ОСАГО, базовый тариф

Когда встает вопрос об оформлении полиса обязательного страхования, каждый надеется получить максимум выгоды и минимум вложений. Но такого не бывает, ведь страховой фонд формируется именно из сумм, собранных при оформлении услуги в компании.

Страховой полис представляет собой гарантию получения помощи и возмещения ущерба пусть не в полном объеме, но в большей степени, когда это нужно. Поэтому страхование должно являться обязательным этапом в жизни каждого водителя и если тариф окажется дорог, то страховая компания ОСАГО предлагает базовый с приемлемой ценой, но и с меньшим набором возможностей.

Именно базовый тариф используется для подсчета ОСАГО на авто, но если потребуется владельцу транспортного средства увеличить пакет услуг, то всегда можно оформить пакет максимальный. Но пока остановимся на базовом.

Согласно постановления, изданного еще в апреле 2015 года, стоимость базового тарифа увеличена на 40%. Но также и в 2016 году тарифы вновь были изменены, что, конечно, стало проблемой для многих автолюбителей, но при этом и гарантией возмещения ущерба в случае ДТП.

В любом случае даже базовый тариф оказывается выгоден со всех сторон. Это было принято в связи с тем, что годом ранее установленные тарифы стали причиной банкротства многих страховых компаний и чтобы обеспечить хорошую финансовую подушку, было решено повысить тариф базовый.

Что такое базовый тариф ОСАГО?

Обязательное страхование – это идеальное решение всех проблем, возникающих при ДТП. Именно благодаря ему участники происшествия расстаются без конфликтов и судебных разбирательств, предварительно уплачивая установленный тариф в страховую компанию. Но чтобы в ее фонде было достаточно средство возместить причиненный ущерб, ей требуются для этого деньги. Притом уплата страхового взноса является обязательным условием для нахождения автомобиля на дороге, поэтому это вовсю контролируется законом РФ.

Для определения страхового взноса или автогражданки применяется ряд параметров и переменных, одним из которых является базовый тариф ОСАГО. Под ним понимается конкретный размер денежной платы, устанавливаемая на каждый автомобиль в одинаковом денежном эквиваленте. Сумма является обязательной к выплате и контролируется государственными органами. При этом ставка меняется и зависит от региона РФ, где зарегистрировано транспортное средство. И, конечно, не каждому жителю нашей страны под силу уплачивать этот взнос, но это является вынужденной мерой, которую должны соблюдать все без исключения.

Из чего складывается базовый тариф ОСАГО?

Из чего складывается ОСАГО при расчете цены нового тарифа на базовых условиях? Первым делом при осуществлении подсчета обязательного страхового взноса берется в учет вид транспортного средства. К примеру, страховой полис на мотоцикл или мопед составит всего 1579 р. при максимальном пакете в рамках выбранного тарифа.

А на легковой автомобиль и для физических лиц эта сумма составит 4118 р., что не так много по сравнению с тем выплатами, которые осуществляет страховая компания при возникновении происшествия. Данные актуальны на момент 2016 года. Следующим моментом при расчете являются страховые выплаты на момент прошлого периода.

При этом величина взноса для всех транспортных средств, относящихся к одной категории, остается единой. Приведенная в качестве примера сумма взноса является ориентировочной и максимально возможной с учетом всех дополнительных параметров. Минимальный платеж составит на 20-40% меньше от максимального, что зависит от ранее указанных переменных.

Изначально базовый тариф ОСАГО был установлен еще в 2003 году и удерживался на неизменном уровне вплоть до 2014. После был увеличен на 40% и в 2016 еще раз подвергся изменениям. Одновременно с увеличенными растрами со стороны автовладельцев выросли и выплаты со стороны страховых компаний.

Преимущества и недостатки базового тарифа ОСАГО

Базовый коэффициент в отличие от максимально имеет куда меньшую величину, но при этом все же является своего рода повинностью перед государством. Но учитывая вероятность возврата средств при их утрате во время ДТП, то вложения вполне оправданы, хоть и введены в качестве обязательных платежей. Но имеются и некоторые ограничения, которые внесены.

Правительством для исключения повторного банкротства страховых компаний, которые заключаются в сумме выплат. При базовом тарифе покрываются не все материальные потери, а только их большая часть. Также к нему не могут быть подключены дополнительные услуги.

Как упоминалось ранее, в базовом тарифе появились максимальный и минимальный уровни, что сделано не только для дифференцированного расчета взноса с учетом определенных условий, но также это сделано для предоставления возможности страховым компаниям вести конкурентную борьбу, а их клиентам выбор между ними.

