Правительственные субсидии

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ

  1. Рассмотреть вопросы учета и отражения в отчетности правительственных субсидий.
  2. Указать на особенности подхода к признанию выручки по правительственным субсидиям.

Организация получила на расчетный счет средства из бюджета области на осуществление целевой программы «Молодые кадры — будущее России». Данная программа включает в себя подготовку профессиональных кадров для финансово-экономической сферы деятельности.

Так как развитие и осуществление данной программы непосредственно связано с ее финансированием из бюджета, то бухгалтеру организации, необходимо знать:

  • как правильно отразить в учете и показать в бухгалтерской отчетности получение правительственной субсидии;
  • как правильно признать доход от получения правительственной субсидии;
  • в случае определенных ситуаций — как правильно отразить возврат правительственной субсидии.

аскрытию вопросов учета и отражения в отчетности правительственных субсидий посвящен Международный Стандарт финансовой отчетности 20 «Раскрытие информации о государственных субсидиях и правительственной помощи», действующий с 1 января 1984 года. Отдельное рассмотрение этой темы, связано с тем, что в данном Стандарте представлен иной подход к признанию дохода, чем в МСФО 18 «Выручка».

МСФО 18,

МСФО 20

Признание субсидии в качестве дохода или признание выручки зависит от того, когда организация будет иметь право на это признание. Приобретение данного права и является тем различием в подходах к признанию выручки и правительственной субсидии как дохода, которые рассмотрены в МСФО 18 и МСФО 20.

В нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ на данный момент нет отдельного документа по учету и отражению в отчетности правительственных субсидий. В действующем Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению представлен счет 96 «Целевые финансирования и поступления», который предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, в том числе средств, поступивших от правительственных органов в качестве субсидий. Признание дохода от использования данной субсидии в отечественном учете в явном виде не предусмотрено. Речь идет только о списании сумм правительственных субсидий на те или иные мероприятия, на осуществление которых и была получена субсидия.

МСФО 18(20)

По сравнению с отечественным учетом, в МСФО 20 представлен иной подход к отражению в учете и отчетности полученных организацией правительственных субсидий, который предусматривает признание правительственной субсидии в качестве дохода. Кроме того, как было указано выше, в МСФО 20 порядок и условия признания дохода иные по сравнению с обычным подходом, представленным в МСФО 18.

Получение правительственной субсидии, а также средств в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг от других организаций, является, по сути, кредиторской задолженностью, и поэтому не признается доходом или выручкой.

Признание субсидии в качестве дохода или признание выручки зависит от того, когда организация будет иметь право на это признание, а право на признание выручки возникает тогда, когда выполнены конкретные обязательства перед заказчиком.

Право на признание дохода от субсидии возникает тогда, когда осуществляются расходы, которые субсидия должна компенсировать на систематической основе, а не зависит от выполнения конкретных условий (обязательств), связанных с предоставлением субсидии.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СУБСИДИЯ

Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика . И. П. Фаминский . 2001 .

Смотреть что такое «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СУБСИДИЯ» в других словарях:

Правительственная субсидия — (GOVERNMENT GRANTS) Помощь правительства в форме передачи компании ресурсов в обмен на выполнение в прошлом или в будущем определенных условий, относящихся к ее основной деятельности. Они исключают те виды государственной помощи, которые не могут … Финансы и биржа: словарь терминов

Субсидия — (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… … Энциклопедия инвестора

Археологические общества в России — 1) Самым первым по времени основания археологическим обществом в России было Московское общество истории и древностей, открытое в 1804 году. До 14 декабря 1810 г., когда последовало его закрытие, Общество успело обнаружить свою научную… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Театр в Западной Европе — имеет долгую, славную историю. Содержание 1 Театр в древности 2 Средневековье 3 … Википедия

