Для уплаты налога на машину остается неделя. А если я не успею?

Кто должен платить транспортный налог?

Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК) транспортный налог должны уплачивать физические и юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства). Исключение составляют:

  • легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • угнанные и находящиеся в розыске транспортные средства и др.

Полный список содержится в ч. 2 ст. 358 НК.

Нас, конечно же, в первую очередь интересуют автомобили.

Как рассчитывается транспортный налог?

Транспортный налог рассчитывается как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки за определенный период. Налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, – мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговые ставки для автомобилей также зависят от мощности двигателя и выражаются в рублях за каждую лошадиную силу:

  • до 100 л.с. включительно – 2,5 рубля
  • свыше 100 до 150 л.с. включительно – 3,5 рубля
  • свыше 150 до 200 л.с. включительно – 5 рублей
  • свыше 200 до 250 л.с. включительно – 7,5 рублей
  • свыше 250 л.с. – 15 рублей.

Эти ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Как вы догадываетесь, в большинстве регионов страны они, конечно же, увеличены. Во многих – на максимально допустимую величину. К примеру, в Москве за автомобиль мощностью 150 л.с. налог за прошедший налоговый период составит 5250 рублей.

Помимо этого для легковых автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн рублей (их перечень утверждается Минпромторгом) исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3). Речь идет о так называемом налоге на роскошь.

Налоговый период – календарный год, то есть 12 месяцев. Если вы поставили на учет/сняли с учета автомобиль в течение налогового периода, то исчисление налога будет производиться лишь за тот период, когда вы владели транспортным средством, и, соответственно, налог вы заплатите меньше. При этом с прошлого года действует нововведение, согласно которому если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) автомобиля не учитывается при определении размера налога. Это означает, что платить за этот месяц не придется.

Самостоятельно рассчитать транспортный налог вы можете с помощью специального калькулятора на сайте Федеральной налоговой службы.

Как узнать, что налог начислен?

Минимум за 30 рабочих дней до окончания срока уплаты транспортного налога вы должны были получить уведомление из налогового органа (статья 52 НК) вместе с квитанцией для оплаты. В нем должны быть указаны следующие сведения: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Если на вас зарегистрировано несколько транспортных средств, то в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Само налоговое уведомление может быть передано вам различными способами: лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Учтите, если у вас есть личный кабинет налогоплательщика, то бумажные уведомления приходить не будут.

Что делать, если уведомление не прислали?

Причин, почему вы не получили уведомление, может быть несколько: органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, не передали соответствующие сведения в налоговую, банальная ошибка или сбой в работе почты. Ведь чаще всего налоговый орган отправляет уведомление именно заказным письмом по почте. Радоваться тому, что не получили уведомление, не стоит, ведь сведения рано или поздно дойдут, ошибку устранят и налог вам доначислят. Учтите, что налоговая служба имеет право исчислять его за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Это означает, что в случае какого-либо сбоя вы можете получить сейчас уведомление с требованием уплатить транспортный налог аж за 2014 год, так как в этом году мы платим налог за прошедший 2016 год.

Еще один важный момент: если налоговое уведомление вам отправили по почте заказным письмом, но оно где-то затерялось или вы просто не стали его получать, то по истечении шести дней с даты направления заказного письма оно считается полученным (ч. 4 ст. 52 НК).

Поэтому, если вы уведомление не получили, но знаете и понимаете, что должны были, советую обратиться в местную налоговую с просьбой выдать его повторно. Или зайти в свой личный кабинет налогоплательщика на сайте www.nalog.ru или на сайт госуслуг, если вы там зарегистрированы. Также можно уточнить реквизиты местного налогового органа, самостоятельно рассчитать налог, заполнить квитанцию и оплатить ее.

Что будет, если транспортный налог не заплатить?

Арест вам не грозит. Но налог перейдет в разряд задолженностей, и за каждый день просрочки вам будут начислять пени из расчета 1/300 от общей ставки рефинансирования, актуальной на момент уплаты налога. Несмотря на кажущуюся суровость формулировки, сумма получается небольшой – к примеру, за тот же 150-сильный автомобиль, зарегистрированный в Москве, за месяц набежит всего около 30 рублей. Хуже другое – если сумма задолженности превышает 3000 рублей, налоговая служба может наложить на вас штраф в размере 20-40% от суммы задолженности (ст. 122 НК РФ) и обратиться в суд — правда, отправив вам перед этим соответствующее уведомление. После получения из суда исполнительного листа дело передадут в Службу судебных приставов, а вот у нее уже возможностей для взыскания куда больше: начиная с блокировки банковского счета и заканчивая наложением ареста на имущество (тот же автомобиль). В общем, до этого момента лучше не доводить.