Этот предел получил название валютный коридор, а базовый коэффициент стал рассчитываться с учетом определенных переменных, относящихся к определенной категории лиц и виду транспорта. Поэтому страховая компания, которая будет хотеть получить больше клиентов, будет снижать цену взноса до минимальной планки.

Стоимость базового тарифа ОСАГО

Хоть базовый тариф ОСАГО и является единым и относящимся к одной категории транспортных средств, но все же происходит некоторый дифференцированный расчет, поэтому в таблицах приведены данные в виде пределов от минимального до максимального значения. Для того, чтобы наиболее точно определить размер ставки, можно воспользоваться калькулятором.

Его можно найти на официальном сайте Российского Союза Страховщиков. Удобный интерфейс позволяет быстро сориентироваться и получить конкретный размер ставки в той или другой Страховой компании. А для того, чтобы ознакомиться с тарифными коридорами относящимися к базовым ставкам ОСАГО, можно посмотреть таблицу, которая также имеется на официальном сайте и на нашем ресурсе.

Кроме конкурентной борьбы тарифный коридор также станет своего рода инструментом, с помощью которого можно регулировать без участия государства правила расчета, осуществлять расчет тарифа в убыточных регионах страны. Поэтому при его подсчете необходимо учитывать местность, где зарегистрирован транспорт.

Базовая ставка ОСАГО

Все пункты ОСАГО контролируются государством. В основу стоимости закладываются цифры, называемые базовой ставкой. Эти тарифы регулируются законом. Поэтому изменить его не сможет ни одна организация. Основная сумма устанавливается в таком размере, чтобы доход от реализации полисов был несколько больше объема выплат по страховым случаям.

Но Центробанком устанавливается не какое-то конкретное число, а так званный тарифный коридор, в пределах которого страховым организациям разрешается назначить цену на свое усмотрение. Но за рамки они выходить не могут. Это дает возможность автомобилистам выбирать наиболее выгодные предложения, подписав соглашение с той компанией, которая использует минимальное значение из тарифного диапазона.

Но выбирая страховщика, следует учитывать не только предлагаемую начальную ставку, но и другие факторы. Так как нередко фирмы устанавливают минимальную основную стоимость с целью привлечь больше клиентов, чтобы покрыть убыточность своей деятельности. Надежные компании с хорошей репутацией, как правило, используют высокое тарифы, так как не боятся потерять покупателей.

Что такое базовая ставка ОСАГО?

Базовая ставка «автогражданки»- это фиксированная сумма, установленная на законодательном уровне. Все владельцы транспортных средств не зависимо от региона проживания, марки авто, стажа, страхуя свою машину, используют эту норму. Начальная ставка одинакова для всех. Но небольшое отступление все же есть. Оно касается вида транспортного средства и некоторых других факторов. Например, основной тариф на легковой автомобиль будет отличаться от расценки на грузовой транспорт.

Со времени внедрения «автогражданки» исходный показатель менялся неоднократно. Сначала была установлена одна конкретная сумма (1980 руб. для легковых машин). Но время показало, что такие правила убыточны страховщикам. Поэтому ценовой показатель поднимался несколько раз. На сегодняшний день ключевая ставка — это не фиксированное число, а так званый ценовой коридор, позволяющий страховщикам устанавливать основную цену на полисы самостоятельно, но в рамках определенного диапазона. Поэтому не редко автовладельцы видят, что в разных страховых фирмах начальные суммы отличаются.

Как правило, компании, существующие на страховом рынке давно, расценки особо не понижают. Что касается ново созданных учреждений, то они могут применять минимальный ключевой тариф. Но с подобными фирмами следует быть очень осторожными, так как в небольшой цене часто закладывается желание привлечь побольше клиентов, после чего организация просто «исчезает».

Из чего складывается базовая ставка ОСАГО?

Согласно закону калькулятор исходных ставок зависит от технических характеристик, конструкции, назначения транспортного средства. Хотя страховщики и могут самостоятельно устанавливать основную стоимость, но они обязаны уведомить о принятом решении Центральный банк России. То есть, контроль деятельности организаций осуществляется государством и внезапно поменять начальную цену компания не может.

