Единый налог на вмененный доход в аптеках

Виды деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, — это согласно подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ розничная торговля, которая ведется либо через магазины и павильоны площадью торгового зала не более 150 кв.м, либо через любые другие места торговли (палатки, лотки) без ограничения по площади.

Розничной торговлей следует признавать продажу товаров за наличный расчет. С 2004 г. к наличным расчетам приравнена оплата товаров с использованием банковских карт (в соответствии с п. 43 ст. 1 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ).

Единый налог на вмененный доход аптеки рассчитывают с каждого квадратного метра торгового зала, независимо от того, находится он в собственности или взят в аренду.

Во избежание споров с инспекцией в договор аренды необходимо включить приложение плана-схемы торгового зала.

У аптечной торговли есть своя специфика.

Во-первых, аптеки могут отпускать лекарства покупателям по бесплатным или льготным рецептам, после чего орган здравоохранения возмещает стоимость препарата, который был отпущен по льготным рецептам.

Договор розничной торговли считается заключенным в момент, когда продавец выдал покупателю кассовый чек (ст. 493 Гражданского кодекса РФ).

Выдача лекарств по бесплатным рецептам не является розничной торговлей. Следовательно, данный вид деятельности не может быть переведен на уплату единого налога на вмененный доход.

Осуществление продажи лекарств по рецептам с 50-процентной скидкой является розничной торговлей в части полученных от покупателя денег, т.е. с дохода, который получен от покупателя, надо платить единый налог на вмененный доход. А с денег, которые получены от местных органов здравоохранения (бюджетов субъектов РФ), нужно платить налог на прибыль.

Аптека отпускает лекарства по бесплатным и льготным рецептам. Она платит единый налог на вмененный доход по розничной торговле, а со средств, которые получает от территориального органа управления здравоохранением, платит налог на прибыль.

Учет лекарств ведется по их фактической себестоимости.

В феврале отпущены по рецептам с 50-процентной скидкой 87 упаковок препарата по 145,2 руб. (без НДС), приобретенные по цене 137,5 руб. (в том числе НДС по ставке 10% — 12,5 руб.). Одну половину этой суммы платит покупатель, другую возмещает территориальный орган управления здравоохранением.

Дебет 50 «Касса», Кредит 90 субсчет «Выручка»

6316,2 руб.(145,2 руб. / уп. х 87 уп. / 2) — получены деньги от покупателей;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с территориальным органом управления здравоохранением», Кредит 90 субсчет «Выручка»

6316,2 руб.(145,2 руб. / уп. х 87 уп. / 2) — отражена задолженность территориального органа управления здравоохранением;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж», Кредит 41 «Товары»

11962,5 руб. (137,5 руб. / уп. х 87 уп.) — списана фактическая себестоимость препарата, отпущенного по льготным рецептам;

Дебет 90 субсчет «Прибыль / убыток от продаж», Кредит 99 «Прибыли и убытки»

669,9 руб. (6316,2 + 6316,2 — 11962,5) — определена в конце месяца прибыль.

Рассчитывая налог на прибыль, включаем в состав доходов средства, которые причитаются от территориального органа управления здравоохранением (6316,2 руб.), и уменьшаем доход на половину фактической стоимости отпущенного по льготным рецептам препарата — 5981,25 руб. (11962,5 руб. / 2).

Во-вторых, аптеки могут изготавливать лекарства. Можно ли такую деятельность переводить на уплату единого налога на вмененный доход? Вопрос остается открытым, законодательно он не решен. В спорах с налоговиками нужно сослаться на п. 7 ст. 3 НК РФ, в котором сказано, что все неясности трактуются в пользу организации.

Чтобы обосновать свое решение, можно обратиться к письмам налоговиков.

Если аптека не захочет платить единый налог на вмененный доход с деятельности по изготовлению лекарств, то она может воспользоваться аргументами, приведенными в письме УМНС России по Московской области от 19.05.2003 г. N 04-24/7694/К487, которое опирается на ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с последующ. изм.). В ней сказано, что под фармацевтической деятельностью следует понимать деятельность аптеки по оптовой и розничной торговле лекарствами, а также по изготовлению лекарств.