Как рассчитывается транспортный налог?

Порядок и сроки уплаты транспортного налога на 2016-17 утверждены законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2017 г.).

Ежегодно россияне платят транспортный налог за владение такими транспортными средствами:

  • автомобиль;
  • мотоцикл;
  • мотороллер;
  • автобус;
  • самоходная машина;
  • самолёт;
  • вертолёт;
  • теплоход;
  • яхта;
  • парусное судно;
  • катер;
  • снегоход;
  • мотосани и любые другие транспортные средства.

Как рассчитывается налог?

Транспортный налог для автомобилей и мотоциклов зависит от:

— Числа лошадиных сил. Эти параметры указываются в технических документах на транспорт, в ПТС и в свидетельстве о регистрации;

— Времени владения. Обычно транспортный налог платится за предыдущий календарный год. Если транспортное средство было зарегистрировано на весь год, то величина принимается равной единице. Если вы владели им только часть года, то период определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на вас, к числу календарных месяцев в году.

— Доли в праве собственности. Если собственник один, доля в праве принимается за единицу, если несколько, то для конкретного налогоплательщика берётся его часть (1/2, 1/3 и т. п.);

— Налоговой ставки, которая устанавливается законами субъектов РФ на основе федеральных ставок. Ставки можно посмотреть в законе того субъекта РФ, где состоит на учёте ваше ТС. Если такой закон в вашем регионе не принят или ставки в нём не установлены, то применяются ставки, указанные в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Чтобы рассчитать транспортный налог в г. Москве, необходимо мощность автомобиля (в л. с.) умножить на ставку налога.

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях) на 2015-2016 и 2017 годы

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Суперкары получат сверхналог

Ставка транспортного налога на автомобили дороже 5 млн рублей должна быть выше в 2–3 раза — предложение Минфина

Дорогими в России будут считаться автомобили стоимостью свыше 5 млн рублей. С них предлагается взимать транспортный налог в двойном размере, если возраст машины не более 5 лет. Владельцам машин дороже 10 млн рублей придется заплатить в три раза больше базовой ставки налога. Соответствующие параметры налога на роскошь определил Минфин. Список моделей в зависимости стоимости будет составлен Минпромторгом. У регионов остается право устанавливать собственные ставки, которые могут в несколько раз превышать базовые. Роскошные автомобили для российских владельцев — вопрос имиджа, поэтому снижения спроса ожидать не стоит, указывают эксперты.

Владельцы легковых автомобилей, которые стоят более 5 млн рублей, будут платить повышенный транспортный налог. Соответствующий законопроект о налоге на роскошь разработал Минфин.

Машины стоимостью 5–10 млн рублей и не старше пяти лет должны облагаться удвоенной ставкой, свидетельствуют материалы ведомства.

В три раза больше придется платить тем, чей автомобиль стоит 10–15 млн рублей и не старше 10 лет. Такое же правило будет действовать для машин дороже 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Таким образом, винтажные автомобили повышенным налогом облагаться не будут.

Двукратное повышение транспортного налога затронет в первую очередь владельцев популярных в России модификаций внедорожников и седанов представительского класса, выпускаемых Mercedes-Benz (G-Class, M-Class, GL-Class, S-Classe и другие), BMW (X6, 7-Series), Porsche (Cayenne, Panamera), а также Lexus (серии LS и L). Трехкратное увеличение транспортного сбора относится преимущественно к супер- и гиперкарам марок Ferrari, Aston Martin, Lamborghini, а также представительским седанам Bentley и Rolls-Roice.

В 2012 году в России было продано 22 автомобиля Aston Martin и шесть Lamborghini, уточнили «Газете.Ru» в представительстве Aston Martin. В Bentley комментарии давать не стали.

Согласно предложениям Минфина, будет составлен список моделей, которые стоят более 5 млн рублей. Он должен публиковаться ежегодно не позднее 1 марта на сайте Минпромторга. Средняя стоимость будет вычисляться на основе данных Росстата, Федеральной таможенной службы и сделок с автомобилями соответствующих марок, моделей и модификаций.

Минфин рассчитывает, что соответствующие поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2014 года.

Пока неизвестно, сколько налоговых поступлений принесет повышение налога. «Это зависит от каждого конкретного региона, поскольку ставки транспортного налога, льготы и освобождения от его уплаты устанавливаются региональными властями», — пояснил «Газете.Ru» директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин.

В статье 361 Налогового кодекса указаны налоговые ставки, но региональные власти могут их увеличивать, уменьшать и варьировать в зависимости от возраста автомобиля, но не более чем в 10 раз. Для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. налог может быть снижен до 0%.

