ТОП-10: лучшие исторические сериалы 9. Ликвидация (2007). Пожалуй, лучший из немногочисленных качественных российских сериалов.

16 мая 2016 16:34

Гарет Эдвардс отказался работать над фильмом. . о сокращении численности и штатаувольнение при ликвидация предприятияуведомление о досрочном расторжении договора

14 мая 2016 23:13

. о трагедии Донбасса В ЦДА вспомнят песни из фильмов с уч уставного капиталазаполнение формы р15001 нового образца ликвидация юридического.

12 мая 2016 06:14

Крылатые фразы сериала «Ликвидация». 16 января 2013.

11 мая 2016 09:13

«Война и мир»: что нам известно о новом сериале Тома Харпера. . скважининструкция по ликвидация аварий разрыве канализационных трубопроводовинструкция по лицензированию фельдшерско акушерских пунктов на.

5 мая 2016 07:11

Проматывая «Крик совы» . Олег Погодин, я редкостная падла и смотрел этот фильм неоднократно). Второй гЯрой майор милиции Балахнин – никто иной, как Гоцман Давид Маркович из сериала «Ликвидация».

2 мая 2016 10:30

ФРАЗА ДНЯ «Вместо российского сериала «Ликвидация» (режиссер С. Урсуляк) украинцы смотрят реалити-шоу «Самоликвидация» (продюсеры Вальцман и Гройсман)».

27 апреля 2016 20:46

Есть ли жизнь после ‘Особенностей национальной охоты’ (1995). «Нравится» — в данном контексте, означает, что ты смотрел(а) этот фильм более одного раза, и, при случае, не прочь посмотреть опять.

27 апреля 2016 08:14

Экипаж (2016) Фильм сделан качественно, много красочных сцен, всё время держит зрителя в напряжении

24 апреля 2016 16:51

Запись дневника ‘Проза Мира’ Этот сериал сняли в основном внуки тех людей, что полегли на полях ВОВ — и они пожелали

11 апреля 2016 11:18

Ликвидация ‘безграмотности’ Все же смотрели советский фильм «Однажды 20 лет спустя», да? Уже несколько знакомых упомянули его недавно как «любимый фильм», а я не видела.

10 апреля 2016 00:44

Случайно посмотрела “Еще один год” Оксаны Бычковой. Если партнер каким-то образом облажался, то символическим вычеркиванием его из жизни является ликвидация матраса. Интернет набит такими историями.

6 апреля 2016 12:38

Владимир Меньшов: я не могу принять официально. . «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор», «Ликвидация»…

5 апреля 2016 04:25

Ликвидация пробелов. Выше сделаю пост, из которого буду вычеркивать фильмы, которые смотрел. Посмотрел «Человека с киноаппаратом» — великий документальный-экспериментальный немой фильм.

4 апреля 2016 20:52

Каждый раз надеюсь, но. Они снова убили Иду и Игоря. За что?!

1 апреля 2016 18:32

Еще одни антисоветский сериал Возможно, не давала покоя успешная судьба сериала «Ликвидация» (а еще ранее — «Место встречи изменить нельзя»).

31 марта 2016 21:01

24 марта 2016 00:51

Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский. Нашумевший сериал режиссера С. Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 г., увлек миллионы

21 марта 2016 19:12

Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский. Нашумевший сериал режиссера С. Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 г., увлек миллионы

21 марта 2016 18:32

Старая одесса сегодня: молдаванка Другим важным вкладом в брендинг Молдаванки стал великолепный современный сериал «Ликвидация» (2007, реж.

20 марта 2016 11:47

Точка зрения Владимира Меньшова . «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор», «Ликвидация»…

19 марта 2016 15:32

Владимир МЕНЬШОВ: Понять, чего хочет народ. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР (за фильм «Розыгрыш») и Государственной премии СССР.

18 марта 2016 23:27

Владимир МЕНЬШОВ: Нужно понять, чего хочет народ Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР (за фильм «Розыгрыш») и Государственной премии СССР.

18 марта 2016 23:27

Владимир Меньшов: я не могу принять официально. Сыграл множество киноролей, в том числе в фильмах: «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор».

16 марта 2016 18:56

Владимир Меньшов: я не могу принять официально. Сыграл множество киноролей, в том числе в фильмах: «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор».

15 марта 2016 23:38

Владимир Меньшов: я не могу принять официально. Сыграл множество киноролей, в том числе в фильмах: «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Курьер», «Город Зеро», «Спартак и Калашников», «Ночной дозор».

15 марта 2016 22:29

От 0 до 4. Они сражались за Родину. 10 лучших российских картин Фильм наполнен банальным бытом, за которым немыслимо интересно наблюдать.

25 февраля 2016 14:15

20 лет спустя А выход все тот же, стар как этот мир — ликвидация режима. Со всей его верхушкой.

23 февраля 2016 19:03

Кем был реальный опер Гоцман. Нашумевший сериал «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 г., связан с Одессой не только живописными локациями съемок.

