Квалификационные требования к педагогическим работникам согласно новому ФГОС

Сводный перечень новых квалификационных требований к педагогическим работникам, работающим с детьми с ОВЗ

С сентября 2016 года начинают действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), согласно которым к педагогическим работникам, задействованным в инклюзивном образовании детей с ОВЗ, предъявляются определённые квалификационные требования.

Кратко и наглядно суть данных требований отражена ниже, в таблице, составленной заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии УрИПКиП Ю. В. Федоренко.

Сводный перечень квалификационных требований

Должность: Учитель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика»;

Область, соответствующая преподаваемому предмету.

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: нет.

Должность: Воспитатель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— По специальности «Олигофренопедагогика»;

— По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.

Требования к стажу: нет.

Должность: Старший воспитатель

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Должность: Учитель-дефектолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

— «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;

— Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.

Требования к стажу: Нет.

Должность: Учитель-логопед

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности: «Логопедия»;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

— По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

Должность: Педагог-психолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

По профильным направлениям (психологическим).

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

— По специальности «Специальная психология»;

— По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

— По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

— По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.

При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

614007, г. Пермь, ул. Революции, 5/1 (1 этаж)

Центр мониторинга и сертификации

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Содержание материала

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) 2

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Читайте так же:  Льготы многодетным семьям в 2018 году в дагестане

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

— Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Учитель-дефектолог требования к образованию

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями)

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)*(2)

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
*(2) Наименование должности «Логопед» в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

п. 9 Общих положений раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования»:
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ну и плюс — если она была принята на работу до введения в действие данных квал.требований, и на момент приема соответствовала требованиям к образованию по тогдашнему закону — она имеет право продолжать работать по данной должности, уволить не имеют права.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Профессия дефектолог

По сути своей профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.

Чтобы разобраться, чем занимаются дефектологи, стоит взглянуть на их специализации:

  • дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог — работает с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог — работает с нарушениями зрения;
  • дефектолог-амблиолог — занимается адаптацией и реабилитацией слепых и слабовидящих детей;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог — работает с умственно отсталыми детьми.

Должность дефектолога имеется во многих учреждениях, тесно или отдаленно связанных с воспитанием, обучением и адаптацией детей:

  • в детсадах и центрах дошкольного развития;
  • в школах;
  • в детских домах;
  • в санаториях и других подобных учреждениях.

История профессии

Появилась профессия дефектолога в начале 20 века, когда немало ученых плотно приступили к изучению причин различных отклонения у детей, их классификацией и установления максимально действенных методов индивидуального развития таких детей.

В СССР первым специальным центром, проводящим подобные исследования и готовящим соответствующих специалистов, стал московский НИИ дефектологии.

Обязанности дефектолога

В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, приведем здесь только основные:

  • проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми, имеющими особенности развития (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
  • планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
  • ведение первичной документации;
  • взаимодействие с родителями, их консультирование.

Требования к дефектологу

Как правило, работодатели предъявляют такие требования к дефектологу:

  • высшее педагогическое образование;
  • опыт работы с «особыми» детьми;
  • знание методик и программ коррекционного развития;
  • опыт проведения развивающих и коррекционных занятий.

Образец резюме дефектолога

Как стать дефектологом

Стать дефектологом без получения высшего педагогического образования, причем именно по специальности «дефектология», просто не получится, поэтому диплом необходим. Помимо академического образования, нужен ряд качеств, без которых невозможно работать с детьми — терпение, внимательность, уравновешенность и спокойный характер, любовь к детям.

Зарплата дефектолога

В целом зарплата дефектолога совсем невысока и колеблется от 15 до 65 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит от региона, учреждения и нагрузки. При этом средняя зарплата дефектолога в России составляет всего лишь около 25 тысяч рублей в месяц.

Сколько зарабатывают профессиональные дефектологи, занимающиеся частной практикой, понять проблематично, но в крупных городах это прибыльное дело.

Читайте так же:  Спор о фальсификации документов

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Логопедия» и выдаёт диплом и сертификат.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Педагог-дефектолог, логопед».

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Дефектология и логопедия».

