Государственный долг — Алехин Б.И. — Учебное пособие

Автор: Б.И. Алехин

Жанр: Финансы

Издательство: «ЮНИТИ-ДАНА»

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 302

Описание: Учебное пособие «Государственный долг» предназначено для студентов Академии бюджета и казначейства, изучающих курс «Государственный долг». Оно «выросло» из глав 1, 2 и 4 книги Б.И. Алехина «Государственный долг». Главы были существенного обновлены специально для пособия.
Во-первых, изменились некоторые названия, расположение и структура глав. Глава 2 («Экономические последствия бюджетного дефицита») вошла в пособие как глава 1 («Теория государственного долга»). Теперь студенты могут видеть, как развивалась теория долга со времен Адама Смита. Глава 1 («Долговое финансирование государственных расходов») была переделана почти до неузнаваемости и поделена на две части, которые вошли в пособие как глава 2 («Причины долгового финансирования государственных расходов»») и глава 3 («В долгах как в шелках»). Глава 4 («Управление государственным долгом») стала четвертой. В ней появился раздел «Долговая стратегия», а материал об организации управления был расширен и выделен в главу 5 («Институциональные аспекты управления государственным долгом»). Во-вторых, в пособии рассматривается внешний долг, так как сравнение его с внутренним долгом всегда интересовало экономистов. Хотя нельзя сказать, что рассматривается он так же подробно, как долг внутренний. Причина в том, что в развитых странах внешний долг составляет малую долю всего государственного долга, а в остальных странах эта доля сокращается по мере развития внутреннего финансового рынка.
В-третьих, появились материалы о России. Но от этого пособие не стало пособием о российском долге. Преобладают материалы о долге вообще со ссылками на опыт многих стран. Свести долг только к российскому долгу значило бы сильно обеднить пособие.
В-четвертых, появились вставки. Это либо иллюстрации (графические, статистические, текстовые), либо краткое описание вспомогательных теорий (концепций). Прочитать их желательно, но заучивать необязательно. Если пропускать вставки, то останется вполне стройный ряд общих заявлений.
В отличие от книги пособие посвящено только рыночной, торгуемой части долга перед частным сектором. В нем не рассматривается долг в свете критики стандартного определения бюджетного дефицита (глава 3 книги), рынок государственных ценных бумаг (главы 5-8), нерыночный долг государства (глава 10) и долг государственных корпораций (глава 11). Студенты, чьи познавательные амбиции выходят за рамки пособия, могут обратиться к книге. Содержание книги

Теория государственного долга
1.1. Классики о долге
1.2. Кейнс и «новая ортодоксия»
1.3. Фискальное вытеснение
1.4. Рикардианская эквивалентность
1.5. Долг и мертвый груз налогообложения
1.6. «Здоровые финансы» и «функциональные финансы»
1.7. Постскриптум
Причины долгового финансирования государственных расходов
2.1. Фискальный консерватизм
2.2. Избыточное налоговое бремя
2.3. «Золотое правило» государственных финансов
2.4. Займы вместо денежной эмиссии
2.5. Неполный финансовый рынок
2.6. Наказ избирателей и фискальная иллюзия
2.7. Краткосрочная стабилизация
«В долгах как в шелках»
3.1. Рефинансирование
3.2. Долг и устойчивость государственных финансов
3.3. Долг рыночный и не рыночный
3.4. Долг внутренний и внешний
3.5. Долг валовой и чистый
Управление государственным долгом
4.1. Долговая стратегия
4.2. Цели управления
4.3. Средства достижения целей
Институциональные аспекты управления государственным долгом
5.1. Из центрального банка — в министерство финансов
5.2. Из министерства финансов — в долговое агентство
5.3. Устройство и функции офиса управления государственным долгом
5.4. Проблема «принципал — агент»
Барро об управлении государственным долгом
Литература скачать учебное пособие: Государственный долг — Алехин Б.И. ( 1.98 Мбайт )

Государственный долг алехин би учебное пособие

Алехин, Б. И. Государственный долг [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Гос. и муницип. упр.» и 060400 «Финансы и кредит» / Б. И. Алехин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 335 с. : табл. — ISBN 5-238-00716-7. — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/376624

Рассматриваются теоретические аспекты государственного долга, управление государственным долгом, рынок государственного долга и ценные бумаги государства. Пособие построено на материалах тех стран, где управление государственным долгом и рынок государственных ценных бумаг получили наибольшее развитие. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников.

Б.И.АЛЕХИН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА

1 Б.И.АЛЕХИН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА Москва 2007

2 Б.И.Алехин. Государственный долг. Пособие для студентов Академии бюджета и казначейства. М., Алехин Борис Иванович. 2007, 2008.