Читайте так же:  Детские пособие до 18 лет в 2018 году в москве

В соответствии с Налоговым кодексом базовая ставка для автомобилей мощностью до 100 л. с. составляет 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; 100–150 л. с. – 3,5 рубля, 150–200 л. с. – 5 рублей, 200–250 л. с. – 7,5 рубля, свыше 250 л. с. – 15 рублей.

В Москве ставки транспортного налога выше в несколько раз. В 2013 году их увеличили в очередной раз и отменили льготы для владельцев автомобилей с двигателем мощностью более 200 л. с.

В Москве ставка налога для автомобилей мощностью до 100 л. с. составляет 12 рублей с каждой лошадиной силы, 100–125 л. с. – 25 рублей, 125–150 л. с. – 35 рублей, 150–175 л. с. – 45 рублей, 175–200 л. с. – 50 рублей, 200–225 л. с. – 65 рублей, 225–250 л. с. – 75 рублей, свыше 250 л. с. – 150 рублей.

Власти рассчитывают, что объем поступлений от транспортного налога в этом году увеличится на 2,5 млрд рублей.

Ввести налог на сверхпотребление в начале 2012 года поручил Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Предполагалось, что повышенные ставки должны были быть введены с 2013 года, но процесс межведомственного согласования затянулся. В частности, Минэкономразвития предлагало повысить ставки для автомобилей с мощностью двигателя более 200 л. с. В июле прошлого года Минфин представил законопроект. Документ предполагал установление налога на автомобили с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 рублей с лошадиной силы. Регионы не могут изменять эту ставку, говорилось в предложениях ведомства. Минфин рассчитывал, что повышение транспортного налога коснется около 20 тыс. автомобилей, из которых 7 тыс. зарегистрированы в Москве. Эти поправки приняты не были.

В конце января этого года Минфин представил предложения о налогообложении дорогой недвижимости. Ставка налога на имущество (недвижимость и землю) совокупной стоимостью более 300 млн рублей должна составить 0,5% — в пять раз больше обычной. Налог на имущество должен вступить в силу в ряде регионов с 1 января 2014 года и рассчитываться из рыночной стоимости объектов.

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что новая мера Минфина серьезно ни на что не повлияет. «Скорее всего, для бюджетов регионов это будет очень небольшая величина, — сказал эксперт. – Не думаю, что повышение налога станет препятствием для спроса на дорогостоящие автомобили, поскольку в России цена не является определяющим фактором для покупок в таком сегменте: больше ориентируются на имиджевый фактор».

Сам подход к взиманию транспортного налога (в том числе с повышенными коэффициентами) неправильный, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Максим Рохмистров. «По сути, нынешний транспортный налог – это налог на движимое имущество, но взимается он исходя из лошадиных сил», — пояснил «Газете.Ru» депутат. По его мнению, увеличение налога, исходя из стоимости, непонятно: «Ударили машину – она стала стоить другие деньги».

«Надо прекратить бороться с богатством и благосостоянием и начать бороться с бедностью», — указал Рохмистров.

Было бы правильнее отменить транспортный налог и ввести некий экологический сбор на двигатель внутреннего сгорания, который был бы заложен в цену моторного топлива. «Сколько человек ездит, столько и платит, будь то автомобиль, газонокосилка или моторная лодка», – указывает он и отмечает, что такой подход служил бы поддержкой развития альтернативных видов топлива. Существование льгот при такой системе можно сохранить, исходя из социального норматива потребления бензина, предполагает Рохмистров.

Транспортный налог: понятие, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты

cтавки транспортного налога в Ленинградской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Москве на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Московской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Нижегородской области на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Санкт-Петербурге на 2014 — 2018 год

cтавки транспортного налога в Свердловской области на 2017 — 2018 год

дополнительный коэффициент для дорогих автомобилей с 2014 года

Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

Как уплатить налоги через интернет

Транспортный налог — понятие и элементы налога

Понятие транспортного налога

Транспортный налог — это обязательный безвозмездный платеж, который обязаны уплачивать лица — владельцы транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов, самолетов, яхт, катеров, снегоходов, гидроциклов и других транспортных средств).

Налог с транспортных средств является региональным — это означает, что он начисляется и уплачивается на основании главы 28 Налогового кодекса РФ и законов субъектов РФ транспортном налоге.

Региональные законодательные органы определяют:

ставки налога в пределах, которые установлены Налоговым кодексом РФ;

порядок и сроки его уплаты;

могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования.

Узнать о ставках и льготах по транспортному налогу можно на официальном сайте ФНС.

Объект налогообложения транспортным налогом

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке.

Уплата транспортного налога если автомобиль угнан

Достаточно часто нам задают следующие вопросы: «А как быть, если автомобиль угнан, находится на штрафстоянке или просто стоит в гараже и не используется? Признается ли он в этом случае объектом обложения транспортным налогом?»

