Пособие по русской литературе для поступающих в вузы. М., Изд-во мгу, 1993

Обзорный урок (2 часа)

Проблема народного счастья в поэме Н.А.Некрасова

Кому на Руси жить хорошо”.

I. Тема народного счастья — одна из важнейших в творчестве Н.А.Некрасова.

II. Поиски счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.

1. Сюжетно-композиционные особенности поэмы:

а) фольклорный мотив (поиск правды) — основа сюжета;

б) путешествие “семерых временнообязанных” крестьян и встречи их с представителями разных сословий — основные сюжетные компоненты;

в) наличие ярко выраженной завязки; встречи с мнимыми счастливцами как “ложные” кульминации (“временнообязанные” так и не встретились с Гришей Добросклоновым); принципиальное отсутствие развязки (Грише Добросклонову предстоит борьба);

г) незавершенность поэмы; трудности определения авторского замысла и композиционной структуры (споры литературоведов о последовательности частей в поэме; вариант развязки, рассказанный Некрасовым Г.Успенскому: “временнообязанные встречают в конце пути мужичка, “спившегося с кругу и подпоясанного лычком”).

2. Анализ судьбы “счастливцев”:

а) понимание счастья попом, помещиком, лакеем;

б) счастье как житейская удача (глава “Счастливые”):

— “счастье” женское (Матрена Тимофеевна);

— “счастье” честного человека (Ермила Гирин);

— “счастье” бунтаря (Савелий).

3. Гриша Добросклонов — истинно счастливый человек.

III. Вера Н.А.Некрасова в счастливое будущее народа.

Пособие по литературе для поступающих в мгу

История русской литературы ХХ века (20 – 90-е годы): Основные имена.
Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Отв. Ред. С.И. Кормилов. М., 1998. 480 с.
Пособие отражает современный научный взгляд на основные художественные ценности и тенденции развития русской литературы ХХ в. Монографические главы посвящены творчеству А. Блока, М. Горького, И. Бунина, И. Шмелева, С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Толстого, М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пастернака, А. Ахматовой, В. Набокова, М. Шолохова, А. Твардовского, А. Солженицына, В. Высоцкого, И. Бродского.
Авторы статей: А.П. Авраменко, Б.С. Бугров, М.М. Голубков, В.А. Зайцев, Л.А. Колобаева, С.И. Кормилов, Е.Б. Скороспелова, Н.М. Солнцева, В.И. Фатющенко.
Рецензенты: доктора филологических наук В.В. Агеносов, А.С. Карпов, О.А. Клинг.
В настоящее время подготовлено к печати второе (переработанное) издание.

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М., 2006. 776 с..
В пособии представлена эволюция художественных методов, специфика развития жанров русской литературы в 1920–50-е годы. Авторы статей: Б.С. Бугров, А.П. Герасименко, М.М. Голубков, В.А. Зайцев, А.С. Карпов, О.С. Левченкова, А.В. Леденев, В.В. Полонский, М.С. Руденко, Е.Б. Скороспелова, Н.М. Солнцева, В.И. Фатющенко.
Рецензенты: Кафедра русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов (зав.кафедрой доктор филологических наук, профессор А.С. Карпов), доктор филологических наук, профессор В.В. Агеносов, доктор филологических наук, ведущий сотрудник ИМЛИ РАН А.И. Чагин.
>>>>>

Сборники научных статей

Русская литература ХХ – ХХI веков: Проблемы теории и методологии изучения. Сост. С.И. Кормилов. М., 2004; М., 2006.
Сборники составлены из материалов Первой и Второй международных научных конференций 2004, 2006 годов. Разделы: «Автор и его мировоззренческие и эстетические ориентации», «Философемы и мифологемы в литературе», «Темы, сюжеты, мотивы», «Образы-персонажи», «Композиция, организация повествования», «Стих и звуковая организация речи», «Литературные направления, течения, группировки», «Литературные роды и жанры», «Специализированные “ряды” словесности: детская литература, фантастика», «Синтез видов искусств», «Традиции и интертекстуальность», «Международные контакты в литературе», «Критика и литературоведение» и др.

