Опыт работы и стаж — что важнее в Польше? Вы не поверите

Большинство трудовых мигрантов, отправляясь в Польшу, интересуются, на что именно им стоит делать упор в своем резюме: на стаж или же опыт своей работы.

Ведь часто эти понятия даже в рамках одной профессии вовсе не совпадают. Что же важнее для представителей тех или иных профессий, желающих хорошо в этой стране трудоустроиться? Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно, чтобы вы могли к подаче резюме подготовиться правильно.

Опыт работы — общее представление

Опыт работы в целом – это совокупность знаний и навыков, полученных вами в ходе работы в определенной профессии. Также нередко его упрощенно понимают как срок, проведенный на определенной должности, однако на самом деле данные понятия не тождественны.

Ведь человек может несколько лет проработать на одном месте и не мочь решить простейшие задачи, но в то же время он может формально никогда нигде не работать, но получить опыт фактический уникальный, нередко так бывает у фотографов и программистов.

Опыт работы можно, однако, дополнительно поделить на две большие категории:

  • полученный вами в определенной сфере;
  • полученный непосредственно во время работы в определенной компании или на государственной службе.

Сложно определить, какой из них окажется важнее в каждом конкретном случае. Для некоторых работодателей, к примеру, может отказаться интересным лишь навыки, связанные с определенными задачами или специальными программами, если на них идет упор в их отрасли.

Но бывает и наоборот — начальника волнует опыт, полученный сотрудником в целом. Так бывает, к примеру, при работе на крупных предприятиях либо же при старте нового проекта.

Опыт трудоустройства является важнейшим показателем при поиске нового места занятости, поскольку дает возможность понять, насколько сотрудник обучаем, как быстро он может обрабатывать необходимую ему информацию. Именно на основании его можно определить наиболее точно, будет человек полезен на выбранной должности или же нет.

Стаж работы — общее представление

Стаж работы – это общее количество времени, на протяжении которого человек числился на той или иной должности и выполнял порученные ему обязанности.

Помимо времени занятости на различных предприятиях, в трудовой стаж обычно вносят также срок обучения в вузе, службу в армии, время, потраченное на получение научного звания, срок, посвященный уходу за инвалидом, ребенком, время получения по нетрудоспособности социальных выплат, а также получения пособия в случае потери места работы или же срок, во время которого по ложным обвинениям лицо пребывает в местах лишения свободы.

Стаж работы учитывают обычно при:

  • начислении пенсии;
  • определении размера больничного;
  • аттестации отдельных категорий работников;
  • начисления иных социальных выплат.

Официальный трудовой стаж насчитывается на основании данных о трудоустройстве человека на определенном объекте по трудовому законодательству. Основная проблема для современных трудоустроенных лиц в том, что только на некоторых предприятиях они числятся в штате, а значит, время, проведенное ими там, им в стаж никак не может пойти.

Для того ж чтобы не потерять возможность указать уровень владения собственной профессией при устройстве на другую работу, в особенности, в Польшу, им приходится указывать в документах именно трудовой опыт. При выборе неофициальной работы они имеют на это полное право.

Что важнее для получения работы в Польше

Важность стажа или опыта для успешного трудоустройства в Польше зависеть будет всегда от того, на какое именно место вы претендуете. В идеале вы должны иметь возможность подтвердить и наличие хотя бы минимального опыта (от года), и стажа.

Работодатель, однако, в большинстве случаев при рассмотрении резюме для трудоустройства в Польше в первую очередь будет обращать внимание на опыт и полезные навыки, которые вы имеете именно для той должности, на которую претендуете.

Так уже на этапе составления резюме вам нужно будет рассказать о том, с какими именно задачами вы справлялись на своем рабочем месте, какие дополнительные преимущества имеете перед другими конкурентами и чем можете ценны быть для фирмы. А это все относится к категории опыта работы.

К слову, если речь идет о представителях таких специальностей как программисты, дизайнеры, фотографы, то у них официальный стаж может и отсутствовать как понятие. В таком случае опираться в трудоустройстве начальники поляки будут на предоставленное портфолио, а также рекомендации от прошлых заказчиков, касается это всех фрилансеров.