Согласно статье 357 НК обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобилем никто не пользуется, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.

Что же касается угнанных автомобилей, то по правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

12.07.2018 ФНС выразила следующее мнение:

чтобы не уплачивать налог, угнанное транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета;

не облагается налогом транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом (к таким документам может относиться, в частности, справка об угоне (краже) транспортного средства, справка или постановление о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном, справка о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности);

если розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета, налогообложение возобновляется.

10.10.2018 ФНС разъяснила следующее:

по новым правилам владельцы авто, находящихся в розыске, смогут в упрощенном порядке прекратить их регистрацию в органах ГИБДД;

Налоговый кодекс РФ освобождает такие автомобили от налогообложения, если факт угона (кражи) разыскиваемого транспортного средства подтверждается документом, который выдан уполномоченным органом. Исчерпывающий перечень таких документов не установлен ни Налоговым кодексом РФ, ни иными нормативными актами. В частности, к ним могут относиться выданные правоохранительными органами справки об угоне (краже) транспортного средства, о возбуждении уголовного дела в связи с его угоном (кражей), вступившие в силу судебные акты или постановление о прекращении уголовного дела по факту угона (кражи) автомобиля из-за истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности;

так как транспортный налог начисляется ежегодно, факт розыска транспортного средства в связи с его угоном (кражей) необходимо подтвердить для соответствующего налогового периода;

теперь регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины достаточно подать об этом заявление в органы ГИБДД. Это позволит им передать необходимые сведения в налоговые органы, чтобы исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства было прекращено независимо от периода розыска автомашины.

Налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Плательщики транспортного налога

На основании статьи 357 НК плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Данное положение является спорным, т.к. из буквального толкования статьи 357 НК следует, что круг налогоплательщиков в ней не определены (а другой федеральный закон, в котором были бы определены налогоплательщики транспортного налога, отсутствует), следовательно, налог не считается законно установленным, а это значит, что обязанности по его уплате нет.

Не смотря на положение статьи 357 НК налогоплательщики в ней не определены законом, т.к. вопросы регистрации ТС регулируются приказами МВД, а это означает, что налогоплательщики определяются не законодательной властью, а исполнительной, что противоречит положениям статьи 57 Конституции РФ.

Что же делать в таких случаях? Некторые авторы (например, — Королева А.Н.) для тех, кто не боится смелых экспериментов, в такой ситуации предлагают обращаться в ФНС с письмом следующего содержания:

В ИФНС ______
от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____

Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как «транспортный налог».

Требование об уплате данного налога является незаконным.

Согласно ст. 357 НК РФ «налогоплательщиками… признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства…».

  • к законодательству (гражданскому, налоговому и т. д.) относятся Кодексы и федеральные законы (ст. 3 ГК РФ, ст. 1 НК РФ). В соответствиями с положениям законов «О введении в действие части первой/второй Гражданского/Налогового кодекса…» при отсутствии закона временно могут применяться или указы Президента Российской Федерации, или постановления Правительства (принятые, соответственно, до введения в действие соответствующих Кодексов);
  • согласно части первой НК РФ налогоплательщики любого налога могут быть (должны быть) определены исключительно законодательными актами.

Необходимость установления налогоплательщика прямым федеральным законом (актом законодательства) неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 04.04.1996 № 9-П, от 11.11.1997 № 16-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 30.01.2001 № 2-П).

В настоящее время законодательные акты (или принятые до введения в действие части первой НК РФ указы Президента/постановления Правительства), в соответствии с которыми определяются налогоплательщики указанного налога («лица, на которых…»), отсутствуют.

Читайте так же:  Приказ мвд 605 от 2018 года

Существующие правовые акты по вопросам регистрации транспортных средств не могут определять и не определяют налогоплательщиков данного налога:

  1. Приказы МВД РФ о регистрации транспортных средств являются недопустимыми НПА по данному вопросу, ибо не относятся к «законодательству».
  2. В постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 не содержится ответа на вопрос о круге налогоплательщиков, ибо:
    • пункт 3 постановления говорит о том, кто обязан зарегистрировать – но не говорит, на кого регистрируется ТС;
    • первый абзац пункта 4 говорит, на основании каких документов производится регистрация – но не определяет круг лиц, на которых может быть зарегистрировано ТС.

На запрос, направленный в Министерство финансов, указанное министерство не смогло указать акты соответствующей юридической силы, в которых определялись бы налогоплательщики данного налога. Одновременно в ответе от 30.11.2004 г. № 03-06-04-05/36 Минфин признал, что в постановлении Правительства РФ № 938 круг налогоплательщиков не определен.

