Заявление пноолр

Вышло Письмо Росприроднадзора от 14.08.2015 N АА-03-04-36/14308 «О направлении позиции» (вместе с Письмом Минприроды России от 30.07.2015 N 12-44/17688 «О рассмотрении запроса»), касающееся вопроса переофомления ПНООЛР при изменении ОРО

Выдержки из письма:
«Довод Росприроднадзора о том, что при смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, потребует корректировки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не может быть поддержан ввиду незначительности вносимых изменений в проект.
При этом сведения об объекте размещения отходов, на который планируется предавать отходы, указываются в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в виде номера объекта размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), сформированного Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
В связи с изложенным, Минприроды России полагает, что порядок переоформления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение однозначно урегулирован и внесение изменений в приказ Минприроды России от 25.02.2015 N 50 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в этой части не требуется.»

Теперь другими словами: что в итоге требуется для переофорления документа об утверждениии нормативов образования отходов при смене объекта размещения отходов?!

Ответ на этот вопрос содержится в Приказе Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

14. Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:

б) изменения данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

15. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).

В случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 14 настоящего Порядка, в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются номера объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313);

б) оригинала(-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

16. Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты приема заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, принимают решение о переоформлении утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещени е или об отказе в переоформлении (с мотивированным обоснованием).

При этом вносить изменения в сам ПНООЛР не требуется

Проект ПНООЛР – проект по отходам, в котором определяются нормативы образования отходов и устанавливаются лимиты на их размещение на полигоне.

1. Законодательное обоснование ПНООЛР

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Скачать текст закона ФЗ № 89:

Закон ФЗ № 89

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в этом же нормативном акте.

На основании разработанного и согласованного проекта предприятию выдается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Документ содержит список отходов, образующихся от предприятия (или его филиала), предлагаемые годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение для тех отходов, которые планируется передавать на объекты размещения отходов. ПНООЛР согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349.

Что дает разработка:

  • Стабильная работа предприятия в течение 5 лет без остановок производства и серьёзных штрафных санкций.
  • Получение лимитов на размещение отходов, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89. Вы точно знаете, сколько мусора Вы можете иметь.
  • Разрешение на размещение отходов на бытовых полигонах сроком на 5 лет.

1.1 Образование отходов

Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.

Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.

1.2 Нормативы образование отходов и лимиты на размещение отходов

При разработке определяются нормативы образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать Методические указания по разработке ПНООЛР 2015). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.

В органе, согласующем проект, утверждаются лимиты на размещение отходов, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

2. Стоимость проекта ПНООЛР

Стоимость проекта на 1-10 источников отходов составит от 20 000 рублей. В цену входит разработка, выплата всех госпошлин и согласование в Росприроднадзоре со 100%-ной гарантией. Уточняйте цену на 11 и более источников у менеджеров.

На стоимость влияет:

  • наличие паспортов отходов,
  • наличие лабораторных исследований,
  • срочность оказания услуги.

3. Кому нужен проект отходов ПНООЛР?

ПНООЛР разрабатывается и утверждается согласно Приказу Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а также согласно соответствующим нормативным актам субъектов РФ.

Проект разрабатывается для юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом либо отдельно для каждого его филиала (в случае их наличия) при условии, что все филиалы находятся в пределах одного субъекта РФ.

Если филиалы находятся в разных субъектах, необходимо разрабатывать разные ПНООЛР для каждого филиала и подавать для утверждения в территориальные отделения Росприроднадзора или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта.

Малый или средний бизнес

Критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малому и среднему предпринимательству указаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии основаны на долевом участии в уставном капитале предприятия государственного капитала, негосударственных фондов, иностранного капитала, на среднесписочной численности работников, доходности предприятия и пр. Чаще всего ПНООЛР разрабатывают филиалы предприятий крупного бизнеса, а также государственные и муниципальные организации.