А вот трудовые мигранты, занятые в медицине, преподавании, бухгалтерии вынуждены будут свой трудовой стаж предъявить.

Ведь в таких профессиях часто от него зависит и аккредитация специалиста, наличие у него определенной аттестации. Для его подтверждения достаточно будет предоставить имеющуюся трудовую книжку или справку с места работы. Данное правило справедливо для представителей всех стран СНГ.

Напутствие трудящимся

Каким бы ни был ваш персональный послужной список, устраиваясь на работу в Польше, описывая стаж и персональный опыт, будьте очень внимательны. Ведь важно такую информацию правильно подать. Для этого стоит учесть такие правила:

  • В резюме для Польши в разделе «стаж» не может быть сокращений. Названия фирмы и должности указывайте полностью.
  • Не забывайте, что в польских резюме приветствуется четкость и краткость. Описывая свои достижения и стаж, не давайте развернутых описаний. Указывайте по пунктам, чем вы занимались, какие были ваши обязанности, как называлась должность. Не пишите лишнего.
  • Помните, что польские работодатели имеют обыкновение проверять информацию, поданную соискателями. Виду этого не пишите таких данных, которые бывший работодатель не подтвердит.
  • Обязательно делайте акцент не на общий стаж, а именно на конкретных результатах и достижениях. Именно они являются маркерами вашего персонального успеха.
  • Оперируйте цифрами. Укажите, к примеру, на сколько процентов вы повысили эффективность собственного отдела, или же сколько прибыли принес ваш лучший проект.
  • Указывая стаж и достижения, ориентируйтесь только на тот, который был получен вами или в конкретной сфере, или в смежных. Помните – в странах Европы люди, которые по полгода были заняты на различных по направлению работах, далеко не всегда высоко ценятся.
  • Не бойтесь, однако, указывать правдивую информацию о том, что в рамках одной профессии вы сменили уже несколько предприятий. Мнение о том, что человек, более 3-5 лет работавший на одной фирме без роста карьерного, ценен для западных работодателей – иллюзорно. Ведь на практике такие редко имеют широкий профессиональный уровень.

Подводя итог сказанному, отметим, что именно ваш стаж и полученные навыки – это та информация, которая является вашим основным преимуществом перед иными соискателями. Ваша же задача – грамотно ее преподнести. И тогда вам удастся доказать, что именно вы достойны лучшей должности на выбранной вами компании в Польше. » alt=»»>

Инвестиции в себя: Знания, которые помогут больше зарабатывать

Всякого рода курсов, тренингов и вебинаров сейчас великое множество. Есть даже курсы по правильной походке и выживанию в офисе! Их создатели, конечно же, утверждают, что в кризис эти знания обязательно помогут вам занять лучшее место под солнцем с большей зарплатой. Разбираемся вместе со специалистами, в какие новые навыки действительно стоит вкладывать деньги, чтобы получить преимущество перед конкурентами на рынке труда.

1. Даешь спецаттестат

Жизнь нынче меняется быстро, и для некоторых профессий получение дополнительного образования становится практически нормой — без некоего аттестата вы будете востребованы в разы меньше, а стало быть, вряд ли сможете рассчитывать на приличную зарплату.

Скажем, если вы рветесь в управленцы и хотите занимать руководящую должность, просто высшего образования будет недостаточно, желательно иметь диплом MBA (магистр делового администрирования). Спецы советуют тем, кто рассчитывает на карьерный рост, задумываться об обучении по такой программе с уровня начальника отдела — если вы, конечно, хотите работать в передовой компании (где и платят побольше). Как утверждает директор по развитию школы бизнеса «Мирбис» Наталья Краснова , зарплата сотрудников со степенью МВА в России выше в разы.

Не всегда на дополнительное образование надо тратить, как в случае с MBA, полтора-два года жизни и несколько сотен тысяч рублей. Иногда достаточно знания, например, некоей специфической компьютерной программы (и месячных дистанционных курсов), чтобы получить преимущество перед конкурентами.

Как узнать, чему надо учиться? Очень просто. В компании Superjob.ru советуют для начала изучить вакансии по интересующей вас профессии и должности. Чего из того, что хочет большинство работодателей, вам не хватает? Вот этому и стоит научиться. Далее стоит четко выделить именно те компании или организации, которым действительно остро нужны люди с вашими новоприобретенными навыками, — туда и отправляйте резюме.

