Правовой статус и функции Банка России

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 27 ноября 2018 года.

Полномочия цб рф как эмиссионного центра

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.

Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.

Читайте так же:  Сделка договор гк рф

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.

Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

  • участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  • процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  • правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

  • эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
  • банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
  • банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
  • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
  • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов.

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

Деятельность Центрального банка России регламентируется Федеральным законом от 27.06.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
  • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
  • устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
  • осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
  • выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
  • регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
  • организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
  • в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк – это эмиссионный банк, выполняющий регулирующие функции в рыночной экономике. Получение прибыли не является целью его деятельности, то есть это не коммерческий банк. К основам его деятельности: относятся: поддержание устойчивости курса и платежеспособности национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, укрепление банковской системы, обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота страны. ЦБ РФ обладает монопольным правом эмиссии наличных денег и организует денежное обращение, является органом банковского регулирования и надзора, органом валютного регулирования и контроля, участвует в разработке и реализует государственную денежно-кредитную политику.

Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется как прямыми, административными, так и косвенными, экономическими методами. К первым относится лицензирование банковской деятельности, установление регулирующих нормативов, лимитов и квот, правил проведения банковских операций, форм и сроков отчетности. Ко вторым можно отнести методы, регулирующие спрос и предложение денежных средств на финансовом рынке: установление официальной учетной ставки Центрального банка, норм обязательного резервирования, рефинансирование коммерческих банков, операции Банка России на открытом рынке. Студенты должны хорошо ориентироваться в разнообразии применяемых методов регулирования и понимать механизм их воздействия на деятельность коммерческих банков.

Деньги, кредит, банки

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Центральный Банк как эмиссионный центр государства

Изначально банки выполняли весь набор присущих им функций (посредничество в кредите и платежа; мобилизация доходов и сбережений населения и превращение их в капитал; создание кредитных денег). Каждый из банков осуществлял эмиссию своих банкнот, которые и обращались в сфере влияния банка, что создавало трудности для развития рыночных отношений.

Постепенно из общей массы банков выделился один наиболее крупный, сфера обращения банкнот которого определялась национальными границами. Т.о. эмиссия постепенно централизуется. Со временем этот банк начинает оказывать поддержку правительству страны и другим банкам. На этом этапе госвласть узаконивает положение этого банка как Центрального Банка и его монопольное право на эмиссию банкнот. В 20 же веке Центральный Банк повсеместно превращается в орган денежно-кредитного регулирования экономики, и происходит массовая национализация ЦБ.

Важнейшей функцией ЦБ является эмиссия банкнот, на проведение которой ЦБ имеет монопольное право. Она осуществляется им в порядке проведения своих активных операций, что определяет характер обеспечения банкнотной эмиссии. Ее непосредственным обеспечением выступают совокупные активы ЦБ. При этом независимо от специфики законодательства в разных странах в качестве обеспечения эмиссии в современных условиях выступают золото-валютные резервы, ценные бумаги (корпоративные облигации и коммерческие векселя), а также кредиты банков, обеспеченные ценными бумагами.

Т.к. ЦБ обладает монопольным правом эмиссии, он берет на себя выполнение такой функции, как банк банков, что означает осуществление ЦБ кредитно-расчетного обслуживания банков и выполнение для них всего набора операций, который они выполняют для своих клиентов.

Тот факт, что ЦБ монопольно сосредотачивает в своих руках эмиссию банкнот, обуславливает структуру его пассивов, подавляющую часть которых составляют банкноты в обращении.

Все это обуславливает и специфику задач, решаемых ЦБ: не получение прибыли, но решение стратегических проблем государственного значения – обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции, поддержание стабильности кредитной банковской системы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ» в других словарях:

Центральный банк — Банк Англии (Великобритания, Лондон) … Википедия

Центральный Банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В различных… … Википедия

Центральный Банк РФ — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания … Википедия

Центральный банк РФ — Центральный банк Российской Федерации Штаб квартира Москва, Российская Федерация Дата основания … Википедия

Центральный банк — (central bank) Банк, который оказывает финансовые и банковские услуги правительству и коммерческой банковской системе своей страны, а также проводит в жизнь государственную денежно кредитную политику. Основными функциями центрального банка… … Финансовый словарь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК — (central bank) Банк, который контролирует объем денежной массы в стране и проводит денежно кредитную политику. Он выступает в роли банка других банков и кредитора последней инстанции (lender of last resort). В некоторых странах, включая… … Экономический словарь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК, орган государственного денежно кредитного регулирования экономики (см. ЭКОНОМИКА), наделенный правом монопольно эмитировать банкноты, регулировать денежное обращение, контролировать кредитные организации (банковский надзор),… … Энциклопедический словарь

