Стандарты второго поколения в вопросах и ответах

Концептуальные положения, экономические обоснования, организационные моменты

На сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла онлайн-консультация по теме «Государственные стандарты второго поколения». На вопросы о принципах, подходах и содержании новых стандартов общего образования отвечал руководитель коллектива разработчиков Александр Кондаков.

Выдержки из его ответов, которые мы сегодня публикуем, позволяют составить представление о педагогической концепции новых стандартов.

О старом и новом стандартах

– Предыдущие стандарты приняты в 2004 году. Они уже устарели? Или обучение по ним не позволяет достигнуть высокого качества образования? Не произошла запланированная разгрузка содержания образования?

– Разработчики предыдущего государственного образовательного стандарта (ГОС) уже понимали, что он требует серьезных изменений. В брошюре стандарта было написано, что он «носит переходный характер» и необходимо приступить к разработке стандарта второго поколения.

К тому же предыдущие разработки в основном происходили внутри педагогического сообщества, их вели педагоги-предметники. Отсюда серьезная перегрузка учеников.

Принципиальное отличие ГОСа второго поколения в том, что он формируется на основе требований государства, общества и семьи к результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей. Это в значительной степени влияет на содержание, на объем нагрузки учащихся. Кроме всего, методологической основой ГОСа второго поколения является системно-деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым современным образовательным технологиям. Новый ГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается ресурсное обеспечение исполнения ГОСа.

О деятельностном подходе

– Как отражены в ГОСе второго поколения основные положения деятельностного подхода?

– Во-первых, они отражены в определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования. Сегодня цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Во-вторых, деятельностный подход определяет требования к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и как следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей. В-третьих, деятельностный подход обусловливает требования к организации обучения:

– организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; – организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

О ключевых компетенциях

– Можно ли назвать примерный список ключевых компетенций, являющихся опорной базой стандартов?

– В данном случае в качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

В разработке стандарта под компетентностями мы понимаем достаточный уровень личностного развития во всех сферах общественной жизни (духовной, политической, социальной и экономической). Здесь важно понимать, что мы рассматриваем как предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты освоения основных общеобразовательных программ – это приобретенные учащимся конкретные элементы социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности в рамках отдельного учебного предмета.

Метапредметные результаты – это усвоенные учащимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, основанные на самостоятельной интерпретации полученной информации. Это также использование этих способов в неадаптированной, незнакомой, в том числе практической, ситуации.

В данном случае метапредметные результаты обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.

Личностные результаты – это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимся в образовательном процессе, в сущностные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций и отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере общественной жизни.

О теоретическом и практическом содержании стандартов

– Как будут соотноситься теоретические и практические доли в содержании новых стандартов?

– В основу содержательной разработки стандарта положена концепция фундаментального ядра содержания образования, которая разработана в начале восьмидесятых годов совместной комиссией Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР (во главе разработки стояли академики В.Арнольд и А.Маркушевич).

Фундаментальное ядро представляет собой свод основных идей, концепций, обеспечивающих фундаментальные современные знания.

Но поскольку стандарт разрабатывается в русле системно-деятельностного подхода, соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу именно практической составляющей. Конечно, без ущерба для фундаментального знания.

О делении на компоненты

– Исходя из «Пояснительной записки к проекту ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», получается, что во втором поколении ГОСа произойдет отход от четкого разграничения компонентов содержания образования на федеральный, региональный и школьный…

– В новой разработке ГОСа при проектировке примерного базисного учебного плана предусматривается выделение часов и на региональный, и на школьный компоненты. Поэтому все тревоги, связанные с этим вопросом, не имеют под собой достаточных оснований.

О стандартах профильного уровня

– Правда ли, что реализовать новые образовательные стандарты можно только через профильное обучение?

– Новые образовательные стандарты разрабатываются для всей системы общего образования, в том числе и для ее начальной и основной ступеней. Понятно, что на этих ступенях речи о профильном образовании идти не может.

На этих ступенях речь может идти только о внутренней дифференциации (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ) и об ограниченной внешней дифференциации обучения – на основе организации занятий по интересам (системы факультативных и элективных занятий).

