Технологическая карта урока географии в 6 классе .doc — Конспект по географии «Богатство России» (6 класс)

Баташова М.В. учитель географии
Технологическая карта урока географии в 6 классе.
Учитель: Баташова М.В.
Тема урока
Голубые глаза России
Тип урока
Комбинированный
Дата урока
Образовательные ресурсы
Компьютер, проектор физическая карта России, презентация, атласы, контурные карты, карточки с заданиями для проверки домашнего задания,
карточки с заданиями для закрепления пройденного материала.
13 марта 2017
УМК
Паневина Г.Н., Махинов А.Н. Мой край
Учебное пособие для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края. Издательский дом «Частная коллекция», 2000г.
Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 11­е изд., стереотип.
– М. : Дрофа, 2011. – 174.
Атласы, контурные карты
План урока (в технологической карте 11 пунктов)
1) Организационный этап. Актуализация знаний
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичная проверка понимания
5) Первичное закрепление
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
1

Баташова М.В. учитель географии
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цели урока
Предметные: Сформировать знания об озёрах, их свойствах и происхождении. Составлять определение природных объектов. Определять на
карте местоположение географических объектов. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов.
Метапредметные: Формировать умение определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата. Находить в различных
источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и
учениками.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Формы и методы обучения
Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный.
Основные термины и понятия
углубление;
поверхностные воды;
карст ­ вымывание пустот в легкорастворимых породах;
старица ­ озёра серповидной формы;
озёрные котловины­углубления;
сточные озёра;
бессточные озёра;
происхождение озёр;
тектоническое;
карстовое.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся или получат возможность научиться формулировать понятия «озёра», определять их свойства, происхождение, находить их на карте.

Баташова М.В. учитель географии
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
1. Организаци­
онный этап.
Актуализация
знаний учащихся
Определить
усвоение ранее
изученного
материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная
Регулятивная
Отвечают на
вопросы
Взаимодействуют с
учителем во время
опроса
Определить
уровень своих
знаний
Деятельность учителя
­ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
­Проверка наличия ИСА, учебников,
тетрадей, ручек карандашей и хорошего
настроения.
­Проверка выполнения домашнего задания
­ Какие оболочки Земли мы знаем?
­ Из чего состоит гидросфера?
­ Что такое воды суши?
2. Определение
темы
Формулировани
е учащимися
темы урока
­ О чем пойдет сегодня речь на уроке?
Какого цвета озёра ? Голубые.
Тема нашего урока. Голубые глаза России
3. Постановка
учебных целей и
Формулировани
е учащимися
На какие вопросы нам предстоит сегодня
ответить? Цели и задачи урока.
Анализировать,
сравнивать и
обобщать факты.
Выявлять
причины.
Вычитывать все
уровни текстовой
информации.
Фиксируют
проблему.
Приводить
аргументы
Выдвигать версию
решения
Слушают учителя.
Строят понятные
Принимают и
сохраняют учебную
3

Баташова М.В. учитель географии
задач
цели урока.
Формулировани
е учащимися
задач урока
­ Что такое озеро?
­ Есть различия у озёр или они все
одинаковые?
­ Виды озёр
­ Могут ли озёра влиять на другие
природные объекты?
Работа со словарём
4. Освоение
нового
материала
Обеспечение
усвоения новых
знаний и
способов
знаний
На территории России насчитывается
более 2 миллионов озёр.
Что такое озеро? Поиск информации в
учебнике.
В чём отличие озера от моря, от реки.
5. Совместное
исследование
проблемы.
Поиск решения
учебной задачи.
Откройте атласы и найдите условное
обозначение озёр
Каспийское озеро. Найти на карте России в
Атласе, показать на карте.
Найти глубину.
Озеро Байкал. Найти в Атласе, показать на
карте. Какие природные объекты
находятся вблизи озера Байкал?
Высказывают
цели и задачи
урока
для собеседника
высказывания
цель и задачу.
Составление
определений на
основе
прочитанного
текста.
Выделять
существенную
информацию
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения
Слушать
высказывания
других
Оценивать
правильность
выполнения задания
Осознанно строят
речевые
высказывания,
рефлексия своих
действий
Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают
предметные
способы решения
6. Модели­
рование
Фиксация в
модели
существенных
Пользуясь картами атласа, определите,
почему некоторые озёра называют
сточными, а другие ­ бессточными.
Фиксируют в
графические
модели и
Воспринимают
ответы
обучающихся
Осуществляют
самоконтроль
Принимают и
4

Баташова М.В. учитель географии
отношений
изучаемого
объекта.
Организует учебное взаимодействие
учеников (группы) .
Поиск информации в учебнике.
Что такое озёрная котловина?
Происхождение озёрных котловин.
Проводят обучающиеся
Работа по схеме
Построение
ориентированн
ой основы
нового способа
действия.
Мой край
Как вы думаете в Хабаровском крае есть
озёра?
Сколько?
Какие?
Как они образовались?
Физкультминутка
и
Гимнастика для
глаз
7. Конструиро­
вание нового
способа
действия.
8. Первичное
закрепление
Проверка
усвоения новых
знаний
Значение озёр
На какие вопросы мы сегодня нашли
ответы?
­ Что такое озеро?
­ Есть различия у озёр или они все
одинаковые?
­ Виды озёр
­ Могут ли озёра влиять на другие
буквенной форме
выделенные связи
и отношения.
сохраняют учебную
цель и задачу.
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют
новый способ
действия или
формируют
понятия.
Выделяют
существенные
признаки
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала
Принимают и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Осуществляют
самоконтроль
Выслушивают
ответы учеников
Определяют
степень успешности
выполнения своей
работы
5

