Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана труда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Охрана труда

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Охрана труда

Формы документов: Охрана труда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 207-ФЗ “О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 5 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30, ст. 4590; 2016, N 18, ст. 2508) следующие изменения:

1) статью 366 изложить в следующей редакции:

«Статья 366. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.»;

2) статью 367 изложить в следующей редакции:

«Статья 367. Федеральный государственный энергетический надзор

Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.».

Москва, Кремль
19 июля 2018 года
№ 207-ФЗ

Обзор документа

Уточнено, что госнадзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках федерального госнадзора в области промышленной безопасности.

Госнадзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, возложен на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.

Таким образом, внесенными поправками исключаются дублирующие полномочия Роструда и Ростехнадзора.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 3 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2018 года

Статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.».

Абзац первый пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2015, N 29, ст. 4359; N 45, ст. 6208; 2016, N 18, ст. 2508; N 26, ст. 3865) после слов «нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований» дополнить словами «по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, требований», после слов «(далее — обязательные требования),» дополнить словами «а также правилами по охране труда,».

Часть 1 статьи 4.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2016, N 18, ст. 2508) после слов «нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований» дополнить словами «по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований», после слов «(далее в настоящей статье — обязательные требования),» дополнить словами «а также правилами по охране труда,».

В пункте 5 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 1, ст. 28) слова «безопасных условий труда,» исключить.

В части 7 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 18, ст. 2512) слова «могут быть использованы» заменить словами «могут использоваться».

Москва, Кремль
19 июля 2018 года
№ 208-ФЗ

Обзор документа

Внесенные изменения направлены на исключение дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда.

Уточнены некоторые вопросы производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

К федеральному государственному энергетическому надзору отнесен надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

Скорректированы нормы о специальной оценке условий труда. В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут использоваться результаты аналогичных процедур, совершенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Законы, вступающие в силу 30 июля

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Уточняются полномочия Минэнерго России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения в части, касающейся разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения.

Также вводиться административная ответственность за нарушение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации в городах федерального значения, поселениях и городских округах. Кроме того, предусмотрена также ответственность и за неразмещение информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Прокуроры получили право обращаться в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации в медицинскую организацию граждан, страдающих психическими расстройствами или туберкулезом.

Также прокурор может вступать в судебный процесс и давать заключение по административному делу в случаях, предусмотренных не только Кодексом административного судопроизводства РФ, но и другими федеральными законами.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

За Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фондом кино) закреплен статус постоянного оператора Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

Изменения вносятся в федеральные законы «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поправки касаются полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный энергетический надзор и государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в сфере охраны труда.

Кроме того, в федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О специальной оценке условий труда» вносятся изменения, предусматривающие возможность использования результатов одной процедуры при осуществлении другой.

Федеральный закон от 19.07.2018 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда»

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ, направлены на совершенствование контрольно-надзорных полномочий в сфере охраны труда. Исключается дублирование полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

Ростехнадзор будет осуществлять государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах, а также по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде перспективных исследований»

Расширены возможности Фонда перспективных исследований по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности. Также установлено, что Фонд имеет право передать полномочия по распоряжению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по согласованию с ними.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 205-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Подозреваемый по уголовному делу имеет право получить копию постановления о возбуждении уголовного дела независимо от того, возбуждено ли дело в отношении него или по факту совершения преступления.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

Члены общественной наблюдательной комиссии получили право осуществлять кино-, фото- и видеосъёмку при посещении мест принудительного содержания в целях фиксации нарушений прав содержащихся там лиц.

Также перечень мест принудительного содержания, в которых может осуществляться общественный контроль, дополнен судебно-психиатрическими экспертными медицинскими организациями и медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 196-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении»

Договором, подписанным в Москве 19 декабря 2017 года, регулируются вопросы получения социальных выплат гражданами РФ и Республики Сербия, а также членами их семей, имеющими место жительства на территории одной из стран.

Новое в охране труда в 2018 году в России

Нас ждет немало изменений по охране труда в 2018 году. Министерство труда совместно с Министерством здравоохранения подготовило так называемую «Дорожную карту». В ней содержатся проекты поправок в ТК РФ, ФЗ и в другие нормативные акты по охране труда. Мы собрали их для вас в удобную таблицу.

