Пособие по бедности в России в 2018-2019 году

За порогом бедности проживает в России множество граждан. Поэтому чиновники обсуждают вопрос, нужно ли выплачивать пособие по бедности в России.

На сегодняшний день такого пособия нет. Имеются льготы по оплате коммунальных платежей и иные меры социальной поддержки для малоимущих граждан.

Если такая выплата будет утверждена, то право на нее получат только нуждающиеся семьи. Определения нуждаемости в законе нет. Предполагается, что доход семьи будет сопоставляться с прожиточным минимумом, утвержденным в регионе.

Скачать для просмотра и печати:

Кто может рассчитывать на выплаты

Рассчитывать на государственную поддержку смогут родители, которые воспитывают детей в возрасте до 16 лет.

Выплаты будут полагаться тем, кто знает о нищете не понаслышке.

2 условия для получения льгот:

  • доход ниже регионального прожиточного минимума;
  • отсутствие средств для покупки базового имущественного набора.

Но не все желающие смогут получить деньги. Социальная поддержка будет предоставляться следующим категориям граждан:

  • многодетным;
  • одиноким матерям;
  • неполным семьям;
  • малообеспеченным;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • родителям, воспитывающим двоих детей, не достигших совершеннолетия.

Внимание! Опекуны получат право на пособие наравне с родными мамой и папой.

Кто такие «бедные граждане», и по каким принципам будут проводиться начисления

Число нуждающихся граждан постоянно растет. Но закон не содержит четкого определения, кто такие «бедные граждане» и как им помогать.

5 действий, необходимых для принятия закона:

  1. Определить, кто сможет получить государственную поддержку.
  2. Сформулировать требования к желающим получить выплаты.
  3. Определить минимальный размер пособия и порядок перечислений.
  4. Утвердить перечень документов для официального признания нуждающимся.
  5. Установить, каким образом подсчитывать семейный доход.

Пособие — это помощь от государства тем гражданам, которым совсем не на что жить. Прожиточный минимум — это непостоянная величина. Отдельно устанавливается размер для работающих граждан, пенсионеров и детей. Показатели отличаются в разных регионах.

Необязательно, что прожиточный минимум может только увеличиваться. В некоторых регионах он, напротив, уменьшался.

Порядок, как считать доход, семьи утвержден Законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. Берется доход семьи за три месяца и делится на количество совместно проживающих членов семьи.

Имеет значение, ведут семьи совместное хозяйство или нет. Если мама с папой в разводе и живут отдельно, то одной семьей они не являются.

Скачать для просмотра и печати:

Предложение Минфина о введении нового пособия

Предложения внесены первым замом Минфина Т. Нестеренко. Сотрудники соцзащиты будут принимать решение о назначении выплаты после анализа документов о доходах, представленных заявителем.

В приоритете находятся семьи с детьми до шестнадцати лет, а также семьи, где получает заработную плату только один из родителей.

Перспективы внедрения пособия в РФ

Госдума рассматривает проект бюджета на 2017-2019 годы. В стране сложилась крайне неблагоприятная экономическая обстановка.

3 фактора, которые негативно влияют на обстановку в стране:

  1. Санкции, введенные против РФ западными державами.
  2. Понижение цен на нефтяные ресурсы.
  3. Необходимость материально поддерживать малообеспеченные слои населения.

Вице-премьер О.Голодец отметила, что в проект бюджета на будущие годы не заложена возможность оказания дополнительной финансовой помощи гражданам. Решения приниматься будут после установления, кто именно относится к нуждающимся.

Министр труда и социальной защиты выступил против нововведений. М. Топилин подчеркнул, что поддержка отдельных граждан эффективной не является. Вместо этого нужно увеличить размер средней зарплаты по стране.

Нюанс! Эксперты считают: сначала нужно выяснить, почему бедных граждан становится все больше, а потом только делать вывод нужно пособие или нет. Также необходимо доработать механизм реализации нового закона.

Пока определенности с дальнейшей судьбой законопроекта нет, поскольку нет финансов для его реализации.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Планы по внедрению пособия

Пока отсутствует четкое мнение о том, будет принят закон или нет. Но ясно одно: семьи, оказавшиеся за чертой бедности, по независящим от них причинам, получат право на льготы.