Читайте так же:  Ходатайство о взыскании неосновательного обогащения

Но страховые фирмы имеют право для каждого региона устанавливать свои тарифы. То есть, компания может изменять расценки на конкретной территории, зависимо от ее убыточности. Этот пункт государство не контролирует. Например, два города Санкт-Петербург и Ростов. В обоих населенных пунктах одинаковый территориальный коэффициент. Но в первом случае в расчет страховки включают максимальную начальную ставку, так как убыточность больше, нежели во втором варианте.

Преимущества и недостатки базовой ставки ОСАГО

Хоть правительство и установило тарифный коридор на основную сумму полиса, но этот показатель не является конечным при формировании цены. Это только первоначальное число. Полный расчет проводится с помощью специальных коэффициентов.

Расчет исходной ставки – вопрос отдельный. Разобраться в нем простому обывателю сложно. Страховщики, определяя сумму, учитывают много факторов, которые влияют на окончательный показатель ключевой стоимости. К таким пунктам относится возраст машины, ее категория, технические особенности, стаж водителя, его аварийная история.

В большинстве случаев начальная ставка определяется непосредственно сотрудником компании, у которого есть все необходимые документы. В этом варианте представитель фирмы предоставляет прозрачный расчет, акцентируя на всех, требующих внимание, местах. Самостоятельно правильно рассчитать основной тариф сложно. Перед подписанием договора требуется проконсультироваться в этом вопросе со специалистом, иначе есть риск получить недействительный документ, компенсации по которому выплачиваться не будет.

Положительным моментом можно назвать то, что ценовой коридор одинаков для всех. И не зависимо от убыточности региона, выйти за его пределы не дозволяется законом.

Стоимость базовой ставки ОСАГО?

С 2015 года Центробанком России предложен ценовой коридор, в рамках которого компании самостоятельно определяют значение ключевой стоимости.

Максимальные и минимальные цифры базовых тарифов

Последний раз начальные ставки ОСАГО пересматривались в 2015 году. В 2016 г этот показатель сделали в виде коридора с мин. и макс. значением (для легковых авто физ. лиц 3432 — 4118 рублей). Предполагалось, что создание диапазона в 20% меж крайними значениями спровоцирует ценовую конкуренцию среди страховщиков. Но по факту новый закон ничего не изменил, никакого соперничества не произошло.

Базовая ставка ОСАГО в 2018 году

Цена автогражданки рассчитывают индивидуально с учетом ряда показателей. При этом в основу подсчетов ложится базовый тариф ОСАГО, который установлен законодательно для каждого из видов ТС (транспортных средств). Важно понимать, что базовая страховая ставка ОСАГО не подлежит изменениям в зависимости от региона, марки ТС, а также опыта и водительского стажа автовладельца.

От чего зависит базовый тариф ОСАГО

На базовую ставку влияет ряд факторов, среди которых:

  • Тип конкретного ТС – базовый коэффициент автогражданки для легковых автомобилей будет отличаться от этого показателя для транспорта грузового. При этом размер базовой ставки автогражданки формируется на основании ориентировочного соотношения страховых премий и выплат. Таким образом базовый страховой тариф находится на том уровне, который обеспечивает некоторое превышение сумм, которые платят автовладельцы за оформление ОСАГО, над суммами, которые выплачивают при возникновении страховых случаев компании, выдавшие полис.
  • Показатель инфляции – он важен, поскольку из года в год этот параметр несколько разнится. Следовательно в разные года повышение базовой ставки будет разным из-за изменения цен на работы и детали для ремонта ТС.
  • Цена на запчасти для автомобилей конкретного типа – поскольку выплаты при случившемся ДТП предполагают оплату восстановления внешнего вида и технических возможностей ТС, то изменение стоимости работ и запчастей влияет на размер базовой ставки. Однако именно по этому показателю существует ряд нюансов, связанных с повышением базовой ставки.
  • Федеральное законодательство – периодически принимаются отдельные поправки к Закону об ОСАГО.
  • Политика страховых и даже внешнеполитическая обстановка.

Тарифный коридор базовой ставки ОСАГО

Стоимость полиса ОСАГО устанавливается в рамках определенного коридора. Обратите внимание, что ни под каким предлогом страховая компания не имеет права выходить за границы этого коридора (как в большую, так и в меньшую сторону). Регулятором в этой сфере являются такие структуры, как Центробанк и РСА. Именно они осуществляют весь комплекс наблюдения и контроля за страхованием ОСАГО.

Важно понимать тот факт, что применение тарифного коридора дает абсолютно законную возможность брать любой показатель из его диапазона. Следовательно становится возможным применение разных ставок у различных страховщиков.