Читайте в нашей статье:

Охрана труда 2018 – новые правила

Новости охраны труда в законодательной сфере появляются каждый год, и в этот раз исключений тоже не предвидится. Ниже вы можете ознакомиться с полным текстом приказа от утверждении «дорожной карты» на 2018 год и найти немало нововведений в законодательстве по ОТ. Предложенная правительству «Дорожная карта» предполагает ряд изменений в действующих документах и принятие новых нормативных документов по охране труда в 2018 году.

Мы собрали для вас все изменения законодательства в таблицы, удобные в использовании. Вы можете скачать их и распечатать, или сохранить на своем компьютере.

Скачайте документы из статьи:

Изменения в законодательстве по охране труда в 2018 году

Вступление в силу

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080

Инспекция труда при плановых проверках предприятий, которые отнесли к категории умеренного риска, начинает использовать проверочные листы

1 января 2018 г.

Приказ Минприроды России от 6 июня 2017 г. № 273

Должны применяться методы расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе

1 января 2018 г.

Приказ, Правила по охране труда Минтруда России от 28 июля 2017 г. № 601н

Вступают в силу Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества

17 февраля 2018 г.

Приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2017 г. № 486

Начнут действовать Правила безопасности опасных производственных объектов подземных хранилищ газа

16 марта 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. № 1524

Водители начнут использовать светоотражающую спецодежду при остановке вне населенных пунктов

18 марта 2018 г.

Приказ Минтруда России от 23 ноября 2017 г. № 805н

Разрешено не указывать в трудовом договоре нормы смывающих средств. Прекратит действовать обязанность фиксировать выдачу мыла сотрудникам, которые работают с легкосмываемыми загрязнениями

Приказ Ростехнадзора от 17 ноября 2017 г. № 485

Вступят в силу Правила безопасного ведения газоопасных‚ огневых и ремонтных работ

Пункты 9 и 24 Стандарта безопасности труда. «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», который был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н

Внесение изменений в Стандарт для смывающих и обезвреживающих веществ, который необходим для защиты работников от химического воздействия

2-й квартал 2018 года

Пункт 8 Методики проведения специальной оценки условий труда, представленной в Приложении №1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н

Изменение процедуры действий в случае, если по результатам спецоценки на рабочем месте не было выявлено никаких вредных/опасных производственных факторов

2-й квартал 2018 года

Пункт 5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, представленной в Приложении №4 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н

Изменения правил заполнения раздела 3 Отчета о проведении спецоценки

2-й квартал 2018 года

Перечень вредных/опасных факторов и видов работ, подлежащих обязательным медосмотрам, который представлен в Приложении № 8 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н

Внесение изменений в Перечень вредных/опасных факторов производства, а также видов работ, для проведения которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

2-й квартал 2018 года

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Разработка порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда взамен существующего порядка 1/29

2-й квартал 2018 года

Охрана труда в схемах и таблицах

Изменения в законодательстве по охране труда, вступившие в силу в 2017 году

Вступление в силу

Приказ Минтруда России от 29.04.2016 г. № 201н о внесении изменений в Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н

1 января 2017 года.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.05.2016 № 81 об утверждении СанПин 2.2.4.3359-16

Утверждение новых санитарно-эпидемиологических требований к физическим факторам на рабочих местах

1 января 2017 года

Новые федеральные законы:

Внесение изменений в процедуру независимой оценки квалификации

1 января 2017 года

Утверждение новой формы 4-ФСС, по которой оформляется расчет по взносам на обязательное социальное страхование

1-го квартала 2017 года

Утверждение типовой формы трудового договора для микропредприятий

1 января 2017 года

Обязанность надзорных органов в ряде случаев объявлять работодателям предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований

22 февраля 2017 года

Новые требования к заполнению путевого листа

26 февраля 2017 года

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

5 марта 2017 года

2 мая 2017 года

Положение об ответственных работниках по гражданской обороне

14 июля 2017 года

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

6 августа 2017 года

Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов

27 августа 2017 года

Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах

Читайте так же:  Экспертиза обуви спб

30 августа 2017 года

Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности

1 ноября 2017 года

Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением

1 декабря 2017 года

Изменения в Трудовом кодексе в 2018 году

Изменения ТК РФ в 2018 году предстоят глобальные, поскольку Минтруд разработал проект поправок в Х раздел Трудового кодекса «Охрана труда». Готовятся и другие важные исправления. Для вас мы собрали их в таблицу.