Казаки — (соврем.) составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами. В сословном отношении К. разделяются на дворян и простых казаков: последние до некоторой степени соответствуют сословию сельских обывателей. В … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бандель — (Иосиф Эрнст) немецкий скульптор, известен как творец памятника Герману; род. 17 мая 1800 г. в Ансбахе, посещал Реальное училище в Нюрнберге, потом Художественную академию в Мюнхене, где на выставке 1820 г. явилось несколько удачных его работ… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Учет правительственных субсидий

Правила МСФО 20 используются по отношению к правительственным субсидиям и другим формам правительственной помощи. В сферу применения МСФО 20 не входят вопросы, касающиеся учета правительственных субсидий в условиях, отражающих влияние изменения цен, а также связанные с предоставленными компании льготами по налогообложению прибыли (налоговые каникулы, налоговые льготы на инвестиции, льготы по ускоренному начислению амортизации, льготы в связи со снижением ставок налога на прибыль) и обусловленные государственным участием во владении компанией.

В МСФО 20 применяются следующие основные определения:

Правительство — правительство, правительственные органы и аналогичные организации (включая местные, национальные и международные).

Правительственная помощь — действия правительства, обеспечивающие специфические экономические выгоды для компании или группы компаний, соответствующих заданным параметрам. К правительственной помощи не относятся косвенные выгоды, извлекаемые компанией из создания правительством инфраструктуры в районах ее функционирования или из установления торговых ограничений для конкурентов.

Правительственные субсидии — правительственная помощь, осуществляемая посредством передачи компании ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с ее операционной деятельностью. К правительственным субсидиям не относятся формы правительственной помощи, не имеющие обоснованной оценки, и операции с правительством, соответствующие определению обычных торговых операций компании.

Субсидии, относящиеся к активам — правительственные субсидии, предоставляемые для покупки, постройки или приобретения долгосрочных активов (субсидией могут быть определены условия, ограничивающие вид активов, их местонахождение или сроки их приобретения или владения).

Читайте так же:  Объективная сторона побои

Субсидии, относящиеся к доходу — правительственные субсидии, не относящиеся к активам.

Условно-безвозвратные займы — займы, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных установленных условий.

Справедливая стоимость — сумма, по которой актив может быть обменен между осведомленными покупателем и продавцом, независимо друг от друга желающими провести такую операцию.

В определения правительственной помощи не включается помощь, которую невозможно обоснованно оценить (например, бесплатное проведение технических и маркетинговых консультаций и предоставление гарантий). Также не расценивается в качестве помощи, входящей в определения МСФО 20, помощь в виде операций с правительством, не отделяемых от обычных торговых операций компании (например, закупочная политика правительства, распространяющаяся на часть продаваемой продукции компании). Если компания получает существенные выгоды от подобной помощи, следует сделать соответствующие раскрытия информации в примечаниях к отчетности (характер, степень и продолжительность оказываемой помощи). Беспроцентные ссуды или ссуды под низкий процент также представляют собой одну из форм правительственной помощи, но выгоды компании от таких заимствований не измеряются.

Как правило, правительственная помощь предназначена для стимулирования компании в направлении определенных действий, выгодных с позиции государства и которые без подобной помощи компания не совершила бы. Правильное раскрытие в финансовой отчетности информации о правительственной помощи дает возможность пользователю отчетности оценить преимущества, полученные компанией от такой помощи в отчетном периоде.

Отражение правительственных субсидий и правила их признания

Теоретически к учету правительственных субсидий можно применить подход либо с позиции капитала, либо с позиции дохода. Согласно МСФО 20 следует применять последний вариант учета, т.е. правительственные субсидии запрещено относить прямо на капитал.

В международных стандартах основным принципом, положенным в основу правил отражения в финансовой отчетности правительственных субсидий, выступает принцип соответствия доходов и расходов. Правительственные субсидии признаются в качестве дохода на систематической основе в периодах отражения расходов, на покрытие которых они направлены, т.е. выполняется требование соответствия доходов и расходов для правильного определения результата в отчете о прибылях и убытках. В табл. 1 представлен порядок признания субсидии в качестве дохода по периодам.

