Размер пособия по безработице

Актуальная информация о размере пособия для безработных в Беларуси.

С размер пособия по безработице составляет:

  • в первые 13 календарных недель и в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:
  • никогда нигде не работали;
  • имеют перерыв в работе больше 12 месяцев и стаж работы меньше 1 года;
  • в первые 13 календарных недель и в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:
  • в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости работали меньше 12 календарных недель;
  • имеют перерыв в работе больше 12 месяцев и стаж работы не меньше 1 года;
  • получают пособие по безработице с условием отработки ими на оплачиваемых общественных работах не меньше 22 суммарных рабочих дней.
  • в течение 26 календарных недель – для безработных, которые в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости:
  • работали на условиях полного рабочего дня (недели) не меньше 12 календарных недель;
  • работали на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Обратите внимание, что указанный размер пособия может быть больше на определенный процент в связи с индексацией.

Справочно: [∗] статья 24 Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 «О занятости населения Республики Беларусь»

Пособие по безработице увеличивается:

  • на 10 % – при наличии у безработного детей в возрасте до 14 лет;
  • на 10 % – при наличии у безработного ребенка-инвалида до 18 лет или ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом;
  • на 20 % – при наличии у безработного не меньше 3 детей до 14 лет или не меньше 2 детей-инвалидов до 18 лет.

Пособие по безработице выплачивается:

  • не больше 26 календарных недель в течение каждых 12 месяцев, начиная со дня регистрации в качестве безработного;
  • не реже 1 раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

В дополнение к пособию по безработице, при определенных обстоятельствах, безработный может получить материальную помощь.

Безработным, стаж работы которых дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на 2 календарные недели. Размер пособия по безработице в этот дополнительный период, такой же, что во время вторых 12 календарных недель.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае:

  • прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора)
  • прекращения трудового договора по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения либо предусмотренным пунктами 5 — 6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также
  • увольнения за нарушение воинской или служебной дисциплины;
  • досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.2 и 5.7 пункта 5 статьи 79 Кодекса Республики Беларусь об образовании);
  • потери (отсутствия) дохода в результате совершения противоправных действий;
  • непредставления декларации о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В случае, когда безработному при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие, по письменному заявлению безработного, может быть назначено при условии выполнения им оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не меньше 22 суммарных рабочих дней.

Размер пособия устанавливается в зависимости от среднего заработка с последнего места работы, а также от базовой величины:

  • для безработных, которые в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости работали не меньше 12 календарных недель при полном рабочем времени Дня, недели ( в пересчете на полное рабочее время В случае если работа была на условиях неполного рабочего дня (недели) ):
      • в течение 26 календарных недель – 2 базовые величины в месяц;
  • для безработных, которые в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости работали меньше 12 календарных недель, а также для безработных после перерыва в работе больше 12 месяцев и при наличии у них стажа работы не меньше 1 года:
      • за первые 13 календарных недель – 1 базовая величина;
      • за следующие 13 календарных недель – 0,75 базовой величины;
  • для безработных, которые ищут работу впервые, а также, которые ищут работу после длительного перерыва (больше 12 месяцев) при наличии у них стажа работы меньше 1 года:
      • за первые 13 календарных недель – 0,85 базовой величины;
      • за следующие 13 календарных недель – 0,7 базовой величины;
  • для безработных, которым пособие по безработице назначается с условием отработки ими на оплачиваемых общественных работах не меньше 22 суммарных рабочих дней:
      • за первые 13 календарных недель – 1 базовая величина;
      • за следующие 13 календарных недель – 0,75 базовой величины.

Как пособие по безработице в Беларуси выглядит на фоне других стран

Средний размер пособия на одного безработного в Беларуси в декабре прошлого года составил 26,04 рубля. Эта сумма равна 13,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. FINANCE.TUT.BY посмотрел, как пособие по безработице белорусов отличается от выплат в других странах.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Напомним, в Беларуси максимальный размер пособия по безработице составляет 2 базовые величины (49 рублей). Повышать размер этих выплат в ближайшее время не собираются, о чем неоднократно заявляли в Минтруда.

В России правительство утвердило минимальную и максимальную величину пособия по безработице на 2018 год: первый показатель равен 850 российским рублям (29,61 белорусского рубля по курсу Нацбанка на 19 февраля), второй достиг 4900 рублей (170,67 рубля).

