Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

Приложение N 3
к Порядку проведения
профилактических медицинских
осмотров несовершеннолетних,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 10 августа 2017 г. N 514н

Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательной организации или в домашних условиях.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Аттестация по физической культуре учеников подготовительной и специальной групп здоровья.

Уважаемые коллеги, хотелось бы с вами обсудить тему «Аттестация по физической культуре учеников подготовительной и специальной групп здоровья». Какие у Вас бывают трудности при выставлении оценки и как вы их решаете?

С подготовительной группой

С подготовительной группой проще, они ведь выполняют задания по разделам программы, на технику выполнения упражнений, спортвные игры и т.д. А вот спец.группа. унас ее нет, некоторых освобождают от уроков приказом по школе, другие занимаются со всеми, по мере возможности. Вот и оцениваю его старания, желание заниматься.

аттестация по физической культуре

Сейчас все ученики должны быть аттестованы по предмету » Физическая культура». Мы в нашем лицее используем локальный акт об аттестации учащихся отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе. Учащиеся, которые не в состоянии освоить практические упражнения, изучают теоретические сведения (учебник по ФК, сообщения, рефераты, презентации, теоретические тесты)

Я с Вашим мнением совершенно согласна. В нашем лицее тоже так оценивают учащихся.

аттестация по физкультуре учеников подготовительной группы

Спасибо за комментарии, в среднем и старшем звене конечно аттестовать учеников проще. А что делать с учениками начальной школы? Тоже оценивать только по учебнику?

Дети с подготовительной

Дети с подготовительной группой занимаются с ограничениями согласно диагнозу: кому-то, например, нельзя прыгать, а все остальное можно и т.д. Как известно, здоровых детей сейчас практически нет. Большинство наших спортсменов в школе имеют подготовительную группу.
Ученики со специальной группой по такому же принципу. Даем индивидуальные задания-упражнения на уроке. Подключаем теоретические задания по физкультуре: составить инструкцию, по которой можно выполнить упражнение; составит комплекс упражнений учитывая заболевание ребенка. Последнее задание, которое я предложила — это поучаствовать в исследовательской деятельности. Девочка согласилась. Это труд не простой и трудоемкий, поэтому зачет сразу за полугодие. если мы доведем работу до школьной научно-практической конференции.

Подготовительная — это да,

Подготовительная — это да, дети занимаются практически также, ограничения в нагрузке и с поставленным диагнозом. Спецмед группы у нас тоже нет, но пару ребят есть в начальной школе. Они у меня работают по учебнику, выполняют тестовые задания. Вот насчет составления какого-либо комплекса упражнений с этим не справляются, только если выполняем вместе.

В каждой школе есть такие

В каждой школе есть такие дети. У нас тоже имеются. У меня есть несколько учеников, которые имеют проблемы со здоровьем и освобождены от основной нагрузки на уроке. Странно, но почему-то я их вижу только к концу четверти. Родители разрешают не ходить на урок ( «Ты ведь освобожден!»). Хотя уже много раз говорили, что ученик в любом случае должен присутствовать на уроке, получить задание и оценку.

Надомное обучение

В этом году мы столкнулись с тем, что нас обязывают аттестовывать детей, которые находятся на надомном обучении. Коллеги, каково ваше мнение? Есть ли у кого-то подобная практика?

Практика есть, есть несколько

Практика есть, есть несколько таких детей. Презентации, рефераты,различные комплексы упражнений,техника безопасности,правила игры- стараюсь это все в интересной форме ребенку преподнести. Единственное что еще не разобралась,как же быть, ведь некоторую информацию можно донести только практикой.

Отметка по физкультуре

У нас в школе ставят за реферат не выше «4», но тогда получается что по состоянию здоровья ученик автоматически не может быть отличником И второй момент, при поступлении учитывается средний бал аттестата и получается, что из-за того, что ребенок по состоянию здоровья не может посещать урок физкультуры его среднего бала возможно не хватит поступить туда куда он хочет.
Не могу найти приказ, указ, где написано это правило!

Иногда бывает и так, что

Иногда бывает и так, что ребёнок понятия не имеет о том, что написано в реферате. Реферат не имеет никакого смысла и не может высоко оцениваться, если ученик его не может защитить. К примеру, мальчик принёс реферат на тему «Физическое качество человека — выносливость». Несколько печатных листов, всё граммотно оформлено. Молодец! Я поставлю тебе 5, если ответишь на вопрос, что же такое выносливость. Ответ : «Выносливость — это способность человека преодолевать трудности. Хорошо, но с точки зрения физической культуры не совсем верно. Так когда же развивается выносливость, при беге на короткие или на длинные дистанции? Ответа нет. Значит не читал и не вникал в то, что скачал из интернета. Я считаю, если претендуешь на оценку, то хоть немного надо подготовится. Мы все ценим и уважаем тот предмет, который преподаём. Поверьте, нам учителям физкультуры совсем не жалко пятёрок.
А что касается выпускных классов. Да не дай Бог! Мне просто директор не позволит испортить аттестат отличнику медалисту.

Отметка по физкультуре

Случайно 2 раза отправила. Видимо сильно волнует).