3 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Теория государственного долга Классики о долге Кейнс и «новая ортодоксия» Фискальное вытеснение Рикардианская эквивалентность Долг и мертвый груз налогообложения «Здоровые финансы» и «функциональные финансы» Постскриптум Причины долгового финансирования государственных расходов Фискальный консерватизм Избыточное налоговое бремя «Золотое правило» государственных финансов Займы вместо денежной эмиссии Неполный финансовый рынок Наказ избирателей и фискальная иллюзия Краткосрочная стабилизация «В долгах как в шелках» Рефинансирование Долг и устойчивость государственных финансов Долг рыночный и нерыночный Долг внутренний и внешний Долг валовой и чистый Управление государственным долгом Долговая стратегия Цели управления Средства достижения целей Институциональные аспекты управления государственным долгом. 217

4 Из центрального банка в министерство финансов Из министерства финансов — в долговое агентство Устройство и функции офиса управления государственным долгом Проблема «принципал агент» Вместо заключения. Барро об управлении государственным долгом Приложения. 285

5 5 ТАБЛИЦЫ Таблица 1-1. Разногласия «новых экономистов» с классиками в ключевых вопросах о государственном долге Таблица 2-1. Ссылки на «здоровые финансы» и «функциональные финансы» в главе Таблица 2-2. Займы и равенство поколений Таблица 2-3. Двойной бюджет правительства Великобритании в фин. г. (проект), млрд. фунтов стерлингов Таблица 2-4. Срочная структура государственного долга России, оформленного ГКО и ОФЗ, % Таблица 3-1. Бюджет правительства России в 2006 г Таблица 3-2. Внутренний государственный долг и фискальная позиция правительства России, млрд. руб Таблица 3-3. Рефинансирование неизменного и растущего основного долга Таблица 3-4. Внешний государственный долг России в разбивке по кредиторам, млрд. долл. США Таблица 3-5. Описательные статистики рыночной части долга центрального правительства 29 стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития Таблица 3-6. Баланс активов и пассивов правительства США в 2003 г., млрд. долл. США Таблица 4-1. Цели управления государственным долгом Таблица 4-2. Стандартное отклонение условных процентных расходов..177 Таблица 4-3. Процентоемкость облигаций федерального займа и плановый объем их размещения Таблица 4-4. Канада: анализ чувствительности бюджета к колебаниям процентных ставок в фин. г

6 6 Таблица 4-5. Россия: объем размещения ГКО и ОФЗ в разбивке по методам размещения (кроме закрытой подписки) Таблица 4-6. Периодичность выпуска ценных бумаг правительства США Таблица 4-7. Эмиссионный календарь правительства США Таблица 4-8. Своп-портфель правительства Дании Таблица 4-9. Обеспечение своп-портфеля правительства Дании в разбивке по кредитным рейтингам контрагентов на конец 2006 г Таблица Лимиты на свопы правительства Дании в разбивке по кредитным рейтингам Таблица 5-1. Органы управления государственным долгом в странахучастницах Организации экономического сотрудничества и развития, гг Таблица 5-2. Результаты обследования практики управления государственным долгом в 18 странах Таблица 5-3. Публикуемые стратегические цели Таблица 5-4. Две системы управления государственным долгом Таблица 5-5. Частные балансы с государственным долгом и без него Таблица 5-6. Частные балансы с государственным долгом и без него. 287

7 7 РИСУНКИ Рисунок 1-1. Фискальное вытеснение Рисунок 1-2. Рикардианская эквивалентность Рисунок 1-3. Избыточное налоговое бремя Рисунок 1-4. «Правило квадрата» Рисунок 1-5. Слева направо: Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Мейнард Кейнс, Абба Лернер, Джеймс Бьюкенен и Роберт Барро Рисунок 2-1. Слева направо: «военные» облигации России (1916 г.), Японии (1940 г.), Канады (1942 г.), Германии (1936 г.), Советского Союза (1944 г.) и «патриотические» облигации США (2001 г.) Рисунок 2-2. Остаточные колебания доходов (синяя кривая) и расходов (красная кривая) правительства США, в % ВВП Рисунок 2-3. Среднегодовой темп инфляции против среднегодового темпа роста денежной массы по 110 странам, гг Рисунок 2-4. Эффективная доходность облигаций правительства России, % Рисунок 2-5. Цикл деловой активности (peak пик, contraction сокращение, спад или рецессия, trough дно или депрессия, expansion подъем, recovery оживление, prosperity бум) Рисунок 2-6. США: дефицит федерального бюджета в % к ВНП Рисунок 2-7. США: государственный долг в % к ВНП Рисунок 3-1. Долговая нагрузка на экономику стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития Рисунок 4-1. Кривая доходности государственных ценных бумаг России Рисунок 4-2. Россия: кривая бескупонной доходности государственных ценных бумаг Рисунок 4-3. Траншинг. 194

8 8 Рисунок 5-1. Структура офиса внутренних финансов казначейства США Рисунок 5-2. Устройство долгового агентства Рисунок 5-3. Фискальная позиция правительства Канады в фин. г., млрд. кан. долл. 299