В Украине минимальное пособие по безработице для застрахованных лиц составляет 1440 гривен (105,94 рубля), а для незастрахованных лиц — 544 гривен (40.02 рубля).

В Польше первые 90 дней после регистрации на бирже труда безработные получают 831,10 злотого (492,39 рубля), а дальше — 652,60 злотого (386,63 рубля).

В странах Балтии — Литве, Латвии и Эстонии — размер пособия по безработице устанавливают пропорционально выработанному страховому стажу. К примеру, в Латвии пособие можно получать на протяжении 9 месяцев. Первые 3 месяца — в назначенном размере, следующие 3 месяца 75% от назначенного размера, последние 3 месяца — 50% от назначенного размера пособия.

Напомним, что в Беларуси впервые за последние 10 месяцев выросла официальная безработица. На начало февраля нетрудоустроенными были 23 798 человек, сообщили в Минтруда. Это на 935 человек больше, чем на начало января.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как отличаются пособия по безработице в Беларуси и других странах

Средний размер пособия на одного безработного в нашей стране в декабре 2017 года был 26,04 рубля. Это 13,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Журналисты посмотрели, как пособие по безработице белорусов отличается от выплат в других странах.

Фото: архив Intex-press

В Беларуси максимальный размер пособия по безработице составляет две базовые величины (49 рублей). Повышать размер этих выплат в ближайшее время не собираются, о чем неоднократно говорили в Минтруда, напоминает tut.by

В РФ правительство утвердило минимальную и максимальную величину пособия по безработице на 2018 год: первый показатель равен 850 российским рублям (29,61 белорусского рубля по курсу Нацбанка на 19 февраля), второй 4900 рублей (170,67 рубля).

В Украине минимальные выплаты по безработице для застрахованных лиц составляет 1440 гривен (105,94 рубля), для незастрахованных — 544 гривен (40.02 рубля).

В Польше первые 90 дней после регистрации на бирже труда безработные получают 831,10 злотого (492,39 рубля), потом — 652,60 злотого (386,63 рубля).

В странах Балтии — Литве, Латвии и Эстонии — размер пособия по безработице устанавливают пропорционально выработанному страховому стажу. К примеру, в Латвии пособие можно получать на протяжении девяти месяцев. Первые три месяца — в назначенном размере, следующие три — 75% от назначенного размера, последние три месяца — 50% от назначенного размера пособия.

Напомним, что в Беларуси впервые за последние десять месяцев выросла официальная безработица. На начало февраля безработными были 23798 человек, сообщили в Минтруда. Это на 935 человек больше, чем в начале января.

Безработица во всей красе: почему в Беларуси нужно жить на 20 евро, а в Литве можно на 300?

Безработица в Беларуси в 2015 году превратилась в животрепещущую тему, причем даже не сама она, а ее последствия. Буквально недавно в правительстве зашла речь об увеличении пособия по безработице. Своевременно, не так ли?

Раньше в нашей стране 99,8% населения считались трудоустроенными размер пособий по безработице мало кого волновал. Теперь же все большее количество граждан задумываются над тем, как выжить за 15 — 20 евро в месяц. Но даже если выплаты безработным увеличат, то, как было заявлено, не до европейского уровня. ВЫБЕРИ!BY выяснил, на что живут безработные России и Евросоюза, а также не поленился найти статистику по странам, которым с развитием экономики повезло меньше.

Пособия по безработице как раз хватит на проездной для поездок в центр занятости

Отдыхать хорошо, а работать лучше! Так можно перефразировать известную поговорку с учетом сегодняшних реалий на рынке труда. Статистика свидетельствует об 1% официальных безработных относительно общего количества занятых в экономике на начало мая. С начала года безработица в Беларуси выросла вдвое и, судя по всему, это еще не предел. Лакмусовой бумажкой тяжелой ситуации на рынке труда стал Декрет о тунеядцах, с введением которого стало ясно, что уровень безработицы выше, чем можно было представить. Дополнительным стимулом к росту безработицы в Беларуси в 2015 году становятся сокращения в промышленном секторе, которые продолжаются, увы, по сей день.

Читайте так же:  Болгарское гражданство молдова

В количественном выражении безработных в РБ 43,4 тысячи человек. С одной стороны, это не так уж и много, но с другой, нужно понимать, что реальная цифра намного выше. Среди безработных в Беларуси есть юристы и руководители, банковские работники и инженеры. Кто-то не может найти работу по специальности, а кого-то не устраивает заработная плата.