Профильное обучение как один из способов внешней дифференциации, подразумевающей разведение учащихся по различным потокам в соответствии с их склонностями, интересами и способностями, возможно, по мнению разработчиков, только на старшей ступени обучения. Приступить к разработке стандартов для старшей школы планируется только в 2008 году. Однако наиболее вероятно, что их разработка будет вестись именно с учетом возможности организации профильного обучения на старшей ступени, о целесообразности и возможности которого свидетельствует не только российский, но и мировой опыт.

При этом разработчики отдают себе отчет в том, что профильное обучение не должно реализовываться в ущерб общеобразовательному характеру школы. Поэтому в настоящее время изучаются достоинства и недостатки, возможности реализации различных способов «мягкого» поэтапного увеличения сроков обучения на старшей ступени до трех лет (например, вначале только в отдельных профилях или только в отдельных видах образовательных учреждений).

Одной из важных проблем в этой связи является формирование новых подходов к оценке образовательных достижений выпускников, основанных на сочетании внешней и внутренней оценки, на изменении критериальной базы системы оценивания.

Об оценке уровня реализации стандартов

– Кто и как часто будет производить внешнюю оценку уровня реализации стандартов?

– Внешняя оценка уровня реализации стандартов предполагает оценку деятельности всех участников образовательного процесса.

Оценивать работу систем общего среднего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях предполагается посредством системы мониторинговых исследований.

Оценивать деятельность общеобразовательных учреждений и работников системы общего образования предполагается с помощью мониторинговых исследований в сочетании с процедурами самооценки, аттестационными процедурами и процедурами модерации (экспертизой соответствия между критериальной базой, используемой в образовательном учреждении, и рекомендуемой критериальной базой, оценкой правильности ее использования в ходе внутреннего оценивания).

Оценивать работу различных инфраструктур, осуществляющих поддержку образовательного процесса (в том числе разработчиков программ, учебно-методических и дидактических материалов, учебного оборудования и т.п.), можно будет с помощью экспертизы подготовленных продуктов.

Частично будет оцениваться и деятельность выпускников учреждений общего образования. Эту оценку для выпускников учреждений основного и среднего (полного) общего образования предполагается вести посредством процедур итоговой аттестации с подключением системы внутренней оценки. Оценка выпускников учреждений начального общего образования проводится исключительно на основе внутренней оценки.

Внешнюю оценку предполагается осуществлять силами независимых комиссий в установленные нормативными документами сроки. Как правило, для мониторинговых и аттестационных процедур периодичность составляет 4–5 лет, итоговая оценка выпускников осуществляется ежегодно.

Об оценке результативности работы школы

– По каким параметрам будет оцениваться результативность школы? Кто будет контролирующим субъектом?

– Разработчики стандартов предпочитают употреблять термин «оценка», а не термин «контроль».

Это различие имеет под собой более глубокое основание, чем чисто терминологические предпочтения.

Дело в том, что в принятой идеологии разработки стандарта система рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения» качества образования.

Иными словами, система оценивания призвана нести свою долю ответственности за обеспечение преемственности образования, за достижение необходимого качества образовательного процесса и качество образовательных достижений учащихся наряду с другими компонентами системы образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т.е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками.

Читайте так же:  Субсидия для работающих пенсионеров

Это в свою очередь налагает ряд особенностей на формирование системы оценивания: вовлечение педагогов в оценочную деятельность, активное использование внутренней оценки наряду с внешней, получение информации, позволяющей принимать управленческие решения не только на уровне «оргвыводов», но и – прежде всего – способствующих ликвидации отставания, сокращению разрывов между образовательными учреждениями и/или регионами.

Таким образом, «контролирующим субъектом» должен стать в первую очередь каждый ученик, каждый педагог и каждое образовательное учреждение. Это подразумевает необходимость в каждом образовательном учреждении использовать, в частности, такую систему оценивания, которая позволяла бы активно включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность, формировать у них навыки самооценки и рефлексии.