Изменения в ТК РФ в 2018 году

Раздел X Трудового кодекса РФ

  1. Новые требования к специалисту по охране труда
  2. Новые обязанности работодателя
  3. Запрет на работу в опасных условиях
  4. Ограничения применения вредных и опасных веществ
  5. Новый порядок расследования несчастных случаев

Статья 58 Трудового кодекса РФ

Снятие избыточных требований к процедуре заключения трудового договора

4-й квартал 2018 года

Статья 84.1 Трудового кодекса РФ

Изменение процедуры прекращения трудового договора

4-й квартал 2018 года

Статья 140 Трудового кодекса РФ

Изменения в сроках расчета в случае прекращения трудового договора

4-й квартал 2018 года

Разработка законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»

Изменение и актуализация обязательных требований

4-й квартал 2018 года

Изменения в трудовом законодательстве в 2017 году

Для сравнения мы предлагам ознакомиться с изменениями, произошедшими в ТК в 2017 году.

Вступление в силу

Новый федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ

Новая глава 48.1, которая дополнительно регулирует особенности работы микропредприятий

1 января 2017 года

Дополнение к перечню документов, обязательных при приеме на работу

1 января 2017 года

Новый федеральный закон от 18.06.2017 № 125-ФЗ

Изменения в статьях 93, 101, 108, 152, 153, касающихся нормирования рабочего дня, перерывов, оплаты сверхурочной работы и работы в выходные и праздники

19 июня 2017 года

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Цели работы по усовершенствованию законодательства по охране труда

Все новое в охране труда в 2018 году, как и раньше, направлено на то, чтобы обеспечить соблюдение прав работников в этой сфере, снизить уровень травматизма на производстве и, в конечном итоге, улучшить условия, в которых работают люди. Дополнительно изменения в законодательстве по охране труда в 2018 году регулируют аспекты, не имеющие прямого отношения к охране труда, но являющиеся исключительно важными: заключение и расторжение трудового договора, а также разграничение функций федеральных надзорных органов. Будем надеяться, что новые законы по охране труда в 2018 году помогут сделать еще один шаг вперед в деле регулирования этой непростой сферы трудовых отношений.

  • Самое важное, что нужно знать о проверках ГИТ
  • Ожидания и реальность: как проходят проверки по чек‑листам
  • Как провести периодический медосмотр
  • Как результаты СОУТ помогут выполнить требования закона и упростить себе работу
  • Проверьте готовность предприятия к проверке по гражданской обороне
  • Алгоритм: как составить нормы выдачи СИЗ для своей организации

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

На проведение
СОУТ осталось дней

Спецоценка быстро и экономично по готовому алгоритму Минтруда

  • Основы охраны труда
  • Нормативные документы по охране труда
  • Новое в охране труда в 2018 году в России
  • Профстандарт специалиста по охране труда
  • План мероприятий по охране труда на 2018 год
  • Журналы по охране труда
  • Вводный инструктаж по охране труда
  • Обучение по охране труда
  • Целевой инструктаж по охране труда
  • Первичный инструктаж на рабочем месте
  • Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
  • Группы по электробезопасности
  • Промышленная безопасность
  • Инструктаж по электробезопасности
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Приказ № 302н о прохождении медосмотров
  • Вводный инструктаж по гражданской обороне
  • Психиатрическое освидетельствование
  • Медицинское освидетельствование
  • Нормы выдачи СИЗ 2018

© 2011–2018 ООО «МЦФЭР»

Журнал «Справочник специалиста по охране труда» — информационный портал для руководителей и специалистов по охране труда.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Справочник специалиста по охране труда».

Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Справочник специалиста по охране труда» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64191 от 25.12.2015.

Федеральный закон об охране труда

Закон об основах охраны труда в Российской Федерации: основные положения, анализ, текст на скачивание.

Из этой статьи вы узнаете:

ФЗ-181 об основах охраны труда в Российской Федерации – статус на 2018 год

Скачайте документы из статьи:

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

181-ФЗ более 7 лет устанавливал государственные требования в сфере охраны труда. Если проанализировать его положения, бросается в глаза их универсальность. В рамках одного нормативного акта устанавливались не только требования по ведению охраны труда в организации. Закон ссылался на конкретные рекомендации, чего нет сейчас в ТК РФ.

