Примерная форма договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом

[ место заключения договора ]

[ число, месяц, год ]

[ Полное наименование перевозчика ], именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, Положения, Доверенности ], с одной стороны и

[ полное наименование грузоотправителя ], именуемое в дальнейшем «Грузоотправитель», в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ Устава, Положения, Доверенности ], с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется за вознаграждение осуществить для Грузоотправителя перевозку груза в объеме, в сроки и по маршруту, указанным в международной товарно-транспортной накладной, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.

1.2. Погрузка осуществляется силами и средствами [ вписать нужное ] и за счет [ вписать нужное ].

1.3. Выгрузка осуществляется силами и средствами [ вписать нужное ] и за счет [ вписать нужное ].

1.4. На каждую партию груза составляется накладная в трех экземплярах, подписанных Грузоотправителем и Перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается Грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у Перевозчика.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. При принятии груза Перевозчик обязан проверить:

— точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

— внешнее состояние груза и его упаковки.

Если Перевозчик не имеет возможности проверить правильность записей, сделанных в накладной, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

2.2. Если по какой-либо причине выполнение настоящего договора является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному месту доставки, Перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно товарно-транспортной накладной.

2.3. Если обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, отличных от предусмотренных в накладной, и если Перевозчик не смог своевременно получить инструкции от лица, имеющего право распоряжаться грузом, он должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом.

2.4. Перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или выполнением полученных инструкций, полученных от лица, имеющего право распоряжаться грузом.

2.5. Грузоотправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение Перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.

2.6. Грузоотправитель имеет право требовать проверки Перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

2.7. Грузоотправитель имеет право распоряжаться грузом до момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю, в частности, требовать от Перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. Стоимость услуг по настоящему договору составляет [ сумма и валюта платежа ].

3.2. Указанная сумма перечисляется безналичным путем на счет Перевозчика [ указать в какой срок ].

4. Ответственность Сторон

4.1. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли не по его вине.

4.2. Перевозчик освобождается от ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:

1) с использованием открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено и указано в накладной;

2) с отсутствием или повреждением упаковки грузов;

3) с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза грузоотправителем или получателем, или лицами, действующими от их имени;

4) с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавлению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;

5) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;

6) с перевозкой животных.

На Перевозчике лежит бремя доказывания того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны указанными обстоятельствами.

4.3. В случае, когда Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Размер возмещения не может однако превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0,900 пробы.

Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и пропорционально размеру ущерба при частичной потере. Другие убытки возмещению не подлежат.

4.4. В случае просрочки с доставкой и, если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, Перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку.

4.5. Более значительное по размеру возмещение может быть потребовано с Перевозчика только в том случае, если была сделана декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза при доставке.

4.6. Грузоотправитель несет перед Перевозчиком ответственность за ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью документов и сведений, предоставленных им для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью Перевозчика.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до [ вписать нужное ].

5.2. Грузоотправитель вправе отказаться от исполнения настоящего договора при условии оплаты Перевозчику фактически понесенных им расходов на момент расторжения договора.

5.3. Перевозчик вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Грузоотправителю убытков.

5.4. При решении любых споров, вытекающих из настоящего договора, Стороны руководствуются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.)

5.5. К настоящему договору применяется право [ указать страну применимого права ].

5.6. Не урегулированные Сторонами споры передаются на рассмотрение в суд [ указать страну, на территории которой он находится ].

5.7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.

6. Реквизиты и подписи Сторон

[ Должность ] [ личная подпись ] [ Ф. И. О. ]

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Реклама на сайте:

© www.demamida.ru 2018 | ТПК Демамида. Контактная информация тел. (904) 970-17-57

Запрещается использование авторских материалов сайта, без указания активной ссылки на наш сайт, а лучше на конкретную страницу источник статьи

Договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в прямом международном сообщении

Договор N ___ о перевозке грузов автомобильным транспортом в прямом международном сообщении

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом настоящего договора является определение порядка взаимоотношений между Заказчиком и Перевозчиком при планировании и осуществлении перевозок грузов в международном сообщении из ______________ в __________________ по маршрутам ________ — ___________ — __________ и расчетов между Партнерами.

1.2. Перевозки осуществляются в соответствии с условиями Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ), Национальным стандартом Российской Федерации «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Transport and forwarding services. General requirements» ГОСТ Р 52298-2004 (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст) и требованиями международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами, по которым осуществляются перевозки.

1.3. Документы для перевозки: ________________________________________ (свидетельство о регистрации транспортного средства (Конвенция о дорожном движении, 1968)/накладная (договор-перевозки) (ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956). В накладной указан получатель груза, в т.ч. наименование или Ф.И.О., адрес, ИНН, телефон, электронный адрес/международная транспортная накладная (CMR и пр.), карнет TIR (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП), 1975; Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956; Гаагская конвенция, 1961) утвержденной формы.

