§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

1. Ранее в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 г.*(116) данное производство носило название «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений».

В ГПК законодатель пошел по пути специализации не судов, а судей.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является самостоятельным видом гражданского судопроизводства и имеет специфические черты.

Во-первых, в исковом производстве присутствует ряд диспозитивных институтов (признание иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.). В публичном производстве данные институты отсутствуют.

Во-вторых, в исковом производстве бремя доказывания возлагается на стороны в соответствии со ст. 56 ГПК. В делах публичного производства обязанность по доказыванию фактов, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный акт, органы (или лица), которые приняли оспариваемые решения или совершили действия (бездействие) (ст. 249 ГПК).

Также в исковом производстве истребование доказательств судом возможно лишь при наличии ходатайства сторон и других лиц, участвующих в деле. Суд оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств только в тех случаях, когда лицам, участвующим в деле, самим это сделать затруднительно или невозможно по каким-либо объективным причинам. В делах же публичного производства истребование доказательств возможно по инициативе суда в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требование суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 1000 (ч. 2 ст. 249 ГПК).

В-третьих, в исковом производстве присутствует материально-правовой спор о праве, а в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, такого спора нет. Как отмечается в литературе, специфической функцией суда при рассмотрении дел данной категории является осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права*(117). В данном виде производства осуществляется проверка законности решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Вопрос о наличии спора о праве является дискуссионным, поскольку существует точка зрения, что спор о праве является общей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений. И в этой связи предлагается обозначать обращение в суд по делам публично-правового характера как предъявление административного, или публичного иска*(118).

Точка зрения об отсутствии гражданско-правового спора по делам данной категории нам представляется более верной, поскольку в ч. 3 ст. 247 ГПК указано: если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, заявление необходимо оставить без движения при условии, что не нарушаются правила подсудности.

2. Гражданский процессуальный кодекс приводит примерный перечень категорий дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся:

— дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов;

— дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих;

— дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда (ст. 245 ГПК).

Следовательно, перечень дел в ГПК является открытым, но они не должны содержать явный спор о праве; в противном случае, повторим, их следует рассматривать в исковом производстве.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, не допускается заочное производство. При рассмотрении данных дел суд может признать обязательной явку представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки без уважительной причины перечисленные лица могут быть подвергнуты судом штрафу в размере до 1000 руб. (ч. 4 ст. 246 ГПК).

3. Судья вправе отказать в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникающему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое о том же предмете и вступившее в законную силу. Однако следует иметь в виду позицию Конституционного Суда РФ, высказанную в определении от 21 декабря 2004 г. N 397-О о том, что ст. 248 ГПК в системной связи с ч. 1 ст. 246 и ч. 8 ст. 251 ГПК не предполагает отказ суда в принятии заявления или прекращение производства по делу о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону, если основания, указанные в заявлении, отличаются от оснований, по которым судом ранее было проверено соответствие этого нормативного правового акта закону*(119).

Производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть прекращено по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

По данным категориям дел имеются особенности, касающиеся законной силы принятых решений. Их действие распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на иных лиц. В соответствии со ст. 250 ГПК после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Российский судья: честь или нечисть?

российский судья, качество правосудия, экзамен на должность судьи, российская юстиция

О терминологии в статье 247 ГПК РФ

Аннотация: иски граждан к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, государственным и муниципальным служащим должны рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а не в порядке искового производства.

В соответствии с ч.3 ст.247 ГПК РФ, в случае, если при подаче в суд заявления, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Однако весь подраздел III ГПК РФ («Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений») свидетельствует о том, что в этом порядке рассматриваются именно споры и именно о праве:

  • — «суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (статья 245);
  • «в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием)» (ч.1 ст.247),
  • «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы» (ч.1 ст.254),
  • «к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод» (ст.255),
  • «суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод» (ч.1 ст.258),
  • «суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены» (ч.4 ст. 258).

Спора о праве не бывает только в делах, рассматриваемых в порядке особого производства (раздел IVГ ПК РФ): там речь идет о защите охраняемого законом интереса.

Невозможно рассмотреть дело, вытекающее из публичных правоотношений, не рассмотрев при этом спор о праве.

Порядок производства по делам при отсутствии спора о праве (например, по делам о выдаче судебного приказа) кардинально отличается от порядка производства по делам при наличии такого спора. Суть его в том, что раз нет спора, то все со всем согласны, а потому нет никакой необходимости вызывать в суд участвующих в деле лиц, опрашивать их и давать возможность представлять возражения: требование заявителя удовлетворяется автоматически.