При этом становиться на учет безработные в Беларуси особо-то никогда и не спешили. Почему? Потому что размера пособия хватило бы в лучшем случае на проездной для поездок к центру занятости. На данный момент сумма выплат человеку, зарегистрированному на бирже труда варьируется от 70% базовой величины до 2 базовых величин. То есть обеспечивать свое существование безработный в Беларуси должен на «капитал» от 125 до 360 тысяч рублей.

Чем живут безработные России и ЕС?

Средняя величина пособия по безработице в Минске составляет порядка 175 тысяч рублей. Образно говоря, безработный может рассчитывать на 10 евро. Заметим, что у восточных соседей, в России суммы выплат также невелики и колеблются от 15 до 90 евро.

Но такие скромные выплаты характерны, к счастью, далеко не для всех государств. В странах Европейского Союза пособия по безработице могут составлять до двух третей зарплаты и даже больше. При назначении пособия по безработице учитываются такие факторы, как стаж работы, его непрерывность, семейное положение, наличие детей. В результате и суммы выплат получаются довольно внушительными — от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. Традиционно высоки выплаты в скандинавских странах и странах, наиболее развитых экономически — Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Голландии.

Даже у наших ближайших соседей — Литвы, Латвии и Польши — пособия выше на порядок. В Польше пособие по безработице в среднем составляет 190 евро и считается одним из самых низких в Евросоюзе. В Литве максимальные выплаты достигают 300 евро в месяц, в Латвии пособие может достигать 480 евро. Это против максимальных 20 евро выплаты у нас.

Обидно, ничего не скажешь. Почему бы не перенять европейский опыт и довести выплаты до сколь приемлемого уровня. Виновато ли государство?

К чему может привести увеличение пособий по безработице в Беларуси?

Предположим, что размер пособия возьмут да и повысят до 50% средней зарплаты по стране. Во-первых, даже при наличии в бюджете необходимых средств, показатели официальной безработицы сразу бы выросли в разы и отразили бы реальную, сильно отличную от официальной картину. Скорее всего уровень безработицы в Беларуси составил примерно 8-10% от общего числа экономически активного населения. На такие цифры можно рассчитывать, изучив аналогичную ситуацию у наших западных соседей.

По данным Статистического управления Eurostat, в странах Европейского Союза уровень безработицы с начала 2015 года колеблется в районе 9,8-9,9%. В злополучной Греции уровень безработицы достигает 26%, а в Испании безработица уже превысила показатель в 20%. При рассмотрении структуры безработицы эти цифры могут еще вырасти: к примеру, молодежная безработица в Италии превышает 40%, а в Испании — 49%! Даже в самых развитых странах Европы безработица находиться в пределах 5-6% от трудоспособного населения. А ведь никто не скажет, что наша экономика работает эффективней европейской!

Во-вторых, повышение размера пособия по безработице до более-менее адекватного уровня приведет к тому, что при нынешних условиях резко возрастет нагрузка на фонд социальной защиты населения, служащий основным источником выплат. А для его пополнения потребуется соответственно перераспределять имеющиеся бюджетные средства, “подключать” печатный станок или увеличивать суммы отчислений с предприятий. Не стоит сомневаться, что скорее всего будет выбран последний вариант. Предприятия в свою очередь попытаются переложить часть нагрузки по дополнительным выплатам на своих работников.

В итоге пособие по безработице, сравнимое со средней зарплатой, очень у многих безработных породит соблазн сидеть “на печи” как можно дольше, вместо того, чтобы устраиваться на работу за примерно эти же деньги. А с учетом снижения оплаты труда и количества рабочих мест в реальном секторе и подавно.

Платить за чью-то леность, в итоге, придется тем, кто не сидит сложа руки и продолжает трудиться на предприятиях, ведь бюджет формируется за счет налогов. При снижении производства и валового внутреннего продукта доходы на душу населения уменьшаться, а зарплаты упадут. Соответственно, стимулов искать работу опять-таки станет меньше. Безработных будет становиться все больше и больше. И так по замкнутому кругу.

В итоге может оказаться что благие намерения приведут нас в один ряд с такими странами, такими как Республика Конго. Весьма утрировано конечно, но все же.