9 9 ВСТАВКИ Вставка 1-1. Фискальное вытеснение в России и влияние долга на экономику США и Европейского Союза Вставка 1-2. Бюджетное ограничение Вставка 1-3. Гипотеза Мильтона Фридмана о постоянном доходе Вставка 1-4. Избыточное налоговое бремя Вставка 1-5. Дефицит усиливает инфляцию Вставка 2-1. Бюджетный кодекс России об источниках финансирования дефицита Вставка 2-2. «Здоровые финансы» — географически узкая концепция Вставка 2-3. Принцип сбалансированности бюджета в России Вставка 2-4. Американцам сбалансированный бюджет не нужен Вставка 2-5. Отложенный фонд в Великобритании и США Вставка 2-6. Размещение «военных» облигаций в банковской системе США Вставка 2-7. Временные шоки для бюджета правительства США Вставка 2-8. Двойной бюджет в Великобритании Вставка 2-9. Принцип общего покрытия в Бюджетном кодексе России..101 Вставка Российский минфин против двойного бюджета Вставка Сеньораж в Канаде Вставка Аннулирование долга посредством инфляции в США Вставка Как инфляция вредит кредиторам правительства России..110 Вставка Правила инвестирования средств российского Стабилизационного фонда Вставка Недооценка налогового бремени Вставка «Здоровые финансы» и «функциональные финансы» в США Вставка 3-1. Рефинансирование внутреннего государственного долга России. 136

10 10 Вставка 3-2. Рост государственного долга при профиците в России Вставка 3-3. США: ставка процента выше темпа роста ВВП, % Вставка 3-4. «Игры Понци» Вставка 3-5. Устойчивый и фактический государственный долг России.147 Вставка 3-6. Маастрихтские критерии Вставка 3-7. Секьюритизация государственного долга России Вставка 3-8. Правительство Беларуси ищет внешние кредиты, а правительство Канады не желает их увеличивать Вставка 4-1. Теория предпочтительной среды обитания Вставка 4-2. Россия: длинный долг дорогой, но безопасный Вставка 4-3. Управление структурой государственного долга Канады Вставка 4-4. Оппортунистическое размещение Вставка 4-5. Механизация эмиссии в России Вставка 4-6. Основная проблема рефинансирование Вставка 4-7. Выпуск ценных бумаг правительства США Вставка 4-8. Эталонизация рынка облигаций правительства России Вставка 4-9. Выкуп в США и Канаде Вставка Своп как отражение принципа сравнительного преимущества Вставка Контроль над процентным риском посредством дюрации Маколи Вставка Свопы правительства Дании Вставка Принципы управления кредитным риском в свопах правительства Дании Вставка Долговая стратегия и эмиссионный календарь правительства России Вставка Консультации с профессиональными участниками рынка в США Вставка 5-1. Долговое агентство Ирландии. 229

11 11 Вставка 5-2. Организация управления государственным долгом в США 237 Вставка 5-3. Стремительное возвышение долгового агентства Венгрии.241 Вставка 5-4. Новая Зеландия передовик управления государственным долгом Вставка 5-5. Управление государственным долгом Франции часть публичной политики Вставка 5-6. Индия начнет строить свое долговое агентство с middle office Вставка 5-7. Организация управления государственным долгом в России. 267

Читайте так же:  Сбербанк оформить ипотеку адрес

12 12 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Влияние государственного долга на частные балансы активов и пассивов Приложение 2. Количественная оценка долгосрочных последствий государственного долга для экономики США Приложение 3. Долговая книга России Приложение 4. Дефицит (-), профицит (+) бюджета центрального правительства в % ВВП Приложение 5. Валовой долг центрального правительства в % ВВП Приложение 6. Бюджетные и внебюджетные трансакции в одном документе Приложение 7. Внутренний долг центрального правительства странучастниц Организации экономического сотрудничества и развития в 2006 г., млн. долл. США Приложение 8. Долгосрочная устойчивость государственных финансов с сеньоражем. 301

13 13 Введение Настоящее пособие предназначено для студентов Академии бюджета и казначейства, изучающих курс «Государственный долг». Оно «выросло» из глав 1, 2 и 4 книги Б.И.Алехина «Государственный долг». М.: ЮНИТИ- ДАНА, Главы были существенного обновлены специально для пособия. Во-первых, изменились некоторые названия, расположение и структура глав. Глава 2 («Экономические последствия бюджетного дефицита») вошла в пособие как глава 1 («Теория государственного долга»). Теперь студенты могут видеть, как развивалась теория долга со времен Адама Смита. Глава 1 («Долговое финансирование государственных расходов») была переделана почти до неузнаваемости и поделена на две части, которые вошли в пособие как глава 2 («Причины долгового финансирования государственных расходов»») и глава 3 («В долгах как в шелках»). Глава 4 («Управление государственным долгом») стала четвертой. В ней появился раздел «Долговая стратегия», а материал об организации управления был расширен и выделен в главу 5 («Институциональные аспекты управления государственным долгом»). Во-вторых, в пособии рассматривается внешний долг, так как сравнение его с внутренним долгом всегда интересовало экономистов. Хотя нельзя сказать, что рассматривается он так же подробно, как долг внутренний. Причина в том, что в развитых странах внешний долг составляет малую долю всего государственного долга, а в остальных странах эта доля сокращается по мере развития внутреннего финансового рынка. В-третьих, появились материалы о России. Но от этого пособие не стало пособием о российском долге. Преобладают материалы о долге