Учитель-дефектолог

Воспитатель, учитель, гувернер, няня, тьютор

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя-дефектолога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя-дефектолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Основная деятельность учителя-дефектолога связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
  • комплектация группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
  • проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию), коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

К профессионально важным качествам учителя-дефектолога относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция.

Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.

Специалист в данной области должен хорошо знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической науки; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения.

Учитель-дефектолог должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
  • разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;
  • проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам.

Учителя-дефектологи востребованы в специальных школах и детских садах, реабилитационных центрах.

Учителя-дефектологи, как правило, работают индивидуально. Они руководят группой обучающихся либо консультируют разные классы. Бóльшую часть рабочего дня проводят в помещении. В основном учителя-дефектологи работают стоя.

В работе учителя-дефектологи используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальная форма не предусмотрена.

Поскольку учителя-дефектологи работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя-дефектолога связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для овладения профессией «Учитель-дефектолог» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Специальное дошкольное образование» либо «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Возможно получение высшего образования по специальностям, связанным с логопедией, олигофренопедагогикой, специальной дошкольной педагогикой и психологией, сурдопедагогикой.

Образовательные организации высшего образования:

Перспективы карьерного роста специалистов в области дефектологии связаны с повышением квалификации. Карьера учителя-дефектолога может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем образовательного учреждения.

Учитель-дефектолог требования к образованию

В настоящее время в нашей стране существенно активизирована деятельность по совершенствованию нормативно-правового сопровождения специального образования: Федеральные нормативно-правовые акты; учебно-методические пособия [8; 11; 17]; научные статьи [1; 3; 9; 10] по правовой подготовке будущих специальных педагогов. Продолжаются научные исследования, направленные на определение содержания обобщенных трудовых функций специалистов, осуществляющих помощь детям с нарушениями речи [12; 15]; слуха [16]; опорно-двигательного аппарата [13]; интеллекта [4-7]; задержкой психического развития [2]; семьям [14]. Работа над проектом «Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)», (далее – Профстандарт) начала осуществляться в 2015 году в соответствии с Госконтрактом № 0195100000315000059-0440942-01 по выполнению Распоряжения Правительства России от 31 марта 2014 г. № 487-р, МГГУ им. М.А. Шолохова, впоследствии МПГУ. Эксперты Минтрудсоцзащиты признали, что представленный проект Профстандарта соответствует Правилам разработки и утверждения профессиональных стандартов, Макету Профстандарта и Методическим рекомендациям по разработке Профстандарта; прошли в установленном порядке общественное обсуждение. Проект Профстандарта получил одобрение у Заказчика, Минобрнауки.

В Пояснительной записке к Профстандарту Разработчиком отмечаются недочеты в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678). Сохранившиеся до настоящего времени лишь два наименования «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед (логопед)» не охватывают всего спектра специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех категорий; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: «сурдопедагог», «олигофренопедагог», «тифлопедагог» были объединены под названием «учитель-дефектолог». Не представлены в Номенклатуре специалисты по работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития. В проекте Профстандарта Разработчиком предлагается переход от двухуровневого высшего образования (бакалавр-магистр) к одноуровневой подготовке специалистов с последующим повышением уровня квалификации по программам магистратуры при отсутствии бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». По мнению авторов проекта Профстандарта, требования к уровню квалификации для осуществления обобщенных трудовых функций и трудовых функций педагога-дефектолога соответствуют 7 квалификационному уровню (образовательные программы высшего образования – магистратура или специалитет) на основании Приказа Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профстандартов».

