Отказы в возврате НДС: причины и судебная практика

Общение с налоговой службой у большинства налогоплательщиков сводится к сдаче отчетности. Однако плательщики НДС, которые получили налога больше, чем его начислили, вынуждены регулярно объяснять причины этого и доказывать правомерность своих хозяйственных операций. Несмотря на такие доказательства и объяснения, им все же регулярно отказывают в возмещении НДС и даже в суде отстоять свою позицию удается далеко не всегда. О сложившейся судебной практике и наиболее частых причинах отказа — в материале PPT.ru.

Отказ в возмещении НДС: причины

  • Налогоплательщик не соблюдает условия для вычетов, регламентированные Налоговом кодексом РФ. Например, выставил в качестве основания для уменьшения НДС счет-фактуру, оформленный с ошибками, или пропустил установленный для вычета полученного от поставщика НДС;
  • Налогоплательщик заявил вычет по счету-фактуре, выставленному неблагонадежным контрагентом.

Отказ в возмещении НДС: судебная практика

Льготы по налогу влияют на вычет

Необоснованная налоговая выгода

Фирмы-«однодневки»

Итого: проверять контрагента перед сделкой — важно

Проверку можно делать базовую или расширенную.

Базово стоит получить сведения о компании на сайте налоговой, в базе данных адресов массовой регистрации, проверить на сайте ФССП, нет ли в отношении руководителя компании исполнительного производства и так далее.

Расширенную проверку рекомендуется проводить с помощью специальных экспертных систем. Одна из них — Контур. Фокус. Доступ к нему на 7 дней можно получить бесплатно.

Об уголовно-правовой квалификации незаконного получения компенсации НДС по экспортным операциям

Об уголовно-правовой квалификации незаконного получения компенсации НДС
по экспортным операциям

А.А. Сапожков,
к.ю.н., Санкт-Петербургский юридический институт

Согласно действующему законодательству от НДС освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации. Механизм освобождения от уплаты НДС предусматривает его возмещение либо непосредственными выплатами из бюджета, либо путем погашения задолженности по уплате налогов или освобождением от уплаты налогов в ближайшие три отчетных периода. При этом предполагается, что до осуществления компенсационных выплат или предоставления налогового зачета в бюджет были перечислены соответствующие суммы НДС субъектами, включенными в цепочку хозяйственных операций, связанных с движением экспортируемого товара.

Однако при реализации механизма возмещения НДС налоговые органы сталкиваются с тем, что нередко компенсационные выплаты не обеспечиваются предварительным перечислением НДС в бюджет. Иногда НДС не уплачивается организациями, которые обязаны его уплатить, экспортер при этом полностью выполняет действия, отраженные в поступивших в налоговый орган документах, предоставляющих ему право на льготу. В ряде случаев экспортер не уплачивает НДС в силу различных причин (продукция приобретается незаконным или даже преступным путем и т.д.).

Кроме того, в налоговый орган могут представляться поддельные документы об осуществлении экспорта. При этом НДС по экспортируемой продукции предварительно может и перечисляться в бюджет. Однако в любом случае фиктивная экспортная сделка не предоставляет права на возмещение НДС.

В этой связи возникает ряд вопросов относительно правовой оценки требований экспортера о возврате ему НДС или проведении налогового зачета.

Первая проблема заключается в разграничении преступного требования возмещения НДС и правомерного поведения руководителей организации — экспортера.

При уголовно-правовой оценке получения компенсации по НДС необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:

1) экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара, тем самым нечего компенсировать, так как нет тех затрат, которые подлежат возмещению;

2) по существу, нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности);

3) использование экспортной организации ее руководителями с целью получения возмещения НДС при его предварительном неперечислении в бюджет.

В случае если данных нарушений нет, но при этом контрагенты, участвовавшие в хозяйственных операциях, связанных с движением экспортируемой продукции, не перечислили НДС в бюджет, вывод о неправомерности получения компенсации организацией-экспортером представляется спорным. Законодательством данный вопрос напрямую не урегулирован. А потому не представляется возможным утверждать, что лицо, пытающееся возместить затраты по уплате НДС, осознает незаконность своих действий. Руководитель экспортной организации не должен осознавать незаконность действий, которые собирается совершить контрагент с полученными деньгами от совершения законной сделки.

Таким образом, собственно возмещение НДС будет содержать состав преступления, только если имеются фальсифицированные документы о совершенных сделках по покупке товара и (или) его экспорту либо если будет установлен факт использования экспортной организации для неперечисления НДС в бюджет (например, в случае если имеется сговор между руководителями организации-экспортера и теми, кто не перечислил НДС в бюджет, либо если экспорт и неуплату налогов осуществляют одни и те же лица). В противном случае ответственность за налоговые правонарушения могут нести только те лица, которые были обязаны, но не уплатили НДС.