21 февраля 2016 17:12

10 фактов из жизни легендарного «одесского волкодава» Давида. Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

15 февраля 2016 10:01

10 фактов из жизни легендарного «одесского волкодава» Давида. Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

15 февраля 2016 06:37

Альтернативные концовки знаменитых фильмов Вырезанная песня из фильма «Самогонщики». Вырезанные сцены из «Назад в будущее — 2». Вырезанные сцены из сериала «Ликвидация».

12 февраля 2016 15:10

10 фактов из жизни легендарного «одесского волкодава» Давида. Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

11 февраля 2016 05:43

10 фактов из жизни легендарного «одесского волкодава» Давида. Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

10 февраля 2016 22:20

Давид Гоцман и его реальный прототип «Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

10 февраля 2016 12:25

Давид Гоцман и его реальный прототип «Нашумевший сериал режиссера Сергея Урсуляка «Ликвидация», вышедший на экраны в 2007 году, увлек

10 февраля 2016 11:42

Не хватило сил досмотреть. Ни в какое сравнение с фильмом С. Герасимова не идёт.

5 декабря 2015 17:13

Кто такие халамидники? Циля Саша таки посмотрела сериал Ликвидация. Теперь так и тянет говорить с акцентом. А словечки цэ шо вообще крутятся в голове.

5 декабря 2015 12:45

Уморительные цитаты из фильма ‘Ликвидация’ Сериал «Ликвидация» полюбился зрителям своими искрометными диалогами и оборотами речи.

4 декабря 2015 07:44

Тихий ужас, а не ‘Тихий Дон’ А вот, например, что пишет товарищ по поводу музыки одного из лучших фильмов Урсуляка «Ликвидация»: Романтическая тема из сериала «Ликвидация» полностью ободрана со.

3 декабря 2015 06:10

Кино. Необычная грудь новой Аксиньи из сериала «Тихий Дон» возмутила блогеров. КИНО.

2 декабря 2015 23:58

«Ликвидация» Тихого Дона Про одесскую жизнь кино у Сергея Урсуляка получилось – это еврейская жизнь, он ее худо-бедно знает.

2 декабря 2015 12:30

Переснять советский кинофонд («Ликвидация») — и теперь «Тихий Дон». Жаль, что у него объективно не хватит времени и средств на продолжение фильма «Чапаев», под вывеской «Петька», ремейк «Александра Невского».

28 ноября 2015 15:40

‘Черные кошки’ Прочла чью-то рекомендацию на жж, что это — как «Ликвидация», только круче. Нет, не круче. Даже рядом не стоит. Сам по себе сериал увлекательный.

27 ноября 2015 12:56

20 уморительных цитат из сериала «Ликвидация» Сериал «Ликвидация» полюбился зрителям своими искрометными диалогами и оборотами речи.

24 ноября 2015 16:21

13 самых любимых советских и российских сериалов А к концу первого показа стало понятно, что большая часть зрителей уже и не может сказать, какой фильм ей нравится больше – слишком хороша «Ликвидация», не признать это было.

10 ноября 2015 17:42

Алену Делону — 80. О том что он растратил свой талант на кино коммерческое. Наверное в этом есть доля правды.

7 ноября 2015 22:02

Вырезанные сцены из ‘Служебного романа’ Смотрите также: Вырезанные сцены из сериала «Ликвидация». Вырезанная сцена из фильма «Золотой телёнок».

6 ноября 2015 05:01

Взрыв самолета был заложен в сценарий Ликвидация спецборта была организована российской Службой внешней разведки, которой

5 ноября 2015 09:02

Завершились съемки масштабного сериала «ТИХИЙ ДОН» Постановкой многосерийного фильма занимался Сергей Урсуляк, автор одного из популярнейших отечественных сериалов 2000-х -«Ликвидация».

Сериал «Ликвидация»: Из Жукова сделали «адивота»

5 декабря 2007 1:00 30

Фима (Сергей Маковецкий) и Давид Гоцман (Владимир Машков) показались одесситам ненастоящими. Фото телеканала «Россия».

Сериал «Ликвидация» на канале « Россия » уже успел вырваться на первое место в рейтингах (показанная в воскресенье премьерная серия — на первом месте среди всех программ прошлой недели).

Напомним: 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка — о борьбе с бандитскими группировками в послевоенной Одессе . Мы нашли зрителей, которые помнят те времена (на Украине , кстати, кино уже показали целиком), и коренные жители самого веселого города планеты отыскали кучу неточностей.

В Одессе так не говорили!

— Я начал смотреть «Ликвидацию» после того, как узнал, что москвичи там якобы говорят по- одесски , — рассказывает писатель, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов . — Увидев одну часть, понял: фильм сняли не для одесситов, а для россиян, которые элементарно не в курсе, как на самом деле звучала тогдашняя речь! Актеры просто попытались воспроизвести местный акцент, и, конечно, он у них не вышел. Но больше возмутило другое. Всю дорогу герои «шокали», особенно Гоцман Машкова ! Да никогда так не говорили одесситы, тем более евреи! Это «холоймыс» (то есть чепуха. — Прим. ред.)! Артикулировали мягко: «що» или «щчо».