В ходе общественного обсуждения проекта Профстандарта с заинтересованными сторонами возникли разногласия, суть которых свелась к следующим требованиям: 1) необходимость исключения из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по адаптированным основным образовательным программам (АООП) и воспитании обучающихся с ОВЗ и сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ; 2) необходимость объединения трудовых функций сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога в единые трудовые действия; 3) недостаточность для достижения необходимого уровня квалификации педагога-дефектолога такого уровня образования, как: специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки (в зависимости от обобщенной трудовой функции) в области логопедии; сурдопедагогики; олигофренопедагогики; тифлопедагогики. Для выявления мнения по поводу поддержки основных положений проекта Профстандарта представителями профессионального сообщества в лице работодателей и практических работников (учителей-дефектологов) в ходе его профессионально-общественного обсуждения был разработан Опросник к проекту Профстандарта. В период с 7 февраля по 9 марта 2017 года был проведен опрос по проблемам разработки и апробации проекта Профстандарта. Принять участие в опросе было предложено 1 707 образовательным организациям, осуществляющим обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, путем рассылки по электронным адресам организаций информационного письма, содержащего Опросник к проекту Профстандарта, включающего 10 вопросов. Ответы в виде отсканированных писем поступили от 153 образовательных организаций 47 субъектов РФ. В опросе приняли участие 428 человек: руководители образовательных организаций (ректоры, директора, заведующие); специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, учителя начальных классов, педагоги-психологи). Письма содержали аргументы участников опроса по проекту Профстандарта с обоснованием позиций (таблица).

Читайте так же:  Гражданский кодекс студента

Результаты опроса по проекту Профстандарта

Ознакомились ли Вы с проектом Профстандарта, размещенным на сайте ФГБОУ ВО «МПГУ»?

Поддерживаете ли Вы дифференциацию должностей, представленную в проекте Профстандарта, а именно: учитель-логопед (логопед); учитель-дефектолог (сурдопедагог); учитель-дефектолог (олигофренопедагог); учитель-дефектолог (тифлопедагог)?

Считаете ли Вы возможным объединение трудовых функций вышеперечисленных специалистов в единые трудовые действия?

Считаете ли Вы необходимым сохранение профильной подготовки педагогов-дефектологов?

Считаете ли Вы возможным подготовку универсального педагога-дефектолога?

Считаете ли Вы возможным и необходимым возвращение к специалитету с присвоением соответствующей квалификации по специальностям (ОКСО): 050712 — Тифлопедагогика: Учитель-тифлопедагог; 050713 — Сурдопедагогика: Учитель-сурдопедагог; 050714 — Олигофренопедагогика: Учитель-олигофренопедагог; 050715 — Логопедия: Учитель-логопед; 050716 — Специальная психология: Специальный психолог; 050717 — Специальная дошкольная педагогика и психология: Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии?

Считаете ли Вы необходимым сохранение бакалавриата в подготовке педагогов-дефектологов?

Считаете ли Вы возможным исключение из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по АООП и воспитании обучающихся с ОВЗ?

Считаете ли Вы возможным сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ?

Считаете ли Вы возможным для достижения необходимого уровня квалификации педагога-дефектолога предъявление таких требований к образованию и обучению, как: специалитет или магистратура и дополнительное профессиональное образование по программам профпереподготовки (в зависимости от обобщенной трудовой функции) в области логопедии; сурдопедагогики; олигофренопедагогики; тифлопедагогики?

Ниже приводятся наиболее характерные аргументы ответов на вопросы, включенные в Опросник к проекту Профстандарта.

Ответы на вопрос 1: просим рассмотреть возможность оставить наименование должности «учитель-дефектолог», т.к. «педагог-дефектолог» отсутствует в «Списке должностей и учреждений для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п. 10 п. 1 Ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Ответы на вопрос 2: поддерживаем дифференциацию должностей, представленную в проекте Профстандарта; среди положительных характеристик современного дефектологического образования выделяется подготовка специалистов, ориентирующихся в смежных областях деятельности, дифференциация должностей необходима для конкретизации круга обязанностей специалистов; квалификации педагогов-дефектологов, необходимые для реализации образовательных технологий при работе со слепыми, слабовидящими, глухими, слабослышащими, позднооглохшими и умственно отсталыми обучающимися, различаются; однако необходимо учитывать новые направления оказания помощи детям с ОВЗ, например обучающимся с расстройствами аутистического спектра (РАС), тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ответы на вопрос 3: объединение трудовых функций возможно только при работе с детьми одной категории нарушений развития; объединение трудовых функций считаем невозможным в связи с различными функциональными особенностями и методическими подходами, т.к. каждый специалист проводит коррекционную работу в зависимости от структуры дефекта, в совершенстве владея своим направлением деятельности, что повышает эффективность его работы.