Баташова М.В. учитель географии
9. Рефлексия
Организация
деятельности
учащихся по
самооценке
10. Контроль на
этапе окончания
учебной темы.
Контроль.
Оценивание .
11. Домашнее
задание
Знакомство с
заданием
природные объекты?
Работа в группах, выполнение заданий на
карточках.
Диагностическая работа (на выходе):
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне очень понравилось….
Было интересно…
Я узнал новые слова и понятия:
карст, озеро, озёрные котловины….
Знания полученные на уроке
пригодятся мне в будущем…
­ организация дифференцированной
коррекционной работы,
­ контрольно­оценивающая
деятельность
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
1. Разработать план характеристики озера.
2. Пользуясь этим планом описать озеро
(на выбор)
3. Просмотр видеоурока
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают
результат.
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по
результату
Оценивая с позиции
социальных норм
собственных
поступков и
поступков других
людей.
Осознавать
причины своего
успеха или не
успеха
Составлять
различные виды
планов
Использовать
разные источники
информации
Сверять свои
действия с целью
6

«Мой край» в иллюстрациях

Отныне историю и географию Хабаровского края школьники будут изучать по учебнику, который создан учеными и педагогами краевого центра.

25 октября в краеведческом музее прошла презентация нового учебника «Мой край». При поддержке комитета общего образования администрации края он появился на свет в издательском доме «Част-ная коллекция». Это уже третье учебное пособие, выпускаемое этим издательством и ориентированное на региональный компонент в обучении.

Его авторы Галина Паневина и Алексей Махинов сумели в интересной манере рассказать детям об удивительных уголках нашего края. Удачные иллюстрации и редкие фотографии, по мнению педагогов, помогут лучше закрепить изученный материал. В учебнике нет привычных параграфов, вместо них увлекательные путешествия по нашей маленькой родине, и это не случайно. При написании учебного пособия авторы учитывали мнения и рекомендации учителей-практиков, с помощью сотрудников Детского музейного центра краеведческого музея узнали и пожелания самих ребят. Потому-то ученики 6 класса средней школы № 77, которые уже начали изучать «Мой край», на презентации легко справились со всеми вопросами своеобразного конкурса.

В этом году учебник «Мой край» поступит во все общеобразовательные школы, ученикам из малообеспеченных семей он будет выдаваться бесплатно. Кстати, создатели подумали и о цене учебника. Она не слишком высока, а сам учебник можно приобрести в магазинах торговой сети «Мирс».

Рабочая программа «Наш край»

Предполагаемый курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире.Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии и биологии в 6-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Наш край»»

Программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках ФГОС

Учитель биологии и географии МБОУ «СОШ с. Маяк»

Нанайского района Хабаровского края.

Савчук Марина Степановна.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наш край» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации».

2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3.Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 учебные годы.

4.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 ,зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года .рег.№17785»Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.

5.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373»

6.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897,зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1 февраля 2011 года№19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

7. Вестник образования России. Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г.№03-296.

8.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год МБОУ «СОШ с. Маяк».

В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения предмета. Введение в действие новых федеральных государственных

образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе младших школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области

предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может найти свое отображение в организации различных кружков, ролевых игр, семинаров и конференций, художественных конкурсов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

До введения в действие нового Стандарта в образовательной системе имелось четкое описание всех учебных процессов, были разработаны четкие дидактические и методические материалы по каждому отдельно взятому предмету. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника.

В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Ученики 5 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. При организации процесса обучения в 5 классе необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост приизучении факультативного курса «Наш край».

использование техник и приемов, позволяющих оценить динамикуформирования метапредметных универсальных действий на занятиях;

использование личностно-ориентированных технологий (технология развитиякритического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

организация проектной деятельности школьников и проведение 1 занятия-проекта, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Данный факультативный курс разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования

Программа «Наш край» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к изучению своего края, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Читайте так же:  Осаго купить online

Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению географии и биологии в 6–9 классах. Весь изучаемый курс разделен на четыре блока: мой край, природа родного края, география моего края, экология.

В рамках данного курса запланированы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Наш край» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов , но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Цель и задачи изучения данного факультативного курса.

Целью изучения курса является более глубокое изучение родного края и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии и биологии.

Главная цель курса заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии

самостоятельно, определял географическое положение своего родного края, знал растительный и животный мир, изучал экологические проблемы региона. Изучение предмета на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

формирование системы научных знаний о системе живой природы;

закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

формирование основ экологической грамотности, способности оцениватьпоследствия деятельности человека в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание

необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

формирование представлений о климате, водных ресурсах края.

На внеурочную деятельность отводится 34 часа.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: отвечают на вопросы,

приобретают умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Формы работы: практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии и биологии, формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с изучением теоретического материала «География и биология 5 класс». На уроках географии и биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения географии и биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по географии и биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Наш край» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Наш край» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии и биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Сергей Шойгу наградил преподавателя из Хабаровска за вклад в развитие географии

9 ноября 2016, AmurMedia. Министр обороны РФ, президент Русского географического общества Сергей Шойгу вручил почетную грамоту за большой вклад в развитие географической науки заведующей кафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, председателю регионального отделения Российской ассоциации учителей географии Галине Паневиной, сообщили ИА AmurMedia в министерстве образования и науки Хабаровского края.

Добавим, что награждение стало завершением работы второго Всероссийского съезда учителей географии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносов, главной темой обсуждения которого стал проект концепции развития географического образования в России.

— Для меня эта награда стала приятной неожиданностью, она очень много значит. Эту высокую оценку РГО моей деятельности в качестве председателя Хабаровского краевого отделения хочу разделить с теми, кто на протяжении многих лет активно помогает учителям географии образовательных учреждений края развивать свое педагогическое мастерство и демонстрировать результаты методического творчества. Это преподаватели вузов не только Хабаровского края, но и европейской части страны, сотрудники научно-исследовательских институтов ДВО РАН и, конечно, учителя географии, – отметила Галина Паневина.

