Приложение 1. Штатные нормативы фармацевтического и вспомогательного персонала аптек

к приказу Минздрава СССР

от 20 апреля 1981 г. N 420

Штатные нормативы
фармацевтического и вспомогательного персонала аптек

Приказом Минздрава СССР от 31 августа 1989 г. N 504 настоящие штатные нормативы объявлены рекомендательными

1. Провизорский персонал

1.1. Должности провизоров-технологов устанавливаются:

1.1.1. Для приема рецептов, отпуска и контроля качества лекарств из расчета 1 должность на:

— 22 тысячи рецептов для индивидуального изготовления лекарств;

— 100 тысяч рецептов на готовые лекарства.

В аптеке с количеством рецептов в год свыше 10 тысяч устанавливается не менее 0,5 должности провизора-технолога.

1.1.2. Для внутриаптечного приготовления лекарств по наиболее распространенным прописям, концентрированных растворов и полуфабрикатов, пополнения запасов медикаментов в отделах аптеки, отпуска медикаментов и других товаров лечебно-профилактическим и другим учреждениям:

— 1 должность в аптеке с количеством рецептов в год свыше 100 до 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 65 тыс. руб.;

— 2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 350 тысяч руб.;

— 2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 350 тысяч и годовым товарооборотом свыше 350 тысяч руб.

— 2 должности в аптеке с количеством рецептов в год свыше 450 тысяч и годовым товарооборотом свыше 500 тыс. руб. и дополнительно 1 должность на каждые 300 тысяч рецептов в год (сверх 450 тысяч) и 500 тыс. руб. товарооборота в год (сверх 500 тысяч).

1.1.3. Для контроля за работой фармацевтов по приготовлению лекарств из расчета 1 должность на 5 должностей фармацевтов, полагающихся аптеке в соответствии с п. 2.1.1.

1.1.4. Для проведения информационной работы 1 должность на каждую:

— городскую, областную, краевую, республиканскую больницу (многопрофильную) от 500 коек;

— самостоятельную городскую поликлинику от 800 врачебных посещений в смену.

1.1.5. Для обеспечения работы в две смены одной из аптек с количеством рецептов свыше 15 до 50 тысяч в год, расположенной в городе (поселке городского типа, рабочем поселке) или в сельском населенном пункте райцентра, где нет аптеки большей мощности и ее организация невозможна, — 1 должность.

1.1.6. Для обеспечения работы одной из аптек города (района) в ночное время — 1 должность.

1.2. Одна должность провизора-аналитика устанавливается на каждые 200 тысяч рецептов в год.

При расчете указанных должностей для центральной районной аптеки учитываются рецепты, поступившие в подчиненные аптеки, которым по настоящим штатным нормативам должности провизоров-аналитиков не полагаются.

1.3. Должности старших провизоров устанавливаются:

1.3.1. В центральной районной аптеке сельского района:

— 1 должность — при подчинении не менее 3 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 40 тыс. руб.;

— 2 должности — при подчинении не менее 7 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 200 тыс. руб.;

— 3 должности — при подчинении не менее 13 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 400 тыс. руб.;

— 4 должности — при подчинении более 19 аптек с годовым товарооборотом в них свыше 600 тыс. руб.;

1.3.2. В центральной районной аптеке городского района:

— 1 должность — при подчинении не менее 5 аптек;

— 2 должности — при подчинении не менее 11 аптек с годовым товарооборотом свыше 600 тыс. руб.;

— 3 должности — при подчинении более 17 аптек с годовым товарооборотом свыше 1,5 млн. руб.

1.4. Должность заведующего аптечным пунктом 1 категории (с правом изготовления лекарств) — провизора устанавливается вместо должности провизора при товарообороте пункта свыше 5 тыс. руб. в год.

1.5. Должности заместителей заведующих отделами провизоров устанавливаются вместо должностей провизоров в аптеках I — IV групп по оплате труда руководящих работников:

1.5.1. Рецептурно-производственным и запасов — 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 80 до 150 тыс. и товарооборотом свыше 70 до 100 тыс. руб. в год.

