Порядок и сроки выплаты пособий по безработице

Каждый гражданин, являющийся безработным, имеет право на получение финансовой помощи – пособия по безработице.

Гарантии социальной поддержки безработных граждан установлены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Статьей 28 этого Закона определено, что государство гарантирует безработным, в частности, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (п. 2 ст. 31 Закона № 1032-1). Начисляется гражданам пособие по безработице с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Согласно п. 4 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в РФ» каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для определенных категорий граждан каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом. Пособие выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый трудовой стаж, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Пособие по безработице не выплачивается во время:

— отпуска по беременности и родам, поскольку в это время женщина получает соответствующее пособие;

— выезда безработного из места постоянного проживания для обучения в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

— призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти периоды продлевают общий срок выплаты пособия по безработице, то есть не уменьшают количество месяцев выплаты пособия.

Может так случиться, что по истечении общего периода выплаты пособия по безработице (18 или 36 месяцев) гражданин так и не трудоустроится. Следует проследить, какие действия предпринимает орган занятости, помимо того что прекращает выплату пособия такому гражданину, в частности, снимает ли он его с регистрационного учета.

Выплата пособия по безработице может быть урезана, приостановлена или прекращена [18]. По решению органа занятости безработному могут:

1) сократить на 25% размер выплачиваемого пособия на срок до 1 месяца;

2) приостановить выплату пособия на срок до 3 месяцев;

3) вообще прекратить выплачивать пособие, одновременно сняв с учета в качестве безработного.

О принятии любого из указанных решений центр занятости обязательно должен уведомить безработного. Данные решения следует отобразить в таблице.

Консульские привилегии и иммунитеты
Различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников. Привилегии и иммунитеты консульских представительств следующие: неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломат .

Назначение экспертиз
Одним из первоначальных следственных действий по делам об убийствах, совершенных с применением огнестрельного оружия, является назначение судебно-медицинской и баллистической экспертизы. Для проведения экспертизы необходимо постановление следователя. При назначении экспертизы следователь должен тща .

Налоговое законодательство
Пределы действия закона во времени можно определить как границы его действия, определяющие круг общественных отношений, регламентированных юридическими нормами. Точное установление границ действия закона — это элементарное, первейшее условие правового регулирования. Оно необходимо потому, что кажды .

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Пособие по безработице правовое регулирование

Ввиду большого объема информации рассмотрим пример Великобритании, т.к. общеевропейские принципы финансирования в данной сфере рассмотрены в первой главе.

Люди, потерявшие работу, трудоспособность, кормильца, инвалиды и престарелые имеют в Великобритании право на различные пособия.

Выплаты по безработице регламентируется ростом числа безработных и осуществляются в течение одного года Фондом национального страхования за счет страховых взносов потерявшего работу. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия.

В 2000 году сумма выплат по безработице составила 52,20 ф. ст. в неделю. Существуют пособия по безработице, полагающиеся лицам, которые активно ищут работу. По действующим сейчас правилам они выплачиваются тем, кто сделал достаточно отчислений в Фонд государственного страхования, и тем, кто имеет статус .малообеспеченные лица.. В обоих случаях сумма пособия составляет 51,4 ф. ст. в неделю и выплачивается в течение 6-12 месяцев.

Лица, утратившие трудоспособность в результате болезни, первые 28 недель получает выплаты по больничному листу от предприятия. Это установленное законом пособие зависит от размера заработной платы и составляет в среднем 67,0 ф. ст. в неделю.

Существуют и другие виды пособий при потере трудоспособности, например, краткосрочные — для лиц, не достигших пенсионного возраста. Они составляют 50,90 ф. ст. в неделю в первые 28 недель, а после этого срока увеличиваются до 60,20 ф. ст. Краткосрочные пособия для людей старше пенсионного возраста находятся в пределах от 64,75 до 67,50 ф.ст. в неделю; размер долгосрочных пособий — 67,50 ф. ст. в неделю (выплачивается после 53 недель нетрудоспособности) [1] .

Пособия по инвалидности назначаются тем гражданам, которые представляют заключение врачебной экспертизы. Получивший инвалидность имеет право и на единовременное пособие, и на пенсионное обеспечение (в среднем 40,80 ф. ст. в неделю) в зависимости от возраста.