Для работников образования это означает также необходимость управлять образовательным процессом на основе объективных данных, осваивать навыки анализа и интерпретации результатов, навыки принятия решений, навыки выстраивания критериальной системы оценивания.

Система параметров, по которым будет оцениваться деятельность школы (причем не только результативность, но и педагогическая эффективность, и наличие благоприятного или неблагоприятного фона и т.д.), а также адекватный этим показателям инструментарий в настоящее время разрабатываются.

О финансировании стандарта

– В одной из ваших статей написано: «…необходимо установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделить на образование». Не означает ли это, что обязательный минимум образования будет сокращаться под заведомо более низкий, чем есть сейчас, уровень финансирования?

– Финансировать «обязательный минимум» невозможно – финансировать можно деятельность.

Например, только такую деятельность учителя, в ходе которой он излагает некий учебный материал, а потом организует ряд уроков по отработке алгоритмов решения задач и проверяет, что удалось – фактически самостоятельно – выучить детям. Но, как правило, достигаемые при таком подходе результаты к наращиванию объемов финансирования не располагают…

Можно, однако, финансировать иную деятельность учителя, в которой он выступает как профессионал, способный организовать учебную деятельность детей, показать, как надо учиться, отслеживать их индивидуальный прогресс и возникающие проблемы, своевременно корректировать учебный процесс и учебную деятельность детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, пользоваться современными образовательными ресурсами.

Опыт показывает, что достигаемые в этом случае результаты не только оправдывают вложенные средства, но и служат мощным стимулом для дополнительных инвестиций как со стороны государства, так и со стороны различных сообществ и частных лиц. (Например, сейчас подобные финансовые вливания происходят в связи с информатизацией образования.)

В стандарте предусматривается ориентация именно на последний подход.

Для этого параллельно с собственно стандартами прорабатываются педагогические технологии их достижения, в основе которых лежат, в частности, так называемые «учебные ситуации». В соответствии с необходимым и достаточным (с позиций достижения ожидаемых результатов) перечнем этих ситуаций ведутся и финансовые расчеты (с учетом необходимых компонентов образовательной среды, квалификации учителей, их численности и т.д.).

Именно в этом смысле – в смысле оптимизации перечня учебных ситуаций – и следует понимать процитированные слова о соответствии между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделить на образование. Разумеется, одним из следствий такого подхода, если он будет принят, станет определенная дифференциация оплаты труда учителя, качество которого можно будет определять не по результатам ЕГЭ, а непосредственно в учебном процессе. Отметим попутно, что реальной угрозы сокращения ни сегодняшнего уровня финансирования, ни минимума образования такой подход не несет.

Об условиях реализации стандарта

– Определяют ли стандарты нового поколения перечень условий, необходимых и достаточных для реализации стандартизированного содержания образования?

– Под ответственностью государства мы понимаем ответственность за адекватное ресурсное обеспечение исполнения стандарта общего образования. Этого не было в предыдущих разработках. Это очень сложный вопрос. Как нам представляется, он вызовет очень жесткую полемику, когда стандарт будет обсуждаться в правительстве. Тем не менее без решения этого вопроса адекватных сдвигов в системе образования не будет. И введение стандарта второго поколения представляется весьма проблематичным.

Об ответственности за материально-техническое обеспечение стандарта

– При разработке образовательного стандарта нового поколения материально-техническое обеспечение возлагается на регионы. Не получится ли дисбаланса между регионами-донорами и дотационными регионами?

– Финансирование системы образования – в компетенции муниципальных и региональных властей. В данном случае мы понимаем, что будут существовать определенные различия в уровнях ресурсного обеспечения образовательных учреждений. Но на сегодняшнем этапе мы видим, какие усилия прилагаются руководством государства для технического перевооружения образовательной отрасли. Это стимулирует субъекты Федерации к аналогичной деятельности. Будем надеяться, что это сведет к минимуму ту проблему, о которой вы говорите.

Об информационных технологиях

– Планируется ли дополнительное оснащение школ ИКТ-ресурсами в соответствии с требованиями к условиям образовательного процесса?

– Введение ГОСа второго поколения предполагает широкое использование современных информационных технологий в учебном процессе. Предусмотрена разработка электронных ресурсов, системы порталов и дистанционных технологий образования.