1.5.2. Рецептурно-производственным, запасов, готовых лекарственных форм — по 2 должности на каждый указанный отдел в аптеке с количеством рецептов свыше 350 тысяч и товарооборотом свыше 350 тыс. руб. в год.

2. Средний фармацевтический персонал

2.1. Должности фармацевтов устанавливаются:

2.1.1. Для приготовления лекарств из расчета 1 должность на 20 тысяч рецептов индивидуального изготовления.

В аптеке с количеством рецептов индивидуального изготовления свыше 7 тысяч в год устанавливается 1 должность.

2.1.2. Для написания копий рецептов из расчета 1 должность на 100 тысяч копий рецептов в год.

2.1.3. По отпуску лекарств без рецептов — из расчета 1 должность на 30 тысяч руб. товарооборота в год.

При расчете должностей фармацевтов для аптеки с товарооборотом по отпуску лекарств без рецептов менее 30 тыс. руб. в год, недостающая до 30 тыс. руб. сумма, восполняется за счет товарооборота по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

2.2. Должности младших фармацевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 30 тыс. руб. товарооборота в год по отпуску лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены, исключая его часть, используемую при расчете должностей фармацевтов в соответствии с п. 2.1.3.

2.3. Должности продавцов оптики устанавливаются с разрешения аптечного управления (межрайконторы) из расчета 1 должность на 20 тыс. руб. товарооборота по очковой оптике в год.

2.4. Должности заведующих отделами-фармацевтов устанавливаются в отделах аптек I — IV групп по оплате труда руководящих работников:

2.4.1. Отпуска лекарств без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены — 1 должность в аптеке с количеством рецептов свыше 75 тысяч и товарооборотом свыше 50 тыс. руб. в год.

При продаже указанных лекарств, лекарственных трав и предметов на сумму до 125 тыс. руб. в год эта должность вводится вместо одной должности фармацевта.

2.4.2. Оптики — 1 должность в аптеке с товарооборотом по очковой оптике свыше 60 тыс. руб. в год вместо одной должности продавца оптики.

2.5. Две должности заместителей заведующего отделом отпуска лекарств, без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены — фармацевтов устанавливаются вместо двух должностей фармацевтов или младших фармацевтов в аптеках I — IV групп по оплате труда руководящих работников, с количеством рецептов свыше 80 тысяч и товарооборотом свыше 70 тысяч руб.

3. Вспомогательный персонал

3.1. Должности фасовщиц устанавливаются из расчета 1 должность на:

— 100 тысяч рецептов в год;

— 20 тыс. руб. в год по оптовому отпуску лекарств и других товаров;

— 50 тыс. руб. в год по отпуску лекарств без рецептов, предметов ухода за больными, санитарии и гигиены.

3.2. Должности санитарок-мойщиц устанавливаются в аптеках с товарооборотом до 100 тыс. руб. в год в размере 40%, а товарооборотом свыше 100 тыс. руб. в год — 30% от числа должностей провизоров-технологов, фармацевтов и младших фармацевтов, полагающихся учреждению в соответствии с п.п. 1.1.1. — 1.1.3., 1.1.5., 2.1.1., 2.1.3. и 2.2., но не менее одной должности.

В аптеке, в которой в соответствии с пунктом 1.1.6. вводится должность провизора-технолога, дополнительно вводится 1 должность санитарки-мойщицы.

1. Работа справочного бюро обеспечивается фармацевтами, должности которых полагаются аптеке по настоящим штатным нормативам.

2. При объединении отделов расчет должностей их руководителей и заместителей производится по фактически вводимым в структуру аптеки отделам.

3. В штатное расписание могут вводиться 0,25, 0,5, 0,75 или целые должности.

Округление по одноименным должностям производится в следующем порядке:

— итоговые цифры менее 0,13 — отбрасываются, цифры 0,13 — 0,37 округляются до 0,25; цифры 0,38 — 0,62 — округляются до 0,5; цифры 0,63 — 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 — до одной единицы.

