«Потребуются дополнительные меры»: почему Счётная палата прогнозирует рост цен на бензин с начала 2019 года

С 1 января 2019 года может произойти резкий скачок розничных цен на бензин в результате повышения акцизов на топливо. Об этом говорится в заключении Счётной палаты на проект бюджета 2019—2021 годов.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в тексте документа.

При этом в Счётной палате указали, что принятые 1 июля стабилизационные меры по снижению акцизов на топливо позволили лишь незначительно понизить розничные цены в июле и августе на 0,2% и 0,3% соответственно. Подобного шага, по мнению госоргана, было недостаточно для «компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года».

Отметим, что с 1 января 2019 года в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса РФ акцизы на бензин вырастут с 8213 до 12 374 рублей за тонну, а налог на дизель — с 5665 рублей до 8541 рублей за тонну.

Ранее о риске роста цен на горючее с 2019 года из-за повышения акцизов предупреждали глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин.

«Они (акцизы. — RT) могут повлиять, но мы ситуацию постоянно мониторим, устойчивость на рынке будет обеспечена», — пояснял представитель ФАС.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает позитивным тот факт, что Счётная палата обратила внимание на эту проблему. Он также отметил, что с 1 января 2019 года будет повышен налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%.

«Мы ещё в сентябре написали вице-премьеру Дмитрию Козаку, что одновременный рост акцизов и НДС даст около 4,5 руб. прироста цен. Что касается компенсирующих мероприятий, то пока непонятно, как они будут работать и хватит ли этого для компенсации роста акцизов. Самое главное, что у нас уже сегодня оптовые цены выше розничных», — сказал Аркуша в беседе с RT.

По его словам, принимать компенсационные меры, чтобы снизить оптовые цены при «замороженных» розничных, необходимо уже сейчас. Как считает Евгений Аркуша, демпфирующие механизмы нужно ввести с 1 ноября для проверки их работы и стабилизации ситуации.

«Основная проблема в том, что у нас топливо вывозится за рубеж, на экспорт. Поэтому чтобы нормализовать ситуацию, надо увеличить объёмы производства, поставки на внутренний рынок и увеличить объёмы продаж топлива на бирже. Владимир Путин очень чётко сказал: не надо, чтобы нефтяные компании, прикрываясь мировыми ценами, поднимали цены внутри страны», — подчеркнул президент РТС.

Ситуация с ценами на АЗС

Напомним, что в апреле началось подорожание бензина, средняя цена за литр топлива повысилась на 1%, но уже спустя месяц рост составил 5,6%. Этот показатель превысил целевой ориентир годовой инфляции Центробанка (4%).

30 мая правительство РФ договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о фиксации стоимости горючего. Вдобавок с 1 июня были снижены акцизы на бензин (на 3 тыс. рублей за тонну) и дизельное топливо (на 2 тыс. рублей за тонну), а спустя месяц было отменено запланированное повышение акцизов на 700 рублей.

В настоящее время в России средняя стоимость литра бензина АИ-92 составляет 41,39 рубля, литра АИ-95 — 44,62 рубля, а цена на дизель — 44,69 рубля.

Согласно данным Росстата от 11 октября, с начала года средняя стоимость бензина в России выросла на 9%, дизельного топлива — на 10,3%.

Заметим, что ранее в этом месяце вице-премьер Дмитрий Козак и глава Минэнерго Александр Новак отмечали, что не видят причин для подъёма розничных цен на автозаправках.

«Правительство уже приняло все необходимые меры для того, чтобы цены не росли на автозаправочных станциях, а если и росли, то на уровне не выше инфляции», — отмечал Новак.

К тому же премьер-министр России Дмитрий Медведев подчёркивал, что «лимит повышения цен уже выбран и повторения таких событий допустить нельзя».

Помимо этого глава правительства поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) вместе с крупнейшими нефтяными компаниями разработать планы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок на 2018—2019 годы.

Президент РФ Владимир Путин также призвал российские нефтяные компании не злоупотреблять своим положением ради получения максимальной прибыли. Он подчеркнул, что власть находится в «постоянном диалоге» с представителями отрасли.