Выражения «Иди — кидайся головой в навоз», что в переводе на русский язык означало: «Тебе пора возвращаться оттуда, откуда ты родом, ибо таким, как ты, в этом городе делать нечего», после войны не существовало. Эти слова считались очень оскорбительными и были придуманы в середине 60-х. Очень заметно, что у авторов сценария весьма ограниченный запас «одессизмов»: синонимов они не знают. Сплошь и рядом в фильме звучало « мишигине » (дебил). А в городе употребляли еще «адивот» или смачное «адя». И лично я весьма сомневаюсь, что Жуков выражался: « тухис » (задница), а тем более: «У нас не тухис на голове ». Ну и где он мог такое услышать? Он, ходивший с охраной, вращавшийся совершенно в иных кругах? Это грубое выражение с улицы.

Читайте так же:  Приказ на право подписи за генерального директора и главного бухгалтера

Резануло слух и то, что соседи Гоцмана , причем старше его, называют начальника по имени-отчеству. В одном дворе всегда обращались на «вы», но все же не по отчеству.

— Прожив много лет в сердце Молдаванки, — объясняет бывшая научная сотрудница Историко-краеведческого музея Майя Молодецкая, — могу с уверенностью заявить, что таких типажей среди одесситов никогда не водилось. Да и Жукова высмеяли: слишком утрирована речь. Такое ощущение, что у режиссера не нашлось консультанта. Одессу и одесситов просто оскорбили!

Никакого асфальта и веселенького белья

— А где съемочная группа высмотрела такие одесские дворы? — продолжает удивляться Валерий Смирнов. — Да, они были бедные, но по крайней мере ухоженные, в некоторых разводили цветочки. В сериале Одесса вообще изображена очень запущенной. Никто не потрудился сходить в центр города, как будто он вообще не существует. Сняли одни самые жуткие задворки.

Кстати, у каждого двора имелись ворота, которые закрывались в десять вечера лично дворником, и только он имел ключи. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить к нему. Зато в сериале все свободно возвращаются в любое время суток!

И дворы, и тротуары выкладывали итальянскими плитами. Никакого асфальта, попавшего в кадр!

Так называемый барбут — место, где играют в карты, — изобразили страшным притоном. А ведь он находился в респектабельном районе, там собирались богатые хлопцы, на углу Дерибасовской и Екатерининской. И резались не в покер, а в очко, преферанс. Из сериала складывается впечатление, будто вся Одесса после войны лежала в руинах.

— Не держали тогда постельного белья с рисунком, только белое, одноцветное, — отмечает работавшая после войны прачкой Ольга Лазурникова . — И цветастые обои появились позднее, а тогда на стенах был слегка накатан рисунок. Водосточные трубы по-другому выглядели.

Откуда взялись леса?

— Если принять всерьез историческую сторону сериала, то это настоящее безумие, — считает историк-краевед Олег Губарь. — Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик. Потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на юге Украины?

— В теперешних сериалах о советском времени многое содрано с американских боевиков, — констатирует Валерий Смирнов. — Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полицейским, но ее не было у советских оперов . В «Ликвидации» у героев карманы вообще буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана изобразили не начальником УГРО , имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом.

КСТАТИ

Фима не партизанил в катакомбах?

Из реплик Фимы Полужида вырисовывается такая его военная биография. Работал он щипачом, пока его Гоцман не изловил и примерно не наказал. И встал тогда Фима на путь исправления. А тут война. Все четыре года, пока Одесса была оккупирована, он партизанил в катакомбах. Но такого быть не могло!

Практически все подполье, оставленное в 1941 году в Одессе, за несколько месяцев было уничтожено румынами и немцами. Потом, уже в 1943-м, в катакомбах стали появляться советские диверсионные отряды, заброшенные из-за линии фронта для работы в тылу врага. Да и просто пересидеть военное время в Одессе Фиме было бы практически невозможно, даже если он не 100-процентный еврей, а наполовину (о чем свидетельствует кличка). Почти все еврейское население города, не успевшее эвакуироваться, было уничтожено — около 200 тысяч человек.

Читайте также: Словарь одесского «языка».

«Ликвидация», сегодня, 20.55 мск, РОССИЯ.

Еще больше материалов по теме: «Телесериалы: Ликвидация»

. Нет, не 17 — 10, потому что в 17 я уже что-то соображал. Именно в десять лет я посмотрел Место встречи. , который произвел на меня сильное впечатление. Думаю, Ликвидация произвела-бы еще большее — еще-бы, столько стрельбы, драк и убийств в те времена на телеэкране не было. Сколько было-бы разговоров с мальчишками типа — «А он выхватывает пистолет, бах! Бах! Потом он ему как даст! Крутой фильм! » Особенно хорошо сделана последняя серия, где авторы превзошли себя и почти приблизились к Голивуду.