Проект разрабатывается предприятиями крупного бизнеса (штат от 250 сотрудников, либо выручка/стоимость активов от 1000 млн. рублей в год), муниципальными и бюджетными учреждениями, компаниями с иностранным капиталом (доля иностранного капитала в УК которых более 25%), которые взаимодействуют с опасными отходами или оказывают негативное воздействие на природу.

Для предприятий малого и среднего бизнеса требуется просто ежегодно делать отчет СМБ (среднего и малого бизнеса) об образовании у них отходов.

Посмотрите актуальный вебинар по разработке ПНООЛР в 2018 году

4. Разработка проекта ПНООЛР

Проект ПНООЛР стоит начать разрабатывать за 6-8 месяцев до визита проверяющих органов. Но если штрафа не избежать, есть способы минимизировать сумму.

  1. Инвентаризация источников образования отходов. В ЭкоПромЦентре – бесплатно! (Это экономия до 20 000 рублей!) Услуга включает выезд эколога, разработку предложения.
  2. Расчет количества и классов отходов, отражаемых в лимитах на размещение. Параллельно оформляются паспорта отходов.
  3. Разработка проектной документации ПНООЛР. От качества написания и подбора документов зависит, будет ли ваш проект согласован или нет. В ЭкоПромЦентре – от 7-10 дней.
  4. Согласование проекта ПНООЛР в Росприродназоре в течение 30 рабочих дней (по регламенту).
  5. Выдача готовых лимитов на 5 лет.

4.1 Инвентаризация источников образования отходов

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.

Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.

Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).

Деятельность по обращению с отходами IIV классов опасности, кроме накопления, в обязательном порядке лицензируется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

5. Содержание и расчеты по проекту ПНООЛР

5.1 Состав проекта ПНООЛР

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Читайте так же:  Цены осаго спб

Методические указания по ПНООЛР описывают, как должен быть составлен проект по отходам:

  1. титульный лист;
  2. структура ПНООЛР (содержание);
  3. общие сведения о хозяйствующем субъекте;
  4. сведения о хозяйственной и иной деятельности;
  5. расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год;
  6. сведения о предлагаемом образовании отходов;
  7. сведения о местах накопления отходов;
  8. сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения;
  9. сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов;
  10. сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов;
  11. предложения по лимитам ежегодного размещения отходов;
  12. список использованных источников;
  13. приложения.
  14. В раздел «Приложения» ПНООЛР включаются:
  15. заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;
  16. заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;
  17. карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;
  18. карта-схема расположения мест накопления отходов;
  19. иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Чаще всего, помимо этого инспекторы рекомендуют прикладывать копии уставных документов предприятия, свидетельств ОГРН, ЕРРЮЛ/ЕГРИП, ИНН, свидетельств или иных документов о праве собственности на здания, сооружения, однако требовать данные документы инспекторы не вправе, и отказать в утверждении ПНООЛР по причине отсутствия данных документов в проекте также нельзя.

5.2 Важные моменты при написании проекта ПНООЛР

Поскольку цель организации, это получить на руки согласованные нормативы и лимиты, в проекте отходов должны быть наглядно отражены важные для инспектирующих органов Росприродназора моменты:

  • Наличие площадок под отходы. Есть ли они на территории объекта? являются ли обустроенными/пригодными для формирования партий отходов? Нужно подробно описать, как и куда, для каких целей (видов обращения) будут отправляться отходы с предприятия.
  • Техническая оснащенность. Способно ли предприятие само или посредством третьего лица заниматься деятельностью с отходами?
  • Отходы. Сколько будет видов отходов размещено на площадке? Какое количество каждого вида? Какие классы опасности у отходов?
  • Вместимость площадок. Указать, достаточного ли они размера и соответствуют ли технические параметры планируемой деятельности с отходами?
  • Внесение в госреестр объектов содержания отходов. Нельзя просто указать место на территории объекта. Нужно предварительно зарегистрировать его как площадку для размещения отходов (см. Порядок ведения госкадастра отходов, закон № 792 от 30.09.2011).

В конце этой статьи описаны некоторые нюансы разработки и утверждения проекта по отходам.

