Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Совершенствование механизмов проведения оценки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТатьяна Ярыгина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Совершенствование механизмов проведения оценки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и.» — Транскрипт:

1 Совершенствование механизмов проведения оценки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и обеспечения соблюдения прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги Ноябрь

2 2 Основание выполнения работ Федеральная целевая программа развития образования на годы Задача 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» Мероприятие 9 «Создание единой информационной системы сферы образования» Подмероприятие 9.1 «Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам» Проект «Совершенствование механизмов проведения оценки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и обеспечения соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги» Государственный контракт от г.

3 Цели и задачи проекта 3 Целью проекта является совершенствование механизмов проведения мониторинга деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и обеспечения соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги. Задачами проекта являются: 1. Совершенствование разработанной информационной системы учета сведений о результатах контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и сведений о результатах контроля за полнотой, своевременностью назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (информационной системы «Мониторинг органов опеки и попечительства») в части: показателей деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; сбора данных, их агрегации и анализа; 2. Апробация усовершенствованной системы показателей и механизмов сбора данных, их агрегации и анализа в модернизированной информационной системе «Мониторинг органов опеки и попечительства» (сбор, систематизация и обработка информации по оценке деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан).

4 Результаты выполнения работ Подэтап 1.1. Совершенствование системы показателей деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в части исполнения законодательства Российской Федерации для целей контроля и обеспечения соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги Аналитический обзор имеющихся данных о деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Доработанная система показателей деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: 53 количественных показателя и 35 качественных показателей Подэтап 1.2. Разработка технического задания на развитие системы «Мониторинг органов опеки и попечительства» с целью усовершенствования технологии сбора показателей деятельности и агрегации информации органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Отчет «Анализ существующих информационно-технологических средств сбора и обработки информации, задействованных на различных этапах исполнения государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства»; Предложения по совершенствованию технологии сбора и агрегации информации о деятельности органов опеки и попечительства; Методика сбора и консолидации информации средствами информационно-коммуникационных технологий; Техническое задание на развитие информационной системы «Мониторинг органов опеки и попечительства»

5 5 Результаты выполнения работ Подэтап 1.3. Проведение работ по усовершенствованию информационной системы «Мониторинг органов опеки и попечительства» в соответствии с разработанным техническим заданием Модернизированная Информационная система «Мониторинг органов опеки и попечительства»; Доработанная документация ИС МОП, включающая в себя: Руководство пользователя; Руководство администратора; Программа и методика испытаний; Описание хода и результатов предварительных испытаний на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; Отчет об устранении неисправностей и внесение изменений в документацию на информационную систему «Мониторинг органов опеки и попечительства», в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом предварительных испытаний;

6 6 Результаты выполнения работ Подэтап 1.4. Проведение опытной эксплуатации усовершенствованной информационной системы «Мониторинг органов опеки и попечительства» Отчет о результатах работ по консультационной, технической и методической поддержке сотрудников органов опеки и попечительства; Собраны и обработаны данные органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан 83 х субъектов Российской Федерации. Отчет о результатах опытной эксплуатации разработанных технологических решений по сбору и систематизации данных о деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, выявленных замечаниях и необходимых доработках; Анализ результатов опытной эксплуатации информационной системы с предложениями о доработке программного обеспечения и дополнительной наладке технических средств; Доработанные по результатам опытной эксплуатации подсистемы; Доработанная рабочая документация.

7 7 Результаты выполнения работ Подэтап 1.5. Разработка предложений к совершенствованию направлений деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Отчет о проведении экспертной оценки аналитических материалов (5 экспертных заключений); Предложения по совершенствованию направлений деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая: 1. Ежегодный мониторинг деятельности муниципальных органов опеки и попечительства или территориальных подразделений органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации; 2. Возложение персональной ответственности на руководителей районных ведомств и учреждений за выявленные нарушения; 3. Анализ каждого случая нарушения срока устройства детей в семью 4. Правовое просвещение руководителей органов опеки и попечительства, образовательных, медицинских организаций и учреждений социальной защиты населения; 5. Повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства, образовательных, медицинских организаций и учреждений социальной защиты населения; 6. Создание единого межведомственного информационно-правового пространства для учета семей, находящихся в социально опасном положении, и организация работы с ними; 7. Организация реабилитации, социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, находящихся в социально опасном положении. 8. Профилактика правонарушений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 9. Профилактика правонарушений, совершаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; 10. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности несовершеннолетних и пр. Аналитическая записка о результатах проведения оценки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан для целей контроля и обеспечения соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги.