Насколько я знаю, пока

Насколько я знаю, пока учитываются только результаты ЕГЭ, у медалистов никаких льгот нет. Средний бал аттестата только планируют ввести в ВУЗах, также как и портфолио ученика, для разрешения спорных ситуаций (например, два человека с одинаковым колличеством баллов). Я считаю, это будет правильно. Так как выпускники порой совсем не занимаются предметами, по которым ЕГЭ не сдают. Справедливо ли это?

Да я не против того, что бы

Да я не против того, что бы за реферат ставили 4, может даже и 3. Но почему если реферат сделан хорошо, если ребенок рассказал его перед классом. Да пусть даже эти рефераты будут каждый урок, почему не выше 4?

Тут уже прослеживается какая

Тут уже прослеживается какая-то принципиальная позиция учителя, с которой лично я категорически не согласна. Возможно это стоит обсудить на педсовете. Пусть учитель представит положение и критерии ( а они обязательно должны быть разработаны) по которым оцениваются подобные работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ

1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГАУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР ГБУЗ УФИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ Информационное письмо Уфа

2 УДК :796: ББК Р 36 Р 36 Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе: информационное письмо / составители: Н.Ф. Бикбаева, А.В. Орлова Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2015, 48 с. Информационное письмо издано в помощь медицинским работникам и педагогам культуры в осуществлении допуска учащихся к занятиям культурой и сдаче нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). УДК :796: ББК Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, 2015 ГАУЗ Республиканский врачебно-физкультурный диспансер, 2015 ГБУЗ Уфимский городской центр медицинской профилактики, 2015 Издательство «Здравоохранение Башкортостана»,

3 Распределение школьников на медицинские группы для занятий культурой проводится врачом-педиатром на основании нормативноправовых документов и методических материалов. Допуск к выполнению нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО) учащихся образовательных учреждений дошкольного общего среднего, начального и среднего профессионального образования осуществляется врачами-педиатрами отделений медицинской помощи обучающимся в порядке, установленным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». Врачи по спортивной медицине отделений по спортивной медицине амбулаторно-поликлинических учреждений и врачебно-физкультурных диспансеров осуществляют медицинский осмотр лиц, занимающихся спортом, студентов высших образовательных учреждений, занимающихся культурой и категорий населения районов, не относящихся к физкультурным, спортивным, образовательным учреждениям и организациям района (города). Кроме того, врачи по спортивной медицине привлекаются для определения допуска к выполнению нормативов ВФСК ГТО в сложных случаях. Нормативно-правовые документы и методические материалы 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от N 273-ФЗ. 2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О культуре и спорте в Российской Федерации». 3. Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года N 68-з «О культуре и спорте в Республике Башкортостан» (с изменениями на: ). 4. Приказ Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (приложение 3, 4). 5. Методические рекомендации. Москва 2012 год. «Медико-педагогический контроль за организацией занятий культурой обучающихся с от- 3

4 клонениями в состоянии здоровья». Министерство образования и науки РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской Академии медицинских наук. 6. Методическое пособие «Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» разработано ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (д.м.н., проф. Поляев Б.А., д.м.н., проф. Парастаев С.А.) ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России (д.м.н., проф. Дидур М.Д.), СПбГВФД Комитета по здравоохранению г. Санкт- Петербурга (д.м.н., проф. Данилова-Перлей В.И.), Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России (к.м.н., доц. Выходец И.Т.). 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 26 «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1992 г. 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». 9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной культуры». 10.Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». 11.Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 22 февраля 1980 г /1-14). 4

5 12.Методические рекомендации «Врачебный контроль за учащихся на уроках культуры в общеобразовательных школах» (письмо Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1984 г /30-7). 13.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г /123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий культурой». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. 189 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Профилактические медицинские осмотры учащихся проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Данные о прохождении профилактического осмотра вносятся в медицинскую документацию (историю развития ребенка), которая должна содержать следующие сведения: оценка физического развития; рекомендации по формированию здорового образа жизни, режиму дня, питанию, физическому развитию, иммунопрофилактике, занятиям культурой. На основании результатов профилактического осмотра врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет: 1) группу состояния здоровья ребенка; 2) медицинскую группу для занятий культурой. 5

Читайте так же:  Возврат налога калькулятор

6 ПРАВИЛА определения медицинских групп для занятий культурой 1. Определение медицинских групп для занятий культурой с учетом состояния здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей учащегося, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий культурой. 2. В зависимости от состояния здоровья учащиеся относятся к следующим медицинским группам для занятий культурой: основная, подготовительная и специальная. Физкультурные группы Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной часть работы врача-педиатра и учителя физкультуры. Распределение школьников по медицинским группам производит врачпедиатр на основании нормативно-правовых документов. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников. ВНИМАНИЕ! Не следует путать медицинские группы здоровья и медицинские группы для занятиях физкультурой! Для занятий культурой обучающиеся распределяются на 3 медицинские группы: 1) основная, 2) подготовительная, 3) специальная, которая подразделяется на: специальная «А» (оздоровительная), специальная «Б» (реабилитационная). Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу кардио -респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня подготовленности обучающегося. 6

