Получение взятки — каковы виды и состав преступления?

Нормативная база по составу получения взятки и видам данного преступления

Получение взятки — состав преступления, относящегося к группе коррупционных. Оно посягает на основы равноправия граждан и принципы свободы конкуренции во всех сферах. Таким образом, первый нормативный акт, относящий получение взятки к противозаконным действиям, — Конституция РФ. Второй и главный основополагающий акт в области уголовного права — УК РФ.

Не все нормы УК, касающиеся взяточничества, изложены предельно ясно, поэтому большое значение для их правильного применения имеет постановление Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти разъяснения относительно понятийного аппарата, используемого в нормах УК, применения норм о взяточничестве к преступлениям, совершенным в соучастии, и некоторые другие важные аспекты правоприменения.

Нормативная база по своим масштабам сопоставима с размахом самого преступного явления, с которым она призвана бороться. Так, успешной реализации норм УК способствует ряд федеральных законов, например:

  • «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ;
  • «О запрете отдельным категориям лиц хранить деньги в зарубежных банках» от 07.05.2013 № 79-ФЗ;
  • «Об антикоррупционной экспертизе…» от 17.07.2009 № 172-ФЗ;
  • «О контроле за соответствием расходов госслужащих их доходам» от 3.12.2012 № 230-ФЗ.

Существует и целый ряд разнообразных указов Президента и постановлений Правительства. Они не предусматривают отдельных мер уголовно-правового воздействия, но дают работникам правоохранительных органов возможность с большей эффективностью предотвращать коррупционные преступления и выявлять их как на этапе совершения, так и по прошествии значительного времени.

Получение взятки: виды данного преступления

Ст. 290 УК РФ содержит возможные составы получения взятки: основной и квалифицированные. Основной представляет собой получение российскими или иностранными должностными лицами материальных благ, имущественных прав или услуг в обмен на совершение таким лицом действий или бездействия, входящих в его служебные полномочия, в интересах лица, дающего такие блага, или тех, кого оно представляет.

Аналогичные действия, совершенные при наличии квалифицирующих признаков, формируют квалифицированные, то есть отягченные составы получения взятки:

  • в значительном размере;
  • за незаконные действия или бездействие;
  • должностными лицами на государственной службе или службе органов местного самоуправления;
  • по предварительному сговору или в составе организованной группы;
  • сопряженные с вымогательством;
  • в крупном и особо крупном размере.

Так как предметом взятки не всегда являются деньги, то для правильной квалификации действий субъекта необходимо оценить стоимость предмета преступления. Для определения вида преступления установлены значения размера взятки:

  • значительный — эквивалентный более чем 25 000 руб.;
  • крупный — эквивалентный более чем 150 000 руб.;
  • особо крупный — эквивалентный более чем 1 млн руб.

Очевидно, что квалифицированные составы преступления предусматривают более строгую ответственность по сравнению с основным. Так, основной состав получения взятки (ч. 1 ст. 290 УК) предусматривает максимальный срок лишения свободы 3 года, тогда как уже ч. 2, указывающая на квалифицированный состав, удваивает этот срок.

Получение взятки: состав преступления

Под составом преступления понимается единство 4 основных взаимосвязанных элементов: объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон преступления. Каждый из них имеет определяющее значение при квалификации действий обвиняемого.

Получение взятки отличается большим количеством возможных объектов посягательства и самого предмета преступления.

В стремлении скрыть преступление или придать ему законный вид субъекты прибегают к значительным ухищрениям, совершая иные противоправные деяния, которые могут формировать смежные составы, например превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ.

Субъект получения взятки

Состав получения взятки предусматривает совершение преступления исключительно специальным субъектом, а именно:

  • российскими должностными лицами;
  • иностранными должностными лицами;
  • должностными лицами международных публичных организаций.

Понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК. Под ним понимается физическое лицо, которое по спец. распоряжению либо на постоянной или временной основе выполняет распорядительные или административно-хозяйственные функции:

  • в государственных органах;
  • органах местного самоуправления;
  • государственных или муниципальных учреждениях;
  • Вооруженных силах и воинских формированиях РФ;
  • хозяйствующих субъектах с доминирующей долей государственного или муниципального участия.