Аптеки, уплачивающие единый налог на вмененный доход с деятельности по изготовлению лекарств, могут воспользоваться доводами налоговиков, которые приведены в письме УМНС России по Московской области от 16.07.2003 г. N 04-20/10696/П552, основанными на Общероссийской квалификации видов экономической деятельности ОК 029-2001 (принята постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. N 454-ст), по которой изготовление лекарственных препаратов (код 52.31) относится к розничной торговле (код 52).

В-третьих, практически нет возможности разделить объекты основных средств, которые используются в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и деятельности, которая не переведена на уплату этого налога.

Аптека отпускает лекарства как за наличный расчет покупателям (переведена на ЕНВД), так и по безналичному расчету больницам.

Выручка аптеки по продаже лекарств:

1) за наличный расчет — 210000 руб. (без НДС);

2) за безналичный расчет — 139700 руб. (в том числе НДС по ставке 10% — 12700 руб.).

Остаточная стоимость лекарств на складе на конец месяца 320000 руб. При расчете налога на имущество за I квартал бухгалтер включит в расчет только часть остаточной стоимости лекарств со склада:

320000 руб. х (139700 руб. — 12700 руб.) : (210000 руб. + 139700 руб. — 12700 руб.) = 120 593,47 руб.

В-четвертых, рассчитывая продажную цену лекарства, аптеки прибавляют к его оптовой цене предельную розничную надбавку. Обычно она зависит от покупной цены лекарства без НДС. Аптеки, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исчисляют надбавку с учетом НДС, т.к. его не платят.

Аптека отпускает лекарства по бесплатным и льготным рецептам.

Переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Аптека приобрела 300 упаковок лекарства по 118,8 руб. за упаковку (в том числе НДС по ставке 10% — 10,8 руб.). Предположим, что предельная розничная надбавка для лекарств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, равна 20%. Предельная продажная цена такова:

118,8 руб. / уп. + 118,8 руб. / уп. х 20% = 142,56 руб. / уп.

Аптека находится на ЕНВД (вид деятельности по ОКВЭД — 47.73 «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)»). Может ли аптека работать без применения контрольно-кассовой техники?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время аптека, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами и перешедшая на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за реализуемые лекарственные средства.
Данный порядок применяется до 01.07.2018.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также — ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Тематически близкой к рассматриваемой ситуации является возможность не применять ККТ, предусмотренная п. 5 ст. 2 Закона N 54-ФЗ для аптечных организаций, находящихся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и для обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В силу переходных положений до 01.07.2018 с учетом установленных особенностей ККТ вправе не применять ряд субъектов.
В частности, согласно части 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.
Помимо этого организации (или индивидуальные предприниматели), которые в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016) были наделены правом не применять ККТ, такое право сохранили до 01.07.2018 (часть 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Предпринимательская деятельность аптечных организаций по реализации готовых лекарственных препаратов, медицинских товаров, медицинской техники и иных изделий медицинского назначения физическим и юридическим лицам по договорам розничной купли-продажи, за наличный и безналичный расчет, а также с использованием платежных карт, для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, относится к розничной торговле и подпадает под возможность применения специального режима налогообложения — ЕНВД (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 10.12.2012 N 03-11-06/3/84, от 24.07.2012 N 03-11-06/3/53, от 03.04.2012 N 03-11-06/3/26).
Следовательно, в настоящее время и вплоть до 01.07.2018 аптека — налогоплательщик ЕНВД при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами (код 47.73 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014, принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, вправе не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (смотрите письма Минфина России от 05.05.2015 N 03-11-11/25692, от 17.01.2014 N 03-01-15/1157).
Если покупатель не требует соответствующий документ, продавец, применяющий ЕНВД, не обязан его выдавать (смотрите постановление ВС РФ от 20.01.2016 N 304-АД15-17629).

Читайте так же:  Как оформить план работы школы

К сведению:
Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). С учетом этого организация может обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту учета (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В частности, на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn69/taxation/reference_work/newkkt/#t3) указано, что налогоплательщики такого субъекта РФ, как Тверская область, могут получить необходимую информацию о новом порядке применения ККТ у главного государственного налогового инспектора контрольного отдела УФНС России по Тверской области Рубана Максима Алексеевича по телефону: +7 (4822) 50-67-28.
Можно также задать вопрос на форуме ФНС России «Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники» (https://forum.nalog.ru/index.php?showforum=134). На такую возможность указано в Бюллетене УОК выпуск 2 (сентябрь) (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/#t3).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Виды деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде ЕНВД;
— Энциклопедия решений. Учет получения наличной денежной выручки через ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