Не получат льготы бездельники или лица, страдающие от вредных привычек (алкоголизм, наркомания). Все трудоспособные члены семьи должны работать или стоять на бирже труда. Женщина может «сидеть» дома по причине ухода в декретный отпуск.

Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

Безусловно, есть необходимость в введении пособия. Ведь, по данным Всемирного банка, количество нищих уже превысило 19 миллионов. Вопрос только в том, найдет ли государство деньги для поддержки такого количества граждан.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Пособие по бедности в России в 2018-2019 году

За порогом бедности проживает в России множество граждан. Поэтому чиновники обсуждают вопрос, нужно ли выплачивать пособие по бедности в России.

На сегодняшний день такого пособия нет. Имеются льготы по оплате коммунальных платежей и иные меры социальной поддержки для малоимущих граждан.

Если такая выплата будет утверждена, то право на нее получат только нуждающиеся семьи. Определения нуждаемости в законе нет. Предполагается, что доход семьи будет сопоставляться с прожиточным минимумом, утвержденным в регионе.

Скачать для просмотра и печати:

Кто может рассчитывать на выплаты

Рассчитывать на государственную поддержку смогут родители, которые воспитывают детей в возрасте до 16 лет.

Выплаты будут полагаться тем, кто знает о нищете не понаслышке.

2 условия для получения льгот:

  • доход ниже регионального прожиточного минимума;
  • отсутствие средств для покупки базового имущественного набора.

Но не все желающие смогут получить деньги. Социальная поддержка будет предоставляться следующим категориям граждан:

  • многодетным;
  • одиноким матерям;
  • неполным семьям;
  • малообеспеченным;
  • семьям с детьми-инвалидами;
  • родителям, воспитывающим двоих детей, не достигших совершеннолетия.

Внимание! Опекуны получат право на пособие наравне с родными мамой и папой.

Кто такие «бедные граждане», и по каким принципам будут проводиться начисления

Число нуждающихся граждан постоянно растет. Но закон не содержит четкого определения, кто такие «бедные граждане» и как им помогать.

5 действий, необходимых для принятия закона:

  1. Определить, кто сможет получить государственную поддержку.
  2. Сформулировать требования к желающим получить выплаты.
  3. Определить минимальный размер пособия и порядок перечислений.
  4. Утвердить перечень документов для официального признания нуждающимся.
  5. Установить, каким образом подсчитывать семейный доход.

Пособие — это помощь от государства тем гражданам, которым совсем не на что жить. Прожиточный минимум — это непостоянная величина. Отдельно устанавливается размер для работающих граждан, пенсионеров и детей. Показатели отличаются в разных регионах.

Необязательно, что прожиточный минимум может только увеличиваться. В некоторых регионах он, напротив, уменьшался.

Порядок, как считать доход, семьи утвержден Законом № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. Берется доход семьи за три месяца и делится на количество совместно проживающих членов семьи.

Имеет значение, ведут семьи совместное хозяйство или нет. Если мама с папой в разводе и живут отдельно, то одной семьей они не являются.

Скачать для просмотра и печати:

Предложение Минфина о введении нового пособия

Предложения внесены первым замом Минфина Т. Нестеренко. Сотрудники соцзащиты будут принимать решение о назначении выплаты после анализа документов о доходах, представленных заявителем.

В приоритете находятся семьи с детьми до шестнадцати лет, а также семьи, где получает заработную плату только один из родителей.

Перспективы внедрения пособия в РФ

Госдума рассматривает проект бюджета на 2017-2019 годы. В стране сложилась крайне неблагоприятная экономическая обстановка.

3 фактора, которые негативно влияют на обстановку в стране:

  1. Санкции, введенные против РФ западными державами.
  2. Понижение цен на нефтяные ресурсы.
  3. Необходимость материально поддерживать малообеспеченные слои населения.

Вице-премьер О.Голодец отметила, что в проект бюджета на будущие годы не заложена возможность оказания дополнительной финансовой помощи гражданам. Решения приниматься будут после установления, кто именно относится к нуждающимся.

Министр труда и социальной защиты выступил против нововведений. М. Топилин подчеркнул, что поддержка отдельных граждан эффективной не является. Вместо этого нужно увеличить размер средней зарплаты по стране.