4. Установление должностей фармацевтического персонала сверх настоящих штатных нормативов и введение должностей, не предусмотренных действующей номенклатурой этих работников, не допускается.

В пределах численности и наименований должностей, полагающихся учреждению по настоящим штатным нормативам, могут вводиться должности работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации, но без увеличения числа должностей руководителей и их заместителей.

5. Настоящие штатные нормативы предназначены для расчета максимального числа должностей, полагающегося аптекам, содержащимся на хозрасчете. Методы и формы организации работы аптеки, конкретные наименования должностей фармацевтических и других работников, их количество по подразделениям определяются в зависимости от местных условий по усмотрению ее руководителя.

Читайте так же:  Страховые компании миасса осаго

Показатели (количество рецептов в год, товарооборот и т.п.), которые используются в нормативах для расчета численности персонала, не являются нормами нагрузки (обслуживания) работников. Последние устанавливаются руководителями аптеки по согласованию с месткомом.

6. Расчет штатов по настоящим нормативам производится в соответствии с плановыми показателями (с включением в них показателей по аптечным пунктам 1 категории) один раз в год. При уменьшении плановых показателей сокращение расчетного числа должностей производится в течение месяца. План товарооборота киосков, подчиненных аптеке, при расчете ее штатов не учитывается.

7. Численность занятых должностей фармацевтического персонала, имеющаяся по штатному расписанию на 1981 г. и превышающая численность по настоящим нормативам, может сохраняться по усмотрению аптечных управлений (межрайконтор). При этом сохранение всех или части провизорских должностей в случаях, когда численность должностей среднего фармацевтического персонала, которая полагается учреждению по настоящим нормативам превышает фактически занятые должности, должно производиться за счет этих должностей. По мере прекращения работы лиц, занимающих сохраняемые должности, последние из штатного расписания исключаются. При увеличении числа должностей в связи с увеличением плановых показателей число сохраняемых в штате аптеки должностей соответственно уменьшается.

Рецептурно-производственный отдел аптеки

Аптеки с рецептурно-производственным отделом могут приносить хороший доход, и дело не только в компенсации недополученной прибыли с отделов готовых форм. Изготовление лекарств на заказ – весьма популярная услуга, которую можно получить далеко не в каждой аптеке, поэтому наличие производственного отдела является важным преимуществом в конкурентной борьбе за покупателя.

Основные функции рецептурно-производственного отдела аптеки

  • прием индивидуальных рецептов от больных и требований на получение лекарств от лечебно-профилактических учреждений;
  • изготовление и оформление лекарств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебно-профилактических учреждений;
  • осуществление контроля качества изготовленных лекарств;
  • отпуск изготовленных по рецептам и требованиям лекарств, а также готовых лекарственных форм населению и лечебно-профилактическим учреждениям;
  • учет рецептуры и отпущенных ЛС.

Документы, регламентирующие работу рецептурно-производственного отдела

  1. Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах»
  2. Приказ Минздрава РФ от 16.07.1997 N 214 «О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)»
  3. Приказ Росздравнадзора от 09.10.2006 N 2284-Пр/06 (ред. от 17.04.2008) «Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором в процессе лицензирования фармацевтической деятельности»
  4. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности»)
  5. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об обращении лекарственных средств»
  6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2010 N 650 (ред. от 28.06.2012) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»
  7. Письмо Росздравнадзора от 15.07.2009 N 01И-396/09 «О Руководстве по надлежащей практике производства лекарственных средств»
  8. Письмо Росздравнадзора от 20.12.2010 N 04И-1319/10 «О безопасности лекарственных препаратов аптечного изготовления»
  9. Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309 (ред. от 24.04.2003) «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»
  10. Приказ Минздрава РФ от 4 марта 2003 г N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях «
  11. Письмo от 01.08.2006 г. N 01И-611/06 «О соблюдении установленных требований при изготовлении лекарственных средств»
  12. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»
  13. Приказ № 706н от 23 августа 2010 г. Об утверждении правил хранения лекарственных средств.