Правительственные субсидии, предоставленные

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи (МСФО 20)

Цель и сфера применения

Понятие «правительство» подразумевает правительство и правительственные агентства или аналогичные институты местного, общенационального или международного уровня.

Стандарт определяет следующие основные аспекты учета правительственных субсидий и других форм правительственной помощи:

  • • порядок учета;
  • • раскрытие информации о размерах выгод, полученных в каждый отчетный период;
  • • раскрытие информации о других формах правительственной помощи.
  • 11.39. Данный стандарт должен использоваться для учета:
    • • правительственных субсидий;
    • • правительственной помощи.

Правительственные субсидии — передача правительством ресурсов тому или иному предприятию взамен на то, что данное предприятие в прошлом следовало или в будущем последует в своей операционной деятельности определенным условиям.

  • 11.40. Выделяют два типа правительственных субсидий:
    • • относящиеся к активам;
    • • относящиеся к доходу.
  • 11.41. Имеются и два подхода к их учету:
    • • с позиции капитала — субсидия кредитуется непосредственно на капитал, так как она не заработана;
    • • с позиции дохода — субсидия относится на доход одного периода или более, так как она не является взносом акционеров и должна быть соотнесена с соответствующими затратами, которые должна компенсировать. Второй подход требуется по МСФО 20.

Правительственные субсидии

  • 11.42. Правительственные субсидии, включая неденежные субсидии по справедливой стоимости, должны признаваться только в тех случаях, когда есть обоснованная уверенность в том, что:
    • • компания выполнит условия, связанные с получением субсидии;
    • • субсидия будет получена.

Правительственная помощь — действия правительства, направленные на предоставление предприятию определенных экономических выгод, за исключением выгод, полученных предприятием косвенным путем, через мероприятия, направленные на улучшение общих условий для деятельности (например, улучшение инфраструктуры).

  • 11.43. Субсидии, полученные в виде денежных средств или в виде сокращения обязательств перед правительством, учитываются аналогичным образом.
  • 11.44. Условно-безвозвратный заем рассматривается как субсидия, если есть обоснованная уверенность в том, что условия, при которых не требуется возврат кредита, будут выполнены.
  • 11.45. Правительственные субсидии признаются как доход и не должны кредитоваться прямо на счет капитала. Доходы признаются на систематической основе и должны быть соотнесены с соответствующими затратами, которые они должны компенсировать по периодам. Например:
    • • субсидии, связанные с амортизируемыми активами, признаются как доход на протяжении срока амортизации и пропорционально амортизационным отчислениям;
    • • субсидия в форме предоставления земли может быть связана с условием возведения на данном участке здания. В этом случае доход зачисляется на протяжении всего срока службы здания.

Субсидии, относящиеся к доходу, — субсидии, предоставляемые при условии, что соответствующее предприятие должно купить, построить или иным способом получить в собственность долгосрочные активы.

11.46. Правительственные субсидии, выданные в компенсацию уже произведенных затрат и потерь или полученные в виде срочной финансовой поддержки без каких-либо связанных с этим затрат, в дальнейшем признаются как доход в том периоде, в котором они предоставлены.

Неденежные правительственные субсидии

11.47. Неденежные субсидии (например, земля или другие ресурсы) оцениваются и зачисляются по справедливой стоимости. В ином случае субсидии и активы учитываются по номинальной стоимости.

Представление информации о субсидиях, относящихся к активам

11.48. Правительственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе неденежные субсидии по справедливой стоимости, должны быть показаны в бухгалтерском балансе путем отражения в качестве доходов будущего периода или путем вычитания для получения балансовой стоимости актива.

Представление информации о субсидиях, относящихся к доходу

Субсидии, относящиеся к доходу, — правительственные субсидии, не связанные с активами.

11.49. Субсидии, относящиеся к доходу, иногда представляются в отчете о прибылях и убытках как поступления — отдельно или в составе общей статьи, например «Другие доходы». При альтернативном варианте они вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчете о прибылях и убытках.