1.4. К предмету настоящего Договора также относится перевозка грузов, осуществляемая без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения при условии, что определенная часть операции такой перевозки между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.

1.5. Страхование грузов, платежно-финансовые услуги, а также услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств Партнеры выполняют в соответствии с действующим законодательством.

1.6. Дополнительные услуги, связанные с перевозками, в том числе выполнение таможенных и иных формальностей, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, оказание различных консультационных услуг, страхование груза и др., Перевозчик оказывает на основании дополнительных соглашений. При этом Перевозчик декларантом товаров выступать не может.

2. ОБЯЗАННОСТИ ПАРТНЕРОВ

2.1. Заказчик обязан:

— предварительно информировать Перевозчика в письменном виде за ____ дней о количестве автомобилей по типам с указанием грузоподъемности, объема кузова и других данных, которые потребуются для перевозки грузов, а также сообщить график, место загрузки и разгрузки, номенклатуру и стоимость грузов, наименование фирмы, фамилию и имя лица, ответственного за загрузку и разгрузку, его телефон/факс;

— в случае необходимости не позднее чем за _____ дня до загрузки подтверждать или сообщать Перевозчику об изменении графика очередной загрузки. Предъявлять грузы к перевозке в соответствии с заявками, подтвержденными Перевозчиком;

— организовать в течение _____ часов загрузку-разгрузку транспортных средств Перевозчика своими средствами и за свой счет, таможенное оформление, упаковку груза, если эти условия не оговорены специально.

Читайте так же:  Осаго что дает при аварии

2.2. Перевозчик обязан:

— в течение суток с момента получения заявки рассмотреть ее и дать ответ. Принятием заявки на перевозку к исполнению является выставление счета либо копии заявки Заказчика, заверенной печатью Перевозчика;

— информировать Заказчика не позднее чем за __ дня до начала перевозок о количестве автомобилей и их регистрационных номерах, объемах полуприцепов, которые будут поданы под загрузку в соответствии с заявкой Заказчика;

— обеспечивать подачу под загрузку технически исправных транспортных средств требуемых типов, пригодных для перевозки грузов в международном сообщении, в срок (в дни и часы, заявленные ранее Заказчиком) и в согласованном Партнерами количестве. Подача под загрузку транспортного средства, не пригодного для перевозки данного груза, приравнивается к его неподаче;

— контролировать доставку груза, исходя из среднесуточного пробега автомобиля ___ км (с незначительными колебаниями в зависимости от времени года);

— информировать Заказчика о вынужденных задержках автомобилей в пути, авариях и других непредвиденных обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза;

— предпринимать абсолютно все необходимые меры для своевременной доставки груза получателю;

— строго выполнять инструкции Заказчика по оформлению транспортных и таможенных документов, проверять соответствие груза и документов TIR и CMR конвенциям, выполнять инструкции Заказчика по доставке грузов.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, ЭКИПАЖУ, ОБОРУДОВАНИЮ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯМ

3.3. Перед каждой перевозкой каждый водитель проходит предрейсовый медицинский осмотр.

3.4. Перед каждой перевозкой каждое транспортное средство проходит предрейсовый технический осмотр.

3.5. Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должны предоставляться и устанавливаться на транспортном средстве Заказчиком и сниматься с транспортного средства получателем (если иное не установлено договором).

3.6. Все принадлежащие Заказчику приспособления возвращаются Перевозчиком Заказчику в соответствии с его указанием в транспортной накладной и за счет Заказчика, а при отсутствии такого указания выдаются получателю вместе с грузом в пункте назначения.

3.7. Погрузка грузов в транспортное средство осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства.

3.8. Дополнительные требования к погрузке, размещению и креплению груза: _____ ________________________________.

3.9. Выгрузка осуществляется силами и средствами ___________________ за счет _______________.

4.1. Расчеты за перевозку грузов Заказчика автомобильным транспортом Перевозчика производятся по согласованным между ними ставкам (Приложение N ___) на основании счета, выставленного Перевозчиком.

4.2. Стоимость перевозки груза соответствует сумме, указанной в счете-фактуре, и включает страхование перевозки, стоимость разрешений на провоз груза по иностранной территории, «экологический» сбор, а также оформление всех необходимых документов.

4.3. Заказчик производит оплату в течение ___ рабочих дней с момента окончания перевозки. Моментом окончания перевозки признается момент отгрузки товара в конечном пункте его назначения.

4.4. Перевозчик предоставляет Заказчику счета на заявленное количество автомобилей.

4.5. В случае возникновения расходов, связанных с проездом по иностранной территории, сверх оговоренной ставки Заказчик и Перевозчик согласовывают включение этих расходов в ставку за перевозку; фактические расходы Перевозчика должны подтверждаться соответствующими документами и оплачиваться Заказчиком.

4.6. Перевозчик страхует груз от утраты, повреждения, _______________ (иные риски) на сумму не меньше _________% стоимости груза. Копию полиса Перевозчик представляет Клиенту по его требованию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАРТНЕРОВ

5.1. В случае отказа Заказчика от перевозки после прибытия транспортного средства Перевозчика под загрузку Заказчик уплачивает Перевозчику понесенные расходы.