Требования к помещениям рецептурно-производственной аптеки

Изготовление лекарственных средств производится в ассистентской комнате, которая должна соответствовать принятым нормам:

— Поверхности стен и потолков должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты, наиболее часто используются водостойкие краски или кафельная плитка светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками или линолеумом с обязательной сваркой швов.

— Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и др., не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения.

— В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.п.

— Пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств, категорически запрещено.

— Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.

— Обязательным является наличие как общих, так и местных источников света, которыми являются лампы накаливания или люминесцентные лампы.

Оборудование в производственном помещении аптеки

Оснащение ассистентской комнаты производится в соответствии с действующими правилами и нормативами. Стандартный набор включает:

  • стол ассистента с бюреточной системой;
  • лабораторный стол химика-аналитика;
  • шкафы для хранения лекарств по группам и свойствам (список А, наркотические, психотропные и сильнодействующие средства, пахучие и пр.);
  • вертушки;
  • сушильный шкаф;
  • автоклав;
  • дистилляторы;
  • электроплитка;
  • штангласы;
  • пилюльная машинка;
  • весы;
  • аптечная посуда;
  • резак;
  • приспособление для закатки колпачков;
  • ступки, воронки, фильтры, весы, мерные цилиндры, аптечные пипетки, каплемеры и другое оборудование.

Требования к персоналу производственно-рецептурного отдела

Все сотрудники производственного отдела аптеки должны пройти соответствующую подготовку и получить удостоверение на право работы со специальным оборудованием. Фармацевты и провизоры-технологи должны содержать свое рабочее место, инвентарь и оборудование в надлежащем порядке. Их рабочий день начинается с проверки точности показателей измерительных приборов, состояния бюреточной системы, наличия необходимых лекарственных препаратов.

После изготовления лекарства производится повторная проверка рецепта и правильности используемых ингредиентов, после чего на рецепт наклеивается номер и ставится подпись. Вместе с изготовленным лекарством и рецептом фармацевт передает технологу контрольный талон. Персонал рецептурно-производственного отдела не уходит с работы без передачи смены.

Провизор-аналитик должен владеть всеми видами химического и физико-химического методов анализа, осуществлять контроль за соблюдением технологии приготовления и условий хранения лекарств и медицинских препаратов, сроками хранения концентратов и полуфабрикатов, проводить выборочно качественный анализ препаратов, вызывающих сомнение, проводить полный химический анализ изъятых проб медицинских препаратов, производить в установленном порядке изъятие образцов препаратов на переконтроль и выполнять еще массу функций. Вот почему следует особо внимательно относиться к подбору персонала для производственно-рецептурного отдела в аптеке.

Отделы аптек приказ

Федерации от 04.03.03 № 80

ПРАВИЛА ОТПУСКА (РЕАЛИЗАЦИИ) ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» разработан под руководством заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.В. Катлинского Управлением организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Министерства здравоохранения Российской Федерации (Н.И. Подгорбунских, Е.В. Толстова, Н.М. Николаева), Институтом фармацевтического менеджмента (Л.А. Павлова), Московской медицинской академией им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (В.Л. Багирова, П.А. Воробьев, Г.Т. Глембоцкая, И.И. Краснюк), Фармацевтическим управлением Администрации Нижегородской области (С.В. Кононова, Н.Н. Соколова).

Разработчики ОСТа выражают благодарность проректору Санкт-Петербургской фармацевтической академии Минздрава России, профессору Каревой Н.Н., членам «Общерегиональной Фармацевтической Лиги» Свердловской, Курской, Курганской, Челябинской, Калужской, Орловской, Костромской, Новосибирской, Рязанской, Воронежской областей, Краснодарского края, Ханты-Мансийского автономного округа и др. за помощь в подготовке стандарта.