центральный банк — Банк, который оказывает финансовые и банковские услуги правительству и коммерческой банковской системе своей страны, а также проводит в жизнь государственную денежно кредитную политику. Основными функциями центрального банка являются следующие:… … Справочник технического переводчика

Центральный Банк — (central bank) Банк, который оказывает финансовые и банковские услуги правительству и коммерческой банковской системе своей страны, а также проводит в жизнь государственную денежно кредитную политику. Основными функциями центрального банка… … Словарь бизнес-терминов

Центральный банк — (Central bank) — основное учреждение кредитно денежной системы; наделен монопольным правом эмиссии платежных средств, регулирования денежного обращения, надзора за деятельностью кредитных организаций, государственного валютного… … Экономико-математический словарь

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (ЦБ) — основное звено денежно кредитной системы государства, банк, создаваемый правительством для регулирования обращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты, наделенный монопольным правом выпуска банкнот и регулирования деятельности … Юридическая энциклопедия

Функции центральных банков

Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование функций центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны.

Функция происходит от латинского слова — исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение. Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед пей. 15 связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность любых центральных банков, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.

В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.

Для решения перечисленных задач центральный банк выполняет ряд функций.

Эмиссионная функция

Старейшая функция центрального банка — функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот, т.е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией центрального банка понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты, как уже излагалось, составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в каждом центральном банке есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет. О монополии на безналичную эмиссию речь не идет. Однако когда говорят об эмиссии, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств для увеличения совокупного денежного оборота. Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Как уже излагалось, коммерческие банки могут «создавать депозиты» и, следовательно, денежную массу в процессе депозитно-ссудной эмиссии. Но если коммерческие банки «создают деньги» для развития своих операций, то центральный банк делает это в целях либо регулирования ликвидности банковской системы, либо поддержания курса национальной валюты (путем покупки иностранной), либо для финансирования бюджетного дефицита (на основе кредитования правительства или покупки его долговых обязательств).

Банкноты центрального банка являются неограниченно законным платежным средством, и нет других структур, которые бы заменили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внутри страны. Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у последнего монеты по номиналу, а разница между номиналом и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные центральным банком монеты идут в обращение вместе с банкнотами. Практически не осталось развитых стран (кроме Бельгии и США), где сохраняется даже формальное деление на казначейские и банковские билеты. В Великобритании, например, оно было отменено 60 лет назад.

На банкнотах большинства стран не указывается, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами центрального банка, но это отражается в публикуемых ими балансах. Обеспечением выступает актив центрального банка, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг и кредиты банкам под залог ценных бумаг. В отдельных странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу. Нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы бумажной эмиссии. Уникальные методы ограничения банкнотной эмиссии использует Швейцария, центральный банк которой может выпускать банкноты под ценные бумаги с оставшимся сроком погашения не более двух лет. Иными словами, обеспечивать эмиссию может масса краткосрочных облигаций государства и корпораций. Швейцарский порядок банкнотной эмиссии был бы обычным, если бы федерация и кантоны по закону не были бы обязаны финансировать бюджетный дефицит преимущественно на долгосрочной основе, а особенности налогообложения доходов по ценным бумагам не обусловливали бы очевидную невыгодность выпуска краткосрочных ценных бумаг частными институтами. Таким тонким косвенным механизмом и ограничивается размер банкнотной эмиссии в этой стране.

Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны. Только в Великобритании сделано исключение для Шотландии и Северной Ирландии. В Объединенном Королевстве крупнейшие коммерческие банки Шотландии и Северной Ирландии уполномочены осуществлять денежную эмиссию, но при этом выпускаемые ими банкноты должны на 100% быть обеспечены депонированными в Банке Англии денежными средствами или его банкнотами. Некоторые особенности осуществления эмиссии имеются и в США. Федеральные резервные банки, входящие в Федеральную резервную систему США, имеют право выпускать новые банкноты и изымать из обращения изношенные денежные знаки.

Центральный банк, его статус и функции.

Особое место в кредитно-банковской системе современных стран занимает центральный банк. Он является её главным звеном, обеспечивающим проведение денежно-кредитной политики, а также выполняющим другие важнейшие государственные функции.

Статус центрального банка. Во всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны.

Во-первых, центральный банк — это эмиссионный центр, осуществляющий выпуск в обращение банкнот и регулирующий безналичную эмиссию денежных обязательств коммерческих банков.

Во-вторых, центральный банк — это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, (т.к. являясь эмиссионным центром, он априори не может стать банкротом по обязательствам в национальных деньгах). Это позволяет центральному банку выступать в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать их банкротства).

В-третьих, центральный банк представляет общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка.

Помимо этого, центральные банки, как правило, выступают в роли банкира и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и пр. Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом.