Для того, чтобы пойти по западному пути социальной поддержки безработных, необходимо сначала поменять “распределительную” модель экономики и переломать иждивенческую модель поведения общества. И лишь после повышения производительности труда на предприятиях в целом, создания прозрачных и ясных механизмов распределения соответствующих фондов, можно будет рассчитывать на выплату достойного пособия по безработице. Пока же увы, нужно рассчитывать только на себя.

Пособие по безработице в республике Беларусь

Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Уровень безработицы

Официальная статистика показывает, что безработица в республике Беларусь находится под контролем властей. В феврале 2017 года была заявлена цифра 1,1%, ещё годом ранее объявлялось 0,8%. Но можно ли доверять официальной статистке в этом непростом вопросе? Международные эксперты в этом сильно сомневаются.

Ещё в 2017 году многие предприятия заявили о сокращении персонала и связанных этим увольнениях. При этом в начале 2018 года было всего 43300 человек, обратившихся в службу занятости. В то же время в период кризиса пострадали и многие мелкие предприниматели. Мало кому удалось остаться с приличной прибылью. Часть осталась на плаву, но многие не выдержали экономических сложностей и разорились, пополнив ряды безработных.

Многие россияне, решившие приехать в Беларусь на ПМЖ, оформили гражданство этой страны и нашли себя в любимом деле. Некоторым из них, к сожалению, тоже пришлось идти на биржу труда.

Методика белорусских расчётов учитывает только зарегистрированных безработных, что не может дать полной картины. В первую очередь, срок постановки на учёт ограничен сроками выплат. Получается, что те, кого лишили выплат по тем или иным причинам, уже не учитываются.

График уровня безработицы в Беларуси

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы работают за границей — в Венесуэле, Польше, Германии, как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

В 2018 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.
Читайте так же:  Дарственная в какой закон

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. Уровень жизни в Беларуси нестабилен. Всего в течение 2018 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.

Размер материальной помощи

Сумма выплат зависит от нескольких факторов. Можно выделить категории безработных, получающих определённую сумму.

  • 210 тыс. бел. руб. назначается всем проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации.
  • 420 тыс. — безработным в возрасте 29 лет, если их направили на обучение за пределы места проживания.
  • 210 тыс. — гражданам до 29 лет, направленным на обучение за пределы места проживания при условии, что общий семейный доход на члена семьи больше прожиточного минимума.
  • 630 тыс. назначается инвалидам, проходящим курсы переподготовки или повышения квалификации. В случае наличия прожиточного минимума на каждого члена семьи пособие сокращается до 420 тыс. бел. руб.

Вернуться к оглавлению

Пособие по безработице, которое выплачивается в Беларуси сейчас, в несколько раз ниже прожиточного минимума. Реально жить только на эти деньги невозможно. Правительство страны всерьёз озабочено этой проблемой и планирует преломить эту ситуацию в лучшую сторону.

В правительстве было заявлено, что систему социального обеспечения безработных будут выводить на новый уровень. В том числе планируется ввести страхование от безработицы. Имеются в виду отчисления работающими гражданами части зарплаты в специальный фонд. Из этого фонда впоследствии можно будет получать пособие в случае лишения рабочего места. Это позволит сократить расходы бюджета и перенаправить освободившееся средства на повышение пособий другим категориям безработных.

Подобные страховые ужа давно работают в европейских профсоюзах, где они показали состоятельность идеи. Пособие планируется довести до суммы более 1,5 млн. бел. руб. Сейчас средний размер ежемесячных выплат составляет всего 197 тысяч.

Новшество вводиться будет поэтапно, в течение нескольких лет. Первоначально будут созданы сами страховые фонды. Только после накопления в них определённого резерва можно будет переходить к этапу финансированиях из них материальной помощи безработным, производящим отчисления. Пока ещё полностью не продумано, кто будет переводить средства в фонд, — работодатель или сам работник.

Сейчас в республике Беларусь социальная поддержка безработных работает достаточно активно, но это пока не позволяет значительно снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей.

Основной задачей государство поставило сейчас реформу материальной помощи безработным.

Часть из них будет оплачена из страховых фондов. Уровень прожиточного минимума равен уровню пособия — вот такая поставлена цель.