По данному налогу действующим законодательством не определены налогоплательщики. Налог не может считаться установленным.

Довожу до сведения налогового органа, что в отношении уплаты транспортного налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции Российской Федерации, обязательных для всех постановлениях Конституционного Суда, действующем налоговом законодательстве.

Полагаю, что о позиции, изложенной в настоящем заявлении и о возникновении спора о праве налоговый орган обязан поставить в известность суд. В случае подачи в суд заявления о взыскании с меня какой-либо недоимки по транспортному налогу настоящее заявление должно быть приложено к направляемому в суд заявлению.

Копия настоящего заявления выслана в суд заказной корреспонденцией «___» _______ 20__ года.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Налоговый период по транспортному налогу согласно статье 360 НК — календарный год. Отчетными периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 1 января 2015 года срок уплаты транспортного налога: данный налог подлежит уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

С 01.01.2016 — срок уплаты еще раз изменен — сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налога обязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки транспортного налога (статья 361 НК)

(по состоянию на 15.10.2018)

Статей 361 Налогового кодекса РФ установлены следующие ставки налога (которые могут быть увеличены или уменьшены региональным законом не более чем в 10 раз):

Транспортный налог для физических лиц в 2016 году

Транспортный налог в 2016 году платят физические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в зарегистрированы транспортные средства. О порядке расчета транспортного налога и сроках его уплаты читайте в этой статье.

Транспортный налог в 2016 году для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция. Поэтому, как правило, уплата налога не вызывает вопросов. Тем не менее, рассмотрим подробнее, как рассчитывается сумма налога и в какие сроки надо перечислить ее.

Сразу отметим, что в 2016 году нужно платить транспортный налог за 2015 год. Налог является региональным, поэтому его ставки устанавливают сами субъекты РФ. Порядок расчета налога для физических лиц определен в главе 28 НК РФ.

Какие транспортные средства облагаются налогом

Объектом налогообложения транспортным налогом признаются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • теплоходы;
  • яхты;
  • парусные суда;
  • катера;
  • снегоходы;
  • мотосани;
  • моторные лодки;
  • гидроциклы;
  • несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).

Не облагаются налогом:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда (ст. 358 НК РФ).

Расчет транспортного налога для физических лиц в 2016 году

Для расчета налога используется следующая формула:

Сумма транспортного налога для физических лиц за 2016 год = Ставка транспортного налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения / 12 ) х Повышающий коэффициент.

Пример

Ильин К.Е владеет автомобилем Honda CR-V, мощность двигателя, которого – 150 л.с. Автомобиль зарегистрирован в г. Москва. Ставка транспортного налога для данной категории автомобилей составляет 35 руб. за 1 л.с. (Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге»).

Сумма налога за 2015 год составит 5 250 руб. (150 л. с. × 35 руб.)

Напомним, повышающий коэффициент применяется для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей. Смотрите таблицу с показателями ниже.

Повышающие коэффициенты при расчете транспортного налога в 2016 году для легковых автомобилей. Таблица

Транспортный налог в 2019 году могут отменить

Российские автолюбители давно ждут отмены транспортного налога. Хотя уплачивать его нужно один раз в год, и сумма его сравнительно невелика, многим не нравится определенная несправедливость этого налога как такового.

Недавно появились слухи о том, что этот сбор таки отменят, слухи эти легли на благодатную почву, и интерес к теме вновь вырос. Так все-таки, будет отменен транспортный налог в 2019 году или нет, какие новости слышны относительно этого вида налога в России.

К сожалению, нет, слухи об отмене этого налога оказались только слухами. Никакого закона о поправках в налоговый кодекс, подписанного президентом, не существует. Вся подобная информация — результат или недопонимания, или какая-то непонятная провокация.

Действительно, в июне 2018 года появился проект закона об отмене транспортного налога. Этот законопроект поступил в Госдуму, где в первом же чтении в начале июля его отклонили. В августе документ отправился в архив, о нем можно забыть.

Рассуждая здраво, верить в слухе об отмене транспортного налога в следующем году или в ближайшее время в принципе наивно.

Многие последние годы мы наблюдаем ровно обратное. Государство увеличивает суммы налогов на граждан (налог на недвижимость стал больше уже давно, в 2019 году вырастет ставка НДС), увеличивает суммы пошлин и штрафов. Начиная с будущего года повышается пенсионный возраст, цель этой реформы та же — отнять у россиян деньги в пользу бюджета. Было бы странно, если бы на этом фоне был отменен транспорный налог, который не отменили в прежние, более сытые годы.