Нюанс! Эксперты считают: сначала нужно выяснить, почему бедных граждан становится все больше, а потом только делать вывод нужно пособие или нет. Также необходимо доработать механизм реализации нового закона.

Пока определенности с дальнейшей судьбой законопроекта нет, поскольку нет финансов для его реализации.

Читайте так же:  Сколько получает мать одиночка на 2 ребенка

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Планы по внедрению пособия

Пока отсутствует четкое мнение о том, будет принят закон или нет. Но ясно одно: семьи, оказавшиеся за чертой бедности, по независящим от них причинам, получат право на льготы.

Не получат льготы бездельники или лица, страдающие от вредных привычек (алкоголизм, наркомания). Все трудоспособные члены семьи должны работать или стоять на бирже труда. Женщина может «сидеть» дома по причине ухода в декретный отпуск.

Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

Безусловно, есть необходимость в введении пособия. Ведь, по данным Всемирного банка, количество нищих уже превысило 19 миллионов. Вопрос только в том, найдет ли государство деньги для поддержки такого количества граждан.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Пособие по бедности в России в 2018 году — перспективы по внедрению

Пособие по бедности – разновидность финансовых выплат, которые предусмотрены государством для поддержки малообеспеченных семей и отдельных граждан. Законодательством России пока такого вида помощи не предусмотрено, но в Министерстве финансов проект о необходимости ее внедрения уже подан на рассмотрение. Использование такой практики поможет улучшить благосостояние нуждающихся граждан. С соответствующим заявлением выступила Татьяна Нестеренко, занимающая пост министра финансов.

Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

Кто такие «Бедные граждане» и по каким принципам будут проводиться начисления?

Так как пособие по бедности в российском государстве не выплачивалось, то в законодательной базе нет соответствующего закона. В ней не предусмотрено норм, которые бы регулировали порядок начисления, особенности выплаты и размер данного вида помощи. Также не установлено четкого понятия нуждаемости. В соответствии с этими нормами должны формироваться и требования к людям, которые смогут заявлять право на выплаты.

Право на пособие

Право на получение помощи по бедности в России смогут получить все граждане и семьи, доходность и имущественная обеспеченность которых находится ниже нормы, установленной на государственном уровне. Зачастую при расчете размера финансовой помощи и в вопросе целесообразности ее назначения принимается во внимание такой критерий как минимальный прожиточный минимум в регионе. Предполагается, что стандартный уровень пособия по бедности будет установлен на федеральном уровне. Но отдельным субъектам РФ буде представлено право регулирования размера выплат. На местах будут устанавливать и перечнь документов для подтверждения статуса «бедности».

Пособие по бедности будет назначаться по принципу категорийности и адресности, конечно если его назначат РФ.

Предполагается, что на данный вид помощи смогут рассчитывать семьи, воспитывающие детей до 16 лет. Но в обязательном порядке претенденты должны будут подтверждать статус «бедных» или таковых, которые действительно нуждаются в финансовой поддержке от государства. Если гражданин имеет доход ниже установленного минимума, не имеет средств на приобретение имущественного набора, он сможет заявить свое право на пособие.

Как полагают эксперты, на получение такого вида помощи смогут претендовать семьи, соответствующие таким требованиям:

  • наличие трех и более детей (многодетные семейства);
  • один работающий родитель (опекун);
  • неполная семья;
  • матери одиночки;
  • малообеспеченные граждане (где уровень доходности на душу населения ниже, установленного в регионе (государстве) прожиточного минимума);
  • двое и более несовершеннолетних детей;
  • один из членов семьи инвалид.

Перспективы и планы по внедрению пособия

Проектом государственного бюджета (период 2017-2019 гг.), социальной программе на соответствующий период, не заложено финансирование данного вида пособия. Следовательно, в 2018 году пособие по бедности назначено не будет. Пока для финансовых экспертов остается загадкой, как будет реализовываться проект, в каких регионах его будут внедрять и как финансировать. Возможно, программу изначально введут по отдельным регионам, где среднестатистические показатели доходности ниже минимального порога. Может, эти выплаты будут назначать нуждающимся жителям по всей территории страны.

