Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ наименование изложено в новой редакции

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ
«О финансовой аренде (лизинге)»

С изменениями и дополнениями от:

29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г., 8 мая 2010 г., 28 июня 2013 г., 4 ноября, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 26 июля, 16 октября 2017 г.

Принят Государственной Думой 11 сентября 1998 г.

Одобрен Советом Федерации 14 октября 1998 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 17

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в преамбулу внесены изменения

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее — лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Президент Российской Федерации

29 октября 1998 г.

Закон регулирует лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам, передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Закон устанавливает две формы лизинга: внутренний лизинг и международный лизинг. При этом вводятся три типа лизинга: долгосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет; среднесрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет; краткосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. Также введена классификация лизинга по видам: финансовый лизинг, возвратный лизинг и оперативный лизинг. Законом определены обязательные условия договора лизинга. Устанавливается, что договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга лизингополучателю. Законом вводится сублизинг — особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 ноября 1998 г. N 211, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 ноября 1998 г. N 44 ст. 5394

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 16 октября 2017 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Правительство России

Материалы к заседанию Правительства 18 мая 2017 года

На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”»

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”»

Законопроектом предлагается ввести экстерриториальный принцип оказания государственных услуг. Заявителям будет предоставлена возможность по своему выбору подавать документы и получать результаты государственных услуг в любом подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или в многофункциональном центре в пределах России вне зависимости от места жительства или места пребывания.

Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

3. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О признании утратившим силу пункта 3 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации»

В целях стимулирования жилищного строительства и повышения его темпов предлагается ввести новые виды аукционов, которые проводит Агентство ипотечного жилищного кредитования: аукцион на право заключения договора аренды для комплексного развития территории и аукцион, одним из условий которого является обязательство застройщика передать часть имущества АИЖК. Для повышения доступности таких аукционов, а также обеспечения прозрачности и эффективности их проведения предлагается установить порядок проведения аукционов в электронной форме.

Законопроекты рассмотрены и одобрены 15 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона “О финансовой аренде (лизинге)”»

Законопроектом предлагается установить, что одной из мер государственной поддержки лизинговых организаций в агропромышленном комплексе может быть отнесение к предмету лизинга разведённого в России крупного рогатого скота специализированных мясных пород. Это позволит расширить базу поставщиков сельскохозяйственных животных за счёт товарного маточного поголовья специализированного мясного скота, полученного и выращенного в России, снизить затраты сельхозтоваропроизводителей, окажет положительное влияние на развитие отечественного мясного скотоводства.

Законопроект рассмотрен и одобрен 15 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающее введение механизма принятия решения без созыва заседания совета директоров Агентства по страхованию вкладов путём заочного голосования. Одновременно предлагается определить перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты путём заочного голосования. Это позволит оперативно принимать решения по «типовым» вопросам, не требующим детального обсуждения.

Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроект направлен на совершенствование законодательства в сфере противодействия незаконной миграции в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Законопроектом предлагается увеличить размеры административных штрафов за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»

Законопроектом предлагается увеличить время прогулки осуждённых к пожизненному лишению свободы в зависимости от условий отбывания наказания.

Законопроект рассмотрен и одобрен 10 мая 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

8. О выделении Минпромторгу России бюджетных ассигнований на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 6 млрд рублей.

9. О предоставлении межбюджетного трансферта бюджету Республики Мордовия на строительство пассажирского терминала аэропортового комплекса г. Саранска

Читайте так же:  Конструктор наследование c++

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 700 млн рублей.

10. О предоставлении межбюджетного трансферта бюджету Калининградской области на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, связанного со строительством стадиона на 35 00 зрительских мест (в том числе временных трибун на 10 00 зрительских мест), г. Калининград, Солнечный бульвар

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 134,7 млн рублей.

11. О предоставлении межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на строительство и реконструкцию тренировочных площадок

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 369 190,6 тыс. рублей 10 субъектам Федерации.

12. О предоставлении из федерального бюджета бюджету Красноярского края субсидий на создание инфраструктуры для проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 827 758,4 тыс. рублей.

Москва,
17 мая 2017 года

Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

Лизинг – вид инвестиционной деятельности, позволяющий предприятиям осуществить модернизацию основных фондов.

Лизинг – особый вид аренды, весьма распространенный в современной международной коммерческой практике. Лизинговая деятельность в России регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164 — ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ). Эти два документа устанавливают основные правовые нормы на всех этапах лизинговой сделки.