5.3 Технический отчет по обращению с отходами

Проект ПНООЛР ни в коем случае не должен быть отпиской. Иначе придется об этом пожалеть уже через год на этапе подачи технического отчета по обращению с отходами в Росприроднадзор. Хозяйствующий субъект обязан ежегодно в уведомительном порядке предоставлять информацию о фактических объемах отходов за год.

Сведения техотчета должны отражать количественные и качественные данные по видам, классам и объемам отходов производства за год на конкретном объекте. Также в отчет включаются справки, накладные и прочие документы, свидетельствующие о произведенном вывозе отходов на площадку.

В ПНООЛР указываются места накопления отходов на предприятии, их местонахождение, вместимость и оборудование. Места накопления отходов должны соответствовать санитарным и экологическим нормам. Санитарные нормы прописаны в СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Документ включает требования к оборудованию мест накопления (в СанПиН используется термин «складирование»), критерии предельного накопления отходов, требования к перемещению отходов по территории и транспортированию отходов за границы территории предприятия. Кратко описаны требования к оборудованию объектов размещения отходов (далее — ОРО, включая полигоны, шламохранилища и т.д.). Более подробно требования к ОРО регламентированы в документах:

  • СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»,
  • СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»

СанПиН 1746-77 «Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов».

5.4 Объекты размещения отходов ОРО

Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов».

5.5 Расчет нормативов образования отходов

Таким образом, в ПНООЛР есть два разных норматива – норматив образования отхода на единицу продукции, сырья или услуги и норматив образования отходов, рассчитанный на 1 год. Эти показатели взаимосвязаны. При увеличении норматива образования отхода на единицу продукции, сырья, услуги вырастет и предлагаемый годовой норматив.

Нормативы образования отходов рассчитываются с использованием нескольких методов:

  • метод расчета по материально-сырьевому балансу (с использованием сведений о количестве сырья и материалов, нормах убыли и количестве продукции);
  • метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. В этом случае используются отраслевые справочники и сборники показателей. Наиболее широко используются такие документы, как Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 год; Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР (Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1982) и проч.
  • расчетно-аналитический метод – выбирается при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей);
  • экспериментальный метод – расчет нормативов проводится на основе опытных измерений в производственных условиях, применяется для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья. Метод используется довольно редко, в основном на объектах, использующих новые технологии, не имеющие аналогов;
  • метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод). Используется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период. Удобен для расчета таких отходов, как макулатура, отходы упаковки от сырья и прочих отходов, для которых затруднительно произвести расчет по другим методам. Минус данного метода в том, что на новых предприятиях он неприменим, к тому же часто фактическое образование отходов зависит от множества причин, и выборка за несколько лет может не достоверно отражать тенденцию образования отхода

Ход мысли разработчика проекта отходов ПНООЛР будет примерно следующим:

Предприятию нужно Х тонн сырья/материалов в единицу времени. Из Х тонн сырья/материалов У тонн перешло в готовое изделие (товар или услугу). N изделий получено. Z коэффициент естественной убыли. V тонн/литров выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и водные источники, соответственно.

На основе этих исходных данных делается расчет предполагаемых объемов образования отходов каждого вида в тоннах в год. При этом учитываются общепринятые нормативы образования отходов используемые в отрасли.

Если в процессе задействованы разные виды сырья, то расчет ведется по материально-сырьевому балансу производства.

5.6 Где брать исходные данные для проекта отходов?

В разработке прибегают к информации, содержащейся в технологических картах, регламентах использования сырья и пр. Берутся прошлогодние замеры по выбросам и сбросам. Все эти сведения объединяются в таблицу и прилагаются к проекту ПНООЛР.

6. Сдача проекта нормативов отходов

Для подачи ПННОЛР на утверждение необходимо предоставить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установленного образца и проект. Выдача Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является платной государственной услугой, поэтому необходимо оплатить государственную пошлину за ее оказание.

Территориальные органы Росприроднадзора в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления и проекта принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении.