Посмотрел сериал потому что слышал много хороших отзывов. Никогда не был в Одессе, не могу сказать, насколько хорошо передан колорит того времени. Но после фильма осталось много вопросов. Насколько реалистична показананя ситуация? В фильме используются реальные персонажи, насколько точно передано поведение Жукова? Неужели и вправду в те времена в Одессе перестреляли столько народу? Повстанцы в лесах выглядят еще более странно — как прокормить такое количество людей? Вообщем, все это выглядит как хороший американский боевик в стиле Командо, где авторы не заморачиваются связью с реальностью. Не то, чтобы я разочарован — фильм захватывающий, но при этом остается сериалом. Я-бы сказал — это «Семнадцать мгновений весны» наших дней с большой долей экшена.

Из актерских работ больше всего вопросов к Жукову — он выглядит глубоким стариком, особенно это заметно в сцене купания. А ведь Жукову в то время было не так много лет — около пятидесяти. На фотографиях того времени он выглядит сильным и подтянутым, а тут.

  • Мне нравится 0
  • Комментировать
  • 11 ноября 2012 , 20:59:00

Фильм неплохой. но не более. Многое спорно. Машков интересно. Пореченков слАбо. Первая и последняя серия. две большие разницы. Начали за здравие. кончили за упокой. Сначала шутки прибаутки и колорит одесского привоза. потом все это постепенно исчезает и смотришь уже обычный боевик российского разлива на тему послевоенного разгула преступности. Фильм на один раз.Пересматривать не хочется. Действительно выделяется на общем фоне. Спасибо. что пытаются снимать интересное кино. пускай. пока не получается.

  • Мне нравится 0
  • Комментировать
  • 25 ноября 2011 , 21:17:00

Да,я не ошиблась,именно кино (Фильм-с большой буквы), а не сериал. Каждая серия снята добротно, динамично, захватывающе и с любовью! СПАСИБО за фильм, за замечательную работу Сергею Урсуляку и всей его команде! Отдельное Спасибо великолепным актерам. Давно не видела, чтобы людей так зацепил фильм. Все переживали, обсуждали и не остались равнодушными к этой истории. Очень люблю этот фильм, имею его в домашней коллекции и всегда с радостью смотрю. Господа, а по поводу некоторых замечаний, да возможно они имеют место быть, но ведь фильм-то художественный, а не документальный. И режиссер имеет право на свой взгляд, да и кокарды на фуражках офицеров, и афиши фильма «Подвиг разведчика»(снятого позже, означенного времени) что очень здорово повлияли на восприятие КИНО! Да, я тоже не поняла, что с Марком, старик-изотерик мне тоже показался недосказанным, почему и зачем надо было убивать Чекана и его любовницу, да и Жуков мне не очень понравился. НО! Я ЛЮБЛЮ ЭТОТ ФИЛЬМ! И БУДУ ЕГО СМОТРЕТЬ снова и снова! ОН СДЕЛАН ТАЛАНТЛИВО! ЕЩЕ РАЗ СПАСИБО ВСЕМ СОЗДАТЕЛЯМ!

  • Мне нравится 0
  • Комментировать
  • 21 апреля 2011 , 18:05:00

Наконец то что то родное, что то, что не имеет аналогов американских, римейков и тому подобное снято в классической манере детективного жанра, с добавлением драматизма и вкраплением юмора. Снято все хорошо, актерская игра — супер. Отлично!

  • Мне нравится 0
  • Комментировать
  • 20 февраля 2011 , 14:33:00

Фильм ПОРЯСАЮЩИЙ! Настоящая жемчужина кинематографа, после «Места встречи» таких бесподобных детективов, на мой взгляд, не было. Снято мастерски, лица актеров (типажи) подобраны удивительно в духе того времени, музыка, все эти старые песни просто создают «эффект присутствия» там. Фильм хочется смотреть снова и снова: наслаждаться игрой актеров, каждой фразой, и хотя уже знаешь всю интригу сюжета, каждый раз открываешь для себя какие-то новые детали, слова, смысл поступков героев. Наслаждение для ума, нирвана для эмоций. Об игре актеров — вообще нет слов! Пореченков невозможно симпатичен, несмотря на отрицательность персонажа; его непосредственная певичка, в которую он по-настоящему влюблен, — тоже; Маковецкий — будто родился в образе Фимы; Нора, тетя Песя, Ида, Чекан, Мишка Карась – убедительны, естественны, колоритны, проникновенны; энергетика и харизма Машкова вообще «держит» зрителя на протяжении всего фильма в какой-то восторженной экзальтации… Фильм «Ликвидация» западает в душу, и все эти несоответствия, о которых упоминалось в других отзывах, не имеют никакого значения. Хотите «натуральность» драк – смотрите американскую чушь, в ЭТОМ фильме это не главное! Браво создателям и огромное спасибо за прекрасную работу и доставленное удовольствие!

