Требования к программе дополнительного образования детей

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

Виды и типы программ дополнительного образования

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

  • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
Читайте так же:  Заявление на аренду почтового ящика

1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

Содержание программ должно:

  • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
  • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
  • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Виды программ дополнительного образования детей

Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Утверждена директором МОУ гимназии № 15 31.08.2016

Составитель: Самошкина Т.С., заместитель директора по воспитательной работе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора ребенком форм дополнительного образования, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Воспитательная среда дополнительного образования должна быть как можно более разнообразной, вариативной. Этому и способствует Образовательная программа дополнительного образования МОУ гимназии №15

Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнѐрстве, уважении достоинства каждой личности. Это становится возможным, поскольку в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:

— участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семьи) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;

— возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ.

В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации.

В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды.

. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность.

Важной стратегической задачей и ценностным ориентиром дополнительного образования является содействие модернизации физического воспитания детей, определенной приоритетным направлением государственной политики Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р., а также основой реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», введенного Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172. Дополнительное образование является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально- экономического статуса семьи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования.

Читайте так же:  Ходатайство на повышение оклада образец

Актуальность Программы

В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся после уроков содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций гимназии, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МОУ гимназии №15 регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.

Цель и задачи дополнительного образования

Основная цель дополнительного образования детей: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, обеспечение общественной солидарности.

Основные задачи дополнительного образования детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; повышение качества дополнительного образования; обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада.

Принципы дополнительного образования

Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

Предмет дополнительного образования

Предметом деятельности дополнительного образования школы является:

организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами;

реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования;

участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня.

Функции дополнительного образования

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:

  1. Функция социализации
  2. Развивающая функция
  3. Обучающая функция
  4. Воспитательная функция
  5. Социокультурная функция

Ожидаемые результаты освоения Программы дополнительного образования детей

Основными результатами освоения Программы будут:

  1. Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, выявление одарѐнных детей и формирование мотивации успеха.
  2. Повышение роли дополнительного образования в деятельности гимназии.
  3. Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся.
  4. Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних.
  5. Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни.
  6. Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в обществе.
  7. Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Условия реализации Программы дополнительного образования

Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными программа в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут; для обучающихся младшего школьного возраста – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора обучающихся в творческие объединения отделения дополнительного образования детей нет. В группы записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным причинам прекратившим занятия, но имеющим навыки работы.

Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 15-20 человек В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, других помещениях гимназии, актовом зале, конференц-зале, спортивном и тренажерном залах и за пределами школы (музеи, театры, архивы и т.д.) Основные формы обучения: мастерская, занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса:

  1. Спектр интересов учащихся в области дополнительного образования;
  2. Анализ выполнения конкретных программ;
  3. Анализ выполнения тестовых заданий.

Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать учащихся в сфере дополнительного образования.

Психологическая служба школы предоставляет помощь учащимся в выборе программы наиболее для них подходящей. Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в гимназии.

Возраст обучающихся

Программа дополнительного образования детей предназначена для детей 7-18 лет. В образовательное пространство отделения дополнительного образования детей включены дети, находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья. В проведении занятий совместно с детьми могут участвовать родители (законные представители) без включения их в списочный состав учебных групп при наличии согласия педагога — руководителя детского объединения.

Требования к образовательным программам дополнительного образования детей в ДОУ

Вопрос-ответ по теме

Каковы нормативные и методические требования к программе кружка в детском саду?
Какие требования к образовательным программам дополнительного образования детей?

Обоснование из рекомендации

Требования к образовательным программам дополнительного образования детей изложены в письме Минобразования России от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденных на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 г. (далее – Требования).

Согласно данным Требованиям образовательная программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы.

Титульный лист, который должен включать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснительная записка, которая должна раскрывать:

  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
  • возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования детей;
  • сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы, который включает:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, которое должно включать в себя описание:

  • форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
  • приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Читайте так же:  Расчёт осаго калькулятор 2018 коэффициенты

И последним структурным элементом программы дополнительного образования является список литературы.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Презентация к уроку ( класс) на тему:
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Благушина Нелли Николаевна

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 11.12.2006 N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ По состоянию на 23 января 2008 года МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А.А.ЛЕВИТСКАЯ

Содержание образовательных программ должно быть ориентировано на: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира ; Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Задачи образовательных программ ДО 1 . Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели : • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекция психофизического и умственного развития детей; • профилактика асоциального поведения детей и подростков 2 . Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения. 3 . Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на: с оздание условий для развития личности ребенка; р азвитие мотивации личности к познанию и творчеству; о беспечение эмоционального благополучия ребенка; п риобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; п рофилактику асоциального поведения; и нтеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; у крепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