Например, если экспортер покупает товар у организации, которую возглавляет тот же руководитель, экспортирует его, пытается получить компенсацию по НДС и при этом продавец (руководитель тот же) не платит НДС в бюджет, то руководитель может нести уголовную ответственность за попытку возмещения НДС.

Если в той же ситуации руководитель, не осуществляя экспортную сделку, предъявляет в налоговые органы документы об ее осуществлении, то он должен нести ответственность как за уклонение от уплаты налогов организацией-продавцом, так и за получение компенсации по НДС экспортером.

При фальсификации документов как о покупке товара, так и об его экспорте руководитель экспортной организации должен нести ответственность за незаконное возмещение НДС.

В случае если условия экспортной сделки выполнены, но не имела места покупка товара экспортером (например за пределы Российской Федерации была реализована продукция, добытая незаконным путем), экспортер не получает права на возмещение НДС, поскольку им не был предварительно уплачен этот налог. А потому попытку получения компенсации при таких условиях следует признавать незаконной.

Обжалование решения налогового органа об отказе в возмещении НДС и удовлетворение арбитражным судом иска налогоплательщика (что в судебно-арбитражной практике не редкость) не имеют значения для уголовно-правовой оценки действий виновного. Более того, данные судебные решения могут быть пересмотрены по результатам расследования и (или) рассмотрения уголовных дел.

Второй вопрос, вызвавший на практике известные трудности, связан с проблемой оценки незаконного возмещения НДС как хищения (мошенничества) либо налогового преступления.

Первостепенное значение при уголовно-правовой квалификации содеянного приобретает вид компенсации, а также желание виновного лица получить ее в том или ином виде.

При оценке незаконного получения компенсации по НДС следует прежде всего исходить из направленности умысла виновного. Если умысел был направлен на получение из бюджета денежных средств и завладение ими, то содеянное надлежит квалифицировать как хищение по ст. 159 УК РФ (мошенничество)*1.
_____
*1 В случае если в хищении участвует лицо, непосредственно принимающее решение о возмещении НДС, речь может идти о присвоении или растрате (ст. 160 УК РФ).

Такое мошенничество начинается с предъявления в налоговые органы соответствующих документов. Оконченным преступление будет в момент, когда организация-экспортер получит реальную возможность распорядиться полученными средствами, что соответствует зачислению на ее счет соответствующих сумм так называемых компенсационных выплат. При этом необходимо иметь в виду, что руководитель этой организации должен осознавать наличие такой возможности, то есть должно иметь место единство объективного и субъективного. В случае если по делу будет установлено, что деньги перечислены, а руководитель организации-экспортера об этом еще не знал, то содеянное, по-видимому, следует квалифицировать как покушение на хищение.

Кроме того, необходимо учитывать, что использование бюджетных средств на развитие производства или для реализации других “благих” побуждений совершается в интересах третьих лиц. Данное обстоятельство не может не осознаваться руководителем организации, а потому его следует расценивать как распоряжение незаконно полученными деньгами, то есть как действия, составляющие посткриминальное поведение субъекта, не влияющее на квалификацию содеянного. Исключение составляют случаи, когда подобные действия совершаются руководителями бюджетных организаций. При отсутствии их личной (например корыстной) заинтересованности деяние может содержать признаки преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий); состава хищения в силу отсутствия корыстной цели нет. Данное исключение объясняется тем, что средства не выводятся из-под контроля бюджетных организаций.

Если же лицо стремилось получить налоговый зачет, то содеянное следует квалифицировать по ст. 198, 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Это преступление будет оконченным с момента принятия налоговым органом решения о зачете, если истек срок уплаты налогов, по которым данное решение принято. В случае если организация освобождается от налогов, срок уплаты которых еще не наступил, то содеянное может содержать лишь состав неоконченного налогового преступления. Причем представляется необходимым расценивать содеянное как покушение на преступление с момента подачи фальсифицированных документов в налоговый орган независимо от того, что отчетный период по уплате налогов еще не наступил. Конструкции составов уклонения от уплаты налогов допускают совершение действий, образующих объективную сторону преступления, и до начала отчетного периода.