Планирование пособия по бедности предполагает соблюдение таких шагов:

  • определение категории граждан, которые смогут претендовать на выплаты;
  • определение требований к семьям, которым будет полагаться выплата;
  • минимальный размер и особенности регулирования данного параметра на местах;
  • перечень документов для подтверждения статуса «бедный» или нуждающийся;
  • набор документов для получения пособия;
  • проверка нуждаемости органами местной власти;
  • определение понятия нуждаемости на законодательном уровне;
  • порядок оценки доходности семейств;
  • порядок проверки имущественного благосостояния.

Информация к сведению! По экспертным оценкам специалистов Всемирного банка, число бедных граждан в России по состоянию на 2018 год выше, чем 19 миллионов человек. По прогнозам количество людей, находящимся в этой категории уменьшатся, не будет. Напротив эксперты прогнозируют увеличение их роста. Вызвана такая ситуация санационными решениями, снижением цен на продукты нефтеперерабатывающей отрасли, сложными экономико-политическими вопросами. А данный вид социальной поддержки, как пособие по бедности, станет важным инструментом в социальной сфере, и будет направлен на улучшения благосостояния незащищенных граждан.

Это далеко не полный список параметров, которые требуют анализа и проработки. Первоначальный важный шаг – утверждение проекта правительством. Законодательное обоснование данного вида пособия – работа законодательной власти. Поиск источников финансирования – также немаловажный и сложный процесс для финансистов. Предстоит долгосрочный этап планирования, реализации и внедрения проекта. Вместе с планами его внедрения малообеспеченные россияне получили шанс на улучшение уровня своего благосостояния.

По мнению представителя министерства финансов, Татьяны Нестеренко, правительству нужно стремиться к повышению уровня открытости таких мер господдержки, как субсидии и пенсии. Эти выплаты должны стать доступными для нуждающихся и незащищенных слоев населения.

Внимание! При изучении информации со страниц нашего сайта, учитывайте то, что мы описываем базовые общие аспекты. Всю достоверную и исчерпывающую информацию по порядку и особенностям назначения, начисления и выплаты пособия или пенсии, субсидии или льгот можно найти в законах, которые регулируют соответствующие виды государственной поддержки. Более того каждая ситуация индивидуальна, и консультация юриста по социальным вопросам может оказаться как нельзя кстати. Квалифицированная юридическая помощь – то, что нужно, чтоб разобраться в ситуации, обозначить набор документов и определить целесообразность получения конкретного типа финансирования.

Акция! Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 декабря

8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

Сумма пособия по бедности должна быть не менее прожиточного минимума – эксперт

28 октября, 2016

Поделиться в социальных сетях:

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Сумма пособия по бедности должна быть не менее прожиточного минимума. Об этом в эфире радиостанции «Москва FM» заявил советник президента Всероссийского научно-исследовательского института охраны и экономики труда Минтруда России Николай Волгин.

Минфин предложил ввести пособие для малоимущих категорий граждан, к которым могут отнести семей с детьми до 16 лет и одним работающим родителем. Для этого собираются определить единые критерии нуждаемости, оценки семейных доходов и имущества, а также круг лиц, которые относятся к членам семьи.

«Я считаю, что Минфин сделал очень правильное предложение. Бедность в России является одной из самых социально-напряженных проблем. Сумма пособия по бедности должна быть не ниже прожиточного минимума – в стране живет порядка 20 миллионов малообеспеченных людей, чей доход до этого уровня не дотягивает», – пояснил эксперт.

Пособию по бедности необходим точечный заявительный характер – эксперт

«Пособие по бедности должно носить точечный заявительный характер. Кроме того, пока в России нет изобилия денежных ресурсов, уровень дохода потенциальных получателей этого пособия, конечно, необходимо проверять», – добавил советник президента Всероссийского НИИ охраны и экономики труда.

Как отметила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в интервью «Российской газете», пока предложения по введению пособия для нуждающихся граждан не предусмотрены в проекте бюджета на ближайшие три года.

В 2016 году прожиточный минимум россиян увеличился на 324 рубля. Согласно подписанному Дмитрием Медведевым постановлению, прожиточный минимум на душу населения составляет 9776 рублей, для трудоспособных категорий граждан – 10 524 рубля, для пенсионеров – 8025 рублей, для детей – 9677 рублей.

