Учебно-образовательная программа по кёкусин кан каратэ

Сергей Владимирович Степанов, Евгений Васильевич Головихин

Учебно-образовательная программа по кёкусин кан каратэ

Степанов Сергей Владимирович — доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Заслуженный тренер России, судья международной категории, 5 дан кёкусин кан каратэ, заведующий кафедрой спортивных видов единоборств института физической культуры, социального сервиса и туризма УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург.

Головихин Евгений Васильевич — доктор педагогических наук, Заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса, г. Ульяновск.

Рецензенты:

Бальсевич В.К. — член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор.

Рапопорт Л.А. — доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, мастер спорта, директор ИФКССиТ, ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, г. Екатеринбург.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования «Российский Государственный университет им. А.И. Герцена» (РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Естественнонаучное образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Это второе издание программы, переработанное и дополненное новыми материалами спортивной практики. Первое издание публиковалось в 2003 году Главным Управлением образования администрации Ульяновской области. Приказ № 294 от 04.04.2003 года. Программа по кикушин кан, кёкусинкай, Ашихара- каратэ, Ояма-каратэ, шинкиукушин, киукушинкай, нокдаун-каратэ для образовательных учреждений Российской Федерации составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, типовым положением об образовании детей — Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233, нормативными документами Министерства Образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» от 25.01.1995 г. и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму за № 390 от 28 июня 2001 г. Программы для образовательных учреждений опираются на нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность государственных и негосударственных образовательных учреждений и основополагающие принципы спортивной подготовки различных категорий граждан РФ.

Программа по каратэ для образовательных учреждений рассчитана на шесть этапов:

• 1 год обучения в спортивно оздоровительной группе (СОГ);

• 3 года обучения в группах начальной подготовки (ГНП);

• 4 года обучения в учебно-тренировочных группах (УТГ);

• 3 года обучения в группах спортивного совершенствования (ГСС);

• необходимое время в группах высшего спортивного мастерства (ГВСМ);

• занятия в группах здоровья (ГЗ).

Спортивные поединки по каратэ последнее время приобрели большую популярность в обществе, получили широкое распространение и признание как вид спорта, входящий в Государственный реестр России, с присвоением спортивных разрядов и званий. Однако, методологическая база построения процесса обучения искусству ведения спортивного поединка как целостная методика технология, доступная для применения в данном виде спорта, до сих пор разработана недостаточно.

На фоне социальных и экономических катаклизм общества идет увеличение количества общественных организаций, спортивных клубов, кружков, секций и других образовательных учреждений, причем большую долю среди них составляют различные клубы и секции, где готовят спортсменов единоборцев различного уровня. Приём детей и подростков в спортивные группы осуществляется на основе уставных документов организаций. Занятия проводят инструктора, учителя, педагоги, тренеры- преподаватели. Огромное количество детей в возрасте от 6 лет впервые начинают посещать спортивные секции, не имея практического опыта занятиями физической культурой и спортом. На данном этапе необходимо заинтересовать занимающихся, используя средства и методы воспитания и обучения. Педагогические умения, яркий эмоциональный фон способствуют выработке устойчивой внутренней мотивации. При этом в большинстве случаев профессионализм педагогов-тренеров, занимающихся подготовкой учащихся такого типа, к сожалению, часто не соответствует современным профессиональным требованиям, предъявляемым к специалистам этого уровня. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах.

Читайте так же:  Специальный профессиональный страховой стаж

Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.

Настоящая программа деятельности для образовательных учреждений, непосредственно связанных с развитием каратэ как вида спорта, и так и формированием здорового образа жизни для спортивных групп, ЦДТ, ДЮСШ имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с детьми и подростками городов России.

Цели и задачи деятельности спортивных школ

Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с законами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, профсоюзными и другими организациями, а также гражданами. Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).

Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта России» и входящих в состав сборной команды России (юношеской, юниорской, основной).