2. Английский как родной

Конечно, какую-то работу можно найти, и зная исключительно родной русский. Но.

— Владение английским языком в среднем способно повысить доход на 15 — 20%. Например, среднемесячный доход менеджера по продажам в компании по производству оборудования составляет 70 — 100 тысяч рублей (приведены московские зарплаты. — Ред.), а менеджера по работе с иностранными заказчиками в этой же компании — 80 — 120 тысяч плюс командировки за границу, участие в международных выставках, высокий уровень переговоров, — говорит Наталья Сторожева, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

В других крупных городах цифры зарплат, конечно, будут отличаться, но разрыв между ними для «говорящих» и «неговорящих» — тот же.

Да и вообще откройте любой интернет-поисковик работы — там через раз требуется знание иностранного языка.

3. С компьютером и интернетом — на ты

Если с компьютерной грамотностью у вас не очень — срочно ее повышайте. Еще несколько лет назад работодатели готовы были терпеть специалистов, которые не понимают, что такое « гугл -документы». Теперь все — поезд ушел. Значительная часть делового общения переместилась в онлайн, и если вы не чувствуете себя там как дома, вы автоматически окажетесь в аутсайдерах.

— В ближайшем будущем почти для каждой профессии надо будет обладать хотя бы начальными знаниями в сфере IT, — обещают в Superjob. — Это справедливо для любой профессии. Ну а кто хочет быть трудоустроенным и получать высокую зарплату, уже сейчас пусть начинает учить один из языков программирования. Острая нехватка IT-специалистов дает преимущества кандидатам со знаниями в этой сфере.

4. Учитесь говорить

Да-да, причем грамотно и доходчиво.

— Пожалуй, всем соискателям — от администратора до топ-менеджера — будут полезны тренинги по развитию коммуникативных навыков. Все должны уметь устанавливать контакт, располагать к себе собеседника, красиво и убедительно доносить свои мысли, учиться нравиться людям, производить хорошее впечатление, — говорит Анна Сафронова , директор по персоналу одной из компаний. — Без этого вы — как книжка без обложки: даже если внутри сокровищница мудрости, нужно, чтобы захотелось в нее заглянуть!

НА ЗАМЕТКУ

Правильная презентация

Можно окончить сто курсов и выучить все языки мира, а денег от этого не прибавится. Надо уметь правильно преподнести себя. Поэтому одно из самых важнейших знаний для соискателя работы — как правильно составить резюме.

Формальное перечисление трудового стажа и навыков работы вряд ли поможет вам выделиться среди других.

— Составляя резюме, ответьте на вопросы: «Что я знаю лучше других?», «Что отличает меня от других моих коллег?», «Что мне доставляет самую большую радость и удовольствие в работе?», — рекомендует Анна Сафронова.

Поход на собеседование — те же самые переговоры. От того, насколько эффективно они пройдут, зависит и то, получите вы желаемое место или нет. Здесь очень важно иметь развитые навыки самопрезентации, уметь рассказывать о своих достижениях, правильно продать свой опыт. И правильно расставить акценты — на тех умениях, которые подходят под задачи, стоящие перед конкретной компанией.

— Рекрутер — это живой человек со своими особенностями. Изучите его манеру проведения интервью, особенности мимики и жестов, постарайтесь зеркалить эти манеры, учитывайте специфику вопросов и темп речи. Помните, что нужно говорить с другими так, как они хотели бы, чтобы говорили с ними, — рекомендует эксперт-консультант рынка труда Ирина Лялина.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Прежде всего — ставим цель!

Как правильно выбрать нужный вам тренинг, рекомендует психолог Ольга Юрковская

1. Разнообразные тренинги и вебинары стоят потраченного времени и средств только в том случае, если человек имеет перед собой определенную цель, которую с их помощью он планирует достичь. Часто люди не ставят перед собой конкретных задач, записываясь на разные курсы по самосовершенствованию — в итоге ничего и не получают.