По данным статистики труда, в настоящее время 20,6% инвалидов, или около 1,4 млн. чел. способных выполнять некоторые виды работ, являются безработными. Возможность для инвалидов найти работу приблизительно в 7 раз меньше, чем у здоровых людей. Правительство прилагает усилия, чтобы сократить этот разрыв. Как результат — ежегодно находят работу до 5% инвалидов, получающих пособия. Кроме того, создан особый фонд помощи им, благодаря которому оплачиваются услуги консультантов, медицинских работников и т. п.

Люди, не достигшие пенсионного возраста, включая домашних хозяек, которые по состоянию здоровья не могут работать, но не подходят под категорию инвалидности, получают пенсии.

1997 году правительство приняло программу. Новая перспектива для инвалидов.. В ней рассматриваются вопросы привлечения их к активной жизни, посильному участию в сфере образования, науки, искусства и т. п.

В тех случаях, когда семья теряет кормильца, вдова получает единовременное пособие в 1 тыс. ф. ст. и пенсионное обеспечение в течение первых 26 недель. Кроме того, ей выплачивается дополнительное пособие на каждого ребенка. Размер пенсии составляет в среднем 67,50 ф. ст. в неделю, пособие на ребенка, которое выделяет Детский фонд, — от 9,9 до 11,35 ф. ст. в неделю.

Читайте так же:  Субсидия молодой семье на погашение ипотечного кредита

В Великобритании широко распространена система государственных социальных дополнительных выплат. Их получают работающие, достигшие 16 лет и занятые неполную рабочую неделю, и те, кто имеет заработок ниже прожиточного минимума, а также престарелые с небольшой пенсией.

Государственные дотации выдаются и малообеспеченным семьям. Максимальная выплата семье с двумя детьми до 11 лет составляет около 100 ф. ст [2] .

[1] Валентина СОРОКИНА. Пособия по безработице и при потере трудоспособности. // Журнал общественно-политических исследований. Современная Европа. С 12-22.

[2] Валентина СОРОКИНА. Пособия по безработице и при потере трудоспособности. // Журнал общественно-политических исследований. Современная Европа. С 12-22.

Пособие по безработице

Подборка наиболее важных документов по запросу Пособие по безработице (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Пособие по безработице

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пособие по безработице

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Пособие по безработице

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Правовое регулирование занятости населения

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1(ред.от 30.11.2011, с изм. от 23.04.2012) «О занятости населения в Российской Федерации» государство в лице органов службы занятости оказывает гражданам содействие в поиске подходящей работы, а в случае отсутствия таковой присваивает им статус безработного.

Законом о занятости населения установлены четыре условия для присвоения статуса безработного. Ими являются: трудоспособность гражданина, отсутствие работы и заработка (дохода), регистрация в целях поиска подходящей работы, поиск работы и готовность приступить к ней. Порядком регистрации безработных граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 № 847н, предусмотрено дополнительное условие — невозможность трудоустройства гражданина в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

При наличии всех условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости по месту жительства гражданина.

Статьей 28 Закона о занятости установлено, что время получения гражданином пособия по безработице и некоторые другие периоды безработицы не прерывают трудового стажа.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места. Согласно Закону о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. Условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.

Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, установлен в статье 33 Закона. Его величина зависит от среднего заработка, получаемого по последнему месту работы, и от продолжительности безработицы. Однако во всех случаях выплаты не могут превышать максимальной или быть ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

В статье 35 Закона о занятости перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К таким случаям, к примеру, отнесено трудоустройство гражданина, назначение ему трудовой пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того, выплата пособия прекращается в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин либо получения пособия по безработице обманным путем. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице.

Законом о занятости предусмотрено право органов службы занятости на приостановление выплаты пособия на срок до трех месяцев, например, в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение для некоторых категорий безработных и др.

Закон о занятости предусматривает осуществление широкого круга мероприятий, направленных на содействие занятости граждан. К числу таковых необходимо отнести, в частности, бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов службы занятости, информирование службой занятости граждан и работодателей о положении на рынке труда, разработку и реализацию программ по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и т.д.