Кафедральные записки: Вопросы новой и новейшей русской литературы.
Авторы сборников – преподаватели, аспиранты и студенты кафедры Истории русской литературы ХХ века. Первый выпуск посвящен памяти заведующего кафедрой профессора Б.С. Бугрова (М.М. Голубков. Борис Семенович Бугров).>>>>>

Книги преподавателей кафедры, изданные в 1980 – 2000-е годы.

Бугров Б. Русская советская драматургия. 1960 – 1970-е годы. М., 1981.
В книге исследуется поиск жанровых форм, новаторские тенденции и традиции в поэтике произведений, предлагается системный анализ драматургии как творческого и общественного явления.

Бугров Б.С. Драматургия: портреты современников. М., 1982.
Основные аспекты исследования – творческая индивидуальность и современность, текст и сцена, идея и стиль.

Бугров Б. Герой принимает решение (Движение драмы от 50-х годов). М., 19861.
Книга посвящена типологии персонажей и сюжетов русской драмы, обусловленности проблематики текстов и их сценического воплощения общественной ситуацией и авторской позицией.

Бугров Б. Драматургия русского символизма. М., 1993.
Предмет анализа – творчество И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, З. Гиппиус, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, Вл. Соловьева, Ф. Сологуба.

Варламов А.Н. Пришвин. М., 2003.
Первая подробная биография Пришвина. Автор, снимая хрестоматийный глянец, показывает своего героя во всей сложности его характера и судьбы: гимназиста, марксиста, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста и исследователя сектантства, деревенского жителя, орденоносца.

Варламов А.Н. Александр Грин. М., 2005.
На основе публиковавшихся и архивных материалов автор создает образ А. Грина, человека несвоевременного и не признанного своим среди писателей.

Варламов А.Н. Алексей Толстой. М., 2006, 2008.
Автор рассматривает жизнь и творчество Толстого как его роман с литературой, эмиграцией, властью, исследует многочисленные роли писателя – символиста, реалиста, антисоветчика, национал-большевика, патриота, космополита, гедониста.

Варламов А.Н. Григорий Распутин-Новый. М., 20071.
В книге исследуется феномен Распутина, привлекшего к себе внимание писателей и философов Серебряного века – Розанова, Бердяева, Булгакова, Блока, Белого, Гумилева, Ахматову, Пришвина, Клюева, А. Толстого.

Варламов А.Н. Михаил Булгаков. М., 2008.
Автор, литературовед и писатель, лауреат премий Александра Солженицына и «Большая книга», предлагает свой взгляд на жизнь и творческую судьбу М. Булгакова. Исследованы биографические, общественные и литературные источники сюжетов и образов.

Герасименко А.П. Русский советский роман 60 – 80-х годов (некоторые аспекты концепции человека). М., 1989.
Исследована динамичная система характеров в русском романе второй половины ХХ в., что отражено в главах: «Человек и культ личности», «Спорные вопросы типологии героев в прозе о Великой Отечественной войне», «Деревня в конце 20-х – начала 30-х годов глазами писателей наших дней. Проблема характера», «Концепция человека в романе о современности».

Герасименко А.П., Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века. М., 2004, 2006.
В учебнике дан обстоятельный обзор развития отечественной литературы в 1950 – 1990-е годы в метрополии и зарубежье, выявлены ее существенные черты, пути развития прозы и поэзии, жанровая специфика, охарактеризованы основные стилевые тенденции. Учебник допущен Министерством образования РФ для студентов-филологов университетов и педагогических институтов.

Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-30-е годы. М., 1992.
В монографии предложена концепция истории русской литературы 1920-30-х годов, построенная на анализе взаимодействия двух факторов, определивших ее развитие: внутренних, эстетических законов литературы, с одной стороны, и внешних обстоятельств политического характера, деформировавших литературный процесс, — с другой. Первая часть книги посвящена формированию монистической концепции советской литературы, политической доктрины, которой была подчинена литература советского периода. Во второй части предложено описание эстетических систем, существовавших в литературе 20-х годов . Анализируются романы А.Платонова, О.Мандельштама, Б.Пильняка, М.Горького, Ю.Олеши и др.

Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. М., 2001, 2002.
Книга посвящена поиску новых подходов к литературной истории ХХ века. Опираясь, с одной стороны, на исторические концепции Л.Н.Гумилева, автор исследует русскую литературу ХХ века как сферу воплощения национального сознания; с другой стороны, обращаясь к положениям московско-тартусской семиотической школы, прослеживает изменение социокультурной ситуации 1920-50-х годов (писатель – читатель — критик, литература-государство, метрополия-диаспора). Предложена концепция социалистического реализма и модернизма в литературе первой половины ХХ века. Показана роль в литературном процессе таких писателей, как А.Платонов, В.Набоков, М.Зощенко, В.Маяковский, О.Мандельштам, Е.Замятин, А.Солженицын.

Голубков М.М. Максим Горький. М., 1997, 2000.
Книга, выпущенная в серии издательства МГУ «Перечитывая классику», включает творчество Горького 20-30-х годов в контекст русской литературы этого периода, соотносит с художественными открытиями его великих современников, в первую очередь В.Набокова и Б.Пастернака. Автор анализирует полемику, в которую вступают два величайших романа ХХ столетия — “Жизнь Клима Самгина” М.Горького и “Доктор Живаго” Б.Пастернака, соотносит с ней романистику В.Набокова. Отдельная глава посвящена художественному миру писателя, своеобразию его реализма, художественного времени, концепции личности, герою и антигерою. Но основное внимание уделяется конкретному анализу текстов, знание которых предусмотрено программой для поступающих в МГУ и на гуманитарные факультеты других вузов.

Читайте так же:  Оформить загранпаспорт в саратове

Голубков М.М. Александр Солженицын. М., 1999, 2002.
Книга, выпущенная в серии издательства МГУ «Перечитывая классику», предлагает конкретный анализ произведений писателя, как художественных, так и публицистических. Предложен монографический анализ романа «В круге первом». Особое внимание уделено религиозно-философским взглядам писателя, которые помогают понять и его концепцию русского национального характера, и его историософию, и принципиальную позицию, занятую им по возвращении в Россию.

Голубков М.М. Русская литература ХХ века. Пособие для абитуриентов. М., 2003.
В учебном пособии анализируются произведения русской литературы ХХ века, знание которых требуется от абитуриента на экзамене в университетах и вузах. В центре внимания автора – творчество А.Блока, М.Горького, М.Булгакова, В.Маяковского, С.Есенина, А.Толстого, А.Солженицына, В.Шукшина, В.Распутина. В основу пособия положена программа по литературе для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова В учебном пособии анализируются произведения русской литературы ХХ века, знание которых требуется от абитуриента на экзамене в университетах и вузах. В центре внимания автора – творчество А.Блока, М.Горького, М.Булгакова, В.Маяковского, С.Есенина, А.Толстого, А.Солженицына, В.Шукшина, В.Распутина. В основу пособия положена программа по литературе для поступающих в МГУ им. М.В.Ломоносова.
Предлагается не только анализ сюжета, композиции, системы персонажей, жанровых особенностей программных произведений, но и интерпретация важнейших проблемно-тематических аспектов, сформированных русской литературой ХХ века. Им посвящены отдельные главы пособия: «Человек и история», «Деревенская проза».

Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ века (1920 — 1990-е годы). М., 2008.
В учебном пособии, адресованном студентам филологических специальностей, предложен очерк истории русской литературной критики, охватывающий период с 1917 года по конец XX столетия. Прослеживаются судьбы основных группировок 1920-х годов, пути формирования монистической концепции советской литературы, основные дискуссии 1930-х годов, роль I съезда советских писателей, литературно-критический процесс 1940 — 1950-х годов. Анализируется феномен Оттепели, роль журналов «Новый мир» и «Наш современник» в 1960 — 1970-е годы, зарождение новых направлений литературного процесса в 1980-е годы и проблематика литературно-критической мысли тех лет. Книга завершается анализом постмодернистского литературно-критического направления, ставшего своеобразным итогом советской литературной эпохи.

Дубровина И. Увидеть и понять человека: Кино и внутренний мир личности. М., 1985.
Тема книги – особенности художественного психологизма в кино, образное отражение сознания и подсознания человека.

