Социальная экспертиза и социальная диагностика

Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям. Она должна проводится экспертами (специалистами, обладающими знанием, опытом, авторитетом в определенной области науки и практики) по специальным методикам. В этой связи большое значение приобретают требования к личности эксперта, включая такие их критерии, как: компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи; эрудиция; принципиальность и независимость; необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными мнениями; эвристичность и интуиция; умение анализировать социальные проблемы с
различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, а
также учитывать реальные возможности удовлетворения социальных потребностей населения и его отдельных групп.

Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, которые подразумевают процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме. Качество социального диагноза и экспертного прогноза является интегральным свойством. Это обозначает, что сформированное на их основе заключение характеризует способность удовлетворять требованиям, обусловленным назначением формируемого решения по проблеме и/или фактическим использованием.
Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).
Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств: обоснованность, которая определяется как достаточностью экспертной системной информации, которая предоставляется эксперту, так и входной информацией, дополнительно используемой экспертом; соответствие эксперта вышеуказанным требованиям; независимость заключения от методов и способов его получения; адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.
Информативность — комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонент, входящих в итоговое заключение — достигается путем решения установленных экспертом задач по определенной им проблеме/ам.
Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы.

Социологическая диагностика и экспертиза управленческой деятельности

Дополнительная информация

Коммерческих мест — 11.

Отличительная особенность программы — ее практическая ориентированность. Слушатели программы овладевают теоретико-методологическим инструментарием проведения количественных и качественных исследований. В сотрудничестве с кафедрой ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) магистранты овладеют новейшими технологиями проведения избирательных кампаний. Взаимодействие с кафедрами глобальных информационных процессов и ресурсов, страхования и др. сформирует знания и умения управления современными уязвимостями, включая отложенные риски. В соответствии со спецификой МГИМО акцент будет сделан на освоении передового мирового опыта инновационного развития.

«Социологическая диагностика и экспертиза управленческой деятельности»

Руководитель программы — Кравченко Сергей Александрович, д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой социологии МГИМО.

Срок обучения — 2 года.

Выпускникам присваивается квалификация «Магистр социологии» по программе «Социологическая диагностика и экспертиза управленческой деятельности».

  • Практическая ориентированность
  • Акцент на освоении передового мирового опыта социологической диагностики и экспертизы в сфере управления
  • Всестороннее овладение профессиональными компетенциями, связанными с освоением методов экспертизы и диагностики, применимых в различных сферах управленческой деятельности
  • Формирование знаний в области широкого спектра социальных контекстов, непосредственно соприкасающиеся с вопросами управления

Методологическая основа курса:

  • Изучение новейших социологических теорий
  • В качестве инструментария социологической диагностики будут изучаться методы анализа данных с использованием системы SPSS

Основные дисциплины профессионального профиля:

  • Новейшие социологические теории
  • Современные социальные контексты управленческой деятельности
  • Технология построения эффективной команды
  • Современные теории и практики лидерства
  • Диагностика рисков, уязвимостей, безопасности
  • Технологии диагностики и управления социальными конфликтами
  • Диагностика организационного поведения
  • Международные стандарты экспертной работы
  • Экспертиза управления компанией: модель делового совершенствования
  • Мотивация персонала: теория и методы
  • Информационные ресурсы в управлении
  • Специфика предпринимательства в России и мире и др.

Программа изучения иностранного языка выстроена с учетом профиля магистратуры.

Профессиональные перспективы:
Ориентированность на подготовку специалистов для работы в управленческих и информационно-аналитических подразделениях региональных и государственных органов власти РФ, МИД России, российских и международных коммерческих структур, политических партий и СМИ.

  • Экзамен по социологии (письменный ответ на два вопроса по теории, истории и методологии социологии);
  • Перевод текста социологической тематики с английского языка на русский (зачет)

Юрий Волков: Социальная диагностика и социальная экспертиза (для бакалавров). ФГОС

Аннотация к книге «Социальная диагностика и социальная экспертиза (для бакалавров). ФГОС»

Освещаются недостаточно исследованные российскими социологами вопросы социальной диагностики и социологической экспертизы. Автор книги полагает, что разработка концептуальных и прикладных проблем указанного направления социологической мысли может способствовать повышению статуса социологии и как академической дисциплины, и как социально полезного знания,включенного в процесс формирования стратегии социального развития российского общества.
Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Социология», а также специалистов в области социальной диагностики и экспертизы.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Читайте так же:  Пособие для студентов по физике

Социологическая диагностика и социологическая экспертиза

Для осуществления сильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнение решений социальной экспертизы.