На счету членов регионального педагогического сообщества географов множество реализованных коллективных проектов — региональные программы, учебные и методические пособия по географии Хабаровского края и стран АТР с 5 по 11 класс, образовательные экспедиции по муниципальным районам региона (от п. Охотск до г. Бикин, от пгт. Чегдомын до п.Ванино и Советской Гавани), презентация опыта работы в республиканских журналах и на Всероссийских конференциях и в электронных методических изданиях ХК ИРО. Кроме того, создано региональное отделение в соседней Еврейской автономной области. В планах на 2017 год организация новых маршрутов образовательных экспедиций в ЕАО и Приморский край.

— Я мечтаю о том, чтобы поступил заказ на подготовку региональных программ, учебных пособий и методических пособий по естествознанию для дошкольных учреждений и начальной школы. Они обеспечат плодотворное изучение естественно-научных курсов в основной школе, и самое главное, более раннее знакомство с особенностями природы, хозяйства и населения своего края, способствующее формированию и развитию личностных качеств юных жителей региона,— добавила Галина Паневина.

Планирование «Край, в котором я живу»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я-дальневосточник» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г., модифицированная.

Срок реализации программы 4 года.
Программа пропедевтического обществоведческого курса «Край, в котором я живу» дополняет первый концентр историко-обществоведческого образования содержанием, отражающим национально-региональные особенности жизнедеятельности россиян-дальневосточников

Содержание программы курса

Относится к «части, формируемой участниками образовательного процесса» (ч.1 п.4 ст.7 Закона «Об образовании»;
составлено с учетом «Дополнительных краевых требований к стандарту образовательной области «Обществознание» (приказ комитета общего образования администрации Хабаровского края № 17 от23.01.2002 «Об утверждении новой редакции ХКК ГОСТ образовательнойобласти«Обществознание»);— предназначено для преподавания в начальнойшколе(1–4классах)Хабаровскогокрая;— направлено на оказание помощи ребенку в преодолении им кризиса социальной субъектности до окончания начальной школы;— предполагает создание авторской системы воспитания младших школьников;
— рассчитано на преподавание учителем начальной школы.
Содержание программы курса структурировано по культурно-пространственной спирали. Это позволяет систематически знакомить младших школьников с различными сферами жизни общества: историей, географией, экономикой, социологией, правом, геополитикой, историографией, археологией, этикой, эстетикой, психологией и т.д. Использование пропедевтического подхода к отбору содержания учебного материала основано на идее создания у детей первых образных впечатлений, которые необходимы младшим школьникам для расширения кругозора в понимании себя и окружающего мира.
Содержание программы курса предполагает концентрическую и эгоцентрическую основы. Проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка каждый год на все более высоком уровне. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну и т. д.
Знакомство с международным законодательством, Конституцией РФ, Уставом Хабаровского края и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.
Содержание программы предполагает привлечение младших школьников к посильному участию в реализации социальных проектов. Это увеличивает потенциал курса в создании педагогических условийдля самопознания и самоопределения младших школьников. Использование групповых тренингов является важным условием реализации программы. Тренинги направлены не только на овладение навыками общения и сотрудничества, но и на становление адекватной самооценки, рефлексии, развитие критического мышления школьников. Предложенные в программе игры и творческие задания поддерживают у школьников интерес к предмету исследования и учебной деятельности. Все это позволяют обойтись педагогу в общении с ребенком без морализации и послушности.
Содержание программы курса «Край, в котором я живу» состоит из четырёх самостоятельных разделов:
«Я — ученик» (1 класс), «Я — гражданин» (2 класс), «Я — дальневосточник» (3 класс), « Я-выпускник» (4класс) . Программа реализовывается через занятия по внеурочной деятельности.
Содержание программы для каждого раздела распределено по темам. Учебный материал для одного занятия представлен в абзацах. В помощь учителю и ребенку созданы пособия:
— пособия для ребенка являются игровыми и включают в себя различные раскраски, «вырезали», головоломки, игры на внимание и т.д. Это позволяет разнообразить деятельность ребенка во время учебного занятия и дома.

Общая характеристика разделов программы.

Первый раздел «Я — ученик»

Рассчитан на освоение младшими школьниками в 1-м классе. Реализация содержания раздела направлена на активизацию у младших школьников процесса самопознания, который помогает им перейти с этапа «Я субъект предметного мира» на этап «Я субъект общественных отношений». Содержание первого раздела программы курса предполагает познакомить первоклассников через учебно-игровое пособие «Я — первоклассник» с историей школы, со школьным сообществом, правилами поведения, основами управления, ОБЖ в школе, а также определить основы взаимоотношений между детьми класса, строящиеся на уважении, терпимости, доверии, дружбе, взаимовыручке, привить навыки по самоуправлению и самоорганизации.

Метапредметными результатами изучения курса «Край, в котором я живу» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД :
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Конкретизация общих целей начального общего образования с учетом специфики учебного курса.

Курс «Край, в котором я живу» направлен на:

создание педагогических условий обеспечивающих обретение ребенком основ духовно-нравственной гражданской идентичности;

принятие младшими школьниками национальных и общечеловеческих ценностей;

знакомство ребенка с жизнью и деятельностью различных представителей гражданского общества города Советская Гавань, Хабаровского края, Дальнего Востока, России, мира;

установление на уровне классного коллектива демократического школьного уклада;

обретение ребенком желания и способности к участию в конструктивном социальном партнерстве и добровольчестве;

достижение обучающимися к окончанию начального общего образования, заявленных в ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов по области обществознание.