Справедливая стоимость — величина, по которой актив может быть обменен между осведомленными покупателем и продавцом в течение ближайшего времени.

Правительственные субсидии

Многие страны стремятся поощрять экспортную деятельность национальных компаний путем предоставления им правительственных субсидий с целью сокращения затрат на ведение бизнеса. Например, в Бразилии и Кении импортируемые исходные ресурсы, используемые в процессе производства

экспортных товаров, освобождаются от налогов и таможенных тарифов; в то же время в Индии доходы от экспорта освобождаются от подоходного налога.

В целях содействия экономическому развитию органы власти на федеральном уровне, региональном и местном уровнях во многих случаях предоставляют компаниям еще один тип субсидий, что имеет своей целью склонить компании к размещению или расширению своих производственных мощностей в соответствующих районах, что, в свою очередь, приводит к созданию дополнительного количества рабочих мест и расширению местной базы налогообложения. Такие льготы могут принимать следующие формы: снижение налога на собственность, предоставление права на бесплатное пользование землей, профессиональная подготовка рабочей силы, снижение тарифов на коммунальные услуги, строительство новых автодорог и т. д. Соперничество между органами власти различных административных районов за привлечение компаний на свою территорию может достигать достаточно высокого уровня. Например, в конце 2000 г. штат Техас предложил компании Toyota пакет разнообразных льгот на общую сумму $133 млн, в результате чего ему удалось обойти ряд других штатов и добиться строительства нового завода компании на своей территории.

Читайте так же:  Приказ no 400 минэнерго

Правительственные субсидии позволяют сократить объем издержек на ведение бизнеса. Это приводит к искусственному повышению конкурентоспособности национальных компаний на экспортном рынке или к вытеснению ими иностранных компаний с внутреннего рынка, что оказывает определенное влияние на международную торговлю. С другой стороны, субсидии могут достичь такого размера, что это может разрушить нормальные условия для международной торговли. Судостроение, выращивание пшеницы и маслобойная промышленность представляют собой печально известный пример отраслей, где произошла серьезная деформация процесса торговли из-за большого объема субсидий, предоставляемых государством. В войне субсидий больше всего проигрывают эффективно работающие производители продукции в странах, которые не имеют возможности выделять крупные субсидии, например, предприятия таких отраслей, как выращивание пшеницы в Австралии или молочная промышленность в Новой Зеландии.

Правительственная телеграмма № 13-1/10/В-6467 от 21 августа 2017 г.

В рамках проводимой работы по подтверждению необходимых бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации в 2018 году, на исполнение которого предоставляется консолидированная субсидия в рамках государственной программы российской федерации «доступная среда» на 2011-2020 годы, некоторые субъекты не обеспечили подтверждение необходимых объемов средств по линии Минспорта.

В связи с чем, Минспортом России произведен перерасчет субсидии по линии Минспорта, что повлекло корректировку консолидированной субсидии.

Материалы по расчету консолидированной субсидии размещены по ссылке http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/182.

Прошу принять данную информацию к сведению.

Ответственный: Колобова Е.А., (495)926-99-01, доб. 13-12.

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

Распределение консолидированной субсидии из федерального бюдета бюджетам субъектов Российской Федерации на на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2018 году

Распределение субсидии в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы на 2018 год (Минобрнауки России)

Распределение межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2018 год (Минспорт России)

Расчет распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в 2018 году (Минтруд России)

Правительственная субсидия

Основной вопрос учета, возникающий в связи с государственными субсидиями, заключается в том, как учитывать доходы в виде субсидий. МСФО 20 придерживается подхода соотнесения по срокам, согласно которому субсидии капитального характера, предназначенные для субсидирования покупки основных средств, признаются как доходы в течение срока использования соответствующих активов.

Стандарт признает, что предприятие может получать государственную помощь в иной форме, например в форме безвозмездных технических или маркетинговых консультаций и в форме предоставления гарантий. Однако, не указывая, как следует учитывать такие формы государственной помощи, он требует раскрытия информации о такой помощи.