Лизинговая деятельность содержит в себе элементы кредита, аренды, инвестиций и построена на разделении права собственности на актив, которое остается за лизингодателем и права владения (использования) этого актива, которое переходит к лизингополучателю – предприятию промышленности, торговли или сферы услуг.

Современное российское законодательство позволяет применять к оборудованию, передаваемому в лизинг, ускоренные сроки амортизации и относить лизинговые платежи лизингополучателя на себестоимость продукции в полном объеме, что делает лизинг наиболее привлекательным способом приобретения имущества.

Ключевые факторы эффективности лизинга

  • Ускоренная амортизация с коэффициентом 3
  • Отнесение лизинговых платежей в состав затрат в полном объеме
  • Отсутствие налога на имущество при учете предмета лизинга на балансе лизингодателя
  • Перенос налогового щита по амортизации на начальные периоды эксплуатации оборудования
  • Срок полной амортизации оборудования сравним со сроком возврата привлеченных для приобретения предмета лизинга средств

ООО «РБ ЛИЗИНГ» — дочерняя структура одного из крупнейших финансовых институтов России ПАО РОСБАНК

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ ст 10 (ред. от 16.10.2017)

Статья 10. Права и обязанности участников договора лизинга

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

2 — 3. Исключены. — Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

3. Сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга) подлежат внесению лизингодателем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием номера и даты договора, даты начала и даты окончания финансовой аренды (лизинга) в соответствии с договором, наименования лизингодателя и наименования лизингополучателя с указанием их идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), имущества, являющегося предметом финансовой аренды (лизинга), в том числе цифрового, буквенного обозначений имущества или объекта прав либо комбинации таких обозначений.

5 — 7. Исключены. — Федеральный закон от 29.01.2002 N 10-ФЗ.

Действующая редакция закона о лизинге

За несколько последних лет в Закон о лизинге были внесены поправки и дополнения, что помогло разрешить и четко определить некоторые спорные моменты. В статье рассмотрены основные пункты данного закона и наиболее значимые изменения.

Федеральный закон

Правоотношения в сфере лизинга в российском законодательстве регулируются рядом нормативно-правовых актов, основной из которых Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 года №164-ФЗ. Действующая версия датируется 3 июля 2018 года.

Основные понятия

Лизинг – это возникающие на основании лизингового договора отношения экономического характера.

Ключевые участники:

  • лизингодатель – арендодатель;
  • лизингополучатель – арендатор;
  • продавец арендуемого предмета.

Договор лизинга – это договор, согласно которому лизингодатель берет на себя обязательство совершить покупку имущества и далее предоставить его в аренду лизингополучателю на установленных условиях.

Предметом лизинга могут выступать:

  • оборудование;
  • транспорт;
  • здания и сооружения;
  • предприятия;
  • прочее имущество непотребляемого характера.

Лизингодатель – физическое или юр. лицо, которое покупает предмет лизинга у продавца с дальнейшей передачей его для временной эксплуатации и владения в (аренду) лизингополучателю на договорных условиях.

При этом договор может устанавливать два варианта:

  • имущество и его продавец выбирается лизингополучателем;
  • выбор имущества и продавца осуществляется подателем услуги лизинга.

Лизингополучатель – физическое или юр. лицо, которое арендует предмет лизинга на определенных условиях (срок, плата и т.д.).

Право собственности на предмет лизинга может быть как переходящим, так и не переходящим к лизингополучателю в зависимости от того, что предусмотрено договором.

Продавец — физическое или юр. лицо, которое осуществляет продажу имущества для лизинговой сделки. Передача имущества производиться лизингодателю или непосредственно лизингополучателю.

Данный момент должен быть оговорен договором купли-продажи. При этом продавец может быть одновременно и арендатором в той же сделке (возвратный лизинг).

Субъекты могут быть как резидентами, так и нерезидентами РФ.

Видео: Д.В. Корчагов об изменении

Содержание лизингового договора

Договор должен быть составлен в письменной форме и содержать:

  • срок действия;
  • детальное описание имущества, передаваемого в лизинг;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи имущества;
  • указание балансодержателя имущества;
  • порядок и размер выплат по договору;
  • выкупная цена предмета лизинга.

В договоре необходимо прописать процедуру возврата предмета лизинга подателю услуги лизинга или передачи его в собственность клиенту.

