ФНС запустила в работу АИС «Налог-3»

Федеральная налоговая служба России разработала правила использования автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3». Благодаря ей налоговики получат возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

ФНС России издала приказ от 14.03.2016 N ММВ-7-12/[email protected], которым утвердила Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»). Эта единая информационная система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

Это значит, что налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

АИС «Налог-3» обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС. На ее основе налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками. Использовать систему могут только специалисты органов ФНС, а также организации, ей подведомственные.

Основные задачи, которые выполняет АИС «Налог-3» состоят в:

упрощении взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и обеспечении «открытости» ФНС;

переводе отношений инспекторов и плательщиков налогов в электронный вид;

создании единого информационного массива;

подключении органов ФНС к новым источникам информации и обеспечении межведомственного взаимодействия;

обеспечении соблюдения регламентных процедур налогового администрирования, а также их качества и сроков реализации;

обеспечении достоверного контроля над налоговой деятельностью организаций, ИП и граждан, за счет создания единого ресурса, в котором содержится вся информацию по каждому отдельно взятому налогоплательщику;

  • обеспечении возможности автоматизированного мониторинга деятельности подразделений ФНС со стороны вышестоящего руководства ведомства.
  • Новая система должна, в первую очередь, обеспечивать максимально полное и оперативное формирование сведений обо всех зарегистрированных в России индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Поэтому налоговики продолжают работу в этом направлении, а бизнесменам необходимо также удвоить бдительность и не допускать ошибок, связанных с исчислением налогов и оформлением документации.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3″)»

    В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:

    1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее — Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

    Положение
    об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)
    (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected])

    I. Общие положения

    1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — АИС «Налог-3»), структуру и основные функции АИС «Налог-3», пользователей АИС «Налог-3», порядок обеспечения доступа к АИС «Налог-3», правовой статус программно-технических средств АИС «Налог-3», правила информационного взаимодействия АИС «Налог-3» с иными информационными системами.

    II. Назначение и задачи АИС «Налог-3»

    2. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

    3. АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

    4. АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

    а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

    б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

    в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

    г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

    д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

    е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

    ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

    з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

    и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

    К дополнительным задачам относятся:

    а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

    б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

    в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

    г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

    д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

    III. Пользователи АИС «Налог-3»

    5. Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются:

    а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее — налоговые органы);

    б) организации, подведомственные ФНС России.

    Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи).

    IV. Основные принципы построения и функции АИС «Налог-3»

    6. Основными принципами построения АИС «Налог-3» являются:

    а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

    б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС «Налог-3», у источника информации;

    в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС «Налог-3»;

    г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС «Налог-3», к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

    д) открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

    е) единство используемых в АИС «Налог-3» терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

    ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС «Налог-3»;

    з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

    Читайте так же:  Требования к огнетушителям на автомобиле

    и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС «Налог-3», за исключением информации ограниченного доступа.

    7. АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

    а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

    б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

    в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС «Налог-3», и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

    г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

    д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

    V. Компонентный состав АИС «Налог-3»

    8. К основным компонентам АИС «Налог-3» относятся:

    а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

    б) децентрализованные компоненты.

    VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС «Налог-3»

    9. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Под информационным взаимодействием АИС «Налог-3» и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС «Налог-3» информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС «Налог-3», а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС «Налог-3».

    10. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС «Налог-3» на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

    При организации взаимодействия АИС «Налог-3» и иных информационных систем применяется, в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

    11. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

    а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС «Налог-3»;

    б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

    г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС «Налог-3», о сбоях и нарушениях в работе АИС «Налог-3» и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

    д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС «Налог-3» и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

    е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС «Налог-3» в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации — обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

    ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

    12. Технологические средства АИС «Налог-3» обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС «Налог-3» включая справочники и классификаторы, используемые АИС «Налог-3».

    Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС «Налог-3», а также порядок их формирования и ведения в АИС «Налог-3» устанавливаются ФНС России.

    Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС «Налог-3», осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

    13. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС «Налог-3», посредством:

    а) аутентификации и авторизации пользователей АИС «Налог-3», осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС «Налог-3»;

    б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

    в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

    г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

    д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

    14. Технические и программные средства АИС «Налог-3» в части защиты информации, содержащейся в АИС «Налог-3», соответствуют:

    а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

    б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

    в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (далее — Постановление N 1119 от 01.11.2012);

    г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (далее — приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);

    д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013. N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

    е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

    ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

    15. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают:

    а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС «Налог-3» для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС «Налог-3» информации;

    б) авторизацию зарегистрированных в АИС «Налог-3» пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;

    в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС «Налог-3»;

    г) возможность поиска и получения пользователями АИС «Налог-3» текстовой информации и агрегированных статистических данных;

    д) разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-3» на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые «налоговым автоматом»;

    е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС «Налог-3», и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;

    ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;

    з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС «Налог-3».

    16. Лингвистические средства АИС «Налог-3» обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС «Налог-3» к содержащейся в АИС «Налог-3» информации на русском языке.

    17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС «Налог-3», а также подсистем АИС «Налог-3», устанавливаются ФНС России.

    Читайте так же:  Сидорин роман юрьевич адвокат

    VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС «Налог-3»

    18. Процесс развития АИС «Налог-3» направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.

    19. Перевод децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:

    а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;

    б) сохранение инвестиций;

    в) обеспечение непрерывности технологических процессов;

    г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;

    д) обеспечение целостности и консистентности данных.

    20. Функции централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3», находящихся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.

    21. При переводе децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:

    а) использование единой нормативно-справочной информации;

    б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;

    в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонентов в централизованные (в федеральное хранилище);

    г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонентов АИС «Налог-3» в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;

    д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;

    е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.

    22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.

    VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС «Налог-3»

    23. Доступ к АИС «Налог-3» предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.

    24. Регистрация в АИС «Налог-3» пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.

    25. В целях организации работы с АИС «Налог-3» пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:

    24.1. Для внешнего взаимодействия:

    а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;

    б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;

    в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС «Налог-3» в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.

    24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:

    а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;

    б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС «Налог-3» на очередной год;

    в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.

    26. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС «Налог-3» для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.

    27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС «Налог-3» осуществляется с использованием специализированных средств управления доступом.

    28. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС «Налог-3» ФНС России.

    29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    30. Доступ к информации, содержащейся в АИС «Налог-3», обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

    IX. Правовой режим программно-технических средств АИС «Налог-3»

    31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

    32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3» приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    33. Совокупность программного обеспечения АИС «Налог-3», а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3».

    Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС «Налог-3» устанавливается приказом ФНС России.

    X. Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3»

    34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС «Налог-3», является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. N 995 Система ЦОД Минфина России.

    35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти, входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.

    XI. Порядок развития АИС «Налог-3»

    36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС «Налог-3», включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утверждаемым приказом ФНС России.

    XII. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3»

    37. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3» регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.

    38. Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

    Техническая поддержка пользователей АИС «Налог-3» осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.

    Обзор документа

    Утверждено положение об автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»).

    Оно определяет назначение и задачи АИС «Налог-3», ее структуру, основные функции и пользователей, а также порядок обеспечения доступа, правовой статус программно-технических средств, правила информационного взаимодействия указанной системы с иными информационными системами.

    АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач ФНС России. Она направлена, в частности, на обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика; создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации; гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации и др.

    Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются налоговые органы и организации, подведомственные ФНС России.

    Доступ к указанной системе предоставляется пользователям с использованием специализированных средств управления доступом.

    Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

    Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Переход налоговых органов на автоматизированную информационную систему нового поколения АИС «Налог-3»

    ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы налогового контроля, в которой все данные хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

    Внедрение АИС «Налог-3» — автоматизированной информационной системы нового поколения — глобальная задача ФНС России на современном этапе развития налогового администрирования.

    Создание единой централизованной системы хранения и обработки информации представляет собой полноценное решение вопроса, связанного с обеспечением эффективного, достоверного и повсеместного налогового контроля на всей территории России.

    Поскольку сегодня акцент делается на формировании клиентоориентированного подхода к взаимодействию с налогоплательщиками, потребовалась смена стратегических установок, технологий, кадровой политики и корпоративного стиля ФНС России.