Российские пособия по бедности могут появиться только вместо других льгот

Хотя инициатива Минфина приблизит нас к Евросоюзу

Читайте так же:  Развивающие пособия своими руками для детей

28.10.2016 в 21:08, просмотров: 7372

О намерениях ввести пособие по бедности сообщили в Министерстве финансов: дескать, подобные пособия существуют во многих цивилизованных странах, пора бы и нам подтянуться до европейского уровня.

Конечно, давно пора. В последние 2-3 года число россиян, находящихся за чертой бедности увеличилось на 13 %. Из-за кризиса и без того низкие доходы населения стали сокращаться — об этом на недавнем совещании по стабилизации отечественной экономики говорил премьер Дмитрий Медведев.

Есть ли свет в конце тоннеля? Информация о том, что в стране появится пособие по бедности явилась очень даже кстати. Кто сможет претендовать на столь трогательную заботу властей о человеке?

Пока все еще вилами по воде писано. В трехлетнем бюджете, который обсуждается нынче в правительстве и парламенте, средств на него не заложено. Но уже ясно, что доказать право на такое материальное вспоможение будет совсем непросто.

Для начала юристам совместно с экономистами предстоит дать четкое определение «нуждаемости». Что это такое, каков его порог? Ведь известно, что у нас в стране у всякого своя нуждаемость. Потом чиновники изучат всю недвижимость и имущество кандидата на пособие, круг семьи, близких и дальних родственников. И если все они окажутся такими же горемыками, вот тогда.

О перспективах финансовой новации мы попросили высказаться доктора экономических наук, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгения ГОНТМАХЕРА:

— Пособие на бедность — это нормальный инструмент, существующий во многих странах мира. Нам, конечно, необходимо поддерживать эту категорию населения, тем более, что за последние 2-3 года она значительно увеличилась.

Однако мне пока трудно судить об этой инициативе, никаких деталей не озвучено. Странно то, что идея исходит не откуда-нибудь, а из недр Минфина РФ: ведомства, у которого по определению никогда нет денег. Это не потому, что наш минфин какой-то особенный. Все финансовые министерства мира для того и предназначены, чтобы говорить — денег нет!

Поэтому, я не верю, что кабмин возьмет и расщедрится, выделит дополнительные средства для каких-то особо нуждающихся слоев населения, назначит конкретные, хотя бы небольшие выплаты. Если такое и случится, то скорее всего взамен чего-то. У кого-то отберут или урежут другие льготы.

Денег в стране нет — ни в федеральном, ни в региональных бюджетах.

В России появятся ежемесячные пособия для бедных россиян. За счет оборонки

Законопроект о соцпомощи россиянам, находящимся за чертой бедности, поступил на рассмотрение в Госдуму. Инициаторами введения новых ежемесячных пособий выступили депутаты от КПРФ.

«Законопроект вводит определение «лиц, находящихся за чертой бедности» — это лица, доход которых (среднедушевой доход в семье которых, если у них нет собственного дохода) ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3 (около 12,5 тыс. рублей — прим. ред.) «, — приводит ТАСС текст пояснительной записки к законопроекту. Такой коэффициент, по мнению политиков, позволит улучшить финансовое положение

Объем пособия — это разница между средним доходом граждан за три месяца и величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы в субъекте, где проживает человек. Ожидается, что первые выплаты будут произведены уже в марте. Ежемесячно на них уйдет 156 млрд рублей, а в год на реализацию проекта потребуется максимум 1,56 трлн рублей.

При условии дефицита федерального бюджета средства следует получить за счет сокращения расходов на оборонку, а также введением прогрессивной ставки НДФЛ для граждан со «сверхдоходом».

«Это пособие по бедности». Эксперт о пенсиях в России

Если бы в РФ не было ограничения по верху страховой пенсии, и её размер был пропорционален заработку, тогда все стремились бы зарабатывать больше, и выплаты действительно были бы выше, говорит глава НАПФ Константин Угрюмов.

О будущем и настоящем пенсионной системы России АиФ.ru поговорил с главой Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константином Угрюмовым.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Константин Семёнович, как только в накопительной системе сформировалась приличная сумма денег, власти обратили на неё внимание и перераспределили накопительный компонент в страховую часть пенсии. Какова вероятность того, что накопительные пенсии будут вовсе отменены, и мы вернёмся к полностью распределительной системе, как это было в Советском Союзе?