Капитал центральных банков может принадлежать как государству, так и частным акционерам, причем это может быть как унитарная, так и смешанная форма собственности. В большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Однако, вне зависимости от того, являются ли собственниками центрального банка частные капиталы (например, ФРС, Швейцарский национальный банк), или государство, цели, задачи и функции центрального банка всегда определяются интересами общества. Статус центрального банка, его цели, задачи, а также выполняемые функции, как правило, закреплены законодательно (законы о центральном банке, устав центрального банка и пр).

Подходы к оценке независимости центрального банка. Одним из ключевых принципов функционирования центрального банка, определяющих степень эффективности его деятельности, является согласованность политики в денежно-кредитной сфере с экономической политикой правительства. Понятно, что в наиболее общем виде политика центрального банка как государственного органа должна соответствовать общеэкономической политике, проводимой в стране.

В то же время правительство не может и не должно безгранично влиять на деятельность центрального банка, особенно при решении вопросов эмиссионного кредитования дефицита бюджета. В наиболее общем виде проблема независимости центрального банка от исполнительной власти (правительства) — это проблема согласования бюджета налоговой и денежно-кредитной политики государства.

Центральный банк, являясь монополистом в эмиссионной деятельности, в определенном смысле обладает неограниченными возможностями в сфере денежного предложения. В свою очередь, в практической плоскости ориентиром эмиссии выступает уровень реального спроса на деньги. Правительство же, озабоченное в том числе социальными приоритетами, может допустить превышение своих расходов над доходами. И если центральный банк будет являться всего лишь агентом правительства на финансовом рынке, то эмиссионное покрытие таких расходов вызовет всплеск инфляции. В результате это подорвет доверие к политике центрального банка и банковской системе в целом, что вызовет отток депозитов и трансформацию их в альтернативные формы финансовых и нефинансовых активов (неорганизованные сбережения, недвижимость и пр.). Все это приведет к снижению реальных денежных остатков нефинансового сектора (денег в банковских депозитах) и, как следствие, к падению кредитно-инвестиционного потенциала национальной банковской системы. Считается, что чем выше степень независимости центрального банка, тем более стабильным является денежный оборот.

В западноевропейских странах, где исторически более высокая степень независимости центрального банка от правительства, относительно низкие темпы инфляции определяются прежде всего, общим уровнем экономического развития, рыночной сбалансированностью хозяйства. Поэтому было бы неверным определять независимость центрального банка в качестве основного антиинфляционного фактора. Бесспорно, если ведущей является монетарная инфляция, то независимость центрального банка будет способствовать противодействию этому процессу. Если же, напротив, ведущими являются немонетарные факторы, то эффективное согласование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, возложено, будет более предпочтительным.

Поэтому не следует понимать независимость центрального банка от правительства в абсолютном смысле. Центральный банк – это государственный орган и он является проводником государственной экономической политики. Поэтому в той мере, в которой согласованность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики не противоречит интересам стабильности денежного обращения, эффективное взаимодействие всегда предпочтительнее формальной независимости.

Под независимостью понимают ее две составляющие: политическую и экономическую.Условиями политической независимости являются определение порядка назначения и освобождения от должности руководящих органов центрального банка, определения сроков пребывания их в должности, подотчетности законодательной (или исполнительной) власти и пр. Важнейшим критерием политической независимости является процедура назначения и сроком пребывания в должности управляющего центрального банка и членов правления. Здесь наибольшая независимость предполагается в случае наличия законодательной возможности для назначения главы центрального банка Правлением банка или законодательной властью (парламентом). Кроме того, чем дольше срок пребывания в должности управляющего и членов Правления, тем более независим центральный банк (для примера, председатель Совета управляющих ФРС США и его члены назначаются президентом с одобрения конгресса США на 14 лет).

Экономическая независимость предполагает самостоятельность в проведении той или иной денежно-кредитной политики, в принятии решений о выделении кредитов правительству (иначе, наличие формальных правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику). Основным критерием экономической независимости является возможность законодательного изменения статуса центрального банка с позиции финансирования государственного бюджета (чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается его независимость от исполнительной власти). Определение целей, а также процедуры формирования и реализации денежно-кредитной политики также определяют экономические аспекты независимости. Общепризнанным считается, что чем меньше целей денежно-кредитной политики и (или) ниже степень их конфликтности, тем более независим центральный банк. В свою очередь, если определяющее значение («решающий голос») в процессах формирования и реализации денежно-кредитной политики имеет центральный банк, то это также свидетельствует в пользу его независимости.

Важное значение имеет и тот аспект, имеют ли право исполнительные органы контролировать бюджет центрального банка. Как правило, во многих странах мира значительная часть прибыли центрального банка перечисляется в государственный бюджет, однако прибыль, остающаяся в распоряжении центрального банка, в большинстве случаев распределяется самостоятельно.