От “классических” способов уклонения от уплаты налогов рассматриваемое деяние отличает то, что в данной ситуации государство ставится в положение должника, тогда как обычно имеет место простое введение в заблуждение относительно обязанности уплаты средств. В случае попытки незаконного получения НДС у плательщика налогов возникает формальное право требования имущества. Вместе с тем это право следует отличать от права на имущество, о котором говорится в диспозиции ст. 159 УК РФ. Поэтому если умысел лица был направлен исключительно на достижение зачета по налогам и иным обязательным платежам, то попытку получить компенсацию по НДС необходимо расценивать как способ совершения налогового преступления.

Читайте так же:  Образец заявления о реструктуризации долга

В случае если виновный стремился получить из бюджета “живые” деньги, а в результате получил зачет по налогам, содеянное исходя из санкций, предусмотренных в ст. 159 и ст. 198, 199 УК РФ, следует квалифицировать как покушение на мошенничество. При этом не исключена возможность наступления уголовной ответственности и по ст. 198, 199 УК РФ в случае, если виновный в дальнейшем не уплатит налоги. Если же виновному было безразлично, какое решение примет налоговый орган, то содеянное необходимо квалифицировать по фактически наступившим последствиям (принятому налоговым органом решению).

Определенные трудности вызывает оценка изготовления и использования подложных документов при незаконном получении компенсации по НДС. При оценке подобных действий необходимо исходить из общих правил квалификации мошенничества и налоговых преступлений.

Обман при мошенничестве выражается в ложном утверждении того, что заведомо не соответствует действительности, например того, что данное юридическое лицо имеет право на применение экспортной льготы по НДС. Использование подложных документов является в этом случае одной из форм обмана и дополнительной квалификации не требует. Изготовление поддельного документа является подготовкой к хищению. Если не удалось использовать документ, подделанный в целях хищения, ответственность наступает за приготовление к мошенничеству и подделку документа по совокупности. При оконченном хищении содеянное квалифицируется по совокупности подделки и мошенничества (ст. 327 и 159 УК РФ).

В случае если незаконное получение компенсации образует состав налогового преступления, то дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требуется, поскольку подделка и использование подложного документа являются способом уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов.

Следующий вопрос, на котором следует остановиться, — это оценка действий должностных лиц, указанных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, содействующих незаконному получению компенсации по НДС. Здесь, так же как и в случае с использованием и изготовлением подложных документов, необходимо руководствоваться общими правилами квалификации хищений и уклонения от уплаты налогов.

При оценке действий должностных лиц определяющую роль играют квалификация собственно получения компенсации (мошенничество или налоговое преступление) и действия, совершенные чиновником.

Если это — мошенничество, то должностное лицо, участвующее в незаконном обогащении за счет средств так называемой компенсации, является соисполнителем хищения, а потому при квалификации его действий ссылка на ст. 33 УК РФ не требуется. Если же должностное лицо оказывает содействие незаконному получению НДС за предварительное материальное вознаграждение, то, по-видимому, содеянное им подлежит оценке по ст. 290 УК РФ, ст. 33 УК РФ и ст. 159 УК РФ (получение взятки и соучастие в мошенничестве). При этом п. “в” части 2 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) вменяется только должностному лицу.

Кроме того, если незаконное возмещение НДС сопряжено с внесением должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности заведомо ложных сведений в официальные документы, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, то такие действия подлежат самостоятельной квалификации по ст. 292 УК РФ (служебный подлог). В действиях должностного лица могут также содержаться, помимо уже указанных составов преступлений, признаки, предусмотренные ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

В случае если совершается попытка получения незаконной экспортной льготы в виде налогового зачета, то действия должностных лиц, умышленно оказывающих содействие этому, должны квалифицироваться по ст. 33 УК РФ и ст. 198 или 199 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной заинтересованности, — то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК РФ)*1.
_____
*1 Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Россий-ской Федерации от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов». При этом следует иметь в виду, что лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, наряду с ответственностью за налоговые преступления, при наличии необходимых условий могут нести ответственность за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ).

Должностное лицо, как правило, не может быть исполнителем налогового преступления, поскольку не обладает признаками специального субъекта, а потому в соответствии со ст. 34 УК РФ (ответственность соучастников) при оценке его действий требуется ссылка на соответствующую часть ст. 33 УК РФ в зависимости от выполненной им роли в совершенном преступлении.

В заключение необходимо заметить, что распоряжение незаконно полученными средствами в виде их направления на осуществление легальной деятельности (покупка дома, выплата заработной платы наемным работникам, организация бизнеса и др.) может содержать состав легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем другими лицами (ст. 174 УК РФ) или приобретенных самим лицом (ст. 1741 УК РФ).*1

*1 Федеральным законом от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» декриминализирована легализация средств, добытых не преступным, но незаконным путем. Кроме того, этим же Федеральным законом по-иному дифференцирована ответственность за данные преступления, что необходимо учитывать при определении пределов действия уголовного закона во времени и применении его обратной силы.