Важно понимать, какие именно навыки и умения вы собираетесь получить – будь то ораторское искусство, бизнес-тренинги, разные обучающие курсы. Так же стоит заранее определить, где вы сможете использовать полученные навыки. Не стоит записываться на тренинги общего характера – чаще всего они дают информацию, которую можно получить самому, если немного поискать.

2. При выборе тренингов важно смотреть на личность тренера — способны ли вы восхититься тем, что он умеет и делает? Сможете ли вы ему довериться? Если нет, то обучение будет бесполезным — вы будете мысленно критиковать каждую его фразу и ничего нового из обучения не вынесете.

Почему профсоюзы в России не защищают работников

При том, что зарегистрировать ячейку у нас гораздо проще, чем в Америке

Рубль и нефть рванули вверх после решения ОПЕК

Участники нефтяного картеля снова договорились сократить добычу

Названы Топ-10 товаров, которые россияне чаще всего искали в 2018 году на Aliexpress

Xiaomi, наушники и часы возглавили рейтинг

Дневник сыровара: Как я собрался заработать на новом законе для самозанятых

С 1 января в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях начинается эксперимент по налогу для самозанятых. Подмосковный фермер Олег Сирота обнаружил, что новая система поможет ему существенно сэкономить в работе с шабашниками

Читайте так же:  Типовой договор по аренде комнаты

Знаете ли вы, как эффективно и безопасно управлять своими деньгами?

Пройдите тест по финансовой грамотности

Сбербанк запретил перевод денег по номеру телефона

Ограничения касаются только кредиток

ЦБ предложил разрешить временно не платить ипотеку в случаях форс-мажора

Люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, смогут получить разовую отсрочку по кредиту

«Сибирская угольная энергетическая компания» стала лидером корпоративной благотворительности России

Социальные программы АО «СУЭК» получили высокую оценку экспертов

Сбербанк разрешил кредитоваться до 70 лет

Но это касается только займов на потребительские цели

Продажи вещей через интернет

Интернет-технологии и социальные сети позволяют многим людям получать дополнительные доходы за счёт продажи ненужных вещей. Рассказываем, как при этом не войти в непредвиденные расходы

В глобальной экономике снова запахло жареным. В чем хранить деньги?

Что выбрать для сохранения капитала: валюту, золото, акции или облигации. Часть 3

Сборщик мандаринов в Абхазии: «Пять ящиков мандаринов в день собрал — оплатил ночлег и бутылку пива»

Корреспондент «КП» вместе с донецкими и луганскими гастарбайтерами завербовался в Абхазию на сбор мандаринов [видео]

Малый бизнес избавят от проверяльщиков еще на два года

Правительство подготовило поправки о продлении надзорных каникул

Катар выходит из ОПЕК. Ждать ли падения цены на нефть?

В понедельник котировки «черного золота», наоборот, резко выросли

Названы регионы с самыми высокими и низкими зарплатами

Каждый пятый россиянин получает меньше 15 тыс. руб. в месяц

Сбербанк снизил ставки по вкладам

Последуют ли его примеру другие кредитные организации?

ОСАГО для новичков подорожает

Центральный банк утвердил новые тарифы «автогражданки»

Пивные напитки опять назовут пивом

Россия примет новый техрегламент алкогольного рынка

Почем тефтели для депутатов: «Комсомолка» посчитала «индекс столовой» Госдумы

Мы посмотрели, на сколько вырос средний чек на обед для наших парламентариев за те два года, что они исполняют свои обязанности, и сравнили с официальными данными Росстата [инфографика, подкаст]

Кавминводы в 2019 году: наш ответ Баден-Бадену

«Комсомолка» узнала, что приготовил для отдыхающих популярный курортный регион

Онлайн-банк и бухгалтерия за 0 рублей в месяц

Как бесплатно получить банковский счет, онлайн-бухгалтерию и личного финансового помощника

Под Казанью прошли испытания уникального дрона

«Русский Халк» поднял в небо 100 килограмм груза

Минтруд проведет эксперимент по снижению бедности в четырех регионах

Нуждающимся семьям будут оказывать адресную помощь

Нужно ли покупать пенсионные баллы и как это правильно сделать

Отвечаем на вопросы об этой «сделке с государством»

Камамбер из России французы признали одним из лучших в мире

Еще двое отечественных сыроваров победили на международной выставке

Банк, доступный каждому

Как банки адаптируют свои офисы, сервисы и продукты к потребностям клиентов с инвалидностью [аудио]

Возрастная категория сайта 18+

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы

Обучать — значит вдвойне учиться.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей.