8 8 Результаты выполнения работ обеспечить открытость информации о деятельности органов опеки и попечительства, направленной на обеспечение соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доступные и качественные образовательные услуги; обеспечить контролирующий орган регулярной и объективной информацией, основанной на систематическом учете и анализе результатов деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (в том числе территориальных подразделений органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации и муниципальных районов и округов, наделенных государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства); обеспечить открытость информации о состоянии и развитии деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. В результате работ по проекту была доработана и апробирована система «Мониторинг органов опеки и попечительства» в части подсистем «Сбор данных» и «Интеграция», что позволит в дальнейшем:

Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов опеки и попечительства

Описание образовательной программы

В современных условия возникает необходимость переориентировать работу органов опеки и попечительства, социальных служб на оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении.
При этом основным инструментом работы с такой семьей должны стать социальная и психолого- педагогическая реабилитация семьи, а не применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям.

В связи с чем возникает необходимость в квалифицированных специалистах, способных организовать работу, направленную на сохранение семей, на профилактику и преодоление социального сиротства, жизнеустройство детей-сирот.

В результате обучения слушатели будут:

Знать:

  • нормативно правовые документы, касающиеся вопросов защиты прав и законных интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы семейного и государственного жизнеустройства детей-сирот;
  • задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, полномочия и функции организаций: управления образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства;
  • механизмы, факторы риска и закономерности формирования девиантного поведения детей – сирот как целостного явления, а также знать его частные формы – агрессивное, делинквентное, суицидальное и зависимое поведение;
  • психологические и педагогические основы профессионального самоопределения ребенка-сироты, его профессиональной направленности; стратегии, формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка-сироты на разных возрастных этапах его развития.
Читайте так же:  Способ не заключать договор

Уметь:

  • определять механизмы возникновения семейного неблагополучия в практической работе;
  • подбирать и индивидуально применять методики диагностики семейного неблагополучия;
  • самостоятельно планировать коррекционно-развивающую работу, выбирать эффективные коррекционно-развивающие методы и формы работы с детьми-сиротами, разрабатывать и проводить коррекционно-развивающие занятия, ситуативно и целенаправленно применять коррекционно-развивающие приемы;
  • самостоятельно составлять и реализовывать план профориентационной работы с детьми-сиротами; диагностировать их профессиональную направленность, интересы, склонности, способности; консультировать по проблемам профессионального самоопределения; реализовывать групповые формы профориентационной работы.

Владеть:

  • навыками диагностического обследования семьи, в том числе владеть методами диагностики детско-родительских и супружеских отношений;
  • методами диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения детей – сирот;
  • навыками профилактической саморегуляции с целью профилактики профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.

Актуализация знаний и совершенствование профессиональных компетенций работников органов опеки и попечительства.

Целевая аудитория

  • муниципальные служащие;
  • технические исполнители;
  • работники муниципальных учреждений

1. Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации

2. Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

3. Контроль (надзор) за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, осуществляющих опеку несовершеннолетних.

4. Синдром «профессионального выгорания» специалистов помогающих профессий. Разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в работе органов опеки и попечительства

Проблемы, перспективы и совершенствование законодательства об опеке и попечительстве

Существующие проблемы деятельности органов опеки и попечительства

Еще в 2008 году в своем письме Министерство образования РФ указывало, что результатом вмешательства органов опеки в семейную жизнь в связи с проблемами в семье «в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи». Это замечание остается верным и сегодня.

Проанализированы нормы международного и российского права, связанные с вмешательством в семью и разлучением ребенка с родителями. Целый ряд общепризнанных норм международного права, направленных на защиту семьи и детей, соответствующих российским конституционным принципам, регулярно нарушается в деятельности органов опеки и попечительства.

В частности, нормы международного права не допускают произвольного вмешательства в семейную жизнь, изъятия ребенка в связи с бедностью семьи или иными проблемами, которые могут быть решены с помощью адресной социальной помощи. В случае изъятия ребенка в связи с угрозой его жизни или здоровью существование такой угрозы должно быть надежно доказано, причем акты и свидетельства сотрудников службы, изымающей ребенка, не могут быть единственным доказательством.