Основанием для отказа согласно Приказу N 50 является:

  • наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями;
  • отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО;
  • превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Никакие другие причины не могут быть достаточным основанием для отказа в утверждении ПНООЛР. Сам проект должен иметь установленную Приказом № 349 структуру и включать необходимые приложения.

Проект отходов распечатывают в 2-х экземплярах. Один хранится на предприятии. Второй отправляется в местный орган Росприроднадзора. Обязательно нужно приложить диск с электронной копией проекта. Более подробно этапы согласования описаны на странице проекта ПНООЛР.

Законом предусмотрен вариант подачи проекта ПНООЛР в электронном виде с применением электронной подписи юрлица.

6.1 Проект по отходам для филиалов

Если предприятие имеет филиалы или подразделения внутри одного субъекта РФ, то данное юрлицо вправе самостоятельно решить, будет ли разрабатываться один или несколько проектов ПНООЛР.

Если же филиалы предприятия принадлежат к разным субъектам РФ, то для каждого субъекта должен быть свой вариант проекта отходов.

6.2 Переоформление ПНООЛР не производится

ПНООЛР переоформлению не подлежит, но можно переоформить Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Переоформление производится только в том случае, если изменились реквизиты заявителя (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, ОГРН, Ф.И.О и другие личные данные для индивидуального предпринимателя), изменился ОРО, указанный в ПНООЛР, либо его реквизиты.

Для переоформления нужно представить заявление о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления) и оригинал выданного ранее Документа. Рассмотрение заявления производится в течение 10 рабочих дней. Если у хозяйствующего субъекта изменились непосредственно производственный процесс, структура предприятия, способы обращения с отходами – необходимо разработать новый ПНООЛР.

7. Согласование проекта ПНООЛР

Сразу несколько контролирующих органов осуществляют надзор за отходами предприятий: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура и некоторые другие.

По закону проект ПНООЛР проходит согласование в Росприроднадзоре от 30 рабочих дней (т.е. полтора месяца). По факту согласование в Санкт-Петербурге занимает от 2 месяцев до полугода.

Ускорение согласования достигается, в том числе, благодаря корректному составлению документации на этапе подачи.

8. Получение лимитов на размещение отходов

В результате согласования проекта отходов в Росприроднадзоре, либо выносятся замечания, которые нужно устранить и переподать проект на повторное согласование. Либо утверждаются разработанные экологами или проектной организацией нормативы образования отходов, а также выдаются лимиты на размещение отходов.

Т.о. предприятие получает документальное подтверждение согласия государства на указанные объемы образования отходов производством за год.

В выдаваемые лимиты по отходам не включаются всевозможные горные породы и полезные ископаемые, извлекаемые при разработке месторождений, рекультивации земель и пр.

Дата утверждения нормативов и лимитов – это официальная дата принятия решения органом Росприроднадзора об утверждении нормативов и лимитов ПНООЛР. Данная информация выкладывается на официальном сайте Росприроднадзора.

Читайте так же:  Президент рф требования полномочия порядок избрания

9. Продление лимитов по отходам

Действуют лимиты 5 лет, после чего их требуется продлевать. Ежегодно лимиты требуется продлевать (делается отчет о неизменности производственного процесса).

Для крупных организаций и промышленных заводов срок разработки и согласования лимитов по отходам может достигать года, а в некоторых случаях полтора. Оставшиеся 3,5 года пролетают довольно быстро, и снова требуется делать продление лимита по экологии.

Штрафы за отсутствие действующих лимитов по экологии (по отходам, выбросам, сбросам) достигают 250 000 рублей и приостановки деятельности на 90 дней. Чтобы этого избегать, обращайте внимание на документы по экологии в своей организации, и если срок их действия подходит к концу, обращайтесь к разработчикам.

10. Пример проекта ПНООЛР 2017

Образец проекта 2016, согласованного в 2017 и разработанного по методикам 2015 года, можно посмотреть и скачать

11. Практические советы по разработке и согласованию ПНООЛР

11.1 Изменения технологического процесса

В первую очередь, перед тем как начинать разработку, необходимо проанализировать деятельность хозяйствующего субъекта. Планируются ли изменения в технологии производства, реструктуризация предприятия, закупка дополнительного оборудования? Если да, необходимо учесть все изменения на перспективу в ПНООЛР. Оборудованы ли места накопления отходов согласно санитарным и экологическим нормам? Если нет, нужно провести необходимые работы.