Дубровина И., Дубровин А. Канон или канун?: Литература, кино, эстетика. Дух обновления. М., 1990.
В книге рассказывается о классических шедеврах и о произведениях 1980-х гг., о необходимости свободы литературного мышления, об освобождении от застывших канонов.

И. Дубровина, Т. Дубровина. Очерки русской кинодраматургии. М., 1996.
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской литературы ХХ века» для студентов филологических факультетов государственных университетов. Сценарная литература имеет за своими плечами целый век развития. С ее созданием связано творчество Л. Андреева и В.Маяковского, А.Толстого и С.Есенина, Ю.Тынянова и И.Бабеля, А.Платонова и В.Шукшина, В.Розова и А.Володина и др. В книге анализируются фильмы «Отец Сергий», «Поликушка», «Трилогия о Максиме», «Маскарад», «Чапаев», «Машенька», «В огне брода нет», «Андрей Рублев», «Белорусский вокзал», «Калина красная», «Маленькая Вера», «Чучело», «Астенический синдром», «Сказка сказок».

Зайцев В.А. Русская советская поэзия. 1960 – 1970-е годы: Стилевые поиски и тенденции. М., 1984.
Монография посвящена развитию индивидуальных стилей и стилевых течений в художественной практике Н. Асеева, А. Ахматовой, Л. Мартынова, М. Светлова, Я. Смелякова, А. Твардовского, С. Орлова, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и многих других.

Зайцев В.А. Современная русская советская поэзия (70-е – начало 80-х). Учебно-методическое пособие. М., 1986.
В пособии дан сжатый очерк-обзор развития поэзии 1970 – начал 1980-х гг., намечены пути движения лирических и лиро-эпических жанров, стилевые тенденции. Книга содержит методические рекомендации, снабжена подробной библиографией.

Зайцев А.А. Поэтическое открытие современности: советская поэзия 50 – 80-х годов. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1988.
На материале советской многонациональной поэзии автор прослеживает пути художественного освоения современности и истории, развитие поэмы, жанровое многообразие лирики, стилевые тенденции.

Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы. М., 2001.
На обширном историко-литературном материале рассматриваются пути развития русской поэзии середины и второй половины ХХ столетия в метрополии и зарубежье, выявляются ее характерные особенности, прослеживается движение лирических и лиро-эпических жанров, важнейшие художественно-стилевые тенденции, анализируется творчество разных поколений. Учебное пособие адресовано студентам филологических факультетов университетов и пединститутов, а также всем, кто интересуется русской поэзией.

Зайцев В.А. Николай Рубцов. М., 2002.
Пособие посвящено поэзии одного из крупнейших лириков второй половины ХХ века. Дан очерк жизненного и творческого пути поэта, рассмотрены черты его художественного мира, основные темы и мотивы лирики, жанрово-стилевое своеобразие стихотворений, проанализированы наиболее значительные из них.

Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М., 2003.
В книге рассматриваются важные проблемы творчества классиков авторской песни, в частности вопросы поэтики, жанра, связи с поэзией ХIХ – ХХ веков, их творческих взаимоотношений с поэтами-современниками

Искржицкая И.Ю., Кормилов С.И. Владимир Маяковский. М., 1998, 1999, 2004.
Учебное пособие, полемичное по отношению к «разоблачительным» публикациям о Маяковском. Использовано лучшее из того, что было в советском литературоведении. Дан подробный анализ произведений, изучаемых в школах и вузах.

Карпов А.С. Маяковский-лирик. М., 1988.
Основной аспект исследования – лирический герой Маяковского. В монографии содержится анализ новаторской природы творчества поэта.

Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. М., 1989.
Книга посвящена жанровой специфике лиро-эпических поэм Есенина, анализу поэтики, истории создания поэм, их роли в мировоззренческой эволюции поэта.

Карпов А.С. Русская советская поэма: 1917 – 1941. М., 1989.
На большом фактическом материале рассмотрены пути формирования жанра поэмы, роль поэм 1917 – 1941 гг. в развитии ряда тенденций литературного процесса в целом.

Карпов А.С. Силуэты Серебряного века: Очерки по истории русской поэзии. Воронеж, 1998.
В книге собраны литературные портреты значительных русских поэтов начала ХХ в. В основу очерков положены анализ произведений и биографический контекст.