5.2. Заказчик уплачивает Перевозчику штраф в сумме ________ (__________) рублей за каждые сутки простоя автомобиля, не считая ______ часов, предусмотренных настоящим договором для загрузки-разгрузки и таможенного оформления груза (в это время не включаются выходные и праздничные дни, если машина прибывает под загрузку-разгрузку накануне после _____ часов дня местного времени).

5.3. Перевозчик обеспечивает подачу автомобиля по графику, согласованному с Заказчиком. При несвоевременной подаче автомобиля за каждые просроченные сутки Перевозчик уплачивает Заказчику штраф в сумме ________ (__________) рублей.

5.4. За неподачу автомобиля под погрузку в согласованное Партнерами время Перевозчик уплачивает штраф в размере ___% от стоимости фрахта с момента выставления счета.

5.5. За просрочку платежа Партнеры несут ответственность в размере _____________ от размера неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

5.6. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента его погрузки до момента его доставки и выгрузки в месте разгрузки (оформленная CMR с печатью получателя). Перевозчик прибывает на охраняемую зону терминала и только после этого звонит Заказчику, груз отдается клиенту только по предъявлении документа (паспорта) с заранее согласованными с Заказчиком данными на клиента. При невыполнении данных инструкций вся ответственность за груз лежит на Перевозчике.

5.7. При невыполнении инструкций по схеме загрузки, порядку и маршруту доставки Заказчик вправе наложить на Перевозчика штраф на сумму понесенных убытков вследствие несоблюдения условий перевозки.

5.8. Во всех остальных случаях Партнеры несут ответственность согласно Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ).

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Заказчик и Перевозчик примут все меры к решению дружественным путем любых споров и разногласий, которые могут вытекать из настоящего договора или в связи с ним.

6.2. В случае если Партнеры не могут прийти к мирному соглашению, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. ____________.

6.3. Применимое право (в порядке приоритета):

— «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов» (1956);

— «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП)»;

— Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

6.4. До передачи в суд Партнеры предъявляют претензии в порядке, установленном ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

7. ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует ________________.

7.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами с двух сторон.

7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого Партнера.

7.4. Приложения к настоящему договору:

7.4.1. Согласованные ставки (Приложение N ____);

Характеристика международного договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Для того чтобы произвести международную поставку груза автомобильным транспортным средством с точки отправки в пункт назначения согласно правилам и всех требований, важно ознакомиться с Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. Этот документ поможет установить меру ответственности сторон при перевозке товара, моменты подачи претензии и исков, случаи недействительности договора, оспаривающих действующую конвенцию.

Международные перевозки автотранспортом регламентируются соответствующими соглашениями и документами

Общая характеристика

Договор международной перевозки грузов состоит из семи разделов, которые содержат в себе подразделы. Важно указать номер договора, общие и контактные данные сторон, дату подписания соглашения. Оформляется договор соответственно всем международным стандартам и Таможенной конвенции о международной поставке грузов с использованием книжки МДП. Договор определяет меру действий и меру ответственности участников процесса. Согласно документу, перевозчик берет на себя обязанности доставить товар, который передает ему отправитель. Доставка производится с учетом согласованного маршрута, времени и сроков. Отправитель должен произвести оплату труда соответственно той сумме, что была согласована до подписания соглашения. Сумма оплаты дополнительно указывается отправителем в заявке на предоставление услуг.

Меры действия сторон

Согласно условиям действующего договора стороны договора несут ответственность за выполнение сервиса. Перевозчик берет на себя такую ответственность:

  1. Информацию о транспортном средстве, его номер, технические характеристики, количество и данные водителей.
  2. Доставить груз в пункт назначения, который указан в CMR. CMR — транспортная накладная международного образца, выписывается в четырех экземплярах и передается сотруднику таможенного поста при досмотре. Декларация подтверждает взаимное отношение отправителя и получателя на доставку груза.
  3. Подать транспортное средство на погрузку товара согласно срокам.
  4. Перевозка груза производится в том же виде, что передал ему заказчик, в срок.
  5. Если во время поставки товара возникли форс-мажорные ситуации, проблемы с документами, неполадки транспортного средства, авария нужно отправителя поставить в известность сразу.
  6. На протяжении десяти дней после доставки и передачи товара получателю, перевозчик должен предоставить отправителю копии документов, что сопровождали груз с печатями, актами простоя.

Отправитель должен придерживаться таких правил договора:

  1. Груз на перевозку передается в том виде, что указан в заявке.
  2. Правильно оформить и подготовить сопровождающие документы для перевозки товара.
  3. Передать перевозчику заявку на доставку содержимого багажа.
  4. Произвести оплату перевозки соответственно сумме, которая указана в заявке и согласована до подписания договора.
  5. Оплатить дополнительные расходы, связанные с увеличением километража.
  6. Оплатить дополнительные расходы перевозчика, связанные с доставкой товара, если есть документальное подтверждение.