Ст. 290 УК сформулирована таким образом, что преступление может быть совершено исключительно специальным субъектом. На практике же возможно привлечение к нему для соучастия лиц, не обладающих специальными признаками. В своем постановлении от 09.07.2013 № 24 Пленум ВС разъяснил, что преступные действия соучастника получения взятки, не обладающего признаками специального субъекта, могут быть квалифицированы по ст. 290 УК, но со ссылкой на ст. 33 УК. Квалифицируя действия соучастников, крайне важно отделять ст. 290 УК от смежного состава ст. 291.1 УК о посредничестве во взяточничестве, которое предусматривает только непосредственную передачу предмета преступления либо участие в достижении согласия между субъектами или исполнении преступления. Понятие соучастия шире. Например, это вовлечение специальным субъектом в обмен на часть вознаграждения в исполнение незаконных действий в интересах взяткодателя лиц, не имеющих признаков спецсубъекта.

Объект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ

Под субъективной стороной понимается совокупность характеристик отношения субъекта к совершаемому деянию: осознание возможных последствий и наличие желания их наступления, цели и мотивы, движущие преступником.

Получение взятки — преступление, совершаемое исключительно с прямым умыслом. Субъект понимает преступность своих действий, желает наступления их последствий. В большинстве случаев субъектом движут корыстные мотивы.

Объектом такого рода преступлений могут стать самые разнообразные общественные отношения, но в первую очередь ущерб причиняется интересам государственной муниципальной службы, а также имиджу должностного лица и служащего. Их можно считать родовым объектом преступления.

Непосредственно могут затрагиваться и иные общественные отношения, например:

  • отношения, складывающие при отправлении правосудия и судопроизводстве;
  • справедливое распределение материальных благ;
  • свобода конкуренции и т. д.

С развитием общества растет количество общественных отношений, в которые вступают его члены, а потому потенциальные объекты коррупционной преступности в целом и получения взятки в частности непрерывно множатся.

Объективная сторона и предмет преступления

Объективная сторона получения взятки выражается в присвоении специальным субъектом хотя бы части предмета преступления. При этом не имеет значения, сумел он им воспользоваться или был застигнут с поличным в момент передачи материальных благ или оказания услуги.

ВАЖНО! Действия или бездействие должностного лица, совершаемые за вознаграждение (взятку), не входят в объективную сторону преступления. Они могут совершаться как до, так и после передачи вознаграждения. При этом факт их совершения не влияет на квалификацию деяния, если речь не идет о совершении противозаконных действий. Если же за вознаграждение субъект планирует совершить незаконные действия, это станет признаком для квалификации взяточничества по ч. 3 ст. 290 УК, предусматривающей большие размеры ответственности, нежели общий состав.

Вне зависимости от того, какая часть от оговоренной заранее суммы взятки была передана, преступление квалифицируется исходя из того, какой она должна была стать в итоге. Так, если была передана только часть обещанной взятки в особо крупном размере, то преступление все равно квалифицируется по ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Получить деньги субъект может путем как действий, так и бездействия, например позволив передающему лицу самостоятельно положить деньги в ящик стола.

Сам факт согласия на получение взятки при не случившейся передаче предмета преступления по причинам, не зависящим от субъекта, должен быть квалифицирован как покушение на получение взятки.

Остается сделать вывод, что получение взятки относится к группе умышленных коррупционных деяний, имеющих как основной, так и квалифицированный составы. Для правильной квалификации таких преступлений особенно важно учитывать особенности субъекта и предмета преступления.

Квалифицированные виды получения взятки;

Уголовный кодекс РФ 1996 года предусматривает шесть квалифицированных видов получения взятки:

-получение взятки за незаконные действия (бездействие) (ч.2 ст.290 УК);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290 УК);

-получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.»а» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки неоднократно (п.»б» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки, совершенное с ее вымогательством (п.»в» ч.4 ст.290 УК);

-получение взятки в крупном размере (п.»г» ч.4 ст.290 УК).