СТАТЬЯ. «ЕНВД В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (И.А.Феоктистов) («ФармОбоз. Нормативные акты и комментарии», 2006 N 4)

«ФармОбоз. Нормативные акты и комментарии», 2006, N 4

ЕНВД В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основная деятельность аптеки — продажа лекарств и медицинских товаров в розницу населению. И, казалось бы, в городах и районах, где розничная торговля переведена на уплату ЕНВД, аптеки должны перечислять этот налог. Однако не все так просто. Ведь помимо продажи лекарств некоторые аптеки их еще и изготавливают. А как быть тем, кто реализует медицинские препараты не только населению, но и, скажем, больницам и поликлиникам. Или, скажем, когда аптека обеспечивает льготников лекарствами, а оплачивает их фармацевтическая организация. Подпадают ли эти виды деятельности под «вмененку»? А если подпадают, то какой показатель брать в расчет ЕНВД: площадь торгового зала или торговое место? Ответы на эти и другие вопросы, вы найдете в нашей статье.

Какая деятельность аптек подпадает под ЕНВД

Организации и предприниматели, занимающиеся аптечным бизнесом, обязаны уплачивать ЕНВД, если в городе или районе, где действует предприниматель (организация), введен этот налог и коммерсанты занимаются деятельностью, которая подпадает под действие этого специального налогового режима. Для тех, городов и сел, кто не успел принять и опубликовать свой местный закон до 1 декабря 2005 г., в 2006 г. будут продолжать действовать законы субъектов РФ. Об этом сказано в Федеральном законе от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ. ЕНВД рассчитывается следующим образом.

С 1 января 2006 года ЕНВД должны платить аптеки, которые продают лекарства и медицинские товары населению или юридическим лицам по договорам розничной купли-продажи, в том числе за наличные или с использование банковских карт (ст. 346.27. НК РФ). Обратите внимание: даже если деньги за лекарства аптеке перечисляются безналичным путем, но по розничным договорам, такая деятельность аптек будет подпадать под ЕНВД.

Остается разобраться, какие же именно продажи относятся к рознице? Те, когда покупатель приобретает товары не для предпринимательской деятельности. Такое определение розничной сделки дано в ст. 492 Гражданского кодекса РФ. Получается, что продавец должен теперь отслеживать, с какой целью покупатель приобретает товары. Согласитесь, что это в большинстве случаев невозможно. А по сему действовать нужно так: если аптека выдаст покупателю накладную, то продажа автоматически будет являться оптовой. А значит, платить ЕНВД по такой сделке не придется. Такой подход разделяют и чиновники Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/3/3.

Итак, аптечные учреждения и фирмы, а также предприниматели, занимающиеся продажей лекарств и медицинских товаров, обязаны применять ЕНВД, если торгуют по договорам розничной купли-продажи. При этом такая деятельность может подпадать под «вмененку», даже если препараты будут продаваться детским садам, школам, больницам, предприятиям и т.д. Важен вид договора! Такое мнение высказал Минфин России в письме от 25 января 2006 г. N 03-11-04/3/33.

Реализация лекарств льготникам

Теперь разберемся с льготниками. Деятельность аптек и аптечных учреждений по реализации населению лекарств с оплатой их стоимости в полной сумме за счет средств федерального бюджета, или других бюджетов, должна облагаться в соответствии с общеустановленным режимом или в рамках упрощенной системы налогообложения (письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/3/7).

А вот продажа аптеками и аптечными учреждениями лекарственных средств населению по льготным рецептам, частично оплачиваемым за счет средств федерального бюджета или других бюджетов, может облагаться единым налогом на вмененный доход (письмо Минфина России от 25 января 2006 г. N 03-11-04/3/33).

Предпринимательская деятельность, связанная с получением доходов комитентами по договорам комиссии, а также агентами по агентским договорам (если агент выступает от имени принципала) и поверенными по договорам поручения, не относится к розничной торговле. Поэтому деятельность аптек, осуществляемая в рамках указанных договоров, единым налогом на вмененный доход не облагается.

В то же время, если реализация лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи, осуществляется на основе договора комиссии и при этом аптека выступает в качестве комиссионера и реализует указанные лекарственные средства от своего имени и на принадлежащей ей площади, то соответственно, такая деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД.