Основные принципы реализации программы курса – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Содержательность тем учебного курса

Введение. Давайте познакомимся. Знакомство с новым курсом. Помощники первоклассника —эндемики Хабаровского края. С медвежонком и тигренком по стране Знаний. Мы — ученики, одноклассники, дальневосточники, хабаровчане…

Тема 1. Я — ученик. Мы — ученики. Кто я? Кто мы? Мы разные. Каждый особенный. Мы один класс. Давайте познакомимся. Наши любимые игрушки. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) День Знаний. Учебное занятие, звонок, перемена, расписание, наши дневники — деловые записные книжки. Мы — школьники. Зачем мы учимся? Учение — главная работа школьников. Домашние задания и наше рабочее место дома. Секреты хорошей учебы. («Веселая энциклопедия полезных советов».) Школьник и дошкольник, а кто я? Чем отличается школьник от дошкольника? Мой режим дня. Как все успеть? Дела бывают разные по времени и трудности выполнения. Умение составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне у составлять личный деловой план на день, неделю. Умение анализировать прожитый день: что мне удалось сделать, а что нет.

Читайте так же:  Документы для оформления земельного участка в собственность из аренды

Наш безопасный путь из дома в школу и назад. Улица (дорога): проезжая часть, тротуар, обочина,перекресток, основные дорожные знаки. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Светофор и его сигналы. Правила перехода улицы. Правила поведения на загородных дорогах. Особенности движения транспорта по мокрой и скользкой дороге. Соблюдение Правил дорожного движения при переходе автодоро г.

Я — ученик, мы — ученики. Ученик — человек, который чему-то учится. Чему и как можно учиться? Органы чувств человека и их роль в исследовании человеком мира.История школьного портфеля и его обитателей. Состояние личных школьных принадлежностей у каждого первоклассника. Мы — первоклассники. Посвящение в первоклассники. Праздник с вручением подарков и выступлением детей и родителей…

Тема 2. Мы, наш класс и наша школа. Тип нашей школы (муниципальная или частная, общеобразовательная средняя, лицей или гимназия).Номер и адрес нашей школы, средства связи. (Игра «Расскажи прохожему или другу, где расположена твоя школа», «Позвоните по школьным телефонам».Что бы вы узнали или сообщили?) Наш безопасный путь по школьному зданию. (Экскурсия по школьному зданию с целью ознакомления детей с расположением необходимых учебных комнат, коридоров, входов и выходов из здания, экскурсия-разведка «Как Вас зовут?»Знакомство с администраторами, техническим персоналом, поварами школы.)

Школьный бюджет. Доходы и расходы школьного бюджета. Бережное отношение к школьному имуществу и возможность пополнения школы новыми книгами, спортивным инвентарем, пособиями, компьютерами…От кого зависит в школе чистота, уют, возможность получить хорошее образование? Сколько стоит наше образование?

Классный кабинет. Рабочее место ученика и учителя. Индивидуальные и общешкольные принадлежности. (Игра на внимание «Мое и наше» и на самое аккуратное рабочее место.) От чего зависит наше здоровье в школьном кабинете? Экскурсия в школьный медпункт. Что нужно делать для укрепления своего здоровья в школе и дома? Знакомство с медицинским персоналом и правилами поведения в школьном медпункте. Возможные опасности и травмы. Навыки оказания первой помощи пострадавшему в случае получения травмы в школе.

Основные человеческие потребности первоклассников и их удовлетворение в условиях школы. Правила поведения и основы безопасной жизнедеятельности на занятиях и переменках, в разных местах школы: в столовой, в туалетных комнатах, на игровой площадке, в спортзале…

Общешкольные правила безопасности для детей и взрослых, принятые в нашей школе. (Мозговой штурм «Школьное царство и его правила поведения».)

План и правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, землетрясение, наводнение, при встрече с человеком угрожающего поведения в школе). К кому в школе можно обратиться за помощью? (Показ безопасных мест укрытия в здании и маршрута выхода из здания школы на случай чрезвычайной ситуации.) Причины пожаров в здании школы и способы их тушения. Телефоны экстренной помощи: 01, 02, 03, службы спасения. Скоро праздник Новый год. Правила поведения при пожаре. Дружина ЮДП в нашем классе.

Школьная библиотека — хранительница знаний людей и наша помощница. Правила поведения в библиотеке. Читательский билет, книжные полки, каталоги. Экскурсия в школьную библиотеку. Рукомесло. Книги дальневосточных авторов детям.

А мы такие разные. Наша классная книга рекордов. Мой класс глазами моих одноклассников.

Семья. Наш класс — семья (союз одноклассников). Чувства заботы, товарищества, поддержки, уважения и дружбы — это условия успеха в учебе каждого в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».)

Как я и мои одноклассники можем сделать свою жизнь в классе и школе интересной? Наше самоуправление. Коллективное планирование классных дел и анализ проведенных. Я и вклад каждого в создание интересной жизни в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».)

Как жить в мире с другими? Деловые и личные отношения между всеми жителями школьной страны: учениками, учителями, администрацией школы, техническим персоналом, родителями (устный опрос мнения детей «Ученик и учитель — это. »). Как разрешать возникаемые конфликты, «нерешаемые» вопросы? Учиться на чужих и своих ошибках. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Какие отношения помогают и какие мешают нам в учебе? Коллективный договор о правилах хорошего тона в нашем классе. (Создание настенного проекта «Наш классный уголок».) Тренинг «Комплимент». Умение принимать людей такими, какие они есть — важное качество современного человека. Право на ошибку. Ответственность за свои поступки. (Групповой мозговой штурм.)

Вежливые слова. «Здравствуйте» и «До свидания». Как себя вести в классе, если ты в нем новичок или возвращаешься после болезни? Как попрощаться с классом, если предстоит разлука или переезд? Как быстрее познакомиться с другими? Как преодолеть свои страхи и робость в общении с другими (психологический тренинг)?

Каникулы и правила поведения на автодорогах, на весеннем льду. Наши путешествия по Хабаровскому краю во время каникул.