11.2 Лицензируемые виды деятельности

Помимо этого четко определитесь со способами обращения с отходами на предприятии. Еще совсем недавно лицензированию подлежали только обезвреживание и размещение отходов, сейчас же к лицензируемым видам деятельности относятся и сбор, и транспортирование (даже между филиалами одного предприятия), и обработка, и даже утилизация собственных отходов в своем производстве.

Банальное обезвреживание аккумуляторной кислоты в транспортном цехе теперь нуждается в лицензии. Получение такой лицензии – обычно долгий и дорогостоящий процесс, поэтому зачастую гораздо рациональнее найти организации, уже имеющие лицензию на прием таких отходов, и передавать отходы им. В целом, нужно взвесить все факторы и рассчитать, что выгоднее и безопаснее – утилизировать или размещать отходы на своем предприятии либо передавать сторонним лицам.

Перед разработкой убедитесь, что у предприятия заключены необходимые договоры на передачу отходов для утилизации или обезвреживания лицензированным предприятиям, а твердые коммунальные отходы транспортируются лицензированными перевозчиками на лицензированный полигон, внесённый в ГРОРО.

Договоры, срок действия которых истек, необходимо продлить, а передачу отходов по цепочке контрагентов более, чем из двух лиц – оформить документально и получить копии всех договоров и лицензий в цепочке. По этой причине начинать разработку ПНООЛР близко к концу года нецелесообразно – по ходу разработки и согласования проекта срок действия договоров закончится.

11.3 Подтверждение класса опасности

Формально для того, чтобы проект был разработан и утвержден, паспорта отходов не требуются. Однако подтверждение класса опасности отходов и разработка паспортов – обязанность хозяйствующих субъектов, закрепленная в Федеральном законе № 89-ФЗ. К тому же, в проекте необходимо будет указать номера заявлений об отправке разработанных паспортов в Росприроднадзор. Из-за отсутствия данной информации в утверждении ПНООЛР вполне может не отказано, хотя в Приказе № 50 об этом и не сказано.

11.4 Соблюдение сроков разработки

Поэтому перед разработкой проекта советуем сначала разработать паспорта отходов, так как это небыстрый процесс. Даже если имеются паспорта старого образца (до введения нового Федерального классификационного каталога отходов в 2014 году, далее ФККО), рекомендуем их пересмотреть, возможно, дополнить новыми отходами либо заменить старые. Кроме того, разработка ПНООЛР – тоже долгая работа, оптимальный срок начала разработки – примерно за полгода-год до окончания срока действия текущего проекта в зависимости от размера предприятия, перечня отходов и других обстоятельств.

11.5 Отходы и сырье: рециклинг отходов

В ходе идентификации отходов на предприятии стоит учесть несколько факторов. Остро стоит в последнее время вопрос о том, что считать отходом, а что – сырьем. Часто технологический процесс предусматривает образование отходов, которые прямо на производстве собираются, накапливаются и идут на вторичное использование, либо реализуются сторонним предприятиям.

Если вы используете свой отход повторно – это может быть расценено как утилизация отхода и подпадает под лицензирование. Однако можно так составить технологический регламент и организовать процесс, что отход как таковой не образуется. Возможен перевод из отходов в сырье — т.н. рециклинг отходов.

Таким образом, если вещества были удалены из технологического процесса, то они являются отходом. Однако если данный отход можно продать заинтересованным лицам, то на отход нужно разработать технические условия, определить его как товар согласно ОКПД 2 и реализовать по договору купли-продажи. В данном случае лицензия не нужна, и включения отхода в ПНООЛР тоже возможно избежать.