Карпов А.С. Осип Мандельштам: Жизнь и судьба. М., 1998.
На основе большого фактического материала рассказывается о жизни одного из крупнейших поэтов начала ХХ в. Литературная судьба, основные мотивы творчества, поэтика текстов рассмотрены в связи с особенностями психологического портрета Мандельштама.

Карпов А.С. Неугасимый свет. М., 2001.
В книге собраны литературные портреты русских поэтов первой половины ХХ в. – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого. Рассказывается о драматизме личных и творческих судеб. Издание дополнено приложением, включающим лучшие произведения поэтов и фотоиллюстрации.

Карпов А.С. Русская литература ХХ в. Страницы истории. Избранные труды: В 2 т. М., 2004.
В двухтомном издании, подводящем итоги более чем сорокалетней работы автора, помещены исследования, посвященные проблемам развития русской литературы советского периода, а также поэзии 1920 – 30-х гг., прозе русской эмиграции, творческим судьбам поэтов.

Карпов А.С. Очерки по истории литературы русского зарубежья. М., 2007.
В книге собраны работы, посвященные развитию литературы русской эмиграции. В первом разделе помещены статьи, в которых идет речь о некоторых важных проблемах, стоявших в центре внимания И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева, Г. Иванова, В. Ходасевича и др. Второй раздел составили литературные портреты прозаиков третьей «волны»: А. Синявского, В. Некрасова, С. Довлатова, Г. Владимова, В. Войновича.

Читайте так же:  Требования п211

Кормилов С.И., В.Е. Хализев. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
В учебном пособии для вузов представлена несоциологическая концепция мировоззрения писателя, исследованы его характерология, а также художественная изобразительность, философско-историческое содержание, жанровое своеобразие «Войны и мира».

Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.
Исследование базируется на разнообразном и многочисленном, часто впервые вводимом в научный обиход материале официальной и неофициальной словесности ХVIII – ХХ веков. Специально рассмотрены надписи на памятниках, плакатах и т.д. («лапидарный слог»), литературные моностихи, метризованная проза, ранний свободный стих.

Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России ХХ века (после 1917 года). Материалы к курсу. М., 1993.
Расширенная программа курса с определением методологических подходов к изучению данного предмета. Дана характеристика критики, в том числе эмигрантской, по периодам. Предложен обширный список литературы с установкой на возможность выбора наиболее доступных для студента изданий. В целом материалы адресованы преподавателям вузов.

Кормилов С.И. М.Ю. Лермонтов. М., 1997, 1998, 2000, 2004.
Книга представляет собой синтез жанров монографии и учебного пособия. От первого – универсальность проблематики книги и использование всего опыт научного лермонтоведения, от второго – преимущественное внимание к произведениям, включенным в программу для поступающих в вузы.

Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998, 2000, 2004.
Синтез жанров монографии и учебного пособия. Жизнь и творчество поэта рассматриваются в единстве. Учтена почти вся продукция научного ахматоведения на 1998 г. Проанализированы главные произведения, особенно тщательно – входящие в программу для абитуриентов вузов.

Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. М., 1999, 2002.
Учебное пособие для учителей и абитуриентов, основанное на общепризнанных понятиях, но включающее и новые научные положения в случаях, когда они явно превышают статус гипотезы. Особое внимание уделяется проблемам теории прозы и стиха как недооцененным в практике вузовского и школьного преподавания.

Кормилов С.И., А.А. Аманова. Поэтика Нажима Давкараева (Типология и поэтика рассказов Н. Давкараева 20 – 40-х годов). Нукус, 2006.
Дан анализ процесса становления литературной прозы в Каракалпакии начиная с 1920-х годов. Основное внимание уделяется произведениям Н. Давкараева – характерному явлению прозы на территории, ранее знавшей лишь поэтический фольклор.

Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах невыразима…» Творчество И.А. Бунина и модернизм. М., 2003.
Творчество Бунина рассмотрено на широком фоне русского и европейского модернизма, а также в контексте философской и эстетической мысли рубежа ХIХ – ХХ веков.