Этим объясняется разница в стоимости полисов автогражданки у различных страховщиков. Ведь, к примеру, одна страховая компания может руководствоваться максимальным значением базовой тарифной ставки (в интервале, установленном ЦБ РФ), тогда как другая предложит ощутимое удешевление за счет использования менее высокого показателя из установленного диапазона. Чтобы подобрать для себя оптимальный вариант, стоит изучить для сравнения несколько предложений (от разных страховых компаний). Там, где используется менее высокий базовый коэффициент, общая цена полиса автогражданки будет меньше.

Базовая ставка ОСАГО для физических лиц

Важно знать изменения, которые касаются автогражданки для физических лиц. Ведь далеко не каждый автовладелец имеет представление об изменениях базовых ставок.

Для тех, кто знаком с подобными изменениями, не будет новостью увеличение цены страхового полиса в новом году.

В базовые ставки автогражданки изменения вносились дважды: в 2014-м и 2017-м годах. И это за все время существования программы.

Так, до 2014г. для физлиц использовался показатель базовой ставки – 1980руб. При этом из-за применения различных коэффициентов (к примеру, регионального и пр.) итоговая цена полиса ОСАГО была гораздо больше этой суммы. Наиболее существенным для формирования окончательной стоимости автогражданки является аварийность езды (для конкретного региона). Для справки: самый высокий этот показатель в Москве, а самый низкий – в Волгограде.

Вот и выходит, что договор ОСАГО обойдется автовладельцам дороже в тех регионах, где максимально высокий региональный коэффициент.

С октября 2014г. величина коридора базового тарифа была увеличена и составила 2440-2574 рублей.

Следует отметить, что преобладающее большинство страховых в качестве базового тарифа выбрали максимальное значение законодательно установленного коридора, что привело к увеличению стоимости полисов (по стране в среднем на 30%).

Еще одно существенное увеличение ставки для физлиц было проведено в 2017г. Так базовый тариф для расчета стоимости ОСАГО с этого момента начал приниматься в диапазоне 3432-4118 рублей. Однако подобное увеличение цены договора автогражданки имело под собой достаточно весомые основания.

Если учитывать, что максимальный лимит по выплатам в виду наступления страхового случая был увеличен со 120 000 до 400 000 рублей, то нововведения кажутся вполне оправданными.

Базовый тариф автогражданки для юридических лиц

Основным отличием размера базовой ставки для юрлиц от аналогичного значения для физлиц, является меньшая цена. На 2017 год этот показатель находится в диапазоне 2573-3087 рублей. Именно в этом стоимостном коридоре и предусмотрен расчет цены полиса ОСАГО для каждого ТС.

Ниже представлена таблица, в которой находится информация, касательно тарифов для лиц юридических.

Базовый тариф для грузового транспорта

В разрезе страховых отношений грузовики относят к специфической категории, и, как следствие, к классу опасности. Ведь посредством грузового автотранспорта возможно осуществление перевозок различных опасных грузов (к примеру, химические или взрывоопасные вещества, а также габаритные и тяжелые предметы и пр.). Это автоматически становится причиной дополнительного повышения класса опасности для средств передвижения и без того опасных. Вполне естественно, что для таких ТС в базовом плане тарифы для их страхования будут применяться совсем не такие, как для легковых машин.

Так, для транспорта, который отнесен к категории «С» и «СЕ», имеющего допустимую норму перевозки грузов не более 16 тонн, новые тарифы предусматривают интервал 5284-6341 рублей. Для справки: до 12.04.2017г. данный тариф находился в диапазоне 2495-2632 рублей.

Какой базовый коэффициент применяют для мотоциклов?

В приведенной выше таблице Вы могли заметить, что для мотоциклов базовые коэффициенты тоже были изменены. Единственное отличие – это размеры показателей из тарифного диапазона. Здесь для транспорта, который относится к категориям «А» и «М» (а также их подкатегориям), начиная с 12.04.2017г. ставка при заключении договора автогражданки будет определятся, исходя из размера коридора 867-1579 рублей. Для уточнения перечислим типы ТС, которые подпадают по такой тариф:

  • Мотоциклы (спортивные, стандартные и тяжелые);
  • Легкие и тяжелые квадроциклы;
  • Скутера;
  • Мопеды (даже самодельные);
  • Мотороллеры и пр.
Читайте так же:  Образец приказа о комиссии по списанию материальных ценностей

Следует отметить, что до внесения последних изменений (12.04.2017г.) в законодательство об ОСАГО, тарификация для облегченных ТС находилась в диапазоне 1497-1579 рублей.