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говориться в ч.2 ст.290 УК, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействия), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Однако некоторые авторы, например С.Г. Келина, считают, что термин »незаконные», употребленный законодателем в ч.2 ст.290 УК, следует понимать, как преступные. Данная позиция представляется необоснованной, поскольку термин »незаконные» подразумевает нарушение не только уголовного закона. В противном случае законодатель прямо указал бы, что действия (бездействие) должностного лица должны быть преступными. На это указывает и Пленум Верховного Суда РФ в п.10 постановления от 10 февраля 2000г. №6, истолковывая незаконные действия (бездействие) должностного лица как неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Иначе говоря, незаконные действия (бездействие) должностного лица – это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе. Так, Тамбовский областной суд осудил начальника отдела налогообложения Т. за преступления, предусмотренные ч.2 ст.290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия) и ст.292 УК (служебный подлог). Т. внес заведомо ложные сведения в декларацию К. и получил от последнего за эту взятку.

Квалифицирующий признак, содержащийся в ч.3 ст.290 УК РФ предусмотрен для всех предшествующих разновидностей получения взятки. Это означает, что при наличии квалифицирующего обстоятельства по ч.3 ст.290 УК, утрачивает значение намеченное в ч.1 и ч.2 этой статьи разграничение случаев получения взяток за законные и незаконные действия (бездействие) должностного лица.

Квалифицирующее обстоятельство по ч.3 ст.290 УК связано с особой характеристикой субъекта получения взятки. Таковым может быть не любое должностное лицо, а только то, которое занимает государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

Разъяснение понятий лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта РФ, дано непосредственно в уголовном законе (примечание 2 и 3 к ст.285 УК). Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К числу же лиц, занимающих государственные должности субъектов РФ, относятся те, кто занимает должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Следует признать, что эти формулировки не являются достаточно определенными, что породило различные точки зрения по этому вопросу. Так в учебнике уголовного права под редакцией И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Ноовоселова утверждается, что лица, занимающие государственные должности России и субъектов РФ, перечислены в категории »А» реестра государственных должностей в Российской Федерации. В учебнике же уголовного права под редакцией Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова сказано, что субъектами по ч.3 ст.290 УК могут быть и государственные служащие, замещающие государственные должности категории »Б».

Законодательство РФ о государственной службе различает государственные должности РФ и государственные должности государственной службы. Так, ст.2 ФЗ »Об основах государственной службы РФ» к государственной службе относит исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими государственные должности категории »Б» и »В». Поэтому лиц, занимающих государственные должности государственной службы категории »Б» нельзя считать занимающими государственные должности РФ и субъектов РФ.

Определяя, относится ли то или иное должностное лицо к числу лиц, занимающих государственные должности России и субъектов РФ, нужно руководствоваться ст.1 ФЗ от 31 июля 1995г. »Об основах государственной службы Российской Федерации», Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. (с дополнениями от 20 декабря 1996г. и 23 октября 1998г.), в котором дан исчерпывающий перечень таких должностей и законодательством о государственной службе субъектов РФ.

Читайте так же:  Мировой суд в омске круговая

Глава органа местного самоуправления – должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. В различных муниципальных образованиях эта должность может именоваться по-разному: глава администрации, мэр, староста и т.п., что определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъектов РФ. Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Особо квалифицированные виды получения взятки, содержащиеся в ч.4 ст.290 УК, также предусмотрены для всех предшествующих видов получения взятки. Так, ч.4 ст.290 УК РФ говорит о деяниях, »предусмотренных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, если они совершены…» и далее перечисляет квалифицирующие признаки.

Анализируя особо квалифицированный вид получения взятки, совершенной группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, следует обратиться к положениям ст.35 УК, раскрывающей признаки групповых преступлений. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Необходимо учитывать и норму, содержащуюся в ч.4 ст.34 УК: лицо, не являющееся субъектами преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части УК, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.

