Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 19 мая 2014 г. по делу N 33-10834/2014 (ключевые темы: договор аренды земельного участка — наследники — заключение договора аренды — муниципальная собственность — субъекты малого и среднего предпринимательства)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 19 мая 2014 г. по делу N 33-10834/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Кандалова П.М., Быковской Е.В.,

при секретаре Маргаряне В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 мая 2014 года апелляционную жалобу Андронова В.Р. на решение Истринского городского суда Московской области от 05 марта 2014 года по делу по иску Андронова Д.Р. к Администрации Истринского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,

заслушав доклад судьи Кандалова П.М.,

стороны не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежаще,

Андронов Д.Р. обратился в суд с уточненным иском к Администрации Истринского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66.

В обоснование заявленных требований указал, что на основе договора аренды от 30.04.2008 г. Андронову Р.Б. (отцу истца) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером N50:08010302:66 сроком до 29.04.2013 г., в связи со смертью Андронов Р.Б., умерший 29.01.2013 г., не успел подать заявление о заключении договора аренды на новый срок. Как указал истец, он, Андронов Д.Р. принял наследство после смерти Андронова Р.Б., умершего 29.01.2013 г., путем подачи заявления нотариусу. По мнению истца, у него, как у наследника арендатора земельного участка, имеется преимущественное право на перезаключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66 на новый срок на тех же условиях, что содержались в договоре аренды от 30.04.2008 г. В связи с чем, Андронов Д.Р. просил суд обязать Администрацию Истринского района заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66.

В судебном заседании представители Андронова Д.Р. заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель Администрации Истринского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв на иск не представил.

Решением Истринского городского суда Московской области от 05 марта 2014 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением суда, Андронов Д.Р. подал апелляционную жалобу, согласно которой просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона.

Из материалов дела усматривается, что согласно договора аренды от 30.04.2008 г. индивидуальному предпринимателю Андронову Р.Б. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N50:08010302:66 сроком до 29.04.2013 г. для строительства универсального шиномонтажного комплекса.

Согласно справке нотариуса Истринского нотариального округа Каплиной Т.А. от 18.07.2013 г. Андронов Д.Р. подал заявление о принятии наследства после смерти Андронова Р.Б., умершего 29.01.2013 г.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.12.2013 г. следует, что отсутствуют правопритязания на земельный участок с кадастровым номером N50:08010302:66.

Письмом Администрации Истринского муниципального района Московской области от 06.12.2013 г. N10364 было отказано в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 617 , 1111 , 1112 , 1142 , 1153 ГК РФ, п.2 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а так же Федеральным законом от 22.07.2008 N159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», правомерно пришел к выводы об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку аренда земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66 была обусловлена личными качествами арендатора Андронова Р.Б., а именно: осуществление Андроновым Р.Б. предпринимательской деятельности без образования юридического лица, смерть арендатора — индивидуального предпринимателя, не влечет возникновения у его наследников — истца Андронова Д.Р. преимущественного права на перезаключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N50:08010302:66 на новый срок на тех же условиях, что содержались в договоре аренды от 30.04.2008 г.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с оценкой представленных доказательств, данной судом при разрешении спора, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия согласилась.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Истринского городского суда Московской области от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андронова В.Р. — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Может ли суд обязать администрацию заключить договор аренды, если решение об отказе принято с нарушением?

Правомерен ли отказ? В конце 2014 года направила заявление о предоставлении земельного участка для ИЖС, он не сформирован, дали ответ, что направлен запрос в отдел архитектуры о согласовании согласно генплана. В начале января 2015 пришло ещё письмо, что на основании градостроительного заключения не возражаем о предоставлении участка под строительство жилого дома. Дальше никаких разъяснений не было, в устной форме сообщили что средств у администрации на оформление участка нет, а участок нужно поставить на кадастровый учет, мол сделайте межевание и т.д.. Но это оказалось не просто. требовались многочисленные согласования. Снова пришла с уже подписанным всеми инстанциями проектом межевания и с заявлением на согласование схемы в августе 2016г. Участок поставили на кадастровый учет. И сказали, что как будут готовы свяжутся со мной. Но период ожидания затянулся. Я получила письмо 9 июня 2017 г., в котором ожидала увидеть проект договора аренды. Но, как выяснилось из письма, а оно датировано серединой января 2017! (то есть решили оповестить спустя 5 месяцев) в декабре 2016 разместили извещение о предоставлении участка (нарушив установленные для этого сроки, вместо 30 дней

120 дней), причем указали, что по инициативе граждан, но по сути это не так, нашлись желающие и аукцион придется проводить: «Ввиду того что на земельный участок, размещенный на сайте torgi.gov.ru расположенного по адресу. поступило два заявления. в соответствии с п.7 ст.39.8 Земельного кодекса принято решение отказать в предосталении з\у в аренду без проведения аукциона. В отношении вышеназванного з/у в соответствии с действующим земельным законодательством будет проведен аукцион». Моему возмущению нет предела, нарушен порядок и сроки установленные законом. Заявление на проведение аукциона я не писала, но мне сообщили, что он скоро состоится. На вопрос кто вернет мне деньги. потраченные на межевание сказали, что никто. Получается администрация с моей финансовой «помощью» обогатится, а я останусь ни с чем. Как можно повлиять на исход ситуации в мою пользу?