Ничипоров И.Б. Авторская песня русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006.
В монографии авторская песня представлена как самобытное направление русской поэзии второй половины ХХ в. Предлагается жанрово-стилевая типология данного явления, в широком литературном контексте рассматриваются творческие индивидуальности таких поэтов-бардов, как М. Анчаров, Ю. Визбор, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Б.Окуджава и др.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
Основные аспекты монографии –литературные центры и периодические издания, расстановка литературных и общественных сил, специфика мировоззренческих и эстетических позиций эмигрантов, представлявших в литературе Серебряного века реализм и модернистские направления, судьбы «сатириконцев», состояние литературоведения и литературной критики.

Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза: Документы. Факты. Версии. М., 1992.
Книга о жизни и творчестве писателей-крестьян С. Есенине, Н. Клюеве, С. Клычкове, А. Ширяевце, А. Ганине, П. Карпове, П. Орешине, П. Васильеве, их отношениях с литературным окружением Серебряного века (А. Блоком, А. Белым, Д. Мережковским, А. Ремизовым, В. Брюсовым и др.), с писателями и критиками 1920 – 1930-х гг., идеологами советской литературы, в том числе лидерами ВОКП. Книга основана на архивных материалах, иллюстрирована редкими фотодокументами.

Солнцева Н.М. Последний Лель: О жизни и творчестве Сергея Клычкова. М., 1993.
В книге, основанной на материалах государственных и частных архивов, рассказывается о творческой судьбе Сергея Клычкова, его месте в литературе Серебряного века и советского периода.

Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997, 1998, 2000, 2004.
В учебном пособии анализируется творчество С. Есенина, его мировоззренческие искания, эстетические установки. Поэзия Есенина представлена в контексте мотивов и образов произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, Н. Клюева, Б. Пастернака и др.

Солнцева Н.М. Странный эрос: Интимные мотивы поэзии Николая Клюева. М., 2000.
Тема эроса, сквозная и наиболее зашифрованная в метафорическом творчестве поэта, мистика, мыслителя Н. Клюева, представлена в биографическом и мифологическом аспектах.

Солнцева Н.М. Иван Сергеевич Шмелев: Аспекты творчества. М., 2006..
В книге рассмотрена реалистическая и неореалистическая специфика произведений И. Шмелева, жанровый поиск в контексте новых явлений русской и западной литературы, взаимоотношения с критиками «Возрождения», «Последних новостей», «Современных записок», феноменологические тенденции его прозы.

Солнцева Н.М. Иван Шмелев: Жизнь и творчество. М., 2007.
Творчество И. Шмелева представлено в биографическом контексте, рассмотрена история создания произведений, специфика взаимоотношений писателя с И. Ильиным, И. Буниным, Г. Адамовичем, А. Деникиным, К. Бальмонтом, А. Карташевым, А. Куприным, Б. Зайцевым, З. Гиппиус, С. Маковским и многими другими. Жизнь и творчество писателя показаны на фоне общественных и политических движений времени.

Спиваковский П.Е. Феномен А.И.Солженицына: новый взгляд. М.,1998.
Монография посвящена анализу художественного творчества писателя, вокруг имени и образа которого сложилась мифология, самым серьезным образом искажающая его мировоззренческие и эстетические принципы. В книге детально, с опорой на множество конкретных высказываний писателя показан реальный А.И. Солженицын – писатель-полифонист, сторонник подлинного плюрализма, художник-новатор, синтезировавший в своем творчестве лучшие достижения как реалистической, так и модернистской традиций. Особое место в монографии уделено анализу онтологической символики и языка Солженицына.

Фатющенко В.И. Из истории русской лирики (1912 – 1922 гг.). М., 1990.
Главные объекты исследования – судьба поэта и судьба его лирического мира, лирическое творчество в экстремальных исторических условиях, проблема формирования позиции поэта Серебряного века и раннего советского периода. На большом фактическом материале показаны преемственность и взаимодействие поэзии рубежа веков с последующими ее этапами.

Пособие по литературе для поступающих в мгу

Литература для поступающих, подготовленная преподавателями юридического факультета МГУ

Рекомендуем поступающим следующие учебники и пособия, авторами которых являются преподаватели юридического факультета МГУ:

1. Арбузкин А.М. Обществознание: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Зерцало-М, 2009.