Содействие трудовой занятости включает в себя меры, которые способствуют не только получению работы по трудовому договору (в том числе и временной), но и получению необходимой профессиональной подготовки для этого, а также профориентационные услуги.

На рынке труда наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают инвалиды. Реализация права на труд инвалидами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно статье 20 данного Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных осуществляет Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области и подведомственные ему районные центры занятости населения.

Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность

(Гусева Т. С.) («Российская юстиция», 2011, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Гусева Т. С., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского.

Статья посвящена исследованию законодательства о пособиях по безработице. Автор проводит сравнительный анализ соответствия российского законодательства о пособиях по безработице положениям международного права социального обеспечения. Предлагают пути совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом опыта европейских государств.

Ключевые слова: пособия по безработице, стандарты, зарубежный опыт.

The article deals with the legislation on unemployment benefits. The author conducts a comparative analysis of compliance with Russian legislation on unemployment benefits provisions of international social security law. Suggest ways of improving the legislation of the Russian Federation based on the experience of European countries.

Безработица — одна из острейших проблем современного общества. Для отдельно взятого человека безработица означает временную утрату заработка. В Российской Федерации, где низкая стоимость труда и граждане не имеют возможности создавать сбережения, потеря постоянного и регулярно получаемого дохода означает резкое снижение уровня жизни. Пособие по безработице выступает способом компенсации временно утраченного заработка трудоспособного лица при отсутствии возможности получить подходящую работу. Д. А. Сторожук отмечает, что «данное пособие выполняет две функции: обеспечительную, заключающуюся в стабилизации потребления, т. е. недопущении резкого падения уровня жизни безработного и его семьи в результате потери работы, и стимулирующую, заключающуюся в стимулировании безработного к активному поиску работы» . ——————————— Сторожук Д. А. Правовое регулирование социальной защиты безработных граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 23 — 24.

Согласно международным нормам безработным признается человек, который не имеет работы или полной занятости. Российское законодательство устанавливает, что гражданин не может быть признан безработным, если относится к занятому населению. Согласно Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане: ——————————— Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 18. Ст. 566; СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 2003. N 2. Ст. 160; 2009. N 30. Ст. 3739.