СТРУКТУРА ПРОГРАММ Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

Титульный лист МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 00 ГОРОД ТАМБОВ Утверждена На заседании методического Совета МБОУ СОШ № 30 «__» ______ 2013 г. Протокол № __ Директор _______________________ И.С. Разуваева «Свое здоровье — только сам!» Для учащихся 6-7 классов Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Мария Ивановна Педагог дополнительного образования Тамбов ОБРАЗЕЦ 2013

Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Цель и задачи программы. Особенности программы. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми. Краткое описание основных методов и технологий. Прогнозируемые результаты и критерии их замера. Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно-тематический план Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 час 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3раза 9часов 324 часа

Учебно-тематический план № п/п Название разделов и тем Всего часов Из них: Теор . Прак . Введение в программу 1 1 1. Основные признаки… 12 4 8 1.1 Классификация признаков 4 2 2 1.2 Признаки 4 4 1.3 Признаки 2 2 1.4 признаки 2 2 2. Показатели… 24 14 10 2.1 Итого 00 00 00

Содержание программы 1 год обучения Введение в программу Раздел 1. Основные признаки… Классификация признаков Теория. Влияние признаков на… Подходы к классификации… Классификация признаков по … Практика Работа в группах. Разработка… Признаки … Практика. Лабораторная работа. Определение.

Методическое обеспечение Приемы и методы итоги Формы занятий

Список литературы Для педагога Вестник «ЗОЖ»; 2007, № 2,4. Вестник образования; 2007 2008 гг. Для учащихся Коростелев Н.Б. от «А» до «Я». Детям о здоровье.-М., 1994. Ягодинский В.Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя.-М., Просвещение. 1998.

Классификация программ Общеразвивающие программы Специализированные программы Профессионально-ориентированные программы

Образовательная область Направление образовательной деятельности Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе Статус программы Сведения о разработчике Серия и № сертификата на программу Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей

Система дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Программа развития Создание для обучающихся условий по овладению ключевыми компетентностями, формирование успешной личности, востребованной и способной адаптироваться в конкурентном мире.

Приоритетные направления деятельности ОУ Создание современной инфраструктуры образовательного учреждения Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся Интеграция основного и дополнительного образования Проект «Шаг» Реализация проекта «Школа – территория здоровья» Формирование индивидуального образовательного маршрута

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Научно-техническое направление 1. «Компьютерное программирование для подростков» Алексенцев О.Г. 15 15 2. «Алгоритмы и исполнители» Занин А.П. 15 15 Интеллектуально – познавательное 3. 4. « Знайкина школа» « Знайкина школа» Жабина В.А. Смирнова Н.Н. 15 15 15 15 5. « Знайкина школа» Одинцова И.Е. 15 15 6. « Знайкина школа». Кулешова Е.В. 15 15 7. «Твоя вселенная» Толстых И.Н. 16 16 8. «Деловой английский» Цветкова Е.А. 15 15

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Физкультурно-оздоровительное 9. Аэробика Сафонова О.Б. 19 22 2 43 10. Дзюдо Агибалов Р.И. Очуров В.П. 49 43 2 94 11. Пулевая стрельба Знобищев С.А. 14 15 12 41 12. Кекусенкай каратэ Ташбулатова 10 13 1 24 13. Полиатлон Сироткина Н.В. 24 16 40 14. Художественная гимнастика Мандрусь О.Б. 15 10 1 26 15. Лапта Благушина Н.Н. 10 5 15

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Художественно — эстетическое 16. Палитра Меркурьева Н.Н. 30 20 5 55 17. «Волшебный мир театра» Скопинцева А.Г. 27 33 60 18. «Начальное творчество для девочек» Оболенкина Н.В. 18 18 19. «Цветы из ткани» Мешкова В.Б. 6 9 15 20. Хоровая студия Глинщикова Л.В. 67 16 83 21. Хореография 71 21 2 94 22. Музыкальный инструмент 29 41 1 71

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Туристко -краеведческое 23. «Слово о родном крае» Сорокина С.С. 15 15 Эколого-биологический 24. «Здоровье человека в современном мире» Горева Л.М. 15 15 Военно-патриотическое 25. «Этих дней не смолкнет слава…» Мельникова Л.П. 15 15 Социально-педагогическое 26. «Школа юных пешеходов» Васильева О.В. 16 16 Культурологическое 27. Школа хороших манер» Комиссарова Е.Н. 15 15 ИТОГО (2013-2014 уч. г.) 541 448 57 1046