МСФО (IAS) 20 следует применять к учету государственных субсидий и к раскрытию информации о них, а также к раскрытию информации о прочих формах государственной помощи.

Государственная помощь это действия государства, предназначенные для предоставления экономических выгод предприятию или ряду предприятий, соответствующих определенным критериям. Государственная помощь имеет различные формы, различающиеся как с точки зрения характера предоставляемой помощи, так и с точки зрения условий, на которых она предоставляется. Однако такая помощь не включает в себя выгоды, предоставленные косвенно, через действия, касающиеся операционных условий в целом, например обеспечение инфраструктуры в развивающихся областях или установление определенных ограничений для конкурентов.
Государственные субсидии — это особая форма государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 государственные субсидии представляют собой помощь, оказанную государством, в форме предоставления ресурсов предприятию в обмен на выполнение в прошлом или будущем определенных условий, относящихся к операционной деятельности предприятия.
Для целей международных стандартов финансовой отчетности субсидии могут представляться в следующих формах:
■ субсидии, относящиеся к активам, представляют собой государственные субсидии, основное условие предоставления которых заключается в том, что предприятие, удовлетворяющее критериям для их получения, должно купить, построить или иным образом приобрести внеоборотные активы. К этим условиям могут также прилагаться вторичные условия, ограничивающие вид или местоположение активов или периоды, в течение которых они должны быть приобретены или находиться в собственности предприятия;
■ субсидии, относящиеся к доходам, представляют собой государственные субсидии, отличные от субсидий, относящихся к активам.

Государственные субсидии не включают:
• помощь, к которой невозможно обоснованно отнести какую-либо стоимость, например безвозмездные технические или маркетинговые консультации и предоставление гарантий;
• операции с государством, которые не могут быть выделены из обычных торговых операций предприятия, например, когда предприятие получает выгоды от государственной политики закупок.

Учет государственных субсидий

Государственные субсидии должны признаваться в бухгалтерском учете, только когда есть разумная уверенность в том, что:
• предприятие будет соблюдать условия, на которых предоставляются субсидии; а также что
• субсидии будут получены.

Сам по себе факт получения субсидии не обеспечивает окончательного свидетельства того, что условия, на которых она была предоставлена, были или будут выполнены. После того, как предприятие отразило государственную субсидию в учете, связанные с ней условные обязательства или условные активы следует раскрывать в финансовой отчетности в соответствии с МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
На учет государственных субсидий не влияет то, в какой форме они получены, т. е. субсидии, полученные в денежной форме, в виде немонетарных активов или в виде прощения государственного кредита, учитываются одинаково. Государственный кредит, не подлежащий обязательному погашению, т.е. погашение которого будет прощено при определенных предписанных условиях, должен учитываться как государственная субсидия, когда существует разумная уверенность в том, что предприятие выполнит условия прощения кредита.

Пример. Предприятие участвует в программе научных исследований и разработок, спонсируемой государством, в соответствии с которой имеет право на получение государственной субсидии в размере до 50% от понесенных затрат. Государственная субсидия является процентной и подлежит полному погашению в виде процента выручки от продаж разработанных продуктов (роялти). Несмотря на то что срок погашения не ограничен, погашение не требуется в случае отсутствия продаж продукции. В соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности предприятию следует учитывать такой вид государственной субсидии в следующем порядке:
1. Первоначально отразить государственную субсидию как кредит, не подлежащий обязательному погашению;
2. Применить принципы, лежащие в основе метода эффективной процентной ставки, в последующих периодах, что предполагает оценку суммы и сроков будущих денежных потоков;
3. Проанализировать на каждую отчетную дату, имеется ли разумная уверенность в том, что предприятие будет соблюдать условия прощения кредита. Если это так, то исключить из учета часть обязательств или все обязательства, которые были признаны первоначально, с отражением соответствующих доходов в отчете о прибылях и убытках;
4. Если предприятие впоследствии пересматривает свои оценки будущих продаж в сторону повышения, то оно признает обязательство в отношении сумм, ранее включенных в прибыль, и отражает соответствующий расход в отчете о прибылях и убытках.