1.1. Отраслевой стандарт 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее — ОСТ) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5154-1 «О стандартизации» (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №25, ст. 917; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст. 4; 15.07.2002, №28, ст. 2791; 29.07.2002, №30, ст. 3033), Федеральным законом от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.98, №26, ст. 3006; 10.01.2000, №2, ст.126; 07.01.2002, №1(1), ст. 2), Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года № 284 (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.05.2002, №18, ст. 1771).

1.2. Настоящий ОСТ является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.

Настоящий стандарт не распространяется:

Читайте так же:  Приказ мз рф от 12112012 901н

— на деятельность аптек лечебно-профилактических учреждений и межбольничных аптек;

— на деятельность по распространению образцов лекарственных препаратов представителями предприятий-производителей в рекламных целях;

-на деятельность по распространению государственных стандартных образцов лекарственных препаратов;

— на деятельность, связанную с оборотом крови и ее компонентов, используемых в трансфузиологии;

— на деятельность, связанную с продажей сырья животного происхождения и нефасованного лекарственного растительного сырья, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для изготовления лекарственных препаратов.

II. Общие положения

2.1. Аптечная организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданную в установленном порядке.

Приобретение, хранение и реализация наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в установленном порядке (далее — наркотические средства и психотропные вещества), должны осуществляться только при наличии лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.2. Порядок, условия предоставления и продления лицензии на фармацевтическую деятельность, условия отказа в предоставлении лицензии, приостановки действия или аннулирования лицензии установлены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами (далее — стандарты), правилами охраны труда и техники безопасности.

2.4. По характеру деятельности аптечные организации подразделяется на:

— изготавливающие лекарственные препараты по рецептам врачей, требованиям учреждений здравоохранения, стандартным прописям, с последующей их реализацией в пределах юридического лица по рецептам и без рецептов врача; осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и другие по требованиям или заявкам (аптека с производственным отделом, аптечный пункт с правом изготовления лекарственных препаратов);

— осуществляющие реализацию готовых лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, населению по рецептам или без рецептов врача и учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам (аптека готовых форм, аптечный пункт без права изготовления лекарственных препаратов, аптечный киоск, аптечный магазин).

2.5. Аптечные организации могут быть представлены аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, аптечными магазинами.

Аптечные организации могут осуществлять следующие функции:

— реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

— реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее — товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций);

— отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

-предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также об новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи;

-оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

( Примечание администрации: приказом МЗ РФ от 30.01.2004 № 31 внесены изменения, касающиеся аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных магазинов)

— осуществляет реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача (кроме наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

-предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также об новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи;

— осуществляет реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

-предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

— оказание первой медицинской помощи;

— осуществляет реализацию населению лекарственных препаратов без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

— предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

— оказание первой медицинской помощи.

2.6. Аптечная организация реализует лекарственные препараты, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке или изготовленные в аптечной организации по рецептам врачей или требованиям учреждений здравоохранения (аптеке, аптечном пункте).

2.7. Не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов.

2.8. Аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.

2.9. В аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:

— копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;

— книга отзывов и предложений,

— информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);

— информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;

— информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;

— информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);

— ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;

— информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием ФИО и должности);

— информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска);

— при наличии пункта проката, информация о перечне предметов, выдаваемых напрокат;

— копия или выписка из Федерального закона «О защите прав потребителей»;

— копия или выписка из «Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных в установленном порядке;

Читайте так же:  Инструкция по заполнению ндс с 2018 года

— перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный в установленном порядке.

2.10. В процессе своей деятельности специалисты аптечной организации обязаны соблюдать нормы фармацевтической деонтологии и этики.

