Статья 333.36 НК РФ. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Комментарии к ст. 333.36 НК РФ

КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).

Статьей 333.36 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).

Освобождение от госпошлина в суд общей юрисдикции налоговый кодекс

Госпошлина на иск. ВАС растолковал Налоговый кодекс

Глава 25.3 НК РФ, посвященная уплате госпошлины, подобно большинству других глав Налогового кодекса, нуждается в комментариях. Их дал Президиум ВАС РФ в информационном письме от 25 мая 2005 г. № 911. Налогоплательщики найдут в этом документе немало полезного.

Пошлину платит истец

Организациям и физическим лицам, подающим иски в арбитражный суд, полагается заплатить госпошлину (ст. 333-Г7 НК РФ). Но, прежде чем принять исковое заявление к производству, суд проверит, куда ушли деньги. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, госпошлину нужно платить в федеральный бюджет (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ). В случае ошибочного перевода денег в иной бюджет суд вынесет определение об оставлении искового заявления без движения и укажет срок, в течение которого нужно принести новую платежку с указанием правильного получателя. Плательщику, нарушившему этот срок и не представившему документ, подтверждающий право на льготу по уплате пошлины или ходатайство об отсрочке, исковое заявление вернут.

Что будет с деньгами, ушедшими не в федеральный бюджет? В информационном письме Президиума ВАС говорится, что в определении, где указан срок, отведенный арбитражем на исправление ошибки и уплаты денег в нужный бюджет, может быть указано на возврат пошлины. Мы считаем, что, даже если такой информации в этом документе не будет, плательщик сможет вернуть деньги. Для этого следует написать заявление в ИФНС и приложить определение суда об оставлении иска без движения и документы об оплате пошлины. Тогда на основании пункта 3 статьи 333–4 НК РФ налоговики должны вернуть сумму.

Истец вправе увеличить или уменьшить первоначальную сумму исковых требований. В первом случае размер пошлины возрастает и разница доплачивается, но не сразу, а после вынесения вердикта. Причем плательщиком может выступить как истец, так и ответчик в зависимости от победы в процессе. Дополнительная сумма перечисляется в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в силу.

Во втором случае величина госпошлины сокращается и излишне уплаченная часть подлежит возврату истцу (подп. з п. 1 ст. ЗЗЗ-22 НК РФ). Президиум ВАС уточняет, что возвращаются деньги не всегда, а лишь когда суд принимает уменьшение величины исковых требований. А этого может не произойти, если арбитры усмотрят противоречие закону или нарушение прав других лиц (ч. 5 ст. 49 АПК РФ). Правда, в налоговых спорах подобный поворот событий, как правило, не встречается.

При подаче заявления об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава — исполнителя пошлина не уплачивается. Это правило содержится в части 2 статьи 329 АПК РФ. Президиум ВАС пришел к выводу, что с вводом в действие главы 25.3 HK РФ норма не утратила силу, ведь подпункт у пункта 1 статьи 333–3 НК РФ предусматривает освобождение от госпошлины при подаче жалоб на действия пристава в суды общей юрисдикции и мировым судьям. Значит, и арбитражные заявления аналогичного характера, в том числе жалобы в апелляционную и кассационную инстанции, не требуют уплаты пошлины.

Составители письма напоминают, что плательщик пошлины обязан перечислять ее от своего имени так же, как и плательщик налогов. Оплата пошлины иным лицом не предусмотрена. Другими словами, истец, воспользовавшийся чужими деньгами, допустим, в счет взаиморасчетов, получит свое исковое заявление обратно.

Пошлину платит ответчик

Из части 1 статьи но АПК РФ следует, что с ответчиков, проигравших судебное дело, арбитраж взыскивает издержки, в том числе и госпошлину, в пользу плательщика, то есть истца. При этом если ИФНС проиграла налоговый спор, то пошлина возмещается из средств бюджета (п. 5 ст. 333–4° НК РФ). В письме № 91 говорится, что в подобной ситуации в тексте постановления суда необходимо указывать на возврат пошлины истцам “пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований“. То есть инспекция, которую обязали, например, возместить половину суммы экспортного НДС, заявленной налогоплательщиком в иске, должна вернуть половину пошлины. Источником выплаты будет казна.

Читайте так же:  Льготы по получению земельных участков

Может случиться так, что выигравшей стороной суд признает истца, который по какому-либо основанию освобожден от уплаты пошлины (к примеру, это общественная организация инвалидов). Тогда ответчик становится плательщиком, которому нужно перечислить пошлину в федеральный бюджет в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу. Президиум ВАС сообщает, что начиная с н-го дня в случае отсутствия в деле информации о добровольном перечислении денег возможно оформление исполнительного листа.

В подпункте 1 пункта 1 статьи ЗЗЗ-21 НК РФ сказано, что арбитражная пошлина при подаче исков имущественного характера рассчитывается исходя из цены иска по приведенным здесь же формулам. Перечень имущественных споров приведен в части 1 статьи 103 АПК РФ. Прежде всего, это судебные дела о взыскании денежных средств и о признании не подлежащим исполнению документа на бесспорное взыскание (например, исполнительного листа). Также сюда относятся иски об истребовании имущества и земельных участков.