Поговорим за ликвидацию. «Ликвидация», режиссер Сергей Урсуляк

Авторы идеи Зоя Кудря, Александр Кореньков

Автор сценария Алексей Поярков

Режиссер Сергей Урсуляк

Оператор Михаил Суслов

Художник Владимир Банных

В ролях: Владимир Машков, Михаил Пореченков, Сергей Маковецкий, Александр Сирин, Борис Каморзин, Владимир Меньшов, Константин Лавроненко, Федор Добронравов, Виктор Супрун, Александр Голубев, Максим Дрозд, Светлана Крючкова, Ксения Раппопорт, Лика Нифонтова, Полина Агуреева

Студия «Дед Мороз» по заказу «Централ Партнершип»

Читайте так же:  Помощник адвоката спб

В декабре минувшего года наши федеральные телеканалы стремительно приближались к промежуточному финишу, коим всегда является Новый год. Обыкновенно именно рейтинги телеэфира в ночь с 31 декабря на 1 января позволяют определить, какой из каналов на данном сезонном отрезке со щитом, какой на щите.

В 2007-м это стало понятно задолго до финиша. Триумф Первого канала был предопределен так же, как была предрешена победа «ЕР» на последних думских выборах. Его отрыв от конкурентов оказался столь же впечатляющим, как и преимущество «ЕР» над ее политическими соперниками.

Другое дело, что превосходство Первого было обеспечено не административным ресурсом. И не личным рейтингом Владимира Путина. Тут ключ к успеху лежал прежде всего в выборе руководством канала программной стратегии, которая, собственно, давно уже выбрана. Она состоит в наращивании развлекательной мускулатуры.

Впрочем, и весь-то предыдущий сезон прошел под знаком ее накачивания. А в этом так вообще не было удержу в самом его начале: одновременно стартовали новые выпуски таких многобюджетных и долгоиграющих проектов, как «Минута славы», «Фабрика звезд» и «Ледниковый период». Едва они финишировали, как с низкого старта рвануло продолжение еще одного мегапроекта — «Две звезды» с Пугачевой и Галкиным в качестве ведущих.

Все это, однако, победы, одержанные Первым на уикендовской поляне. И в них нет ничего неожиданного.

Отдельная история — «Преступление и наказание» с когортой известных артистов: Елена Яковлева, Юрий Кузнецов, Андрей Панин, Александр Балуев, Сергей Бехтерев. Экранизация аккуратная, почтительная по отношению к классику, но без того нерва, без которого Достоевский не Достоевский. Каналу она не принесла зрительского рейтинга, но зато поработала на его репутационный имидж, который в последние годы оказался сильно подмочен в связи с неудачами на сериальном фронте.

НТВ на этом направлении крыть было нечем, кроме как разве несколькими рядовыми криминальными сериалами уровня «Улицы разбитых фонарей». «Россия» же для начала наступила на те же грабли, что и Первый год назад. Тогда «граблями» оказался «Тихий Дон» — сериал о гражданской войне в экспортном обрамлении. Нынче — «Война и мир», исключительно импортный продукт.

У «России» оставался последняя неубиенная карта — четырнадцатисерийное повествование Сергея Урсуляка «Ликвидация». Этот сильный козырь придерживали до последнего момента. «Ликвидация» пережидала «Капкан», затем — «Диверсанта» и стартовала в самый неожиданный момент для конкурентов — воскресным вечером 2 декабря в 21.00 по Москве, когда «ЕР» стала осмыслять свою победу и объяснять поражение своих соперников по выборам.

«Ликвидация» в тот вечер фактически, что называется, «убрала» конкурирующие в эфире «фирмы» — доля была за 40 процентов, а рейтинг — под 20. Давид Гоцман назвал бы эти цифры «картиной в масле».

Улицы, правда, не пустели во время его демонстрации, как это бывало, когда в эфире шли «Семнадцать мгновений весны». Но было перекрыто достижение постсоветского ТВ — рейтинговая планка «Мастера и Маргариты».

Что же касается популярности Штирлица, то она свалилась на наши головы совсем в иное время. Тогда и выхода-то у нас другого не было, как привязаться всей душой, всем сердцем, всей страной к советскому полковнику Исаеву в фашистском мундире — будущему герою анекдотической штирлициады. Тогда мы жили в пенале с тремя или четырьмя каналами-окошками, из которых было видать в любое время суток одно и то же. Тогда мы еще не знали, что проживаем в таком ящике, который называется ящиком Пандоры.

Теперь, чтобы собрать нас у телеэкрана в урочный день и в урочный час, нужны новые песни, новые сказки и новые мифы о главном.

«Ликвидация» — создание многосоставное в смысловом отношении и в какой-то степени эстетское.

Детективная интрига, связанная с раскрытием псевдонима Академик, — не стержень повествования, а всего лишь покров. Его хочется сдернуть, но не получается. Авторы умело его удерживают, предлагая зрителю гадать и попутно доискиваться глубинного смысла того, что происходит на экране. А это уже работа, труд, требующий хотя бы минимальных интеллектуальных усилий.

По ходу показа обнаружилось, что триумф не безусловен. Кто-то безоговорочно полюбил «картину маслом», кто-то — с оговорками, а у кого-то она вызвала приступ раздражения.

Сразу, пока не забыл, скажу о самой интересной корпорации недовольных зрителей — об антисемитах.