Ответы на вопрос 4: необходимо сохранить профильную подготовку педагогов-дефектологов, поскольку студенты получают глубокое и разностороннее образование; системообразующий критерий, реализующийся при их подготовке, предусматривает включение в единый комплекс научных и практических знаний; антропологический принцип предполагает отбор и обобщение представлений о человеке, его социализации в норме и при отклоняющемся развитии; методологические принципы специальной педагогики конкретизируют предметную область; профильная подготовка педагогов-дефектологов показала свою жизнеспособность.

Ответы на вопрос 5: подготовку универсального педагога-дефектолога считаем невозможной, так как специалист не может быть всеохватным, владеющим методами и приемами, необходимыми для всех категорий лиц с ОВЗ; профессионал сможет помочь, а дилетант нанесет непоправимый вред; в наиболее тяжелых случаях может помочь только квалифицированный узкий специалист; уровень профессиональной подготовки и профессиональной мотивации снижается, если расширять круг требований к профессиональным обязанностям; подготовка универсальных педагогов-дефектологов направлена на реализацию популярной идеи: сокращение расходов на образование.

Ответы на вопрос 6: возвращение к специалитету при подготовке дефектологов позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с различными нарушениями развития; педагоги-дефектологи должны владеть разными профессиональными компетенциями; сокращение, по сравнению со специалитетом, срока обучения и осуществленные качественно-количественные изменения учебного плана бакалавриата не позволяют будущему дефектологу быть полностью компетентным в своей области, частично поможет продолжение обучения в магистратуре, поступление в которую ограничено и предполагает активность в научной деятельности, к которой готовы далеко не все студенты в силу отсутствия склонности к исследованиям; эти противоречия позволяет снять специалитет.

Ответы на вопрос 7: не считаем необходимым сохранение бакалавриата в подготовке педагогов-дефектологов, т.к. учебный план по сравнению со специалитетом изменился не в лучшую сторону из-за четырехлетнего обучения, и соответственно, уровень классификации специалистов снижается; балакавриата недостаточно, специалитет обязателен, т.к. по учебному плану бакалавриата очень мало часов на теорию и практику по дисциплинам предметной подготовки; необходимо увеличение объема времени на освоение медицинских, педагогических и психологических наук; уровень бакалавриата возможен при подготовке воспитателей, тьюторов и для общего развития, как начальный уровень высшего образования; уровень квалификации бакалавров соответствуют 6 уровню, что не предполагает владения умениями и знаниями, требуемыми для осуществления трудовых действий и трудовых функций, предусмотренных Профстандартом; нет, т.к. основная часть образовательных программ бакалавриата – это сокращенные и иначе составленные программы специалитета по тифлопедагогике, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, логопедии, специальной психологии, что отражается в качестве подготовки выпускника за 4 года, а не за 5 лет; программа бакалавриата в неполной степени обеспечивает практическую подготовленность педагога-дефектолога к деятельности по образованию лиц с ОВЗ; от 24 до 30 зачетных единиц, выделенных на практику, составляя около 12% от общей трудоемкости ООП, явно недостаточно для формирования у выпускников профессиональной готовности деятельности в образовании обучающихся с ОВЗ.

Ответы на вопрос 8: не считаем возможным исключение из наименования вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога педагогической деятельности в обучении по АООП и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; поскольку педагогическая деятельность дефектолога не может быть разделена, полноценно обучать и воспитывать ребенка с OBЗ невозможно без коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Ответы на вопрос 9: считаем нецелесообразным сохранение в наименовании вида профессиональной деятельности педагога-дефектолога только одного вида деятельности: коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, так как обучение, воспитание, коррекция и социальная адаптация являются единым педагогическим процессом, реализующимся педагогом-дефектологом.

Вопрос 10: педагогу-дефектологу необходимо дополнительное профессиональное образование по программам профпереподготовки, специалитета, магистратуры (рисунок).

Результаты опроса по проекту Профстандарта (в процентах)

В заключение можно сделать вывод о том, что участниками опроса не была поддержана точка зрения оппонентов проекта Профстандарта и, напротив, обобщенные результаты опроса полностью подтверждают позиции Разработчика Профстандарта.