Тема 3. Наша школьная пора.

Что такое история? Какой она бывает? Зачем она людям? Путешествие по «реке времени». История нашей школы. Экскурсия по школьному музею. Воспоминания наших родителей об их школьной поре, школе и учителях. Любимые предметы наших родителей. (Рассказы-воспоминания родителей.) Просмотр альбомов выпускников прошлых лет.

История нашего класса. (Рукомесло.Коллективное придумывание и оформление альбома или настенной газеты о классе: будни и праздники нашего класса, ученики, учителя, родители.)

Подарок будущим первоклассникам от нашего класса. Настенные газеты-пожелания. Шкатулки полезными мелочами.

Наши школьные успехи. Подведение первоклассниками своих качественных и количественных итогов.

Основы безопасной жизнедеятельности детей летом на территории Хабаровского края.

Учебно-тематический план 1 класс

1.1

Давайте познакомимся. Знакомство с новым курсом. Знакомство с эндемиками Хабаровского края: тигрёнком и медвежонком

Беседа. Учимся бесконфликтно общаться, рассуждать, делать заключение в конце беседы. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Игровая деятельность по сплочению коллектива.

Работа с картой Хабаровского края.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», цветные карандаши и мел, карта России, Дальнего Востока, Хабаровского края.

1 Тестирование на сплочённость коллектива по методике Сишора

Мы — ученики, одноклассники, дальневосточники, хабаровчане. Мы жители Хабаровского края.

Я – ученик. Мы – ученики.

Учимся бесконфликтно общаться. Ученики учатся делать выводы в результате совместной работы в классе, сравнивать и группировать образы. Выполнение творческого задания создать классный уголок. Совместная творческая деятельность.

Заполнение дневника первоклассника.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», Ватман, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей.

1 Создание классного уголка

2 Конкурс стихов о дружбе

Заливается звонок, начинается урок.

Беседа об общих правилах поведения в школе, в классе, на перемене. Учащиеся рассуждают, проговаривают последовательность действий на уроке, учатся высказывать свою версию, делать выводы о своей новой роли в обществе.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», цветные карандаши, презентация «Режим дня первоклассника».

1 Разработка правил поведениив школе.

Режим дня (и как всё успеть)

Творческая индивидуальная работа по составлению режима дня. Учимся планировать свой день.

В гостях у светофора

Осознание ОБЖ для пешеходов. Проговаривают последовательность действий в дорожно- транспортных ситуациях. Обучающая игровая деятельность.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», презентация «Правила дорожного движения».

« Правильное поведение на

Мы — ученики. Рассказ обагульнике.

БеседаОсознаем свои возможности для успешной учебы

Осознаем умение быть бережливым и аккуратным как важные качества ученика. Обучающая игра приготовь портфель к школе.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик». Презентация «Я учусь уже в школе.» фотоальбом классных фотографий.

Подготовка к мероприятию. Ритуал посвящения в первоклассники.

Мы, наш класс и наша школа.

Наш красивый школьный дом, а хозяин ли я в нем?

Знакомимся с взрослыми, работающими в школе. Учимся бесконфликтно общаться в школьном коллективе, ориентироваться в своей системе знаний(отличать новое от известного), правилам поведения с учителями. Обучающая игровая деятельность игра.

Видео-фильм «Наша гимназия», фотоальбом « Прошлые события нашей школы»

Беседа «Осознаем важность бережного отношения к школьному имуществу», учимся работать по предложенному учителем плану, совместно с другими учениками давать оценку деятельности всего класса на уроке.

Видео-фильм «Наша гимназия», Учебно-игровое пособие «Я-ученик».

Наш учебный кабинет

Беседа и подвижная игровая деятельность. Учимся ориентироваться в разных источниках информации в учебном пособии, информационных слайдах и перерабатывать полученную информацию. Осознаём, что забота о своем интересе не должна отвергать заботу об интересах всех.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик». Слайды «Разнообразие школьных кабинетов в школах России».

«Бережное отношение к школь-

Внимание: чрезвычайная ситуация. Экскурсия в отряд МЧС.

Проговариваем способы избежать травмы во время пребывания в школе и способы помощи пострадавшим от травмы.Продолжаем учиться предвидеть опасность и последовательно перерабатывать полученную информацию.

Экскурсионные экспонаты, фотоаппарат.

Скоро Новый год.

Проговариваем важность правил поведения во время новогодних праздников.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик». Презентация «Техника безопасности и правила поведения в школе на уроках, на перемене, в столовой, при массовых мероприятиях».

Видеофильм «Наша гимназия», фотоальбом « прошлые События нашей школы», стенды и выставка литературы в библиотеке.

О правилах школьного поведения

. Проговариваем важность правил поведения, совместно договариваемся о правилах общения и поведения в школе и как следовать им. Учимся предвидеть опасность.

Прогулка в школьную библиотеку

Записываемся в библиотеку, знакомимся с правилами ее работы. Учимся слушать рассказ , речь других, задавать дополнительные вопросы.

«Моя любимая книжка»

А мы такие разные

Учимся увидеть в другом то, за что его можно похвалить. Учимся быть внимательными друг к другу.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», плакат, фотографии из школьной жизни Ватман, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей.

Наш класс — семья

Определяемся с ролью каждого в организации комфортных отношений в классе, выполнять разные роли в группе( лидера, исполнителя, критика) изготовление стенгазеты или плакат «Мой класс».

Наши школьные будни и праздники

Осваиваем технологию КТД – коллективное творческое дело.Учимся выполнять разные роли в группах (лидера, исполнителя, критика), совместно договариваться о видах совместной деятельности.

Как жить в мире с другими?

Беседа учебно-игровая деятельность. Учимся быть внимательными друг к другу, высказывать свою точку зрения и уважать внимательно слушать высказывание других учащихся, учимся бесконфликтному общению.