Социальная экспертиза – деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально-ориентированным планируемым или осуществляемым решениям – должна проводиться экспертиза по специальным (специалистами) методикам. В связи с этим большое значение приобретают требования к личности эксперта.

Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, подразумевающих процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме.

Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социального диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Это заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).

Надежность заключения включает определенный выбор составляющих свойств: обоснованность, независимость заключения от методов и способов его получения, адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы.

Информативность – комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонентов, входящих в итоговое заключение, что достигается путем решения установленных экспертом задач по определенном им проблеме.

Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении, определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблеме.

Полезность определяется как заданием, устанавливаемым для эксперта, так и от восприятия и понимания полученной в заключении информации; характеризуется способностью удовлетворять требованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованием итогового заключения.

Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы:

• диалектический – метод исследования, в процессе которого происходит выявление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;

• аналитический – метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;

• синтетический – метод исследования, суть которого- в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

• специальные — методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу и способы применения. Это, например, методы статического, структурного, факторного анализов, методы измерений и дифференциаций, моделирования и др.

Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.

Содержание понятия культура
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который .

Основные виды социальных институтов
Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных инс .

Приложения
Приложение 1 Программа социологического исследования Проблема исследования: Эффективное управление любой современной организацией невозможно без успешного регулирования отношений между ее сотрудниками. Конфликты не только возможны, но и .

Социальная экспертиза и социальная диагностика

Для проведения сильной социальной политики, ориентированной на общественные ожидания, направленной на интересы России и ее граждан, необходимо активное применение на всех уровнях принятия и контроля исполнения решений социальной экспертизы.

Социальная экспертиза — это деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям. Она должна проводится экспертами (специалистами, обладающими знанием, опытом, авторитетом в определенной области науки и практики) по специальным методикам. В этой связи большое значение приобретают требования к личности эксперта, включая такие их критерии, как:

• компетентность, способность решать творческие, нестандартные задачи;

• эрудиция; принципиальность и независимость;

• необусловленность собственных суждений предубеждениями и различными мнениями;

• эвристичность и интуиция; умение анализировать социальные проблемы с различных точек зрения, применять многокритериальные оценки явлений, а также учитывать реальные возможности удовлетворения социальных потребностей населения и его отдельных групп.

Социальная экспертиза осуществляется на основе социальной диагностики и экспертного прогнозирования, которые подразумевают процесс получения итогового заключения путем системного анализа информации с целью принятия решения по проблеме. Качество социального диагноза и экспертного прогноза является интегральным свойством. Это обозначает, что сформированное на их основе заключение характеризует способность удовлетворять требованиям, обусловленным назначением формируемого решения по проблеме и/или фактическим использованием.

Читайте так же:  Лицензия культурного наследия срок

Среди важнейших компонент заключения, полученного на основе социально го диагноза и экспертного прогнозирования, необходимо отметить следующие составляющие объективного характера: надежность, информативность, достоверность. Заключение должно отражать интересы субъекта социальных решений (полезность).

Надежность заключения включает определенный набор составляющих свойств:

• обоснованность, которая определяется как достаточностью экспертной системной информации, которая предоставляется эксперту, так и входной информацией, дополнительно используемой экспертом;

• соответствие эксперта вышеуказанным требованиям;

• независимость заключения от методов и способов его получения;

• адекватность задачам, поставленным в ходе экспертизы. Информативность — комплексное свойство, выражаемое совокупностью компонент, входящих в итоговое заключение — достигается путем решения установленных экспертом задач по определенной им проблеме/ам.