В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.

В научной литературе для интерпретации педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:

— “профессионально важные качества педагога”,
— “педагогические способности”,
— “педагогические умения”,
— “квалификация”,
— “мастерство”,
— “творчество”,
— “умелость”,
— “стиль педагогической деятельности”,
— “педагогические позиции”,
— “педагогическая культура” и др.

Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы. Опыт показывает, что на практике основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категорических оценок этим особенностям.

Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.

(“Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен”, “Толковый словарь русского языка”, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Изучив результаты исследований как отечественных так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л.Чепель и др.), я пришла к выводу что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:

  1. Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.
  2. Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная.
  3. Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.

Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

Проведя исследование среди педагогов нашей школы МОУ СОШ№5 мы получили следующий результат:

Предпочитаемые способы обучения и самообучения

Начинающие педагоги, молодые специалисты

— Готовы безоценочно воспринимать любую психолого-педагогическую информацию.

— Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях.

— Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы.

— Предпочитают индивидуальные консультации.

Предпочитают принимать участие в проведении “круглых столов”, дискуссий, диалогов, бесед.

Предпочитают опираться на свой собственный опыт.

Хочу отметить еще раз, что выделенные уровни профессионального мастерства достаточно условны, а границы между ними достаточно “прозрачны”.

Возникает необходимость оценки профессиональной деятельности учителя. Объективная оценка, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, — дело, что тут скрывать, сложное.

Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает “Квалификационная карта” учителя.

В каждом учебном учреждении существует своя форма “Квалификационной карты”.

В настоящее время в литературе встречается множество разнообразных методик оценки работы учителя (МОРУ). Приведу пример методики позволяющей не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.

Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ (автор Митина Л.М.):

  1. Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении.
  2. Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального и письменного).
  3. Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения.
  4. Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке.
  5. Демонстрация учителем соответствующих методов обучения.
  6. Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы.
  7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.

Для повышения объективности оценки работы учителей МОУ СОШ №5 мы с коллегами одновременно провели наблюдения по данной методике, сопоставили данные и получили следующий результат:

На экране представлены графики, кривые которых отражают уровни владения педагогическими компетентностями учителей МОУ СОШ №5 (данные за сентябрь 2004 г. — ноябрь 2005 г).

На графике красным цветом отображен минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями. По оси Х (абсцисс) отложены порядковые номера компетентностей, а по оси Y (ординат) – показатели процентной выраженности педагогических компетентностей в деятельности учителя.

Здесь же представлены графики, отражающие уровни профессиональной компетентности учителей с разным стажем работы.

Проанализировав полученные нами в результате проведенного исследования графики (30 человек), мы сделали следующие выводы:

  • начинающие педагоги и молодые специалисты (зеленая линия) имеют:
    наиболее низкие показатели — педагогические способности, связанные с общением учителя с учащимися и созданием рабочей атмосферы на уроке (I, IV, VI);
    самый высокий показатель – знание предмета (II).
  • педагоги с 10-летним-15-летним стажем работы (фиолетовая линия) показывают самые высокие показатели в использовании педагогических технологий (III, V).
  • педагоги со стажем более 20 лет (синяя линия): самые высокие результаты показывают в методике преподавания (V, VII), но значительно теряют во взаимоотношениях с учениками (IV).
  • профессиональное становление наиболее выражено у педагогов с 10-15 летним стажем работы.

Из семи выделенных способностей (компетентностей) у всех обследованных групп учителей наименее развита способность вести диалог с учениками (IV) и особенно создавать на уроке творческую атмосферу (VI).

Если отражать профессионализм по какой-либо шкале, то не так давно (лет 20 назад) была возрастная шкала, сейчас – это шкала разрядов.

— возрастной состав учителей Новый Уренгой:

Знания стаж жизнь

Высшее образование — это высшее профессиональное образование, и его цель — дать человеку практические навыки и теоретические знания, для решения задач связанных с его будущей профессиональной деятельностью.