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
    • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорсовет депутатов
    • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
    • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
    • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорисполком
    • Руководство Мингорисполкома
    • Структурные подразделения Мингорисполкома
      • Комитеты
      • Управления
      • Главное управление внутренних дел
    • Администрации районов г. Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    • Минский городской суд
    • Экономический суд города Минска
    • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
    • Предприятия и организации
  • Администрации районов Минска
    • Заводской район
    • Ленинский район
    • Московский район
    • Октябрьский район
    • Партизанский район
    • Первомайский район
    • Советский район
    • Фрунзенский район
    • Центральный район
  • О Минске
    • Устав города
    • Символика
    • История города
    • Руководители города с 1879 года
    • Общие сведения
    • Почетные граждане
    • Минчане года
    • Города-побратимы
    • Знаменательные даты
    • Фотогалерея
    • Видеоролик о г.Минске
    • Экскурсионный путеводитель
  • Одно окно
    • «Одно окно» Мингорисполком
    • «Одно окно» Заводской район
    • «Одно окно» Ленинский район
    • «Одно окно» Московский район
    • «Одно окно» Октябрьский район
    • «Одно окно» Партизанский район
    • «Одно окно» Первомайский район
    • «Одно окно» Советский район
    • «Одно окно» Фрунзенский район
    • «Одно окно» Центральный район
  • Обращения
    • Форумы
    • Электронные обращения
    • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
    • Нормативные документы
    • График «прямых телефонных линий»
    • Графики приема граждан и юридических лиц
    • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
  • Объявления
    • Конкурсы
    • Аукционы
    • Аренда помещений
    • Закупки
    • Все объявления
  • Поиск

Управление занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома пр-т Независимости 113
тел.: +375 17 3535740

Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице либо об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного. В назначении пособия по безработице может быть отказано в случае: прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

  • непредставления декларации о доходах.

Пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом):

  • за первые 13 календарных недель — в размере 70 процентов и за последующие 13 календарных недель 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);
  • за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;
  • за первые 13 календарных недель — в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель — 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.
Читайте так же:  Гражданство лаоса

Безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице, определенным настоящим Законом.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь»).

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие может назначаться при условии выполнения ими оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не менее 22 суммарных рабочих дней на основании письменного заявления безработного. Пособие в этом случае выплачивается по решению органов по труду, занятости и социальной защите со дня принятия решения о назначении пособия по безработице в следующем порядке: за первые 13 календарных недель — в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель — 75 процентов базовой величины.

Безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, установленный частью шестой настоящей статьи, увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели, выплата пособия по безработице за которые устанавливается в размере, равном пособию по безработице за последние 13 календарных недель из 26-недельного периода для соответствующих категорий безработных, определенных частью третьей статьи 24 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения возраста, дающего право на пенсию, в том числе на льготных условиях, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости.

Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.

В соответствии со статьей 47 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республики Беларусь» государственному служащему, высвобожденному в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, при регистрации в качестве безработного выплачивается пособие по безработице в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста на 20 процентов.

Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством.

Обращение взыскания на пособие по безработице осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Пособие по безработице выплачивается не реже одного раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

Пособие по безработице

Пособие по безработице – регулярно выплачиваемое государством денежное пособие для лиц имеющих статус безработных.

Если по каким-либо причинам вы остались без работы или только планируете начать трудовую деятельность, но самостоятельные поиски подходящей вакансии не дали быстрых результатов, можно зарегистрироваться на бирже труда и приобрести официальное положение безработного, обратившись в свой территориальный отдел по труду, занятости и соцзащите. В этом случае небольшим подспорьем в напряженной финансовой ситуации может стать пособие по безработице.

После подачи документов на оформление положения безработного уже через десять дней (или раньше) орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице. Впрочем, в назначении пособия можно получить отрицательный ответ в перечисленных прецедентах:

  • когда уход с последнего рабочего места произошел по личной инициативе работника;
  • ввиду расторжения контракта по соглашению работника с нанимателем;
  • если увольнение произошло из-за неисполнения сотрудником своих обязанностей, несоблюдения трудовой дисциплины, прогула, появления на службе в нетрезвом виде, совершения хищения либо нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других сотрудников;
  • по факту вступления в действие судебного приговора и отсутствием возможности продолжать трудовую деятельность на прежнем месте;
  • увольнения по статье 47 Трудового Кодекса РБ;
  • отсутствия справки (декларации) о доходах.