Пленум верховного Суда РФ в своем постановлении от 10 февраля 2000г. №6 разъяснил: »Взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два или более должностных лица, или два или более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения.»

В теории российского уголовного права устоявшимся является понимание преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору, как преступления, совершенного двумя или более соисполнителями, то есть лицами, непосредственно участвовавшими в совершении преступления совместно с другими лицами. Непосредственное же участие в преступлении означает выполнение полностью или частично действий, составляющих объективную сторону соответствующего преступления.

Объективную сторону получения взятки может выполнять только должностное лицо. Поэтому если какой-либо гражданин, действуя по предварительному сговору с должностным лицом и выдавая себя за должностное лицо, получает для них двоих взятку, его действия следует рассматривать как соучастие в получении взятки и при отсутствии других отягчающих обстоятельств квалифицировать по ст.33 и ч.1 или ч.2 ст.290 УК, а действия должностного лица- по ч.1 или ч.2 ст.290 УК РФ. Таким образом, в состав группы могут входить только взяткополучатели – должностные лица, действующие по предварительному сговору.

Возникает вопрос о характере и содержании деятельности каждого из должностных лиц, состоящих в группе, получившей взятку по предварительному сговору. Н.И. Коржанский считает, что на наличие в действиях виновных лиц данного квалифицирующего признака не влияет, кто из них должен был совершить действия (бездействие) в интересах взяткодателя, какую долю каждый из них получил, а равно и их служебное положение. Этой же позиции придерживается и Ю.И. Ляпунов, утверждающий, что для вменения квалифицирующего признака – получение взятки группой лиц по предварительному сговору – »не обязательно, чтобы каждое должностное лицо совершило конкретные служебные действия в интересах дающего взятку. Группа налицо и в том случае, когда по предварительной договоренности, с ведома, согласия и при содействии одного ее участника другое должностное лицо непосредственно совершает указанные действия и принимает от взяткодателя незаконное вознаграждение, часть которого затем передает другому соучастнику».

Следует не согласиться с данной позицией в той части, что не обязательно совершение служебных действий всеми участниками группы в интересах дающего взятку. Все лица, составляющие группу взяткополучателей, действующих по предварительному сговору, должны быть соисполнителями преступления, то есть получить какую-то часть материального вознаграждения и совершить (не совершить) какие-то действия в интересах взяткодателя с использованием должностного положения. Так, Президиум Костромского областного суда не признал в действиях К. и Р. получения взятки по предварительному сговору группой лиц, поскольку К. никаких действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны преступления не выполнил, а лишь способствовал получению взятки.

Если должностное лицо, получившее взятку, понимает, что полностью удовлетворить интересы взяткодателя оно не может и по собственной инициативе передает часть ее другому должностному лицу, предварительного сговора с которым не было, то в таком случае он несет ответственность по совокупности преступлений за получение и за дачу взятки.

Таким образом, для вменения при получении взятки особо квалифицирующего признака »группой лиц по предварительному сговору» необходимо установить совокупность следующих обстоятельств:

-соглашение о получении взятки должно состоятся между двумя или более должностными лицами;

-это соглашение должно предшествовать фактической передачи взятки одному из них;

-каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия (бездействие), с использованием должностного положения в интересах взяткодателя либо попустительствовать или покровительствовать ему;

-каждое из должностных лиц должно получить хотя бы часть взятки.

Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст.35 УК РФ).

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 »О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» отмечено, что организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя.

В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки (взяток), наряду с должностными лицами могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. »При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч.4 ст.34 УК РФ как организаторы, подстрекатели, либо пособники преступлений, предусмотренных статьями 204, 290 и 291 УК РФ».

Пункт »б» ч.4 ст.290 УК указывает на такой квалифицирующий признак, как получение взятки, совершенное неоднократно. Понятие неоднократности как одного из видов множественности преступлений раскрывается в ст.16 УК, где под неоднократностью преступлений понимается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята.