Константин Угрюмов: Сегодня решения правительства в пенсионной области, за исключением повышения пенсионного возраста, вызывают у людей социальную апатию. Дело в том, что накопительный компонент — это дело молодых. Молодые сегодня абсолютно не верят государству с точки зрения обеспечения своего пенсионного будущего. Они догадываются, что как ни работай, сколько ты взносов ни перечисляй, ты всё равно получишь некую среднюю величину. Потому что при всех правилах расчёта страховой пенсии используется блокирующий коэффициент — предел по взносооблагаемой базе для начисления страховых взносов. Для тех россиян, чей годовой заработок превышает 718 тысяч рублей, взносы сверх этой суммы не учитываются в страховой пенсии. То есть здесь идёт некая уравниловка. Поэтому призывы Пенсионного фонда России (ПФР) и Министерства труда иметь большую и «белую» заработную плату не действуют в пенсионной формуле. Это ещё один из пороков страховой пенсии в дополнение к непрозрачности расчётов и начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов (пенсионных баллов).

Накопительный компонент с этой уравниловкой боролся. Поэтому люди и переходили массово в пенсионные фонды и продолжают переходить, потому что понимают, что, несмотря на все разговоры о неэффективности накопительного компонента, это «живые» деньги.

— По вашим оценкам, оказалось ли население России готовым к накопительной пенсии?

— Сейчас в НПФ в накопительной системе 30 млн человек. То есть около 60% экономически активного населения осознанно выбрали НПФ, чтобы продолжить формирование накопительной пенсии. И каждый год к этому числу присоединяется ещё по 5 млн человек. Причём за последние 3 года народ массово шёл в НПФ, несмотря на так называемое «замораживание» накопительной пенсии. Хотя точнее было бы сказать: изъятие. Замораживали только один раз, когда в 2013 году законсервировали поступившие взносы. Всё остальное — это изъятие, полное прекращение новых взносов и замена их пенсионными баллами. Всё просто: эти деньги уже потратили.. .

— Соцблок правительства регулярно заявляет о неэффективности накопительной системы. Можете объяснить, почему это не так?

— Начнём с того, что накопительная система — это деньги, наследуемые до момента выхода на пенсию. Об этом молчит и Пенсионный фонд России, и социальный блок правительства. Неперечисление взносов в эту часть означает лишение «живых» денег не только застрахованных лиц, но и их правопреемников.

Когда говорят о неэффективности накопительного компонента, используют «среднюю температуру по больнице». Это заключается в следующем: в своё время была создана такая система инвестирования, что изначально эффективной накопительная пенсия не могла быть. Работать она начала с 2002 года, до 2009 основное количество людей находилось в государственной управляющей компании, у которой были ограничения по инвестированию средств пенсионных накоплений: она могла вкладывать только в государственные бонды. А их доходность была близка к нулю. И сейчас, когда говорят о низкой эффективности накопительного компонента, то складывают ту доходность с сегодняшней, и получается ужасающая картинка, созданная нормативными документами.

Ещё за время инвестирования было целых два кризиса, при которых потери составляли до 30% доходности. Пенсионные фонды эти потери, к примеру, за самый тяжёлый 2008 год, компенсировали за счёт своих денег и плюс ко всему ещё показали рост доходности на следующий год.

Кстати, за это время ПФР, который передавал средства для управления государственной управляющей компании, начислил на счета отрицательный доход. Такой же отрицательный доход начислили управляющие компании, которые перевели деньги напрямую людям. Эти «минусы» с «плюсами» схлопываются, и получается низкая эффективность.

За последние два года фонды, которые прошли акционирование и вошли в систему гарантирования, твердо показывают доходность значительно выше инфляции. Распределительная же часть «высасывает» деньги из бюджета. Сейчас вообще пошли отказы в назначении страховой пенсии.

— Вы имеете в виду недостаток пенсионных баллов?

— Да. На тему новой пенсионной формулы есть анекдот: В больницу для умалишенных пришла комиссия, смотрят, а там Наполеон сидит, Чингисхан, и человек, который уже три стены формулами исписал. «Это Эйнштейн?» — спрашивает комиссия. «Нет, — отвечают в больнице, — это человек, который пытается по новой формуле свою пенсию высчитать».