«Правительство приняло необходимые меры, шаги, цены удерживает и будет предпринимать необходимые меры по этому удержанию и дальше», — сказал Путин в ходе общения с работниками сельхозпредприятия «Рассвет» в Ставропольском крае.

Компенсация за повышение цен списывается на расходы

Компенсация за повышение цен является частью оплаты труда. Ее можно учесть в расходах, но надо удержать НДФЛ и начислить взносы.
Ситуация: компенсация за повышение цен

В коллективном договоре предусмотрена единовременная денежная компенсация „с целью повышения реального уровня зарплаты и поддержания покупательной способности работников“. Такая выплата заменяет индексацию зарплаты. Вправе ли мы учесть ее в расходах? Надо ли удерживать НДФЛ и начислять взносы?

Решение

Вы вправе учесть компенсацию в расходах, а НДФЛ и взносы надо начислить.

Компания не вправе учитывать расходы, перечисленные в статье 270 НК РФ. В частности, компенсации в связи c повышением цен (п. 25 ст. 270 НК РФ). Ваша выплата к таким расходам не относится. Во-первых, она связана с режимом работы и условиями труда. Во-вторых, условие о выплате есть в коллективном договоре. Поэтому вы вправе списать компенсацию как расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ). Так же считают в Минфине (письмо от 21.10.15 № 03-03-06/60207).

Разъяснения

Компенсация за повышение цен является частью оплаты труда, на нее надо начислить взносы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). С выплаты также потребуется удержать НДФЛ (ст. 209 НК РФ).

Минсельхоз просит компенсировать рост цен на ГСМ

Москва, 22 июня — «Вести.Экономика». Минсельхоз РФ предлагает направить средства из Резервного фонда правительства на компенсацию аграриям потерь, понесенных из-за роста цен на топливо, заявил глава министерства Дмитрий Патрушев.

Читайте так же:  За сколько времени делают патент на работу

«Предлагаю рассмотреть возможность компенсации указанных потерь для сельхозтоваропроизводителей. Указанные средства предлагается направить из Резервного фонда правительства Российской Федерации в рамках мероприятий на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Порядок расчета и доведение указанной поддержки мы бы отработали с Минфином дополнительно отдельно», — отметил Патрушев в ходе селекторного совещания с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым по обеспечению проведения сельскохозяйственных уборочных работ (цитата ТАСС).

Как сообщали «Вести. Экономика», рост цен на бензин в мае обогнал инфляцию в 14 раз.

Автомобильный бензин подорожал в мае на 5,6% к показателю в апреле, сообщил Росстат. А майский рост потребительских цен в РФ составил только 0,4%.

Инфляция с 1 января по 1 июня 2018 г. составила 1,6%, годовая инфляция к 1 июня — 2,4%. За это время бензин подорожал на 7,2%, газомоторное топливо — на 7,7%, дизельное топливо — на 5,2%. За год с мая 2017 г. стоимость автомобильного топлива увеличилась на 11,3%.

На фоне взлета цен правительство решило снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизтопливо на 3 тыс. и 2 тыс. руб. с тонны соответственно, а также отметить планировавшееся с 1 июля 2018 г. повышение акцизов.

Цена на бензин в 2019 году сбалансируется за счёт акцизов и компенсаций, считает эксперт

Заявленный Счётной палатой рост цен на бензин в 2019 году не будет резким. Повышение стоимости топлива будет обусловлено мировыми тенденциями, заявил «Экономике сегодня» эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев.

Ранее Счётная палата дала заключение на проект бюджета 2020-2021 годов, в котором говорится, что повышение акцизов на топливо в России с 1 января 2019 года может привести к резкому скачку розничных цен на топливо и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

«Сейчас скидки по акцизам предоставляются для всех видов дизтоплива — зимнего и летнего, а также на определённые марки бензина. К примеру, на авиакеросин и мазут таких скидок нет, на эту продукцию можно ждать резкого роста цен», — считает Гордеев.

По словам эксперта, постепенное повышение цен может начаться в феврале, а пик придётся на весну.

При этом аналитик полагает, что нефтяники постараются максимально растянуть во времени повышение цен на топливо. Повторения резкого скачка цен на топливо в будущем году, скорее всего, не будет.