На место назначения груз должен прибыть в том же виде, в каком он был отправлен

Обязательства участников процесса

Если одна из сторон перевозки товара отказалась от выполнения условий соглашения, то она должна произвести оплату за действие в размере десяти процентов от общей суммы перевозки. В заявке указываются сроки предоставления транспортного средства, для погрузки содержимого багажа. При нарушении сроков перевозчиком, производится оплата штрафа за весь период задержки. Перевозчик оплачивает штраф и при нарушении сроков выгрузки товара в пункте назначения. После подписания договора и транспортной накладной CMR, исполнитель берет на себя ответственность за содержимое поставки. Рекомендовано ставить подпись на документах после полного осмотра целостности товара, его количества, позиций. Если этот пункт будет опущен, ответственность несет перевозчик.

При задержке оплаты за выполненный объем работы, заказчик оплачивает штраф за каждый день задержки. Сумма штрафа увеличится, если оплата будет задержана больше, чем на один месяц.

Решение спорных моментов

При перевозке товара могут возникнуть ситуации, которые требуют судебного разбирательства. Первый пункт о разрешении споров рекомендует производить разбирательства путем мирных переговоров, без вмешательства судебных представителей. Если стороны перевозки груза не пришли к компромату, то судебный процесс происходит на основание действующей Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. Соглашение на поставку груза автомобильный транспортным средством имеет свои сроки действия. Соглашение может быть разовым или годовым. Срок продления годового соглашения происходит автоматически. Это правило действует в том случаи, если одна из сторон процесса доставки груза не подала заявление о расторжении действия договора. Автоматически действие документа на доставку груза автомобильным транспортным средством продлевается на один год.

Читайте так же:  Жалоба на приставов в арбитражный суд образец

Спорные вопросы решаются на основании Международной конвенции о грузоперевозках

Завершающий этап договоренности

Завершающим этапом договоренности выступает согласование дополнительных вопросов, которые не предусмотрены условиями соглашения и могут возникнуть при доставке содержимого багажа. Документ выступает действительным, если на нем ест подписи сторон и печать. В последнем разделе соглашения указываются:

  1. Юридический и фактический адрес отправителя.
  2. Юридический и фактический адрес перевозчика.
  3. Электронный адрес участников доставки содержимого багажа.
  4. Контактные телефоны отправителя и исполнителя. Предусмотрены графы для мобильного номера телефона, стационарного номера телефона и факса.
  5. Банковские данные сторон, реквизиты счета.
  6. Должностное положение отправителя и получателя, фамилия, имя, отчество.

При поставке товара, отправителю нужно ознакомиться со списком, допустимых к перевозке, товаров, а также, на какой вид груза не распространяются условия Конвенции. Это могут быт предметы мебели в момент перевозки, товары, которые при доставке руководствуются другими правилами Конвенции. Это может быть почтовая Конвенция. Без сопроводительных документов, согласованный Конвенциею, можно перевозить покойника. Обязательным правилом поставки содержимого багажа выступает снятие налоговой ответственности и сборов с транспортного средства. При прохождении таможенного досмотра, перевозчику нужно предоставить лицензию, которая допускает производить перевозки международного класса. С образцом договора можно ознакомиться по ссылке: http://bamap.org/information/news/2010/09/16/12614/.

Международные автомобильные перевозки

Международные автомобильные перевозки – самый популярный вид перевозок, который регламентирует частное международное право. Автомобильный транспорт, стремительно развивающийся в последние годы, широко используется для межгосударственных перевозок пассажиров и внешнеторговых грузов. Чтобы успешно заниматься автоперевозкой, нужно быть в курсе всех нюансов организации этого процесса.

Международное регулирование автомобильных перевозок: нормы частного права

Правовое положение наземной транспортной среды тесно взаимосвязано с юридическим статусом территории государства, в котором производится перевозка. Последний, в свою очередь, опирается на суверенитет государства в отношении его территориальных образований. Кроме того, правовое регулирование наземной перевозки осуществляется на основе актов международного права:

«Международная Конвенция о дорожном движении» (Женева, 19.09.1949 г.) по части организации дорожного движения;

Женевская конвенция МДП (1975 г.) о порядке прохождения таможенных формальностей;

«Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА)» от 15.11.1975 г., определяющее режим их использования.

Международные автомобильные перевозки грузов попадают в правовое поле Конвенции КДПГ (о договоре международной дорожной перевозки грузов), подписанной в Женеве 19.05.1956 г. и вступившей в действие 02.07.1961 г.

Этот документ определяет правоотношения грузовладельца и перевозчика, связанных совместным договором о сотрудничестве, правила приёма груза для транспортировки и выдачи его в конечном пункте назначения.

Конвенция о международных автомобильных перевозках распространяется на любой договор о дорожном транзите грузов за вознаграждение с использованием автотранспортных средств, если обозначенные контрактом пункты погрузки и доставки принадлежат двум разным государствам, как минимум одно из которых участвовало в подписании Конвенции. Этот документ регулирует и перевозки, осуществляемые правительственными учреждениями (организациями) или самими государствами.