Читайте так же:  Мировой суд 17 участок

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные, за исключением общественных работ; — зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; — занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; — выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых является выполнение работ или оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; — проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; — проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; — временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; — являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Данная правовая норма закрепляет слишком широкий перечень занятого населения, тем самым лишая права на защиту от безработицы (в том числе на получение пособия) большое количество лиц, не имеющих стабильной работы и постоянного дохода. Например, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или являющиеся учредителями (участниками) коммерческих организаций, могут утратить получаемый доход или даже понести убытки от участия в хозяйственной деятельности и при этом в силу своего правового статуса не могут быть признаны безработными. К тому же в законодательстве не определен уровень дохода, необходимый для признания лица безработным, поэтому даже разовое выполнение работ или услуг за символическое вознаграждение исключает возможность получения пособия по безработице. Международное право предусматривает выплату пособия в случае частичной безработицы, однако в России лица, работающие на условиях неполной занятости, не могут быть признаны безработными, а следовательно, не могут рассчитывать на получение пособия. На практике это приводит к тому, что граждане, получающие незначительное вознаграждение за труд, остаются без помощи со стороны государства и не имеют возможности при содействии государственных органов занятости найти другую подходящую работу. За рубежом граждане, работающие неполный рабочий день, получают пособие по безработице. Например, законодательство Великобритании наделяет правом на пособие по безработице (jobseekers allowance) лиц, которые работают или учатся не более 16 часов в неделю. В Германии к категории безработных относятся лица, занятые не более 18 часов еженедельно. Кроме того, законодательство Германии допускает возможность работы по совместительству для лиц, получающих пособие по безработице (но не более 15 часов в неделю). Представляется, что подобные меры адекватны современным кризисным явлениям на рынке труда (спад объемов производства, сокращение рабочего времени и уменьшение заработной платы) и способствуют сглаживанию последствий материальной необеспеченности граждан. Право на получение пособия по безработице предоставляется на ограниченный срок, продолжительность которого не может быть меньше 13 недель за 12-месячный период (Конвенция МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Европейский кодекс социального обеспечения); должна быть не менее 156 рабочих дней в год (Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам»). Продолжительность выплаты пособия по российском
у законодательству соответствует международным нормативам и составляет 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев или 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Размер пособия по безработице определяется в процентном отношении к общей сумме прежних доходов получателя и установлен в размере 45% заработка (Конвенция МОТ N 102); 50% заработка одинокого получателя или 65% заработка для лиц, имеющих супруга и двоих детей (Европейский кодекс социального обеспечения). На первый взгляд в России величина пособия по безработице, назначаемого гражданам, ранее имевшим оплачиваемую работу, соответствует международным нормативам и (в первом 12-месячном периоде) составляет от 75% до 45% среднемесячного заработка, исчисленного за три месяца по последнему месту работы, если бы не ограничение его размера максимальным и минимальным значением. Максимальная величина пособия по безработице на 2010 год установлена в размере 4900 рублей . Доля пособия по безработице (максимальный размер) в среднемесячной начисленной заработной плате (в апреле 2010 г. — 20383 рубля) составляет 24,04%, что почти в два раза ниже минимального международного стандарта полувековой давности. Минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей. В таком размере получают пособие граждане, впервые ищущие работу; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенные из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также граждане, которые работали не менее 26 календарных недель до признания их безработными (в течение второго 12-месячного периода выплаты пособия). Это довольно значительная доля получателей пособия. В I квартале 2010 года соотношение минимального размера пособия по безработице с величиной прожиточного минимума для трудоспособного гражданина в целом по России (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за I квартал 2010 года — 5562 рублей в месяц) составило 15,29%, а отношение к среднемесячной заработной плате за апрель 2010 года — 4,17%! Нельзя не согласиться с Г. Б. Челноковой, которая утверждает, что большинство безработных в России не имеют приемлемого уровня жизни и живут в состоянии крайней нужды . Думается, ограничения размеров пособия по безработице максимальным и минимальным пределом установленной величины являются грубым нарушением норм международного права социального обеспечения. ——————————— Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» // РГ. 2009. 18 ноября. По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. http:// www. gsk. ru/ bgd/ regl/ b10_01/ IssWWW. exe/ Stg/ d04/ 3-1-1.htm. По данным с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Величина прожиточного минимума за I квартал 2010 г. // http:// www. gsk. ru/ bgd/ regl/ b10_01/ IssWWW. exe/ Stg/ d04/ urov-6.htm. Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Науч.-практ. пособие. М.: Проспект, 2009. С. 57.

Отсутствие в российском законодательстве дифференциации размеров пособия в зависимости от количества иждивенцев приводит к тому, что, потеряв работу, трудоспособный родитель лишается возможности прокормить своих детей. Законодательство зарубежных государств предусматривает решение этой проблемы. К примеру, в Германии пособие выплачивается не только безработному, но и его детям и составляет на ребенка в возрасте до 6 лет — 60% от пособия взрослого; 70% — для детей от 6 до 14 лет и 80% для детей от 14 до 18 лет. К тому же с 2011 года размер выплат на детей будет увеличен, поскольку Федеральный конституционный суд счел, что эти нормы противоречат Конституции ФРГ, поскольку не обеспечивают достойный прожиточный минимум . ——————————— Пособие по безработице Hartz-ГV признано противоречащим Конституции ФРГ // http://lenta. ru/news/2010/02/09/hartz/.

