МОСКВА, 24 июн — РАПСИ. Конституцию РФ в год ее 20-летнего юбилея поправят второй раз, чтобы объединить Верховный и Высший арбитражный суды России — соответствующее предложение озвучил в пятницу президент Владимир Путин на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума.

Ниже приводится справочная информация.

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 — 8 Конституции РФ.

Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ устанавливается Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.

Поправки к главам 3 — 8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.

Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный проект в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.

В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.

Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

В Основной закон 30 декабря 2009 года были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года).

Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

Законы о поправках к Конституции РФ в системе источников конституционного права (Лебедева Н.В.)

Дата размещения статьи: 24.01.2018

Современная система источников российского конституционного права представлена различными правовыми актами, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, нормативные акты различных видов и уровней, решения органов конституционной юстиции.
В юридической литературе отмечается, что «в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы» .
———————————
Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002. С. 15.

Самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы, принимаемые на федеральном уровне в порядке текущего законодательства. Их значимость обусловлена не столько их количественным преобладанием, сколько их особой ролью в механизме правового регулирования. В качестве основных признаков закона следует назвать его нормативность, особую процедуру принятия, особый объект регулирования и наибольшую после Конституции юридическую силу.
К особенностям закона, которыми он отличается от иных форм нормативных актов, следует отнести его устойчивость, стабильность и относительную неизменность, поскольку именно законом закрепляются основополагающие, устойчивые отношения, свойственные общественному развитию в относительно длящийся во времени период его существования.
В России, наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ, возможно и принятие закона РФ о поправках к Конституции РФ (ст. 136), являющегося разновидностью общефедеральных российских законов и характеризующегося как нетипичный для российской правовой системы источник конституционного права, прямо не установленный Конституцией РФ. По мнению С.А. Авакьяна, данный вид источников конституционного права необходимо «поставить на вторую позицию после актов Конституционного Собрания, поскольку посредством этих актов можно реформировать довольно широкий круг глав и норм Конституции — при сохранении в целом ее действия» .
———————————
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 68.

Как отмечается в литературе, первые попытки применить положения ст. 136 Конституции и принять к ней поправки привели к возникновению ряда спорных ситуаций. Своеобразным камнем преткновения стали наименование и правовая форма акта, содержащего поправку к Конституции , поскольку в анализируемой статье отсутствует прямое указание как на правовую форму, так и на наименование нормативного акта, на основе которого должны приниматься конституционные поправки. Пробел в этом вопросе был восполнен Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации» определил его в качестве самостоятельного вида, указав, что реализация положений данной статьи возможна лишь в форме специального нормативно-правового акта, имеющего особый статус, который отличается как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона» . Инициатором такого запроса в Конституционный Суд РФ выступила Государственная Дума, воспользовавшись своим конституционным правом на основе ч. 5 ст. 125 Конституции РФ.
———————————
Конституция РФ: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 562.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408.