14 14 вообще со ссылками на опыт многих стран. Свести долг только к российскому долгу значило бы сильно обеднить пособие. В-четвертых, появились вставки. Это либо иллюстрации (графические, статистические, текстовые), либо краткое описание вспомогательных теорий (концепций). Прочитать их желательно, но заучивать необязательно. Если пропускать вставки, то останется вполне стройный ряд общих заявлений. В отличие от книги пособие посвящено только рыночной, торгуемой части долга перед частным сектором. В нем не рассматривается долг в свете критики стандартного определения бюджетного дефицита (глава 3 книги), рынок государственных ценных бумаг (главы 5-8), нерыночный долг государства (глава 10) и долг государственных корпораций (глава 11). Студенты, чьи познавательные амбиции выходят за рамки пособия, могут обратиться к книге. Теперь о путеводных нитях. Тех, кто имеет дело с долгом, можно разделить на три группы. Первая группа университетские профессора, «академики». У них есть время (и университетские деньги), чтобы сочетать преподавание с исследованиями. Эти исследования мотивированы любопытством исследователя. «Академики» упрощают окружающий мир, чтобы понять, как он работает. Так появляются теории, формальные модели. Интересующая нас теория долга являются частью теории государственных финансов, именуемой еще фискальной теорией. Вторая группа макроэкономисты. Макроэкономика изучает инфляцию, безработицу, экономический рост, денежную и фискальную политику. Макроэкономисты работают в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), местных аналитических центров вроде Бюджетного офиса конгресса (БОК) США, Экономической экспертной группы (ЭЭГ)

15 15 России или российского Центра фискальной политики (ЦФП). 1 Эти организации являются связующим звеном между фискальной теорией и фискальной политикой. 2 Макроэкономисты преобразуют теоретические знания в практические рекомендации, нередко под руководством крупных «академиков». Например, известные ученые Мартин Фельдштейн, Джозеф Стиглиц и Грегори Манкив возглавляли Совет экономических консультантов при президенте США. По словам Манкива, «Господь послал макроэкономистов на землю для решения практических проблем, а не для выдвижения и тестирования элегантных теорий». 3 Третья группа — правящие политики и профессиональные чиновники, то есть государственный аппарат. Разработка теорий тоже не их дело. Они разрабатывают и реализуют фискальную (бюджетную) политику; в их руках находятся фискальные рычаги (расходы, налоги, займы). В соответствии с этим делением мы сначала рассмотрим теорию долга (глава 1), затем перенесемся из университетов с их «академиками» в государственный аппарат, где вершится бюджетная политика, чтобы рассмотреть выбор источников финансирования расходов с макроэкономических позиций (глава 2), и, наконец, отыщем в государственном аппарате управляющих долгом и попытаемся понять, за что им платят деньги и как организована их работа (главы 4 и 5). Долг побочный продукт бюджетной политики в том смысле, что он является следствием бюджетного дефицита. Если дефицит финансируется займами, то займы в сумме дают долг. Но в какой «части» бюджетной политики возникает дефицит, что толкает государство прибегать к долговому финансированию своих расходов? Путеводной нитью в 1 Экономическая экспертная группа, Центр фискальной политики, 2 По оценкам журнала «Итоги» бывший (Аркадий.Дворкович)) и нынешний (Евсей Гурвич) руководители Экономической экспертной группы входят в число ключевых «творцов экономической стратегии правительства» России. 3 Mankiw, Gregory, The Macroeconomist as Scientist and Engineer, May 2006, p. 1.

16 16 лабиринтах бюджетной политики может служить триединая модель общественного сектора, предложенная Ричардом Масгрейвом в его монументальном труде The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy (рисунок 0-1). 4 Желая получить всеобъемлющую, пусть и сильно упрощенную, картину «общественного домохозяйства», Масгрейв поставил перед бюджетной политикой три цели — распределять ресурсы, перераспределять доходы и стабилизировать экономику. Бюджетной политикой у него ведует воображаемое Министерство фискальных дел (МФД), где в соответствии с тремя целями есть три отдела — отдел распределения ресурсов (ОРР), отдел перераспределения доходов (ОПД) и отдел экономической стабилизации (ОЭС). ОРР имеет дело с ситуациями, когда рынок отказывается поставлять нужную обществу продукцию. Посредством налогов ОРР изымает ресурсы из частного пользования и передает их в пользование государства. А государство снабжает общество той продукцией, которую отказывается поставлять рынок. При полной занятости объем ресурсов, изъятых ОРР из частного пользования, должен равняться объему ресурсов, переданных в пользование государства. И если допустить, как это сделал Масгрейв, что ОРР расходует налоги на потребление (а не на инвестиции), то «вопрос о долговом финансировании не возникает». 5 Бюджет ОРР всегда сбалансирован, то есть налоги равны расходам. 4 Musgrave, Richard. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy, McGrow Hill Book Company, 1959, Chapter 1. Книга Масгрейва вовсе не о долге. Масгрейв обращается к долгу по ходу анализа государственной экономики. Кстати, вот что писал о книге Масгрейва другой знаменитый специалист по государственному сектору, нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен: «Эта книга. должна быть обязательной для всех серьезных студентов, изучающих общественные финансы, и она должна оставаться стандартным источником для аспирантских и более продвинутых исследований на многие годы вперед». (The Collected Works of James M. Buchanan. Volume 14. Debt and Taxes, Liberty Fund, 2000, pp ). 5 Musgrave, Richard. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy, McGrow Hill Book Company, 1959, p. 30.