стенгазеты или плакат «Мой класс». Фотографии из школьной жизни класса.

Ура, весенние каникулы!

Проговариваем ОБЖ во время весенних каникул. Учимся внимательно слушать рассказ, речь другого человека, других учащихся, выделять главное из сказанных слов, запоминать алгоритм предлагаемых действий.

Презентация «Правила поведения в ЧС природного характера», «Если ты один дома»

Что такое история?

Знакомимся с историей как наукой о жизни.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», цветные карандаши.

Экскурсия в школьный музей, экскурсия вкраеведческого музея города.

Знакомимся с культурой, традициями, бытом своего народа. Тренируем внимание, умение правильно задать вопрос.

Экспонаты музея, фотоаппарат.

История нашей школы

Знакомимся с историей нашей школы.

Учебно-игровое пособие «Я-ученик», школьные стенды.

Посещение школьного музея

История нашего класса

Пишем историю своего класса. Подготовка рассказа о своей жизни в классе, учимся пересказывать и рассказывать.

Фотографии и сведения учащихся о себе, ватман, цветные карандаши, маркеры, ножницы клей.

Составление рассказа о своей

Подарок будущим первоклассникам

Учимся умению подарить другому радость. Творческая художественно –прикладная деятельность.

для будущих первоклассников

Наши школьные успехи

Развиваем положительную самооценку, умение высказывать свою точку зрения, поделиться своими ощущениями, оформлять свои мысли в устную форму.

Рисунки и фотографии из школьной и внешкольной жизни учащихся.

Беседа. Проговариваем ОБЖ детей летом на территории Хабаровского края. Учебно-игровая деятельность, учимся действовать по плану, заданному алгоритму.

Презентация «Правила поведения в ЧС природного характера», «Если ты один дома». «Правила поведения и безопасности на улицах города».

Классная олимпиада по пройденному

До свидания, первый класс!

Праздник – посвящение первоклассников во второклассников.

Праздник в актовом зале школы.

Проведение праздника «До свиданья первый класс»

Читайте так же:  Защита прав потребителей ст 9 10

Оборудование, наглядные средства, ЦОРы

Я живу на Дальнем Востоке в Хабаровском крае (особенности характера дальневосточников, символика края)

Беседа, учимся высказывать предположения, своё мнение. выполнение творческого задания «Герб и флаг края».

Мультимедийный комплекс, презентации «Хабаровский край», «Города Хабаровского края (гербы, флаги)», Политико-административная карта РФ и Хабаровского края. Контурная карта края, трафарет флага и герба края. Атлас «Люби и знай свой край»

1 Создание герба и флага Хабаровского края.

Я живу на Дальнем Востоке

Велик ли мой край? (границы края, размеры, особенности границ края)

обозначение границ края на контурной карте. Продолжаем сравнивать и сопоставлять

Особенности освоения территории края в 18 веке (землепроходцы и исследователи края)

Экскурсия в краеведческий музей-развитие наблюдательности внимания, выделение главной мысли из устного рассказа.

Составление отзывов об экскурсии.

Презентация «История освоения Дальнего Востока», учеб. Пособие «Мой край»

Я живу в Хабаровском крае, я – Комсомольчанин (особенности городского и сельского населения в крае)

Обсуждение материала презентации. Работа над

рисунком «Я на улицах своего города».

Мультимедийный комплекс, диск- «Горелова Е.В. Виртуальные экскурсии по городу Комсомольск у -на-Амуре». Фотоматериалы «Мой Комсомольск»

Участие в школьном конкурсе рисунков «Я на улицах своего города».

Кто такие коренные народы Хабаровского Края? (национальный состав, быт коренных народов)

Экскурсия в краеведческий музей-развитие наблюдательности внимания, выделение главной мысли из устного рассказа.

Составление отзывов об экскурсии.

Составление отзывов об экскурсии в краеведческий музей.

Искусство коренных народов Приамурья (нанайские сказки, орнамент)

Творческая работа учащихся по плану- вырезание традиционных нанайских узоров.

Цветная бумага, ножницы, клей, картон,,мультимедийный комплекс, диск «Коренные жители Приамурья».

Городской конкурс традиционных нанайских узоров, орнаментов.

Природа родного края

«Дары золотой осени»

творческая работа «осенний пейзаж» – поделки из природного материала. Умение работать в группе распределять обязанности, определять порядок своей работы.

Сухие листья, осенние ягоды, клей, ножницы, цветные карандаши.

Школьный и городской конкурсы осенних подделок из природного материала.

Травянистые и древесные насаждения края и моего города (основные виды кустарников, деревьев и трав на примерах городских насаждений)

Экскурсия на пришкольный участок или городской парк

Наблюдение за объектами природы, сбор природного материала для гербария.(листьев, побеги трав)

Мультимедийный комплекс«Леса Хабаровского края.» (диск1), видеофильм «Природа родного края», фотоматериалы «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре», пособия «Тропинка в лес», «времена года»

Экскурсия на пришкольный участок

Составление осеннего гербария «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре осенью»,

Практическая работа по составлению осеннего гербария «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре осенью»,

собранные на экскурсии, клей ПВА, альбом, ножницы.

Растительный мир Хабаровского края – южане и северяне рука об руку.

Беседа по видеофильму

«Природа родного края». Развиваем умения и навыки выделять главную мысль, выстраивать систематизированный пересказ, высказывать своё мнение.

«Природа родного края», пособия «Тропинка в лес», «времена года»

Изготовление листовок «Не рубите деревья»

Амур -великая река.

Экскурсия на набережную, наблюдения за природными объектами

видеофильмы: «Природа родного края», «Амур -великая река.», Интерактивные экологические игры-викторины для школьников, составитель Иванов В.А.- диск 1,

Викторина « Моя река Амур»

Рыбные богатства Хабаровского края

Просмотр видеороликов, работа над рисунком, составление кроссвордов «рыбы Амура»

Городской праздник «День воды»

Викторина «Рыбы Амура»

Зимующие и осёдлые пернатые обитатели моего двора.