Наиболее значимые изменения закона о лизинге

Последняя корректировка Закона о лизинге – Федеральный закон от 3 июля 2018 года №360-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт вносит дополнения в виде 3-го пункта статьи 10 Закона о лизинге.

Новый пункт гласит, что сведения о заключаемых лизинговых договорах необходимо вносить в Единый федеральный реестр.

Далее рассмотрены прочие значимые поправки в законодательстве.

Как провести проверку штрафа по номеру постановления ГИБДД? Подробнее тут.

Стал возможен и для физических лиц

Вплоть до 2010 года статья 3 Закона о лизинге гласила, что лизинговое имущество может быть использовано только для осуществления предпринимательской деятельности.

По этой причине физические лица, не являющиеся ИП, не могли стать субъектами подобной сделки. ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ откорректировал данную статью, убрав вышеуказанную формулировку.

Теперь для физических лиц нет запрета на участие в лизинговых сделках в качестве лизингополучателя.

Исключены ограничения по срокам

Ранее в Законе были предусмотрены некоторые ограничение по срокам лизингового договора. Они должны были соответствовать срокам амортизации предмета лизинга или превышать его.

Ранее это был 3-й пункт статьи 7 Закона о лизинге, который в действующей редакции исключен. Он значительно усложнял процесс финансовой аренды имущества с длительной амортизацией, например, недвижимости.

В действующей редакции подобные ограничения отсутствуют, поэтому минимальный срок лизинга не устанавливается.

Исключен пункт о бесспорном изъятии имущества

Текст закона откорректирован путем исключения положений, которые наделяли лизингодателя правом изымать в бесспорном порядке лизинговое имущество при нарушении лизингополучателем договорных обязательств.

Действующая редакция закона гласит, что лизингодатель может потребовать досрочно расторгнуть договор и возвратить арендуемое имущество (п. 2 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

У лизингодателя остается право на бесспорное списание просроченного долга в случае невыплат более 2 платежей подряд (п. 1 статья 13 ФЗ №164-ФЗ от 29.10.98).

Авансы могут быть включены в договор

Законодатели рассматривают аванс в лизинговой сделке как кредитование арендодателя арендатором (п. 1 ст. 823 ГК РФ). В рамках одного правоотношения это было запрещено статьей 9 Закона о лизинге. Таким образом, договор лизинга не мог содержать условие об авансовом платеже, но это основное требование практически всех лизинговых компаний.

Теперь статья 9 исключена из тела Закона о лизинге, и в договоре можно прописывать эту важную информацию.

Изменение размера лизинговых платежей

В старой версии Закона о лизинге изменение размера лизинговых платежей было регулируемо только Гражданским кодексом РФ.

Статья 614 ГК РФ гласит, что пересмотр платежей по аренде можно осуществлять не чаще 1 раза в год. Это значительно затрудняло взаимодействие сторон, поскольку существует необходимость внесения в договор пункта о пересмотре платежа.

Закон от 29.01.2002 №10-ФЗ внес дополнение в пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге – в обновленной версии платежи по лизинговому договору можно корректировать не чаще 1 раза в три месяца.

Читайте так же:  Обязательные требования предъявляемые к аттестующей организации

Лизинговые платежи

Согласно закону лизинговые платежи – это совокупная сумма выплат по лизинговому договору (статья 28 Закона о лизинге).

Сюда включены:

  • затраты лизингодателя, которые он несет при покупке и передаче имущества арендатору;
  • стоимость прочих услуг согласно договорным условиям;
  • доход лизинговой компании;
  • выкупная цена (если договором предусмотрен выкуп).

Досрочное погашение

Как показывает практика, податели услуг лизинга неохотно идут на вариант досрочного погашение при условии, что не истекло 6-12 месяцев с момента заключения сделки. Это связано со значительной потерей выгоды в виде процентов удорожания.

Однако Закон о лизинге в пункте 1 статьи 19 в редакции 2018 года не упоминает о том, что лизингодатель вправе запрещать погашать сумму долга раньше срока.

Но лучше, если возможность досрочного погашения как полного, так и частичного, прописана в договоре, равно как и возможность досрочно расторгнуть договор. Закон указывает на досрочное расторжение лишь в случае с невыплатами (статья 13 ФЗ №164-ФЗ).

В противном случае существует риск начисления штрафных санкций за нарушение графика платежей. Пункт 2 статьи 28 Закона о Лизинге говорит, что размер, способ и периодичность платежей должны быть указаны в договоре.