Статья 136 действующей Конституции указывает не на форму, в которой принимаются конституционные поправки к главам 3 — 8, а на порядок, в каком они принимаются, а именно: в предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, в соответствии с ч. 2 ст. 108. Это значит, что такая же процедура распространяется и на процедуру принятия конституционных поправок в соответствии с требованиями указанной статьи.
На основе проведенного анализа ст. 136 Суд РФ пришел к следующему нормативно-доктринальному выводу: конституционные поправки к главам 3 — 8, исходя из смысла анализируемой статьи, необходимо принимать в форме особого правового акта — закона РФ о поправках к Конституции РФ, который принимается квалификационным большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Помимо этого, необходимо также соблюдение конституционного положения ст. 134, определяющей исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках к Основному Закону государства: Президент РФ, палаты российского парламента, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, группа в количестве не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Именно поэтому такой закон не может быть принят в форме федерального конституционного закона, поскольку на законодательном уровне зафиксирована особая процедура его внесения и принятия, а также установлено, что принятие данного вида допускается лишь по тем вопросам, которые непосредственно предусмотрены Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон в отличие от конституционных поправок не может изменять конституционных положений, поскольку принимается во исполнение Основного Закона государства. Конституционные поправки не могут быть приняты и в форме федерального закона, так как внесение таких поправок возможно в более сложной процедуре. Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ имеет самостоятельное юридическое значение.
Необходимо разграничивать понятия «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции» — как они соотносятся между собой, какова юридическая сила внесения коррективов в главы 1, 2 и 9 и в главы с 3 по 8. По трактовке, следующей из действующей Конституции РФ, поправка — это любое изменение текста, исключение, дополнение глав 3 — 8 Конституции РФ.
Можно ли изменения, требующиеся для глав 1, 2 и 9, тоже называть поправками? Строго говоря, нет научных оснований для того, чтобы не использовать понятие «поправка» для изменения текста указанных глав. Однако есть формальные основания. При внесении даже незначительных изменений в главы 1, 2 и 9 речь идет о пересмотре Конституции. И он состоит в принятии новой Конституции — даже при желании отразить мелкие, в том числе и редакционные, корректировки текста глав 1, 2, 9 Конституции РФ.
Итак, очевиден вывод о том, что пересмотр непосредственно связан с принятием новой Конституции РФ, а при конституционных поправках согласно ст. 136 Конституция в целом продолжает действовать с их учетом как Конституция 1993 года.
Исходя из того что поправки адресуются главам 3 — 8, а они закрепляют федеративное устройство России, процедуру формирования, компетенцию и взаимоотношения федеральных органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебных органов, а также правовое положение местного самоуправления, — очевиден предмет конституционных поправок на основании ст. 136 Конституции РФ. Соответствующие нормы указанных глав могут быть изменены путем принятия законов о конституционных поправках, правда, за исключением ст. 65 Конституции РФ — в соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции изменения в указанную статью вносятся на основании федерального конституционного закона.
В последнее время приобрел определенную актуальность следующий вопрос: могут ли быть предметом закона о поправках к Конституции РФ не изменения в названные главы 3 — 8, а новая глава Конституции? Особенно важен этот вопрос в связи с предложениями ученых о необходимости отражения в Конституции РФ основных тенденций в развитии демократии и гражданского общества. Данный вопрос поднимался
особенно интенсивно в 2013 году, в связи с 20-летием Конституции РФ, когда ожидались возможные конституционные реформы по данному поводу, правда, они так и не состоялись. На встрече Президента РФ с руководителями кафедр конституционно-правовых дисциплин 7 октября 2013 г., как следует из интернет-данных, в том числе с сайта Президента Российской Федерации, необходимости соответствующих поправок касался профессор С.А. Авакьян; он же говорил о том, что можно обратиться в Конституционный Суд РФ, который в порядке толкования ст. 136 Конституции РФ вправе сделать вывод о том, что поправка к Конституции может иметь форму самостоятельной главы Конституции, тем самым снимается проблема пересмотра Конституции в целом и разработки текста новой Конституции. Однако пока эта проблема не имеет решений. По нашему мнению, она заслуживает дальнейшего обсуждения.
Основные положения Постановления Конституционного Суда РФ о толковании ст. 136 были реализованы в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» , в котором регламентируется в том числе и процедура его принятия и вступления в законную силу. Анализ названного акта позволяет выделить следующие его характерные особенности.
———————————
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1146.