«Компромисс был найден — нефтяники получат компенсации за то, что сдерживали ценники. И если бы они действительно хотели взвинтить стоимость топлива, то мы бы это уже наблюдали», — сказал он.

Аналитик добавил, что в России внутренние цены на топливо ниже мировых, поэтому экспорт нефтепродуктов выгоден. Тем не менее производители горючего придерживаются взятых на себя обязательств.

«А значит, резких скачков стоимости и ценовых шоков ждать не приходится. Все изменения в этой сфере либо будут оговариваться, либо уже оговорены», — заключил Гордеев.

Покупателям хотят компенсировать повышение цен

ФАС предлагает ввести систему компенсаций для потребителей, покупающих что-либо по завышенным ценам, которые образуются в результате сговора монополистов. В этот список могут попасть продукты, бензин, услуги ЖКХ и билеты на поезд и самолёт.

Участников картелей хотят обязать возмещать потери клиентам, которые пострадали в результате их сговора по цене. Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на начальника правового управления Федеральной антимонопольной службы Сергея Пузыревского, рассказавшего о разрабатываемых поправках в закон «О конкуренции».

Сумма компенсации может составить от 1% до 15% от затрат клиента по завышенной цене у поставщика, который доминирует на рынке, то есть, его доля на рынке товаров и услуг составляет более 35% — в том числе и на региональном рынке. При этом правом на компенсацию будут обладать как компании, так и рядовые граждане.

Законопроект ФАС предполагается внести на рассмотрение парламентариев уже весной 2015 года. В качестве примеров, где могут существовать сговоры и производиться компенсирующие выплаты, приводятся торговля бензином и продуктами питания, услуги сферы ЖКХ, и так далее. На данный момент ФАС занимается расследованием повышения цен на гречневую крупу.

Для того, чтобы получить компенсацию, покупателю потребуется убедиться в том, что ФАС установила ценовой сговор компаний-поставщиков, затем удостовериться в том, что это решение было подтверждено судом процессуально. После этого покупатель может направить иск в суд, приложив к нему чек покупки или договор с недобросовестным монополистом, а также решение ФАС. В случае, если таких исков набирается несколько и они приходят в одно время, суд объединяет их в одно дело. В случае же, если иск подаётся какой-либо организацией в защиту интересов неопределенного круга лиц, то в случае положительного исхода дела истец, вошедший в этот круг, должен повторно и самостоятельно обратиться в суд, но уже с решением суда для организации.

«За нарушение антимонопольного законодательства есть три вида юридической ответственности. Во-первых, это административная ответственность — она у нас на сегодня развита лучше, чем другие, так как в КоАП прописан более или менее эффективный механизм ее применения. На компании и должностных лиц накладывается больше всего санкций именно административного характера. Во-вторых, уголовная ответственность, она следует за злостное злоупотребление доминирующим положением либо за участие в картеле, которое повлекло извлечение крупного дохода для нарушителя. Количество уголовных дел, однако, исчисляется единицами, их практически нет. То же самое и с третьим видом юридической ответственности — гражданско-правовой. То есть лица, которые столкнулись с проявлениями монополистической деятельности (монопольно высокими ценами, дискриминацией при приобретении товара), фактически не могут гарантировано получить возмещение причиненных убытков. Речь идет не о любом действии, которое связано с завышенной ценой. Цены могут повышаться и из-за экономических процессов, и если компания не доминирует на рынке, то эти механизмы применяться не будут. Но если компания — монополист рынка (занимает долю в 35%), то потребитель имеет права на возмещение убытков», — сказал Пузыревский.

По его словам, точную сумму компенсации за ущерб будет устанавливать суд, и, хоть это и немного, истец впоследствии сможет подать новый иск с требованием о большей сумме компенсации: «Нам задавали вопрос защитники прав потребителей: а что делать, если ущерб был не 15%, а 50%? Если ущерб был больше, то идите и доказывайте его по общим нормам Гражданского кодекса, если сможете. А если у вас нет данных, то пользуйтесь этой альтернативой, которая гарантирует, что хоть что-то да выплатят. Многие из тех, кто сейчас страдает от действий монополистов, довольствуются только тем, что государство наказывает недобросовестные компании, и не получают никакого материального возмещения в свой адрес».