Таким образом, особо квалифицирующим признак неоднократности получения взятки имеет место, когда должностное лицо получает незаконное вознаграждение:

-ранее будучи судимым за получение взяток;

-от нескольких взяткодателей в разное время за совершение в отношении каждого из них самостоятельного отдельного действия;

-от нескольких взяткодателей, действовавших самостоятельно, без сговора, в разное время за совершение в их интересах одного общего действия;

-от нескольких взяткодателей одновременно за совершение в интересах каждого из них отдельного действия;

-от одного и того же взяткодателя в разное время за совершение в его интересах отдельных самостоятельных действий.

Так, например, сотрудники налоговой инспекции Г. и Г. были осуждены за неоднократное получение взяток, совершенное группой лиц за то, что получили от частного предпринимателя В. 4 млн.рублей за сокрытие выявленных у него нарушений, а также от директора ТОО »АРТ-Трейд-Центр» П. – 5,5 млн.рублей за непроведение проверок этого ТОО.

Возможны некоторые затруднения с определением понятия »отдельное действие в интересах каждого из взяткодателей». Например, должны ли эти действия быть совершенно разными по своему характеру или могут быть и одинаковыми? Б.В. Волженкин считает, что получение взятки следует считать неоднократным и в тех случаях, »когда должностное лицо, получая одновременно взятки от нескольких лиц, обязуется совершить в отношении каждого из них отдельные, но одинаковые по своему характеру действия (выдать фиктивный листок временной нетрудоспособности, поставить высокую оценку на экзамене, обеспечить прописку, назначить мягкое наказание и т.д.)». Данную позицию следует считать верной, что подтверждает и практика применения законодательства об ответственности за взяточничество. Так, по одному из уголовных дел были квалифицированы как неоднократное получение взятки действия преподавателя, который перед экзаменом принял от старосты группы деньги, собранные учащимися и переданные ему с целью добиться расположения на экзамене в отношении каждого из взяткодателей, но в то же время не будет неоднократности получения взятки, когда должностное лицо совершает общее действие в интересах нескольких взяткодателей.

От неоднократности — получения взятки следует отличать единое продолжаемое преступление. В теории уголовного права под продолжаемым преступлением понимают преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. Безусловно, что если взяткодатель и взяткополучатель договариваются о даче-получении определенной суммы за выполнение или невыполнении того или иного действия должностным лицом и эта сумма передается (получается) лично или через посредника в несколько приемов, то это одна продолжаемая взятка, а не неоднократное взяточничество. Единым продолжаемым преступлением, а не неоднократным получением взяток следует считать систематическое получение материальных ценностей или выгод имущественного характера, предоставляемых взяткодателем должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе, когда никакие отдельные конкретные действия (бездействие) должностного лица каждый раз при передаче вознаграждения не обуславливаются. На это указывает Пленум Верховного Суда РФ в п.14 постановления от 10 февраля 2000г. №6.

Представляется, что квалификация неоднократного получения взятки по одной статье (п.»б» ч.4 ст.290 УК) возможна лишь в том случае, когда все вменяемые эпизоды, взятые в отдельности не отличаются друг от друга с точки зрения квалификации, то есть по своим юридическим признакам. Поэтому при наличии двух и более случаев получения взятки, ответственность за которые предусмотрена различными частями ст.290 УК, а также при совершении в одном случае покушение на получение взятки или соучастия в этом преступлении, а в другом оконченного получения взятки в качестве исполнителя, действия виновного по каждому из указанных эпизодов должны квалифицироваться самостоятельно, при этом второй эпизод еще и по признаку неоднократности.

Еще одним видом особо квалифицированного получения взятки является совершение этого преступления путем вымогательства (п.»в» ч.4 ст.290 УК).