Конвенция недействительна для перевозок:

По международным почтовым конвенциям;

По воздуху, железной дороге, морю, внутренним водам без перегрузки, если они являются частью смешанной перевозки;

Между Северной Ирландией, Ирландской Республикой и Великобританией;

Мебели и обстановки при переездах;

Сегодня вопросами автомобильного транспорта занимаются около 40 международных организаций. Самые авторитетные из них – Комитет ВТ ЕЭК ООН (Комитет внутреннего транспорта) и МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта). Первый из них основан в 1948 г. как межправительственный орган для организации сотрудничества всех видов внутреннего транспорта. В его состав входят страны, имеющие членство в ЕЭК ООН.

Комитет ВТ разработал порядка 40-ка международных конвенций, свыше 50-ти единых правил и предписаний относительно устройства транспортных средств. Комитет ВТ активно участвовал в усовершенствовании системы государственного автострахования ОСАГО (система Green Card).

Использование разрешительной системы на международные перевозки грузов автомобильным транспортом позволяет контролировать число прибывающих в страну иностранных грузовых автомобилей и отстаивать интересы отечественных перевозчиков. При перевозках между странами, которые не имеют обоюдных соглашений, компетентные органы государства перевозчика выдают для этого одноразовое разрешение. Страны Европы практикуют выдачу нескольких видов разрешений:

На многократные рейсы;

На фиксированное количество рейсов;

На пригородные перевозки.

Разрешения, выдаваемые в России и странах, которые имеют с нами двусторонние соглашения, обычно носят разовый характер. Осуществление международных автомобильных перевозок в третьи страны и обратно происходит по «стандартной международной лицензии», дозволенной к выдаче ЕКМТ (Европейской конференцией министров транспорта). Россия вошла в состав Конференции в 1997 году.

Международные перевозки автомобильным транспортом как пассажиров, так и грузов предусматривают обязательное государственное страхование ответственности перевозчиков перед третьими лицами, поэтому всем перевозчикам надлежит заранее оформить соответствующие документы на каждое транспортное средство. Страховой полис должен полностью покрывать ущерб, который, возможно, нанесут транспортные средства.

Наша страна заключила многочисленные двухсторонние договоры международной автомобильной перевозки, которые объединяют следующие положения:

Установка разрешительной системы на международные автоперевозки грузов, пассажиров и багажа;

Урегулирование вопросов перевоза в третьи страны и в обратном направлении (к примеру, австро-российское соглашение о международном автотранспортном сообщении).

Какие документы нужны для международных автомобильных перевозок

Документы для международных автомобильных перевозок условно делятся на три группы: личные; на транспортное средство и на груз.

1) К личным документам относятся:

Командировочное удостоверение (для Литвы – выписка из приказа);

Свидетельство о подготовке или переподготовке;

Паспорт с открытыми визами для выезда за границу;

Водительское удостоверение согласно Конвенции о дорожном движении;

Медицинская книжка (в случае перевозки продуктов питания по СНГ);

Тахограммы (регистрационные листки);

Документы для таможенного оформления личных вещей.

2) Пакет документов на транспортное средство содержит:

Документальное подтверждение оплаты (за дороги, за пребывание на территории, различных сборов и др.);

Регистрационное свидетельство и договор аренды (в случае несовпадения владельца и перевозчика);

Табличка о допуске к транспортировке скоропортящихся продуктов питания (в страны СНГ – санитарный паспорт);

Международный сертификат ТО и талон техосмотра;

Свидетельство о допуске дорожного ТС к перевозке грузов с таможенными печатями, пломбами и приложенными фото;

Разрешения на: въезд-выезд (двухсторонние), транзитный проезд, проезд по третьим странам, универсальные (вместо первых трёх видов), (не)регулярные автобусные перевозки, специальные грузы (опасные, тяжёлые, негабаритные);

Карточка регистрации на перевоз опасных грузов;

Добровольная страховка на данное транспортное средство;

Свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов в соответствии с Европейским Соглашением ADR;

Сертификаты (свидетельства) об экологической безопасности и другой безопасности, если таковая имеется;

Полис страхования ОСАГО («зелёная», «оранжевая», «синяя» карты или действующая на конкретный период в посещаемом государстве);

Карты UTA, DKV, SHELL, ESSO и другие документы на заправку и техническое обслуживание либо гарантия оплаты за некоторые виды помощи;

Документы для таможенного оформления ТС (если потребуется).