Также может быть переведена на уплату ЕНВД деятельность аптек по отпуску лекарственных средств указанным категориям населения, осуществляемая ими по агентским договорам в качестве агентов, действующих от своего имени (письмо Минфина России от 18 января 2006 г. N 03-11-04/3/18).

Если аптека продает лекарства, изготовленные в собственных лабораториях, то такие операции должна облагаться в соответствии с общеустановленным режимом или в рамках упрощенной системы налогообложения. Дело в том, что Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ, который внес поправки в главу 26.3. НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», уточнил понятие «розничная торговля». Теперь в кодексе четко сказано, что к рознице для целей ЕНВД «не относится реализация. продукции собственного производства (изготовления)».

Как рассчитывают ЕНВД

Единый налог на вмененный доход рассчитывается следующим образом:

ВНВД = (Вмененный доход x К1 x К2) x 15%

где Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода;

К1, К2 — корректирующие коэффициенты.

Вмененный доход определяется путем умножения ежемесячной базовой доходности на количество единиц физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Скажем по рознице, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, у которых есть торговые залы, физический показатель — площадь торгового зала в квадратных метрах. А ежемесячная базовая доходность составляет 1800 руб.

Вмененный доход умножается на корректирующие коэффициенты.

Прежде всего, это коэффициент-дефлятор (К1), соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством РФ. На 2006 год он равен 1,132 (приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2005 г. N 277).

Читайте так же:  Свидетельство на собственность квартиры менять при смене фамилии

Повышающий (понижающий) коэффициент базовой доходности К2, определяются в зависимости от ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимента товаров (работ, услуг), сезонности, времени работы, величины доходов, площади информационного поля световых и электронных табло, площади информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (К2).

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

При этом местные власти при определении указанного коэффициента по тому виду деятельности, который переводится на уплату ЕНВД, вправе предусмотреть дифференцированную шкалу значений. В зависимости от особенностей ведения предпринимательской деятельности. Например, для розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, для места осуществления деятельности в городе и селе и т.д.

Площадь торгового зала или торговая точка

Какой физический показатель брать за основу расчета ЕНВД, зависит от того, где осуществляется торговля лекарствами. Если через объекты стационарной торговой сети, которые имеют торговые залы, то размер единого налога зависит от площади торгового помещения (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Что является стационарной торговой сетью, определено ст. 346.27. НК РФ.

Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, — сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Получается, что площадь складов, санитарных комнат, офисных помещений не включается в состав торговой площади, с которой нужно платить единый налог на вмененный доход. К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относят, прежде всего, те, в которых содержится необходимая информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещения (в частности, планы, схемы, технический паспорт). А также, документы, которые подтверждают право пользования объектом (например, договор купли-продажи нежилого помещения, договор аренды).

Итак, главным во всех критериям, которым следует руководствоваться при выборе физического «площадь торгового зала» или «торговое место» показателя является факт.

Пример 1. В г. Долгопрудный Московской области работает аптека. Помещение аптеки площадью 70 кв. м расположено в здании бывшего магазина. Здесь в розницу продают лекарства и медицинские товары. Решением Совета депутатов муниципального образования «Город Долгопрудный» Московской области от 18 ноября 2005 г. N 70-нр на территории города введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Среди видов предпринимательской деятельности здесь указана розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Значение коэффициентов составляет К1 = 1,132; К2 = 1. Базовая доходность с 1 кв. м площади в месяц составляет 1800 руб. Следовательно, ЕНВД за I квартал составит: (70 кв. м x 1800 руб. x 1,132 x 1) x 3 мес. x 15% = 64184,40 руб.

Если плательщик ЕНВД реализует лекарства через объекты нестационарной сети, которые имеют торговые залы, то размер налога зависит от количества торговых мест (п. 3 ст. 346.29. НК РФ). Это же касается и ситуаций, когда, скажем, аптека арендует помещение в здании, которое изначально для торговли не предназначено, например в больнице. Ведь учреждение здравоохранения нельзя считать местом, специально приспособленным для ведения торговли. Следовательно, аптечный пункт является объектом нестационарной торговой сети, и при расчете ЕНВД необходимо применять физический показатель базовой доходности «торговое место». Об этом не раз говорили чиновники Минфина России (см., например, письмо от 13 декабря 2005 г. N 03-11-02/81), и к такому же выводу приходили арбитражные суды (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 августа 2004 г. N Ф04-5337/2004 (А46-3388-35).