В ФЗ об основах охраны труда были размещены статьи о привлечении к ответственности за нарушения требований ОТ. Таким образом, он подменял собой не только целый раздел нынешнего Трудового кодекса РФ, но и Кодекса об административных правонарушениях в части нынешней статьи 5.27.1, а также Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ.

К преимуществам федерального закона по охране труда можно отнести требования к работодателю в части взаимодействия с профсоюзными органами. Также жестким было требование по формированию комиссии по охране труда, которая должна была создаваться при наличии лишь 10 человек в организации и участвовать в планировании финансирования и обосновании затрат на ОТ, и т.п.

Сейчас же в ст. 218 ТК РФ указано, что комиссия создается только по инициативе или работников, или администрации, при этом – на паритетной основе. Нынешний Трудовой Кодекс не так категоричен к работодателю. Комиссию можно не создавать вообще, если нет обращений от сторон трудового партнерства.

Федеральный закон 181-ФЗ был принят Госдумой 23 июня 1999 года и утратил силу 5 октября 2006 года.

Перечень действующих законодательных актов, регулирующих сферу охраны труда, смотрите в статье>>>

Сфера применения ФЗ по охране труда

Федеральный закон об охране труда распространялся на все организации, с любой формой собственности – государственной, коммерческой или некоммерческой. Все предприятия, будь то производственный кооператив, бюро по оказанию услуг или магазин, независимо от направления деятельности и численности работающих, обязаны были его соблюдать.

Как и Трудовой Кодекс РФ, закон № 181-ФЗ не разделял своё действие на государственные и негосударственные формы собственности, но при этом в нем не были отражены особенности работы медиков, спортсменов и госслужащих.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Основные положения закона по охране труда и технике безопасности и ТК РФ

В ст. 15 закона были установлены требования к работнику по обеспечению охраны труда. 214 статья Трудового кодекса, на первый взгляд, полностью идентична 15 статье 181-ФЗ, но при внимательном просмотре обнаруживается, что в ТК расширено понятие обязательного медосмотра, предоставлено право на внеочередное обследование, а также регламентировано проведение предрейсового, предсменного, послерейсового, послесменного обследований и обязательного психиатрического освидетельствования.

В 12 ст. 181-ФЗ указано, что в организациях со штатом 100 и менее работников решение о том, нужен или нет специалист по ОТ, принимается администрацией с учетом условий труда и специфики деятельности работодателя. Если же такого специалиста нет, то работодатель должен заключить договор «со специалистами, или организациями, оказывающими услуги в области ОТ». Следовательно, не исключался и договор с физлицом на оказание услуг по ОТ гражданско-правового характера.

В 1999 году не было аккредитации в реестре организаций, оказывающих услуги по ОТ, поэтому предоставлять их могли те организации, которые вписывали в свой ОКВЭД код 74.14 – консультационные услуги в сфере бизнеса.

На сегодняшний день в ТК РФ четко прописаны требования к организации работы по охране труда. В соответствии со статьей 217 на предприятии должен быть назначен специалист или создана служба по ОТ, а не группа или отдел. При этом, по статье 195.3 ТК РФ, наименование служб и должностей должны соответствовать указаниям ст. 217 и профстандарта.

Профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда», утвержденным приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н, допускаются наименования должности – «Специалист по охране труда» или «Специалист в области охраны труда». Никакие другие вариации не допускаются.

В справочной Системе «Охрана труда» читайте рекомендации директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа

В ст. 1 федерального закона об основах охраны труда упоминается незнакомый ныне термин «сертификат безопасности». Очевидно, что имеется в виду не сертификация оборудования или машин. Видимо, в 1999 году шла речь о сертификации производственного процесса. Некоторые инспекторы гострудинспекции запрашивают у работодателя данный сертификат, однако это требование незаконно.

В 215 статье ТК РФ, как и в статье 16 181-ФЗ указано, что «на технологические процессы должны быть получены сертификаты соответствия или декларации о соответствии». Такая формулировка некорректна. В законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ установлено следующее: «Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ». Технологические процессы продукцией не являются. Поэтому сертификата безопасности по ОТ в организации нет, но должен иметься сертификат пожарной безопасности. Это указано в ст. 146 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

Многие организации имеют сертификат по OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012), и это относится к добровольной сертификации. В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании», обязательными являются технические регламенты, а стандарты носят характер добровольного применения (ст.11 Закона РФ «О техническом регулировании от 27.12.2002 г. № 184).