2. Белов В.А. Занимательная цивилистика: В 3 т. М.: Юринформ, 2006.

3. Кененова И.П., Сидорова Т.Э. Правоведение: Курс лекций. М.: Юрайт, 2010.

4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. 9-е изд. М.: Прометей, 2005.

5. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

6. Обществознание / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2009.

Пособия по русскому языку для поступающих на
филологический факультет МГУ

На кафедре русского языка за последние годы создано несколько пособий, ориентированных как непосредственно на абитуриентов, так и на старшеклассников, обучающихся в гимназиях, лицеях, школах гуманитарного профиля.

В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская

Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. В 2 частях. М., МГУ, 2000

Пособие предназначено для углубленного изучения русского языка в старших (10–11) классах гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением русского языка; возможно использование пособия при углубленном изучении русского языка в 8–11 классах, а также при различных формах довузовской подготовки (подготовительные курсы и др.). Пособие содержит линейное систематическое изложение всех разделов курса «Современный русский литературный язык»: лексикология и лексикография, фонетика, графика, орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, а также задания для выработки умений и навыков работы с языковым материалом. Задачей пособия является углубление и систематизация знаний учащихся по всем указанным разделам курса в соответствии с теоретическими установками и терминологическим аппаратом, принятом на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов.

Читайте так же:  Гражданство сша за деньги

В. А. Багрянцева, И. В. Галактионова, Е. И. Литневская, Е. Б. Степанова

Русский язык: Методические указания и контрольные работы для поступающих на филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. М., МГУ, 2000

Пособие содержит методические указания к практическому разбору языковых единиц всех уровней от фонетики до синтаксиса и контрольные работы по каждому разделу. Пособие предназначено для учащихся очных и заочных подготовительных курсов и абитуриентов. Рекомендуется использовать пособие дополнительно к одному из учебников, содержащих более полный теоретический материал.

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Интернет-сайт Грамота.Ру, готовится к печати в издательстве МГУ

Материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах (материал комплекса 1 дается по последним изданиям, отличающимся от предыдущих), при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщенном виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются. Большое внимание уделено разборам.

В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская, Е. Б. Степанова

Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., МГУ, 2004

Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Современный русский литературный язык», а также задания для выработки умений и навыков работы с языковым материалом. Задачей пособия является углубление и систематизация знаний учащихся по всем разделам курса в соответствии с теоретическими установками и терминологическим аппаратом, принятым на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В основе пособия лежит «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах» в 2 частях (2000), однако материал значительно доработан, в пособие введены новые главы, контрольные работы и раздел «Речь. Текст». Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов.

Члены кафедры русского языка принимают активное участие в разработке методических материалов и учебных пособий для поступающих на филологический факультет МГУ. Поступающим на факультет будет полезно ознакомиться с коллективным пособием «Как писать сочинение» (МГУ, 2003), в котором доцент кафедры русского языка Ёлкина Н.М. подробно разбирает типичные ошибки и недочеты абитуриентов на письменном экзамене по русскому языку и литературе (раздел «Грамматические и лексико-стилистические ошибки«, с.110-199).

В конце пособия дана программа по русскому языку, составленная членами кафедры под руководством доцента Илюшиной Л.А.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ
СТАНДАРТЫ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ
СТАНДАРТЫ

Образовательный центр

Подготовка к поступлению в МГУ им. М.В. Ломоносова
и Единому Государственному Экзамену

Информация для абитуриентов МГУ

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Готовимся к экзамену по литературе

1) Подготовка к МГУ

Программа вступительных экзаменов по литературе (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Задания дополнительных вступительных испытаний (ДВИ) по литературе: 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011(1), 2011(2), 2011(3).

Темы сочинений, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ
Годы проведения: 2010 , 2008 , 2007 , 2006 , 2005 , 2004 , 2003 , 2002 , 2001 .

Задания олимпиады «Ломоносов 2014-2015» (заочный и очный этапы, решения):
Литература, Журналистика

Приветствуем претендентов на поступление в лучшие ВУЗы Москвы.