Незаконный возврат НДС

В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей. Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований. При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.

С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара. Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС. При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал, и не понимает, как эту проблему будут решать.

О своей защите следует озаботиться сразу же после первых вызовах на допросы в налоговую в рамках проводимой проверки обоснованности возмещения НДС. Это следует сделать, даже если вы уверенны, что возмещение происходит законно. И уж точно к адвокату следует обратиться, если вас приглашают для беседы в правоохранительные органы. Данное приглашение означает, что рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, и у вас будут отбирать объяснение либо допрашивать.

Что такое незаконный возврат НДС?

Незаконный возврат НДС — это хищение из бюджета денежных средств под видом вычета по указанному налогу с использованием фиктивных схем, подставных компаний, номинальных директоров.

При этом данные действия прикрываются на первый взгляд вполне законными декларациями, документами и объяснениями, позволяющими получить в соответствии с Налоговым кодексом указанный вычет.

Как происходит незаконный возврат НДС?

Вообще возмещение (возврат) НДС, когда на него есть основания, является вполне законной процедурой.

Чаще всего это происходит при экспорте — государство таким образом уменьшает стоимость экспортируемого товара для повышения его конкуренции заграницей. Возмещение по НДС возможно при реализации льготных категорий товаров. Также возврат возможен, когда оплата приобретенных товаров или выполненных работ переносятся на последующие налоговые периоды.

С целью хищения НДС из бюджета выбирается одно из вышеуказанных законных оснований, под него разрабатывается схема, готовятся документы, проводятся подготовительные сделки, иногда и с реальным перечислением денежных средств, заполняется липовая декларация и сдается в налоговую инспекцию. При этом реального движения товаров, выполнения работ, услуг не происходит, выплат налога по каждой из сделок, увеличивающей стоимость конечного продукта не осуществляется.

Для усложнения последующих проверок в схемах возврата НДС используются несколько организаций (фирмы однодневки), чаще всего они приобретаются именно под данную сделку, а затем ликвидируются. В каждой организации необходимо обеспечить своего директора, который подпишет договоры, акты, счета-фактуры . Если предполагаются в последующем походы в налоговую для дачи объяснений при проверке, то привлекают номинала — своего человека, который выдаст заранее подготовленную версию.

Иногда номиналов предоставляют компании, специализирующиеся на регистрации фирм однодневок и поиску людей, готовых за небольшую плату подписать что угодно. Бывают случаи, когда в фирмах однодневках вписываются директора по утраченным документам, при этом граждане даже и не подозревают о вновь обретенной должности. Такие псевдо-директора , естественно в налоговую и к следователю не пойдут, а если и пойдут, то дадут скорее всего показания, нужные следствию.

К возврату НДС из бюджета, особенно в крупных суммах, государство относится очень внимательно и придирчиво, поэтому практически все возмещения, а особенно крупные, проверяются налоговиками. На настоящий момент налоговики научились достаточно эффективно определять обоснованным или необоснованным является требование о вычете НДС. При этом с целью пополнения бюджета фискалам присуще вставать на позицию отказа в возмещении, хотя вычет вполне может быть и обоснован. Не довольны — можете обратиться в арбитражный суд и обжаловать решение налогового органа.

Читайте так же:  Налог с процентов по депозитам 2018

Становится понятным, что в превалирующем большинстве случаев незаконного возмещения НДС данные преступления совершаются не без участия сотрудников налоговых органов, которые обеспечивают беспрепятственное прохождение налоговой проверки, принятия положительного решения, согласования его на комиссии с участием налоговиков из вышестоящих управлений. Конечной задачей является получение положительного решения, на основании которого денежные средства перечисляются из казначейства на расчетный счет организации, с которого впоследствии обналичиваются.

Какая ответственность предусмотрена за незаконный возврат НДС?

За незаконный возврат НДС можно получить до 10 лет реального тюремного заключения.

Практически все знают, что за незаконное возмещение НДС наступает уголовная ответственность. Но вот какая именно? Для ответа на этот вопрос нужно правильно квалифицировать преступление, то есть выбрать статью УК, и посмотреть предусмотренную по ней санкцию.

Дело в том, что многие полагают, что незаконный возврат НДС — это налоговое преступление, подпадающее под санкцию статьи 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. Максимальное наказание по первой части данной статьи предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, а по второй части (неуплата налога в особо крупном размере или группа лиц) до 6-ти лет.

Однако по уже устоявшейся судебной практики незаконный возврат НДС квалифицируется по ст. 159 УК РФ — мошенничество.