Читайте так же:  Не привезли мебель в срок неустойка

Действительно, по этой формуле не высчитывается пенсия. Как можно высчитать что-то, когда там не известно главное — стоимость одного балла в год выхода на пенсию — поскольку он определяется каждый год? Все эти калькуляторы — это, мягко говоря, бесполезная игрушка.

Я знаю конкретные примеры, когда приходят люди за страховой пенсией, а им говорят: «Знаешь, по нашим данным, у тебя 8,78 балла, не хватает до пенсии». Последнее сообщение Пенсионного фонда России: в Самаре тысячи человек не смогли оформить страховую пенсию по причине недостатка баллов. Со стажем у них всё в порядке. Стаж, может быть, даже больше, а для пенсии не хватает. И такое началось по регионам: людям говорят, что баллов недостаточно, втёмную работали, поэтому тех взносов, которые они перечислили, не хватает для получения баллов. А человеку что делать?

Ведь «задним числом» у нас поменяли правила игры. Если бы населению сказали: «С 1 января 2018 года начинает действовать новая система, имейте в виду, что ваша пенсия будет зависеть от баллов». Но ведь государство ничего не предпринимало в прошлом, чтобы избежать этого, а наказало людей.

Балльная система формирования страховой пенсии не приведёт к росту пенсий, это уже очевидно всем. Более того, спустя 2 года после запуска она привела к тому, что люди перестают получать страховые пенсии. Поэтому никогда не будет пенсий больше определённого уровня. Страховая пенсия — это пособие по бедности, а не компенсация утраченного заработка, потому что у неё есть ограничение по верху. Если бы ограничений не было, и люди получали бы пенсию пропорционально тому, сколько зарабатывают, тогда бы все стремились зарабатывать больше, и пенсионные выплаты действительно были бы больше.

— Когда правительство объявило о заморозке пенсионных накоплений, говорилось, что эти миллиарды помогут экономике. Действительно ли эти деньги были полезны для неё?

— Я считаю, что к экономике это никакого отношения не имело. Достаточно вспомнить только один пример: в этом году пенсионные накопления частично (в размере 150 млрд руб.) пошли на докапитализацию Внешэкономбанка, то есть на погашение его убытков.

Наоборот, моратории пенсионных накоплений, начавшиеся в 2014 году, лишили экономику притока инвестиций. Изъятые за 3 года 1,5 триллиона рублей могли пойти на восстановление экономического роста, но вместо этого деньги использовали на решение проблем дефицита бюджета.

— Видите ли вы предпосылки того, что правительство когда-нибудь откажется от мораториев по заморозке накопительного компонента?

— Я не верю в это. Для того чтобы прекратить моратории и возобновить поступление пенсионных накоплений в систему, нужно повышать эффективность инвестиций этих денег на государственном уровне.

Как заклинание, мы слышим не один год разговор о том, что надо использовать эти средства в инфраструктурных проектах. Интерес рынка к вложениям в такие проекты высокий. Фонды самостоятельно ищут проекты. Достаточно напомнить открытый недавно Президентом очередной участок «Западного скоростного диаметра» в Питере. Так вот, в эту передовую дорогу вложены десятки миллиардов пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов. Проект реконструкции тепло- и водоснабжения города Волгограда практически полностью финансируют НПФ. И таких примеров множество. Но денег на них уже не стало.

— Константин Семёнович, а что ждёт будущих пенсионеров, если останется только распределительная система?

— Ответ простой: уравниловка, крайне низкий размер пенсий, особенно для людей со средним и выше уровнем заработка.

В 2002 году создали распределительно-накопительную пенсионную систему. А дальше начался её развал. И проблема не в её эффективности или неэффективности, а в том, что чиновники её забросили. Они решили, что всё уже сделали, когда приняли законы. Это как построить здание, поставить стены, но не накрыть его крышей, не закрыть окна, двери и попытаться в этом здании жить. Приблизительно это с пенсионной системой и произошло: построили стены, спланировали их, заселили туда народ и решили крышей накрыть потом. Как пример, важнейший вопрос по досрочным пенсиям не решается 15 лет. Более того, депутаты прошлого созыва Закон о досрочниках вообще сняли с рассмотрения после 15 лет забвения. А при этом почти 40% выплат из ПФР — это выплаты досрочникам. Ещё в 2008 году работодатели (РСПП) заявили о готовности участвовать в решении проблемы. Но воз и ныне там. А ещё и накопления изъяли.