Особенно это актуально сейчас для фермерских хозяйств, занимающихся животноводством и птицеводством. Известно, в каких количествах они образуют отходы навоза и помёта. Для того, чтобы навоз или помёт продать в качестве удобрения, нужно провести сертификацию его как товара по ГОСТам и с учетом технических требований стандартов и технических условий.

В сертификате соответствия в разделе «продукция» нужно указать технические условия или описание товара. Однако затруднение может вызвать тот факт, что перед продажей навоз или помёт необходимо выдержать в хранилище в течение длительного срока – от 10 месяцев и выше, в результате чего отход высушивается и приобретает свойства удобрения. А его класс опасности снижается.

Помните, что накопление отхода свыше 11 месяцев – это уже хранение отхода, которое подлежит лицензированию, а объект такого хранения – внесению в ГРОРО. Все это необходимо учитывать при выборе стратегии перевода отхода в товар. Схожая ситуация с другими отходами, которые образуются непосредственно в ходе производства, как, например, опилки на столярном производстве либо бой кирпича при разборке зданий.

Ответ РПН по сточным водам

Трудности вызывает и вопрос, являются ли сточные воды отходами, если они откачиваются из выгребных ям, а не уходят в общегородскую канализацию? На этот вопрос есть пояснение от Росприроднадзора.

..В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. Ели же такие они удаляются иным способом без сброса в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми идет в соответствии с законодательством об отходах.

Учет отходов от автотранспотра

Еще один момент, могущий вызвать затруднения при разработке ПНООЛР на этапе определения номенклатуры отходов, это выбор способа обращения с отходами, образующимися от автотранспорта. Согласно ФККО в перечень отходов от технического обслуживания и ремонта автотранспорта образуется порядка 15 наименований отходов.

При этом довольно часто автопарк находится у предприятия в собственности, однако сам ремонт силами предприятия не выполняется. Для этого заключают договоры со сторонними организациями (станциями технического обслуживания) либо осуществляют ремонт по гарантийному обслуживанию фирмой-производителем автомобилей.

На практике после ремонта автомобиля отработанные детали, тормозные колодки, фильтры практически никогда не попадают обратно на предприятие-собственник автомобиля. Отходы остаются у СТО, которая, в свою очередь, должна их либо утилизировать или обезвредить (при наличии лицензии на данные виды обращения с отходами), либо передать другой организации, у которой есть на это лицензия и производственные мощности.

В данном случае при разработке проекта необходимо показать всю цепочку указания услуг «Собственник автомобилей – СТО – организация-приемщик отходов, осуществляющая финальный этап обращения с отходами».

Всю необходимую информацию (наименование, код и класс опасности отходов, получаемых от конкретного предприятия, вопрос отчуждения права собственности на отходы при их передаче, вид дальнейшего обращения с отходом) необходимо четко прописывать в договорах.

Несколько иная ситуация с отходами аккумуляторов автомобильных, покрышками и отработанными маслами. Эти отходы предприятие, как правило, тщательно собирает и продает сторонним лицам по договорам купли-продажи, так как данные отходы представляют высокую ценность.

В целом, разработка ПНООЛР – сложный процесс, включающий несколько этапов. В ближайшем будущем ПНООЛР как таковые исчезнут, а на смену им придут новые формы экологической документации и отчетности – комплексные экологические разрешения, декларации, программы производственного экологического контроля и т.д.

12. Словарь терминов

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (Согласно ФЗ № 89).

Удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды (Согласно ГОСТ Р 53692-2009).

Сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в ХМАО-Югре

ООО «ИКЦ «ЭКСПРОМ» оказывает услуги по разработке Проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий, не являющихся субъектами среднего и малого предпринимательства

Проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) – это документ, который разрабатывается на предприятиях, в процессе деятельности которых образуются отходы. Цель ПНООЛР — установление объема образования отходов производства и потребления, определение сроков и лимитов на размещение отходов на территории предприятия.

Отсутствие ПНООЛР на предприятии является не только нарушением действующего природоохранного законодательства, но и влечет за собой внесение платы за загрязнение окружающей среды в пятикратном размере. Таким образом, разработка проекта исключит штрафные санкции и снизит размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не разрабатывают ПНООЛР субъекты среднего и малого предпринимательства.