Недаром, когда идет набор абитуриентов, все вузы кричат: «наши выпускники возглавляют банки, заводы и работают на самых престижных должностях», «мы вас научим тому-то и тому-то, да вообще, всему что только может понадобится».

И вот на пятом курсе подходит очередной выпускник к лектору и говорит:
— Профессор, я иду на красный диплом, но не могу найти работу.
— Задача университета — научить человека учится.
— ??

Интересно, если бы эту фразу кричали во время набора абитуриентов, количество желающих учиться осталось бы прежним?

Миф 2. Университет учит учиться.

Если, действительно, задача вуза «научить человека учиться», и вуз занимается ей пять(!) лет, почему же он так плохо справляется со своей главной задачей?

Давайте разберемся…
Кто в вузе выучил хотя бы две методологии самообучения? Никто?
Ну, а тайм-менеджмент — это такая очень полезная штука, для работы, учебы, да и всей вашей жизни.
Скорочтение? Mind map? Техники запоминания информации? Не, не слышал.

Интернет, последнее достижение человечества, способен поднять вашу эффективность в 2-5 раз. Назовите любые 10 способов. Нет, Однокласники и Вконтакте не считаются.
А как насчет умения пользоваться поисковыми системами? Между прочим, очень важный навык, для самообразования. Вы умеете ими пользоваться, точно? Назовите 5 общих поисковых систем и 5 узкоспециализированных по вашей профессии. Их более 2000, если что.

Составление резюме? Уж точно пригодится каждому человеку. И этому в вузе не учили? Ах, да, вуз же не готовит профессионалов. Такое ощущение, что список предметов выбирается по принципу: если это может помочь профессиональной деятельности — исключить!

Миф 3. Задача университета готовить ученых. Если вы хотите учиться профессии — идите в ПТУ.

«Все профессии нужны, все профессии важны».
Миру нужны профессионалы. Но степени знаний и ответственности у разных профессий разные. Есть профессии, которые требуют 3-4 года обучения, а есть такие, на которые нужно учиться 5 или даже 8 лет.

К примеру: хирург, делающий операции на сердце vs терапевт vs медсестра. Практикующий адвокат vs помощник юриста vs секретарь в приемной. Для медсестры достаточно трех лет среднего профессионального образования, а вот хирурга, как и адвоката, придется пять лет учить в вузе.
Задача вуза — делать из абитуриента высококлассного профессионала.

Миф 4. Университет должен учить всему. Само его название говорит об этом.

Университет (от лат. universitas — совокупность, общность) — многопрофильное учебное заведение, занимается подготовкой специалистов во многих областях.
Т.е. университет не готовит специалиста в 10 областях, а имеет 10 разных факультетов, на каждом из которых готовит специалиста одного узкого направления.

Миф 5. Успешные люди, по большей части, закончили престижные вузы.

Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и закончили различные вузы. Хотя их успех — это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски.

Миф 6. Люди идут в университет, чтобы получать знания

Зачем люди вообще идут учиться в вуз?
Мне очень нравится краткий ответ моего заокеанского друга: «Ради хорошей работы: чтобы оплачивать ипотеку и покупать еду».
По эту сторону океана многие тоже соглашаются с таким утверждением.

Миф 7. Все знания полезны: поучись в вузе — хуже не будет.

Это если вы выбираете между «проучился шесть лет в вузе» и «провел шесть лет в коме». Шесть лет – это ведь очень большая цена.
Если кто-то предложит вам iPad за вашу почку, вы же не согласитесь? Так почему вы соглашаетесь на «всякие знания о разном» за шесть лет вашей жизни?!
Шесть лет — это чудовищная цена. Вы молоды, активны, амбициозны. Готовы познавать мир и показать ему на что способны.

Читайте так же:  Какой минимальный стаж для получения пенсии

За 6 лет можно из школьника, увлекающегося программированием, превратится в высококлассного профессионала. Поработать за рубежом, посмотреть мир, открыть свое дело. Знаю людей, которые начали делать сайты в 17, а в 24 у них уже своя фирма, дом и машина.
Не лгите себе: вуз — это такое тихое местечко, где можно тянуть лямку и убеждать себя, что ты растешь над собой, не выходя из зоны комфорта.