3) В перечень документов на груз входят:

Две ТТН и TIR Carnet (не заполненные);

ТТН (товарно-транспортные накладные) согласно Конвенции CMR в заполненном для перевозки виде с приложением формуляра отгрузочной спецификации, счёт-фактуры, свидетельств (ветеринарных, медико-санитарных, фитосанитарных) и сертификатов (качества, происхождения, соответствия техническим стандартам и др.);

Лист контроля (термограмма) температурного режима груза;

Акт загрузки автомобиля с паспортом сделки (до внутренней таможни);

Книжка МДП (TIR Carnet) либо ГТД (грузовая таможенная декларация);

Аварийная карточка для перевозки грузов категории ADR;

Документ о страховании груза;

Договор на поставку;

Документы для отчётности в конце рейса (квитанции о заправке и обмене валюты, тахограммы, документы на перевозимый груз и прочие оформленные бумаги).

Для организации международных автомобильных перевозок действуют несколько видов основных разрешений на:

Нерегулярные перевозки пассажиров;

Неоднократные поездки (используется по максимуму в период своего действия);

Определенное количество поездок;

Один рейс туда и обратно;

Перевоз грузов (из)в третьи страны, а также многостороннее разрешение.

Оборудование с принадлежностями для киносъемок и радиопередач, музыкальные инструменты, театральный реквизит;

Поврежденные автотранспортные средства;

Грузы для выставки (оборудование и материалы, экспонаты);

Транспортные средства, имущество и спортивный инвентарь для соревнований, животные;

Движимое имущество в случае переселения;

ела (прах) умерших и т.п.

На практике такие «лазейки» не очень популярны у перевозчиков, так как разрешение даётся только на въезд или выезд из страны, поэтому найти разрешённые грузы для поездки туда и обратно весьма проблематично.

Международные перевозки автомобильным транспортом: права и обязанности сторон

Отправитель несет ответственность за убытки и все расходы на перевозку, которые пришлось понести из-за неточности и недостатка сведений, указанных им в накладной, или других его инструкций и указаний по заполнению ТТН.

Отправитель имеет право потребовать от перевозчика проверки массы брутто или количества груза, измеряемого в других единицах. Дополнительно он может запросить проверку грузовых мест на содержимое.

Отправитель несет ответственность за повреждения и ущерб, нанесённый грузам, лицам и оборудованию перед перевозчиком. Он отвечает за все издержки, причинённые повреждением упаковки, если во время принятия груза перевозчик не оговорил видимые либо известные ему нарушения.

Отправитель обязан перед доставкой груза прикрепить к накладной или предоставить перевозчику сведения и документы, необходимые для урегулирования таможенных и других формальностей. Отправитель отвечает перед перевозчиком за любой ущерб, вызванный отсутствием, ошибками или нехваткой данных документов и сведений.

Перевозчик несет ответственность в случае:

Частичной или полной потери груза;

Повреждения груза в течение его транспортировки (с момента приёма до сдачи в пункте назначения);

При принятии груза перевозчик обязан проверить:

Соответствие записей в накладной количеству грузовых мест, их маркировке и номерам;

Целостность груза и упаковки, указать в накладной обоснованные оговорки в случае отсутствия возможности провести сверку.

По прибытии груза на место доставки получатель может потребовать второй экземпляр ТТН и передачу ему груза в соответствии с распиской о приёмке.

Право распоряжения грузом осуществляется при следующих условиях:

Отправитель (получатель), который хочет воспользоваться этим правом, предъявляет оригинал накладной с внесёнными новыми инструкциями для перевозчика, а также возмещает издержки и ущерб за выполнение этих инструкций;

Выполнение новых инструкций возможно в момент их получения лицом, которому они даны на исполнение. Это не нарушает нормальную работу перевозчика и причиняет ущерб отправителям (получателям) остальных грузов;

Читайте так же:  Займ под залог рф

Указанные инструкции не приводят к порче груза.

В спорных ситуациях, возникающих в ходе перевозок по Конвенции, истец имеет право обратиться не только в компетентные органы (суды) стран-участниц, указанных по согласованию сторон, но и в судебные органы государства, которому принадлежат:

Место жительства ответчика или офис компании (отделения, агентства), задействованных в заключении договора перевозки;

Место передачи груза для транспортировки либо место его доставки.

Подача исков, оформленных в процессе перевозок, производится в течении 1 года. По факту злонамеренного поступка или наступления вины, приравненной в ходе судебного разбирательства к злоумышленному поступку, устанавливается срок обращения – 3 года.

Срок исчисляется следующим образом:

При частичной утрате груза, его повреждении или задержке доставки со дня поставки груза;

При полной утрате груза с 30-го дня после окончания срока, отведенного для транспортировки, либо с 60-го дня после отгрузки товара для перевозки, если длительность таковой не установлена;

В остальных случаях по завершении 3-х месяцев со дня подписания договора.

2 правила международных автомобильных перевозок грузов, которые нужно знать

Ещё в 1958 году на заре возникновения международных перевозок появилось женевское «Соглашение о принятии единообразных условий утверждения и признания предметов оборудования и частей механических транспортных средств». Значительно позже, уже 1987 году Россия тоже присоединилась к этому договору, за чем последовало введение сертификации международного автотранспорта.