Штраф!
Отсутствие и превышение лимитов на размещение отходов влечет наложение штрафных санкций.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ , несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Читайте так же:  Субсидия на квартиру от мвд

Проект нормативов образования отходов разрабатывается в соответствии с:

  • Федеральным законом от 24.06.1998 г. 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Приказом МПР РФ от 25.02 2010 г. № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  • Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 №349;

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — СПСП) не разрабатывают ПНООЛР. Лимитами на размещение отходов для СМСП являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, полномочия по утверждению ПНООЛР осуществляет Природнадзор Югры. Нормативных правовых документов о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов на уровне ХМАО-Югры в настоящее время не утверждено, поэтому нормирование осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством.

Внимание!
В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта РФ , ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала(ов) и обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов РФ , ПНООЛР разрабатывается отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения ( п.4 Методических указаний , п.2 Порядка ).

Содержание проекта НООЛР

В ПНООЛР включаются ( в соответствии с Методическими указаниями):

  • Титульный лист
  • Структура ПНООЛР
  • Общие сведения о хозяйствующем субъекте
  • Сведения о хозяйственной и иной деятельности
  • Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год
  • Сведения о предлагаемом образовании отходов
  • Сведения о местах накопления отходов
  • Сведения о предлагаемой ежегодной передаче отходов другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, и (или) обезвреживания, и (или) размещения
  • Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отходов
  • Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов
  • Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов
  • Список использованных источников
  • Приложения

В раздел «Приложения» включаются ( п.28 Методических указаний ):

  • заверенные хозяйствующим субъектом копии документов, подтверждающих данные материально-сырьевого баланса по основному производству;
  • заверенные хозяйствующим субъектом копии договоров на передачу отходов конкретным хозяйствующим субъектам с целью их использования, обезвреживания, размещения конкретных количеств отходов определенных видов и классов опасности;
  • карта-схема расположения самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектов размещения отходов;
  • карта-схема расположения мест накопления отходов;
  • иные документы и материалы по усмотрению хозяйствующего субъекта.

Внимание! ПНООЛР разрабатывается и утверждается при наличии у заявителя паспортов отходов

Согласование проекта НООЛР

Для установления НООЛР необходимо предоставить в уполномоченные органы исполнительной власти определенный перечень документов.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности для установления НООЛР следующие документы ( в соответствии с Методическими указаниями ):

а) заявление об установлении НООЛР с указанием следующих сведений:

— полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

— фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

б) ПНООЛР, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями .

Внимание!

Перечень документов, установленных в п. 7 Порядка , является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов не допускается ( п. 8 Порядка ).

Таким образом, перечень документов, необходимых для утверждения НООЛР четко регламентирован нормативными правовыми актами РФ.

Утверждение НООЛР

После подачи необходимого для утверждения НООЛР комплекта документов государственный орган осуществляет процедуру их согласования (утверждения).

Отдельного Административного регламента по утверждению нормативов образования и лимитов на размещение отходов на сегодняшний день не утверждено. В этом случае необходимо руководствоваться Порядком .

В случае выявления ( п.9 Порядка ):

— неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и ПНООЛР,

Согласующий орган, в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений. Срок устранения нарушений составляет 10 рабочих дней.

В случае непредставления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и ПНООЛР территориальный орган Росприроднадзора возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и ПНООЛР. Они направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней ( п. 10 Порядка ).

Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и ПНООЛР, принимают решение об:

— отказе в утверждении НООЛР (с мотивированным обоснованием).

При этом срок принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении НООЛР либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и ПНООЛР ( п.10 Порядка ).

Основанием для отказа в утверждении НООЛР на их размещение является ( абз. 2 п. 11 Порядка ):

— наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями ;

— отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов , утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 г. N 792 ;

— превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

Решение об утверждении НООЛР либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В решении об утверждении НООЛР указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала(ов) и обособленных подразделений), которому они утверждены, и срок их действия.