Миф 8. Я бы не променял свое студенческое время ни на что.

А на стажировку в Apple?
Некоторые лекции гораздо скучнее любой работы. А чтобы общаться со сверстниками и решать интересные задачи, не обязательно пять лет ездить в «специальное место».
Работа в настоящей компании, люди у которых можно учиться, и рядом, такие же, как вы, вчерашние школьники с горящими глазами. Кто бы отказался постажироваться пять лет в крупной международной компании, вместо учебы в вузе?

Миф 9. Средний уровень интеллекта у тех, кто не учился в вузе ниже, чем у выпускников.

Корреляция между интеллектом и высшим образованием есть, несомненно. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос. Думается мне, что не вуз причина большого ума, а наоборот: чем умнее человек, тем больше шансов, что он поступит в вуз «потому что может, и все так делают» (с).

Миф 10. Преимущество университета в том, что он развивает мозги.

Хорошая интересная работа развивает мозги не хуже. Любые интеллектуальные усилия делают это. Умный человек всегда найдет, чему поучится у жизни. Тут, скорее, играет роль желание учиться, а не место учебы.

Работаете уже пять лет и все знаете? Есть википедия, профессиональные форумы, умные книжки и читалки. Самообразование — это интересно и не сложно.

Знания стаж жизнь

Вот в очередной раз по телевизору кто-то вещает о том, что стране не хватает инженеров. Что в стране слишком много «ненужных» специалистов и так мало нужных. О том, что России в срочном порядке нужны инженеры, а их нет.
И меня вот мучает вопрос. А действительно ли стране нужны инженеры? Или все эти возгласы просто «для галочки»?
Вот говорю исключительно от себя. Я инженер. Я закончил кафедру «Мехатроника, автоматизация и управление», по специальности «компьютерное управление мехатронными системами». Закончил обучение я уже давно.
И в первый же год устроился работать. Да, в трудовой книжке у меня есть слово «инженер» в названии профессии, но от моей специальности — довольно далеко. Сразу после окончания университета я пытался устроится на местные заводы, а их у нас не мало. И в каждом из мест, куда я приходил, я всегда слышал один ответ: «Да кому же ты нужен без опыта работы-то?».
Справедливо, да. Только вот где взять этот опыт работы, особенно в такой узкой сфере — никто не говорил. Не хотели брать и практикантом, и на пол ставки, и даже совсем без зарплаты не брали. Всегда один ответ.
В итоге я устроился в отдел автоматизации одной крупой фирмы. И работаю на этом месте по сей день. И накопился уже более-менее приличный стаж.
Так вот, после очередного «крика души» нашего правительства о нехватке инженеров решил поискать вакансии в нашем городе. Разместил резюме на известном сайте. Анкета выглядит уже более внушительно чем раньше. И вот начали звонить как раз те заводы, которые несколько лет назад выгоняли меня с порога. И все сразу такие добродушные, учтивые и вежливые.
И всегда поют почти одну и ту же песню: «Ой, у Вас такая специальность, у Вас знание двух языков, у Вас опыт работы, Вы нам очень нужны! Приходите скорее!».
А когда спрашиваешь о зарплате — сразу заминка, расплывчатые формулировки и прочий бред. В общем везде зарплату предлагают в районе 18 тысяч в месяц. А зачем? Кому нужна такая зарплата на работе с такой ответственностью? На своем рабочем месте я получаю почти в пять раз больше и скоро уже светит повышение. Так зачем мне менять место работы? Зачем уходить из частного бизнеса в гос. фирму?
Когда я пытался устроится в гос. фирмы — меня выгоняли везде, презрительно смотрели и говорили разное, вплоть до фраз вроде: «Нахрена ты закончил эту кафедру, лучше бы на юриста пошел.».
А как только появился стаж, опыт и знания — так сразу всем и везде нужен. Только вот зачем мне, как работнику, продавать свой труд дешевле, чем он действительно стоит?
В компанию, в которой я работаю, меня сначала взяли на испытательный срок, зарплата была небольшой а работа сложной. Но когда увидели, что я умею и могу работать — сразу вырос и оклад, и качество работы.
И многие люди с которыми я учился так и не устроились по специальности. У кого-то получилось с бизнесом, кто-то занялся другим делом. По специальности работают единицы. Еще меньше работает по специальности на государство.
Недавно встретил человека, с которым учился. И он сказал мне такую фразу: «%username%, ну нахрена мне идти инженером за 18к, когда я собирая окна зарабатываю в разы больше?».