Экскурсия по улицам города или парку наблюдение за городскими зимующими и оседлыми пернатыми.

Мультимедийный комплексвидеофильм: «Природа родного края», «Птицы» (часть 1 и 2).

Городская экологическая акция «Помогите пернатым друзьям».

Пернатые друзья – птицы города и края.

Беседа, учебно-игровая деятельность.

Составление загадок, ребусов о зимующих и оседлых птицах края.

Мультимедийный комплексвидеофильм: «Природа родного края», Интерактивные экологические игры-викторины для школьников, составитель Иванов В.А.-диск 1.

Экологическая акция «Помоги зимующей птице»

Работа в группах по изготовлению кормушек для пернатых и развешивание кормушек.

Мультимедийный комплексПрезентация «Покормите птиц зимой»

Городской конкурс «Знание пернатых»

Охрана хвойных лесов края.

Беседа, изготовление листовок «Не рубите ели».

Участие в экологической акции «Новогодняя елочка»

Мультимедийный комплекс, «Леса Хабаровского края.» (диск1), видеофильм «Природа родного края»,

Городская экологическая акция «Новогодняя ёлочка»

Пушистые и лохматые обитатели лесов Хабаровского края.

Беседа по просмотренной презентации. Составление вопросов к викторине.

викторина«Пушистые и лохматые обитатели лесов Хабаровского края.»

Мультимедийный комплекс, «Леса Хабаровского края.» (диск 2), видеофильм «Природа родного края», пособия «Тропинка в лес», «времена года»

Вечные соперники: бурый медведь и амурский тигр.

Учебно-игровая деятельность, проведение викторины «Пушистые и лохматые обитатели лесов Хабаровского края.»

Выставка рисунков «животные Хабаровского края.

Городской праздник 2йДень тигра»

Быстрые и грациозные копытные наших лесов.

Совместная творческая деятельность по составлению стенгазеты, плакаты «Звери дальневосточных лесов».

Первоцветы и красивоцветущие растения Хабаровского края

Обсуждение презентации «Первоцветы края» и фотоматериалов «Первоцветы нашего города».

Мультимедийный комплекс презентация «Первоцветы края», фотоматериалы «Первоцветы нашего города»

Городской конкурс подделок «Первоцветы»

Игра-викторина «Подснежники края» в рамках экологической операции «Первоцветы»

Творческая работа рисунки «Первые цветы весны».Участие в игре-викторине «Подснежники края»

Мой город Комсомольск-на-Амуре. Улицы и проспекты города.

Экскурсия по пр. Первостроителей. Развитие наблюдательности, умения слушать устную речь другого человека и выделять в ней основное.

Карта Комсомольска-на-Амуре, Диск «Горелова Е.В. Виртуальные экскурсии по городу Комсомольск у -на-Амуре».

Первостроители города юности.

Экскурсия в музей или просмотр видеофильма. Продолжаем развивать умение задавать вопросы, умение слушать устную речь другого человека и выделять в ней основное. Обсуждение увиденного на экскурсии.

Презентации «Основные этапыстроительства Комсомольска-на-Амуре» , фрагменты документального фильма « Комсомольска-на-Амуре» .экспонаты краеведческого музея.

Викторина «Улицы моего города»

Памятные места моего города

Конкурс рисунков«Любимые уголки родного города». Индивидуальная творческая деятельность.

Диск «Горелова Е.В. Виртуальные экскурсии по городу Комсомольск у -на-Амуре», фотоматериалы.

«Любимые уголки родного города»

Презентация своих презентаций «Любимые уголки родного города» или плакатов и фотоматериалов «Это мой город»

Выставка фотографии о Комсомольске -на-Амуре.

Городской конкурс «Я Комсомольчанин».

Комсомольск-на-Амуре глазами писателей и художников

Творческий вечер беседа учащихся с творческими людьми нашего города.

Репродукции, иллюстрации картин о Комсомольске- на- Амуре, Сборник «Поэты Комсомольска- на- Амуре», Сборник стихотворений для детей от писателей Хабаровского края.

Краски, карандаши, альбомы

«Город глазами детей»

чтение стихов или рассказов о своём городе.

Конкурс чтецов » Мой любимый Комсомольск -на -амуре»

Комсомольск в военные годы, ветераны ВОВ вчера и сегодня.

Встреча с ветеранами или просмотр видеофильмов

Фронтальная беседа, интервью развитие навыков задавать вопросы по теме занятия, брать интервью.

Видеофильм «Комсомольск-на-Амуре в военные годы»

Викторина «Город юности»

Учебно-познавательная игровая деятельность.

Дидактический материал для игры

Удивительные уголки моего края, города

Что такое особоохраняемые природные территории края?

Беседа по презентации..

Физические карта Хабаровского края, презентации об особо охраняемых территориях края,

Экскурсия в визит центр государственного природного заповедника «Комсомольский» наблюдение за объектами живой природы на экологической тропе в музее визит-центре. Беседа учащихся по итогам экскурсий.

«Заповедники Хабаровского края»,

Участие в городском праздник в визит центреКомсомольского заповедника»

Растения родного края, занесенные в Красную книгу края

Творческое задание-подобрать или составить загадки, ребусы, кроссворды для игра-викторины «Заповедные жемчужины края»

мультимедийное оборудование, видеофильмы о животных и растениях Красной книги Хабаровского края, Леса Хабаровского края. (диск 1 и диск 2). Животные и растения Красной книги Хабаровского края. (диск 1 и диск 2).

Школьная викторина «Заповедные жемчужины края»

Животные родного края, занесенные в Красную книгу края

Творческое задание- рисунки животных «Они нуждаются в защите», составление последовательного рассказа, описания своего рисунка.