Датой утверждения НООЛР является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении НООЛР (п. 11 Порядка).

Результатом установления НООЛР является выдача Росприроднадзором документа об утверждении НООЛР (далее — ДНООЛР).

За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размере 1600 руб ( пп.125 п.1 ст.333_33 НК РФ ).

Срок действия Проекта НООЛР

Срок действия НООЛР напрямую зависит от соблюдения установленных нормативов и условий ПНООЛР природопользователем.

НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее — технический отчет).

При отсутствии подтверждения неизменности производственного процесса по окончании отчетного года установленные НООЛР не будут аннулированы, но и не будут продлены. В этом случае надзорные органы зачастую настаивают на том, что производить оплату размещения отходов необходимо с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Как мы работаем

1. Заказчик проекта НООЛР направляет в наш адрес опросный лист или направляет сведения об объектах и отходах, образующихся на предприятии на электронную почту [email protected]

2. Информация обрабатывается и в зависимости от объемов проектирования, стоимости необходимых работ (паспортизация, исследования состава отходов), определяется цена разработки Проекта НООЛР и его сопровождения при согласовании.

3. После согласия с ценой работ, Заказчик и Исполнитель заключают договор и приступают к работе.

Перечень документации

необходимой для расчета стоимости разработки проекта НООЛР

  1. Проект НООЛР (ранее утвержденный) или перечень производственных площадок предприятия, на которых расположены источники образования отходов.
  2. Перечень отходов, образующихся на предприятии (ориентировочный).
  3. Адреса (территориальное расположение) площадок предприятия.
  4. Данные о наличии паспортов отходов и протоколов подтверждения компонентного состава отходов.

Перечень документации

необходимой для разработки проекта НООЛР

  1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
  2. Реквизиты предприятия.
  3. Справка о численности работающих.
  4. План-схема предприятия с размерами территории и указанием мест хранения всех видов отходов.
  5. Временной режим работы, количество рабочих дней в году.
  6. Ситуационная карта-схема района расположения предприятия.
  7. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  8. Перечень станочного парка предприятия по участкам с указанием марок, производимых на них операций, образующихся отходов.
  9. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год).
  10. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  11. Копия договора аренды либо свидетельства собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  12. Если на территории предприятия-заказчика есть арендаторы, необходима краткая информация об арендаторе: наименование, реквизиты, краткая характеристика деятельности, занимаемая площадь.
  13. Сведения о способе учета обращения с отходами данного арендатора (входят в ПНООЛР арендодателя, или имеет/разрабатывает собственный проект).
  14. Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  15. Анализ покомпонентного состава отходов, отсутствующих в перечне ФККО, проведенный аккредитованной лабораторией.
  16. Копия аттестата аккредитации лаборатории.
  17. Количество используемых люминесцентных ламп на территории предприятия по маркам.Сведения об осуществлении/неосуществлении уборки твердых покрытий территории предприятия, их площадь.
  18. Места сбора отходов. Полная характеристика мест с указанием объемов емкостей для сбора, размеров площадок, типа покрытия площадок, способов хранения (улица или помещение).
  19. Копии договоров на сдачу всех видов отходов производства и потребления на текущий и следующий год, копии лицензии организаций, принимающих отходы, отчетные документы (накладные, акты, счета-фактуры) по сдаче отходов.
  20. Сведения о наличии на предприятии очистных сооружений: полная характеристика, схема (если очистные сооружения есть).
  21. Паспорта опасных отходов (если ранее разработаны).
  22. Предыдущий проект лимитов отходов (если есть)

Предоставляем услуги в области разработки природоохранной документации по всему ХМАО-Югре

Наши контакты:

Тел./факс: + 7 (3467) 31-89-83, 31-89-81

г. Ханты-Мансийск, ул. Сирина, 78

  • Наиболее частые причины отказов в утверждении ПНООЛР Подробный список причин отказов в утверждении ПНООЛР государственными органами