При обращении в апелляцию и кассацию, в том числе на решения и постановления арбитражного суда, госпошлина равна 50 процентам суммы, уплачиваемой при подаче иска неимущественного характера (подп. 12 п. 1 ст. 333–21 НК РФ). Президиум ВАС пояснил это правило. Так, физические лица, в том числе ПБОЮЛ, обратившиеся во вторую и третью инстанции с жалобами определенного характера, платят 50 рублей пошлины. Это справедливо, в частности, для споров о признании недействительным ненормативного акта (допустим, решения о штрафах по итогам налоговой ревизии) или признания незаконным действия или бездействия государственных структур (примером может служить отказ налоговиков вернуть НДС). Юридические лица, подающие апелляционную или кассационную жалобу подобного рода, платят 1000 рублей.

Особое внимание авторы письма № 91 обратили на имущественные споры, рассматриваемые во второй и третьей инстанциях по заявлениям организаций. Даже если пошлина, заплаченная при подаче иска в первую инстанцию, составила исходя из цены иска менее 1000 рублей, то при подаче апелляции и кассации сумма госпошлины все равно будет равна 1000 рублей.

Возврат и зачет пошлины

Во всех случаях, когда производство по делу прекращается или арбитраж оставляет заявление без рассмотрения, пошлина подлежит возврату истцу (пода. 3 п. 1 ст. 333ю.0 НК РФ). До вступления в силу главы 25.3 JJK РФ данный вопрос регламентировался АПК РФ и там поводов для возврата пошлины было меньше. Ее возвращали лишь в двух ситуациях: когда устанавливалось, что дело изначально не подлежало рассмотрению в арбитражном суде (п. 1ч. 1ст. 150 АПК РФ), и если суд не рассматривал заявление из-за несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора в установленных законом или договором случаях (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

В письме № 91 напоминается, что с 1января 2OO5 года любая причина, побудившая арбитров прекратить дело или оставить иск без рассмотрения, является основанием для возврата денег плательщику пошлины. Исключение — ситуация, когда ответчик добровольно выполнил требования истца и по этой причине последний отказался от иска. Такое ограничение есть в Налоговом кодексе (подп. 3 п. 1 ст. 333–40 НК РФ), и на него особо указывает Президиум ВАС.

Пошлину вернут и в случае, если истец передумал подавать иск. Основанием будет являться справка, которую по просьбе плательщика выдаст суд и где укажет, что заявление в арбитраж не поступало. Заявление о возврате всегда нужно подавать в ИФНС по месту совершения действия, за которое платилась пошлина, то есть в ту инспекцию, где зарегистрирован суд.

Если истец, заплативший излишнюю пошлину, подает новый иск, он может зачесть переплату. Для этого ему надлежит написать заявление в тот суд, куда он обращался в первый раз, и приложить документы, подтверждающие уплату, а также определение, решение или справку суда, где указаны обстоятельства для возврата пошлины. Важно не пропустить три года с даты принятия этого вердикта или со дня уплаты денег в бюджет (п. 6 ст. 333–4° НК РФ). Авторы письма подчеркивают, что зачет возможен при рассмотрении дела в любом из арбитражных судов России.

Благодарим за помощь при подготовке материала Веронику Туманову, юриста департамента правового консультирования ЗАО “Аудиторско-консультационная группа “Развитие бизнес-систем»

Статья 333.36 НК РФ. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

Новая редакция Ст. 333.36 НК РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с уголовными делами и делами о взыскании алиментов;

6) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

7) организации и физические лица — при подаче в суд:

заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами;

частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о применении либо об отмене применения мер предварительной защиты по административному исковому заявлению или о замене одной меры предварительной защиты другой, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

8) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

9) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

11) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

12) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

13) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей;

14) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

15) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

16) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

17) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

18) административные истцы — по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и (или) о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

19) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

20) не применяется с 1 января 2013 г.;

21) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);

2) истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы;

3) ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

3. При подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера, административных исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений (административных исковых заявлений), содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Комментарий к Статье 333.36 НК РФ

Девятнадцать вариантов льгот при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям предусматривает п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Кроме того, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей (если цена иска не превышает 1 млн руб.) освобождаются:

общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

истцы — инвалиды I и II группы;

ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, обращающиеся за защитой своих прав;

истцы, обращающиеся за защитой прав потребителей;

истцы-пенсионеры по искам имущественного характера к пенсионным фондам и органам, выплачивающим пенсии военнослужащим.

Если цена иска превышает 1 млн руб., государственная пошлина уплачивается со скидкой согласно ст. ст. 333.19 и 333.36 НК РФ. То есть при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае, если цена иска превышает 1 млн руб., то указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.