Уточнение клиента

03 Сентября 2017, 07:20

Ответы юристов (2)

Формально никак. Администрация в части порядка предоставления участка действовала правильно.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоя
щего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Читайте так же:  Агентский договор характеристика

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Можно конечно обриться в прокуратуру для привлечения администрации по КоАП

Статья 19.9. Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов

1. Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Но чисто для морального удовлетворения

Уточнение клиента

Я намеренна добиться компенсации своих затрат, так как участок для аукциона должны были формировать (делать межевание) за счет средств администрации/уполномоченного органа. То, что делалось это за мой счет говорит моя фамилия указанная в пункте «Заказчик» проекта межевания, и предполагает, что участок предварительно согласован.

03 Сентября 2017, 11:23

Между утверждением схемы расположения и предварительном согласовании предоставления ЗУ большая разница. При утверждении схемы только образуется земельный участок и все. Никаких последствий для будущего арендодателя она не несет. А вот предварительное согласование уже обязывает администрацию после кадастрового учета предоставить участок только Вам.

Но несмотря на вышеизложенное Вы можете обратиться в прокуратуру либо в суд для взыскания Ваших расходов. Положительная практика есть.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Есть ли возможность обязать Администрацию городского округа заключить договор аренды на вновь образованный земельный участок из ранее предоставленных Обществу двух смежных з/у без проведения торгов?

Общество являлось арендатором двух смежных земельных участков согласно договоров аренды з/у. В ноябре 2016 года с согласия Администрации на объединение земельных участков, Общество заказала проведение кадастровых работ по образованию одного з/у из двух. В марте 2017г. в Администрацию было подано заявление об утверждение схемы расположения з/у образованного путем объединения ранее предоставленных в аренду Обществу 2-х з/у. Постановлением Администрации от 05.04.2017г. схема расположения образованного з/у была утверждена. После утверждения схемы, документы были поданы в регистрирующий орган для постановки вновь образованного з/у на кадастровый учет. 28.04.2017г. постановка з/у на кадастровый учет была приостановлена ввиду несоответствия сведений о правообладателях на ранее предоставленные смежный участки. Из-за приостановки постановки на кадастровый учет образованного з/у Общество не подало заявление в Администрацию о заключение договора аренды на образованный земельный участок без проведения торгов. 24.05.2017г. один из ранее заключенных договоров аренды з/у прекратил свое действие. 30.07.2017г. образованный з/у был поставлен на кадастровый учет. 29.08.2017г. Общество подало в Администрацию заявление о заключении договора аренды на образованный з/у без проведения торгов. 09.09.2017г. Администрация отказала в заключение договора аренды мотивировав свой отказ тем, что один из договоров аренды з/у прекратил свое действие и считается расторгнутым с 24.05.2017г., а

Ответы юристов (8)

Доброго времени суток, Марина!

ГК РФ

Статья 432. Основные положения о заключении договора

1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
3. Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1)

Из Вашего вопроса не понятно был ли факт оплаты арендной платы в период, когда договор по з/у прекратил свое действие и не был продлен на новый срок. Если факт такой оплаты был и администрация денежные средства приняла, то можно сослаться на данную статью ГК РФ.

Есть вопрос к юристу?

ГК РФ Статья 445. Заключение договора в обязательном порядке

1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Читайте так же:  Бланк заявление о выдаче паспорта нового поколения doc

Оферта — односторонняя сделка, связывающая совершившее ее лицо обязательством считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Акцепт — безоговорочное принятие оферты, встречное одностороннее волеизъявление другой стороны. Функции, которые выполняют оферта и акцепт, выделяет С.С. Алексеев: «Юридические последствия, на которые направлены оферта и акцепт, обладают относительно самостоятельным правовым значением, затрагивая отношения по организации заключения гражданско-правового договора, они существуют лишь до тех пор, пока последний не заключен. А как только гражданско-правовой договор заключен, односторонние сделки, связанные с его заключением и потому имеющие относительно самостоятельное значение, оказываются поглощенными договором» . С учетом того что не всякая оферта получает полный и безоговорочный акцепт, правоотношения сторон на преддоговорной стадии могут быть весьма длительными и сопровождаться несколькими односторонними сделками (оферта, новые оферты, акцепт). Таким образом, договор-сделка «представляет собой элементарную или сложную систему волеизъявлений.», чем и отличается от «юридической суммы» односторонних актов

Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции // Антология уральской цивилистики. 1925 — 1989. М., 2001. С. 169.Источник: http://stgkrf.ru/432

Считаю, что в судебном порядке у Вас есть шансы обязать Администрацию предоставить Вам в аренду образованный Вами земельный участок из двух земельных участков, предоставленных Вам в аренду, так как образованный земельный участок обременен Вашим правом аренды на него.