Ещё одним критерием экономической независимости является законодательное ограничение кредитования дефицита бюджета: чем более затруднено кредитование правительства со стороны центрального банка, тем, соответственно, он более независим.

Однако, центральный банк как государственный орган, не может быть полностью независим от правительства. Речь идет только об относительной самостоятельности, обеспечивающей устойчивость национальных денег при одновременной денежно-кредитной поддержке экономической политики государства. Это означает, что в долгосрочной перспективе деятельность центрального банка всегда определяется основными приоритетами общеэкономической политики, проводимой в стране.

Функции центрального банка. Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляется через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности – поддержание стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.

Среди всего многообразие функций, выполняемых центральным банком, выделяют основные функции, направленные на достижение целей деятельности центрального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие и обслуживающие.

К регулирующим функциям относят, прежде всего, функции, связанные с реализацией денежно-кредитной политики:

· монопольная эмиссия банкнот;

· регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков;

· управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики;

Контрольные функции включают в себя:

· контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);

· осуществление валютного контроля.

К обслуживающим функциям относят:

· выполнение роли финансового агента Правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование Правительства по банковским вопросам и др.);

· организация расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей центрального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка.

Основной регулирующей функцией центрального банка является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает в себя:

· определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране;

· выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;

· проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д.

Функция монопольного регулирования денежной эмиссии — это функция монопольной эмиссии банкнот, так и регулирования безналичной эмиссии коммерческих банков.

Под монопольной эмиссией банкнот понимают налично-денежную эмиссию, для выполнения которой в каждом центральном банке есть специальные подразделения осуществляющие эмиссионно-кассовое регулирование. Однако, реализация центральным банком эмиссионной функции в том числе предполагает пополнение каналов денежного обращения путем регулирования безналичной эмиссии (для целей регулирования ликвидности банковской системы, или стабилизации национальной денежной единицы, или кредитования правительства).

Обеспечением наличных денег (банкнот) служат актив центрального банка (золотовалютные резервы, государственные ценные бумаги и прочие активы). Обеспечением безналичной эмиссии служат активы коммерческих банков. В результате обеспечением всей официальной денежной массы, обращающейся в экономике, служат активы банковской системы в целом (центрального и коммерческого банков).

Центральный банк являет функцию «банка банков». Это означает, что центральный банк, выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Являясь «банком банков», центральный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности. Значимость этого существенно возрастает в периоды нестабильности финансового рынка, когда высока вероятность массового оттока депозитов и возникновения системного банковского кризиса. Учитывая же, что центральный банк обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, данное свойство и определяет его роль «кредитора последней инстанции».

Центральный банк, выполняет и другие расчетные функции –является центром платежной системы, организует и координирует расчеты как на национальном, так и на международном уровне, осуществляет расчеты для своей клиентуры (юридических и физических лиц), определенной законодательством. Центральный банк обеспечивает надежность и стабильность национальной банковской системы, а также своевременное и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей.

Функция банкира и финансового агента правительства также является важнейшей функцией центрального банка. Центральный банк выступает как «кассир» и «банкир» правительства, обеспечивает эффективное управление его активами (размещение и погашение государственных ценных бумаг). В ряде стран, например, в США эту функцию ФРС осуществляет совместно с коммерческими банками. В других странах (например, в Италии) эта обязанность полностью лежит на центральном банке.

Центральные банки могут выполнять функцию банковского надзора за деятельностью коммерческих банков. Характер реализации данной функции в разных странах существенно отличаются друг от друга, однако везде основной целью является защита интересов кредиторов и вкладчиков национальной банковской системы. Банковский надзор может находиться исключительно в ведении центрального банка или осуществляться совместно с другими законодательно определенными надзорными органами. В некоторых странах (Канада, Норвегия) эту функцию осуществляет не центральный банк, а специальные надзорные органы.

Функцией центрального банка является функция валютного регулирования. Ее значимость определяется, как правило, уровнем развития экономики, состоянием валютно-экономического положения страны. Так, в странах с переходной экономикой с неустойчивым платежным балансом валютному регулированию подлежит широкий круг внешнеэкономических операций. Это связано с необходимостью контроля за поступлением и расходованием иностранной валюты. В отличие от этого, в развитых странах значимость этой функции несколько ниже, так как стратегией их является направление на либерализацию валютного регулирования и контроля.

Функция управления золотовалютными резервами, всегда была присуща центральным банкам. После отмены «золотого стандарта» центральные банки осуществляют эту функцию для формирования резервных активов (т.е. гарантийно-страхового фонда) в международных расчетах. В настоящее время, золотовалютные резервы, не являясь основной эмиссионных операций, тем не менее значимы для целей покрытия дефицита платежного баланса, поддержания курса национальной валюты.

Читайте так же:  Порядок заполнения листа д1 3-ндфл за 2018 год