Прежде всего, хотелось бы засвидетельствовать своё уважение вам, ведь поступление в ВУЗ требует огромного терпения и вложения сил. Были там, знаем. Со своей стороны мы готовы предложить полную поддержку учебными материалами для абитуриентов.

На протяжении 15 лет наша компания предлагает книги и учебники для поступающих в ведущие ВУЗы Москвы: МГУ, МГИМО, РУДН и РГУ имени Губкина. За длительное время работы с университетами мы сформировали тщательно подобранный ассортимент литературы, который поможет подготовиться к экзаменам.

Полную консультацию по подбору необходимой литературы вы можете получить в наших магазинах. Пособия разработаны преподавателями соответствующих ВУЗов и официально рекомендованы для подготовки абитуриентов. Мы держим руку на пульсе, сотрудничая с преподавателями и внимательно отслеживая новинки.

Дни открытых дверей

Мы готовимся к дням открытых дверей, существенно расширяя ассортимент литературы для поступления. В МГУ открываем дополнительные торговые места — в секторе «А» главного здания. Заходите!

ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100?

Последние статьи раздела «Образование»

1 апреля 1200 выпускников сдали досрочный ЕГЭ по литературе, остальные еще могут готовиться до 27 мая

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для «Года литературы»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1 апреля выпускники сдали досрочный ЕГЭ по литературе. По официальным данным, в 70 субъектах РФ 1,2 тысячи человек приняли участие в досрочном этапе. Основной этап экзамена по литературе, согласно утвержденному расписанию, пройдет 27 мая.

Напомним, что ЕГЭ по литературе — экзамен по выбору. Экзаменационный вариант состоит из 2 частей, включающих в себя 17 заданий. У школьников будет 3 часа 55 минут, чтобы выполнить все предложенные задания. Установленный минимально возможный балл по литературе составляет 32 балла.

Если вы собрались получать гуманитарное образование, стоит заранее выяснить, какой балл по литературе был проходным в желаемом вузе в прошлом году. Чтобы поступить в педагогические вузы обычно достаточно набрать 65–70 баллов. В МГУ, СПбГУ, РУДН, РГГУ, ВШЭ проходной балл для будущих лингвистов и журналистов значительно выше — не меньше 80. Стоит также учесть, что победа в олимпиаде по литературе приравнивается к 100 баллам при условии, что победы в профильных олимпиадах засчитываются при поступлении в выбранный вуз.

Не менее важный вопрос, волнующих всех выпускников, какими пособиями пользоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе. Вот список учебных пособий, которые учителя и репетиторы чаще всего рекомендуют своим ученикам:

  • «Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы», 2 тома, издание Филфака МГУ
  • «Текст. Пособие по русской литературе XIX века» Н. М. Азарова
  • «ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник», Л. А. Скубачевская, Н. В. Слаутина, Т. В. Надозирная и другие, издательство «Эксмо»
  • «Литература. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ», Е. Л. Ерохина, издательство «Экзамен»
  • «ЕГЭ. Литература: экзаменационные задания», С. А. Зинин
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ и сопроводительная документация к нему.

О том, как лучше подготовиться к ЕГЭ по литературе, какие задания будут в 2016 году, рассказывает Сергей Александрович Зинин, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по литературе, доктор педагогических наук. Он надеется, что возвращение в программу обязательного сочинения по литературе будет дополнительным рычагом для того, чтобы школьники читали литературу.

Также мы предлагаем посмотреть видеорекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе 2015 года Т. В. Воронцовой, преподавателя литературы с 20-летним стажем, кандидата филологических наук:

Ну и конечно, как мы уже писали, главный совет, который можно дать выпускникам, — читайте книги!

Ссылки по теме:
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? — размышления доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Елены Полтавец, 24.03.2016
«Окей, Гугл» — статья о «поколении гениев» Дмитрия Быкова, 14.03.2016
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? — разговор с Ириной Мурзак, 27.02.2016
Лекции по литературе на нашем портале и на нашем канале YouTube
«…Сочинение снова», 03.12.2015
В Москве прошел пробный ЕГЭ по литературе, 05.02.2015
Кока-кольный звон Евы Даласкиной — о «Тотальном диктанте — 2015», 29.04.2015