Читайте так же:  Сдать отчетность ип на усн без работников за 2018 год

Пузыревский рассказал, что такая схема может применяться для компаний, завышающих цены по сговору на нефтепродукты, сырье, услуги ЖКХ, железнодорожные билеты и авиабилеты, производителей и продавцов продуктов питания, и при этом уже на стадии обсуждения законопроект вызывает массу критики со стороны компаний-монополистов, которые потенциально могут оказаться в списке нарушителей: «Естественно, это дополнительная ответственность и вряд ли она понравится потенциальным нарушителям. Но перед нами не стоит задачи разорить компании, мы должны обеспечить такие нормы, которые предупреждали бы правонарушения со стороны бизнеса и расширяли бы возможности защиты своих интересов для потребителей».

По данным Росстата от 19 ноября, розничная цена на гречневую крупу в России выросла на 27% относительно уровня 31 октября. Эксперты связывают повышение цены на гречку с неурожаем в стране и санкциями.

Источник в российском правительстве заявил 20 ноября, что на данный момент власти страны не видят причин для выделения гречневой крупы из запасов Росрезерва для стабилизации ситуации с этим продуктом на продовольственном рынке.

«В настоящее время нет необходимости в распечатывании запасов гречки, находящихся в Росрезерве», — сказал собеседник агентства.

В свою очередь, в Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» заявили, что власти страны планируют взять некоторое количество гречневой крупы из запасов Росрезерва, чтобы стабилизировать ситуацию с этим продуктом на рынке.

Версию «Руспродсоюза» подтвердила и пресс-секретарь вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алия Самигуллина: «Такое предложение рассматривается в аппарате правительства. Решение по этому вопросу на данный момент не принято».

Нефтяникам могут увеличить субсидию для сохранения цен на бензин: СМИ

Минэнерго предлагает правительству пересмотреть размер бюджетной субсидии для нефтяных компаний, которая в случае роста мировых цен на топливо позволит им сохранять низкие цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке. Об этом пишет РБК со ссылкой на свои источники.
Правительство разработало механизм этой бюджетной субсидии — демпфирующей надбавки в рамках завершения налогового маневра в ​​​нефтяной отрасли, чтобы избежать резкого роста цен на то​пливо, как это было весной. Рост мировых цен на топливо спровоцировал повышение цен и на российском рынке. Чтобы этого избежать, правительство решило компенсировать нефтяникам из бюджета часть экспортной премии: в 2019 году — 60%, в последующие годы — половину.

По предварительным данным, в 2019 году компании могут получить из бюджета компенсацию примерно в 120 млрд рублей, однако сумма зависит от цены на нефть и курса рубля.

Нефтяные компании это не устраивает, они хотят компенсировать за счет бюджета 100% экспортной премии: речь идет о примерно 200 млрд рублей в 2019 году. Другой вариант — снизить условную цену так, чтобы выросла премия, от которой считается компенсация. Такая же позиция у Минэнерго.

Государство должно полностью субсидировать низкие цены на внутреннем рынке, иначе нефтяники снова будут стремиться повышать цены на заправках, уверен аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
На прошлой неделе оптовые цены на бензин выросли примерно на 7% — впервые с конца мая, когда правительство приняло экстренные меры, чтобы остановить резкий рост цен на бензин на заправках. Тогда акцизы на топливо были снижены на 2−3 рубля за литр, а нефтяников обязали увеличить продажи топлива на внутреннем рынке на 3%, а также заморозить цены на АЗС.

Согласно закону о налоговом маневре в нефтяной отрасли, при отклонении фактической оптовой цены более чем на 10% от индикативной демпфирующая надбавка отключается и нефтяники не получают компенсации совсем. Это может оказать дополнительное давление на цены на топливо, но на этот случай у правительства есть инструмент в виде возможности введения экспортных пошлин на нефтепродукты. Тогда нефтяники просто продолжат продавать топливо с дисконтом к нетбэку, что ударит по марже перерабатывающего бизнеса.
В рамках налогового маневра Минфин планировал изъять у нефтяников 1,6 трлн рублей в 2019—2024 годах, но затем снизил эту оценку до 1 трлн рублей. Но нефтяные компании это все равно не устраивает.