Чтобы избежать проблем, необходимо соблюсти следующий алгоритм:

  • прежде внесения досрочных выплат необходимо составить письмо к руководству лизинговой фирмы (заказным письмом или лично);
  • при одобрении досрочного погашения заключается дополнительное соглашение с информацией о правилах оплаты и новом графике платежей (при частичном погашении).

В той же части 2 статьи 28 ФЗ №164-ФЗ указано, что график платежей не может быть пересмотрен чаще, чем 1 раз в три месяца.

Досрочный выкуп

Досрочный выкуп подразумевает досрочное погашение всей суммы долга и расторжение лизингового договора с передачей имущества в собственность лизингополучателя.

Данный вопрос регулируется следующими статьями:

  • статья 11 ФЗ №164-ФЗ в пункте 1 указывает, что правом собственности на имущество обладает лизингодатель;
  • статья 15 ФЗ №164-ФЗ в части 5 гласит, что клиент должен возвратить имущество лизинговой компании или приобрести его по договору купли-продажи;
  • статья 19 ФЗ №164-ФЗ говорит, что в договоре может быть прописано право перехода собственности на предмет лизинга лизингополучателю по окончании договора или до этого момента;
  • статья 28 ФЗ №164-ФЗ допускает включение в сумму лизинговых платежей выкупной стоимости имущества.

Таким образом, досрочный выкуп возможен при условии, когда договор четко указывает на возможность выкупа и перехода права собственности лизингополучателю. Действия при досрочном погашении полной суммы и выкупе имущества сходны предыдущей главой.

Как проверить административные штрафы на физ лицо онлайн? Ответ по ссылке.

Определение о предоставлении отсрочки уплаты административного штрафа. Подробнее тут.

Корректировки в Федеральном законе о лизинге значительно упростили процедуру лизинговых сделок. Основные изменения касаются снятия запрета на лизинг физическим лицам и отсутствие указаний по минимальным срокам, а также по другим значимым вопросам.

Новая реформа лизинга

Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний. В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу — в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках. «Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности. Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства — вполне ожидаемое событие», — считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму. Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли. В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, — введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом. Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб. — 70 млн руб. Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела — на рынке существуют весьма крупные компании, собственный капитал которых не соответствует заявленным в законопроекте размерам, обращают внимание критики реформы.

Повысить открытость лизинговой деятельности предполагается за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности (МСФО).

«На сегодняшний день лизинговые компании являются обычными юридическими лицами, ведущими стандартную бухгалтерскую отчетность по РСБУ, такую же, как ведут, например, производственные фирмы, — объясняет директор ГК «Интерлизинг» Александр Рябцев. — Но их деятельность очень специфична, формирование основных показателей значительно отличается по смыслу от тех же производств, где есть себестоимость производимой продукции и выручка от ее реализации».

В связи с этим, продолжает он, по обычной отчетности понять реальное финансовое положение лизинговой компании не представляется возможным, что влияет на недоверие банков, следовательно, затрудняет получение от них фондирования и повышает его стоимость.

Перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО будет способствовать укреплению доверия к ним со стороны кредиторов и инвесторов, повышению прозрачности отрасли, росту ее инвестиционной привлекательности. В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость лизинга коммерческого транспорта для конечных клиентов и увеличить сроки финансирования.

Как рассказал Александр Рябцев, ряд лизинговых компаний работают в сегменте крупных корпоративных сделок, что приводит к высокой концентрации их портфеля, а это вызвало ряд дефолтов на лизинговом рынке в 2008 – 2016 гг. Требуется внедрение стандартов рискменеджмента, что позволит сократить потери кредиторов и инвесторов лизинговых компаний. Это сделает лизинговые компании желанными клиентами для банков и других инвесторов и, в конечном итоге, позволит снизить цену фондирования.

Редко встречается практика секьюритизации лизингового портфеля — на рынке представлены единичные примеры выпуска облигаций, а это очень действенный инструмент для диверсификации источников фондирования и снижения его стоимости, добавляет эксперт.

Переход на новый план счетов и учет, как и саморегулирование, устанавливающее требования к системе управления рисками и внутреннему контролю, однозначно приведет лизингодателей к дополнительным затратам, парируют противники нововведения. Крупные игроки, по их мнению, перенесут это легче, а небольшие компании столкнутся с проблемами и будут вынуждены либо перенести издержки на клиентов, либо сократить свою прибыль, либо вообще уйти с рынка.

