Таможенная стоимость и ценообразование

Роль государства в регулировании внешнеторговой деятельности состоит в том, чтобы поддерживать баланс интересов различных социальных групп и слоев населения в процессе развития и функционирования внешнеторговых отношений. Либеральный постулат, гласящий, что государство не должно вмешиваться в экономику, что рынок сам во всем разберется, является неприемлемым ввиду отсутствия современного, цивилизованного, социально ориентированного рынка.

При этом «внешняя торговля путем обмена различными потребительными стоимостями с другими странами расширяет возможности формирования оптимальных народнохозяйственных пропорций. внешняя торговля является важным фактором социалистических накоплений. Экономическая эффективность внешней торговли определяется соотношением эффекта, достигаемого в результате осуществления внешнеторговых операций, и затрат общественного труда, необходимых для достижения этого эффекта».

Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в ст. 2 указывает, что внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Не углубляясь в анализ содержания данного понятия, укажем, что «внешнеторговая деятельность — это процесс обмена товарами и услугами через существующие национальные границы». Таким образом, как видится, товар — одно из основополагающих понятий не только в теории цен и ценообразования, но и в теории и практике регулирования внешнеэкономической деятельности.

Товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ).
Товаром в НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (ст. 38 НК РФ). Товары — любое имущество, ввозимое в Российскую Федерацию или вывозимое из Российской Федерации (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (в ред. от 16.04.2010)). А цена товара — один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Законодательство Российской Федерации не содержит легального определения внешнеэкономической сделки. В НК РФ, в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе от 18.07.1999 N 183-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «Об экспортном контроле» упоминают понятие «внешнеэкономическая сделка» в связи с ее формой, налогообложением по налоговой ставке 0 процентов и в связи с учетом. При всем многообразии подходов в определении данного понятия среди цивилистов сформировалось определение, что понятие «внешнеэкономическая сделка» является собирательным. Под эту категорию подпадают не только отдельные виды договоров, такие, как международная купля-продажа, международные перевозки и т.д., но и односторонние сделки, например доверенности. При этом, как отмечает И.С. Зыкин, «практически при использовании термина «сделка» применительно к отношениям во внешнеэкономической сфере имеется в виду договор». Однако следует согласиться с В.А. Бубликом, который прямо относит внешнеэкономический договор к особому типу хозяйственных соглашений, правовой режим которых помимо гражданского определяется также таможенным, налоговым и валютным законодательством.

Отметим, что внешнеэкономическая деятельность (а вместе с ней и внешнеторговая деятельность) «является особым видом деятельности, в связи с чем отношения, складывающиеся при ее осуществлении, регулируются не только нормами международного публичного и международного частного права, но и нормами иных отраслей права, среди которых особое место занимает финансовое право. Финансово-правовые нормы регулируют не только внешнеэкономическую деятельность юридических и физических лиц, но и внешнеэкономическую деятельность государства».

Следовательно, цена внешнеэкономической сделки как обязательное условие контракта, с одной стороны, является гражданско-правовой категорией, а с другой — указывает на публично-правовую составляющую внешнеэкономической сделки. Данный вывод обосновывается следующими положениями.
Прежде всего следует указать на то, что важнейшим признаком внешнеэкономической сделки является перемещение товаров через государственную границу. При перемещении товаров через таможенную границу по действующему законодательству взимаются таможенные платежи, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Таможенные платежи составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Так, например, удельный вес таможенных пошлин, взимаемых при экспорте и импорте товаров, в общих доходах федерального бюджета в 2010 г. составлял 37,3%, в том числе вывозных таможенных пошлин — 30,2% и ввозных таможенных пошлин — 7,1%. При этом в структуре вывозных таможенных пошлин таможенные пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов составляли 90%.

В широком смысле слова таможенные платежи есть денежные средства, которые уплачиваются лицами, перемещающими через таможенную границу товары и транспортные средства, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью их уплаты таможенными органами. Они не уплачиваются в добровольном порядке, по желанию лица, обязательность — их основной признак. При этом, по справедливому мнению Н.И. Землянской, «институт таможенных платежей можно назвать межотраслевым правовым институтом, поскольку его функционирование основано на правовых нормах конституционного, таможенного, финансового и иных отраслей законодательства».