Регионы Юга России и СКФО просят поддержки правительства для АПК из-за роста цен на ГСМ

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 5 июня. /ТАСС/. Власти нескольких регионов Юга России и Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) готовят обращения в правительство РФ в связи с ростом цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые по сравнению с прошлым годом подорожали на 30-40%. У федерального центра просят дополнительной поддержки в виде возмещения затрат на топливо для сельхозтехники — растущие цены могут осложнить уборочную кампанию, которая на юге страны стартует уже в июне.

При этом некоторые регионы готовы сами компенсировать часть затрат аграриев на условиях софинансирования из федерального бюджета. Сами аграрии говорят, что рекордных урожаев в этом году, скорее всего, ждать не стоит — и без того непростую ситуацию, сложившуюся из-за цен на ГСМ, в некоторых субъектах усугубляет засуха.

Рентабельность под угрозой

По данным минсельхоза Ставропольского края, который является одним из российских лидеров по производству зерновых, уборку зерновых в регионе планируется начать 20 июня. При этом запасы дизельного топлива и бензина у аграриев составляют 68,8% и 58,4% соответственно от общей потребности, а цены с ГСМ с начала года выросли более чем на 18%.

«Более чем на 18% поднялась цена в течение этого года, на 30% в среднем поднялась цена по сравнению с 2017 годом. Если говорить в абсолютных цифрах, то для того, чтобы приобрести дизтопливо только на уборку урожая, аграриям нужно потратить 6,5 млрд рублей. Это повлияет на себестоимость продукции, на рентабельность. Сейчас задача — найти оптимум, который позволит в сегодняшних условиях сохранить рентабельность», — сказал журналистам министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников.

Читайте так же:  Завещание внуки вступить

По его словам, глава региона Владимир Владимиров поручил подготовить обращение в федеральное правительство для поддержки сельхозпроизводителей. «Нас устроит любой вариант — будь то компенсации, либо квота на объемы ГСМ для сельхозпроизводства. Важен результат, чтобы цена для сельхозтоваропроизводителей была не рыночной», — пояснил Ситников.

В Краснодарском крае, по данным краевых властей, только треть хозяйств успели закупить ГСМ до повышения цен. Как сообщил губернатор Вениамин Кондратьев во вторник на совещании в рамках «Дня поля 2018», регион готов частично компенсировать затраты аграриев на приобретение ГСМ на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, «если федерация примет такое решение».

Альтернатива — газ

Глава Краснодарского края отметил, что в условиях растущих цен на дизтопливо и бензин необходимо активнее использовать альтернативное топливо. «Цены на бензин будут расти, на это есть объективные причины, а газ сегодня дешевле в разы. Нужно начинать активно переводить технику на газомоторное топливо Со своей стороны, на уровне края мы готовы продумать механизм, чтобы компенсировать часть затрат за перевод техники на газомоторное топливо», — сказал Кондратьев.

Газомоторное топливо в качестве альтернативы рассматривают и в Волгоградской области. «Мы ведем последовательно эту работу с 2014 года, надо проанализировать, что уже сделано, и представить предложения по ее активизации. Это существенная возможность сэкономить средства на ГСМ», — сказал губернатор Андрей Бочаров на совещании по обеспечению правопорядка во вторник.

Глава региона также поручил подготовить обращения в федеральный центр, а заодно попросил вмешаться в ситуацию правоохранительные и надзорные органы. «Обращаюсь к прокуратуре, правоохранительным и контрольно-надзорным органам: прошу проверить обоснованность повышения цен на бензин на территории Волгоградской области и по результатам принять меры реагирования», — сказал губернатор.

По его данным, стоимость ГСМ в регионе только за последний месяц на некоторых автозаправочных станциях (АЗС) выросла до 10%. «Такое увеличение может негативно повлиять на окончание весенне-полевых работ и на будущий осенний сев, на наши осенние полевые работы, в том числе оказать влияние на рост цен на потребительском рынке, негативно повлиять на экономику региона в целом», — отметил Бочаров.