Одновременно в рамках формирования прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности законодателям предстоит разрешить фундаментальный вопрос о том, как правильно трактовать лизинг в судопроизводстве.

«Проблематика состоит в двойственности лизинга, как по сущности, так и с точки зрения законодательства, — говорит Александр Рябцев. — В судопроизводстве, с одной стороны, лизинг трактуется как арендная деятельность, с другой стороны, есть практика принятия решений при трактовке лизинга как финансового инструмента. В связи с этим мы регулярно сталкиваемся с разногласием в принятии решения в судах, нет возможности выработать четкую позицию относительно действий компании».

Еще один не проработанный до конца вопрос касается защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков.

Читайте так же:  Как подать заявление на отказ от ребенка

В настоящий момент действующая редакция ФЗ «О лизинге» предполагает списание просроченных лизинговых платежей путем выставления инкассовых поручений на счет лизингополучателя, если последний допускает более двух просрочек. Однако, указывают игроки рынка, ни федеральный закон, ни какие-либо другие нормативные документы не дают исчерпывающей информации о комплекте необходимых для исполнения этой процедуры документов. В связи с этим процесс работы по инкассо крайне затруднен.

«Также, несмотря на то, что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, изъятие его у недобросовестного клиента (если последний отказывается добровольно вернуть имущество) возможно только по решению суда. Существенно упростить этот процесс могло бы внесение в законодательные акты положения об изъятии имущества по исполнительной надписи нотариуса», — считает директор ГК «Интерлизинг».

Он указывает, что для лизингополучателей также есть ряд недоработок: отсутствие системного механизма работы с жалобами, навязывание дополнительных услуг по нерыночным ценам, долговые ловушки при сделках лизинга с физическими лицами. «Радует только то, что это скорее исключения для лизингового рынка, и грешат этим небольшие компании, — отмечает Александр Рябцев. — Тем не менее отдельные эпизоды периодически встречаются».

Вместе с тем на обеспечение защиты прав клиентов направлен запланированный в рамках реформы переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами. Лизинговую деятельность планируется перевести на электронную платформу, что позволит защитить участников рынка и федеральные органы власти от мошенничества, основанного на фиктивных договорах.

Компании, которые не могут или не желают соответствовать принятым правилам, должны будут уйти с рынка или перепрофилироваться. Остальные — повысят эффективность бизнеса, перенастроив его под новые стандарты, и будут готовы предложить клиентам лучшие условия и сервис.

«Вероятно, повышение уровня конкурентоспособности именно в таком ключе выходит за рамки одного только нормативного регулирования и связано с общим изменением подходов государства к роли частного бизнеса на рынке лизинга», — заключает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ / ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ CARCADE

— Заявленная ЦБ и Минфином РФ цель изменений закона о лизинге — стандартизация рынка, снижение рисков лизингодателей и лизингополучателей, развитие лизинга и повышение его значения для национальной экономики. Принятие закона — это старт для структурной реформы всего рынка.

Мы считаем, что, помимо заявленных, одной из главных целей реформирования должно стать «разгосударствление» и повышение уровня конкуренции на рынке лизинга. В настоящее время ведущие позиции (в том числе и в розничных сегментах) занимают компании со значительным госучастием, и эти позиции обусловлены не эффективной бизнес-моделью, а поддержкой материнских банков и госкорпораций, возможностью привлекать их «длинные и дешевые деньги». Это — нерыночная ситуация. На наш взгляд, в розничных сегментах рынка конкурировать за клиентов должны между собой частные лизинговые компании, объективно обладающие большей гибкостью и способные обеспечить клиентам лучший сервис.

Чтобы соответствовать новым стандартам, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, финансировать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли, обучать персонал. Все это связано со значительными расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных игроков. Именно поэтому количество компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта, вероятно, изменится. Часть некрупных операторов может просто уйти с рынка, а некоторые из тех, для кого автолизинг не является основным бизнесом, сосредоточатся на более приоритетных для себя сегментах.

Основной позитивный момент для участников рынка состоит в том, что банковское сообщество и инвесторы должны будут оценить повысившийся уровень прозрачности отрасли, а стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. Перенастройка бизнеса, прозрачная универсальная для всех отчетность и «диджитализация» процессов должны дать новый импульс для развития лизингового бизнеса.