    Современное общество — информационное. Процесс компьютеризации предоставляет огромному числу людей возможность доступа к надежным источникам информации, избавляет их от рутинной работы и экономит время.

    Читайте так же:  Дпм это договор

    Развитие различного рода систем на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационных технологий и телекоммуникационной связи позволяет все больший объем государственных услуг переводить в электронный вид.

    Уже сегодня мы — налогоплательщики вместо похода в налоговую инспекцию предпочитаем получать необходимую информацию, зайдя на официальный сайт ФНС России или в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или просто позвонив в контактный колл-центр.

    В ближайшем будущем, в связи в том числе с внедрением АИС «Налог-3», мы сможем воспользоваться более полным спектром электронных услуг.

    Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3»

      Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» с точки зрения представителей налоговых органов:
    • исключение дублирования информации, а значит, противоречивости данных: вся работа по налоговому контролю за налогоплательщиками ведется с всегда актуальной и целостной информацией;
    • исключается передача сведений между уровнями (местным, региональным, федеральным) и межинспекционный обмен данными:
    • любые изменения в данных доступны всем налоговым органам незамедлительно;
    • всеми налоговыми инспекторами используется единая централизованная нормативно-справочная информация;
    • автоматизация процедур налогового контроля: значительное сокращение объема ручных операций и, как следствие, существенное повышение аналитического, т.е. предметно-содержательного уровня контроля эффективности деятельности налоговых органов.
      Преимущества новой автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» для налогоплательщиков тоже очевидны:
    • дальнейшее развитие электронных сервисов личного кабинета налогоплательщика еще более повысит уровень удобства, комфортности и оперативности во взаимодействии с налоговым органом;
    • максимальное снижение практически до нуля количества личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов.

    Основная площадка для централизованного функционирования АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне, резервная площадка — московский ЦОД.

    Программное обеспечение для АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС Solaris 10, AIX 7.1, MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

    Только три страны мира до сегодняшнего дня – США, Великобритания и Сингапур – имели столь крупные центры обработки финансовых данных налогоплательщиков. Теперь к ним присоединилась и Россия

    Налоговые инспекторы получают полную базу данных по всем видам налогов, которые начислены и уплачены физическими и юридическими лицами. Когда вся информация доступна в одном месте, то можно сэкономить на камеральных и выездных проверках.

    Концепция ИТ-поддержки процессов налогового администрирования в условиях централизации информационных ресурсов ФНС России

    Асадулаев В.Ю.
    выпускник группы MBA CIO 28А
    Школа IT-менеджмента
    РАНХиГС при Президенте РФ

    В правительственном документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» совершенствование налогового администрирования называется одним из приоритетных направлений налоговой политики государства, источником дополнительных поступлений в бюджетную систему. Без комплексной модернизации налоговых органов поставленная задача обеспечения максимально возможного сбора налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков, представляется не решаемой.

    Одним из ключевых факторов повышения результативности работы службы руководство ФНС России определяет эффективность поддержки процессов налогового администрирования со стороны информационных технологий. Следующим шагом на этом пути становится принятие первым лицом ведомства стратегического решения об инвестировании в принципиально новую автоматизированную информационную систему (АИС Налог — 3), решения, основанного на понимании того, что для реализации поставленных государством задач налоговая служба должна стать сервисной службой, деятельность которой строится на партнерских взаимоотношениях с налогоплательщиками. При этом задачей информационного менеджмента становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС.

    Архитектура действующей автоматизированной информационной системы ФНС России сформирована более 10 лет назад и повторяет трехуровневую структуру ФНС России (ИФНС – УФНС по субъектам РФ – ЦА ФНС). Часть информации со временем была перенесена в Федеральный центр обработки данных (ФЦОД), на ее основе были созданы федеральные информационные ресурсы (ФИР), что позволило ведомству внедрить более двадцати электронных сервисов, которые в настоящее время широко используются налогоплательщиками.