Вот им пришлось особенно непросто. Они же тоже зрители и в чем-то — вполне нормальные люди. И им должна быть интересна лихо закрученная занимательная история борьбы с бандитами в послевоенной Одессе. И им должен быть симпатичен главный герой, решительный, бесстрашный, дерзкий, справедливый до самозабвения и самоотречения и просто обаятельный мужчина. И вот какая обида — еврей. Это же для антисемита — трагедия. Это для него все равно как полюбить еврейку. Да еще жениться на ней. И каждый день ненавидеть, любя. А вдобавок ко всему Давид Гоцман умнее (так получилось по фильму) маршала Жукова, красы и гордости русской истории.

Самое же огорчительное для отечественных юдофобов то, чего они пока не понимают во всем объеме, но о чем, думаю, догадываются на подсознательном уровне, — одесский еврей Давид Маркович Гоцман отныне и навсегда стал национальным героем России. Притом мифологическим. В ряду комдива Чапаева, полковника Исаева и мента Глеба Жеглова. А с этой гвардией не поспоришь и не повоюешь.

Если с Гоцманом не получается поспорить, если его уже невозможно дискредитировать и втоптать в грязь, то можно попробовать его поставить под ружье сталинизма. Что, собственно, и попытался сделать самый изощренный и самый громокипящий юдофоб современной России господин Проханов, радостно возвестивший: «Появляются имперский герой и имперский художник».

Писатель тронулся на идее «пятой империи». Она ему везде мерещится. Померещилась и в сериале Сергея Урсуляка: «Сталин в фильме „Ликвидация“ смотрит из каждого кадра, и не только с портретов. Впервые за двадцать лет показана безупречная, отточенная в своей имперской красоте сталинская военно-государственная машина. Эстетика силы, геральдика служения, всепобеждающая мощь государства. То, что в „Семнадцати мгновениях весны“ было достоянием германского „орднунга“, в „Ликвидации“ стало образом советской системы».

Публицист так зашелся в сталинофилии, что выразился еще крепче: «Этот фильм с острейшим интересом и упоением смотрели сразу несколько поколений. Словно в дом вернулся родной человек, которого считали убитым. Вернулся дух СССР после „похоронки“ 91-го года».

«Дух СССР» на наши телеэкраны, действительно, вернулся, но не с «Ликвидацией», а с проектом Михаила Леонтьева «Большая игра», с риторикой товарищей Кургиняна, Веллера, тех же Проханова и Леонтьева.

Неприятие демократических ценностей настолько ослепило господина Гексогена, что он неспособен увидеть то, что реально происходит на экране. Там ведь как раз показано, что «безупречная, отточенная в своей имперской красоте сталинская военно-государственная машина» ничего не может сделать с уголовниками, несмотря на «виртуозный интеллектуализм» кастовых советских командиров.

В новейшей истории России и российского кино «Ликвидация», пожалуй, первый случай успешного художественного мифотворчества.

Кстати, именно потому, что перед нами кинематографическое создание, одетое в броню мифа, почти все нападки по части исторической недостоверности отскакивают от него, как горох от стенки.

Мы, порой отчаянно ревнуя художественных персонажей к историческим прототипам и художественные реалии — к историческому материалу, никак не можем согласиться с тем, что прошлое здесь не цель, а средство.

Это ведь, как экранизация классики. В иных случаях кинематографист решает чисто просветительскую задачу и тогда идет след в след за первоисточником. А в других — прибегает к литературному оригиналу как к своего рода оптическому прибору. В последнем случае в титрах, предваряющих фильм, возникает строчка «По мотивам. ».

«Ликвидация» — сериал «по мотивам» реальных событий, случившихся сразу после войны в освобожденной Одессе. Такой способ экранизации истории — довольно распространенная практика как в отечественном, так и в мировом кинематографе.

По отношению к «Неуловимым мстителям» ни у кого вопросов не возникало и не возникает на предмет их документальной основательности. Потому что там жанр сразу все поставил на место и зритель с первых кадров понял, что перед ним не быль, а небылица, то есть легенда.

В отношении к «Семнадцати мгновениям» все оказалось несколько сложнее. Авторы работали в пограничной зоне. Они балансировали на грани исторической фантастики. Потому у современников и были вопросы по части достоверности представленных на экране фактов. Создатели героической штирлициады не посмели громко сказать, что сотворили миф «по мотивам» некоторых обстоятельств Великой Отечественной войны; они предпочли ввести в сюжет хроникальные кадры победного наступления советских войск, чем еще больше, что называется, «подставились» под огонь критики со стороны «ревнителей».

Пресса не осталась равнодушной к «Ликвидации», но и не оказалась единодушной. Восторгов было превеликое множество. Они в основном адресовались Владимиру Машкову, сыгравшему главного героя. На долю других актеров досталось тоже немало комплиментов. Но и претензии, недоумения, обвинения по ходу показа сыпались на картину и ее авторов обильно и густо. Больше всего нареканий вызвала историческая сторона «картины маслом».