Необоснованные действия органов опеки в отношении семей нередко связаны с коррупциогенностью ряда действующих норм российского законодательства, допускающих слишком широкое толкование на практике. Авторы указывают, что необходимо изменение этих норм в сторону благоприятную для семьи.

До внесения таких изменений органы опеки и попечительства должны применять закон, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, защищающими семью, а также рядом основополагающих принципов российского законодательства. Среди них конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей, принцип автономии семьи и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Распространенной проблемой являются нарушения прав родителей и детей, выход органов опеки и попечительства за пределы своих законных полномочий. При этом от произвола и необоснованных вмешательств больше всего страдают малоимущие и социально незащищенные, а также многодетные семьи. Предлагаются рекомендации, направленные на изменение сложившейся негативной ситуации.

Приходится, в частности, признать, что до сих пор сохранилась актуальность следующего критического замечания Министерства образования и науки РФ от 2008 года в отношении деятельности этих органов в сфере профилактики социального сиротства:

«Анализ ситуации в области защиты прав детей свидетельствует о том, что сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб во многих случаях ориентирована не на оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую критической точки, требующую, в частности, немедленного отобрания ребенка у родителей. При этом основным инструментом работы с такой семьей обычно является не социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, а применение органами опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по содержанию и воспитанию детей, предусмотренных семейным, уголовным законодательством, законодательством об административных правонарушениях.

Результатом подобных действий в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи».

Во многих случаях проблемы в семейной жизни россиян связаны с системными следствиями бедности семьи. В значительном числе случаев изъятие ребенка из семьи по инициативе органов опеки и попечительства происходит в ситуациях, когда, в действительности, требуется адресная социальная помощь семье, прежде всего материальная. Это противоречит не только основным принципам российского семейного законодательства (необходимости защиты и укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, приоритета семейного воспитания детей — ст. 1Семейного кодекса РФ), но и действующим в России нормам международного права. Так, установившееся обязывающее толкование Европейским Судом по правам человека норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод указывает на целый ряд принципов, которые обязаны соблюдать в соответствующих случаях государства-участники Конвенции, в том числе и Россия.

В числе этих принципов особое значение имеют следующие:

  • * постоянное разлучение ребенка и родителей может быть оправдано лишь исключительными обстоятельствами;
  • * государство, принимая решение о разлучении родителей и ребенка, обязано тщательно взвесить последствия этого шага и для ребенка, и для родителей;
  • * при ссылке на опасность как причину изъятия ребенка, эта опасность должна быть надежно доказана, причем при этом суд не вправе полагаться только на мнение органа опеки;
  • * тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его или ее воспитания среду, сам по себе не оправдывает такую меру, как принудительное отнятие ребенка;
  • * не может эта мера быть оправдана и простой ссылкой на рискованное положение родителей, при котором могут помочь менее радикальные меры, чем разделение семьи (такие, как адресная социальная помощь);
  • * принимая решение о разделении семьи органы опеки и суд должны основываться на серьезной доказательной базе, на всех стадиях процедуры родители должны иметь возможность принимать в ней участие и защищать свои интересы, должно быть, по возможности, учтено мнение самих детей;
  • * помещение детей в приют может рассматриваться только как временная мера и она может быть оправдана только если прежде были рассмотрены возможные альтернативы;
  • * государство (в т.ч. органы опеки) обязано предпринимать серьезные и длительные усилия, направленные на воссоединение детей с родителями.

К сожалению, действующее российское законодательство в вопросах, касающихся вмешательства государства в жизнь семьи, во многих отношениях несовершенно. Ряд норм семейного законодательства предусматривает слишком большие возможности государственных органов по вмешательству в жизнь семьи.