7 Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров заносится в медицинскую карту (форма 026/у -2000) ребенка и включает диагноз (основное и сопутств ующие заболевания), оценку физического и нервно-психического развития, резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию. Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с дозированной. Проба проводится: перед определением уровня подготовленности (далее ФП) детям основной медицинской группы (по данным медицинского заключения предыдущего учебного года у детей 2 11 классов и медицинского заключения перед поступлением в школу для первоклассников). в конце учебного года перед итоговым определением уровня ФП проба с дозированной проводится всем детям, не имеющим медицинских противопоказаний к ее выполнению. Для определения функционального состояния организма используется функциональная проба с. Чаще используется проба Мартине с 20 приседаниями за 30 секунд. Оценка её результатов основывается на анализе непосредственной пульса и АД на нагрузку; на характере и времени восстановления к исходному уровню. Таблица 1 Определение типа кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку Оценка Учащение, % Благоприятная до 50 от 51 до 100 более 100 Систолическое АД Увеличение от 10 до 25 мм рт. ст. Увеличение от 25 до 40 мм рт. ст. Без изменения или увеличение до 10 мм рт. ст. или уменьшение 7 Диастолическое АД Снижение до 20 мм рт.ст. Снижение более 20 мм. рт. мт. Увеличение Неблагоприятная Увеличение Пульсовое Увеличение Удовлетворительная Умень шение Время восстановления, в минутах и более

8 В случае заболевания (травмы) ребенка, возникшего в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до возобновления занятий культурой повторно провести для оценки функциональных возможностей организма. Уровень подготовленности определяется ежегодно преподавателем по культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача. Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, преподавателю следует руководствоваться данными распределения учащихся на физкультурные группы (основная, подготовительная, специальная), которое осуществляет врач. При не кардио-респираторной системы детского организма на дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается. Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной на уроках физкультуры с каждым годом растет. Медицинская характеристика физкультурных групп Основная К основной медицинской группе для занятий культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и подготовленности, с благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку и уровнем подготовки, соответствующим возрасту и полу. Учащиеся основной медицинской группы занимаются в полном объёме по учебной программе физического воспитания школы; участвуют в занятиях спортом и любых других физкультурных мероприятиях, проводимых в школах. Им разрешаются подготовка и сдача тестов индивидуальной подготовленности, сдача нормативов ГТО. 8

9 Подготовительная К подготовительной медицинской группе для занятий культурой относятся дети, имеющие: незначительные отклонения в состоянии здоровья; отстающие от сверстников по физическому развитию и подготовленности; относящиеся к группе риска по возникновению патологии; имеющие хронические заболевания в стадии стойкой клиниколабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Учащиеся подготовительной медицинской группы: выполняют программу физического воспитания не полностью, а с ограничениями; сдают нормативы в факультативном, индивидуальном порядке; занимаются вместе с основной группой; не допускаются к занятиям спортом, и участию в соревнованиях. Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях для учащихся подготовительной группы не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях. Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, необходимо ее продление, либо ребенок автоматически окажется в основной группе. Занятия в подготовительной группе может рекомендовать врачспециалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста. В справке указывается диагноз (только с согласия учащегося или родителей), срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год, на полугодие, на четверть), и конкретные рекомендации, что 9

10 именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.), указывается дата выдачи. Специальная Специальная медицинская группа для занятий культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б». К специальным медицинским группам относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей. В специальных медицинских группах занятия проводятся по особой программе, срок подготовки удлиняется, нормативы снижаются. В программу занятий включается лечебная физкультура. Важно иметь в виду, что учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальным группам, нуждаются в двигательной активности не меньше, а чаще всего больше, чем здоровые люди, причем таким учащимся требуется качественно иная двигательная активность. Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на обычных уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в период ремиссии, если после очередной атаки прошло 6 12 мес., при нормальной картине крови и хороших объектвных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками сердца; дети с повышенным АД. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из-за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и отсутствии 10

11 подготовки, острых желудочно-кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через 5 6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита). К этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника II III степени и т. д. Правила оформления справки для специальной медицинской группы: 1. диагноз указывается только с согласия подростка или родителей; 2. обязательно указывается срок действия справки; дата выдачи; 3. справка «проводится» комиссионно. То есть заверяется двумя подписями врачей, печатью лечащего врача и печатью детской поликлиники; 4. справка регистрируется в журнале учёта поликлиники. К специальной группе «А» относятся: дети и подростки с отчётливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врождённые пороки развития в стадии компенсации) или временного характера; дети и подростки в таком физическом развитии, которое не мешает выполнять обычную учебную работу, но не требует ограничения физических нагрузок. Особенности проведения занятий в специальной группе А: занятия оздоровительного характера по специальным программам, согласованными с органами здравоохранения и утверждёнными директором; занятия проводятся под руководством учителя, окончившего специальные квалификационные курсы; на занятиях значительно ограничены упражнения на быстроту, упражнения акробатические и силовые; широко используются дыхательные, корригирующие и общеразвивающие упражнения, а также подвижные игры умеренной интенсивности. Успеваемость оценивается по: посещаемости занятий, качеству выполнения комплексов, упражнений (домашних заданий), умению и навыкам эл е- ментов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. 11