Вот собственно и вопрос меня мучает. А действительно ли стране нужны инженеры? Зачем молодому спецу идти работать за копейки, когда на любой другой работе он может зарабатывать на порядок больше? Зачем отделы кадров выгоняют молодых спецов прямо с порога? Для чего вопить о том, что стране нужны инженеры, когда этому самому инженеру пристроиться негде?
Почему нельзя создать хорошие условия для развития молодых спецов? Брать их хотя бы на обучение. Почему нельзя поставить хорошие зарплаты? Денег хватает, судя по машинам всех начальников. Почему нельзя наладить нормально трудоустройство по окончанию обучения? Если во всем этом нет необходимости, зачем тогда кричать о том, что стране нужны инженеры?

Может я и не прав, может в других инженерных отраслях дело обстоит по другому, но так дела сложились именно в моей сфере. Допускаю, что где-то все иначе. Пишите в комментах свои истории трудоустройства, особенно если вы инженеры :3.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

190 комментариев

Как инженер инженеру тебе сообщу — государству нужны:
— медики
— учителя
полиционеры полицейские
— пожарные
— мчсники
— военные
— немножко «ученые»

Все это вытекает элементарно из програм субсидирования. (кому дает скидки, квартиры, кому разгоняют зарплаты и так далее)
Я, вот, инженер-конструктор в сфере промышленного и гражданского строительства. Знаете, как это, проектировать жилье для, цитирую «молодых специалистов», которое будет им сдаваться за 3к в месяц (в третьем по величине городе РФ), с правом выкупа в дальнейшем (по копеечным ценам), когда ты сам, 3 года назад выпустился из ВУЗа, ты точно такой же молодой специалист, только ты никому в этой стране не нужен.
А проблема всех молодых спецов одна — как же заработать на квартиру не воруя?

Знания стаж жизнь

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 29

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2003 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

В целях реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3), Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702), Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 919 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 40) Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство образования Российской Федерации постановляют:

Утвердить прилагаемый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

Министр образования
Российской Федерации
В.М.ФИЛИППОВ

Приложение
к Постановлению Минтруда России
и Минобразования России
от 13 января 2003 г. N 1/29

ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Общие положения

1.1. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок) разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.

1.2. Порядок обязателен для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем.

1.3. На основе Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

1.4. Порядок не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных органами государственного надзора и контроля.

Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемыми в соответствии с Порядком, могут проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

1.5. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

1.6. Работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, а также работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля, педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины «охрана труда», имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

1.7. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. Порядок обучения по охране труда

2.1. Проведение инструктажа по охране труда

2.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

2.1.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

2.1.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях — в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

2.1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Читайте так же:  Договор на международную перевозку грузов автомобильным транспортом

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

2.1.5. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:

при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);

по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

2.1.8. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

2.2. Обучение работников рабочих профессий

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

2.2.3. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

2.2.4. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

2.3. Обучение руководителей и специалистов

2.3.1. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

2.3.2. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций — в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда — в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

2.3.3. Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

2.3.4. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

2.3.5. В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

2.3.6. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

III. Проверка знаний требований охраны труда

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

3.2. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

3.3. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

3.4. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

3.5. Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

3.6. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку.

3.7. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку.

3.8. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

3.9. Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.

IV. Заключительные положения

4.1. На территории субъекта Российской Федерации организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

4.2. Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций, осуществляется органами федеральной инспекции труда.

Приложение N 1
к Порядку обучения по охране
труда и проверки знаний
требований охраны труда
работников организаций,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
и Минобразования России
от 13 января 2003 г. N 1/29

Приложение N 2
к Порядку обучения по охране
труда и проверки знаний
требований охраны труда
работников организаций,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
и Минобразования России
от 13 января 2003 г. N 1/29

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.