Читайте так же:  Госпошлина на бракосочетание на 2018 год

1. Один закон РФ о поправках к Конституции может охватывать взаимосвязанные изменения текста Конституции, при этом закон должен называться так, чтобы его наименование отражало суть данной поправки. То есть конституционные поправки необходимо рассматривать системно, стремясь с их помощью преодолеть пробелы и противоречия между конституционными нормами, а также способствовать обеспечению связей между изменяемыми и сохраняемыми статьями и главами Конституции.
При подготовке и рассмотрении поправок к Конституции следует всесторонне проанализировать факторы, побуждающие к их внесению, среди которых: кардинальные изменения, происходящие в социальной, экономической и политической сферах, возникновение новых общественных отношений, недостатки конституционного текста.
2. Процедура принятия поправок кардинально отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Прежде всего, круг субъектов законодательной инициативы ст. 104 не совпадает с кругом лиц, которые наделены правом внесения предложений о конституционных поправках и пересмотре Конституции (ст. 134). Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
3. Федеральный закон также не может быть формой принятия конституционных поправок, поскольку для внесения и принятия поправок необходима более сложная процедура, чем для федеральных законов, в отношении которых Президент вправе воспользоваться отлагательным вето, чего не предусматривают порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, процедура принятия конституционных поправок.
4. По сравнению с другими законодательными актами данный закон имеет временный характер его собственного регулирующего воздействия. Принятые положения закона поглощаются внесением поправок в Конституцию.
5. Не совсем ясен вопрос о том, выступают ли данные законы в качестве объекта конституционного контроля. Если принимать во внимание то, что федеральные законы являются родовым понятием относительно всех видов законов, тогда они могут являться предметом такой проверки. В случае противоречия данного закона Конституции РФ закон может быть признан неконституционным. Однако у Конституционного Суда РФ свой взгляд — он полагает, что не имеет права рассматривать закон о поправках, поскольку неизбежно вынужден будет при этом оценивать текст Конституции.
При исследовании сущности и предназначения законов о поправках к Конституции РФ следует обратить внимание на основные элементы соответствующей процедуры принятия конституционных поправок, которая является юридической гарантией стабильности Конституции, т.е. устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие:
1) поступившее в нижнюю палату предложение о поправке подлежит рассмотрению в профильном комитете, который затем вносит предложение о принятии к рассмотрению проекта закона либо его отклонении;
2) проект закона Государственная Дума рассматривает в трех чтениях; законопроект о поправке проходит процедуру одобрения в Думе и Совете Федерации, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона ст. 108 Конституции РФ;
3) Председатель Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия закона обязан его опубликовать и направить для рассмотрения и одобрения в органы законодательной власти субъектов РФ, для чего отводится 1 год;
4) конституционные поправки должны быть одобрены не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
5) по истечении годичного срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон о поправке Президенту РФ для подписания и официального опубликования, для чего Президенту отводится 14-дневный срок со дня его получения; при этом Президент РФ не может отклонить одобренный закон;
6) принятая поправка вносится в текст Конституции Президентом РФ, который обязан в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществить официальное опубликование текста Конституции с внесенными в него поправками;
7) в случае если закон о поправке не получит одобрения не менее чем двух третей законодательных органов субъектов РФ, повторное внесение данной поправки возможно не ранее чем
через один год.
Как известно, до 2008 года в юридической литературе законы о поправках к Конституции исследовались лишь на теоретическом уровне, поскольку отсутствовала практика их принятия и реализации. В настоящее время принято четыре Закона РФ о поправках к Конституции РФ, частности:
1) «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 декабря 2008 года, устанавливающий шестилетний срок полномочий Президента РФ и пятилетний срок полномочий депутатов Государственной Думы ;
2) «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 года, дополняющий контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ ;
3) «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 года, расширяющий полномочия Президента РФ в представлении, назначении и освобождении от должности прокуроров, за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также полномочия верхней палаты в назначении и освобождении Генпрокурора РФ и его заместителей ;
4) «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2014 г., закрепляющий право Президента РФ на назначение и освобождение представителей РФ в верхней палате, «число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации — представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 548.
СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4202.

Таким образом, закон о поправках к Конституции РФ представляет собой самостоятельный акт, отличающийся от федеральных конституционных и федеральных законов как по формальным признакам (более сложной процедурой принятия), так и по содержательным характеристикам (основное его предназначение — изменение конституционного текста).
Вопрос, связанный с определением степени юридической силы закона о поправках к Конституции РФ, а также его места и роли в российской правовой системе, до сих пор окончательно не решен. Учитывая, что посредством данного закона вносятся изменения в конституционные нормы, можно сделать вывод о том, что закон РФ о поправках к Конституции РФ стоит выше федерального конституционного закона, с которым он имеет одинаковый порядок принятия. Представляется, что названный закон характеризуется временным характером, поскольку после включения его в конституционный текст и вступления внесенной поправки в действие указанный акт утрачивает свое самостоятельное значение.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2014. Т. 1. 864 с.
2. Конституция РФ: проблемный комментарий / Автономов А.С., Бондарь Н.С., Ковалев А.М., Любимов А.П., и др.; отв. ред.: В.А. Четвернин. М., 1997. 702 с.
3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М.: Юристъ, 2002. 348 с.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОПРАВКАХ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принимается в соответствии с гл. 9 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Указанный федеральный закон устанавливает условия внесения, принятия и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ. Одним законом РФ о поправке к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон РФ о поправке к Конституции РФ получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Читайте так же:  На сколько повыситься пенсия инвалидам 3 группы