ПРИКАЗ КОМИТЕТА ФАРМАЦИИ Г.МОСКВЫ ОТ 15.04.1997 n 46″ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ В АПТЕКАХ»(ВМЕСТЕ С «ПОЛОЖЕНИЕМ О СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕ АПТЕКИ», «СПИСКОМ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА, ИМЕЮЩИХ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТДЕЛЫ»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ФАРМАЦИИ
ПРИКАЗ
15 апреля 1997 г.
N 46
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ В АПТЕКАХ
В целях повышения уровня информационной поддержки гарантированного лекарственного обеспечения населения в аптечных предприятиях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Москвы и во исполнение распоряжения заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.08.96 г. N 1124 «О едином информационном пространстве в сфере лекарственного обеспечения населения на территории Москвы», а также для формирования Единой городской сети фармацевтической информации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации информационной работы в аптеках (приложение N 1).
1.2. Положение о справочно-информационном отделе аптеки (приложение N 2).
1.3. Список аптечных предприятий города, имеющих в своей структуре справочно-информационные отделы (приложение N 3).
2. Руководителям ГУОАП и указанных в приложении 3 аптечных предприятий в срок до 01.06.97 г. организовать справочно-информационные отделы и обеспечить их работу.
3. Центру информации в срок до 01.07.97 г. проверить организацию работы справочно-информационных отделов в аптечных предприятиях.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета фармации Е.М.Дранникову и директора Центра информации А.В.Лактионова.
Председатель
Комитета фармации
Е.А.ТЕЛЬНОВА