На протяжении многих лет судебная практика связывает вымогательство взятки с угрозой нарушения не любых, а только лишь законных, правоохраняемых интересов лица, давшего взятку. В ныне действующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6 содержится эта же позиция. В п.15 указанного постановления разъясняется, что »Вымогательство означает требование должностного лица или лиц, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов». Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ выделил две ситуации вымогательства взятки. В первом случае должностное лицо откровенно требует дать ему взятку, угрожая при этом совершить какие-либо действия, которые нарушат законные интересы лица, ставшего объектом этого вымогательства, или не совершить какие-либо правомерные действия, в котором заинтересован взяткодатель. Во втором случае должностное лицо прямо не требует взятку и никаких угроз в отношении взяткодателя не высказывает. С целью побудить последнего к даче взятки оно не выполняет, умышленно затягивает совершение тех или иных действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель, что влечет вредные последствия для его правоохраняемых интересов. Поэтому совершенно обоснованно Ставропольский краевой суд не признал наличия признаков вымогательства взятки в действиях дежурного вневедомственной охраны Я., потребовавшего от П. 600 рублей за непринятие к нему мер для привлечения к административной ответственности после совершения последним административного правонарушения.

Читайте так же:  Образец договор на бухгалтерское обслуживание

Несмотря на устоявшийся характер данной трактовки понятия вымогательства взятки, отдельные авторы оспаривают необходимость связи вымогательства с угрозой нарушения законных интересов взяткодателя. Так, В.Д. Меньшагин определял вымогательство при получении взятки как требование должностного лица передачи ему имущественных благ, сопряженных с угрозой совершения или несовершения тех или иных служебных действий в ущерб интересам лица, от которого требуется взятка. Эту точку зрения разделяют и А.М. Медведев и Б.В. Здравомыслов.

В противовес этому мнению Б.В. Волженкин приводит три довода в поддержку позиции, изложенной в указанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Во-первых, по мнению Волженкина, ответственность за вымогательство взятки повышена законодателем именно потому, что при вымогательстве страдают законные интересы граждан, вынужденных передать взятку ее вымогателю. »Если бы речь шла об интересах гражданина, не защищенных законом, ответственность за требование передать взятку, вполне очевидно, не была бы повышена». Во-вторых, говорит Волженкин, законодатель не позволил бы освобождать от ответственности в соответствии с примечанием к ст.291 УК того, кто – пусть даже по инициативе должностного лица – передал взятку за удовлетворение своего незаконного интереса, поскольку такой – незаконный – интерес по самому определению не подлежит защите. А в-третьих, Волженкин говорит о том, что следует отличать проявление замысла законодателя от последствий »явных недостатков юридической техники», из-за которых в кодексе встречаются очевидные недочеты, к одному из которых ученый относит и указания в ч.4 ст.290 УК на то, что квалифицирующий признак вымогательство взятки вменяется и при передаче взятки за незаконные действия.

Мнение Б.В.Волженкина представляется обоснованным, но интересен в этом отношении один пример из практики, описанный доктором юридических наук П.Яни. »Схема» преступления была примерно такова: должностное лицо ведало движением очереди лиц, претендующих на получение жилплощади. И этот чиновник заявил гражданину, стоящему в очереди вторым: »Если не дашь мне взятку, не получишь квартиры и третьим, и пятым, и т.д. Ну а коли дашь – иди за ордером первым».

Таким образом, в приведенном случае передача взятки с одной стороны вела к устранению угрозы законному интересу быть в очереди не далее, чем вторым, но и одновременно с другой – имела целью совершение незаконных действий в виде передвижения со второго места на первое. Образуют ли данные действия единое преступление или имеет место неоднократность взяточничества? Выше в работе уже отмечалось, что неоднократным взяточничеством является только такое получение взяток от одного взяткодателя за совершение в его интересах отдельных самостоятельных действий, которое совершено в разное время. Получается, что принципиально возможна квалификация одного преступного деяния и по второй и по четвертой части п.»в» ст.290 УК РФ. Но исходя из содержания ст.290 УК сделать это не представляется возможным.

К последнему особо квалифицированному виду преступления относится получение взятки в крупном размере (п.»г» ч.4 ст.290 УК). Крупным размером взятки согласно примечанию к ст.290 УК признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. Определение размера взятки производится исходя из минимального размера оплаты труда, существовавшего на момент окончания преступления.