Предложение о поправке к Конституции РФ вносится в ГД субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ, в виде проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого‑либо из положений глав 3–8 Конституции РФ. Вместе с проектом закона РФ о поправке к Конституции РФ представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Рассмотрение ГД проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляется в 3 чтениях. Проект закона РФ о поправке к Конституции РФ считается одобренным ГД, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД. Одобренный ГД проект закона РФ о поправке к Конституции РФ в течение 5 дней со дня одобрения направляется в СФ, который обязан его рассмотреть. Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов СФ. В случае отклонения СФ закона РФ о поправке к Конституции РФ СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной комиссии. Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения ГД и СФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее 5 дней со дня его принятия направляется Председателем СФ в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения. Поступившее в ГД предложение о поправке к Конституции РФ направляется в комитет ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и указанного федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ. По результатам проверки комитет ГД вносит предложение о принятии к рассмотрению ГД проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения соответствующих требований Конституции РФ. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть данный закон в срок не позднее одного года со дня его принятия. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в СФ. СФ ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов РФ. СФ на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона, устанавливает результаты этого рассмотрения.

Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 7 дней со дня принятия постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае подачи жалобы закон РФ о поправке к Конституции РФ не направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ, требующего пересмотра постановления СФ об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона РФ о поправке к Конституции РФ, СФ на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном указанным законом.

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

В случае если закон РФ о поправке к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов РФ, повторное внесение в ГД предложения о данной поправке допускается не ранее чем через 1 год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ этого закона.

Федеральный закон о поправках конституции

3.1 Внесение предложения о конституционной поправке и ее рассмотрение в палатах Федерального собрания / Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ
3. Анализ действующего правового регулирования порядка принятия и вступления в силу конституционных поправок

Как отмечалось выше, процедура принятия закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации урегулирована Федеральным законом от 4 марта 1998 г . «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». За рамками, установленными данным Федеральным законом, действует Регламент Государственной Думы [1] .

Статья 3 Федерального закона от 4 марта 1998 г . № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» устанавливает требования к предложению о поправке к Конституции Российской Федерации.

Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.

Предложения о поправке к Конституции Российской Федерации согласно её ст. 134 могут вносить:

· Президент Российской Федерации;

· Правительство Российской Федерации;

· Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

· Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Статья 4 Федерального закона от 4 марта 1998 г . № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» определяет порядок принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы проект закона Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы на заключение комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, полномочных представителей Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц.

Заключение и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о внесении изменений в положения глав 3-8 Конституции Российской Федерации с учетом внесенных поправок направляются комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов.

Рассмотрение законопроекта о внесении изменений и дополнений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях. В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании или уполномоченных им лиц, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосуются каждая по отдельности. Поправка принимается, если за нее проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Читайте так же:  Нормы международного права допускают

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста закона Российской Федерации о внесении изменений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации и устранения имеющихся противоречий Государственная Дума принимает данный закон в целом, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в главы 3-8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная для повторного рассмотрения федеральных конституционных законов.

[1] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2 апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24 марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля, 10 ноября 2004 г., 2, 18 февраля, 2, 30 марта, 10, 17 июня, 8 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г., N 7, ст. 801.

Что выше по юридической силе — фз или закон о поправках к Конституции?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что выше по юридической силе — фз или закон о поправках к Конституции?

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Ксения! Вы сами ответили на свой вопрос — конечно ФКЗ «О поправках к Конституции», потому что именно ФКЗ они туда вносятся.

Есть вопрос к юристу?