При вынесении положительного решения нетрудоустроенное лицо приобретает право на получение господдержки в течение первых 26-ти недель на протяжении каждых 12-ти месяцев с момента постановки на биржу труда.

Величина и процедура выплаты дотаций определяется нижеследующим образом:

  • если на протяжении календарного года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила не меньше 12-ти календарных недель, то за начальные тринадцать недель (календарных – здесь и далее по тексту) норматив причитающегося пособия по безработице будет соответствовать 70 %, а за другие тринадцать недель — 50 % от среднемесячной зарплаты (дохода) по последнему месту занятости (для этого при постановке на учет и требуют справку о зарплате), но не меньше размера базовой величины и не больше 2-х базовых величин;
  • если на протяжении года, предваряющего присвоение статуса «безработный», оплачиваемая трудовая деятельность при полном трудовом дне составила меньше 12-ти недель, то за первые тринадцать недель пособие составит 100 %, а за вторые тринадцать недель — 75 % от базовой величины, такое же пособие будет выплачиваться нетрудоустроенным лицам после продолжительного разрыва в трудовой деятельности (больше 12 месяцев), обладающих стажем работы не меньше 1 года;
  • лицам, становящимся на учет в службу занятости, которые предприняли поиски трудоустройства первый раз, а также тем, кто ищет подходящую вакансию после долгого тайм-аута и при этом имеет рабочий стаж меньше одного года, за начальные тринадцать недель назначается субсидия размером 85 %, а за следующие тринадцать недель — 70 % от базовой величины.

В ситуации, когда у безработного находится на содержании ребенок (один или двое) возрастом до четырнадцати лет или же ребенок-инвалид, не достигший совершеннолетия, объем дотаций будет увеличен на десять пунктов, а если в семье 3-е и более детишек (либо 2-е и более детей-инвалидов) вышеуказанного возраста — на двадцать.

При рассмотрении обращения за назначением пособия по безработице в Беларуси во внимание берется рабочий стаж и возраст самого безработного.

Так, безработным, за выслугу лет которых предоставляется право на пенсию по возрасту, как на общих основаниях так и по льготным спискам, к интервалу оказания господдержки за каждый дополнительно отработанный год сверх установленной трудовой выслуги добавляется две календарные недели, выплата за которые определяется в размере, соответствующем пособию по безработице за второй тринадцатинедельный период из 26-ти положенных недель для вышеперечисленных групп безработных.

Лицам, обладающим правом на получение субсидий из бюджетных средств на протяжении 52-х календарных недель, ввиду отсутствия возможности их трудоустроить, по инициативе территориального отдела по труду, занятости и соцзащите взамен пособия по безработице по согласованию может быть начислена пенсия до наступления положенного количества лет, однако не раньше чем за 12 месяцев до достижения законодательно принятого возраста. Осуществление выплат пенсии до приближения возраста, предоставляющего право на пенсию, с учетом льготных прерогатив, финансируется из источников государственного фонда содействия занятости.

Если первоначально, на момент оформления, в назначении пособия по безработице был получен отказ, позже господдержка все же может быть выделена, в случае исполнения соискателем оплачиваемых общественных работ на протяжение не менее двадцати двух трудовых дней общей суммой. Основанием будет являться повторное обращение нетрудоустроенного лица с письменным заявлением. Пособие в результате таких действий начнет выплачиваться по заключению органов по труду, занятости и соцзащите с момента вынесения решения о выделении бюджетных средств согласно приведенному регламенту: сначала тринадцать недель — в объеме одной базовой величины, а потом следующие тринадцать недель — 75 % от базовой величины.

Назначенное пособие по безработице в Беларуси выдается стоящим на учете лицам в определенном режиме в органах по труду, занятости и соцзащите как минимум единожды в месяц по факту явки безработных на оговоренную дату.

Как уже говорилось первоначально, подспорье в виде пособия по безработице в Беларуси будет весьма небольшим, можно даже сказать – символичным потому, что привязано оно к размеру базовой величины.

Уже не один год на уровне правительства обсуждается необходимость привязки пособия по безработице в Беларуси к бюджету прожиточного минимума, но «воз пока и ныне там». Поэтому будьте готовы, что полученного вспоможения хватит лишь на проездной, чтобы ездить отмечаться на бирже труда.