17 17 Рисунок 0-1. Министерство фискальных дел Ричарда Масгрейва МИНИСТЕРСТВО ФИСКАЛЬНЫХ ДЕЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ФУНКЦИИ Налоги = Расходы Налоги = Трансферты Налоги( Трансферты) 0 СУББЮДЖЕТЫ Налоги ( Трансферты + Расходы) 0 БЮДЖЕТ

18 18 Функция ОПД классическая функция бюджетной политики. Этот отдел оказывает «материальную помощь» некоторым группам общества. Он, как и ОРР, собирает налоги, но превращает их не в издержки производства общественных благ, а в пособия по безработице, ссуды бизнесменам и другие трансферты частному сектору. Опять-таки при полной занятости объем ресурсов, покинувших государственный сектор, должен равняться объему ресурсов, возвращенных в частный сектор, то есть налоги должны равняться трансфертам. Сальдо бюджета ОПД всегда нулевое, и займы не нужны. Следовательно, долг не возникает и при перераспределении доходов. 6 Функция ОЭС совсем непохожа не функции ОРР и ОПД. Рыночная экономика, если ее не контролировать, может вызывать значительные колебания занятости и цен. МФД в лице ОЭС пытается достичь максимальной загрузки ресурсов и стабильных цен. ОЭС ведает компенсационными финансами. Логика компенсационных финансов проста: Если преобладает безработица (вынужденная), то ОЭС увеличивает расходы, а с ними и совокупный спрос так, чтобы фактический выпуск продукции подтянулся к потенциальному выпуску, обеспечивающему максимальную занятость при данной инфляции. 7 Если преобладает инфляция, то ОЭС сокращает совокупный спрос так, чтобы фактический выпуск измерялся не в растущих, а в текущих ценах. Если преобладают полная занятость и ценовая стабильность, то 6 Может, однако, возникать административный долг (неплатежи) по заработной плате, пенсиям и другим подобным обязательствам. В пособии административный долг не рассматривается. 7 Обычно за потенциальный выпуск берется максимально возможный за какой-то отрезок времени выпуск ВВП. Такой ВВП именуется еще натуральным реальным ВВП. Занятость при нем еще не настолько высока, чтобы усиливать инфляцию.

19 19 ОЭС расходует средства бюджета так, чтобы избежать роста безработицы и инфляции. Впервые вопрос о компенсационных финансах возник в 1930-х годах, когда мир впал в глубокую и продолжительную экономическую депрессию. С тех пор он не покидает повестки дня МФД. Свой бюджет ОЭС планируют следующим образом: Суммируются плановые расходы ОРР и ОПД. Рассчитывается потенциальный выпуск и балансирующий его совокупный спрос. Совокупный спрос сопоставляется с плановыми расходами ОРР и ОПД, и в случае расхождения между ними в бюджет закладываются дополнительные, компенсирующие налоги или трансферты. Эта компенсация и есть бюджет ОЭС. Если экономику надо «взбодрить», то в бюджете будет больше трансфертов и совокупный спрос приблизится к потенциальному выпуску. Занятость повысится. Если экономику надо «притормозить», то в бюджете будет больше налогов и совокупный спрос сократится. Инфляции ослабнет. В стабилизационном контексте роль налогов предотвращать инфляцию, а роль трансфертов предотвращать дефляцию. Сама природа стабилизационной функции исключает сбалансированность бюджета ОЭС. В любой момент этот бюджет включает либо налоги, либо трансферты, но никогда те и другие вместе. Он всегда либо профицитен (собраны налоги), либо дефицитен (сделаны трансферты). В модели Масгрейва функции МФД отделены одна от другой «китайской стеной». Компенсационные решения ОЭС не влияют на пропорции распределения ресурсов и перераспределение доходов. В случае профицита своего бюджета ОЭС не может приказать ОРР и ОПД сократить налоги или увеличить расходы, а в случае дефицита — увеличить

20 20 налоги или сократить расходы. Профицит остается профицитом, а дефицит финансируется займами. В модели Масгрейва стабилизационная функция — единственная функция бюджетной политики, которая генерирует дефицит, а с ним и долг. Когда бюджеты ОРР, ОПД и ОЭС сверстаны, они консолидируются в единый бюджет МФД. Сальдо консолидированного бюджета равно разности между налогами и суммой расходов и трансфертов. Поскольку стабилизационная надбавка ОЭС не балансируется изменением бюджетов ОРР и ОПД, консолидированный бюджет сводится либо с профицитом, либо с дефицитом. Но для нас консолидация «неинтересная чиновничья операция, предпринятая после того, как каждый суббюджет был сформулирован на основе его собственных достоинств». 8 Модель Масгрейва наводит на мысль, что интерес «академиков», макроэкономистов и государственных мужей к долгу объясняется стабилизационной функцией бюджета, особенно если считать стабилизацией обеспечение долгосрочной устойчивости государственных финансов. Это правда, но не вся. Государство прибегает к долговому финансированию и по другим причинам. О них тоже говорится в пособии. 8 Musgrave, Richard. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy, McGrow Hill Book Company, 1959, p. 38.