Ксения, соглашусь с ответом коллеги, могу лишь добавить, что иерархия федеральных НПА следующая:

Закон РФ о поправках в Конституцию РФ (например, Закон о внесении изменений в Конституцию в связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ);

Федеральный конституционный закон

Конституция это высший закон. В соответствии с Конституцией разрабатываются Федеральные законы. Они не могут противоречить Конституции. Если есть противоречия, то ФЗ приводятся в соответствие с Конституцией.

Удачи Вам!
Лучшее спасибо — это отзыв.

Да, закон о поправках в конституцию будет обладать большей юридической силой чем фз.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон о поправках конституции

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Поправки к Конституции РФ и законодательная процедура их принятия

12 ноября Госдума рассмотрит в первом чтении президентский проект закона, предусматривающий изменение Конституции в части создания объединенного суда на базе Верховного и Высшего арбитражного судов РФ.

Вопросы функционирования судебной власти прописаны в главе 7 Основного закона. В статье 126 указывается, что Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Статья 127 устанавливает, что Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Согласно внесенному 7 октября Владимиром Путиным законопроекту, «Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики». Его судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ.

Оговаривается, что до дня вступления в силу поправок в Конституцию РФ устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший арбитражный суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного суда РФ.

Объединенный Верховный суд РФ формируется в составе 170 судей. Первоначально их будет отбирать специальная квалификационная коллегия, состоящая из представителей президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов.

Какие поправки вносились в действующую Конституцию

Принятие поправки в Конституцию по объединению высших судов повлечет за собой изменение 28 федеральных законов РФ.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

В соответствии с главой 9 Основного закона, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство Российской Федерации, законодательные /представительные/ органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Первые поправки были внесены 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцина — Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия—Алания соответственно. В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты-Мансийского автономного округа. Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз на основании федеральных конституционных законов /ФКЗ/ — в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. В документе появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.

5 ноября 2008 года президент Дмитрий Медведев выступая с посланием к Федеральному Собранию, предложил внести поправки в Конституцию РФ. Первая касалась увеличения сроков полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Вторая — расширения полномочия Госдумы в части контроля над исполнительной властью, а именно: установить норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности. Увеличение сроков полномочий не распространяется ни на действующего президента, ни на депутатов Госдумы действующего созыва.

21 ноября Госдума приняла, а 26 ноября Совет Федерации одобрил поправки в Конституцию. Затем они были направлены на утверждение законодательным собраниям субъектов РФ.

Согласно статье 136 Конституции России и толкованию этой статьи в специальном постановлении Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года, поправки к главам 3 — 8 Конституции /касающиеся федеративного устройства государства, органов государственной власти и местного самоуправления/ могут быть приняты только в случае их одобрения большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации, не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госдумы, а также органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

22 декабря Совет Федерации утвердил результаты рассмотрения региональными законодательными собраниями поправок в Конституцию РФ. В постановлениях, принятых сенаторами, отмечалось, что все 83 субъекта РФ одобрили закон о поправках в Конституцию. Соответствующее постановление в тот же день было направлено президенту РФ. После этого, согласно законодательству, было дано семь дней на возможное обжалование законов о поправках в Конституционном суде РФ.

30 декабря Дмитрий Медведев подписал закон Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации» «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной думы». Одновременно был принят закон «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Поправки вступили в силу 31 декабря 2008 года после публикации в «Российской газете».

В мировой практике существуют различные способы принятия поправок в Конституцию, но в большинстве демократических государств они принимаются квалифицированным большинством от общей численности членов парламента /в две трети, три четверти, а иногда три пятых голосов в каждой из палат при двухпалатной структуре парламента/. В некоторых странах поправки выносятся на референдум /Швейцария, Дания, Ирландия, Хорватия, Албания, Польша, Андорра/. В США, например, принятые Конгрессом поправки к Конституции подлежат ратификации не менее чем тремя четвертями штатов. Эти поправки не вносятся в текст Конституции, а прилагаются к ней. В других странах поправки вносятся в текст конституции либо изменяют содержание ее статей. Процедура принятия конституционных поправок в целом призвана являться юридической гарантией стабильности конституции, то есть устойчивости содержания этого документа, рассчитанного на долговременное действие.