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

1. Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 — 11.7 настоящего Кодекса.

2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Вы вправе оспорить отказ Администрации в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

Если Вы организация или предприниматель, в Арбитражном суде.

Если Вы физическое лицо, то в суде общей юрисдикции, районном (городском).

Поищу для Вас судебную практику в подтверждение.

С уважением! Г.А. Кураев

Марина, добрый день.

Есть ли возможность обязать Администрацию городского округа заключить договор аренды на вновь образованный земельный участок из ранее предоставленных Обществу двух смежных з/у без проведения торгов?

Полагаю, что да. Вот пример судебной практики по данному вопросу http://www.garant.ru/products/.

ФАС ЗСО в данном случае указал в решении о том, что

По правилам статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу приведенных норм права раздел земельного участка предоставляет арендатору определенные права, в том числе по внесению соответствующих изменений в договора аренды, но не является самостоятельным основанием для прекращения арендных обязательств в отношении этих земельных участков.

Также можно привести в качестве примера данное решение, http://kad.arbitr.ru/PdfDocume.

в котором суд указал, что

Преимущественное право на заключение договора аренды в отношении вновь образуемых и измененных участков имеет лицо, ранее использовавшее впоследствии разделенный земельный участок на основании договора аренды. При образовании нового участка взамен переданного в аренду арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в ранее действовавший договор. Выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон

Исключение из ЕГРП записи о праве аренды общества не влияет на возможность применения судом норм пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса. Сведений о том, что общество утратило владение данным участком, а также мотивированных возражений по условиям договора аренды, территориальное управление не представило (статьи 9 и 65 Кодекса).

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Земельный кодекс РФ

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

2.1. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения договора комплексного освоения территории, заключенного в отношении такого земельного участка или образованных из него земельных участков, либо в случае нарушения графика освоения указанной территории, предусмотренного данным договором.

2.2. Наряду с указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка, предоставленного на основании договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, или земельных участков, образованных из такого земельного участка, может быть прекращена по требованию арендодателя в случае расторжения такого договора о комплексном развитии территории в связи с неисполнением лицом, заключившим указанный договор с органом местного самоуправления, предусмотренных таким договором обязательств.

3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:

1) в период полевых сельскохозяйственных работ;

2) в иных установленных федеральными законами случаях.

Я все-так считаю, что администрация права. Тут все-таки действует п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ. Ниже ссылка на решение суда. Пытались обжаловать решение Росреестра. Думаю суд, в случае обжалования встанет на строну администрации.

Я все-так считаю, что администрация права. Тут все-таки действует п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ. Ниже ссылка на решение суда. Пытались обжаловать решение Росреестра. Думаю суд, в случае обжалования встанет на строну администрации.

Пример некорректный в приведенном примере истек срок действия всех договоров аренды земельных участков из которых образован новый и назначение использования ЗУ образованного земельного участка в новом договоре избрано иное.

Шансы на положительный исход в суде у Вас есть, оспаривайте отказ.

С уважением! Г.А. Кураев

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Отказ заключать договор аренды земли под зданием

Собственник здания отказывавется подписывать с администрацией района договор аренды земельного участка под зданием, мотивируя, что сумма платы за пользование земельным участком его не устраивает и она в разы меньше размеров штрафов, которые он будет платить в год.как обязать его подписать договор аренды?

Ответы юристов (6)

Добрый день. Предъявите иск в суд о прекращении пользования земельным участком, поскольку собственник здания незаконно пользуется земельным участком без законных оснований.

Есть вопрос к юристу?

Обязать подписать договор аренды невозможно, т.к. в соответствии с действующим законодательством РФ закреплен принцип «свободы договора».

Однако в Вашей ситуации Администрация вправе каждые три года в судебном порядке взыскивать плату за фактическое использование земельного участка с собственника здания. Правовым основанием к тому является ст. 65 Земельного кодекса РФ, которая устанавливает платность использования земли в виде земельного налога или арендной платы.