    Однако, нормативно-правовая база налогового администрирования в последнее время претерпевает значительные изменения (лишь некоторые из них: консолидированные группы налогоплательщиков, взаимозависимые лица при трансфертном ценообразовании, новая концепция планирования выездных проверок, введение имущественного налога, предоставление инвестиционного налогового кредита), что требует существенной доработки информационных систем всех уровней налоговой службы с организацией многочисленных механизмов обмена информацией, в том числе межуровневой. Риски потери, дублирования, искажения информации, в том числе, касающейся персональных данных налогоплательщиков и налоговой тайны, увеличиваются с появлением каждой новой задачи, так как существующая архитектура информационных систем и технологическая инфраструктура не соответствуют новым требованиям налогового администрирования.

    Анализ вариантов реализации АИС Налог – 3, как информационной системы, удовлетворяющей современному уровню налогового администрирования, и с учетом перспектив его дальнейшего развития, показал, что предпочтительным является архитектурное решение, основанное на централизации всех информационных ресурсов в Федеральном хранилище данных (ФХД). Взаимодействие основных компонентов прикладной архитектуры (верхнего уровня) строится через ФХД и представлено на рисунке.

    Федеральное хранилище данных является ядром АИС Налог – 3 и представляет собой логически целостное хранилище полной, непротиворечивой, очищенной, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для обеспечения налогового администрирования и исполнения налогового законодательства. При этом хранилище состоит из двух сегментов: транзакционного(OLTP) и аналитического(OLAP) сегментов; передача данных из транзакционного в аналитический сегмент осуществляется посредством ETL.

    Автоматизация процессов налогового администрирования в новой архитектуре (подсистемы налогового администрирования) потребовала проведение реинжиниринга бизнес-процессов ведомства. В результате были выделены функции, требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и налогоплательщиками, которые выполняются на уровне налоговых органов(интерактивные сервисы), и функции «налогового автомата», которые должны быть перенесены в ЦОДы.

    Подсистемы внешнего взаимодействия обеспечивают единую точку входа как для решения задач по предоставлению информации государственным и муниципальным органами власти через систему межведомственного электронного взаимодействия(СМЭВ) и портал госуслуг, так и для развития таких сервисов, как «Личный кабинет», который позволит перенести все предусмотренные законодательством виды взаимодействия с ФНС России в электронный вид и обеспечит налогоплательщиков удобным и оперативным инструментом контроля за состоянием своих налоговых обязательств. При этом существенно снижается нагрузка на налоговые органы.

    Информационно-аналитические подсистемы(приложения) строятся на агрегированных данных аналитического сегмента ФХД и предназначены для решения задач по анализу, моделированию и прогнозированию тех или иных показателей деятельности налоговых органов, оценки эффективности работы отдельных организационных единиц ведомства на основе KPI, предоставления комплексной информации по налогоплательщику, выявлению взаимосвязей между налогоплательщиками, классификации налогоплательщиков по заданным критериям на основании всей имеющейся информации.

    Для каждой из компонент целевой архитектуры АИС Налог – 3 на основе разработанной методики был произведен выбор программно-технологической платформы. Так, например, для транзакционного сегмента в качестве машины базы данных была выбрана Exadata, для аналитического сегмента тесты показали преимущество Teradata, обеспечивающую подсистему «Электронный архив» планируется построить на IBM FileNet, а информационно-аналитические подсистемы на платформе «Прогноз» 7.

    Объемность проекта, сжатые сроки реализации (планируемый срок ввода в эксплуатацию – 01.01.2014), большое количество вендоров и фирм-субподрядчиков, потребовало создание в рамках ГНИВЦ ФНС России специализированного Центра управления проектами, руководителями проектов которого ведется управление более чем двадцати проектами, сгруппированных в пять портфелей (см. рисунок).

    Переход на новую централизованную технологию налогового администрирования предлагается осуществить методом «большого взрыва», то есть единовременно по всей стране, чтобы избежать необходимости реализации механизмов обмена информацией между системами.

    Среди многочисленных эффектов, ожидаемых от внедрения АИС «Налог-3», можно выделить социальные: снижение потенциальной коррупционности процессов налогового администрирования на всех уровнях управления ФНС России, повышение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, снижение общего уровня налоговых нарушений в стране.