Обратите внимание, что в этом случае мы видим существенное удешевление, из чего следует, что не все автовладельцы будут платить за новый полис больше после вступления в силу нововведений в законодательство об ОСАГО.

Как узнать базовую ставку ОСАГО?

Ниже приведена таблица, по которой любой владелец ТС может определить базовый тариф на 2018г.

Тарифы Осаго в 2017-2018 году

Согласно действующему закону Российской Федерации каждый автовладелец обязан оформить полис ОСАГО. Без этого документа управлять транспортным средством нельзя, нарушение закона грозит административным наказанием в виде штрафа. Поэтому к оформлению страховки водитель должен относиться не как к роскоши, а как к обязанности.

Покупая полис, владелец ТС в первую очередь обращает внимание на тарифную ставку, которая различна для тех или иных видов автотранспорта. Также на ее размер влияет региональная принадлежность и категория граждан (юридические или физические лица).

Какой тарифный коридор с минимальной базовой ставкой для физических и юридических лиц?

  • Для владельцев мототехники, к которым относятся мотоциклы, мотороллеры, квадроциклы и прочие (категория А) минимальная ставка составляет 867 р.;
  • Для автомобилистов категории В это значение равно 3 432 р.;
  • Для собственников легковых машин, использующихся в качестве такси – 5 138 р.;
  • Для владельцев грузовой техники (категория С) – 3 509 р. и 4 211 р. с максимально разрешенным весом до 16 и свыше 16 тонн соответственно;
  • Для водителей категории D (автобусы разных модификаций) – 5 138 р.;
  • Для владельцев самоходной техники и тракторов – 1 124 р.

Минимальный тарифный коридор страхования транспортных средств для юридических лиц:

  • Категория А (мототехника) – минимальная ставка составляет 867 р.;
  • Для собственников легковых машин — 2 573 рубля;
  • Для владельцев такси минимальная ставка равна 5 138 р.;
  • Для грузовиков, находящихся в собственности предприятия значение составляет 3 509 и 4 211 рублей для машин грузоподъемностью до 16 и свыше 16 тонн соответственно;
  • Для техники категории D (автобусы, на которых перевозят пассажиров) – 5 138 р.;
  • Для трамваев – 1 751 р.;
  • Для троллейбусов это минимальная ставка равна 2 808 р;
  • Для тракторов и прочих самоходных машин – 1 124 рубля.

Техника, принадлежащая предприятию, страхуется массово, а потому, тарифное значение на одну единицу может быть ниже.

Какие коэффициенты используются в формуле расчёта тарифов ОСАГО?

Цена полиса ОСАГО складывается из нижеуказанных коэффициентов.

Коэффициент территориальной принадлежности

Зависит от того, на какой территории была совершена регистрация владельца транспортного средства, на которое оформляется полис. Тут можно сэкономить, оформив машину на стороннее лицо, проживающее в другом регионе. Полис для жителей столицы обходится гораздо дороже, чем для лиц, проживающих в провинции.

Коэффициент количества водителей

Автовладелец оформляет ограниченную или неограниченную страховку (мультидрайв). Вторая обойдется ему существенно дешевле, так как у нее коэффициент равен 1, а у первой 1,8.

Коэффициент стажа и возраста

В удостоверении водителя указано, когда ему была присвоена та или иная категория. Именно с этой даты начинается отсчет. Наиболее высокий коэффициент (1,8) у водителей, возраст которых варьируется в пределах 18-22 лет при водительском стаже до 3 лет. Если водитель старше 22 лет и имеет опыт вождения более трех лет, то для него коэффициент =1.

Коэффициент мощности

Чем меньше мощность двигателя, тем дешевле водителю обойдется полис ОСАГО. Значение варьируется в пределах 0,6 – 1,6 пунктов.

Коэффициент прицепа

Если в полисе нет отметки о том, что транспортное средство управляется с прицепом, этот коэффициент учитываться не будет. На величину значения напрямую влияет тип прицепа.

Коэффициент периода использования

Высчитывается на основе периода, в течение которого эксплуатируется автомобиль. Для тех водителей, которые пользуются машиной «по сезону», страховка обойдется дешевле.

Коэффициент срока действия кредитного договора

Чем дольше срок действия полиса, тем ниже данное значение. Но нужно учесть, что застраховать машину на срок до 20 дней можно только в том случае, если автомобиль направляется на регистрацию или оформление страхового договора у другого страховщика. Полис ОСАГО на срок от 5 дней могут оформить иностранные граждане, которые временно эксплуатируют ТС на территории России.