Действительно, этот вид налога очень несправедлив. Например, он никак не учитывает то, насколько интенсивно тот или иной автолюбитель использует свой автомобиль и нагружает тем самым дороги. Пенсионер, который летом несколько раз выезжает на дачу, и таксист, который ежедневно наматывает десятки и сотни километров, платят одинаковые суммы.

Куда более справедливо включить подобную составляющую в стоимость литра бензина. Тогда чем больше человек пользуется автомобилем, тем больше он платит государству. Более того, по факту эта составляющая в цене бензина уже содержится — акцизы на топливо в России и прочие налоги, которые содержатся в его цене, очень большие.

Однако государство не спешит отказываться от транспортного налога. Кстати, этот налог входит в число региональных, поступает в бюджет вашей области, республики или края. Отменить его могут региональные власти, но регионы в нашей стране поставлены в такие условия, что подавляющее их большинство никогда в жизни этого не сделает — казна любого региона хронически нуждается в средствах.

Как уже было сказано, такой налог обязаны уплатить россияне, владеющие транспортным средством. Как и любой другой фискальный сбор, этот налог взымается с целью пополнения бюджета. Официальное назначение аккумулированных средств – оплатить расходы на ремонт дорожного покрытия.

Базой для исчисления транспортного налога является количество «лошадок» под капотом транспортного средства, а также «возраст» автомобиля. Отдельно отметим коэффициент «роскоши» — он применяется к высококлассным дорогим авто, которые являются не просто предметом первой необходимости и средством для передвижения, но и статусным приобретением, которое по карману далеко не всем россиянам. Сегодня порог, отделяющий простое транспортное средство от предмета роскоши, исчисляется суммой в 3 миллиона рублей.

Некоторым автовладельцам приходится уплачивать разную сумму налога за идентичные машины – все потому, что региональные власти в вопросе установления транспортного сбора имеют некоторую самостоятельность. Также существуют льготные категории граждан, освобожденные от сбора — к ним относят многодетные семьи, пенсионеров, инвалидов и тех, кто пострадал от аварии на ЧАЭС. В некоторых регионах от транспортных фискальных платежей освобождены предприятия, которые работают в сфере транспорта под управлением муниципальных структур (или находятся в их собственности).

Кстати, несмотря на то, что в просторечии этот налог часто называют сбором с машин, ему подвержены практически все виды транспорта с двигателем. Заплатить налог нужно не только владельцам автомобиля – мотоциклистам, яхтсменам, владельцам квадроциклов, моторных лодок, автобусов, снегоходов и т.д. также придется рассчитаться с бюджетом. Единственное исключение — те, у кого транспортное средство попадает в одну из льготных категорий. Например, по действующим нормативам от взимания транспортного налога освобождаются:

  • владельцы лодок (с мотором или на веслах), которые оснащены движком мощностью 5 л.с. или менее;
  • владельцы автомобилей, полученных по социальной программе и переоснащенных с учетом потребностей водителя-инвалида (если мощность движка не превышает 100 л.с.);
  • владельцы транспортных средств, которые зарегестрированы в органах полиции как угнанные;
  • владельцы промышленных морских или речных плавательных средств;
  • владельцы транспорта, выделенного под сельхозпотребности (транспортировку молока, скотины, удобрений и т.д.). Сюда же относятся тракторы.
Читайте так же:  Осаго пенза поволжская

В действующем законодательстве прописано, что уплату транспортного сбора нужно совершить до конца следующего календарного периода, поэтому в 2019 году не забудьте оплатить налог, начисленный за 2018 год, а в 2020 придется заплатить сумму за пользование транспортом в 2019 году. Подход к процедуре оплаты отличается для владельцев легковых и грузовых авто – первые вносят необходимую сумму раз в год, а вторые – перечисляют деньги раз в квартал.

Окончательная сумма налога имеет прямую зависимость от постановления, изданного местной администрацией. Например, сумма налога на автомобиль с двигателем мощностью 100 «лошадок» для автовладельцев, зарегистрированных в разных регионах РФ, будет исчисляться такими показателями:

  • москвичам и питерцам придется заплатить от 12 до 24 руб. за 1 л.с., а вот в прилегающих областях ситуация c налогом получше – 10 и 18 руб. соответственно;
  • властями Томской области установлен налог в размере 6,5 руб. за каждую «лошадку»;
  • автовладельцы, представляющие Курскую область, Татарстан и Башкортостан, а также сахалинцы, пермяки и вологодцы уплачивают 25 руб. за единицу мощности движка;
  • властями Калининградской, Архангельской, Астраханской и Калужской областей установлен сбор в 14 руб. за 1 л.с.;
  • в Оренбургской, Владимирской и Воронежской областях владельцам транспорта предстоит заплатить 20 руб. за 1 лошадиную силу;
  • ростовчанам и жителям этой области придется выложить 8 руб. за 1 л.с., если машине еще не исполнилось 10 лет, и 12 руб. – за транспорт постарше;
  • в Коми ставка установлена в размере 10-20 руб. за единицу мощности;
  • тывчанам и жителям Ингушетии придется выложить всего 5 руб. за 1 л.с.;
  • карельцам, хакасийцам и жителям Новосибирской области — 6 руб.;
  • авто, зарегистрированные в Челябинской области, обложены сбором в 7,7 руб.;
  • властями Адыгеи, а также Ульяновской и Тульской администрациями установлен налог в размере 10 руб.;
  • Ярославской администрацией — в размере 13,1 руб.;
  • Нижегородской администрацией – в размере 13,5 руб.;
  • власти Еврейской автономии и Удмуртии взимают 8 руб. за 1 л.с.;
  • в Калмыкии закреплена налоговая ставка в размере 11 руб.;
  • в Амурской области – 15 руб.;
  • в Краснодарском крае одна лошадиная сила оценивается в 12 руб.;
  • в Красноярском – 5 руб.;
  • жители Чувашии и Самары должны перечислять по 16 руб. за 1 л.с;
  • Дагестанские власти установили сбор в размере 8 руб.;
  • в Чеченской республике, Омской области и Ставропольском крае взимается налог в размере 7 руб.;
  • в Калининградской области ставка весьма щадящая – всего 2,5 руб. за 1 л.с.;
  • больше всего повезло роммиянам, которые зарегистрировали авто в Свердловской области, – тут машины до 100 л.с. не облагаются транспортным сбором.

Отдельно приведем данные по коэффициенту на роскошные автомобили:

  • данный коэффициент равен 1,1-1,5, если авто стоит свыше 3 млн руб., а его возраст — 3 года или менее;
  • коэффициент 2 применяется для машин стоимостью в 5-10 млн руб. возрастом до пяти лет;
  • коэффициент 3 используется для автомобилей, которым от 10 до 20 лет, а их цена составляет от 10 до 15 миллионов в нацвалюте.

Уже в 2018 году состоятельных автовладельцев могут затронуть некоторые инновации – например, для машин стоимостью 3-5 млн руб. возрастом до 3-х лет предлагают единый коэффициент — 1,1%.

Стоит также напомнить, что на протяжении последних лет действует закон, по которому российские автовладельцы обязаны самостоятельно уведомлять фискальную службу о факте приобретения машины. Если умолчать об этом, то можно нарваться на штраф (20% от сбора). Не спешите радоваться, если на ваш адрес не отправляют фискальные квитанции – факт неполучения этой бумаги не освобождает вас от необходимости рассчитаться с государством!

Уже с 2016 года крымские автовладельцы (примерно 200 тысяч человек) участвуют в российской системе взимания транспортного сбора. В 2017 году ставки для них были льготными – например, севастопольцы платили за авто мощностью до 100 л.с. 5 рублей, а жители остальной части полуострова — 2,5-5 руб. Однако в 2018 году ситуация может кардинально поменяться, причем не в лучшую сторону. В конце прошлого года власти Российской Федерации выступили с заявлением, что текущие ставки налогообложения в Крыму являются минимальными в сравнении с другими субъектами Южного округа РФ.

Краснодарцы и ростовчане платят за движок мощностью до 100 л.с. 7-12 руб., а при мощности в 100-150 л.с. – 15-25 руб., в то время как жители полуострова за первую категорию авто перечисляют по 5 рублей, а за вторую — по 7 руб. за одну «лошадку». В итоге глава республики — Сергей Аксенов, — внес на рассмотрение законопроект, увеличивающий налоговую нагрузку на крымчан в несколько раз:

  • за авто с движком в 150-200 л.с. придется уплатить по 30 руб. за единицу мощности, при наличии 200-250 «лошадок» — по 75 руб., а за автомобили, которые превышают этот показатель, – по 100 руб.;
  • будут пересмотрены ставки для владельцев мотоциклов и мотороллеров. Если агрегат обладает мощностью до 20 л.с., крымчанам придется платить не 2 руб. за «лошадку», а 4 руб. Для более мощных двухколесных агрегатов ставки возрастут до 6 и 15 руб.;
  • для автобусов и грузовиков фискальный сбор поднимется с 5 до 10 руб.;
  • для владельцев яхт и гидроциклов в законопроекте тоже нашлась строчка – для них налог повысится в два раза — да 100-200 руб. за 1 л.с. (в зависимости от мощности плавсредства);
  • отдельно прописана отмена льгот, которые ранее действовали для машин определенного года выпуска.