Как видим, из вышеуказанных положений следует, что таможенные платежи суть платежа вообще. Платеж — уплачиваемая сумма, сумма денег, уплачиваемая или подлежащая уплате за что-либо. Следовательно, для того чтобы определить сумму платежа, необходимо исходить из определенных стоимостных показателей. Таким показателем является таможенная стоимость.

«Особенность таможенной стоимости заключается в том, что она отражает стоимость товара, принятую в сфере публично-правовых отношений, а также в специальном назначении таможенной стоимости. Таможенная стоимость — это некая условная характеристика товаров (в отличие от объективных, неотъемлемых характеристик, таких, как наименование, свойства, количества и т.д.), которая имеет место только после выполнения публично-правового процесса согласно принятым правилам таможенной оценки и используется в публично-правовых целях. Таможенная стоимость характеризует товар как предмет публично-правовых, а не частноправовых отношений. Таможенная стоимость — это стоимостная величина, используемая для целей обложения таможенными платежами, в этом заключается ее основное функциональное назначение, посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины».

В зависимости от установленного в таможенном тарифе вида ставки таможенной пошлины объектами налогообложения могут быть таможенная стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (адвалорные ставки), их количественные параметры (специфические ставки) либо те и другие критерии (комбинированные ставки). Таким образом, таможенная стоимость является объектом обложения в случае применения адвалорных и комбинированных ставок.

Справочно. Адвалорный — стоимостный; рассчитанный в форме фиксированного процента от общей стоимости товара, сделки налог, комиссионное вознаграждение, таможенная пошлина и т.п.

Вместе с тем следует указать, что глава 8 «Таможенная стоимость товаров» Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (далее по тексту — ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010 г., содержит как общие положения о таможенной стоимости, так и отсылочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и на национальное законодательство стран Таможенного союза.

Первоосновой таможенной стоимости служит цена сделки. При этом основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»). Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме. Иными словами, платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца. Следовательно, для подтверждения правильности декларирования таможенной стоимости необходимо проверить: стоимость сделки; учет дополнительных начислений к цене в фактической себестоимости товара.

Следует уточнить, что в силу ч. 3 ст. 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных ТК ТС, — таможенным органом.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Следует указать, что раздел IV «Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК ТС в случаях, когда таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Аналогичное право предусмотрено п. 9 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»).

Читайте так же:  Дмитровское шоссе д149 нотариус

На практике часто возникают вопросы определения таможенной стоимости. Так, новые правила Центральной акцизной таможни могут привести к росту цен на недорогие импортные вина. Поставщики жалуются, что минимальная таможенная стоимость вина, с которой при ввозе в Россию взимается пошлина в размере 20%, выросла, к примеру, для продукции из Франции на 50%, до 15 долл. за литр, из Италии — на 75%, до 7 долл. При пересчете на европейскую валюту получается, что в этих странах нет вина дешевле 8 и 3,7 евро за бутылку объемом 0,75 л. Опрошенные РБК daily импортеры утверждают, что это не так, и сомневаются в законности новых правил таможни. По мнению специалистов, едва отойдя от стресса, связанного с непростой процедурой продления лицензий, российские импортеры вин столкнулись с очередной проблемой. С 1 июня Центральная акцизная таможня существенно повысила минимальную стоимость ввозимого в Россию столового вина из ряда европейских стран, что автоматически увеличило расходы поставщиков на уплату пошлины. Размер таможенной пошлины при импорте вина составляет 20% от закупочной стоимости. При этом существует понятие так называемого контрольного уровня таможенной стоимости — это цена, ниже которой, по мнению таможенников, нельзя закупить вино за рубежом.
Для различных стран действуют различные контрольные уровни таможенной стоимости: так, минимальная цена 1 л французского вина до недавнего времени была определена на уровне 10 долл. (или 5,4 евро за бутылку 0,75 л), итальянского вина — 4 долл. (2,15 евро за бутылку). Подобные ценовые нормы были утверждены таможней несколько лет назад и воспринимались на рынке как адекватные.
Однако с 1 июня 2011 г. Центральная акцизная таможня пересмотрела уровни минимальных цен на столовое вино из европейских стран, значительно повысив планку. Теперь самое дешевое французское вино необходимо растаможивать исходя из стоимости 15 долл. за 1 л (8 евро за бутылку), итальянское — 7 долл. (3,7 евро).

Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 (Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров») про недостоверность сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не должно быть учтено при определении таможенной стоимости, есть основания говорить при значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых — данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Тем не менее, по мнению А.В. Агаповой, в настоящее время в нормативно-правовой базе, касающейся контроля таможенной стоимости, еще остались моменты, требующие разъяснения. Отсутствует и достаточный уровень информационного обеспечения таможенного контроля в целом и контроля таможенной стоимости в частности. Существующий механизм контроля таможенной стоимости все еще предоставляет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности возможности для декларирования товаров с занижением таможенной стоимости.

Ю. Туранцева в этой связи делает вывод, что «из всех споров с таможенными органами, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011 г., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35%. То есть каждый третий спор с таможней связан именно с такой корректировкой».

В настоящее время процедура контроля таможенной стоимости входит в активно развивающуюся систему управления рисками. С этой целью из ФТС России поступают данные о средней стоимости различных товаров, представляющие собой результат анализа ситуации, сложившейся на международном и внутреннем рынках данных товаров. Безусловно, в одной цифре невозможно отразить все тенденции и условия формирования цены в каждой конкретной сделке и в этой связи все ценовые показатели на товары, поступающие из ФТС России, являются лишь индикаторами, свидетельствующими о возможном недостоверном заявлении декларантами сведений о таможенной стоимости. На практике это означает, что в случае, когда заявляемая стоимость ниже контрольной, инспектор обязан провести комплекс мероприятий, позволяющих установить причину низкой цены.
При этом необходимо отметить, что от правильного установления цен во многом зависит успех внешнеэкономической деятельности фирмы — субъекта внешнеторговой деятельности. В этой сфере необходимо учитывать сложившуюся конъюнктуру мировых рынков и цен на них, поведение конкурентов на мировых рынках, а также необходимость реализации собственной предпринимательской стратегии. Как пишет В.В. Герасименко, особые сложности в разработке внешнеторговой ценовой политики российских предприятий связаны с неразвитостью маркетинговой деятельности, финансовой неустойчивостью, недостаточным развитием системы международной сертификации и контроля качества продукции, недостаточностью знаний и опыта в области международной торговли.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возрастающей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Причем одной из целей присоединения России к ВТО считают выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспертами и импортерами.

Таким образом, очевидность ценообразующего фактора в системе публичных финансов вообще и в системе таможенных платежей в частности диктует необходимость признания государственного регулирования ценообразования как специфической деятельности в составе финансовой деятельности государства. Причем финансово-правовой механизм государственного регулирования ценообразования в таможенной сфере основывается на преобладающем функциональном значении таможенной стоимости — основы для исчисления таможенных платежей (таможенных пошлин, акцизов, таможенных сборов).

Таможенная стоимость товара

Понятие таможенной стоимости товара

Таможенная стоимость – стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Является базой для целей валютного контроля и иных методов таможенного-тарифного регулирования. Также она используется для целей ведения статистики внешней торговли и для статистики взаимной торговли внутри Евразийского экономического союза.