Читайте так же:  Можно ли использовать материнский капитал для покупки комнаты

Конвенция МОТ N 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.) предполагает, что пособия по безработице могут быть как страховым возмещением по обязательному или добровольному страхованию, так и выплатой нестрахового характера. В Российской Федерации пособие по безработице, по сути, объединяет две выплаты, имеющие различную правовую природу: одна компенсирует утраченный заработок тем, кто ранее работал, другая является пособием в системе государственной социальной помощи и направлена на защиту от бедности. Подобная дифференциация существует в странах Европейского союза, в которых система социальной защиты строится на началах социального страхования и вспомоществования. По критерию взаимодействия этих начал В. В. Антропов выделяет три типа национальных систем поддержки по безработице в ЕС: 1) только страхование по безработице (Греция и Португалия); 2) страхование по безработице и помощь по безработице (Германия, Франция, Ирландия, Австрия, Нидерланды, Испания и Швеция); 3) страхование по безработице и социальная помощь, предоставляемая по окончании периода выплаты страхового пособия (Италия, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Дания и Финляндия) . Таким образом, ни в одном государстве Европейского союза пособие по безработице не финансируется только из бюджетных средств. ——————————— Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС: Автореф. дис. … докт. экон. наук. М., 2007. С. 33.

В России с 1 января 2001 г. социальное страхование на случай безработицы отменено, и в настоящее время пособие по безработице является государственным социальным обеспечением и выплачивается из средств бюджета. Низкие размеры пособий по безработице свидетельствуют о необходимости пересмотра источников его финансирования. Решение проблемы повышения размеров пособия по безработице видится во введении обязательного социального страхования на случай безработицы для работающих граждан и установлении размера страхового обеспечения на основе заработка, от которого будут исчисляться страховые взносы. А экономия бюджетных средств позволит повысить размеры пособия по безработице гражданам, не охваченным обязательным социальным страхованием на случай безработицы.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 399-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя «

Принят Государственной Думой 21 ноября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице отдельным категориям граждан, признанных в установленном порядке безработными, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статья 2. Применение настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, зарегистрированы в установленном порядке в качестве безработных по состоянию на 31 декабря 2014 года и которым назначено пособие по безработице в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Статья 3. Обеспечение выплаты пособия по безработице

1. Гражданам, которые указаны в статье 2 настоящего Федерального закона и размер пособия по безработице которых в течение периода выплаты пособия по безработице, установленного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года, превышает размер максимальной величины пособия по безработице, определенный Правительством Российской Федерации (далее — размер максимальной величины пособия по безработице), пособие по безработице выплачивается в размере максимальной величины пособия по безработице.

2. Гражданам, которые указаны в статье 2 настоящего Федерального закона и размер пособия по безработице которых в течение части периода выплаты пособия по безработице, установленного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года, превышает размер максимальной величины пособия по безработице, пособие по безработице в указанный период выплачивается в размере максимальной величины пособия по безработице. Пособие по безработице в течение оставшейся части указанного периода выплачивается в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года.

3. Гражданам, которые указаны в статье 2 настоящего Федерального закона и размер пособия по безработице которых не превышает размер максимальной величины пособия по безработице, пособие по безработице выплачивается в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года.

4. Гражданам, указанным в частях 1 — 3 настоящей статьи, пособие по безработице выплачивается на условиях и в сроки, которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года, до наступления оснований прекращения его выплаты, предусмотренных указанным законодательством.

5. Финансовое обеспечение выплаты пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету Республики Крым и бюджету города федерального значения Севастополя из федерального бюджета для осуществления органами государственной власти Республики Крым и органами государственной власти города федерального значения Севастополя переданного полномочия Российской Федерации в соответствии со статьей 7[1] Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

6. Гражданам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, на период получения пособия по безработице, установленного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года, до наступления оснований прекращения его выплаты, предусмотренных указанным законодательством, законодательством Республики Крым и законодательством города федерального значения Севастополя устанавливаются доплаты к пособию по безработице в целях сохранения размеров пособия по безработице.

7. Суммарный размер пособия по безработице и доплаты к пособию по безработице не может быть ниже размера пособия по безработице, причитающегося гражданину в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы или заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к работе.

Государственная служба занятости – специализированный федеральный орган исполнительной власти и руководимые им службы занятости на местах.

Занятость – трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход.

Занятые граждане – лица, реализующие свое право на труд.

Пособие по безработице – назначаемое гражданам с момента признания их в установленном порядке безработными фиксированное денежное пособие, выплачиваемое в течение определенного срока.

Трудоустройство – система организационных, экономических и юридических мер, направленных на обеспечение занятости населения.

Фонд занятости – специализированный государственный фонд, образуемый за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов, из заработка работающих, ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.