Коэффициент нарушений

Он может составлять 1 или 1,5 пункта. Второй устанавливается в случае, если водитель совершил ДТП умышленно, находился в состоянии алкогольного опьянения, предоставил недостоверные данные, касающиеся срока водительского стажа, скрылся с места происшествия или был лишен прав. На коэффициент для транспортных средств, перевозящих опасные грузы или людей, влияет то, действительна ли диагностическая карта.

Центробанк меняет тарифы ОСАГО

Выберите тип транспортного средства

Долгое время российские страховые компании настаивали на пересмотре тарифов ОСАГО, ссылаясь на растущую убыточность, то есть несоответствие платежей по страховкам расходам на возмещение ущерба.

И вот в середине первого летнего месяца Центробанк России наконец-то опубликовал новый проект тарифов ОСАГО, увеличив разницу между минимально и максимально возможными платежами за автогражданку. Нижняя планка в среднем опустилась для всех категорий транспорта на двадцать процентов.

Верхняя планка базового тарифа повысилась на те же двадцать процентов для всего транспорта, кроме мотоциклов, мотороллеров и легкового транспорта юрлиц – для них она повысится почти на одиннадцать процентов. Например, для легковых машин юридических лиц минимальный базовый тариф составит 2 058 рублей (сегодня 2 573 рубля), максимальный – 2 911 рублей (сегодня 3 087 рублей).

Подобный подход к тарификации транспорта юридических лиц объясним тем, что для них коэффициент бонус-малус применятся для всего парка в целом. Кроме того, юридические лица приносят страховым компаниям гораздо меньше убытков в сравнении с физическими.

Сегодня часто встречается ситуация, когда водитель владеет ещё и автомобилем с неограниченным списком водителей, в таком случае в базе АИС РСА за ним числится два Кбм – как за водителем и как за автовладельцем. По новым правилам страховую историю будут закреплять за водителем.

Кроме того, страховая история водителя больше не будет обнуляться, если он не был вписан ни в один полис ОСАГО больше года.

Юридическим лицам будут присваивать один Кбм на весь парк транспортных средств вне зависимости от их категории, что должно существенно упростить проведение конкурсов на право страхования такого транспорта.

Что ждёт рядовых автовладельцев?

Для легкового транспорта физических лиц и частных предпринимателей минимальное значение базового тарифа снизится до 2 746 рублей (сегодня 3 432 рубля), максимальная планка будет установлена на уровне 4 942 рублей (сегодня 4 118 рублей). Учитывая, что большая часть отечественных автостраховщиков применяет при оформлении ОСАГО для физических лиц максимально возможную базовую ставку, несложно предугадать, что стоимость полиса увеличится.

Вряд ли жалующиеся на убытки страховые компании станут продавать полисы дешевле максимально возможной стоимости.

Но в целом для отдельных категорий автовладельцев цена обязательной автостраховки может даже уменьшиться, так как Центробанк не ограничился изменением только лишь базовых ставок для разных категорий транспортных средств. И среди таких автовладельцев будет немало физлиц.

​Базовый тариф ОСАГО

Оформление ОСАГО для владельцев транспортных средств в России является обязательным, без такого полиса управлять автомобилем запрещено. Неслучайно стоимость данной услуги является актуальным вопросом для многих. В основе ее определения лежит такое понятие, как базовый тариф ОСАГО.

Базовый тариф ОСАГО — отныне величина переменная

Особенностью ценообразования на услугу ОСАГО отличалось тем, что не зависело от решения конкретной фирмы, так как тарифы прописывали в законе и не могли быть изменены. Однако последняя редакция постановления в корне изменила ситуацию. С апреля прошлого года и до настоящего момента установлено, что размер базового страхового тарифа ОСАГО для каждого типа транспорта колеблется в рамках тарифного коридора. Нововведение заключается в том, что вместо единого значения в законе указан минимальный базовый тариф ОСАГО и максимальный, что видно из таблицы, которая теперь имеет два новых столбца вместо одного старого.

Каждая страховая компания имеет право устанавливать в указанных пределах свой размер тарифа, принимая его за базовый, и использовать его для расчета стоимости премий за свои услуги. Следовательно, в данном сегменте можно говорить о появлении ценовой конкуренции, ведь для одного и того же водителя за одинаковую услугу каждый страховщик будет выставлять разные суммы, причем различаться они могут весьма чувствительно. В индивидуальном порядке изменять базовый ОСАГО 2018 не имеет право ни одна страховая компания. Однако значения тарифа могут меняться, например, в зависимости от региона или даже населенного пункта. Действующие сегодня базовые тарифы ОСАГО 2018 определены 12 апреля 2015 года. Отметим, что по новым правилам они не могут меняться чаще, чем один раз в год.