Государственная субсидия в форме передачи немонетарного актива, например здания или иных ресурсов, предназначенных для использования предприятием, обычно признается по справедливой стоимости такого актива. Справедливая стоимость представляет собой сумму, на которую может быть обменен актив или урегулировано обязательство в сделке между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающими совершить такую сделку на коммерческих условиях.
Однако в качестве альтернативы разрешается признание таких активов и соответствующей субсидии по номинальной стоимости. Тем не менее, в соответствии с МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» компания должна определить учетную политику и применять ее последовательно в отношении всех немонетарных государственных субсидий.

Читайте так же:  Организационно-правовая форма предприятия гражданский кодекс

Займы с процентной ставкой ниже рыночной

В настоящее время согласно МСФО 20 государственные субсидии с процентной ставкой ниже рыночной должны признаваться и оцениваться в соответствии с МСФО (IAS) 39, т. е. по своей справедливой стоимости. Займы могут быть беспроцентными. Разница между начальной балансовой стоимостью займа (его справедливой стоимостью) и полученными поступлениями учитывается в качестве государственной субсидии. Впоследствии проценты по займу будут начисляться условно по методу эффективной процентной ставки, описанному ранее. Крайне важно то, что субсидия не обязательно будет признаваться в учете на основе соответствующих процентных расходов. В стандарте подчеркивается, что компания должна проанализировать условия и обязательства, которые были или должны быть выполнены, при определении затрат, которые должна компенсировать выгода от займа.

Соотнесение субсидий со связанными с ними затратами

При признании в финансовой отчетности затрат связанных с субсидированной операционной деятельностью применяется метод доходов, в соответствии с которым субсидии признаются в качестве доходов в течение одного или нескольких периодов, поскольку:
• государственные субсидии представляют собой поступления из источника, отличного от акционеров, они не должны относиться непосредственно на капитал акционеров, а должны признаваться в качестве дохода в соответствующих периодах;
• государственные субсидии редко бывают безвозмездными. Предприятие получает их за счет соблюдения определенных условий и выполнения предусмотренных обязательств. Таким образом, их следует признавать в качестве дохода и соотносить с соответствующими затратами, которые предполагается компенсировать за счет субсидии;
• налог на прибыль и прочие налоги являются начислениями против дохода, логично учитывать государственные субсидии, которые являются продолжением налоговой политики, также в отчете о прибылях и убытках.

Применение метода доходов

Субсидии признаются в финансовой отчетности в составе доходов на регулярной основе, соотносящей их с соответствующими затратами, которые будут в последствии компенсированы за счет субсидии. Отражение доходов на основе поступлений, что не соответствует допущению об учете по методу начисления, допустимо только в том случае когда отсутствуют основания для отнесения субсидии на периоды, отличные от периода, в котором она была получена.
МСФО 20 предусматривает, что в большинстве случаев периоды, в течение которых предприятие признает затраты или расходы, связанные с государственными субсидиями, могут быть легко определены, и, таким образом, субсидии при признании конкретных расходов отражаются в качестве доходов в том же периоде, что и соответствующие расходы.
Субсидии, связанные с амортизируемыми активами, обычно отражаются в качестве дохода в течение периодов начисления амортизации на эти активы, пропорционально таким амортизационным отчислениям. Субсидии, связанные с неамортизируемыми активами, также могут потребовать исполнения определенных обязательств, и в таком случае они будут отражаться в качестве доходов в течение периодов, когда понесены затраты на исполнение таких обязательств.

Пример. Компания получила от муниципальных органов власти субсидию в виде производственного помещения. В этом случае данная субсидия будет признаваться в качестве дохода в течение срока эксплуатации этого здания.