Читайте так же:  Нотариус который работает в субботу киров

Другой комментарий к Ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации

КС РФ в Определении от 13.06.2006 N 272-О разъяснил, что нормативные положения, содержащиеся в статье 333.36 НК во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 333.20 данного НК, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции РФ, и утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

При применении статьи 333.36 НК следует руководствоваться пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», а также пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах о применении арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что положения подпункта 2 пункта 2 статьи 333.36 НК в силу прямого указания закона распространяются только на истцов, их действие на третьих лиц не распространяется (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2008 N А56-3677/2007).

Статьей 333.36 НК не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), направленных в арбитражные суды.

В то же время суды, основываясь на норме пункта 2 статьи 329 АПК РФ, указывают, что льгота по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) распространяется и на случаи подачи таких заявлений соответствующим лицом в арбитражный суд (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 N Ф08-1976/2008).

Статья 333.35 НК РФ. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций (действующая редакция)

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

1.1) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года, — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений;

2) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

5) Центральный банк Российской Федерации — при обращении за совершением установленных настоящей главой юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;

6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;

8) государственные и муниципальные музеи, негосударственные музеи федерального значения, государственные и муниципальные архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза культурных ценностей;

9) физические лица — авторы культурных ценностей — за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей;

10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;

11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния;

12) физические лица — ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, в отношении совершения действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является лицом, относящимся к любой из категорий, указанных в настоящем подпункте;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, обучающимся организации, осуществляющей образовательную деятельность, — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом;

15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

16) физические лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации и обратившиеся за получением паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 18 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

17) физические лица — за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

18) некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, — за предоставление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций.

2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.

Льготы, предусмотренные подпунктом 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи, является документ, выданный в установленном порядке.

3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

2.1) за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;

2.2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

2.3) за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

3) за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

4.2) за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

4.3) за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

4.4) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства Российской Федерации;

4.5) за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

5) за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;

8.1) за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

8.2) за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

9) за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

10) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);

10.1) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);

10.2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

Читайте так же:  Испрашивать патент

10.3) — 10.4) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);

10.5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

10.6) — 10.7) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);

10.8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ;

10.9) — 10.10) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ (ред 28.12.2010);

11) за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

12) за проставление апостиля на истребуемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации документах о регистрации актов гражданского состояния и справках, выданных архивными органами по обращениям физических лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации;

13) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на государственную регистрацию до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

14) за государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

15) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных для подтверждения государственной регистрации до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

16) за подтверждение государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения, представленных на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

17) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

18) за принятие решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения и представленные на экспертизу лекарственных средств до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

19) за выдачу разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения по заявлениям, поданным до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также по заявлениям, поданным после дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на основании экспертиз, проведенных до дня вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

20) за государственную регистрацию юридических лиц, созданных FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями (в том числе Российским футбольным союзом), Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

21) за аккредитацию филиалов иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, производителями медиаинформации FIFA, вещателями FIFA, коммерческими партнерами FIFA, контрагентами FIFA, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

22) за выдачу приглашения иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;

23) за выдачу визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», или за продление срока действия этой визы в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона по 31 декабря 2018 года включительно;

23.1) за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, принятого на основании ходатайства Организационного комитета «Россия-2018» и направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации решения о выдаче обыкновенной однократной или двукратной визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иностранному гражданину или лицу без гражданства — участникам спортивных соревнований при условии, что указанные лица включены в списки FIFA в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

23.2) за предоставление федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, принятого на основании ходатайства Организационного комитета «Россия-2018» и направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации решения о выдаче обыкновенной многократной визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иностранному гражданину или лицу без гражданства — участникам спортивных соревнований при условии, что указанные лица включены в списки FIFA в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

23.3) за внесение федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, изменений в принятое на основании ходатайства Организационного комитета «Россия-2018» и направляемое в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации решение о выдаче визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иностранному гражданину или лицу без гражданства — участникам спортивных соревнований при условии, что указанные лица включены в списки FIFA в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

23.4) за переадресацию федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, принятого на основании ходатайства Организационного комитета «Россия-2018» и направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации решения о выдаче визы иностранному гражданину или лицу без гражданства, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иностранному гражданину или лицу без гражданства — участникам спортивных соревнований в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации по просьбе Организационного комитета «Россия-2018» при условии, что указанные лица включены в списки FIFA в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

24) за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период»;

25) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;

26) — 27) утратили силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 29.11.2014 N 381-ФЗ;

28) утратил силу с 1 мая 2015 года. — Федеральный закон от 29.11.2014 N 381-ФЗ;

29) за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имевшим на момент подачи заявления о выдаче такого документа действительный паспорт гражданина Украины для выезда за границу и первично обращающимся за получением паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации (паспорта нового поколения), на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

30) за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», имевшим на момент подачи заявления о выдаче таких документов действительные водительские удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на транспортные средства, выданные на территории Украины, и первично обращающимся за получением национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), а также регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

31) за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, возникших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

4. Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.