Перечислим основные проблемы действующего законодательства в этой сфере:

  • 1) Ст. 56 и ст. 122 Семейного кодекса РФ обязывает всех, кому стало известно о нарушении прав ребенка в семье, сообщать об этом в органы опеки и попечительства. В сочетании с широкой пропагандой, призывающей сообщать в «соответствующие органы» о таких «нарушениях», как«несоблюдение родителями советов психолога» эта норма ведет к серьезным злоупотреблениям, нарушению права на неприкосновенность частной и семейной жизни.
  • 2) Ст. 64 ч. 2 Семейного кодекса предусматривает право органов опеки без суда лишить родителей право представлять интересы детей, если орган опеки установит, «что между интересами родителей и детей имеются противоречия». Это создает законную базу для фактического ограничения родительских прав без суда при формальном сохранении проживания ребенка в семье.
  • 3) Ст. 68 ч. 2 Семейного кодекса устанавливает, что, если ребенка незаконно удерживает у себя другое лицо против воли родителей (речь может идти, например, о приюте, куда увезли незаконно отнятого ребенка представители органа опеки), суд может отказаться вернуть ребенка родителям, «если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка».
  • 4) Ст. ст. 70 и 73 Семейного кодекса, устанавливающие порядок ограничения и лишения родительских прав, дают право выступать с иском к родителям об ограничении или лишении прав очень широкому кругу лиц и организаций. С иском об ограничении родительских прав в суд имеет право обратиться, например, школа.
  • 5) Ст. 77 Семейного кодекса предусматривает отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью. В законодательстве отсутствует четкое определение критериев наличия угрозы жизни и здоровью ребенка, что позволяет органам опеки действовать достаточно произвольно. В некоторых региональных нормативных актах, устанавливающих порядок отобрания детей (напр. в Нижегородской области) как угроза жизни и здоровью ребенка рассматривается наличие любых признаков «физического и психического насилия» в отношении ребенка. Методические материалычасто очень широко трактуют «признаки насилия», относя к ним, например, наличие у ребенка синяков (обычных у активных детей определенного возраста), расшатанных зубов, педикулеза. Закон не требует, чтобы при отнятии ребенка по 77ст. Семейного кодекса родителям предоставляли копию документа об отобрании ребенка без требования с их стороны, что затрудняет судебное обжалование решения.
  • 6) Ст. 121 Семейного кодекса позволяет объявить ребенка при живых родителях «оставшимся без попечения родителей», если родители «уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов», «при создании действиями или бездействием родителей условий, препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения». Эти крайне нечеткие формулировки, не уточняемые в федеральных нормативных правовых актах, позволяют очень широкие, произвольные толкования.
  • 7) Ст. 122 Семейного кодекса предусматривает право органа опеки по первому «сигналу» о «нарушении прав ребенка» обследовать условия жизни семье в трехдневный срок. На практике это часто приводит к нарушению прав на неприкосновенность жилища и частной жизни. Возможность вторжения в жизнь семьи без доказательных оснований дает широкий простор для злоупотреблений, ложных сообщений со стороны соседей, представителей образовательных, медицинских и т.п. организаций, если семья находится с ними в конфликте, чем-то не устраивает их.
  • 8) Ст. ст. 23 и 28 Закона РФ № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусматривают возможность принудительного психиатрического освидетельствования и психиатрической госпитализации ребенка против воли его родителей без суда, по решению органа опеки.
Читайте так же:  Исковое заявление свет

Представители государства, включая органы опеки и попечительства, должны толковать соответствующие нормы российского законодательства, обеспечивая приоритет сохранения семьи, в соответствии с общими принципами российского и международного права, упоминавшимися выше. Однако на практике это делается далеко не всегда, и конкретное правоприменение нередко вступает в серьезный конфликт с указанными основополагающими правовыми принципами, что нарушает права граждан и не отвечает наилучшему обеспечению подлинных интересов ребенка.

Обобщая опыт российских организаций, действующих в сфере защиты семьи, материнства и отцовства, можно выделить следующие наиболее значимые проблемы, с которыми приходится сталкиваться российским семьям во взаимодействии с органами опеки и попечительства:

  • * в ситуации, когда дети кратковременно находятся без родителей дома, гуляют на улице одни (или даже с родственниками, не являющимися родителями, — например бабушками и дедушками), они нередко незаконно рассматриваются как безнадзорные;
  • * родителей заставляют под давлением подписывать «добровольное» согласие на помещение детей в приют или больницу (при этом нередко впоследствии осуществляется необоснованная подготовка к лишению/ограничению родительских прав);
  • * детей изымают из семьи незаконно (например, когда они, в отсутствие родителей, находятся под присмотром старших родственников, друзей семьи, иных лиц, заменяющих родителей);
  • * детей изымают из семьи без достаточных оснований, в отсутствие явной и непосредственной угрозы для жизни и здоровья, в ситуациях, когда сложившаяся в семье проблема требует адресной социальной помощи (привлечения социальных работников или волонтера для временной помощи в присмотре за ребенком, когда родителей нет по уважительным причинам, оказания адресной материальной помощи семье и т.п.);
  • * органы опеки предъявляют произвольные, не основанные на законах и нормативных актах требования, ставя возвращение детей в семью в зависимость от их исполнения (обеспечить каждого ребенка отдельным оборудованным спальным местом, обеспечить запас продуктов в холодильнике, незамедлительно сделать ремонт и т.п.) — отметим, что помощь в исполнении этих незаконных требований оказывается весьма редко;
  • * органы опеки не выдают родителям в установленном порядке копии актов обследования условий жизни ребенка, не выдают по требованию родителей копии других актов, тем самым нарушая права граждан, установленные Конституцией РФ;
  • * незаконно ограничивается доступ родителей, не лишенных родительских прав и не ограниченных в них, к детям, находящимся в приюте, больнице, доступ родителей к медицинской информации о детях;
  • * к родным родителям ребенка неправомерно предъявляются требования, допустимые, по нормам действующего законодательства, лишь в отношении опекунов и попечителей;
  • * сотрудники органов опеки и попечительства некритично, как заведомо истинную, воспринимают негативную информацию о семье, поступившую из медицинских, образовательных и т.п. организаций;
  • * сотрудники органов опеки и попечительства нередко с заведомым подозрением негативно относятся к малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям в трудной жизненной ситуации;
  • * социально незащищенные граждане, столкнувшиеся со злоупотреблениями и незаконными действиями со стороны органов опеки, не знают свои права, боятся защищать их официальными путями, опасаясь за судьбу своих детей и своей семьи («не хочу жаловаться на опеку — будет хуже и мне, и детям»).

Органы опеки в России будут совершенствовать

Ряд предложений подготовила Анна Кузнецова.

Предложения по совершенствованию органов опеки и попечительства в РФ следует усовершенствовать, заявила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

— Безусловно, совершенствование деятельности органов опеки и попечительства обсуждалось на разных совершенно уровнях… Свои предложения мы подготовили, они касаются и ряда законодательных предложений, — сказала Кузнецова журналистам, отвечая на вопрос о том, нужны ли законодательные меры для совершенствования органов опеки, пишут РИА Новости.

Напомним, детский омбудсмен с 21 по 23 мая находится с рабочим визитом в Финляндии. В ходе поездки она ознакомилась с работой финских приютов для матери и ребенка, с системами защиты детей Финляндии и работой по поддержанию здоровья детей и семей, а также подписала меморандум о взаимодействии с детским омбудсменом Финляндии.

Опубликовано в рубрике «Общество» 23.05.2017 17:13

Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства

Библиографическая ссылка на статью:
Хасанова Р.Д. Проблемы предоставления государственных услуг в области опеки и попечительства в Республике Башкортостан // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23474 (дата обращения: 25.09.2018).

Эффективное функционирование органов опеки и попечительства в современной правовой системе является важной и актуальной проблемой, так как защита прав несовершеннолетних и недееспособных граждан необходима обществу для поддержания справедливой социальной системы. Деятельность органов опеки способствует увеличению уровня жизни и более здоровому населению страны, так как устроенность уязвимых граждан под опеку влечет за собой лучший контроль их здоровья, а также ограничения насилия и несправедливости в обществе.

Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти, которые контактируют с лицами, желающими взять под опеку несовершеннолетнего или недееспособного члена общества. Задачами органа являются информирование попечителей о необходимых условиях содержания, контроль соблюдения их интересов и сохранности имущества, представление их интересов в случае невыполнения установленных правил опекунами и попечителями [3]. Фактически органы опеки и попечительства специализируются на повышении качества жизни несовершеннолетних и недееспособных граждан, распоряжаются об их направлении семьи или другие учреждения: детские сады, интернаты и др.