12 К специальной группе «Б» относятся дети и подростки, имеющие значительные стойкие отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии декомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в общеобразовательных учреждениях. Тип сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Основная форма проведения занятий лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий индивидуальная. Особенности занятий в специальной группе «Б»: рекомендуются занятия ЛФК в отделениях поликлиники или врачебнофизкультурного диспансера не в школе! успеваемость оценивается так же, как в подгруппе «А». Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года. При формировании специальных медицинских групп следует руководствоваться таблица 2. Таблица 2 Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков Заболевание, его форма и стадия Поражение миокарда: а) выздоравливающие после перенесенного ревм. миокардита б) миокардиодистрофия основная При хорошем состоянии здоровья через 2 года после приступа При хорошем состоянии через 1 год после Медицинские группы подготовительная специальная Не ранее, чем через год, при отсутствии клинических признаков болезни Не ранее, чем через 6 мес., при отсутст- 12 Не ранее, чем через 8 10 мес. по окончании приступа С начала посещения школы Занятия ЛФK Назначается в остром периоде и в первые месяцы после окончания острого приступа В больнице, в домашних условиях

13 Хроническая пневмония Врожденные пороки сердца без цианоза Послеоперационный период Бронхиальная астма Операции на легких Туберкулез легких Хронический гастрит, колит Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки Гемофилия, болезнь Верльгофа Хронический пиелонефрит болезни вии клин. признаков болезни При ремиссии более 1 года Через 2 года после последнего приступа при хорошем состоянии При отсутствии дыхательной недостаточности, интоксикации Через 1 2 мес. после лечения Не раньше, чем через год после приступа Через год после операции при нормальном течении послеоперационного периода При благоприятном течении заболевания При общем хорошем состоянии 13 При отсутствии гемодинамических расстройств При успешном занятии ЛФK в течение года Через 1 2 мес. после обострения Если приступы не чаще 1 2 раз в год Через 4 6 мес. после операции при нормальном течении послеоперационного периода При благоприятном течении при дых. недостаточности I ст. При отсутствии обострений в течение 6 мес. Не ранее чем через год после окончания лечения Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце В ранние сроки До и после операции В течение 1 2 мес. после заболевания При частых приступах В раннем послеоперационном периоде Решается индивидуально При нерезко выраженной интоксикации и признаках истощения Вне обострения при отсутствии кровотечения, болей Может быть, назначена в очень легкой форме При компенсированной почечной недостаточности

Читайте так же:  Договор на чистовую отделку квартиры

14 Эндокринные заболевания (диабет, ожирение) Отставание в развитии Грыжа паховая, бедренная, аппендицит Переломы костей Сколиозы и нарушения осанки Врожденные и приобретенные деформации ОДА Параличи, парезы, ДЦП, полиомиелит Хронические болезни дыхания Не ранее чем через полгода после лечения Не ранее чем через полгода При нарушениях осанки При отсутствии нарушения двигательных функций Назначается при легких и незначительных нарушениях Kогда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов В течение полугода после возобновления занятий Через полгода после операции 14 При умеренно выраженных нарушениях, при недостаточной массе тела При показателях роста и массы тела значительно ниже возрастных стандартов В течение полугода после операции В течение полгода после операции При резких нарушениях с первых дней В ранние сроки В раннем послеоперационном периоде С первых дней после операции (наложения гипсовой повязки) При сколиозе При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через год занятий в спец. группе При отсутствии существенных нарушений носового дыхания Хронический отит с пер- Противопоказано плавание, При умеренных нарушениях носового дыхания При отсутствии наруше- Решается индивидуально Решается индивидуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной системы При частых обострениях хронических заболеваний При гнойных процессах При существенных нарушениях двигательных функций Рекомендуется с первых дней В стационаре После операции

15 форацией барабанной перепонки Близорукость прыжки в воду ния функции слуха Менее +3 или — 3 без коррекции зрения Менее +3 или -3 с коррекцией зрения +7 и более основная Сердечно-сосудистая система: Врожденные пороки сердца без признаков недостаточности кровообращения Послеоперационный период после хирургических вмешательств по поводу порока сердца Медицинская группа Заболевания подготовительная 15 специальная «А» Строго индивидуально при отсутствии признаков перегрузки правого желудочка и гемодинамических расстройств, при на Строго индивидуально при условии предшествующих успешных занятий не менее 1 года ЛФК и на пробы с дозированной специальная «Б» Строго индивидуально при наличии признаков перегрузки правого желудочка и гемодинамических расстройств В до- и после операционном периоде в течение 1 года после операции

16 Реконвалесценция после перенесенного ревматического миокардита В первые месяцы после перенесенного заболевания при отсутствии признаков активности процесса и нарушений компенсации Митральная (кл а- панная) недостаточность Через 2 года после перенесенного заболевания при достаточном уровне ФП и отсутствии ЭКГ изменений, при на пробу с дозированной Не ранее чем через 1 год после перенесенного заболевания при отсутствии клинических признаков поражения сердца, суставов при на пробу с дозированной Не ранее 2 лет после стихания процесса при полной клинической ремиссии, на, с хорошей переносимостью нагрузки на занятиях в специальной группе Не ранее чем через 8-10 месяцев после перенесенного заболевания при отсутствии признаков активности процесса и недостаточности кровообращения, при положительных (р е- зультатах проб с задержкой дыхания и ортостатической Не ранее 1-го года после окончания острого и подострого эндокардита, при неполной клинической ремиссии, но при отсутствии недостаточности кровообращения В первые месяцы после острого периода и до исчезновения недостаточности кровообращения и всех признаков активности процесса 16