Суды объясняют такую правоприменительную практику следующим. При использовании незаконных схем по возврату НДС предоставляются фиктивные документы, о том что суммы налога уже якобы уплачены в бюджет, хотя на самом деле этого не происходит. Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. Поэтому когда НДС незаконно возвращается — поступает на счет организации, то по своей сути происходит его хищение из бюджета. Поскольку при этом предоставлялись фиктивные документы, делались лживые заявления (в том, числе в декларации, и последующих объяснениях), то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность как раз и образует состав преступления — мошенничество.

Наказание за мошенничество более суровое. Так по части четвертой 159 УК (обычно она и применяется) предусмотрено лишение свободы до 10-ти лет со штрафом до 1 млн. руб.

Если незаконность возмещения НДС будет выявлена после положительного решения о возмещении НДС, и поступления денежных средств из казначейства на расчетный счет фирмы, то преступление будет считаться оконченным. Если деньги перечислены не будут, в том числе из-за отказа в возмещении НДС, то действия будут квалифицированы как покушение. Поскольку при покушении реального ущерба для государства не произошло, то можно будет рассчитывать на более мягкое наказание, которое тем не менее может оказаться реальным, а не условным.

Какое наказание может грозить за возмещение НДС из бюджета?

Исходя из последней судебной практики можно делать вывод, что за незаконное возмещение НДС фигуранты приговариваются к реальным срокам лишения свободы. За незаконны возвраты НДС на большие суммы приговаривают в районе 7 лет реального лишения свободы, за многоэпизодные возмещения наказания по совокупности могут превышать и 10 лет. Так достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 № 9-О11-59сп , которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы.

В общем наказания за незаконный возврат НДС достаточно суровые, и самостоятельно без адвоката проводить свою защиту по таким составам конечно же не следует.

Какие мероприятия осуществляют налоговики при проведении проверки обоснованности возмещения НДС?

Основная задача налоговиков состоит в том, чтобы доказать схемность и фиктивность, заключенных сделок.

В ходе проверки правомерности возмещения НДС налоговики могут осуществлять следующие мероприятия:

  • запрашивать в налоговых инспекциях, на территориях которых зарегистрированы организации, включенные в схему возмещения НДС, информацию об открытых счетах, об уплаченном в проверяемом и предшествующих периодах НДС, учредителях и участниках, и иную информацию;
  • получать в банках информацию по движению денежных средств на расчетных счетах проверяемых фирм;
  • допрашивать директоров, бухгалтеров и иных работниковорганизаций, в цепочке сделок, по которым должен был уплачиваться НДС;
  • осуществлять осмотры складов, помещений, строительных площадок с целью проверки наличия закупленной продукции, построенных зданий;
  • направлять требования о предоставлении документов, подтверждающих реальное осуществление сделок: договоров, счетов-фактур , первичных документов бухгалтерского, складского, производственного учета.

Признаки незаконного возмещения НДС.

Собранная в ходе налогового контроля информация анализируются, чтобы выявить признаки незаконного возмещения НДС фиктивные фирмы, наличие номинальных директоров, схемный характер сделок, фиктивность заключенных договоров.

Признаки фиктивных фирм (фирм однодневок):

  • недавняя регистрация юр. лиц «под сделку»;
  • регистрация компании по массовым адресам;
  • незначительный штат сотрудников;
  • фактическое отсутствие фирмы по месту нахождения;
  • отсутствие затрат на содержание офиса, закупку канцелярских принадлежностей, оргтехники.

Признаки номинальных директоров:

  • лицо в массовом порядке является руководителем или учредителем в других юр. лицах;
  • лицо на допросе в налоговой, а чаще всего в правоохранительных органах, не может ответить на элементарные вопросы, которые должен знать руководитель данной организации (в каких банках открыты счета, у кого находятся ключи банк-клиента , кто ведет бухучет, какой штат, где расположен офис, и т. д. );
  • использованы документы гражданина без его ведома;
  • на допросе директор признается, что он номинал.

Признаки фиктивности сделок:

  • выявление поддельных подписей в документах;
  • не подтверждение лицами подписей, проставленных от их имени;
  • отсутствие реального пересечения товаров границы РФ;
  • отсутствие движений по счетам, сопоставимым с условиями договоров;
  • отсутствие реального движения товаров, отсутствие на складах оборудования, не выполнение заявленных работ.