Читайте так же:  Административный суд днепропетровской области

Как формируются окончательные цены на ОСАГО?

Принцип расчета стоимость услуги ОСАГО достаточно прост и понятен: установленный базовый тариф перемножается на нужные поправочные коэффициенты, утвержденные Банком России и указывающие на те или иные характеристики транспортного средства. Задача узнать тариф для своего автомобиля не представляет никаких сложностей, для ее решения разработаны специальные калькуляторы, которые можно найти на сайтах страховых компаний. Чтобы ими воспользоваться, необходимо ввести следующие сведения:

  • тип транспортного средства;
  • мощность двигателя;
  • место, где зарегистрирован владелец;
  • возраст и стаж водителя;
  • класс водителя.

Всю необходимую информацию можно найти в своих документах. Данные для первых двух пунктов указаны в свидетельстве о регистрации (или в паспорте транспортного средства), о стаж водителя расскажет водительское удостоверение, возраст и место регистрации отмечены в гражданском паспорте. Единственное, с чем может возникнуть вопрос, это класс водителя (или КБМ – коэффициент бонус-малус), который может быть понижающим или повышающим в зависимости от аварийности. Для его определения страховая компания запрашивает информацию о том, были ли страховые выплаты ранее водителю, из единой базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА). В ряде случаев его как входящий в базовый КБМ РСА ОСАГО могут принять за единицу. Указав все нужные данные, вы получите достаточно точный размер стоимости ОСАГО в вашем случае. В итоговом расчете, который предоставит страховой агент, роль играют также ограничивающий коэффициент (в случае, если круг лиц, которые могут управлять автомобилем, не ограничен, он возрастает), коэффициент периода (чем меньше период использования транспортного средства, тем он ниже) и коэффициент нарушений.

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО

В первую очередь необходимо отметить, что изменение ставок стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) устанавливается государством в лице Центробанка.
Но у многих автовладельцев возникает немало вопросов, связанных с ценой полиса ОСАГО – ведь зачастую случается так, для владельцев автомобилей одной марки (и имеющих идентичные технические характеристики) стоимость полиса имеет существенную разницу.

Расчёт стоимости полиса ОСАГО

Пример расчета стоимости полиса ОСАГО

Цена страхового полиса ОСАГО рассчитывается по следующей формуле:
Т=ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН

При определении стоимости полиса ОСАГО в расчет принимется множество факторов в виде коэффициентов.

  • Т — итоговая сумма, показывающая, сколько стоит полис ОСАГО;
  • ТБ — базовый тариф;
  • КТ — территориальный коэффициент;
  • КБМ — коэффициент бонус-малус;
  • КВС — коэффициент, учитывающий возраст и водительский стаж;
  • КО — показатель ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению авто;
  • КМ — учитывает мощность двигателя;
  • КС — коэффициент сезонности (периодичности) использования машины;
  • КП — для авто с прицепами;
  • КН — коэффициент возможных нарушений страхователем оформления либо использования договора.

Как видите, калькулятор стоимости полиса ОСАГО составляется из многих коэффициентов, значение которых не всегда понятно, расскажем о некоторых из них поподробнее.

Базовый тариф ОСАГО

Ставки базового тарифа ОСАГО

Базовый тариф определяет минимальный размер стоимости полиса. В отличие от других видов страхования, размеры базовой ставки жёстко контролируются государством, причём для страховых компаний установлен некий ценовой «коридор», в пределах которого они могут в незначительной степени менять её размеры.
Размеры базовых тарифов ОСАГО для различных (иногда для всех) типов транспортных средств меняются практически ежегодно. Происходит это по различным причинам, основными из которых можно назвать:

Базовый тариф ОСАГО устанавливается государством в лице Центробанка.

  • инфляцию;
  • политику страховых компаний;
  • стоимость автомобилей и запасных частей;
  • федеральные законы.

Максимальное повышение базовой ставки произошло в 2017 году, но оно не является безосновательным – увеличились суммы выплат, связанные со страховыми случаями – от 120 000 до 400 000 рублей.
В настоящее время сумма базового тарифа составляет от 3432 до 4118 рублей. Многие страховые компании, естественно, стараются производить расчёты по максимальной разрешённой ставке.
Но не будем забывать, что окончательная сумма страховки ОСАГО рассчитывается ещё и с учётом вышеуказанных коэффициентов.