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Статью 20 федерального закона по охране труда заменил нынешний Закон о защите прав предпринимателей № 294-ФЗ. В этой статье были установлены требования к проведению проверок, права и обязанности инспектора ГИТ. В частности, инспектор имел право подать ходатайство в следственные органы о привлечении работодателя к уголовной ответственности. Теперь такое право имеет только суд, и то только при наличии тяжких последствий.

В статье 21 ФЗ указано, что задачами госэкспертизы УТ является подготовка предложений по отнесению предприятия к классу профриска. Как известно, даже сейчас, в феврале 2018 года, организации не знают, к какому классу они отнесены, и где могут получить информацию об этом. Методика оценки профессионального риска все еще находится в стадии разработки.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Ответственность за нарушение требований охраны труда

181-ФЗ предусматривал такую меру ответственности работодателя, как прекращение деятельности. В нынешнем законодательстве такая мера отсутствует, самое большое, чем рискует сегодня организация – это приостановление ее деятельности на 90 суток. По 181-ФЗ решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимал суд по требованию руководителя ГИТ. Для этого ему нужно было заручиться результатами госэкспертизы условий труда.

Федеральный закон №181-ФЗ от 17 июля 1999 г.

((в ред. Федеральных законов от 20.05.2002 N 53-ФЗ от 10.01.2003 N 15-ФЗ))

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно — профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
  • условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
  • вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
  • опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
  • безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
  • рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
  • средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
  • сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) — документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения

1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

  • работодателей;
  • работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
  • членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
  • студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
  • военнослужащих, направляемых на работу в организации;
  • граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

  1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее — требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
  2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
  3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Читайте так же:  Судебная практика взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно — бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

  • определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;
  • определение основ государственного управления охраной труда;
  • разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
  • определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
  • определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;
  • (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
  • организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
  • организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
  • обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
  • координация научно — исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:

  • реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;
  • государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
  • определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
  • организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
  • организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
  • (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
  • передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
  • другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Глава II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;
  • обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
  • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
  • компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

  1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
  2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
  3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
  4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся оплаты времени простоя, см. статью 157 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

  • В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
  • В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
  • Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

    1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
    2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов.

    Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    Статья 11. Государственное управление охраной труда

    1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
    2. Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
    3. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
    4. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

    Статья 12. Служба охраны труда в организации

    1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
    2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

    При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

  • Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.
  • Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда

    1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
    2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

    Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

    1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
    2. Работодатель обязан обеспечить:
    • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
    • применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    • режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
    • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
    • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
    • проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
    • недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
    • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    • предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
    • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    • расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • санитарно — бытовое и лечебно — профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
    • беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
    • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • ознакомление работников с требованиями охраны труда.
    Читайте так же:  Размер пособия по безработице зависит от

    Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда

    • соблюдать требования охраны труда;
    • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
    • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

    Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

    1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.
    2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
    3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
    4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно — гигиеническая, медико — биологическая) оценка которых не проводилась.
    5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
    6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

    Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

    1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

    Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда

    1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
    3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
    4. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
    5. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

    1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
    2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

    средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    добровольных взносов организаций и физических лиц.

  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно — правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
  • В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

    Статья 20. Государственный надзор и контроль

    1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

    2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

    3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

    • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно — правовых форм;
    • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
    • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
    • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
    • предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
    • приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
    • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
    • запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    • привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

    По вопросу, касающемуся полномочий Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, см. статью 23.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Приказом Минтруда РФ от 13.09.2002 N 184 утвержден Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

    4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

    5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

    Статья 21. Государственная экспертиза условий труда

    1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

    2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)

    3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

    Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

    4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

    (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

    5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно — правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

    Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

    1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

    2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

    • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
    • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
    • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
    • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
    • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
    • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
    • осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
    • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
    • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
    • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
    • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

    По вопросу, касающемуся прав профсоюзов в области охраны труда см. также статью 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

    3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

    Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

    Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

    Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    По вопросу, касающемуся ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда, см. статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда

    1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений.

    2. Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд.

    Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

    Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

    Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

    Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Признать утратившими силу:

    Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);

    Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);

    Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346);

    статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

    пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).

    Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

    Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.