О переходе из школы в вуз

– Родительская общественность ожидает от старшей ступени школы качественную подготовку выпускника к продолжению образования в вузах. Насколько новые стандарты соответствуют этим ожиданиям?

– Это уже беда действующих стандартов, которые ориентированы на ЗУНовскую парадигму и насыщены вузовскими материалами. Задача новых ГОСов – построить в том числе и профильный уровень, соединяя достаточно высокий уровень знаний с функциональной грамотностью по предметам.

Мы считаем, что не школа должна бежать за вузом, а вуз должен ориентироваться на школьную базу, с которой он будет строить свое профессиональное образование. Школа должна дать общее среднее образование.

Это противоречие существует на протяжении многих лет – школа считается предбанником вуза. Нет. Это самостоятельная ступень со своими задачами.

О переменах в педагогическом образовании

– Как в связи с изменениями стандарта общего образования будет выстраиваться преемственность с профессиональным педагогическим образованием?

– Вопрос о новой концепции педагогического образования мы будем решать в этом году. В данном случае мы исходим из того, что, разработав требования к результату освоения основных общеобразовательных программ, мы можем сформулировать техническое задание на требования к результату подготовки педагога, в том числе с использованием более разнообразных форм педагогического образования.

О переподготовке учителей

– Планируется ли организация курсовой подготовки педагогов по осмыслению и реализации нового стандарта образования?

– Да, повышение квалификации и переподготовка педагогов запланированы. Мы приступим к разработке этих курсов уже в этом году. И возможно, к концу 2007 года мы начнем повышение квалификации и переподготовку специалистов в связи с введением ГОСа второго поколения на уровне начального образования.

Об апробации и сроках введения

– Когда планируется введение стандартов нового поколения? Будет ли к моменту введения новых стандартов подготовлен учебно-методический комплекс, выпущены учебники нового поколения (соответствующие задачам стандарта)?

– Разработка стандартов нового поколения и системы их сопровождения запланирована на 2006–2010 гг.

Экспериментальная проверка отдельных элементов системы начнется уже с 2007/08 учебного года. В 14 субъектах Федерации, по два из каждого федерального округа. Регионы будут определены Министерством образования и науки Российской Федерации в ближайшее время.

К концу разработки будут апробированы практически все наиболее существенные элементы системы: собственно стандарты, базисные учебные планы для начального, основного и среднего (полного образования), примерные программы, система оценивания, отвечающая стандартам, построенным на основе деятельностного подхода, учебные материалы, изменения и дополнения в системе педагогического профессионального образования, учебные материалы, педагогические технологии и др.

Учебники нового поколения скорее всего будут написаны несколько позже, их роль на первых порах вполне могут выполнить рекомендации по ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов образования и материалы системы оценивания.

Вопрос о сроках и этапах введения стандартов нового поколения будет решаться по результатам апробации, в ходе которой и предстоит выяснить вопрос о том, насколько педагогическая общественность, различные профессиональные сообщества, гражданское общество в целом разделяют и одобряют предлагаемые документы.

О частоте обновления стандартов

– Какими должны быть стандарты, чтобы они хотя бы лет десять соответствовали «духу времени»?

– Я не представляю себе стандарта, который существовал бы десять лет. Как пример можно взять то, что происходит сегодня с компьютерами, мобильными телефонами. Неужели можно верить, что современные знания могут быть стабильны в течение десятилетия?

Я думаю, что содержание стандарта должно обновляться каждые пять лет. И лучше, если работа будет идти по схеме 3+2: мы запускаем стандарт, пять лет по нему школа нормально работает, но через три года начинается разработка нового содержания, в течение двух лет осуществляется подготовка школ к переходу на новое содержание, и с шестого года школа переходит на новое содержание образования. Думаю, что это оптимальный вариант.

Образовательные стандарты

С 2009-2010 учебного года школа апробирует введение ФГОС второго поколения в регионе в начальной школе

С 2012-2013 учебного года школа принимала участие в апробации введения ФГОС ООО, апробация закончилась в 2017 году. На 2017-2018 уч.г. реализация ФГОС ООО осуществляется в рабочем режиме.