Как рассчитывается КБМ ОСАГО

Коэффициент бонус-малус КБМ ОСАГО

Максимальный размер скидки бонус-малус КБМ ОСАГО составляет 50%.

КБМ – это так называемый коэффициент бонус-малус.
Бонус, то есть скидку при покупке полиса ОСАГО, получают водители, не совершающие аварий, то есть не являющиеся инициаторами ДТП. Максимальная величина такой скидки составляет 50%.
Те же из водителей, кто умудряются постоянно совершать аварии, соответственно, при оформлении нового полиса, платят, так сказать, с повышающим коэффициентом.
КБМ можно назвать также коэффициентом безаварийной езды. Водителю, по истечении года, на основании данных о количестве выплат в результате страховых случаев (или при отсутствии таковых), присваивается определённый класс. Как видно по таблице, любители совершать ДТП имеют класс «М» или «0» и, соответственно, повышающие стоимость полиса, так как их КБМ имеют 2,45 и 2,3.
Иногда, в силу разных причин, в расчет принимается неверный коэффициент, поэтому перед расчетом ОСАГО следует проверить коэффициент КБМ по базе РСА и принять меры по восстановлению своего коэффициента КБМ.

Коэффициент возраста и стажа

Вождение автомобиля достаточно несложный навык, но всё же, пока человек, севший за руль, не освоится и не наработает определённый стаж вождения, он способен совершить массу ошибок, ведущих к ДТП. Поэтому в калькулятор стоимости полиса ОСАГО для неопытных водителей входит «повышающий» (как правило) коэффициент, составляющий:

  • для водителей до 22 лет включительно со стажем до 3 лет включительно – 1,8;
  • более 22 лет со стажем до 3 лет включительно – 1,7;
  • до 22 лет включительно со стажем свыше 3 лет – 1,6;
  • более 22 лет со стажем выше 3 лет – 1.

Коэффициент территории

Коэффициент территории ОСАГО

Для различных территорий РФ установлены разные коэффициенты, разница между которыми может повлиять на стоимость страхового полиса. При получении полиса коэффициент территории рассчитывается для владельца авто, проживающем и зарегистрированным на указанной территории (городе, районе, области). Узнать коэффициент можно из таблиц, опубликованных на сайте РСА.

Коэффициент сезонности

Введение этого коэффициента связано с тем, что многие автовладельцы пользуются машинами не круглый год и нет необходимости покупать «круглогодичный» полис. Несмотря на то, что стоимость полиса, скажем сроком на 3 месяца, будет стоить так же, как на полгода, многие водители страхуются на краткие сроки – случается так, что оплатить ОСАГО на год просто не хватает средств. Коэффициент сезонности имеет такие показатели:

Коэффициент сезонности применяется при оформлении ОСАГО на срок меньше 10 месяцев.

  • страховка на 3 месяца – 0,5;
  • 4 месяца – 0,6;
  • 5 месяцев – 0,65;
  • 6 месяцев – 0,7;
  • 7 месяцев – 0,8;
  • 8 месяцев – 0,9;
  • 9 месяцев – 0,95;
  • 10 и более – 1.

Полис ОСАГО без дополнительных услуг

Некоторые страховые компании, чтобы увеличить свою прибыль, предлагают клиентам дополнительные услуги при оформлении документов полиса ОСАГО.
Это могут быть:

Перед тем, как подписывать документы, следует уточнить у страховщика о дополнительных услугах.

  • страхование жизни и здоровья;
  • полис страхования от ДТП (распространяется даже на пассажиров);
  • услуги аварийного комиссара;
  • поддержку юриста;
  • также вам могут попытаются навязать «надёжную» СТО для прохождения техосмотра.

Зачастую отказ от дополнительных услуг приводит к тому, что вам отказывают в выдаче полиса ОСАГО, мотивируя это тем, что «нет бланков».
Я не предлагаю бороться с такими страховщиками. Достаточно поискать надёжную страховую компанию – благо таких организаций хватает.
И ещё – чтобы страховой агент при подсчёте стоимости полиса не «ошибся», можете рассчитать стоимость полиса ОСАГО онлайн.
Кроме того, все коэффициенты (включая и те, что не описаны подробно в этой статье), выложены на официальном сайте РСА.