Признаки схмености сделки:

  • отсутствие экономической целесообразности в заключении сделок;
  • взаимозависимость юридических лиц — участников сделок;
  • отсутствие до возмещения начислений НДС, сравнимых с заявленными в проверяемом периоде;
  • перерегистрация фирмы (фирм) в другую инспекцию непосредственно перед возмещением НДС (к «своим» инспекторам);
  • наличие в совокупности вышеуказанных факторов, позволяющих делать вывод, что умысел направлен только на создание формальных оснований для возмещения налога, без реальной экономической деятельности.

Что можно предпринять для своей защиты до возбуждения уголовного дела?

Особенностью дел по возмещению НДС является возможность организовать защиту еще до возбуждения уголовного дела. Надо учитывать, что все материалы, которые будут собраны в ходе налоговой проверки, в случае признаков незаконного возмещения будут переданы в правоохранительные органы, и в последствии станут основой уголовного дела. Поэтому на стадии проверки надо быть готовым, что в налоговую для пояснений будут вызваны директора всей цепочки юр. лиц, показания которых будут иметь существенные значения для дела. Надо анализировать вопросы, которые озвучивались на допросах, для определения «слабых мест» в позиции налогоплательщика, и предпринимать меры к ее усилению, предоставляя дополнительные документы либо пояснения.

Как уже указывалось, решение об отказе в возмещении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности может послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Однако уголовные дела при наличии решения арбитражного суда об отмене решения об отказе в возмещении НДС уголовно-судебной перспективы не имеют. Вступивший в силу судебный акт является обязательным для всех организаций и государственных органов, в том числе и для правоохранительных. Соответственно, если отказ в возмещении НДС оспорить в арбитражном суде, и выиграть это дело, то у вас появится железобетонное доказательство того, что НДС возмещается законно.

Перед обращением в арбитраж в обязательном порядке необходимо пройти процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренные Налоговым кодексом — подать аргументированные возражения на акт налоговой проверки, обжаловать решение об отказе в возмещении НДС. Сами по себе эти действия иногда приносят желаемый результат, и могут исключить основания для возбуждения уголовного дела.

Подключение профессиональных юристов при составлении акта и оспаривании решения естественно является обязательным.

Что делать, если правоохранители начали проверку по незаконному возмещению НДС

Эффективность действий правоохранителей намного выше, по отношению к действиям налоговиков, поскольку арсенал действий у них побогаче. В ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела надо быть готовым к тому, что будут проведены обыски по адресам офисов, складов и в жилищах фигурантов. Если попытка возмещения НДС была крупной, то не исключено, что будет установлены IP-адреса соединений банк-клиентов , организована прослушка телефонных разговоров и просмотр электронных сообщений.

При расследовании будут с пристрастием допрашиваться лица, уже опрошенные при проведении налоговой проверки, будут устанавливаться иные фигуранты, имевшее отношение к незаконному возмещению НДС: налоговики лоббировавшие возмещения, решальщики, реальные бенефициары бизнеса, заинтересованные в возмещении, лица фактически ведущие бухучет. Цель допросов и иных следственных действий все та же — подтвердить наличие признаков незаконности возмещения НДС, а также доказать вину конкретного обвиняемого.

На данной стадии противоречия между фигурантами дела обостряются, правоохранители на этом умело играют. Простым исполнителям — подписантам будет предложено занять позицию, что они не вполне понимали происходящее. Не знали, что реализуются схема незаконного возврата НДС, документы ими не готовились, подписывались номинально. Взамен вывода из дела или смягчения наказания будет предложено активно помочь следствию. Истинным бенефициарам возмещения необходимо, чтобы показания оставались прежними, для чего требуется организация сложной системы защиты, когда контролируются показания каждого вызываемого фигуранта дела.

Читайте так же:  Отказ от приема заявления на увольнение

На стадии доследственной проверки и расследования уголовного дела привлечение адвоката становится обязательным. При допросах адвокат не допускает нарушений процессуальных прав допрашиваемых, настаивает, чтобы в протоколе была изложена именно та версия, которая была озвучена при допросе, получает ценную информацию, которую «услышать» непрофессионал просто не сможет.

Для определения «слабых мест» в позиции защиты надо добывать немногочисленную информацию, по крупицам получаемую в ходе защиты по делу, из следующих источников:

  • фабул поставленный о возбуждении уголовного дела и предъявления обвинения;
  • вопросов, которые озвучивались на допросах;
  • вопросов, постановленных эксперту, материалов, отправляемых на экспертизу;
  • заключений специалистов;
  • показаний на очных ставках свидетелей обвинения.

После профессионального анализа защитник должен предпринимать меры к усилению своей позиции, предоставляя дополнительные доказательства и корректируя показания.