Всех замеченных несоответствий не перечислю. Но вот, например. Нам говорят: не было столько евреев в послевоенной Одессе. И не мог тогда еврей возглавлять милицию. Еще одна невероятность — маршал Жуков в исполнении Владимира Меньшова. Не таким он парнем был.

Могу себе представить, сколь много неточностей находили участники и свидетели Троянской войны в созданном мифе о ней. Кто-то негодовал по поводу Елены — мол, выдумка это. И то, что она была якобы прекрасной.

И деревянный конь — небылица. На что другой древний грек, видимо, клялся и божился, что он сам просидел в этой душной деревянной темнице несколько часов кряду, стараясь не кашлять и не чихать.

Читайте так же:  Транспортный налог и тульской области

Но разве теперь нам не наплевать на то, имеют или не имеют под собой фактические основания перипетии Троянской войны? Пускай не имеют, но уж больно красивая история.

Так ли все происходило в поединке тщедушного Давида и могучего Голиафа, как это описано в известной легенде? Но ведь и это — красивая история.

Красивые истории, как и красивые формулы, почти всегда достоверны.

Ну не мог, продолжают настаивать знающие люди, ссучившийся щипач Фима прожить и дня. А он две серии не сходил с экрана. И казалось, что мог бы и еще погулять, столь убедительным он был в исполнении Сергея Маковецкого. По крайней мере, так желалось.

Так пожелалось еще сильней, когда голова мертвого Фимы стала болтаться в кузове поехавшей полуторки и Давид взял ее в ладони. И стало понятно, как они были дороги друг другу. Это один из самых щемящих в эмоциональном отношении кадров.

Как и тот, когда Гоцман в театре вместе со всей блатной Одессой слушает Утесова.

Ну не участвовал Леонид Осипович в операции по отлову одесских авторитетов. Ну не было этого. Не приезжал он в тот год в свой родной город.

И все это, как ни странно, не имеет ровно никакого значения для зрителя.

Нет правды исторических обстоятельств, а правда переживания вымышленных обстоятельств есть.

Маршал Жуков, по свидетельству одних очевидцев, без приключений приехал в Одессу на поезде. Авторы сериала не стали отпираться и признались, что они скандальное прибытие маршала в город на машине придумали для пущего драматизма. Тем временем нашлись другие свидетели, которые подтвердили, что именно все так и было, как показано в фильме.

Такова «волшебная сила искусства». Художественная достоверность воображаемого способна перебороть достоверность документированных фактов, против которых в обыденной жизни никак не возразишь. А художественная правда воплощенного образа, как правило, берет верх над реальным историческим лицом.

В сущности, работа в пограничной зоне чревата нечаянными осложнениями.

В последних четырех сериях «Ликвидации» детективная интрига натянулась, как тетива лука. На первый план вышел Академик — майор Кречетов со своим амбициозным планом свалить маршала Победы Жукова. А подполковник Гоцман в предпоследней серии ушел в тень. В сугубо конспиративных целях.

Внешняя цепь событий напряглась, а внутренний нерв сюжета всего сериала резко ослаб. Можно сказать, обесточился. Потому что ушла тема противостояния Гоцмана против Жукова.

Нет, разумеется, по логике приключенческого жанра все правильно. Ближе к финишу нужен был выход на персональное противоборство героя и злодея — так во всех блокбастерах делается. Потому и была придумана эта история с ловушкой для вражеского подполья: гарнизон покидает Одессу, которую попытались захватить катакомбные партизаны.

Вот этот мотив оказался чересчур вольным даже для такой исторической фантазии, как «Ликвидация». И именно в силу той причины, что ее авторы работали в пограничной зоне между мифом и былью. Но, может быть, со временем, когда все реалии Великой Отечественной войны обретут статус легендарных преданий, как это произошло с событиями Отечественной войны 1812 года, и этот мотив не покажется таким уж фантастическим.

Правда, не исключено, что к тому времени право и справедливость уже не будут находиться в столь напряженных отношениях, как это нам приходится видеть сегодня. В чем и заслуга создателей «Ликвидации». В послужном списке отечественного ТВ появился новый национальный киномиф о поединке Добра и Зла и явился новый национальный киногерой, неожиданный для современной России, — одесский еврей Давид Гоцман.

Каким был в действительности начальник одесского УГРО — не суть важно, коли есть Давид Гоцман. Особо наблюдательные критики разглядели его прототип в фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Это Жеглов Высоцкого. Иные увидели и нечто большее: «Ликвидация» простонапросто — римейк говорухинского сериала.

За сходным чаще всего таится несходное. Если уж на то пошло, «Ликвидация» не повторяет «Место встречи. », а спорит с ним. У Говорухина заявлена тема противостояния Шарапова и Жеглова, то есть законности и справедливости, но она не решена. А здесь, у Сергея Урсуляка, она — лейтмотив, звучание которого нарастает по ходу повествования. И особо трагичен он в силу того, что живет и рвет душу в сердце одного героя — Гоцмана, который плоть от плоти блатной Одессы, который поднимается в своей правоте и над ней и над правдой маршала великой Победы.