17 Митральный стеноз, поражение клапанов аорты, комбинированные клапанные пороки сердца Кардиомиопатии Инфекционный миокардит, миокардиты при бактериальных, вирусных и других инфекционных болезнях Через 12 месяцев после окончания острого периода и на пробы с дозированной при отсутствии ЭКГ изменений Строго индивидуально Не ранее 1 года после обострения процесса при условии снятия с диспансерного учета, отсутствия сердечной недостаточности и нарушений ритма Назначается не ранее, чем через 6 месяцев при отсутствии клинических признаков поражения сердца, на, при адекватной на нагрузки занятий в специальной группе Назначается с начала посещения образовательного учреждения при на пробу с дозированной Строго индивидуально Строго индивидуально при нарушениях кровообращения любой степени В течение 1 года после окончания обострения процесса при отсутствии недостаточности кровообращения и ЭКГ изменений В течение 1 года после окончания обострения процесса при наличии недостаточности кровообращения I степени 17

18 Пролапс (пролабирование) митрального и/или трикуспидального клапана Высокое нормальное АД (погр а- ничная артериальная гипертензия) При среднем значении САД и/или ДАД 90-го процентиля, но 95-го процентиля для данного возраста, пола и роста* при на Лабильная артериальная гипертензия Эпизодическое повышение среднего уровня САД и/или ДАД 95-го I II степень, без регургитации, при отсутствии нарушений ритма и проводимости, на пробу с дозированной Высокое нормальное АД при наличии клинических признаков вегетативной дисфункции, жалобах на головные боли, головокружение, повышенную утомляемость, потливость, тахикардию, при удовлетворительной пробе с дозированной При таком же повышенном АД при удовлетворительной пробе с дозированной При таком же повышенном АД при наличии вегетативной дисфункции, жа- II степень с регургитацией при отсутствии нарушений ритма и проводимости III степень с регургитацией. При нарушениях ритма и проводимости занятия строго индивидуально 18

19 лобах на головные боли, головокружение, носовые кровотечения, повышенную утомляемость, потливость, тахикардию, при удовлетворительной пробе с дозированной Артериальная гипертензия (д а- лее АГ) процентиля, при условии, что значения 99 процентиля не более 5 мм рт.ст. для данного возраста, пола и роста* при на пробу с дозированной I степень АГ, низкий риск. При повышении среднего уровня систолического и/или диастолического АД 95- го процентиля, при условии, что значения 99 процентиля не более 5 мм рт.ст. для данного возраста, пола и роста при отсутствии I степень АГ, высокий риск. При таком же повышенном АД при наличии факторов риска ССЗ. II степень АГ. При повышении среднего уровня систолического и/или диастолического АД из трех измерений 99 процентиля более 5 мм рт.ст. для данного возраста, пола и роста при отсутствии II степень АГ, высокий риск. При повышении среднего уровня САД и/или ДАД из трех измерений 99 процентиля более 5 мм рт.ст. для данного возраста, пола и роста* при наличии факторов риска ССЗ 19

20 Гипертоническая болезнь (д а- лее ГБ) органических поражений и сопутствующих сердечнососудистых заболеваний (далее ССЗ), отсутствии факторов риска ССЗ и поражении органовмишеней при на органических поражений и сопутствующих сердечнососудистых заболеваний, при на ГБ I стадия, низкий риск. При отсутствии изменений в органахмишенях, при на пробы с дозированной ГБ I стадия, высокий риск. При наличии факторов риска ССЗ, удовлетворительной на пробы с дозированной ГБ II стадия, высокий риск. При наличии поражений в одном или нескольких органахмишенях, при не на 20

21 Нарушения сердечного ритма проводимости функционального генеза (с и- нусовая аритмия, тахикардия, Первичная артериальная гипотензия Физиологическая гипотония. При снижении систолического АД ниже 80 мм рт.ст. у 8 12-летних и ниже 90 мм рт.ст. у летних, при отсутствии органических поражений и сопутствующих ССЗ, отсутствии жалоб, при на ортостатической пробы Умеренная синусовая аритмия тахикардия, брадикардия, функциональные нарушения проводимости при от- При снижении систолического АД ниже 80 мм рт.ст. у 8 12-летних и ниже. 90 мм рт.ст. у летних, при наличии жалоб на повышенную утомляемость и головокружения при нормальной на и ортостатической пробы При таком же снижении систолического АД, жалобах на повышенную утомляемость, сердцебиения, головокружения при удовлетворительной на Выраженная синусовая аритмия, тахикардия, брадикардия при отсутствии заболеваний сердца и на пробу с дози- Функциональные нарушения ритма и проводимости при отсутствии заболеваний сердца, удовлетворительной Функциональные нарушения ритма и проводимости при отсутствии заболеваний сердца, но отрицатель- 21

22 брадикардия, вагусная AVблокада I степени неполная блокада правой ножки пучка Гиса, единичная желудочковая или узловая экстрасистолия) ными результатами проб с задержкой дыхания и ортостатической пробы Стойкие нарушения ритма и проводимости сердца (аритмии, требующие антиаритмической терапии, синдром WPW, постоянные или интермитирующие формы AVблокады I и II степени, полные блокады ножек пучка Гиса, синдром фи- на- рованной зической грузкой сутствии заболеваний сердца и на пробу с дозированной на дозированную физическую нагрузку и положительных результатах проб с задержкой дыхания и ортостатической пробы Строго индивидуально при отсутствии недостаточности коронарного и общего кровообращения Строго индивидуально при кардиогемодинамических нарушениях 22