Спортивные школы призваны:

формировать потребности в здоровом образе жизни;

Каратэ учебное пособие для вузов

Автор Ткач Михаил Анатольевич, 3-ий Дан Ашихара-каратэ, Президент Московской Федерации Ашихара-каратэ,

Ашихара-каратэ представляет собой направление современных единоборств Японии, являющееся эффективным средством самообороны, которое создал великий Мастер, один из лучших учеников Масутатсу Оямы — Хидеюки Ашихара Этот стиль сочетает в себе отточенную технику ударов каратэ, перемещений и бросков, отвечающую самым высоким требованиям, предъявляемым к боевым искусствам.

Данное учебное пособие предназначено для изучения базовой техники Ашихара каратэ и содержит сведения о биографии создателя стиля — Канчо Х. Ашихара, а также методический материал и информацию о нормативных требованиях, правилах соревнований и традициях Ашихара-каратэ

Автор: Ткач Михаил Анатольевич, 3-ий Дан Ашихара-каратэ, Президент Московской Федерации Ашихара-каратэ,

Старший тренер, преподаватель Института Налоговой полиции Финансовой Академии при Правительстве РФ.

Техническая редакция и компьютерная верстка:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление стр. 2

Биография Канчо Хидеюки Ашихара стр. 5

Исторический обзор стр. 13

Извлечения из Бусидо — “Пути воина” стр. 33

Этикет и традиции Додзе стр. 38

Основные принципы и положения

Тренировочной программы стр. 44

Квалификационные требования стр. 47

Календарный план Федерации

Ашихара-каратэ на 1996 / 97 г.г. стр. 83

Словарь терминов стр. 85

Аннотация Части второй стр. 92

ВСТУПЛЕНИЕ

Читайте так же:  Льготы пенсионерам и ветеранам труда на лекарства

Данное учебное пособие представляет собой методическое издание, публикующее материалы по организации, традициям, техническим основам и нормативным требованиям Ашихара-каратэ в России, непосредственно относящимся к современному стилю Ашихара-каратэ, который практикуется в различных странах мира под руководством New International Karate Organization ХОНБУ.

Эта работа не является первым изданием по технике Ашихара-каратэ. В начале 1993 года и осенью 1994 года были опубликованы две брошюры, авторами которых были руководители движения Ашихара-каратэ в России — Виктор Куршин и Михаил Ткач. Первое издание относится к технике, практиковавшейся в Европейской организации Ашихара-каратэ, которая в то время не имела контактов с ХОНБУ и опиралась на методики ее руководителя — Девида Кука. Следующее пособие было создано под эгидой новой организации Д. Кука — “Международной организации Ашихара-каратэ» и было полностью посвящено технике, разработанной Д. Куком и не имеющей отношения к стилю Ашихара-каратэ как к таковому.

Самым авторитетным изданием, несомненно можно считать две книги основателя стиля Канчо Хидеюки Ашихара — Fighting Karate и More Fighting Karate”, изданные в конце 80-х годов в Японии.

Одна из главных задач данной работы заключается в правильном ориентировании инструкторов и спортсменов относительно принципиальных особенностей в изучении Ашихара-каратэ, которые и позволяют считать этот стиль одним из наиболее эффективных видов единоборств.

Также немаловажной является задача информирования о требованиях, касающихся квалификационных экзаменов, этикета и правил проведения турниров Ашихара-каратэ, а также ситуации в деле развития стиля в настоящее время в России и за ее пределами.

Пособие состоит из двух частей. Первая часть предназначена, в основном, для спортсменов, имеющих начальный уровень, так как содержит сведения о нормативах и требованиях до степени 5-ый Кю включительно. Вторая часть пособия посвящена технике для старших поясов. Обе части содержат информацию о правилах соревнований, а также информацию справочного характера.

В данной работе автор не претендует на абсолютное или единственно верное мнение о технике и методах обучения Ашихара-каратэ; в этом пособии предлагается вниманию лишь один из вариантов пути, который сложился из собственного опыта автора и его представления о принципах стиля.

Каратэ учебное пособие для вузов

Цели и задачи деятельности спортивных школ

Основы физического воспитания школьников

Цели и задачи образовательной программы по кёкусин кан каратэ, этапы обучения

Модель многолетней подготовки по кёкусин кан каратэ

Нормативная часть образовательной программы

Методическая часть учебной программы

Основы теории и методики физического воспитания в кёкусин кан каратэ

Структура и методы обучения в каратэ

Каратэ учебное пособие для вузов

Настоящее учебное пособие является руководством по обучению методике и технике каратэ студентов высших учебных заведений. Излагаемый в данном учебном пособии материал представлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 034300 – «Физическая культура» по профессионально-профильному предмету «Каратэ и методика преподавания», входящему в дисциплину «Теория и методика избранного вида спорта».