Составление Красной книги животных Хабаровского края.

Уникальные уголки природы Комсомольского района

Экскурсия в краеведческий музей или выезд на экскурсию за пределы города. Составление отчёта по экскурсии.

иллюстрации уникальных уголков и достопримечательностей Хабаровского края, экспонаты краеведческого музея.

Экскурсия за пределы города «Мишкина берлога»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель кафедры Заместитель директора по УВР гимназии № 9 Директор МОУ гимназии № 9

______________/Сердюк А.В/ _________________/Гимадеева Е.Г/

Протокол №______ Приказ №_____

От «__» _______________2016г От «____» _______________2016г от «____» _____________2016г.

Календарно – тематическое планирование

к рабочей программе
по внеурочной деятельности

для учащихся 3 класса

набора 2014-2015 учебного года

Поповой Ольги Анатольевны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета МОУ гимназии № 9

От «_______» ________________2016г.

г. Комсомольск — на — Амуре

Леса Хабаровского края. (диск 1 и диск 2)

иллюстрации растительного мира края, таблицы природных зон.

Викторина «Следы животных зимой

Древесные насаждения моего города зимой.

Экскурсия по паркам города.

Составление гербария «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре зимой».

Практическая работа по составлению гербария

гербария «Деревья и кустарники Комсомольска-на-Амуре зимой».

Хвойный наряд края. Рациональное природопользование лесами края.

Искусственная Новогодняя ёлка своими руками. Участие в экологической акции «Новогодняя елочка»

творческая работа – поделки из бросового материала

поделки из бросового материала

Клей, ножницы, стиплер, бисер, цветная фольга.

акриловые краски, одноразовая пластик. посуда

Участие в Городской экологической акции «Новогодняя ёлочка».

Четвероногие обитатели лесов края.

Экскурсия в краеведческий музей. Отзыв об экскурсии

Пестрота мира птиц дальневосточных лесов края.

Беседа, учебно-игровая деятельность.

Интерактивные экологические игры-викторины для школьников- диск 1,составитель Иванов В.А

презентация «Птицы нашего края»

Птицы города зимой. Экологическая акция «Помоги зимующей птице»

Практическая работа создание кормушек для птиц.

Развешивание кормушек для птиц, рисунки и листовки о зимующих птицах края

Участие в экологической акции «Помоги зимующей птицы»

Комсомольский заповедник. Болонский заповедник. Главные охраняемые виды животных и растений.

Презентация «Охраняемые виды заповедников моего края»

«Заповедники Хабаровского края». Иллюстрации, презентации «Главные охраняемые виды животных и растений Комсомольского и Болонского заповедников».

Символы города. Главные промышленные предприятия города.

Рисунки продукция промышленные предприятия города

Презентации «Основные этапы строительства Комсомольска-на-Амуре» , «Комсомольск-на-Амуре в военные годы»,

Экскурсия на промышленные предприятия города.

Мой двор, моя улица за что я их люблю?

1 Участие в городском конкурсе мини- сочинений «Мой двор, моя улица».

Первые улицы моего города. Главные площади города

Экскурсия по городу

Презентации «Основные этапы строительства Комсомольска-на-Амуре» ,

Конкурс фотографий «Улицы моего города».

Ветераны ВОВ нашего города. Подвиг трудовых коллективов предприятий в годы ВОВ.

Экскурсия в Экспоцентр КНААПО

«Комсомольск-на-Амуре в военные годы»,

Я гражданин России

Обычаи и традиции моей страны. (Обычаи русских народных вечеров, посиделок. русская народная песня)

презентация«Обычаи и традиции моей страны»

Иллюстрации, репродукции картин по теме « Обычаи и традиции русского народа», презентации Главные государственные праздники моей страны. Традиционные праздники славянского народа.

Театральный праздник «Обычаи русских народных вечеров».

Главные государственные праздники моей страны.

Традиционные праздники славянского народа. (Самые массовые народные гулянья: масленица, рождество ,пасха, день Ивана Купалы)

Беседа. Творческая работа- рисунки на тему «Самые массовые народные гулянья: масленица, рождество, пасха, день Ивана Купалы»

Сказка — ложь, да в ней намек.(Как сказка учит, развлекает и зло побеждает.В сказке живет житейская мудрость.)

Беседа, творческая работа.

Презентация «Поэтическое искусство русского народа», книги-Русские народные сказки, сказки народов России, сборник русских былин.

Богатырская сила русского народа. Былинные герои.

Вопросы, загадки, ребусы к викторине «Что не сказка, то быль»

День Победы. История праздника. Ветераны войны. (Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.)

Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

Рисунки посвященныйДню Победы.

Альбом, краски, карандаши

Городской конкурс военной песни

Сохраним природу родного края

Главные угрозы со стороны человека для природы края.(главные проблемы в природоохранной деятельности края).

Экскурсия в визит центр государственного природного заповедника «Комсомольский»

презентация «главные проблемы в природоохранной деятельности края»

инвентарь дляуборка мусора на пришкольном участке.

Конкурс исследовательских работ.

Мой вклад в природоохранную деятельность моего города, района.

Листовки «Не бросайте мусор на улицы города», уборка мусора на пришкольном участке.

Начальные навыки туризма

Практическая работа. Знакомство с оборудованием туриста.

Рюкзак, компас, . аптечка, презентация и иллюстрации по теме«Туристское снаряжение».

Туристический поход в пределах пришкольного участка.

Туристское снаряжение. Ориентирование. (Гигиена туриста.Правила техники безопасности.)

Составить Правила техники безопасностидлятуриста в однодневном походе.

Лесные пожары. Первоцветы края.

Конкурс рисунков «Они нуждаются в защите», «Защитим лес от пожаров»