Как формируется таможенная стоимость товара

В Евразийском экономическом союзе таможенная стоимость определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса ЕАЭС [1] , а также в соответствии со статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) [2] и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года [3]

В ТК ЕАЭС закреплены следующие принципы определения таможенной стоимости:

  • Таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру.
  • В случае если товары, помещенные под одну из таможенных процедур, помещаются под иную таможенную процедуру либо такую же таможенную процедуру, таможенной стоимостью таких товаров является таможенная стоимость товаров, определенная при их первом помещении под иную таможенную процедуру.
  • Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
  • Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров должна основываться на достоверной, и документально подтвержденной информации.
  • Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой и не различаться в зависимости от источников поставки товаров, происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и др.

Методы определения таможенной стоимости товара

В ТК ЕАЭС определены шесть методов определения таможенной стоимости. Основным является Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1). Ниже рассмотрим все шесть методов.

Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)

При использовании 1 метода, таможенной стоимостью является стоимость сделки с ввозимыми товарами, то есть фактически уплаченная/подлежащая уплате цена, дополненная расходами, указанными ниже.

Согласно данному Соглашению в таможенную стоимость включается следующее:

  • вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров;
  • расходы на тару, если она представляет с товаром единой целое, а также расходы по упаковке, включая стоимость материалов и работ;
  • расходы по перевозке до границы ЕАЭС (для правильности определения данной суммы необходимо заранее попросить перевозчика разбить в счете стоимость перевозки на 2 позиции. Одна до границы ЕАЭС, вторая по территории ЕАЭС;
  • расходы на страхование груза;
  • расходы по погрузке/разгрузке и за иные операции, связанные с их перевозкой до границы ЕАЭС;
  • лицензионные и иные платежи, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности (если данные платежи не предусмотрены контрактом, данная информация сообщается инспектору в виде письма, в котором говорится, что лицензионные платежи не предусмотрены в рамках данной сделки);
  • часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу.

При этом, к таможенной стоимости не должны добавляться следующие расходы:

  • расходы на производимые после ввоза товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
  • расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров;
  • пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Данный метод применяется при выполнении следующих условий:

  • отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами
  • продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено
  • никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
  • покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
Читайте так же:  Гражданский кодекс риски предпринимательской деятельности

Взаимосвязанными лицами являются лица, которые соответствуют хотя бы одному из нижеприведенных условий:

  • являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
  • являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
  • являются работодателем и работником, служащим;
  • какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
  • одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
  • оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
  • вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • являются родственниками или членами одной семьи.

В случае, если сделка проходит между взаимосвязанными лицами необходимо подтверждение того, что эта взаимосвязь не повлияла на таможенную стоимость ввозимых товаров. Для этого необходимо приложить к декларации на товары (далее – ДТ) прайс лист и отразить его в декларации таможенной стоимости (далее – ДТС), в качестве основы для определения таможенной стоимости.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами (т.е. по Методу 1), она определяется по стоимости сделки с идентичными товарами.

Под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными. Данные товары должны быть ввезены не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость таких товаров, принятая таможенным органом в
рамках Метода 1.

Для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров на основании данного метода должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. В случае, если информации о таких продажах нет, декларант или таможенный орган вправе корректировать условия данного метода для его гибкого применения. В этом случае информация о стоимости применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.
В случае, если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров применяется самая низкая из них.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)

В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена по 1 и 2 методам, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, ввезенными за последние 90 дней. Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость, принятая таможенным органом. По своей сути данный метод схож со вторым методом. Единственным отличием является то, что в данном методе основой выступают однородные товары, вместо идентичных.

Однородными товарами являются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

Метод вычитания (метод 4)

Если таможенная стоимость не может быть определена по указанным ранее методам, она должна определяться по 4 методу. За исключением случаев, когда по заявлению декларанта порядок применения указанного метода может быть обратным (метод 5).

В случае, если ввозимые товары либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории Евразийского экономического союза в том же состоянии, в котором они были ввезены, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество ввозимых или идентичных, или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу, при условии вычета следующих сумм:

  • надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли;
  • расходы на перевозку и страхование;
  • таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом товаров на территории этого государства.