Мы следим за ним от серии к серии, и в какой-то момент становится не важно, кто из героев хоронится за псевдонимом Академик и чем дело кончится.

Стало быть, сюжет организован таким образом: детективная интрига со всеми ее сложными поворотами, обманными ходами, неожиданными метаморфозами — не хребет сериала, а его оболочка, его покров, прошитый мелодраматическими отношениями главных героев с женщинами, с усыновленным мальчишкой.

Под этой оболочкой тяжело дышит, истерит, отчаивается и рвется к своему разрешению коллизия противостояния правды Гоцмана и правды Жеглова, которую в незамутненном виде представляет на экране маршал Жуков.

Гоцман: «Вор должен сидеть в тюрьме, но по суду». Жуков: «Преступник должен быть наказан полюбому — хоть по закону, хоть без суда и следствия».

У Говорухина мотив противостояния Шарапова и Жеглова — это мотив вспухающего спора между законом и справедивостью. Зритель радуется благополучному исходу и забывает прощальную реплику невинно арестованного интеллигента, предупредившего Шарапова, что Жеглов нехороший человек.

В том фильме Шарапов и Жеглов отловили преступника Горбатого, и тем дело кончилось.

В этом суть конфликта, как мне кажется, много глубже. Она в самом герое — в Давиде Гоцмане. И биться-то ему приходится не столько с загадочным Академиком, сколько с собой. Мало того, еще и с маршалом Победы — Георгием Жуковым.

Разрешение коллизии тем более интересно, что она не чистая ретроспекция. Она имеет отношение к сегодняшнему дню. История ликвидации бандитизма в послевоенной Одессе, возможно, имеет некоторое отношение к истории борьбы с коррупцией в России постсоветской. Как метод. Как принцип. Как идеология.

Теперь пусть меня убедит кто-нибудь, что «Ликвидация» в пору борьбы с коррупцией — чистая ретроспекция.

Рискну повториться только вот в чем: создателям сериала удалось сотворить не просто увлекательный художественный многосерийный фильм, но и новый миф с новым героем (в статусе-звании «легенда»), что вообще случается в кинематографе не часто, а в отечественном — в последнее время аналогичный пример и вспомнить не могу.

И вот в тот момент, когда всем ревнителям исторической точности надоело уличать авторов в накладках, ошибках, натяжках и прочих грехах (а случилось это с завершением сериала), на телеэкран выдается документальный фильм «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации».

Из оного следует, что неправды в сериале гораздо больше, чем могли предположить самые ярые его недоброжелатели.

Почти все сплошь неправда. Подлинно достоверно только то, что Жуков в 1946-м проходил службу в Одессе, которая кишела ворами, грабителями и шулерами, а все остальное.

И маршал не воевал с бандитами. И бандиты ничего не замышляли против маршала. На экране воинские подразделения — это олицетворенный порядок, образцовая законность, надежная защита мирных граждан от уличной преступности, а в действительности сама армия была в какой-то степени криминализирована и нуждалась в жесткой чистке. Да и самому маршалу Победы приходилось думать, как отмыться от подозрений в незаконном обогащении трофейной добычей.

Авторы документального фильма и режиссер игрового сериала Сергей Урсуляк признаются, что так и не обнаружили ни одного документального подтверждения тому, что опальный Жуков придумал и санкционировал операции как по отлову уголовных авторитетов на гастрольном концерте Утесова, так и по отстрелу бандитов переодетыми в штатское контрразведчиками. И, разумеется, не нашлось в архивах какого-нибудь следа об операции, хотя бы отдаленно напоминающей ту, что в сериале была проведена маршалом по заманиванию уголовников в Одессу.

Не нашлось ни документов, подтверждающих достоверность славных антикриминальных подвигов Жукова, ни живых свидетелей того, что так оно и было. В народе ходило много слухов о нескольких покушениях на командующего округом, об обстрелах его машины, но ни один из водителей не смог вспомнить ничего подобного.

Народная молва тем не менее связала славное имя сталинского полководца с укрощением «многоголовой гидры криминала». И случилось это по одной простой причине: сам Жуков к тому времени был уже мифом. Причем — положительным. А это такой магнит, который притягивает к себе все хорошее в жизни. Так же, как отрицательный миф поневоле берет ответственность на себя за все скверное. Это закон природы человеческого общежития.

Так что авторы «Ликвидации», затевая свое предприятие, уже стояли на твердой и основательной почве допущений, вымыслов, домыслов, фантазий, преданий, легенд и апокрифов — словом, всех тех ингредиентов, из которых варится новый мифологический продукт.

Но Сергей Урсуляк не просто художественно и профессионально обработал и аранжировал продукт мифотворческой самодеятельности масс. Он его сильно переработал. Жуков в сериале — гроза бандитов, но не победитель их, не освободитель от них. Он всего лишь наместник Сталина. Он — прокуратор кесаря.

А победитель и освободитель легендарной Одессы-мамы — никому доселе (до сериала) не известный Давид Маркович Гоцман. Отныне именно он — наш национальный герой. А можно взять и выше — герой новорусской мифологии.