Полнота и достоверность информации, содержащейся в заключении определяются в ходе его реализации при решении соответствующей проблемы. Однако на до учесть, что итоговое заключение может быть достоверным на момент формирования заключения, но недостоверным на момент его реализации на уровне управляющего решения. Это связано с тем, что реализация управляющих решений происходит в условиях неопределенности эволюции субъекта(ов) социальных решений и процессов, влияния различных факторов, в том числе экономических и правовых. В этой связи актуальным становится временной лаг реализации решения, на основе полученного итогового заключения.

Полезность, будучи субъективным параметром, определяется заданием, устанавливаемым для эксперта, и зависит от восприятия и понимания полученной в заключении информации. Полезность характеризуется способностью удовлетворять требованиям, обусловленным назначением, дальнейшим применением и использованием итогового заключения. В значительной мере четкость и ясность заключения определяются качеством нормативно-правовых и легализованных методических критериев оценок, на основе которых выносится экспертное решение.

Основные методы, используемые в ходе социальной экспертизы:

диалектический — метод исследования, в процессе которого происходит вы явление и осмысление фактов, событий и явлений путем отражения в сознании исследователя (эксперта) объективной диалектики самой социальной действительности. Этот метод предопределяет возможности социального прогнозирования, позволяя обнаружить причины и взаимосвязи происходящих процессов и явлений, выявить их закономерности, обозначить тенденции;

аналитический — метод исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается детальному изучению;

синтетический — метод исследования, суть которого в поэтапном изучении процессов и явлений от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве. Сначала подвергаются исследованию простейшие элементы социальных объектов, в ходе чего накапливается необходимый массив конкретного знания, информации, а потом на их основе путем логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления;

специальные — методы исследования, характеризующиеся конкретной собственной методикой, отражающей их специфику, сферу (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.) и способы приме нения. Это методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, методы измерений и дифференциаций, моделирования, парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив и другие.

Социальная экспертиза по мере развития гражданского общества будет иметь все большее значение, прежде всего, в аспекте создания института независимой социальной экспертизы, осуществляемой по инициативе и в интересах широких общественных слоев.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

В большинстве случаев экспертиза представляет собой исследование, плохо поддающееся количественному анализу, в других случаях экспертиза — это освидетельствование (врачебно-трудовая, психиатрическая, медицинская). Экспертиза необходима там, где существуют трудно формализуемые задачи (сфера социальной работы).
Социальная экспертизаявляется проводимым экспертами исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие соци

альные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования.
Функции социальной экспертизы:

  • диагностическая — освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;
  • информационно-контрольная — исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажение;
  • прогностическая — выявление возможных состояний социального объекта в перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
  • проектировочная — выработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

Технология социальной экспертизы применима к любым социальным объектам — люди, социальные институты и процессы, социальные ценности, идеи, концепции, организации, экология. Социальная экспертиза представляет собой оценочно-консультационную деятельность. Необходимость в социальной экспертизе возникает, когда принимаемое нормативное решение имеет большой потенциал влияния и может положительно или отрицательно сказаться на жизнедеятельности людей.
Принято выделять следующие организационные модели экспертной работы2:
«Рецензия» включает заказ на рецензию экспертам, предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию, принятие выработанной рецензии, одобрение или отправка рецензии на доработку и оплата услуг эксперта.
«Мониторинг» применяется, если производство экспертизы требует ее долговременного, регулярного характера. Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга,
См.: Лекции по технологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холо- стовой. Ч. 1. с. 71—74.