Метод сложения (метод 5)

При определении таможенной стоимости товаров по данному методу в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения:

  • расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство оцениваемых товаров;
  • суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта;
  • расходов по перевозке товаров до границы ЕАЭС, работ связанных с погрузкой/разгрузкой товаров в рамках перевозки до границы ЕАСЭ, а также страхования груза.

Резервный метод (метод 6)

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена при использовании 1-5 методов, применяется резервный 6 метод. При использовании 6 метода возможно варьировать и гибко совмещать принципы из нескольких методов, рассмотренных ранее.

Однако в использовании данного метода также есть ограничения. Таможенная стоимость товаров в соответствии с данным методом не должна определяться на основе:

  • цены на товары на внутреннем рынке Таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;
  • системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
  • цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
  • цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
  • минимальной таможенной стоимости;
  • произвольной или фиктивной стоимости.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с данным методом при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся и видах транспорта.

Данный метод ввиду его гибкости наиболее часто применяется таможенными органами при корректировке таможенной стоимости. За основу берется схожий по характеристикам товар, который ранее ввозился на территорию ЕАЭС, и на его основании корректируется таможенная стоимость.

Таможенная стоимость и условия поставки (Incoterms)

В каждом внешнеторговом контракте обязательно прописывается пункт с условиями поставки. Обычно используются условия поставки, которые сформулированы и определены в Incoterms.

Incoterms – сводник различных условий поставки, который рекомендован для применения при международных поставках в целях единообразия трактовки различных условий поставки. В настоящее время наиболее часто применяются последние редакции Incoterms 2000 и 2010. При этом можно использовать условия поставки отличные от тех, что указаны в Incoterms. Важно понимать, что означают различные условия поставки, так как от этого зависит правильность определения таможенной стоимости, правильность начисления таможенных платежей, а также возможная административная ответственность в будущем за допущенные ошибки.

К примеру, условие поставки EXW подразумевает, что продавец исполнил свои обязанности по контракту с момента, как отгрузил товар со своего склада (завода) перевозчику. Не случайно, EXW расшифровывается как Ex-Works, то есть «с завода», «с производства». При этом условии поставки в таможенную стоимость в дополнение к инвойсной (фактурной) цене товара будет включаться стоимость забора груза со склада отправителя, стоимость перевозки груза до границы ЕАЭС, различные транспортные сборы (которые должны включаться в стоимость перевозки), а также страхование груза (при наличии).

Противоположным EXW условием поставки является DAP. При условии поставки DAP стоимость доставки и страхования уже включена в фактурную стоимость товара, а это значит, что дополнительно ее добавлять не требуется. При этом обязанность по организации доставки (поиск перевозчика, заключение договора с перевозчиком, согласование сроков доставки и экспортное таможенное оформление) ложится на отправителя товара. В последней редакции Incoterms содержится 11 различных условий поставки [4] , каждое из которых имеет свои особенности и нюансы при расчете таможенной стоимости.

Значение правильного определения таможенной стоимости товара

Правильное определение таможенной стоимости является одной из наиболее важных задач при таможенном оформлении. От правильности определения таможенной стоимости зависит срок выпуска товара.

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина . 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) , который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС , также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы , согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.
Читайте так же:  Образец приказа о совмещении должности в школе

Вывозные (экспортные) таможенные платежи

  1. Вывозная таможенная пошлина . Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
  2. Таможенные сборы . Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

Таможенные льготы, квоты и преференции

Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

Тарифные преференции, или преференциальные ставки

Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

  • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
  • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  1. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  2. Действии особых ставок : специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  3. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара ;
  4. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  5. Существующей нормативно-правовой базе , в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.

Размер таможенных пошлин

Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

Виды ставок таможенных пошлин

Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

Адвалорная ставка

Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ТС – таможенная стоимость товара;
СП – ставка таможенной пошлин.

Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

Специфическая ставка

Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

СТП – сумма таможенной пошлины;
ФХ – физическая характеристика товара;
СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

Комбинированная ставка

Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

Особые виды ввозных таможенных пошлин

Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные . Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые . Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные . Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.

В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

  • Сезонные . Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».

Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.