право, воздерживаясь при этом от применения таких экономических или политических мер, которые ограничивали бы это право.

Государства обязаны содействовать развитию международной торговли товарами, в частности, посредством соглашений и заключения долгосрочных многосторонних товарных соглашений, когда это целесообразно, и с учетом интересов производителей и потребителей. Все государства несут ответственность за содействие регулярному потоку и доступу ко всем продаваемым коммерческим товарам по устойчивым, выгодным и справедливым ценам, содействуя таким образом справедливому развитию мировой экономики и учитывая при этом в особенности интересы развивающихся стран.

Каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию.

Государства должны сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям и поощрения структурных преобразований в контексте гармоничной мировой экономики в соответствии с нуждами и интересами всех стран, особенно развивающихся стран, и с этой целью принимать надлежащие меры.

На все государства возлагается обязанность сотрудничать в экономической, социальной, культурной, научной и технической областях в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех стран мира, особенно развивающихся стран.

Все государства юридически равноправны и как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования мировых экономических, финансовых и валютных проблем, среди прочего, через посредство соответствующих международных организаций, в соответствии с их существующими и разрабатываемыми правилами, и справедливо пользоваться вытекающими из этого выгодами.

Все государства должны сотрудничать в целях укрепления и постоянного улучшения эффективности международных организаций при осуществлении мер, направленных на стимулирование общего экономического прогресса всех стран, в частности развивающихся стран, и поэтому должны сотрудничать для приспосабливания их, в случае необходимости, к изменяющимся потребностям международного экономического сотрудничества.

1. Государства имеют право с согласия заинтересованных сторон участвовать в субрегиональном, региональном и межрегиональном сотрудничестве в целях их экономического и социального развития. Все государства, участвующие в таком сотрудничестве, обязаны обеспечивать, чтобы политика тех группировок, в которые они входят, соответствовала положениям настоящей Хартии и была ориентирована на внешние связи, отвечала их международным обязательствам и нуждам международного экономического сотрудничества и во всем объеме учитывала законные интересы третьих стран, особенно развивающихся стран.

Читайте так же:  Патент в ульяновской области

2. В отношении группировок, которым соответствующие государства передали или могут передавать определенную компетенцию по вопросам, входящим в сферу действия настоящей Хартии, ее положения должны также применяться к этим группировкам в отношении подобных вопросов в соответствии с обязанностями этих государств в качестве членов подобных группировок. Эти государства должны сотрудничать в отношении выполнения этими группировками положений настоящей Хартии.

1. Каждое государство имеет право получать выгоды от достижений и развития науки и техники для ускорения своего экономического и социального развития.

2. Все государства должны содействовать международному научному и техническому сотрудничеству и передаче технологии с надлежащим учетом всех законных интересов, включая, среди прочего, права и обязанности обладателей, поставщиков и получателей технологии. В частности, все государства должны облегчать доступ развивающихся стран к достижениям современной науки и техники, передачу технологии и создание местной технологии на благо развивающихся стран в такой форме и в соответствии с такой процедурой, которые отвечают их экономике и потребностям.

З. Соответственно, развитые страны должны сотрудничать с развивающимися странами в создании, укреплении и развитии их научной и технической инфраструктуры, а также в их деятельности в научно-исследовательской и технической областях, с тем чтобы помочь расширить и преобразить экономику развивающихся стран.

4. Все государства должны сотрудничать в разработке в целях дальнейшего развития приемлемых в международном плане руководящих положений или постановлений в отношении передачи технологии с полным учетом интересов развивающихся стран.

Каждое государство обязано сотрудничать в обеспечении постоянного и возрастающего расширения и либерализации мировой торговли и повышения благосостояния и жизненного уровня всех народов, в частности, народов развивающихся стран. Соответственно, все государства должны сотрудничать, среди прочего, в деле постепенного устранения препятствий на пути торговли и улучшения международных условий для осуществления мировой торговли, и в этих целях государства должны предпринимать координированные усилия, направленные на справедливое решение проблем торговли всех стран, с учетом специфических проблем торговли развивающихся стран. При этом государства должны принимать меры к обеспечению дополнительных выгод для международной торговли развивающихся стран, с тем чтобы достичь существенного увеличения их валютных поступлений, диверсификации их экспорта, ускорения темпов роста их торговли с учетом их нужд развития, увеличения возможностей для этих стран участвовать в расширении мировой торговли и более благоприятного для развивающихся стран участия в получении выгод от такого расширения торговли посредством, в возможно большей степени, существенного улучшения условий доступа на рынки для товаров, представляющих интерес для развивающихся стран, и, когда это необходимо, путем проведения мер по установлению стабильных, справедливых и выгодных цен на сырьевые товары.