Сейчас действуют около сотни правил ЕЭК ООН и свыше 50-ти директив Евросоюза, предъявляющие определенные требования к новому автотранспорту, курсирующему по европейским магистралям.

В основном эти правила затрагивают производителей. Что же касается перевозчиков, они попадают под ограничения массы, габаритов и экологической чистоты своего автотранспорта.

Правило № 49 устанавливает рамки токсичности для выхлопных газов ДВС. Ключевые требования этого положения приведены в таблице ниже.

Требования ЕЭК ООН по части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей с дизельным двигателем, г/(кВт • ч)

Автотранспорт, соответствующий стандарту Евро-1, маркируется зеленым кружком с белой буквой U, что означает «Umwelt» (природа), который наносится на кабину. При соответствии ТС нормам Евро-2 ставится буква S – «Supergreen» (в переводе «супер зеленый»).

Правило № 51 ограничивает шум, издаваемый автомобилем. Так, внешний шум разгоняемого ТС с мощностью двигателя от 150 кВт должен составлять менее 80 дБ, а при выпускании сжатого воздуха из компрессора – до 72 дБ. Кабина автотранспорта, попадающего под эти стандарты, маркируется белой литерой L (Larmarn) в зелёном круге. Ещё более малошумный грузовой транспорт помечается литерой G (Gerauscharm).

Транспортная Комиссия Европейского сообщества приняла ряд габаритных ограничений на грузовые автомобили (директивы 85/3, 86/360, 88/218, 89/338, 89/460, 89/461, 91/60, 96/53, стандарт 150-1726), а именно:

Ширина – до 2,55 м (для рефрижераторов и ТС с изотермическим кузовом – 2,6 м);

Длина: одиночный автомобиль – до 12 м, тягач с полуприцепом — до 16,5 м, автопоезд с одним прицепом — до 18,75 м, с двумя автоприцепами—до 25,9 м;

Автопоезд с полуприцепом, совокупная длина которого более 15,5 м, должен осуществлять разворот внутри концентричных окружностей радиусами 12,5 м и 5,3 м (исключая ТС для перевозки автомобилей);

При удалении друг от друга осей прицепа на 11,5 м и более минимум дорожного просвета должен быть выше 160 мм.

Ограничение габаритов, общей массы и максимальных осевых нагрузок в каждой отдельно взятой стране чаще всего отличается от стандартов. Это обусловлено декларативным характером директив ЕС, которые рекомендуют установленные нормы для непосредственного принятия каждым государством, но не обеспечивают их выполнения. Поэтому, некоторые страны пользуются своими национальными стандартами, учитывая особенности дорожных условий и поддерживая уровень эффективности перевозок. Бельгия, к примеру, предусматривает ширину автомобиля до 2,6 м, Голландия допускает общий вес 6-осного подвижного состава – 50 т, трехзвенный автопоезд в Финляндии может весить до 60 т.

В соответствии с Директивой ЕС №3821/85, грузовые ТС для коммерческих перевозок, общий вес которых превышает 3,5 т, должны иметь аттестованный Сообществом тахограф. Грузовые автомобили полной массой от 12 т следует оборудовать ограничителями скоростного режима до 86 км/час согласно директивам №№92/6, 92/24 ЕС.

Как происходит организация международных автомобильных перевозок

Процесс автомобильной перевозки включает 3 этапа – погрузку, транспортировку и выгрузку. Каждый из них, в свою очередь, складывается из череды транспортно-технологических операций, выполняемых при подготовке, организации и осуществлении перевозки. В перевозочном процессе одновременно с работниками автохозяйства задействованы и грузовладельцы. Любые международные автомобильные перевозки имеют свои особенности, связанные с видом и характером груза, способом и порядком организации, использованием транспортных и разгрузочных средств, условиями выполнения.

Осуществление перевозок сопровождается двумя главными операциями – приёмкой груза от отправителя и передачей его получателю. Каждая из них содержит несколько транспортно-технологических элементов и действий, выполняемых в процессе подготовки и ходе самой перевозки.

Для транспортировки своего груза экспортер подаёт о нём все необходимые сведения на автотранспортное предприятие. На основании этого перевозчик выделяет нужное количество транспортных единиц, утверждает рабочий график автомобилей и скорость их передвижения, согласует порядок перевозки с режимом работы грузовладельца, определяет стоимость транспортировки и оформляет договор международной автомобильной перевозки.

Затем следует подписание договора как основной формы взаимодействия перевозчика и клиента. Этим документом определяются все участники процесса транспортировки и деловые связи сторон. Договор является выражением обоюдных обязательств, взятых на определенный срок. Он составляется в письменной форме согласно нормативам о соглашениях сторон либо оформляется в виде разовой заявки, которая используется для внеплановых перевозок. Заключив договор перевозки, грузоотправитель готовит товар к отправке. В подготовительный этап входит комплектация, маркировка, взвешивание, контроль качества, пломбировка, укладка груза и передача его перевозчику.