В пособии представлен материал, характеризующий разностороннее влияние каратэ на организм человека, как вида физического воспитания, который рекомендуется для проведения занятий в группе спортивного отделения вуза.

Каратэ является уникальным видом спорта и физических упражнений, который относится к наиболее массовым видам спорта. Специфическая особенность каратэ связана со сложно-координационной двигательной активностью, чем объясняется его физкультурно-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Читайте так же:  Заявление о невыходе на работу по причине невыплаты зарплаты

Методики обучения специальным упражнениям каратэ ведут к увеличению уровня функционального состояния организма, повышают эффективность учебно-тренировочного процесса, и, таким образом, способствуют совершенствованию физической подготовки студентов.

В учебном пособии даны следующие главы: «История возникновения и развития каратэ», «Каратэ как средство физического воспитания»; «Техника каратэ»; «Техническая подготовка»; «Тактическая подготовка»; «Психологическая подготовка»; «Специальная физическая подготовка, педагогический контроль и учёт успеваемости студентов»; словарь терминов, приложения, список литературы.

В главе 1 «История возникновения и развития каратэ» приводится краткий исторический обзор возникновения и развития традиционного каратэ за рубежом и в России.

В главе 2 «Каратэ как средство физического воспитания» представлено содержание программых требований по каратэ, раскрываются методики занятий со студентами высших учебных заведений. Определено поэтапное распределение учебного материала примерной программы, изложено значение каратэ для физического воспитания, его характеристика как средства физического воспитания, организация занятий каратэ в гуппе спортивного совершенствования.

В главе 3 «Техника каратэ» рассмотрены классические позиции каратэ, представлены виды передвижения, специальные дыхательные упражнения и выкрик, атакующие и защитные действия, выполняемые руками и ногами.

В главе 4 «Техническая подготовка» даётся комбинационная техника, техника выведения из равновесия, формальные комплексы «ката», спарринг «кумитэ» и доврачебная помощь при получении травм.

В главе 5 «Тактическая подготовка» освещены основные понятия тактической подготовки в каратэ, даны упражнения для обучения тактическим действиям в учебно-тренировочном процессе, рассмотрен порядок поведения спортсменов и тренерского состава во время соревнований.

В главе 6 «Психологическая подготовка» даются традиционные аспекты психологической подготовки в каратэ, представлены основные направления психологической подготовки в процессе обучения и к спортивным мероприятиям.

В главе 7 «Специальная физическая подготовка, педагогический контроль и учёт успевамости студентов» приведены средства и методы развития и совершенствования физических качеств, необходимых занимающимся каратэ, представлены контрольные упражнения и критерии оценки технико-тактической, общей и специальной физической подготовленности студентов.

В словаре терминов даются специфические наименования технических действий каратэ, необходимые для изучения программного материала и участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

В разделе «Приложения» рассмативаются Положение о спортивном клубе вуза, Инструкция по технике безопасности студентов на занятиях в спортивной секции каратэ, контрольные нормативы по технико-тактической подготовке к аттестации на технические уровни каратэ «кю», схемы формальных комплексов «ката», предназначенные для четырёхлетнего обучения, комплекс упражнений на гибкость, упражнения на расслабление и психорегуляцию.

В разделе литература для наиболее полного изучения материала, рассматриваемого в учебном пособии, дается список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие позволяет наиболее полно освоить учебный материал, что поможет студенту самостоятельно и сознательно практиковать специальные упражнения каратэ. Вместе с тем, в последнее время выпуск методической литературы по восточным единоборствам значительно снизился, а вопросы, касающиеся развития студенческого каратэ, в публикуемой литературе в основном ранее не освещались.

Данное пособие представляет интерес для студентов и преподавателей, занимающихся каратэ и восточными единаборствами, поскольку в работе приведены педагогические технологии формирования физической культуры студентов на основе каратэ, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности специалиста.