Все государства обязаны содействовать осуществлению всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем и использовать ресурсы, высвобождаемые в результате эффективных мер по разоружению, на экономическое и социальное развитие стран, выделяя значительную часть таких ресурсов в качестве дополнительных средств на нужды развития развивающихся стран.

1. Право и обязанность всех государств, индивидуально и коллективно, ликвидировать в качестве необходимого условия для развития колониализм, апартеид, расовую дискриминацию, неоколониализм и все формы агрессии извне, оккупации и господства и вытекающие отсюда экономические и социальные последствия. Государства, которые проводят такую политику принуждения, несут экономическую ответственность перед странами, территориями и народами за возмещение и полную компенсацию использования и сокращения природных и всех других ресурсов этих стран, территорий и народов, а также причиненного этим ресурсам ущерба. Обязанность всех государств — расширять оказание им помощи.

2. Ни одно государство не имеет права оказывать содействие или поощрять капиталовложения, которые могут явиться преградой на пути к освобождению территорий, оккупированных силой.

Международное сотрудничество в целях развития является единой целью и общим долгом всех государств. Каждое государство должно сотрудничать с развивающимися странами в их деятельности, направленной на ускорение их экономического и социального развития, обеспечивая благоприятные внешние условия и расширяя предоставление им активной помощи в соответствии с их нуждами и целями развития, строго уважая суверенное равенство государств, и без каких-либо условий, ущемляющих их суверенитет.

Развитые страны должны расширять, совершенствовать и укреплять систему всеобщих невзаимных и недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран, совместимую со всеми соответствующими согласованными выводами и соответствующими решениями, принятыми в этой области, в рамках компетентных международных организаций. Развитые страны должны также уделять серьезное внимание принятию других дифференцированных мер в тех областях, в которых это возможно и целесообразно, и такими средствами, которые обеспечат особый и более благоприятный режим, с тем чтобы удовлетворить нужды развивающихся стран в области торговли и развития. В международных экономических отношениях развитые страны должны стремиться избегать принятия мер, оказывающих отрицательное влияние на развитие национальной экономики развивающихся стран, поощряемое всеобщими тарифными преференциями и другими общепризнанными дифференцированными мерами в их пользу.

В целях ускорения экономического роста развивающихся стран и преодоления экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами развитые страны должны предоставить развивающимся странам всеобщий преференциальный, невзаимный и недискриминационный режим в тех областях международного экономического сотрудничества, в которых это возможно.

Развивающиеся страны должны в своих усилиях по расширению общего объема своей торговли уделять должное внимание возможности расширения этой торговли с социалистическими странами, предоставляя этим странам не менее благоприятные торговые условия, чем те, которые они обычно предоставляют развитым странам с рыночной экономикой.

Развивающиеся страны должны стремиться содействовать расширению торговли между ними и с этой целью могут, в соответствии с существующими и разрабатываемыми положениями и процедурами международных соглашений в тех случаях, когда это применимо, предоставлять торговые преференции другим развивающимся странам, не будучи обязанными распространять такие преференции на развитые страны, если эти действия не создают преграды для общей либерализации торговли и ее расширения.

1. Все государства должны реагировать на общепризнанные или взаимосогласованные потребности и задачи развития развивающихся стран путем содействия возросшему чистому притоку реальных ресурсов из всех источников в развивающиеся страны с учетом любых обязательств, принятых соответствующими государствами, для подкрепления усилий развивающихся стран, направленных на ускорение их экономического и социального развития.

2. В этом контексте в соответствии с вышеизложенными целями и задачами и с учетом обязательств, принятых в этом отношении, они должны стремиться к увеличению чистого притока финансовых средств из официальных источников в развивающиеся страны и улучшать его условия.

3. Приток ресурсов, представляющих собой помощь развитию, должен включать экономическую и техническую помощь.

Для содействия эффективной мобилизации своих собственных ресурсов развивающиеся страны должны укреплять свое экономическое сотрудничество и расширять взаимную торговлю, с тем чтобы ускорить свое экономическое и социальное развитие. Все страны, особенно развитые страны, индивидуально, а также в рамках соответствующих международных организаций, членами которых они являются, должны обеспечивать соответствующую и эффективную поддержку и сотрудничество.

Все государства обязаны строить свои взаимные экономические отношения таким образом, чтобы учитывать интересы других стран. В частности, все государства должны избегать нанесения ущерба интересам развивающихся стран.

При содействии развитию мировой экономики международное сообщество, особенно его развитые члены, уделяют особое внимание конкретным нуждам и проблемам наименее развитых из развивающихся стран, не имеющих выхода к морю развивающихся стран, а также островных развивающихся стран с целью оказания им помощи в преодолении их особых трудностей и таким образом содействия их экономическому и социальному развитию.

Все государства обязаны сосуществовать в условиях терпимости друг к другу и жить в мире, независимо от различий в политических, экономических, социальных и культурных системах, и должны способствовать торговле между государствами с различными экономическими и социальными системами. Международная торговля должна осуществляться без ущерба для всеобщих недискриминационных и невзаимных преференций в пользу развивающихся стран, на основе взаимной выгоды, справедливых преимуществ и взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования.

1. Каждое государство имеет право в полной мере пользоваться выгодами от мировой торговли по невидимым статьям и участвовать в расширении такой торговли.

2. Мировая торговля по невидимым статьям, основанная на эффективности, а также взаимной и справедливой выгоде, способствующая развитию мировой экономики, является общей целью всех государств. Роль развивающихся стран в мировой торговле по невидимым статьям должна быть повышена и усилена в соответствии с вышеизложенными целями, причем особое внимание должно уделяться особым потребностям развивающихся стран.

З. Все государства должны сотрудничать с развивающимися странами в их усилиях, направленных на повышение их способности получать иностранную валюту от операций по невидимым статьям в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями каждой развивающейся страны и вышеупомянутыми целями.

Все государства обязаны сотрудничать в корректировке цен на товары, экспортируемые развивающимися странами, по отношению к ценам на импортируемые ими товары, с тем чтобы содействовать созданию для них справедливых условий торговли таким путем, который был бы выгодным для производителей и справедливым для производителей и потребителей.

Общая ответственность перед международным сообществом

Дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района являются общим наследием человечества. На основе принципов, принятых Генеральной Ассамблеей в резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, все государства обеспечивают, чтобы разведка этого района и разработка его ресурсов осуществлялись исключительно в мирных целях и чтобы получаемые от этого выгоды справедливо распределялись между всеми государствами, с учетом особых интересов и нужд развивающихся стран; путем заключения общепризнанного международного договора, носящего универсальный характер, должен быть установлен международный режим, распространяющийся на этот район и его ресурсы и включающий соответствующий международный механизм для проведения в жизнь положений этого договора.

За защиту, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений несут ответственность все государства. Все государства должны стремиться к выработке своей собственной политики в области окружающей среды и развития в соответствии с этой ответственностью. Политика всех государств в области окружающей среды должна способствовать, а не оказывать неблагоприятное воздействие на нынешний или будущий потенциал развития развивающихся стран. Все государства обязаны обеспечить, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Все государства должны сотрудничать в выработке международных норм и правил в области окружающей среды.

Заключительные положения

Все государства обязаны содействовать сбалансированному развитию мировой экономики, должным образом учитывая то обстоятельство, что благосостояние развитых стран и рост и развитие развивающихся стран тесно взаимосвязаны и что процветание международного сообщества в целом зависит от процветания его составных частей.

Ни одно государство не может применять по отношению к другому государству или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер принудительного характера, направленных на ущемление его суверенных прав или на извлечение из этого какой-либо выгоды.

1. Ничто в настоящей Хартии не должно толковаться как ослабляющее или частично отменяющее положения Устава Организации Объединенных Наций или меры, принимаемые во исполнение его.

2. При их толковании и применении положения настоящей Хартии являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте других положений.

Пункт, касающийся Хартии экономических прав и обязанностей государств, должен быть включен в повестку дня тридцатой сессии Генеральной Ассамблеи, а затем в повестку дня каждой пятой сессии. Таким образом можно будет систематически и всесторонне рассматривать осуществление Хартии, включая как достигнутые результаты, так и любые усовершенствования и дополнения, в которых может возникнуть необходимость, и рекомендовать соответствующие меры. При таком рассмотрении должно учитываться развитие всех экономических, социальных, правовых и прочих факторов, связанных с принципами, лежащими в основе настоящей Хартии, и ее целями.