Доставленный груз подлежит сдаче адресату в пункте назначения, обозначенном в ТТН. Перевозчик обязан передать его получателю в неизменном виде без повреждений, порчи и частичной утраты (исключение составляет естественная убыль). Он несёт ответственность за сохранность товара при перевозке. По факту порчи, частичной или полной утраты груза перевозчик составляет акт во время сдачи его получателю. Владельцу транспортного средства надлежит возместить клиенту нанесённые убытки на сумму снижения ценности груза, однако, не более его реальной стоимости по накладной.

Регулярные международные перевозки автомобильным транспортом производятся по установленной схеме движения подвижных составов. При этом используются сквозная и участковая системы.

Первая (сквозная) предусматривает движение автопоезда (автомобиля) по заданному маршруту из пункта отправления до пункта назначения без перегрузок.

Во втором случае маршрут разбивают на участки, и автомобили перемещают грузы в их пределах. Затем подвижной состав меняется, а товар перегружается путём смены кузова и передачи контейнеров на другой автомобиль.

Каковы тарифы на автомобильные перевозки

В зависимости от страны перемещения тарифы на международные автомобильные перевозки грузов существенно различаются. Основная причина этого – уровень заработной платы в конкретной стране, который определяет тарифную ставку оплаты труда водителя.

По аналогии с морскими и воздушными перевозками тарифы для автотранспортников в основном рассчитываются по весу, но учитывают соотношение объёма и массы. Для автоперевозок это соотношение примерно составляет 3:1, находясь между коэффициентом 1,33:1, установленным для морских перевозок, и коэффициентом 6:1 для авиаперевозок. Следовательно, при объёме (м 3 ), превышающем вес (т) в 3 раза и более, тариф определяется с учётом «теоретического веса» (т), полученного делением общего объёма (м 3 ) на 3.

Таможенный контроль международных автомобильных перевозок: этапы процедуры

Государственный таможенный контроль производится в пограничных автомобильных пунктах пропуска грузового автотранспорта, в пути следования и пунктах доставки товара. Он преследует несколько целей:

Обнаружение и пресечение пользования автотранспортом, оборудованным специально для скрытия товаров от пограничного контроля;

Недопустимость перемещения ТС через таможенную границу с иными намерениями кроме международных перевозок официальных грузов и пассажиров;

Контроль соответствия автотранспорта техническим требованиям, предъявляемым к грузоперевозкам под таможенным контролем.

Одним из подвидов таможенного контроля ТС можно считать контроль товаров, перевозимых водителями грузовиков, экспедиторами грузов, а также водителями пассажирских автобусов. Его порядок аналогичен контролю товаров, перевозимых частными лицами.

Последовательность таможенных операций и контроля грузового автотранспорта:

При въезде в зону таможенного контроля перевозчик подаёт должностному лицу таможенной службы уведомление о в(вы)возе вместе с документами на ТС и перевозимый груз;

Должностное лицо таможенной службы проверяет поданные документы;

Должностное лицо принимает решение о месте и форме таможенного контроля доставляемого груза;

Должностное лицо принимает решение о выборе вида таможенного контроля автомобиля;

Проведение таможенных действий с товарами, перевозимыми водителем и его спутниками, следующими на данном транспортном средстве;

Проведение таможенных действий и таможенного досмотра автомобиля и перевозимых на нём товаров;

Перевозчик получает обратно документы на ТС и перевозимые товары;

Автомобиль выпускается за границу или пропускается внутрь страны.

Ввозя груз на таможенную территорию, водитель транспортного средства должен предъявить пакет документов для грузовой отправки, а именно:

CMR – международную товарно-транспортную накладную, официально выданную организацией-перевозчиком;

Книжку МДП (для перевозки по Конвенции МДП);

Отгрузочную документацию, счёт-фактуру или инвойс-проформу на товары;

Разрешение на допуск к международным автомобильным перевозкам с таможенными пломбами и печатями;

Регистрационную и техническую документацию на автомобиль;

Лицензии, сертификаты, разрешения соответствующих органов на перевозимые товары согласно Правилам.

Закончив проверку документов, представитель таможенной службы принимает следующее решение (или решения):

Пропустить транспортное средство;

Пропустить ТС после его досмотра и сверки фактического наложения таможенного обеспечения с документальным;

Пропустить ТС после таможенного досмотра;

Отказать в пропуске ТС.

Таможенный досмотр перевозимых товаров и автотранспорта является формой пограничного контроля. Он подразумевает документальную и фактическую сверку транспортных средств и перевозимого груза для выявления и пресечения в(вы)воза товара, не заявленного для таможенного контроля.

Вывоз с таможенной территории сопровождается предъявлением:

Для грузового сообщения при оформлении ТС и груза такие же документы, как для ввоза, плюс Декларация на товары (2 экземпляра), оформленная внутренней таможней;

Для некоторых таможенных процедур (к примеру, возврат за рубеж после процедуры временного допуска) ДКД (документ контроля доставки) в 2-х экземплярах, один из которых возвращается таможне отправления с пометками пограничной таможенной службы о прохождении товара.