Приложение N 1
к приказу Комитета фармации
от 15.04.97 N 46
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ В АПТЕКАХ
1. Общие положения
1.1. Данное положение регламентирует информационную деятельность в аптечных предприятиях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Москвы.
1.2. Под информационной понимается любая деятельность, направленная на обеспечение населения, медицинских и фармацевтических работников оперативными сведениями о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения с использованием всех форм представления и средств передачи информации: устной, письменной, наглядной и электронной.
1.3. Основной задачей информационной работы аптечного предприятия является создание условий для гарантированного обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
1.4. Руководитель аптечного предприятия несет персональную ответственность за организацию информационной работы.
2. Функции
В соответствии со своей основной задачей по информационной работе аптечное предприятие выполняет следующие функции:
2.1. Обеспечение населения информацией о работе данного аптечного предприятия и всей системы лекарственного обеспечения в целом.
2.2. Обеспечение населения информацией о наличии лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеках города.
2.3. Информирование врачей лечебно-профилактических учреждений по вопросам лекарственного обеспечения населения.
2.4. Взаимодействие с Центром информации Комитета фармации по работе в единой городской сети фармацевтической информации.
3. Информирование населения о работе данного
аптечного предприятия и всей системы лекарственного
обеспечения в целом
Обеспечение населения информацией о работе данного аптечного предприятия и всей системы лекарственного обеспечения в целом осуществляется путем представления наглядной информации (наружного и внутреннего оформления аптеки).
3.1. Наружное оформление аптеки включает в себя:
— вывеску «Аптека»;
— зеленый крест;
— название и номер аптеки с указанием организационно-правовой формы;
— название вышестоящей организации;
— часы работы аптечного предприятия;
— ближайшие дежурные аптеки района с указанием адреса, телефона и проезда;
— ближайшие аптеки района с указанием их специализации и профиля, адреса, телефона и проезда;
3.2. Внутреннее оформление торгового зала должно включать в себя информационный стенд, где указываются следующие данные:
— название вышестоящей организации с указанием адреса и телефона;
— специализация и профиль ближайших аптек с указанием адреса и телефона;
— выписки из приказов, регламентирующие сроки хранения лекарственных форм, изготовленных в аптеках, сроки действия рецептов;
— указатели расположения отделов;
— цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
— фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках;
— фамилия, имя, отчество руководителя аптечного предприятия;
— о внеочередном обслуживании инвалидов Великой Отечественной Войны (ВОВ) и участников, приравненных к инвалидам ВОВ;
— в случае отсутствия препарата — обращаться к дежурному администратору;
— фамилия, имя и отчество дежурного администратора или заменяющего его лица;
— номера аптек и телефоны всех справочно-информационных отделов в аптеках города;
— телефон бесплатной городской справочной службы о наличии медикаментов в аптеках;
— текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
4. Информирование населения о наличии лекарственных
средств в аптеках города
Обеспечение населения информацией о наличии лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптеках города является неотъемлемой составляющей работы каждого сотрудника аптечного предприятия по лекарственному обеспечению населения.
4.1. Работник первого стола, в случае отсутствия запрашиваемого лекарственного препарата в аптеке, обязан ответить, где можно приобрести или направить обратившегося к дежурному администратору или в справочно-информационный отдел аптеки.
4.2. Дежурный администратор, при обращении в случае отсутствия запрашиваемого лекарственного препарата в аптеке, обязан воспользоваться данными Единой городской сети фармацевтической информации, для поиска запрашиваемого препарата в других аптеках по всему городу. Если препарат не найден, он обязан принять рецепт, выписанный на территории Москвы, на обеспечение. Рекомендуемая форма учета рецептов, принятых на обеспечение — журнал N 11 (приложение 1).
5. Информирование врачей
лечебно-профилактических учреждений
5.1. Информационное обслуживание медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) осуществляется руководителем аптечного предприятия или лицом, на которое возложены обязанности в соответствии с приказом. Работа с ЛПУ производится с использованием всех форм представления и передачи информации (устной, письменной, наглядной и электронной) не реже одного раза в неделю и включает в себя обеспечение сведениями:
— о наличии лекарственных препаратов в аптеке, о временно отсутствующих лекарственных препаратах, о лекарственных препаратах, которые не нарабатываются промышленностью, лекарственных препаратах не закупаемых по импорту и т.д.;
— о новых лекарственных препаратах с дальнейшим контролем за их движением и применением в лечебной практике специалистами различного профиля для перспективного использования. Рекомендуемая форма — журнал N 3 (приложение 2);
— о синонимах и аналогах временно отсутствующих препаратов;
— о приказах, инструкциях и распоряжениях, регламентирующих порядок организации лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений;
— о выявленных случаях нарушения установленных правил выписывания и оформления рецептов амбулаторным больным.
5.2. Еженедельное участие на конференциях и оперативных совещаниях врачей с передачей в ЛПУ письменной информации.
5.3. Информационную работу с прикрепленными лечебно-профилактическими учреждениями рекомендуется отражать в журнале N 10 (приложение 3).
6. Взаимодействие с Центром информации Комитета
фармации
В целях обеспечения своей информационной деятельности аптека обязана:
6.1. Войти в общегородскую систему информирования Комитета фармации.
6.2. Стать абонентом Единой сети фармацевтической информации Москвы (далее ЕСФИ). Выполнять требования Центра информации Комитета фармации по регулярности работы и обеспечению информационного обмена в ЕСФИ.
6.3. Регулярно получать из Центра информации официальную информацию Комитета фармации по нормативным и методическим материалам, регламентирующим фармацевтическую деятельность на территории Москвы.

Приложение N 2
к приказу Комитета фармации
от 15.04.97 N 46
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕ АПТЕКИ (СИО)
1. Общие положения
1.1. Данное положение регламентирует работу справочно-информационных отделов в аптечных предприятиях всех форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории Москвы.
1.2. Справочно-информационный отдел (далее Отдел) является территориальной структурной единицей общегородской системы информирования населения и специалистов о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, а также их наличия в розничной продаже в аптеках города.
2. Основные задачи
Основными задачами Отдела являются:
2.1. Принятие необходимых мер по гарантированному лекарственному обеспечению населения, включая:
— поиск необходимых медикаментов в аптечной сети города и/или принятие рецепта на обеспечение;
— обеспечение населения, медицинских и фармацевтических работников оперативными и достоверными данными о наличии лекарственных средств и изделий медицинского назначения, синонимах и аналогах временно отсутствующих препаратов в аптеках города.
2.2. Осуществление взаимодействия и координации информационной работы в закрепленных за Отделом ближайших аптеках по своевременному