23 слабости синусового узла, политопная желудочковая экстрасистолия) Малое сердце (г и- поэволютивная форма сердца) Органы дыхания Хронический бронхит, простой, слизистогнойный, обструктивный, эмфизематозный неуточненный При на Строго индивидуально При положительных результатах ортостатической пробы При ремиссии не менее 3 месяцев и отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем организма В течение 1-2 месяцев после окончания обострения при наличии мало выраженных клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем организма Астма бронхиальная Через 2 года после последнего приступа, при благо- Не раньше, чем через 1 год после последнего приступа, при отсутствии При отсутствии явлений дыхательной недостаточности в покое, При вторичных изменениях в легких, при явлениях ды- 23

24 Гипертрофия миндалин приятной на пробы с дозированной (кроме астмы физического напряжения) вторичных изменений в легких и явлений дыхательной недостаточности в покое и при физических нагрузках, при на пробу с дозированной (кроме астмы физического напряжения) Гипертрофия аденоидов При небольших аденоидных вегетациях слегка прикрывающих верхний край хоан и не препятствующих носовому дыханию, на пробу с дозированной. Избегать охлаждения (плавание, лыжи и др.) При гипертрофии II степени (миндалины заполняют две трети про- если приступы протекают не тяжело и бывают не чаще 1-2 раза в год При аденоидах II степени (хоаны прикрыты наполовину) и III степени (хо а- ны прикрыты полностью), но при возможности дышать носом днем и удовлетворительной на При гипертрофии III степени (ми н- далины соприкасаются хательной или сердечнососудистой недостаточности, при тяжелом течении При аденоидах III степени и невозможности дышать носом При не на 24

25 Тонзиллит хронический Частые респираторные заболевания (не менее 4 раз в течение учебного года) странства между небными дужками и язычком) при на между собой) и удовлетворительной на пробу с дозированной При декомпенсированной или токсикоаллергической форме при удовлетворительных результатах пробы с дозированной При полном выздоровлении не ранее 3-4 недель после выписки в образовательное учреждение, при отсутствии хронических очагов инфекции и жалоб астенического характера, отсутствии существенных При полном выздоровлении не ранее 3-4 недель после выписки в образовательное учреждение, при отсутствии хронических очагов инфекции и жалоб астенического характера, при При не на При окончании острого периода после выписки в образовательное учреждение, при некоторых жалобах астенического характера, при нарушениях носового 25

26 Хронический ларингит Искривление носовой перегородки При отсутствии нарушений носового дыхания и на нарушений носового дыхания и на пробу с дозированной При полной ремиссии и на. Избегать охлаждения (лыжи, плавание и др.) При отсутствии нарушений носового дыхания и удовлетворительной на умеренных нарушениях носового дыхания и удовлетворительной на При неполной ремиссии и на При затруднении носового дыхания и удовлетворительной на пробу с дозированной дыхания при не на пробу с дозированной. Допускаются занятия в домашних условиях по комплексам упражнений, выданных врачом ЛФК При неполной ремиссии и удовлетворительной на При не на 26

27 Хронический ринит, назофарингит, хронический фарингит При стойкой ремиссии, на пробу с дозированной Ринит хронический При отсутствии нарушений носового дыхания и аллергических проявлений, при на Тугоухость При односторонней I степени (воспр и- ятие шепотной речи от 1 до 5 метров) и на пробу с дозированной При неполной ремиссии, на При неполной ремиссии и затрудненном носовом дыхании, удовлетворительной на При односторонней II степени (воспр и- ятие шепотной речи до 1 метра) и односторонней III степени (шепотная речь не воспринимается) и при удовлетворительной на фи- При неполной ремиссии, удовлетворительной на При не на При двусторонней II и III степени 27

28 зической грузкой Отит хронический Орган зрения Миопия, гиперметропия, астигматизм При миопии или гиперметропии слабой степени, простом астигматизме: при остроте зрения не менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции менее 3,0 D при на При миопии или гиперметропии средней степени, сложном астигматизме: при остроте зрения 0,5 и выше (с ко р- рекцией) и степени аномалии рефракции менее 3,0 D и независимо от остроты зрения при степени аномалии рефракции от 4,0 до на- При полной ремиссии и на При неполной ремиссии и на и пробу на вестибулярную устойчивость При миопии или гиперметропии высокой степени, смешанном астигматизме, при степени аномалии рефракции 7,0 D и более и независимо от остроты зрения при удовлетворительной на пробу с дозированной. При на- При неполной ремиссии, удовлетворительной на и пробу на вестибулярную устойчивость При прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной на, при регулярном офтальмологическом контроле и на фоне ле- 28

29 Косоглазие При аккомодационном косоглазии без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения и при 6,0 D при на пробу с дозированной При неаккомодационном косоглазии с амблиопией при остроте зрения с коррекцией не менее 0,7 с нарушения бинокулярного зрения и при на пробу с дози- личии изменений глазного дна независимо от степени снижения остроты зрения и аномалии рефракции вопрос о допуске к занятиям культурой решает офтальмолог. Из-за опасности отслойки сетчатки занятия ограничиваются дыхательными и общеразвивающими упражнениями чения 29