Основным направлением защиты, естественно, является доказывание отсутствия состава преступления. Для этого надо доказать, что все основания для возмещения НДС были реальными: товары пересекали границу, работы выполнялись, платежи осуществлялись. Если какие-то обстоятельства выбиваются из обычной деловой практики, то необходимо разработать четкие и убедительные объяснения, что это не является признаком схемы возмещения налога.

Также, как способ защиты, могут использоваться действия направленные на квалификацию действий не по 159 УК РФ, а по 199 УК РФ(уклонение от уплаты налогов). Несмотря на сложившуюся практику такие действия предпринимать возможно. Необходимо доказать, что умысел фигурантов был направлен не на хищение бюджетных средств, а на неполную уплату НДС либо получение по нему необоснованного вычета.

Эффективную защиту по делам о незаконном возврате НДС может проводить только высококвалифицированный адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях.

Какое наказание за незаконное возмещение НДС

Налог на добавленную стоимость представляет собой один из инструментов пополнения бюджета, оказывающий наиболее существенное влияние на экономику.

Возмещение налога используется организациями при недостатке оборотных средств – к примеру, в отчетный период не был продан закупленный товар, и теперь он хранится на складе, тогда организация имеет право вернуть сумму налога после проведения камеральной проверки.

При этом законодательство не достаточно совершенно, что позволяет некоторым лицам злоупотреблять своими правами.

Характеристика правонарушения

Судебная практика показывает, что наиболее часто совершаются в сферах:

  • коммерческая деятельность:
  • ремонтные работы;
  • нефтепереработка;
  • посредничество в сфере торговли;
  • оптовые закупки;
  • грузоперевозки;
  • сдача в аренду имущества.

Подобное правонарушение отличается тем, что в разработке мошеннических схем зачастую принимают участие специалисты высокой квалификации и государственные служащие, которые прекрасно ориентируются в законодательстве и возможностях не нести ответственность.

Согласно ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право на вычет НДС, чтобы им воспользоваться необходимо, оформить счет-фактуру, свидетельствующую о покупке.

Ст. 172 содержит положение о том, что право на вычет может быть использовано в течение 3 лет. Раннее судебная практика имела неоднозначный взгляд на то, можно ли использовать такую возможность в следующем налоговом периоде, не будет ли это необоснованным возмещением, однако Минфин в своих письмах неоднократно давал разъяснения в пользу налогоплательщика.

Ответственность

По своей сути незаконное возмещение НДС как деяние имеет два вида ответственности: налоговую и уголовную. Вид применяемой ответственности во многом зависит от того, каков состав правонарушения.

Если возмещение было неправомерным, а сумма не превысила указанный в ст. 198 УК РФ размер, то применяется санкция ст. 122 НК РФ – с лица взимается штраф в размере от 20 до 40 % от сокрытой суммы. При этом, учитывая пп. 2-4 ст. 81 НК РФ, у налогоплательщика есть возможность избежать ответственности, подав вовремя уточненную декларацию.

Уголовная же ответственность, касающаяся налоговых недоимков, может быть выражена в двух вариантах – Мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и Уклонении от уплаты налогов (ст.199 УК РФ).

Мошенничество представляет собой хищение имущества посредством обмана или злоупотребления доверием. О мошенничестве, таким образом, можно говорить, если, к примеру, возмещение было получено при фальсификации документов, а товара на самом деле не было или не оказывалась услуга, затем НДС вывели через фирмы-однодневки на счета физических средств.

Об Уклонении от уплаты налогов можно говорить, если в действительности товар был реализован или оказана услуга, но их стоимость явно не соответствует среднерыночной, что свидетельствует о желании увеличить сумму возмещения.

Надо сказать, что наказание за незаконное возмещение НДС достаточно существенно. К примеру, один приговор содержал наказание в размере 14 лет л.с. было утверждено ВС РФ при кассационном рассмотрении (Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 №9-О11-59сп).

Отдельно стоит сказать и о материальной ответственности. В Пост. Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 обосновано, что налоговая инспекция имеет право на возврат средств, для выплаты которых не было оснований. При этом не имеет значения, осуществлялась ли ране проверка – нарушение может быть выявлено при повторной.

Видео: Что влечет

Основные схемы мошенничества незаконное возмещение НДС

Для того, чтобы выявить утечку средств из бюджета на ранней стадии и пресечь подобное преступление в будущем, необходимо точно представлять, каковы основные схемы мошенничества.