Таким образом,у собственника здания, не оформившего надлежащим образом документы на земельный участок (аренду или собственность), возникает неосновательное обогащение (ст. 1 102 ГК РФ), т.к. ни арендную плату, ни земельный налог он не уплачивает.

Судебная практика по таким делам в большинстве случаев положительная.Удачи Вам.

Здравствуйте, Игорь Иванович.

Вам следует при решении вопроса учитывать следующие нормы Земельного Кодекса РФ:

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так что подавайте в орган, уполномоченный на распоряжение ЗУ в Вашем субъекте и районе заявление о приобретении в собственность интересующего Вас земельного участка на основании статьи 36 и документов о праве собственности на объект, расположенный на данном ЗУ.

Отказ в предоставлении надлежит обжаловать в суд. Если остались вопросы — звоните, пишите.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Читайте так же:  Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения

Для собственника недвижимости возникает необходимость определить правовые отношения с собственником земельного участка, вне зависимости от того, располагается ли участок на частных землях или находится в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Пользование чужим имуществом (землей) без заключения какого-либо договора при определенных обстоятельствах можно квалифицировать как неосновательное обогащение (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).

Таким образом, заключение договора, регулирующего земельные отношения, в рассматриваемом случае является обязательным для обеих сторон. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению такого договора.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

В соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

В соответствии с п.1 ст. 552 ГК РФ, п.1 ст.35 ЗК РФ к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.

Если данный земельный участок принадлежал бывшему собственнику на праве постоянного (бессрочного) пользования, то действуют следующие положения.

Из пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» следует, что если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25 октября 2001г.

Из изложенного следует, что собственнику недвижимости как приобретателю объектов недвижимости в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на них уже перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего их собственника.

Приобретение объектов недвижимости лицами, которым согласно ст.20 ЗК РФ земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, накладывает на этих лиц обязанность до установленной Законом №137-ФЗ от 25 октября 2001г. даты — 01 июля 2012 года — в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору.

Статья 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право собственника недвижимого имущества на приобретение права собственности или права аренды на земельный участок, занятый указанным недвижимым имуществом, если участок находится в государственной или муниципальной собственности.

Однако, положениями данной статьи предусмотрена только обязанность государственного или муниципального органа заключить договор аренды по требованию собственника недвижимости, но не обязанность собственника недвижимости.

Действующее земельное и гражданское законодательство не содержит иных положений, в соответствии с которыми для собственника недвижимости заключение договора аренды участка, на котором она расположена, является обязательным.

Поэтому суды не признают обоснованными доводы, что обязанность ответчика, как собственника недвижимости, заключить договор аренды земельного участка установлена в силу ч.3 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Таким образом, Вы не имеете право обязать собственника заключить Договор аренды земельного участка.

В соответствии с ч.1 ст.65ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Исходя из толкования данной нормы, сформулированного в ПостановленииПрезидиума ВАС РФ от 23 марта 2010г. №11401/09, плата за пользование земельным участком может быть взыскана только в одной из указанных форм.

Налоговое законодательство (ст.388НК РФ) определяет, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009г. №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, до приобретения собственниками нежилых помещений права собственности на земельный участок в установленном законом порядке единственным способом оплаты использования земли остается арендная плата.

Отсутствие заключенного между сторонами договора аренды не освобождает лицо, которое пользовалось земельным участком, от обязанности вносить плату за землепользование.

Таким образом, если данный земельный участок находится в собственности Администрации, то она имеет право взыскивать плату за пользование указанными земельными участками.

В ином случае, администрация имеет право сообщить о правонарушении в ФНС.

С уважением Ф. Тамара

Добрый день, Игорь Иванович!

Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут передаваться земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно п. 2 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Пункт 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ устанавливает общее правило, согласно которому, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Суды поддерживают эту позицию. В качестве примера можно привести п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», а также Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2008 N А11-536/2006-К1-17/58, ФАС Северо-Западного округа от 24.03.2006 N А05-14278/2005-16 и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 N 17АП-2424/2008-ГК.

Таким образом, требование заключить договор аренды не обязательно к исполнению собственником здания, однако собственник земельного участка вправе защищать свое право собственности в том числе от причинения убытков, т.е. путем обращения в суд с требованием взыскать ущерб, причиненный в результате использования данного участка.

Однако, согласно ст. 3, федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (тот самый случай, предусмотренный законом) юридическое лицо обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В таком случае администрация может обратиться в суд с требованием обязать заключить договор. После этого речь будет идти о неисполнении решения суда. В рамках этого возможно и рассмотрение заявление о принятии мер обеспечения (арест имущества.)

Согласно же статье 7.34 КоаП РФ предусмотрена адм. ответ-ть за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность:

Нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В порядке адм. производства существуют и меры обеспечения, в частности приостановление деятельности, др.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.