Выходит, исчислять единый налог с количества торговых мест нужно, в частности, в таких случаях, когда плательщик налога арендует часть общего зала аптеки (магазина, больницы, поликлиники) без зоны самообслуживания покупателей или продает лекарства в передвижных фургонах.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим только, что аптека расположена в здании поликлиники. Это помещение изначально не было предусмотрено для организации торговли. Значит, аптечный пункт является объектом нестационарной торговой сети, и при расчете ЕНВД необходимо применять физический показатель базовой доходности «торговое место».

Значение коэффициента К1 составляет 1,132. А К2 равен 1. Базовая доходность с 1 кв. м площади в месяц составляет 9000 руб. Следовательно, ЕНВД за I квартал составит: (1 торговое место 9000 руб. x 1,132 x 1) x 3 мес. x 15% = 4584,6 руб.

Как видите сумма ЕНВД в несколько раз меньше.

Аптека на ЕНВД – как рассчитать единый налог

Согласно существующему законодательству, аптеки считаются объектами розничной торговли – точки реализации имеют площадь не более 150 кв.м. (ст. 346.26 НК РФ) и могут применять ЕНВД как на общей системе налогообложения, так и на УСН. Единый налог обладает рядом преимуществ: фиксированная ставка, уменьшение НДФЛ на сумму страховых взносов, упрощенное ведение бухгалтерского учета. Расчет ЕНВД производится с учетом площади торгового зала, базовой доходности и корректирующих коэффициентов.

Площадь торгового зала

Налоговый кодекс определяет площадь торгового зала как часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К ней относится также арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к которым относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом:

  • договор купли-продажи нежилого помещения;
  • технический паспорт на нежилое помещение;
  • планы, схемы, экспликации;
  • договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его частей;
  • другие документы.

Базовая доходность для аптек составляет 1800 рублей, поскольку они относятся к объектам розничной торговли, осуществляемой через объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы.

Корректирующие коэффициенты К1 и К2, их расшифровка и значение приведены ниже:

К1 Коэффициент-дефлятор. Устанавливается на календарный год Минэкономразвития с учетом изменений потребительских цен в предшествующем периоде, имеет значение 1,798. К2 Корректирующий коэффициент базовой доходности. Определяется на период, составляющий не менее календарного года, как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ, таких, как, в частности, ассортимент товаров, особенности места ведения предпринимательской деятельности, имеет значение в пределахот 0,005 до 1 включительно.

Пример. Как рассчитать сумму единого вмененного налога за 3 квартал 2016 года при условии, что площадь торгового зала составила 120 кв. м?

В нашем примере корректирующий коэффициент К2 равен 1 для простоты вычислений. Расчет:

(1800×1.798x1x120x3) =174 765 рублей.

При увеличении или уменьшении площади торгового зала, или при постановке организации на учет (снятие с учета) в налоговом органе в качестве плательщика единого налога не с первого дня календарного месяца применяется специальный порядок расчета ЕНВД. Рассмотрим особенности расчета единого налога в обоих случаях.

Пример. Как рассчитать сумму единого вмененного налога за 3 квартал 2016 года при условии, что площадь торгового зала составила с 1 сентября была уменьшена за счет сдачи части зала в аренду?

(1 800 руб. x 1,798 x 1 x (100 + 100 + (100 ‑ 10)) кв. м) х 15 %). = 140 783 рубля.

Пример. Как рассчитать сумму ЕНВД за 3 квартал 2016 года при условии, что снятие аптеки с учета в качестве плательщика ЕНВД произведено с 6.06.2016?

Нужно рассчитать налоговую базу за каждый месяц квартала:

апрель – 388 368 руб. (1 800 руб. x 1,798 x 1 x 120 кв. м.);

май – 388 368 руб. (1 800 руб. x 1,798 x 1 x 120 кв. м.);

июнь – 62 640 руб. ((1 800 руб. x 1,798 x 1 x 120 кв. м) х 5 дн. / 31 дн.).

Далее полученные суммы складываются и умножаются на 15%. В нашем примере величина налога составила 125 906 рублей.

Читайте так же:  Кт при осаго

Аптека на ЕНВД: нужно ли применять ККМ?