Читайте так же:  Судебная практика томской области

21 21 1. Теория государственного долга Теория государственного долга имеет дело прежде всего с экономическими последствиями долга. Мы рассмотрим эти последствия с двух точек зрения. Согласно стандартной точке зрения, долг плохо влияет на экономику. Она стандартна в том смысле, что ее разделяет большинство экономистов. Согласно другой точке зрения, именуемой рикардианской эквивалентностью, экономике «все равно», повышает государство налоги или занимает деньги. Две идеи образуют основной водораздел между этими точками зрения. Первая идея — о бремени долга. Под бременем долга понимается снижение уровня жизни тех, кто должен платить налоги, необходимые государству для обслуживания долга. Одни люди жертвуют своим благосостоянием из-за того, что другие дают государству в долг. Вторая идея о вытеснении государством частных заемщиков с кредитного рынка. Для краткости назовем его фискальным вытеснением. Когда говорят, что долг это плохо, указывают прежде всего на фискальное вытеснение. Когда говорят, что экономике «все равно», имеют в виду, что долг не ложится бременем на будущие поколения и фискального вытеснения не происходит Классики о долге Три века назад Дэвид Хьюм выразил свое недовольство государственными займами следующим образом: «Министру не терпится прибегнуть к этому средству, чтобы не слишком обременять народ налогами, не навлекать на себя публичную критику и выглядеть важной персоной в период своего правления. Поэтому любое правительство почти неизбежно будет злоупотреблять долгом. В результате. либо нация уничтожит государственный кредит, либо государственный кредит

22 22 уничтожит нацию». 9 Хьюм, конечно, погорячился. Долг не уничтожил ни одной нации, но некоторым странам, включая Россию, он причинил большой вред. Не сам по себе, а потому что с ним небрежно обращались. Хьюм был одним из первых английских авторов, обративших внимание на долг государства. Ему не нравилась популярная тогда мысль о том, будто «публика не становится беднее из-за долгов, поскольку это долги в основном самим себе, и они приносят столько же имущества одним, сколько забирают у других». Хьюм категорически отверг эту мысль, объявив ее «беспринципным» результатом «поверхностных сравнений». 10 Отрицательное отношение Адама Смита к долгу тоже проистекает из антимеркантилистской философии и сравнительной оценки эффективности государственных и частных расходов. Смит считал, что государство неэффективно как создатель богатства и гарант индивидуальных свобод. Оно изымает сбережения из промышленности и торговли, что позволяет чиновникам вести «разгульный образ жизни». Национальный доход переводится из инвестиций в потребление. Если позволить расточительному государству покрывать его бюджетный дефицит займами у промышленников и торговцев, то бедное капиталом общество лишится доходов, которые в противном случае оборачивались бы производительными инвестициями. Государство плохой менеджер. В отличие от частного заемщика оно «не заинтересовано в правильном управлении какой-либо специальной частью капитала», — читаем мы в An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. Поэтому нельзя давать государству в долг. Неприятие Смитом долга подводило его к требованию сбалансированного бюджета. 9 Hume, David. Writings on economics. Edited and introduced by E. Rotuein, London, Thomas Nelson and Sons Ltd, Hume, David, Of Public Credit, Essays Moral, Political and Literary, Vol. I, New ed.; London, 1882, p Original edition published in 1742.

23 23 По Смиту, главное бремя долга это разрушение капитала в момент возникновения долга, то есть потеря ресурсов, изымаемых государством из национального производства. 11 Но очень важно и заявление Смита о том, что покупатели государственных ценных бумаг (ГЦБ) ничем не жертвуют в момент покупки: «Ссужая деньги правительству, они ни на мгновение не ослабляют свою способность заниматься торговлей и мануфактурой. Наоборот, они ее усиливают. Купец или кредитор делает деньги, ссужая деньги правительству, и тем самым увеличивает, а не уменьшает свой торговый капитал». 12 Эти слова не более чем элементарное признание взаимной выгоды от добровольного обмена, но они важны для оценки дальнейшей полемики вокруг бремени долга. Если покупатели ГЦБ в момент покупки ничем не жертвуют, то кто несет бремя долга? Прежде чем ответить на этот вопрос, проследим эволюцию классических взглядов на долг. Может быть, государство способно не только разрушать капитал, но и использовать заемные средства во благо обществу? Смит, как и Хьюм, отвергал идею о том, что проценты по внутреннему долгу не являются потерей для общества. «Говорят, что при выплате процентов по долгу общества правая рука платит левой. Деньги не уходят из страны. и нация не становится беднее. Эта апология целиком основана на софистике меркантилистской системы». Вот что происходит на самом деле, по мнению Смита. Государство платит своим кредиторам аннуитет по ставке, обычно превышающей доходность альтернативных инвестиций. Заняв под залог аннуитета или продав аннуитет другим людям, кредиторы получают новый капитал (взамен ссуженного государству). Но этот новый капитал должен был бы существовать в стране и, как любой другой капитал, использоваться в экономике. Он 11 Здесь и далее, если специально не оговорено, ресурсы — реальные, взятые в неизменных ценах. 12 Smith, Adam. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, 1776, Book Five, Charter I. Part 1,