Читайте так же:  Осаго владивосток цена

которую автоматически применяет. Затем представляет полученные результаты заказчику, в том числе сравнение данных результатов с более ранними.
«Проект». Эта модель направлена на решение группы задач, где экспертная оценка является основой для проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.
Использование экспертиз очень актуально в оценке социальных проектов и управленческих решений до их внедрения. Проектная экспертиза — это анализ созданных и имеющихся проектов, подлежащих реализации. Пост- проектная экспертиза — оценка ожидаемых и реальных эффектов воздействия от реализации проекта. Социальная экспертиза может содействовать более разумному и осмысленному человеческому существованию.
Социальная экспертиза в социальной работе сопряжена с осуществлением социальной диагностики. Сферы применения технологий диагностики разнообразны, и профессиональная социальная работа невозможна без социальной диагностики. Термин диагностика происходит от греч. diagnosis — распознавание. Термин возник в медицине. Перенесение этого понятия в социальную область произошло в результате развития социальных наук и появления института социальной работы. Некоторая схожесть терминов, применяемых в медицине и в социальной работе, не случайна: известно, что существует корреляция между рядом заболеваний и уровнем социального благополучия. Часто дефект развития представляется как продукт среды бедности[4]. В связи с этим вполне оправдан вывод о доминирующей роли социального воздействия на здоровье и интеллект человека. Например, практики селективного обучения часто заранее обрекают ребенка на низкий образовательный уровень или IQ. В США, например, в специализированные классы чаще попадают дети из латиноамериканских семей, а в современной России —

дети материально неблагополучных родителей и дети мигрантов. Таким образом, в образовательной структуре общества имеется определенная ниша, Ще оказываются конкретные категории детей, которые подвергаются процессу формирования умственной отсталости, даже если они абсолютно здоровы. В целом ряде западных исследований, касающихся природы психических заболеваний, умственно отсталые люди показаны как жертвы классовой систе- мы4. Таким образом, общество способно создавать и воспроизводить неравенство, а глубокие различия между людьми есть не причина, а результат социальной стратификации. Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Диагностика играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
Своевременное применение методов социальной диагностики способно предотвратить возникновение и обострение социальных патологий и нежелательного развития событий. Таким образом, социальная диагностика — это:

  • оценка состояния социального объекта, распознавание и анализ его социальных патологий и проблем;
  • качественный, всесторонний анализ, осуществляемый в соответствии с основными принципами системного подхода с выведением обоснованного заключения о предмете рассмотрения;
  • отрасль социальных наук, посвященная методам получения такого знания.

Принципы социальной диагностики:

  • принцип объективности (независимость исследователя от внешних факторов, желания начальства, интеллектуальной моды);
  1. См.: Е, Р. Ярская — Смирнова Социокультурный анализ нетипичности.
  • Саратов.: СГТУ., 1997.

    структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы. Изучение социальной сети личности, окружения и функционирования личности в социальном окружении; изучение внутренней структуры самой личности, согласование или рассогласование социальных ролей.
    Для анализа и оценки ситуации социальный работник может использовать качественные методы исследований, в частности, интервью и наблюдение за вербальными и невербальными реакциями клиента, его поведением, структурами его интеракций.
    Следующим этапом социальной диагностики является анализ собранных данных, их сопоставление, сортировка на важные и малозначащие. Ранжирование проблем и выделение главной, ключевой проблемы. Процедура социальной диагностики завершается постановкой социаль-

    НОГО диагноза. Дальнейший процесс социальной работы осуществляется на основании проведенной диагностики.
    ^РВопросыдпя самопроверкии самоподготовки
    1. Прочитайте нижеуказанные обращения и ответьте на вопросы :

    1. Кого вы стали бы использовать в качестве информантов в указанных ситуациях?

    Б. Какую дополнительную информацию вы хотели бы собрать, прежде чем предпринять какие-либо действия?

    1. Какие законодательные и программные документы необходимо изучить для анализа ситуации?

    А. Обращениеродителей
    Супруги Исаевы беспокоятся за старшую дочь <15 лет), которая постоянно прогуливает занятия и, как они считают, «связалась с плохой компанией». Они хотят, чтобы социальный работник посетил их и «как следует» с пей побеседовал.

    Документы
    Информанты
    Дополнительная
    информация

    Б. Обращение председателя ТСЖ
    Председатеяь ТСЖ просит помощи для супругов Лариных, у которых проблемы с умственно отсталой дочерью (41 год) непрерывно нарастают. «Все их просьбы о помощи проигнорированы». Ольга Ларина (дочь) находится в приемной.

    Информанты
    Документы
    Дополнительная
    информация

    В. Обращение анонимного соседа
    Звонящий заявляет, что его ближайшая соседка Романова Татьяна, мать-одиночка, уже несколько раз на ночь оставляла детей (четырех и семи лет) одних в доме.