В идеале, по плану авторов реформы, услуга лизинга должна стать в максимальной степени прозрачной, понятной, а главное — недорогой. Вероятно, в первой половине 2020-х гг., когда реформа должна перейти в завершающую стадию, услуга действительно станет более привлекательной в ценовом плане. В ходе самого реформирования ситуация для лизингополучателей не всегда может складываться со знаком «плюс».

Так, при банкротстве лизинговой компании право собственности на транспорт, которым уже пользуется клиент, переходит к другой организации (вероятнее всего, к банку, предоставившему лизингодателю кредиты под залог имущества). Какое решение может принять новый собственник в отношении транспорта? Наихудшие сценарии нельзя исключить полностью…

Другой риск для лизингополучателей — повышение стоимости услуг. Некоторые компании могут «переложить» часть своих расходов в ходе реформы на лизингополучателей.

Однако все эти риски актуальны в основном для клиентов небольших региональных компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта. Крупные участники рынка из ТОП-30 смогут защитить интересы своих клиентов и сделать так, чтобы реформирование отрасли прошло для них без негативных последствий.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «ЕВРОПЛАН»

— Предпосылкой к регулированию отрасли изначально стали крупные проблемные сделки конкретных лизингодателей. Автолизинг же в контексте регулирования и, в конечном счете, с точки зрения стабильности российской финансовой системы — сегмент не критичный, долгое время он развивался за счет успешной деятельности частных лизинговых компаний.

При этом регулирование рынка государством затронет все лизинговые компании и все сегменты. Главное, чтобы оно не ограничило эффективную работу частного капитала. В целом, мы считаем, что переход на новые стандарты и план счетов бухгалтерского учета могут позитивно отразиться на прозрачности рынка, что улучшит условия привлечения средств для отрасли.

Реформа лизинга сможет обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей. Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов, например, в части исполнения банком инкассового поручения (распоряжения), предъявленного лизинговой компанией. Снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, если произойдет реальное повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли в результате реформы.

По нашему мнению, будущее рынка принадлежит специализированным, сфокусированным на тех или иных сегментах лизинговым компаниям. К примеру, частные предприятия могут заниматься автолизингом, а государственные — авиализингом и другими сложными областями, важными для осуществления стратегических госпроектов. При таком условии лизинговые компании, отлично знающие профиль своих клиентов и их потребности, имеют возможность сконцентрировать силы на том, что действительно важно.

АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ / ДИРЕКТОР ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ»

— В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений. Согласно концепции реформы лизингового рынка (версия от 07.06.2016), основные изменения должны идти по следующим направлениям: формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности; повышение транспарентности лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; защита имущественных интересов лизингодателей и минимизация их рисков; обеспечение защиты прав лизингополучателей; снижение стоимости финансирования лизингодателей в целях уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.

Однако, к сожалению, последняя редакция поправок к ФЗ не помогает расшить ключевые проблемные зоны, имеющиеся в отрасли. Основное направление изменений — реализация проекта по созданию СРО (саморегулируемой организации), которая будет регулировать лизинговый рынок.

Для вступления в СРО лизинговая компания должна обладать достаточным капиталом: 70 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более; 20 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов менее 500 млн руб. При этом ФЗ не предусматривает правил расчета показателя «капитал». В случае невступления в СРО лизинговая компания должна завершить свою деятельность (при этом она может спокойно работать в рамках действующих договоров лизинга до момента их полного исполнения).

Таким образом, если лизинговая компания не имеет достаточного капитала или акционер не может ее докапитализировать, она будет вынуждена покинуть рынок. Это приведет к снижению конкуренции, в первую очередь в регионах: останутся крупные региональные игроки и филиалы федеральных компаний. Данные изменения глобальны и коснутся всех сегментов рынка, в т. ч. лизинга коммерческого транспорта.

Для лизингополучателей наиболее ощутимым фактором принятия поправок в закон может стать снижение стоимости финансирования по сделкам лизинга. Это будет связано с тем, что повысится транспарентность лизинговых компаний, в результате чего банки смогут финансировать их по меньшей ставке и в большем объеме. Кроме того, при введении регулирования отрасли ЦБ будут исключены мошеннические сделки.

Уже сейчас Правительство РФ поддерживает сегмент лизинга коммерческих автомобилей за счет программы финансирования лизинга колесного транспорта (программа МинПромТорг) — до 1 декабря 2017 г. действует скидка на уплату аванса в размере 10 % от его стоимости.