МСФО 20 признает, что субсидии могут быть получены в составе пакета финансовой или налоговой помощи, которая предоставляется при соблюдении ряда условий. В таких случаях стандарт указывает, что требуется осторожность при определении условий, ведущих к возникновению затрат и расходов, которые определяют периоды, по которым будет распределяться субсидия. Возможно, правильно было бы признать часть субсидии в качестве дохода на одной основе, а часть — на другой.
Когда субсидия связана с расходами или убытками, которые уже были понесены, либо с предоставлением немедленной финансовой поддержки предприятию без будущих связанных с этим затрат, то субсидию следует признать в составе доходов, когда она характеризуется как подлежащая получению. Если такая субсидия отражается в составе доходов за период, в котором она стала подлежать получению, то предприятию следует раскрыть информацию о ее влиянии на финансовую отчетность, чтобы обеспечить его полное понимание.

Субсидии, относящиеся к активам (т. е. субсидии, основным условием предоставления которых является то, что предприятие, удовлетворяющее критериям для их получения, должно купить, построить или иным образом приобрести внеоборотные активы), следует отражать а отчете о финансовом положении:
• либо путем отражения субсидии в качестве доходов будущих периодов, которые признаются в составе доходов на систематической и последовательной основе в течение срока полезного использования актива;
• либо путем вычета субсидии при определении балансовой стоимости актива, и в таком случае субсидия признается в составе доходов в качестве снижения амортизации.

Движение денежных средств

Покупка активов и получение соответствующих субсидий может привести к серьезным изменениям в денежных потоках предприятия. Поэтому такие изменения часто раскрываются как отдельные статьи в отчете о движении денежных средств независимо от того, вычтена ли субсидия из стоимости соответствующего актива для целей отражения в отчете о финансовом положении.

Субсидии, относящиеся к доходам, следует представлять как:
• доход в отчете о прибылях и убытках, отдельно или под общим заголовком, таким как «прочие доходы»;
• вычет при представлении соответствующих расходов.

Возврат государственных субсидий

Государственная субсидия, которая по каким либо причинам подлежит возврату, должна учитываться как пересмотр расчетной оценки. Возврат субсидии, относящейся к доходам, следует зачитывать против соответствующих неамортизированных доходов будущих периодов, а превышение следует признавать в составе расходов текущего периода.
Возврат субсидии, относящейся к активу, следует признавать путем увеличения балансовой стоимости соответствующего актива или вычета из соответствующих неамортизированных доходов будущих периодов. Накопленная дополнительная амортизация, которая к текущему моменту была бы признана в качестве расходов, если бы не получение субсидии, должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках за текущий период.
В МСФО 20 подчеркивается, что обстоятельства, ведущие к возврату субсидии, относящейся к активу, могут потребовать рассмотрения возможного обесценения актива.

Как указано выше, МСФО (IAS) 20 исключает «из определения государственных субсидий некоторые формы государственной помощи, к которой невозможно обоснованно отнести какую-либо стоимость, и операции с государством, которые не могут быть выделены из обычных торговых операций предприятия. Во многих случаях наличие выгоды может быть неоспоримым, но любая попытка отделить коммерческую деятельность от государственной помощи вполне может оказаться произвольной. В связи с этим стандарт требует раскрытия информации о значительной государственной помощи.

Согласно требованиям МСФО 20 предприятия должны раскрывать следующую информацию о государственных субсидиях:
• учетную политику, включая метод представления, принятый в финансовой отчетности;
• описание характера и размера признанных субсидий и описание прочих форм государственной помощи, от которой предприятие получает прямую выгоду;
• невыполненные условия или условные факты хозяйственной деятельности, относящиеся к государственной помощи, которая была признана.

Помимо раскрытия информации, указанной выше, в отношении тех форм государственной помощи, которые исключаются из определения государственных субсидий, значение выгод может быть таким, что раскрытие информации о характере, размере и длительности помощи необходимо для того, чтобы финансовая отчетность не вводила в заблуждение.