Здравствуйте уважаемые форумчане. Посоветуйте, можно ли в аптеке на ЕНВД не применять ККМ ( аптека не имеет лицензию на спирт, не отпускает по льготным рецептам).Вся загвоздка тут в п. Отраслевого стандарта «правила реализации лекарственных средств» 6.14. Контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке. Из которого якобы следует, что неприменение ККМ является»нарушением обязательных лицензионных требований и условий фармацевтической деятельности, что в конечном итоге повлечет за собой отзыв лицензии и невозможность осуществления деятельности в данной сфере.» Я считаю, что п.6.14 говорит только о том,что если они есть-эти ККМ, то они должны быть «зарегистрированы»

Вопрос: Существует ли практика решения споров с налоговыми органами об обязательной регистрации ККТ аптекой, применяющей ЕНВД?

Отвечает Марат Милушин: Федеральным законом РФ от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ статья 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Изменения, внесенные Законом от 17.07.2009 г. N 162-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования — с 21.07.2009 г.

Пунктом 6.14 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 (в ред. от 18.04.2007 г.), установлено, что контрольно-кассовые аппараты аптечной организации должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения аптечной организации в установленном порядке. По нашему мнению, с учетом части 2.1 статьи 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ такое требование Стандарта означает только то, что если аптечная организация применяет ККМ, то они должны быть зарегистрированы в налоговых органах.

Судебной практики решения споров именно о том, должна ли аптека, применяющая режим ЕНВД, в обязательном порядке регистрировать кассовый аппарат, нам обнаружить не удалось. Однако уже имеется достаточно обширная положительная для налогоплательщиков судебная практика, подтверждающая не обязательность применения ККМ налогоплательщиком, применяющим режим ЕНВД.

В качестве примера можно привести Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 г. по делу N А19-17233/09, Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2.02.2010 г. N 17АП-13433/2009-АК и некоторые другие.

Совершенно очевидно, что если Законом установлена не обязательность применения ККМ налогоплательщиками, применяющими режим ЕНВД, то и регистрация ККМ такими налогоплательщиками является абсолютно бессмысленной. Действительно, для чего регистрировать кассовый аппарат, если потом его не применять? Эта очевидная истина может быть непонятна только не в меру ретивым чиновникам и, скорее всего, такая «непонятливость» имеет свою подоплеку.

Пониженные тарифы страховых взносов для аптек на ЕНВД

Добрый день. ООО ЕНВД аптека.

Согласно п.10 части 1 ст 58 ФЗ от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, ФФОМС» в течении 2012-2013 годов пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций , имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельностью.
Наша организация данным условиям соответствует (ЕНВД имеем лицензию на фарм.деятельность, розничная торговля).
Вопрос о применении пониженных тарифов для аптек рассматривался на форуме несколько раз и как я поняла пониженные тарифы применимы ко всему персоналу аптеки. Того же мнения придерживается пенсионный фонд на мой запрос я получила такой ответ:

На Ваш запрос о правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат работникам ООО «Ваша аптека» разъясняем.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…» (далее Закон № 212-ФЗ) право применения пониженных тарифов страховых взносов предусмотрено для аптечных организаций при выполнении следующих условий:
1. аптечная организация, признана таковой в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
2. организация уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При выполнении данных условий аптечные организации могут применять пониженный тариф в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам. Иных условий определяющих право применения пониженного тарифа в Законе № 212-ФЗ не содержится

Но сомнения все равно остались и по заработной плате персонала занятого при продаже товара не имеющего отношения к фармацевтическому я начисляла налоги по обычным тарифам.

И запросила ответ в Фонде социального страхования. Вот их ответ:

Государственное учреждение — Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — отделение Фонда) на Ваше электронное обращение сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях единообразного применения Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон №212-ФЗ) право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вместе с тем отделение Фонда по Вашему вопросу выражает свое мнение.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2012г. для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи. Данная норма согласуется с положениями ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, регламентирующими право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью.

Пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с принятием которого были признаны утратившими силу с 31.12.2011г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Таким образом полагаем, что применительно к пункту 10 части 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ пониженные тарифы применяются только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, то есть при наличии у данных лиц права на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации
Государственное учреждение — Иркутское региональное отделение

Как же мне быть ведь сейчас я применяю пониженные тарифы к персоналу официально оформленному в аптеке конечно и фармацевтам, но так же и себе как главному бухгалтеру, сторожу, рабочему. Как верно если мнения официальных органов расходятся. А пени если придется начислять по обычным тарифам растут.