24 24 является новым для кредиторов государства, но не для страны. Хотя он заменил капитал, ссуженный государству, в стране он ничего не заменил и лишь ушел из одних рук в другие. Значит, страна стала беднее. Не отдай кредиторы деньги государству, в стране вместо одного капитала, занятого в экономике, было бы два капитала. Такой результат возможен, если допустить, как этот делал Смит, что государство, заняв капитал у своих подданных, разрушает его. Смит считал, что проценты по внешнему долгу есть вычет из национального богатства, поскольку они уходят за границу, где проживают держатели внешнего долга. Так что внешний долг и внутренний долг одинаковы в своем негативном влиянии на экономику. «Огромные долги, которые сейчас подавляют, а в долгосрочном плане, возможно, разрушат всей великие нации Европы, прогрессируют», 13 — вторил Смит своему другу Хьюму. Давид Рикардо в общем разделял антипатию Смита к долгу и называл долг «одним из самых ужасных бедствий». Но, писал он, «страну угнетает вовсе не выплата процентов по национальному долгу, и не отмена этой выплаты принесет стране облегчение. Только сберегая доходы и воздерживаясь от расходов, можно увеличить национальный капитал. С ликвидацией долга доходы не увеличились бы и расходы не сократились». 14 Рикардо разделял промеркантелистскую идею о том, что процентные расходы, будучи лишь внутренними трансфертами, не ложатся бременем на будущие поколения. Он допускал, что будущие налоги, вызванные нынешними займами, целиком капитализируются рациональными гражданами в момент возникновения долга. Тогда процентные расходы действительно становятся трансфертами, и долг не 13 Smith, Adam. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, 1776, Book Five, Charter I. Part 1, 14 Ricardo, David. On the Principles of Political Economy and Taxation. John Murray Library of Economics and Liberty, p. 246,

25 25 перемещает реальные издержки по расходам бюджета во времени. В этом смысле займы эквивалентны налогам в их реальном воздействии на экономику. Рикардо, однако, не утверждал, что долг отвечает интересам общества. Это означало бы переход на сторону меркантилистов. Хьюм, Смит и Рикардо имели одинаковую точку зрения на последствия займов, поскольку они разделяли тезис о том, что из-за расточительности и непродуктивности расходов государства настоящее зло заключается не в самом долге, а в разрушении капитала, которому долг способствуют. С этим не согласился Томас Роберт Мальтус. Он не верил в самонастройку движимой предложением классической экономики. Он, как много позже и Джон Мейнард Кейнс, боялся дефицита спроса и видел в долговом финансировании способ увеличить спрос. Те, кто живут на проценты, писал Мальтус, «вносят большой вклад в распределение и спрос. Они обеспечивают то эффективное потребление, которое дает производству необходимый стимул. ». 15 Мальтус отводил долгу созидательную роль. Джон Стюарт Милль делил долг на «плохой» и «хороший» в зависимости от обстоятельств его возникновения. Привлечение в государственный сектор капитала, занятого в частном производстве, он приравнивал к снижению заработной платы рабочих. Такие займы Милль предлагал объявить наихудшими. Но он не видел вреда в привлечении перенакопленного иностранного капитала и капитала, который не был бы накоплен вовсе, не будь на него государственного спроса, или был бы растрачен в непроизводительных предприятиях или искал применения в зарубежных странах. Таким образом, Милль не разделял уверенности Смита в том, что займы разрушают капитал. 15 Malthus, Thomas Robert. An Essay on the Principle of Population. John Murray Library of Economics and Liberty,

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Бюджетный кодекс Российской Федерации в посл. ред. М., 2009.

Налоговый кодекс Российской Федерации в посл. ред. М., 2009.

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г.

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О бюджетной класси­фикации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Феде­ральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Читайте так же:  Как узнать свой налог на имущество по фамилии

Федеральный закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной граж­данской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на пла­новый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учре­ждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в ред. Федерального закона от 10 января

Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного Фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов от 21 июля 2007 г. № 182-ФЗ.

Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (в ред. феде­ральных законов от 31 декабря 97 г. № 157-ФЗ и от 11 ноября 1999 г. № 204-ФЗ).

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах обязатель­ного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном соци­альном страховании от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на пла­новый период 2009 и 2010 годов».

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».

Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009—2010 гг.» от 21 июля 2007 № 184-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с послед. изм. и доп.

Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и ва­лютном контроле» от 9 ноября 1992 г. № 3615-1.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ.

Федеральный закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности».

БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных уч­реждений» № 2/2008.

Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729 «Вопросы ФОМС».

Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению резуль­тативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249 (в ред. поста­новления Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 838).

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» от 6 марта 2005 г. № 118.

Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006—2008 годы. Распоряжение Прави­тельства РФ № 467-р от 3 апреля 2006 г.

Постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов Рос­сийской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. постановлений Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, от 27 августа 2005 г. № 336).

Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. № 703.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» от 15 июня 2004 г. № 278.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» от 23 июня 2004 г. № 307.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» от 30 июня 2004 г. № 330.

Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» от 21 августа 2004 г. № 429.

Учебная и монографическая литература

Актуальные проблемы укрепления региональных финансов / Под ред. Н.Г. Сычева и К.И. Таксира. М.: Финансы, 2004.

Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие для студентов ву­зов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Афанасьев М.П., Кривогов И.В. Модернизация государственных фи­нансов: Учеб. пособие. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007.

Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. М.: Центр фискальной политики, 2002.

Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и перспективы управления. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Городец-Издат, 2003.

Вопросы реформирования системы государственных финансов в об­ласти предоставления государственных услуг: Доклад ИЭПП для БЭА,

2001. М.: ИЭПП, 2001.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1999.

Вознесенский Э.А Финансы как стоимостная категория. М.: Финан­сы и статистика, 1985.

Глазунов В.Н. Финансы фирмы: как ими распорядиться, чтобы обеспечить ее и собственное процветание. М.: Экономика, 2000.

Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2007.

Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в сис­теме управления государственными финансами. М.: Финансы и стати­стика, 2006.

Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. Образование, 2008.

Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2002.

Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2005.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гели- ос — АРВ, 2002.

Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учеб­ник. М.: ИНФРА-М, 2000.

Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности орга­низации. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Бизнес пресса, 1999.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство: Учеб. пособие. М.: РИОР, 2005.

Львов Д., Глазьев С., Фетисов Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и по­литика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1993.

Маннинг Н, Парисон Н. Реформа государственной службы: методи­ка проведения функциональных обзоров: Пер. с англ. М.: ГУВШЭ,

Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов организаций: Учеб. по­собие. М.: Финансы и статистика, 2000.

Налоговые системы зарубежных стран. 2-е изд. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1997.

Омельченко Е.В., Шеметов В.В. Предпринимательство, как форма экономической деятельности. М.: АНКИЛ, 2002.

Орлов A.B. Человек, экономика предприниматель. М.: ВШЭ, 1996.

Павлова Л.Н. Финансы организаций: Учебник для вузов. М.: Фи­нансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

Пансков B.T. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.

Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Подъяблонская Л.М. Бюджетная система Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы современной России: Учебное пособие (электронный учебник). М.: ЮНП, 2008.

Половинкин C.A. Управление финансами организации: Учебно- практ. пособие. М.: ФБК-ПРГСС, 2001.

Пономаренко E.B., Исаев B.A. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства). М.: ИНФРА-М, 2007.

Премчанд A Управление государственными расходами. Вашингтон: Международный валютный фонд, 1994.

Реформирование межбюджетных отношений: опыт Германии и Рос­сии. / Под ред. Н.С. Максимовой, Н.Г. Сычева, В.Г. Грмилова. М.: Финансы и статистика, 2003.

Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер, 1998.

Сергеев Л.И., Мнацаканян А.Г., Сергеев Д.Л. Финансы отраслей и организаций регионов: Учебник. Калининград: Янтарный сказ, 2000.

Справочник финансиста организации. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001.

Стратегия управления финансами в регионе / Под ред.

Н.Г. Сычева и К.И. Таксира. М.: Финансы, 2005.

Улюкаев A.B. Проблемы государственной бюджетной политики: На- уч.-практич. пособие. М.: Дело, 2004.

Управление финансами территорий, ориентированное на результат /Под ред. К.И. Таксира. М.: Финансы, 2006.

Финансово-экономические проблемы реализации национальных про­ектов. / Под ред. К.И. Таксира. М. Академия бюджета и казначейства, 2006.

Финансовый баланс территорий и его использование / Под ред.

Н.Г. Сычева и К.И. Таксира. М.: Финансы и статистика, 2003.

Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Г.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2007.

Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007.

Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Эко- номистъ, 2005.

Финансы организаций: Учебник /Под ред. Н.В. Колчиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2005.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для студентов ву­зов / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вел- би: Проспект, 2007.

Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Вузовский учебник, 2006.

Финансы, налоги и кредит: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. 2-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС, 2007.

Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2004.

Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988.

Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы организаций. М.: ИНФРА-М, 1999.

Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: Дашков и Ко, 2003.

Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных орга­низаций России. М.: Дело и Сервис, 2001.

Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюд­жета. М.: Перспектива, 1995.

Экономическая теория: Учебник для студентов вузов / Под ред. И.П. Николаевой, Г.М. Казиахмедова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. по­собие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйства. М.: Экономическая литература, 2002.

Якобсон Л. Специфика государства как субъекта хозяйственной дея­тельности // Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001.

Якобсон Л.И., Глаголев А.В., Кудюкин П.М. Оптимизация расходов на государственное управление и местное самоуправление. М.: ИЭПП, 2001.