Схемы незаконного возмещения НДС внутри российского рынка

  1. Использование договора комиссии, когда товар, на самом деле не существующий, перепродается по цепочке взаимосвязанных юридических лиц, а остатки купленного перепродаются комиссионеру, возмещение же заявляется на приобретение последнего покупателя. При этом по факту оплата товара не производится за счет предусмотренного в условия об отсрочке платежа.
  2. Завышение стоимости товара или услуги путем фальсификации – приобретения товара у зависимой организации, либо фирмы-однодневки, либо отражение не оказанных на самом деле услуг в налоговом отчете.
  3. Заключение договора аренды недвижимости с подконтрольным лицом или самим собой (к примеру, как арендодатель – собственник недвижимости и арендатор – участник товарищества).
  4. Цепочка действий из накопления товара на складе и создании документооборота о движении, не соответствующего действительности (например, отражение договоров хранения или оказания транспортных услуг)
  5. Завышение стоимости товара или услуги «круговой схемой», при этом также используется условие об отсрочке платежа, что не дает права инспектору проверить поступление средств на счет. По истечении некоторого времени организации все же предъявляют налоговые декларации с незначительными суммами.

Где есть лизинг подержанных автомобилей для юридических лиц? Узнайте далее.

Схемы «упрощенным» налогообложением

  1. Возмещение НДС с авансом посредством перемещения денежных средств на счет фирмы-однодневки.
  2. Возврат НДС при отсутствии выручки. Мошенники составляют фиктивные документы на приобретение оборудования и требуют возврата налога.

При заявительном порядке

  1. Выдача органом заключения без проведения соответствующей проверки – если вычет составляет менее 3 млн. рублей, то проведение выездной проверки необязательно.
  2. Подача новой уточненной декларации, при которой проверка по первоначальной декларации (на возмещение НДС) аннулируется. По истечении некоторого времени мошенники заявляют, что никто из организации уточненную декларации не подавал, а арбитражный суд, скорее всего, примет позицию налогоплательщика.
  3. Повторная просьба о возмещении НДС при использовании данных другого юридического лица.

При осуществлении экспорта

  1. Если товар, который заявлен в декларации фактически не вывозился за пределы границы РФ, а реализовался внутри страны, а вся документация была сфальсифицирована – для чего используются фирмы-однодневки и поддельные печати.
  2. Недостоверно заполняемая таможенная декларация, в которой показываются большие, чем на самом деле, цены, при этом сам товар прогоняется через ряд контрагентов, а стоимость в итоге вырастает в пять или более раз.
  3. Использование заменяющего товара, либо «задвоение».

Признаки фиктивных данных

Существует ряд признаков, по которым можно распознать фиктивные данные при осуществлении налоговой проверки.

В отношении лица, возглавляющего организацию, это может быть его массовая регистрация в качестве директора той или иной фирмы, не осведомленность касаемо сферы деятельности предприятия, внутреннего распорядка, кадрового состава, несоответствие подписей.

Признаки фиктивной фирмы могут быть выражены в недавней регистрации или вовсе фактическом отсутствии её по месту нахождения, отсутствия вложений и затрат на работу офиса, маленький штат сотрудников. Также распространенной ситуацией является регистрация по массовому адресу – в большом офисном здании.

О том, что сделка скорее всего является частью схемы может свидетельствовать зависимость юридических лиц друг от друга – дочерней и материнской компании, к примеру, или лица, зарегистрированного на имя близких родственников, внезапный «уход» фирмы в другую инспекцию непосредственно перед проведением проверки, отсутствие информации по возмещению за предыдущий период.

Фиктивные данные сделок представляют собой поддельные отсутствие реального движения товаров, денежных средств по счетам, оборудования на складе, либо экспорта.

Полномочия налоговых органов

При подозрении в том, что организация старается незаконно получить денежные средства, основной задачей органов становится формирование доказательной базы.

В связи с чем проводятся проверки и используется ряд правовых средств, посредством которых инспекторы получают необходимые им сведения.

Например:

  1. сотрудники службы могут запрашивать сведения об открытых счетах;
  2. об участниках общества, прошедших налоговых периодах, запрашивать сведения из кредитных организаций о наличии денежных средств на расчетных счетах;
  3. производить допрос бухгалтеров и директоров;
  4. других сотрудников;
  5. проводит осмотры складов;
  6. помещений;
  7. занимаемых организацией;
  8. попросить предоставить договора;
  9. счета-фактуры;
  10. документов производственного учета.

О классификации сделок международного лизинга, узнайте по ссылке.

О лизинге по государственной программе. Подробнее тут.

Таким образом, незаконное возмещение НДС представляет собой серьезное нарушение закона и влечет за собой серьезные последствия в виде наказания лишения свободы. Указанное преступление является результатом деятельности высококвалифицированных специалистов, что затрудняет его выявление.