Читайте так же:  Приказ фмс от 28072018 450

30 Органы пищеварения Функциональные расстройства желудка Функциональные кишечные нарушения на При отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса, отсутствии жалоб и при на При отсутствии признаков хронического процесса, отсутствии жалоб и при рованной. Противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного предмета (и г- ра с мячом) или снаряда (прыжок с разбега через «козла», «коня») При отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса, при удовлетворительной на При отсутствии признаков хронического процесса, при удовлетворитель- 30

31 Хронический гастрит, гастродуоденит, энтероколит, колит При неполной ремиссии или не на пробу с дозированной Эрозивный гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки на При стойкой ремиссии не менее 2 лет и на При неполной ремиссии или не на пробу с дозированной Хронический холецистит При стойкой ремиссии не менее 2 лет и на ной на пробу с дозированной При полной ремиссии в течение 1 года и на При стойкой ремиссии через 1 год после окончания лечения, и на пробу с дозированной При полной ремиссии в течение 1 года и на При полной ремиссии в течение 2 месяцев и удовлетворительной на При полной ремиссии через 6 месяцев после окончания лечения и удовлетворительной на пробу с дозированной При полной ремиссии в течение 2 месяцев и удовлетворительной на При неполной ремиссии или не на пробу с дозированной 31

32 Дискинезия желчного пузыря и пузырного протока При стойкой ремиссии и на Органы мочеполовой системы При неполной ремиссии в течение 1 года и на пробу с дозированной Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболеваний почек (физиологическая, ортостатическая) При полной ремиссии и на пробу с дозированной При отсутствии жалоб, сохранении функции почек, на. При отсутствии жалоб, сохранении функции почек, удовлетворительной на. Гломерулярные болезни (гл о- мерулонефрит) Через 1 год после обострения при сохраненной функции почек, отсутствии жалоб, пастозности, на, адекватной на При неполной ремиссии, не на 32

33 Туболоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) При стойкой и полной ремиссии, сохранении почечной функции на выполнение комплекса ЛФК, исключаются упражнения со значительным повышением внутрибрюшного давления, вызывающие сильные сотрясения тела (прыжки, подскоки, кувырки) и быстрый бег При компенсированной почечной функции через 1 год после периода обострения, при отсутствии изменений в состоянии сердечнососудистой системы При неполной клинической ремиссии и компенсаторной почечной функции, вне периода обострения Врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей (р о- При отсутствии мочевого синдрома, сохранении функции почек, ре- При сохранении функции почек наличие мочевого синдрома, удовлетворительной реак- При хронической почечной недостаточностистрого индивидуально 33

34 тация почек, дистопия почек, небольшая пиелоэктазия, подвижность почек) Нарушения менструального цикла в период становления менструальной функции (ювенильные маточные кровотечения, аменорея и др.) Дисменорея При отсутствии воспалительных процессов, органических заболеваний матки, дефектов гемостаза, очагов хронической инфекции, жалоб астенического характера, на. В период менструации занятия не рекомендуются 34 акции на ции на пробу с дозированной При отсутствии воспалительных процессов, органических заболеваний матки, дефектов гемостаза, очагов хронической инфекции, наличии жалоб астенического характера, удовлетворительной на пробу с дозированной. В период менструации занятия не разрешаются При отсутствии нейровегетативных и психосоматических симптомов, истерических ре-

35 Эндокринная система, расстройства питания Увеличение щитовидной железы Увеличение I-IV степени с нарушением функции (гипо- или гипертиреоз) в стадии субкомпенсации Избыточная масса тела за счет повышенного жироотложения (превышение массы тела на Увеличение I-II степени без нарушения функции при на При отсутствии изменений со стороны сердечнососудистой, нервной и Увеличение III-IV степени без нарушения функции при на При на акций, воспалительного процесса и избыточного перегиба матки, удовлетворительной на. Рекомендуется включение ритмической гимнастики, танцев, элементов спортивных игр Увеличение I- IV степени с нарушением функции в стадии компенсации, при удовлетворительной на пробу с дозированной При удовлетворительной на При выраженных нарушениях со стороны сердечнососудистой, нервной и 35

36 10-19 %), при значении индекса Кетле, соответствующее кг/м для возраста и пола Ожирение экзогенноконституциональное I-IV степени (пр е- вышение массы тела за счет жироотложения на 20% и более) при значении индекса Кетле, соответствующее 30 кг/м и более для возраста и пола других систем организма при на пробу с дозированной Решается индивидуально При отсутствии эндокринных нарушений, изменений со стороны сердечнососудистой, нервной и других систем организма, при отсутствии жалоб и на других систем организма При отсутствии При наличии эндок- изменений со ринных нарушений, стороны серменений издечно- со сосудистой, стороны сердечнососудистой нервной и других систем организма системы, при жалобах астенического характера при удовлетворительной на пробу с дозированной У школьников с отклонениями в состоянии здоровья учебные и физические нагрузки вызывают значительно большие изменения работоспособности, чем у здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение 36