Читайте так же:  Уаз патриот пособие по ремонту

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального и основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года, основного общего образования — 5 лет.

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка , возможности получения образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России ;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательной деятельности:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты

ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО.

Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения ФГОС второго поколения (ФГОС-2).

Одним из критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС-2 в начальной школе является разработанная и утвержденная основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения.
В связи с этим авторы-разработчики и издательства, выпускающие наиболее известные УМК, публикуют на своих сайтах примерные основные образовательные программы образовательных учреждений, работающего по соответствующей системе учебников или УМК.

В Федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) введены разделы «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» (содержание учебников соответствует ФГОС НОО 2009г.) и «Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования» (содержание учебников соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования 2004г.) Все учебники для начальной школы, вошедшие в эти перечни, прошли государственную экспертизу.

В связи с переходом образовательных учреждений на новый стандарт издательство «Просвещение» выпускает серию «Стандарты второго поколения». Серия была основана в 2008 г. Цель выпуска книг серии — обеспечение образовательных учреждений нормативными и методическими пособиями, которые помогут руководителям образовательных учреждений, учителям и методистам успешно перейти на новый стандарт общего образования.
Книги серии «Стандарты второго поколения» условно можно разделить на несколько групп:
— непосредственно сами стандарты для каждой ступени (начального, основного, среднего (полного)) общего образования;
— книги, которые условно можно назвать основополагающими, т. е. это издания, на которые опирается ФГОС-2;
— книги, раскрывающие и конкретизирующие основные требования нового образовательного стандарта:

Издательство «Просвещение» выпустило также серию «Работаем по новым стандартам». Задача этой новой серии — обеспечить руководителей общеобразовательных учреждений, учителей и школьных психологов практическими пособиями по реализации ФГОС общего образования. Книги серии окажут педагогическим работникам помощь в создании основной образовательной программы образовательного учреждения, формировании читательской компетентности, универсальных учебных действий, ИКТ-компетентности, исследовательских умений младших школьников. Книги также дадут рекомендации по оценке планируемых результатов и духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы.

Читайте так же:  Как оформить группу по фгос во второй младшей группе

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Федеральный образовательный стандарт второго поколения

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное — умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД.

В программу формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Требования к результатам обучения сформулированы в виде: личностных, метапредметных и предметных результатов.

  • личностных , включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметных, включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметных , включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится. », что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться . », не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть конструирование и решение проектных задач в начальной школе, являющимися стартом для проектной деятельности в дальнейшем.

В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решить эту проблему в начальной школе пытаются, в частности, через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Особую роль играют проектные задачи в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствуют воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе — индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе — дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Как будет оцениваться работа школьников?

У каждого ученика появится портфолио. То есть некий комплексный портрет, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и — раз у нас сейчас важна и внеучебная часть — учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. Психотестов очень много, сейчас задача — отобрать нетрудозатратные, правильно понимаемые педагогами, дающие наиболее объективную оценку.

В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье.

Составляющие накопительной оценки (то, из чего будет состоять портфолио) будут утверждены к началу учебного года. Но общий механизм будет такой: комплексная оценка, учитывающая учебные и внеучебные достижения, личностное развитие ребенка.

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:

Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды,

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В связи с переходом образовательных учреждений на новый стандарт издательство «Просвещение» выпускает серию «Стандарты второго поколения». Серия была основана в 2008 г. Цель выпуска книг серии — обеспечение образовательных учреждений нормативными и методическими пособиями, которые помогут руководителям образовательных учреждений, учителям и методистам успешно перейти на новый стандарт общего образования.
Книги серии «Стандарты второго поколения» условно можно разделить на несколько групп:
— непосредственно сами стандарты для каждой ступени (начального, основного, среднего (полного)) общего образования;
— книги, которые условно можно назвать основополагающими, т. е. это издания, на которые опирается ФГОС-2;
— книги, раскрывающие и конкретизирующие основные требования нового образовательного стандарта.