Если исходить из того, что производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений (как бесспорное), противопоставляется исковому производству (как спорному), то оно тем самым автоматически приравнивается к делам о выдаче судебного приказа. Следовательно, и порядок рассмотрения такого дела должен соответствовать приказному: раз нет никакого спора, то требование гражданина (организации) к органу власти должно удовлетворяться автоматически (нет никакой надобности вызывать орган государственной власти в суд и давать ему возможность что-то доказывать).

Однако производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений, основано на том, что орган государственной власти не только вызывается в суд (даже в случае непоступления от него письменных возражений на заявление гражданина (организации)), но на него еще возлагается обязанность доказывания правомерности своих действий (бездействия). Здесь даже заочное производство не применяется (ч.2 ст.246 ГПК РФ).

Т.е. законодатель изначально исходит из того, что орган государственной власти обязательно будет спорить с предъявленными ему требованиями. И это логично, поскольку предполагается, что органы государственной власти (должностные лица) всегда действуют в рамках закона (этим они и отличаются от банд). В этом и есть их предназначение – исполнять закон.

Поэтому производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений – это и есть исковое производство ( спорное ) с некоторыми особенностями, о чем прямо говорится в ч.1 ст.246 ГПК РФ.

А особенности заключаются в том, что в спорах граждан (организаций) с органами власти, первые являются слабой стороной в процессе, а потому нуждаются в повышенной защите со стороны закона. Отсюда и возможность рассмотрения дела по месту жительства заявителя, и возложение бремени доказывания на органы власти (должностных лиц).

Поэтому перевод рассмотрения дела из плоскости публичных правоотношений в плоскость гражданских (на основании ч.3 ст.247 ГПК РФ) заканчивается не сменой порядка рассмотрения (он так и остается по своей сути спорным, каковым и был), а уравниванием процессуального положения граждан (организаций) с положением органов власти (должностных лиц): лишением первых определенных преимуществ в ведении спора.

А смысл в этом какой? Если бы законодатель хотел лишить граждан (организаций) этих преимуществ в спорах с органами государственной власти (должностными лицами), он бы изначально не выделял такие споры из искового производства в отдельный порядок судопроизводства.

Таким образом, критериями определения порядка судопроизводства служат (исходя из общего смысла названных разделов ГПК и порядка их расположения) наличие или отсутствие спора как такового, наличие (отсутствие) защиты права и статус спорящих сторон:

  • есть защита права, но нет спора ( приказное производство );
  • есть и защита права и спор:

— при споре равноправных сторон (граждан и организаций между собой) – исковое производство ;

Читайте так же:  Налоговый вычет на акции

— при споре неравноправных сторон производство граждан (организаций) с органами власти (должностными лицами) — производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений ;

  • нет спора и нет защиты права (есть защита охраняемого законом интереса) – особое производство .

Т.о., ч.3 ст.247 ГПК РФ противоречит не только букве и духу других статей из этого же раздела ГПК, но и духу всего ГПК РФ в целом.

В таких случаях суды должны применить ч.4 ст. 1 ГПК РФ: руководствоваться общим смыслом всех соответствующих разделов ГПК РФ.

Опять же ст.18 Конституции устанавливает, что права человека и гражданина определяют смысл и применение всех законов. Поэтому если есть сомнение, в чью пользу (гражданина или органа власти) толковать закон, предоставляющий гражданину повышенную процессуальную защиту, он должен быть истолкован в пользу гражданина.

Исключением из проанализированного нами порядка судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, являются споры (о праве) организаций с органами власти, органами местного самоуправления, которые должны рассматриваться в порядке арбитражного судопроизводства (в связи с этим не понятно, почему споры организаций с органами власти и органами местного самоуправления вообще попали в ГПК РФ).

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное. Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо. Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика. Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из публичных правоотношений, вступает в законную силу после истечения срока на обжалование (10 дней). Однако имеется одна особенность при вступлении судебного решения в законную силу. Одно из свойств вступившего в законную силу судебного решения – обязательность – действует по-иному. Как правило, судебное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение должностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.

Спор о праве в производстве из публичных правоотношений

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное. Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо. Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика. Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из публичных правоотношений, вступает в законную силу после истечения срока на обжалование (10 дней). Однако имеется одна особенность при вступлении судебного решения в законную силу. Одно из свойств вступившего в законную силу судебного решения – обязательность – действует по-иному. Как правило, судебное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение должностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.

Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений по ГПК РФ (общая характеристика, состав)

Дела, возникающие из публичных правоотношений, являются специфической категорией гражданских дел, при рассмотрении которых суд контролирует законность действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ записано, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Ст. 46 Конституции гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на обжалование судебных решений и действий (или бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. При этом под «действиями и решениями», подлежащими обжалованию в судебном порядке, понимаются как ненормативные, так и нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан.

Читайте так же:  Образец приказа на сро

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

  • по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — специальное учреждение);
  • иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела из публичных правоотношений имеют свои процессуальные особенности, отличающие их от дел искового производства. Прежде всего, по этим делам нет ни истца, ни ответчика, поэтому данные дела относятся к неисковому производству. По делам из публичных правоотношений недопустимо заключение мирового соглашения, явленное требование не может быть передано на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска нельзя предъявлять встречный иск, а также совершать такие процессуальные действия, как признание иска, отказ от иска. По этим делам не применяются правила заочного производства. Специальной нормой устанавливается для дел по заявлениям граждан альтернативная подсудность: по усмотрению гражданина заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты также штрафу в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ). И наконец, к особенностям дел, возникающим из публичных правоотношений, относится то, что судебные решения реализуют сами управленческие и законодательные структуры без применения правил исполнительного производства.

В силу требований ст. 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

В случае если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Если при этом нарушены правила подсудности дела, судья возвращает заявление на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

По делам из публичных правоотношений предусмотрены определенные ограничения действия принципа диспозитивности. В частности, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).

Если по общему правилу (ст. 56 ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, то по делам из публичных правоотношений бремя доказывания законности своих действий возлагается на соответствующий орган, который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридического действия. Как указано в ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Если по делам искового производства лица, не участвовавшие в нем, вправе заявлять в суде тождественные требования и по тем же основаниям (ч. 2 ст. 209 ГПК РФ), то согласно ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

В связи с этим судья должен отказать в принятии заявления или прекратить производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Из смысла ст. 251, 253 ГПК РФ и ст. 13 ГК РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие правовые акты (как нормативные, так и ненормативные), которые на время рассмотрения заявленных требований по существу являются действующими и влекущими нарушения гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения.

Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, а также такие акты не могут выступать предметом судебного обжалования.

Понятие, источники и принципы гражданского процессуального права: Видео

правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

Это производство предназначено для, с одной стороны (здесь две функции выполняет, так как в основе лежат отношения власти и подчинения), суд выполняет функцию контроль за действиями властных лиц; суд призван контролировать законность действий этих органов (путём рассмотрения дел – иных полномочий у него, в отличие от прокуратуры, нет).

Спор о праве. Спор – это всегда конфликт, разногласия между сторонами, которые приводят к тому, что одна сторона не может реализовать своё право, либо это право нарушено или оспаривается. И тогда одна сторона обращается с иском к другой стороне.

В публичных правоотношениях, если права гражданина нарушаются (скажем, отказывают в регистрации по месту жительства), то тоже можно считать, что это спор о праве. Ведь из-за такового действия или бездействия права гражданина нарушаются, возникает конфликт и противоречие, которое может быть разрешено только через суд.

На одной стороне спора всегда будет гражданин или юридическое лицо, в отношении которого совершаются неправомерные деяния, а на другой – властный орган.

Гражданин или юридическое лицо обращается не с материально-правовым требованием (тут нет иска, нет материально-правового иска), он просит признать незаконным соответствующее действие соответствующего органа. Это требования иного характера.

В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, функции суда шире. С одной стороны, должен разрешить конкретный спор о праве, с другой – контроль за деятельностью властных структур.

Правовая природа этого вида производства объясняется двумя особенностями: 1) характером правоотношения и 2) субъектным составом.

Считается, что эта специфика не может быть учтена в исковом производстве, а может быть учтена только в этом, специальном, виде производства.

Это самые разнообразные отношения – бюджетные, налоговые, финансовые, административные отношения… Ранее, до нынешнего ГПК, это производство называлось «производство, возникающее из административных правоотношениях», но это более узкий термин был. «Публичные правоотношения» термин шире и включает в себя административные.

В связи со спецификой этих дел в науке говорится о необходимости создания административной юстиции (Юрий Николаевич Старилов – ярый сторонник).

Количество этих дел растёт – уже практически сравнялось с исковым производством.

Назрела необходимость создания отдельных, специализированных судов (административных судов), которые рассматривали бы дела, вытекающие из публичных правоотношений. Сегодня эта идея рассматривается по-разному. Некоторые считают, что административные суды должны только для того, чтобы рассматривать дела по административным правонарушениям (это в советское время), потом идея преобразовалась – как суды, разрешающие дела о любых публично-правовых спорах.