Поддержки федерального центра просят и в Астраханской области, где сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей. Как сообщил ТАСС региональный министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Алексей Галкин, из-за резкого роста цены на ГСМ существенно возросли затраты фермеров в расчете на 1 га посевных площадей.

«Раньше фермерам, например, было выгодно закупать ГСМ оптом, нежели на заправках. Это было гораздо дешевле. Но сейчас оптовая цена выше, чем на заправках, [она] увеличилась существенно, я думаю, что процентов на 40», — сказал Галкин, уточнив, что предложение об увеличении объемов несвязанной поддержки фермерам области уже отправлено в Минсельхоз РФ.

Обращение в федеральный центр готовят и в соседней Ростовской области, в прошлом году собравшей рекордный урожай зерновых. «Письмо в правительство РФ мы готовим Губернатор будет обращаться», — подтвердили ТАСС в региональном минсельхозе.

В Крыму рост цен на топливо усугубляется засухой, которая, по данным республиканского минсельхоза, уже привела к гибели урожая на площади более 20 тыс. га. В связи с этим в нескольких районах Крыма — Красногвардейском, Нижнегорском, Первомайском и Советском — введен режим ЧС. По мнению главы министерства Андрея Рюмшина, засуха и удорожание ГСМ «могут стать для аграрного сектора республики невосполнимым ударом».

«Нашим ведомством подготавливаются все необходимые документы для обращения в правительство РФ о возможности снижения цены либо компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, на наш взгляд, необоснованного роста цен на ГСМ», — процитировали в пресс-службе министра.

По его словам, в случае, если убытки региона составят более 500 млн рублей, ЧС будет расцениваться в рамках федерального масштаба. «Нашим ведомством будут направлены соответствующие документы о понесенных тратах в Минсельхоз РФ. После их подтверждения будет определяться сумма ущерба и его возмещения», — отметил Рюмшин.

Рекордов не будет

Как рассказал ТАСС председатель совета директоров ассоциации «Росспецмаш» (объединяет производителей сельхозтехники — прим. ТАСС) Константин Бабкин, повышение цен на ГСМ скажется и на продажах сельхозмашин.

«Расходы на топливо — это основная часть себестоимости их [аграриев] продукции. Солярка, дизельное топливо нужны и при посеве, и при обработке почвы, на всех этапах сельхозпроизводства. Естественно, поднятие акцизов, подорожание топлива негативно скажется на рентабельности аграриев наших. Мы как машиностроители это тоже ощущаем, потому что в этом году продажи комбайнов снизились на 30%, крестьянам нужно будет больше тратить денег на топливо, меньше денег останется на модернизацию хозяйств», — сказал Бабкин.

При этом многие сельхозпроизводители говорят, что повышение цен на топливо не стало для них большой неожиданностью. «Мы себя обеспечили заранее, предвидя такую ситуацию, на всю уборку 430 тонн [ГСМ] завезено, этого достаточно. Мы за три месяца до этого сделали запасы, у нас есть большая нефтебаза, где можно все разместить», — рассказал ТАСС председатель ставропольского племзавода «Восток» Петр Лобанов.

По его словам, дальнейший рост цен на ГСМ ставит под угрозу развитие сельхозпроизводителей. «Проблема достаточно серьезная, с декабря 2017 года по нашим подсчетам рост [цен на ГСМ] составил 37% Это прямой путь к развалу фермерских и коллективных хозяйств», — считает собеседник агентства.

По словам председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодарского края Виктора Сергеева, для небольших сельхозпредприятий рост цен на ГСМ оказался очень заметным, но пока говорить о том, что ситуация критическая, рано.

«Конечно, чем дороже ГСМ, тем ниже прибыль, говорят, что цыплят по осени считают, так же и прибыль. Через неделю-другую начнем убирать ячмень, потом пойдет пшеница, но уже видим, что зерно щуплое, рекордных урожаев не будет — во многих районах в этом году засуха», — казал Сергеев, добавив, что частично справиться с возникающими сложностями фермерам помогает господдержка — в крае для крестьянско-фермерских хозяйств действует около 30 программ.