37 учебной нагрузки, ЛФK по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие процедуры. Между уроками следует проводить физкультпаузы по 2 5 мин, прогулки на свежем воздухе на большой перемене и прогулки, если ребенок находится в группе продленного дня, организация подвижных игр. В качестве лечебно-оздоровительного фактора 5 6-разовое питание школьников, а также освобождение их от факультативных занятий. Kомплектование специальных медицинских групп осуществляется врачомпедиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, как правило, хроническое, уровень подготовленности, очаги хронической инфекции и другие критерии. Специальные медицинские группы могут комплектоваться по характеру заболевания: заболевания сердечно-сосудистой системы; заболевания дыхательной системы; заболевания пищеварительной, эндокринной и нарушение обменных процессов; заболевания и повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата; заболевания органов зрения и слуха; заболевания мочевыделительной системы; заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.). Также специальные медицинские группы для занятий физкультурой могут комплектоваться с учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания. В некоторых школах практикуют совместные занятия школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учениками основной и подготовительной групп. Такие уроки малоэффективны, так как нездоровые дети малоподвижны, не решаются выполнять ряд упражнений, стесняются и т.п. Есть школы, где такие дети просто присутствуют на уроках физкультуры. Это недопустимо. Занятия со специальной медицинской группой следует проводить отдельно, чтобы щадить психику детей и избегать излишнего напряжения. В односменных школах занятия в специальных медицинских группах планируются после уроков, а в двухсменных между сменами. Численность 37

38 группы не более 15 чел. Занятия проводятся два раза или 3 5 раз в неделю (но физиологически обоснованы ежедневные занятия по минут). При определении школьников в специальную медицинскую группу врачпедиатр ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество детей в специальной медицинской группе в каждой школе будет незначительным. Освобождение от уроков физкультуры Полное освобождение школьников от занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут быть дети, не посещающие школу из-за значительных патологических отклонений в здоровье, обучающиеся дома. Временное освобождение от занятий или их ограничение бывают необходимыми после перенесения острых и обострения хронических заболеваний. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяются строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма школьника. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний пользуются ориентировочной схемой (табл. Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями). Медицинские противопоказания к выполнению физических упражнений Перед началом занятия культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся. Не разрешается допускать к занятиям культурой обучающихся при: наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение; остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, к а- таральные явления и др.); травматическом повреждении органов и тканей организма (острый п е- риод): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.; 38

39 опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состо я- ние после удаления зуба, менструальный период); выраженном нарушении носового дыхания; выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов). Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий культурой и чаще всего носят временный характер. Сроки возобновления занятий культурой после перенесенных заболеваний Одним из важных факторов медико-педагогического контроля является соблюдение сроков возобновления учащимися занятий физкультурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм. Данные сроки определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени вызванных этим функциональных нарушений). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены ниже. Использована ориентировочная схема, составленная профессором Д.М. Российским и доцентом Д.М. Серкиным, с изменениями и дополнениями, внесенными профессорами В.К. Добровольским и Е.И. Янкелевич. Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятия физкультурой в школе можно начинать через 6 7 дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дня. Необходимо соблюдать осторожность при занятиях зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела. 39

40 Ангина флегмонозная. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса. Занятия физкультурой можно начинать через дней, тренировки через день, участвовать в соревнованиях через дней. Допуская учащегося к соревнованиям, врач должен обращать особое внимание на состояние сердечно-сосудистой системы и обязательно взять функциональные пробы. Аппендицит: а) острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения брюшной стенки в области червеобразного отростка при ощупывании. Занятия физкультурой можно начинать через 7 10 дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дней. Рекомендуется хирургическая операция, так как возможен новый приступ; б) послеоперационный период. Признаки выздоровления: хорошее состояние (безболезненное, подвижное) послеоперационного рубца; безболезненное напряжение мышц брюшного пресса. Занятия физкультурой можно начинать через дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и выполнение упражнений на гимнастических снарядах. Бронхит острый, инфекционный. Острый катар верхних дыхательных путей. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура тела; отсутствие кашля и хрипов в легких. Занятия физкультурой можно начинать через 6 8 дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дней. Следует остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Ветряная оспа. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; отсутствие болезненных явлений в области дыхательных путей, раздражения суставов и кожи. Занятия физкультурой можно начинать через 7 8 дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дней. 40

41 Острое воспаление придаточных полостей носа (фронтит, гайморит). Признаки выздоровления: нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 14 дней; полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой можно начинать через 8 9 дней, тренировки через дней, участие в соревнованиях через дней. Необходимо соблюдать особую осторожность при занятиях зимними видами спорта и проводить закаливание постепенно. Воспаление легких (катар альное и крупозное). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные результаты аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой можно начинать через дней, тренировки через дней, участвовать в соревнованиях через дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две-три недели. Гастроэнтериты и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта. Признаки выздоровления: исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.). Занятия физкультурой можно начинать через 2 3 дня, тренировки через 5 6 дней, участвовать в соревнованиях через дней. Следует обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания. Грипп: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, состояние легкой и средней тяжести (повышенная температура тела наблюдается не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб. Занятия физкультурой можно начинать через 4 5 дней, тренировки через 6 8 дней, участие в соревнованиях через дней; б) более тяжелые формы (наблюдаются пов ы- шенная температура тела более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура тела, сохраняющаяся не менее 7 дней; остальные признаки как при легких формах 41