Сегодняшняя позиция: создание самостоятельной структуры судов.

Был разработан законопроект об административных судах и законопроект об административном судопроизводстве (и в Конституции есть фраза «административное судопроизводство»). Проект закона об административных судах прошёл несколько чтений, но утверждён не был. А законопроект об административном судопроизводстве пока даже чтений не проходил. Но проблема актуальная, обсуждаемая. Просто у нас, наверное, для этого ресурсов нет – мы к этому не готова, хотя идея и неплохая.

Кроме того, есть позиция, что специфика этого судопроизводства может быть в судах общей юрисдикции – создать специальный состав судей для этих дел. В арбитражном процессе уже сегодня есть такая специализация.

§ 1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

Ранее в ГПК РСФСР данное производство носило название производства по делам, возникающим из административно-пра­вовых отношений.

В ГПК РФ законодатель пошел по пути специализации не су­дов, а судей. Поэтому административное производство, зафикси­рованное в Конституции РФ, находит реализацию через произ­водство, возникающее из публичных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из публичных право­отношений, является самостоятельным видом гражданского су­допроизводства и имеет специфические черты.

Во-первых, в исковом производстве присутствует ряд диспо-зитивных институтов (признание иска, отказ от иска, мировое соглашение и др.). В публичном производстве данные институты отсутствуют.

Во-вторых, в исковом производстве бремя доказывания возла­гается на стороны в соответствии со ст. 56 ГПК РФ. В делах пуб­личного производства обязанность по доказыванию фактов, по­служивших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници­пальных служащих возлагается на орган, принявший норматив­ный акт, органы (или лица), которые приняли оспариваемые ре­шения или совершили действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

Читайте так же:  Трудовой кодекс последняя редакция консультант

В-третьих, в исковом производстве присутствует материаль­но-правовой спор, а в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, спора о праве нет. Как отмечается в литературе, специфической функцией суда при рассмотрении дел данной категории является осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права 1 . В данном виде производства осуществляется проверка законности решений и действий органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Вопрос о наличии спора о праве является дискуссионным, по­скольку существует точка зрения, что спор о праве является об­щей чертой, характеризующей дела как искового производства, так и возникающие из публичных правоотношений. И в этой свя­зи предлагается обозначать обращение в суд по делам публично-правового характера как предъявление административного, или публичного иска 2 .

Точка зрения об отсутствии гражданско-правового спора по делам данной категории нам представляется более верной, по­скольку в ч. 3 ст. 247 ГПК РФ указано: если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, заявление необходимо оставить без движения при условии, что не наруша­ются правила подсудности. Спор о праве, подведомственный суду, является спором гражданско-правового характера, подле­жащим рассмотрению в исковом порядке.

ГПК РФ приводит примерный перечень категорий дел, возни­кающих из публичных правоотношений. К ним относятся:

дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспа­ривании нормативных правовых актов;

дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (без­действия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих;

дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме;

иные дела (ст. 245 ГПК РФ).

Следовательно, перечень дел в ГПК РФ является открытым, но они не должны содержать явный спор о праве; в противном случае, повторим, их следует рассматривать в исковом производ­стве.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, не допускается заочное производство. При рассмотрении данных дел суд может признать обязательной явку представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки без уважительной причины перечисленные органы и лица могут быть подвергнуты судом штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 246 ГПК РФ).

По данным категориям дел имеются особенности, касающиеся законной силы принятых решений. Их действие распространяется не только на лиц, участвующих в деле, но и на иных лиц. В соот­ветствии со ст. 250 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотно­шений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

§ 2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

В ст. 251 ГПК РФ предусматривается оспаривание любых нормативных правовых актов.

Заявление об оспаривании подается по правилам родовой подсудности, установленной ст. 24, 26, 27 ГПК РФ. В районном суде рассматриваются дела, не указанные в ст. 26 и 27 ГПК РФ, по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

ГПК РФ определяет группы лиц, которые вправе подавать по­добные заявления. Разделение субъектов на группы происходит в соответствии с их правовым статусом, включая должностных лиц с их функциональными обязанностями, органы местного самоуправления.

К первой группе относятся граждане и организации, которые считают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и свободы, а также прокуроры — в пределах своей ком­петенции. Ко второй группе — Президент РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, органы местного само­управления, главы муниципальных образований, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке норма­тивным правовым актом нарушена их компетенция.

Все перечисленные лица и органы вправе обжаловать в суде любые нормативные акты, за исключением обжалуемых в арбит­ражном суде и относящихся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Подведомственность дел данной категории разграничивается следующим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» 1 пол­номочие по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, консти­туций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и ор­ганов государственной власти субъектов РФ, относится к компе­тенции только Конституционного Суда РФ.

Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании норма­тивных правовых актов, если их рассмотрение отнесено федераль­ным законом к компетенции арбитражного суда. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопро­сах, связанных с введением в действие Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации» 1 указал на такие случаи. Это, в частности, в ст. 138 НК РФ, ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», ст. 43 Федерального закона «О рынке цен­ных бумаг».

Остальные дела подведомственны судам общей юрисдикции.

Подача заявления в суд не приостанавливает действие оспа­риваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК РФ).

Заявление рассматривается судом с участием всех заинтересо­ванных лиц в течение месяца со дня его поступления.

Если какие-либо из заинтересованных лиц не явились в суд, то это не препятствует разрешению дела по существу. Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращения производ­ства по делу, так же как и признание требования органом госу­дарственной власти, органам местного самоуправления, должно­стным лицом, которые приняли оспариваемый нормативный акт (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).

Если суд признает, что оспариваемый акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому ак­ту, имеющему большую юридическую силу, то своим решением отказывает в удовлетворении поступившего заявления.

Если же суд установит, что оспариваемый нормативный пра­вовой акт в части или полностью не соответствует федеральному закону, то может своим решением признать его недействующим в части или полностью.

Текст решения публикуется в официальном издании и влечет утрату законной силы акта.

Важно знать, что такое решение суда не может быть преодо­лено повторным принятием подобного нормативного правового акта.

Поэтому в резолютивной части судебного решения должно быть указано, с какого времени акт признается недействующим.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 20 ян­варя 2003 г. № 2 разъяснил, что «время, с которого нормативный

Вестник ВАС РФ. 2003. № 2. акт признается недействующим, должно быть указано в резолю­тивной части решения».

Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу по правилам, которые указаны в ст. 209 ГПК РФ.

§ 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Конституция РФ гарантирует возможность обжалования в суд решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).

С подобной жалобой в суд могут обратиться граждане и орга­низации, которые считают, что указанные субъекты нарушили их права и свободы 1 .

Заявление (жалоба) может быть подано по правилам альтерна­тивной подсудности в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа государственной власти, органа ме­стного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение или действие (бездей­ствие) которого оспаривается.

По отдельным категориям дел ст. 254 ГПК РФ устанавливает специальные правила подсудности.

До принятия решения и вступления его в законную силу суд вправе приостановить действие оспариваемого решения (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ).

1 Как поясняет Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 20 января 2003 г. № 2, ГПК РФ (в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, на­рушающих права и свободы граждан») не допускает возможности оспарива­ния действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций и их объ­единений в порядке производства по делам, возникающим из публичных пра­воотношений. В настоящее время такие действия должны рассматриваться в исковом порядке с соблюдением общих правил о подсудности.

ГПК РФ допускает, что в судебном порядке могут быть обжа­лованы решения, действия (бездействие) органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принятых как единолично, так и коллегиально.

Условиями обжалования указанных действий в порядке пуб­лично-правового производства является то, что:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Законом установлен трехмесячный срок на обращение граж­данина к суду за защитой. Данный срок начинает течь со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ). Пропуск данного срока может быть восстановлен су­дом, если он признает причины уважительными. При отсутствии уважительных причин срок не восстанавливается, что может по­служить основанием для отказа в удовлетворении жалобы (ч. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Кодексом установлены сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории. Заявление рассматривается в течение 10 дней со дня его поступления в суд с участием гражданина, руководи­теля или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. Неявка указанных субъектов не является препятствием для рассмотрения жалобы (заявления).

Однако суд может признать их явку в судебное заседание обя­зательной. В этом случае указанные лица могут быть подвергну­ты штрафу в размере до 10 МРОТ.

По результатам рассмотрения жалобы суд принимает реше­ние, которым может признать ее обоснованной и обязать соответ­ствующий орган государственной власти, орган местного само­управления, должностное лицо, государственного или муници­пального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или устранить препятствие к осуществле­нию гражданином своих прав и свобод. В резолютивной части ре­шения необходимо указать действия, которые должен совершить орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный слу­жащий.

О результатах исполнения решения указанный субъект обязан сообщить суду и гражданину в течение месяца со дня получения решения. В случае неисполнения решения в установленный срок без уважительных причин применяются меры, предусмотренные федеральным законодательством (ст. 206 ГПК РФ).

Также суд может отказать в удовлетворении заявления, если установит, что обжалуемые решения или действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государ­ственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.