Главная цель крымских властей — обеспечение поэтапного роста фискальных ставок до уровня, который зафиксирован в РФ как максимально допустимый. В итоге территориальные налоговые органы планируют направить в бюджет около 200 млн руб. (сейчас сумма поступлений примерно в два раза меньше). Впрочем, пока что данный законопроект находится на рассмотрении, ведь в правительстве есть и ярые противники такой инициативы. Они вполне справедливо опасаются роста социального возмущения и уклонения от уплаты сборов.

Основная критика в отношении транспортных сборов касается не налоговых ставок, а самого принципа их взимания. Владельцы личного транспорта и многие экономисты полагают, что учитывать только мощность транспортного средства недопустимо – при исчислении ставок нужно корректировать налог в зависимости от частоты использования авто. Ведь, по сути, главная цель налога – взимать с россиян деньги за ущерб, нанесенный дорожному полотну. Но интенсивность поездок у автовладельцев разных категорий существенно отличается!

Например, многие пенсионеры пользуются старыми и мощными машинами лишь для того, чтобы 5-10 раз за год поехать на приусадебный участок. Зато платить им приходится столько же, сколько и россиянам, которые используют машину ежедневно! При этом автовладельцы должны заплатить еще и сумму акцизного сбора с бензина, то есть фактически подвергаются двойному налогообложению. Кстати, в этом отношении у властей заготовлены очередные инновации – с 01.01.2018 ставка за литр вырастет на 0,5 руб., а с 01.06.2018 — еще на 0,5 руб.!

Пересмотрены и другие ставки. Например, в 2018 году владельцам машин мощностью 200-300 л.с. придется заплатить по 714 рублей за каждую «лошадку», в 2019 – 743 рубля, а в 2020 – 773 рублей за каждую единицу мощности. Еще большие суммы грозят тем, кто имеет авто с большей мощностью движка. Налоговым произволом возмущены и те, кому довелось столкнуться с авариями и поломками, надолго поставившими их «железного коня» в «стойло». Заплатить налог нужно даже в случае, если за год машина ни разу не выехала из гаража!

В итоге некоторые партии (например, ЛДПР) выносили на рассмотрение проекты, в которых предлагалось вообще отменить налог на транспортные средства, но эта инициатива была тут же заблокирована представителями Министерства экономического развития. В ведомстве высказались, что и сегодня далеко не во всех субъектах страны налоги собираются должным образом – суммарный долг по налогу на транспорт достиг отметки в 2 триллиона рублей! Утратить сборы в размере еще 150 миллиардов рублей сегодня попросту недопустимо.

Также поступало еще несколько предложений, например: отменить налог на транспортные средства, увеличив акциз на топливную составляющую; пересмотреть принцип начисления налога, заложив в него объем двигателя; привязать сбор к показателю экологичности машины. В итоге наибольшее число сторонников нашел как раз последний из перечисленных вариантов.

В Минтрансе уже обсуждают замену налога на транспортные средства экологическим сбором. Согласно словам Евгения Москвичева, председателя Государственной Думы по вопросам транспорта, проект закона будет готов в 2019 году. (185.238.139.36) . Вполне вероятно, что тогда же он и вступит в действие. Подробности инициативы пока неизвестны. Наиболее вероятной является замена налога на транспортные средства сбором, зависящим от степени экологичности авто. Скорее всего, будут выделены льготные категории машин, освобожденные от уплаты сбора – ими станут автомобили, произведенные по стандарту «Евро» 4, 5 и 6.

При этом власти собираются отменить территориальную дифференциацию сбора – его будут платить по единым ставкам в любом регионе страны. Новый сбор отвечает задачам Транспортной стратегии развития государства до 2030 года. В этом документе прописано, что нужно стремиться к понижению энергетической емкости транспортных средств и популяризации экономичных авто. Естественно, в первую очередь новый сбор ударит по старым грузовым машинам и автобусам. Владельцам этих средств придется заменять их на новые модели.

Главным критерием при определении базы для расчетов станет пробег авто. По предварительным данным, уплата налога будет включена в стоимость топлива, то есть налоговики перестанут слать автовладельцам платежки. Однако благодаря этому цена на бензин и дизтопливо существенно возрастет. Новость можно назвать хорошей для тех, кто бывает за рулем железного коня не слишком часто, а также для владельцев сломанных машин, простаивающих в гараже.

Впрочем, новые инициативы уже подверглись критике. Эксперты полагают, что повышение цены топлива даже на 3-5 рублей на литр может привести к существенным социальным возмущениям, ведь малоимущие россияне, которые вынуждены часто пользоваться машиной, не смогут оставить этот факт без внимания. Неясно и то, как ситуация повлияет на формирование стоимости проезда в такси, маршрутках и автобусах.