Накопительно-распределительная система, кстати, великолепно работает в Швеции. Вы не поверите, там только на десять лет раньше нас начали реализовывать такую систему, и сегодня у них инвестирование идёт со свистом. Там это вводилось, для того чтобы люди думали о том, как работают их деньги. Простой пример: шведские пенсионные фонды покупали акции «Газпрома», а российским законодательно было запрещено это делать. Вот и расскажите мне, о какой эффективности может идти речь.

— Но сейчас-то уже разрешено инвестировать в акции «Газпрома».

— Сейчас разрешено, но после этого уже денег нет. Новые взносы не поступают в накопительную часть. А на одном принципе «солидарности поколений», как это было в советское время, современная пенсионная система не удержится. Не только из-за ухудшающейся демографической ситуации, но и из-за непредсказуемой, нестабильной экономики.

Поэтому о своём пенсионном будущем нужно думать самостоятельно. Доверять в этом процессе только государству бесполезно. Молодые люди должны понять, что если они ничего не будут предпринимать для того чтобы сформировать себе подушку безопасности на старость, о них никто не побеспокоится.

— Вам не кажется, что наше население не очень готово задумываться о будущей пенсии, учитывая непрекращающееся падение реальных располагаемых доходов?

— Не готово. Значит, вывод один: не будет достойной пенсии на старости.

— Константин Семёнович, Минфин с Центробанком разработали альтернативу государственному накопительному компоненту: индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Может ли он решить спорный вопрос в нашей пенсионной системе?

— Система индивидуального пенсионного капитала разрабатывалась, судя по всему, от понимания того, что поступлений по обязательному пенсионному страхованию больше не будет. Людям надо что-то копить по той простой причине, что на одну государственную пенсию прожить действительно очень тяжело. Коэффициент замещения государственной пенсии продолжает падать.

— Если система индивидуального пенсионного капитала будет внедрена, кто будет заниматься её администрированием?

— Если это будет квазиобязательная система, то администрированием может заниматься специально созданное юридическое лицо-центральный администратор. Вообще, если бы Пенсионный фонд России обладал достаточным уровнем компетенций, то он вполне мог бы заниматься администрированием. Но беда в том, что в информационной системе Пенсионного фонда нет единого формата данных при передаче из регионов в центр, на что указывала Счётная Палата.

Скорее всего, придётся создавать нового администратора, а это тоже вложения. По нашим оценкам, создание центрального администратора обойдётся в 50 — 60 млрд рублей.

Идея хорошая, а как её реализовать, пока не очень ясно. Администрировать такую систему без какого-то центрального источника информации крайне сложно. Потому что будут переходы от работодателя к работодателю, из фонда в фонд. Всё это будет трудно отследить. Человек может долго ходить, а в результате выяснить, что вся информация о нём утеряна.

— ИПК подразумевает, что люди должны добровольно вкладывать свои деньги в свою будущую пенсию. Может ли государство дать гражданам какие-то преференции, чтобы они стали участниками этой системы?

— В системе ИПК нет таких преференций, которые бы заставили человека «задрав штаны, бежать за комсомолом», как писал Есенин. А если будет такая система, когда человека включили, а чтобы выйти из неё, ему надо куда-то идти, то, наверное, человек поленится и не станет выходить. Это так называемое квазидобровольное участие. В таком формате система может заработать.

Если формат, как настаивает социальный блок, перевернуть, сделать его абсолютно добровольным, где человеку нужно самому решать, писать заявление, просить работодателя за него что-то там перечислять, то в таком виде ИПК работать не будет. Работодатель попросту откажется от участия в системе. Кому нужна дополнительная нагрузка?

Подробности ИПК нам пока неизвестны, при этом, конечно, детали крайне важны и могут повлиять на результаты. Так что будем их обсуждать и плотно работать с Министерством финансов и Центральным Банком для выстраивания приемлемой для людей конструкции индивидуального пенсионного капитала.