Поскольку размер полученной взятки имеет квалифицирующее значение, постольку стоимость взятки, включая различные услуги и выгоды должна всегда получить денежную оценку. Такая оценка производится на основании цен на товары, расценок и тарифов на работы и услуги, валютного курса, существовавших на момент совершения преступления, а при отсутствии цен и тарифов – на основании заключения экспертов.

Согласно п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000г. №6, если незаконное вознаграждение в крупном размере получено должностным лицом частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Таким образом, при получении должностным лицом взятки от нескольких лиц за совершение в отношении них одного общего действия, размер взятки определяется общей итоговой суммой. Если же взятка получена в разное время от различных лиц за самостоятельные, не связанные между собой действия по службе, а также при получении взяток от одного лица за самостоятельные, совершенные в разное время действия по службе или при одновременном получении взяток от нескольких лиц за совершение в отношении каждого из них отдельного действия и при других вариантах неоднократного действия, суммировать отдельные взятки в одну крупную взятку нельзя.

Возможна ситуация с так называемой взяткой – данью, когда факты дачи-получения взяток приобретают черты системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан давать взятку старшему, тот передает часть полученных средств еще более высокому руководителю и т.д. Ю.И. Ляпунов отмечает, что »в подобных случаях систематическое, а главное регулярное получение денежного вознаграждения от одних и тех же лиц дает все основания рассматривать преступную деятельность как продолжаемое получение взятки, общий суммарный размер которой и должен определять квалификацию должностного преступления». Данная позиция представляется обоснованной и с ней следует согласиться.

Возможна и такая ситуация, когда должностное лицо, имея умысел на получение взятки в крупном размере, по не зависящим от него причинам смогло получить только часть этой взятки, не превышающую 300 минимальных размеров оплаты труда. С одной стороны, умысел преступника на совершение преступления с особо квалифицирующим обстоятельством не доведен до конца, что дает основание для квалификации содеянного как покушения на получение взятки в крупном размере. Так считает, например, Б.В. Здравомыслов. Но с другой стороны известно, что взяточничество считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части незаконного вознаграждения.

Судебная практика нередко усматривает в таких ситуациях идеальную совокупность преступлений: оконченное получение взятки без данного квалифицирующего признака и покушение на получение взятки в крупном размере. Так, например, были квалифицированы Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ действия следователя прокуратуры П., потребовавшего от обвиняемых З., Ш. и П. взятку в размере 35 млн. рублей за прекращение в отношении них уголовного дела и успевшего получить только 10млн. рублей (ч.2 ст.290 УК и ч.3 ст.30 УК, п.»г» ч.4 ст.290 УК).

Если в действиях должностного лица, получившего взятку, содержатся квалифицирующие признаки, предусмотренные в разных частях ст.290 УК, содеянное следует квалифицировать по ч.4 данной статьи, однако, в обвинении должны быть упомянуты все квалифицирующие признаки деяния.

Взятки: cтатья УК РФ, ответственность и наказание по закону. Как избежать наказания и обвинения?

○ Часть 8. Что делать при обвинении в даче взятки?
○ Часть 9. Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?
○ Часть 10. Видео : 45 миллионов / Чиновник требует взятку / Оборотни в погонах / Взятки в школе

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой , в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Читайте так же:  1дф инструкция по заполнению 2011

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

— Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

— Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

— Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

— В отношении сотрудников полиции — в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

— В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

— В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

○ Что делать при обвинении в даче взятки?

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой — свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

○ Что делать если обвиняют в получении (вымогательстве) взятки?

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.

2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

3. Используйте все возможные способы защиты:

— Записи с камер наблюдения по месту работы.

— Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

— Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.

— Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение; тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Взятка в 45 миллионов.

Чиновник требует деньги за место в детском саду.

Взятка в школе: задержана директор.

Оборотни в погонах: нашумевшая программа Максимум о взятках ГИБДД.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