Актуальность проблемы обеспечения слаженной работы органов опеки и попечительства обусловлена наличием несовершеннолетних и недееспособных граждан, нуждающихся в помощи государства. Деятельность региональных органов опеки и попечительства основывается на оказании помощи детям-сиротам, оставшимся без семьи (опекунов) на территории региона.

Наиболее распространенной формой устройства несовершеннолетних граждан в семью является форма опеки и попечительства. Предоставление возможности опеки и попечительства позволяет одновременно достичь двух эффектов: обеспечить для несовершеннолетнего или недееспособного лица проживание в условиях, соответствующих социальному пониманию семьи, и, с другой стороны, осуществлять контроль соблюдения прав подопечного.

Особую социальную значимость имеет установление опеки над несовершеннолетними, так как они являются будущим страны, они должны будут сосуществовать в обществе с другими индивидами, соблюдать моральные и законодательные нормы, выполнять общественно-полезную работу. Таким образом, при соблюдении прав несовершеннолетних граждан и организации им надлежащего обращения органы опеки способны сократить в будущем уровень преступности и добиться более высокой квалификации для будущих работников. Все это обусловливает важность совершенствования деятельности органов опеки и попечительства [2].

На сегодняшний день деятельность данных органов по качеству распределена неравномерно между регионами. Между тем, именно региональная система, заинтересованность региональных властей определяет качество предоставляемых услуг опеки и попечительства. Наиболее распространенной проблемой в регионах является низкий контроль выполняемых органами действий, игнорирование стандартов и норм, установленных законом, наличие коррупции и двойных стандартов для “влиятельных” и “невлиятельных граждан”, низкое качество содержания несовершеннолетних и недееспособных в государственных учреждениях, незаинтересованность региональных властей в изменений сложившихся тенденций [3].

Читайте так же:  С какой суммы не берется подоходный налог с зарплаты

В республике Башкортостан на сегодняшний день наблюдается заинтересованность властей в сокращении несовершеннолетних детей без семьи, в результате чего функционируют несколько центров, проводящих инструктаж по уходу за усыновленным ребенком, соблюдению юридических тонкостей, а также помощь в усыновлении ребенка [1].

Тем не менее, в Республике Башкортостан усыновление (удочерение) детей из домов-интернатов является наименее распространенным способом установления опеки. В 2014 году было усыновлено 6616 детей, что составило 7,7% детей. Безвозмездная форма опеки была установлена в 56356 случаях (65,3%) , возмездная опека была установлена в 23464 случаях (27,0%) [3].Таким образом, в настоящее время необходима работа в целях увеличения числа усыновленных детей.

С точки зрения органов опеки данная проблема может быть решена дополнительным информированием и использованием психологических приемов при убеждении. Однако в большей степени данная задача требует участия других региональных органов, увеличивающих финансирование в подобные программы, а также расставляющих приоритеты общественной работы и устанавливающих более жесткий контроль соблюдения нормативных актов органами опеки и попечительства

Одним из возможных решений описанных проблем является повышение качества инфраструктуры органов опеки и попечительства, увеличение использования информационных систем с базами учета и контроля подопечных. Необходима централизованная разработка оптимальных алгоритмов работы органов опеки и попечительства с современными информационными технологиями.

Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов опеки и попечительства способствует одновременному достижению нескольких эффектов. С одной стороны, повышается гибкость и прозрачность работы органов, что способствует своевременному реагированию на возникающие проблемы. С другой стороны, сокращается вероятность совершения ошибки из-за бюрократических сложностей или человеческого фактора. Кроме того, информатизация работы органов опеки и попечительства делает возможной более мобильную передачу информацию между различными органами исполнительной власти, что приводит к реализации концепции электронного правительства [3].

Таким образом, проблема опеки и попечительства для любого региона является важной, так как существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и закона. На сегодняшний день работа органов опеки и попечительства становится менее эффективной за счет наличия ряда проблем. Одним из решений проблем может являться усовершенствование информационных технологий, распространенных в данных органах исполнительной власти.

Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями

Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой. Во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье или в приюте разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Это приводит к тому, что дети приобретают ряд психологических проблем. Они могут лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.

Ребенок попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со взрослыми не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.

Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема. Для того, чтобы сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей, как уже говорилось выше, будущие приемные родители проходят подготовку, в том числе обязательный курс психологической подготовки и индивидуальное собеседование с психологами, в школе для приемных родителей. Хотя в настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, но субъект РФ может регламентировать требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, дополнительной подготовки. В Санк-Петербурге, например, такая подготовка является обязательной. Индивидуальные консультации и групповые занятия помогают гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью, повысить уровень информированности, сформулировать более осознанную и ответственную мотивацию своего решения, получить психологическую и правовую поддержку.

Своевременная и грамотная подготовка граждан, желающих принять ребенка в свою семью, позволит снизить риски возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе снизить процент случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью и возвращения детей из принимающей семьи, что является пагубным для психического состояния ребенка.

Помимо подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, существует отдельная проблема — это подготовка самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к помещению в принимающую семью. К сожалению, такая подготовка не регламентируется законодательством. Необходимо активизировать работу в этом направлении, формы и методы подготовки самих детей должны быть разработаны и стать неотъемлемой частью системы помощи детям, оставшимися без попечения родителей.

На территории муниципального образования Озеро Долгое представляется возможным совмещения формы приемной семьи и патроната. То есть, когда будущие приемные родители приняли решение взять ребенка на воспитание, после получения разрешения органа опеки и попечительства и знакомства с ребенком, необходимо установить определенный срок, в течение которого ребенок будет привыкать к новой семье. В это время приемные родители берут ребенка в семью на несколько дней, например, на выходные, праздничные или дни каникул. Этот период будет у каждого ребенка разный и зависит от возраста, характера, опыта прошлой жизни.

После выхода из интерната или детского дома ребенку очень трудно приспособиться к жизни в семье. Ему сложно осознать, что за стенами интерната он может быть кому-то не безразличен. Он не знает, как себя вести в новой семье. В зависимости от того, в каких условиях жил раньше ребенок, у каждого будет разное поведение. Кто-то будет пребывать в приподнятом, возбужденном состоянии и стремится все посмотреть, потрогать, а если кто-то есть рядом, попросить показать, рассказать о том, что вокруг. Под влиянием новых впечатлений может возникнуть перевозбуждение, суетливость, желание порезвиться. А кто-то в новой обстановке испугается, будет прижиматься к взрослому, пытаясь как бы заслониться (уберечься) от нахлынувшего потока впечатлений. Кто-то бегло скользнет взглядом по предметам и вещам, опасаясь дотронуться до них. Получив из рук взрослого какую-то одну вещь, прижмет ее к себе или спрячет в укромное место, боясь потерять.

При совмещении формы приемной семьи и патроната для ребенка помещение в новую семью не будет таким сильным стрессом. За пару дней пребывания вместе как для ребенка, так и для приемной семьи привыкание и “узнавание” друг друга будет проходить легче. Такая форма поможет ребенку понять функции членов семьи, получить навыки общения со взрослыми, получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у будущей семьи, но и во время его нахождения в том учреждении, где он проживает, т.к. между ними вероятно возникнет переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не таким одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Для родителей это хороший способ присмотреться к ребенку, понять, верно ли принятое решение. В результате, когда настанет время забрать ребенка уже в знакомую ему семью на постоянное проживание, он будет уверен, что новые родители его любят и ждут.

Если адаптация в новой семье прошла удачно, то ребенок ничем не будет отличаться от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Положительный опыт проживания в семье поможет сгладить психологические последствия от предыдущего негативного опыта.

Выводы к главе 3

1. Проведен комплексный анализ проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечени яродителей, в Санкт-петербурге. Несмотря на то, что проблема сиротства в крупных города остается по-прежнему острой, за последние несколько лети наметилась тенденция к усеньшению числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства.

2. В Санкт-Петербурге является обязательной подготовка лиц, желающих взять ребенка на воспитание. Такую подготовку проводят как государственные, так и негосудартвенные организации — СПБ ГУ “Центр помощи семье и детям”, ГУ СРЦН “Дом милосердия”, “Альмус”, ОБФ “Родительский мост” и др.

3. Рассмотрена деятельность в области опеки и попечительства муниципального округа “Озеро Долгое”. Определены приоритетные направления по улучшению положения детей округа в целях решении проблемы интеграции с обществом.

4. Разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности МО “Озеро долгое”, призванные помочь адаптироваться ребенку в приемной семье. Предложено совместить формы приемной семьи и патроната, что позволит снизить риски возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье.