КC РФ признал неправомерной оплату отопления по показателям общедомового счетчика при наличии индивидуального

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанному выводу, рассмотрев жалобу гражданина Д. на неконституционность ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса, а также абз. 3-4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). Указанными нормами установлено правило, согласно которому при отсутствии индивидуальных или квартирных счетчиков хотя бы в одной или нескольких квартирах МКД, размер платы за отопление в каждой из квартир определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 2 п. 42.1 Правил). Об этом сообщается на официальном сайте КС РФ 1 .

На момент ввода в эксплуатацию все помещения в МКД, в котором он проживает заявитель, были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Однако впоследствии в нескольких помещениях счетчики были демонтированы, что привело к перерасчету размера платы за отопление для всех собственников помещений. Гражданин Д. был вынужден оплачивать отопление не по своему счетчику, а по показаниям общедомового счетчика исходя из общего объема потребленного МКД тепла пропорционально площадям занимаемых помещений. В результате коммунальные расходы заявителя возросли, и он безуспешно пытался обжаловать такой порядок оплаты теплоэнергии в Верховном Суде Российской Федерации. ВС РФ отказал в удовлетворении как административного иска в первой инстанции, так и последующей апелляционной жалобы. Также Суд отказал и в передаче надзорной жалобы, пояснив, что факт увеличения размера оплаты отопления заявителем не свидетельствует о незаконности существующих правил оплаты. После этого гражданин Д. обратился в КС РФ.

Суд принял сторону заявителя и отметил, что обжалованный гражданином Д. порядок оплаты отопления поощряет недобросовестных потребителей. Также КС РФ пришел к заключению, что ситуация, когда из-за одного или нескольких жильцов, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы оплачивают отопление вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла, противоречит Конституции РФ.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость внести изменения в действующее правовое регулирование и предусмотреть более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. При этом до принятия таких изменений отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должно оплачиваться по формулам 3.3.-3.4 Расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом или нежилом помещении. А для конкретных помещений, в которых счетчики неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Подробнее о процессе принятия решения читайте в нашей новости.

1 С полным текстом сообщения КС РФ можно ознакомиться на официальном сайте Суда.

Почему летом платят за отопление?

Самая большая статья расходов по коммуналке — отопление. Меня многие годы волнует вопрос: почему мы платим летом, когда квартира не обогревается, чудовищные суммы? Ответ, что эти деньги идут на ремонт, меня лично не устраивает. Сколько можно ремонтировать эту систему, каждое лето, на протяжении всей нашей жизни?

Вообще, я считаю это самым большим и изощренным обманом: нигде в мире не платят летом за отопление, только в нашей бесправной стране.

Эти трубы уже должны быть из чистого золота. Никто мне не может ответить на этот вопрос, а очень хотелось бы подать иск за два-три года, неплохая сумма бы набежала.

Поэтому мой вопрос: в период моего отсутствия в квартире я не должна платить за отопление или должна?

Счетчики на воду у меня стоят, на электричество — нет. Значит, за электричество мне должны вернуть деньги за время отсутствия в квартире?

Здесь нет нарушения, всё по закону. Вы должны платить за отопление летом.

За отопление можно платить равными частями в течение отопительного сезона или весь год. См. п. 42.1 правил предоставления коммунальных услуг.

Считается условная сумма за год. Если в доме нет общих счетчиков, то по нормативам, а если есть — то по показаниям прошлого года, а потом корректируется. Если вы платите весь год, в том числе летом, то ее делят на 12 месяцев . Если платите только в течение отопительного сезона, то сумму делят, например, на 7 месяцев.

Каждый год региональные власти решают, по какой формуле жители будут платить за отопление. В вашем регионе власти установили оплату равными частями весь год. Мы не знаем, где вы живете, но в Москве тоже платят по такому принципу.

Кто не платит за отопление летом, больше платит зимой

Куда идут ваши деньги?

Деньги за коммунальные услуги идут не только на ремонт. Это оплата газа или электричества, чтобы нагреть воду в трубах до нужной температуры. Это содержание котельной, зарплата диспетчеров и рабочих, картриджи для принтера в бухгалтерии и бензин для водителей спецтехники. Еще это подготовка к отопительному сезону, ремонт городских коммуникаций, закупка оборудования и экспертиза.

Наше жилищно-коммунальное хозяйство несовершенно. У нас много проблем, которые нужно решать, но их не решают. То ли не могут, то ли денег нет .

Но всё познается в сравнении. В Италии семья из четырех человек платит за коммунальные услуги 5000 € в год. Газ там такой дорогой, что дешевле готовить на электрической плите. В Австралии придется платить до 200 $ в летний месяц. А еще там тоже текут крыши и нужно целый год согласовывать ремонт. В Алабаме в месяц только на воду, электричество и отопление семья тратит около 300 $ в месяц.

Вернут ли деньги за коммуналку, если вы не живете в квартире?

Если нет счетчика на электроэнергию и вас не было дома больше пяти дней, стоимость коммунальных услуг можно пересчитать. Это также распространяется на воду и газ. За отопление пересчитать нельзя, даже если вы не жили в квартире всю зиму.

Пресса о ВАС РФ

Отопительный сезон в Перми начинается жарко. Хотя батареи пока холодные.

Перед началом отопительного сезона между управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК, с одной стороны, и поставщиками тепловой энергии, с другой, возникли нешуточные разногласия. «Управлялки» и ТСЖ пытаются заставить Пермскую сетевую компанию (ПСК) вернуть деньги, которые они переплачивали за тепло в течение нескольких лет. Речь идет о налоге на добавленную стоимость, который, по мнению многих, ПСК выставляла в платежных документах незаконно.

Почему возникла такая ситуация? Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги, то есть электроснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, отопление, утверждает региональная энергетическая комиссия (РЭК). Согласно российскому законодательству происходит это раз в год. При этом РЭК обязательно смотрит, чтобы все повышения тарифов укладывались в рамки разрешенных норм, то есть не более 15 процентов.

Так все и происходило из года в год. И во все тарифы был включен НДС. Кроме тарифа на тепловую энергию. А раз НДС в тариф включен не был, то поставщик тепла — Пермская сетевая компания — добавлял к утвержденному тарифу еще 18 процентов налога и выставлял счет управляющим компаниям и ТСЖ, а те предъявляли жильцам.

Все было тихо. До тех пор, пока минувшей зимой эта история не вытаяла. Тогда ПСК обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности с одного пермского ЖСК. Там нашелся какой-то умник-юрист, и кооператив в свою очередь выставил встречный иск. Суть претензии была в том, что ресурсопоставляющая компания в течение нескольких лет незаконно обогащалась, предъявляя к оплате за тепло 18 процентов сверх установленного тарифа. Суд удовлетворил оба иска. И в итоге за счет переплаченного НДС долг ЖСК за тепло значительно сократился. Зачлись, так сказать.

Новость об этом судебном решении разнеслась по Перми молниеносно. В арбитражный суд буквально посыпались обращения управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК с требованием вернуть незаконно заплаченные средства.

— К нам обращаются с иском о необоснованном обогащении, — говорит Артем Голобоков , исполнительный директор ООО «Пермская сетевая компания». — Но это предполагает, что мы взяли чужие деньги и как-то их использовали или держали у себя. А всем понятно, что НДС — это те платежи, которые мы обязаны в соответствии с налоговым законодательством отдавать государству. Что мы и делали.

«Ситуация складывается сегодня таким образом , — пишет в wordpress Сергей Южаков , заместитель главы администрации Перми, — что ресурсоснабжающие организации при закупке топлива и расчетах с поставщиками, своими подрядными организациями используют НДС, а суд им говорит, что населению с НДС продавать нельзя. А кто будет возмещать? Компании будут предъявлять иски бюджету РФ, а средства в бюджете РФ, естественно, на эти цели не предусмотрены».

Пока в Перми ни одна управляющая компания не отсудила у ПСК ни копейки. Тепловики обжаловали решения судов первой инстанции. Но в России уже есть прецеденты, когда ресурсоснабжающим организациям пришлось вернуть незаконно полученный НДС. Есть такой пример и в Пермском крае.

Принято и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России, в котором признается, что у ресурсоснабжающей компании нет оснований для увеличения тарифа на сумму НДС. Это позволяет УК и ТСЖ утверждать: если оснований для начисления НДС сверх тарифа не было, значит, тепловики необоснованно предъявили данное требование. А раз им необоснованно оплатили, следовательно, есть необоснованное обогащение.

Читайте так же:  Увольнение максима сВ

Если суды признают правоту истцов, то ПСК придется вернуть немалые суммы. Только на сегодняшний день сумма исков исчисляется 400 млн рублей, а если возврата захотят добиться все УК и ТСЖ, работающие в Перми, то эта сумма увеличится в несколько раз.

— Мы посчитали, — отмечает Артем Голобоков, — это примерно до двух миллиардов. Это серьезно. Это все инвестиционные и ремонтные программы, вместе взятые .

Сейчас по инициативе Генеральной прокуратуры в российских регионах, в том числе и в Перми, проводятся проверки правомерности существующих тарифов. Как нам стало известно, районные прокуратуры сегодня рекомендуют управляющим компаниям обращаться в суд и действовать в интересах собственников, то есть добиваться возврата НДС.

Теперь вопрос в другом: а выиграем ли от этого мы — обычные собственники квартир? По идее — должны. По закону — те средства, которые отдаст ПСК, должны вернуться к нам или «живыми» деньгами, или, скорее всего, в виде перерасчета стоимости коммунальной услуги. Но так должно быть.

На самом же деле тут есть свои подводные камни.

Во-первых, возвращенные деньги — это доход УК, и они должны будут заплатить налог с этих сумм. Во-вторых, большинство управляющих компаний, которые сегодня судятся с ПСК, имеют перед тепловиками немалые долги. Даже если суды всех инстанций встанут на их сторону, то решения о возврате НДС смогут только уменьшить сумму долга. С другой стороны, УК должны будут сделать перерасчет, следовательно, жильцы будут платить меньше по текущим платежам, а долг у этих «управлялок» вновь будет копиться. Их будет снова «жать» ПСК, они будут банкротиться, или их место займут «чистые» от долгов клоны. Ну, в общем, понятно, что мы опять крайние.

А теперь о главном. Мне очень хочется, чтобы этой зимой в моей квартире и в квартирах моих дорогих пермяков было тепло. И с нас не драли бы за это три шкуры.

Увеличение тарифов не повышает качества обслуживания жильцов

Сергей Головнин, директор управляющей компании «Профи М»:

— Одним из сюрпризов нынешнего отопительного сезона стала спорная ситуация по включению ставки налога на добавленную стоимость в тариф на тепловую энергию для населения. Специальным постановлением региональной энергетической комиссии узаконена 18-процентная добавка к уже утвержденным на этот год тарифам. Постановлением Правительства РФ разрешено ежегодное повышение тарифов не более чем на 14% в год. Приняв в 2011 году законную «добавку» к тарифам в 13,9% и узаконив «НДС-добавление» в 18%, мы в общей сумме получаем «довесок» к тарифам уже в 31,9%. Я полагаю, что оценку этому будут вынуждены дать прокуратура, антимонопольный комитет, УФАС, ОБЭП.

Управляющие компании в этой ситуации оказались в ответе перед жильцами за повышение стоимости не своих услуг. Поэтому мы внимательно следим за судебной практикой. Известно, что уже более 30 УК и ТСЖ Перми подали иски в арбитражный суд против увеличения тарифов на тепловую энергию за счет включения ставки НДС. Подобная ситуация происходит не только в Перми, поэтому наша российская Гильдия управляющих компаний ведет активную работу по разрешению спорного вопроса.

К сожалению, должен констатировать, что пока мы не можем справиться с ежегодным увеличением тарифов на коммунальные услуги — тепло, свет, воду. Тарифы же на жилищные услуги не увеличиваются на протяжении нескольких лет даже на величину инфляции. Вместе с тем именно повышением объема и качества жилищных услуг можно повысить комфорт и безопасность проживания населения. Минимум стоимости жилищных услуг предполагает и минимум комфорта, то есть лишь поддержание дома от разрушения. Например, просто отштукатурить фасад дома или утеплить его — это две большие разницы для жильцов. Но и две большие разницы по стоимости. Охрана, благоустройство территории, дорог, домового инженерного хозяйства — на самом деле работ множество. И расходов на это требуется намного больше. Но мы почему-то не имеем права рассчитывать на увеличение комфорта проживания, а увеличение стоимости света, тепла, воды узаконено и неизбежно каждый год. Таким образом, мы не улучшаем качество обслуживания жильцов, но увеличиваем их расходы. И виноваты в этом совсем не управляющие компании.

Тепло — дорогой ресурс, но потребитель платит ещё дороже

Сергей Мартюшев, директор управляющей компании «Приборкомплект»:

— Насколько я понимаю, ставку НДС в тарифы на тепло и горячую воду накручивают два раза: когда поставщики защищают тарифы в РЭК и когда предъявляют тариф нам, управляющим компаниям. Если суды обяжут ресурсопоставляющие компании вернуть НДС, то это вызовет драматические последствия в работе энергоснабжающих предприятий. С другой стороны, для потребителя такое решение будет очень выгодным, так как уменьшит тарифы почти на 18%. Стоимость тепла и горячей воды составляет более 50% от всего объема наших платежей за коммунальные услуги. Это большие деньги, и уменьшение наших расходов может быть также серьезным.

Пока мы ждем первых решений арбитражного суда по этому вопросу. Мы подали исковое заявление от имени одного кооператива о взыскании почти 1 млн рублей за три года переплаченной ставки НДС. Непосредственно с тепловиками также идет письменный спор с начала нынешнего года. Мы ссылаемся на одни законы, они — на другие. И все правильные. Если выигрываем мы — выигрывают и жильцы.

Вообще, вопрос разночтения методик начисления платы за тепло — давняя и нерешенная проблема. Наша компания, например, два раза отстаивала собственную правоту в спорных вопросах начисления оплат. Причем оба раза речь шла об огромных цифрах. Мы выиграли спор по оплате 6 миллионов рублей, а не 12 миллионов, нам предъявленных тепловиками. Второй раз нам было предъявлено вообще 39 миллионов рублей, хотя мы должны были заплатить лишь 6 миллионов. После полугода споров, изъятия документов, оргтехники, парализации работы компании нам удалось доказать свою позицию. Такой амплитуды разногласий, конечно, при цивилизованном рынке быть не должно.

Управляющие компании в подобных спорах отстаивают интересы не только собственного бизнеса, но и, в первую очередь, наших потребителей — жильцов.

Это они нас наняли, а не мы их взяли. И в будущем для отстаивания собственных интересов людям придется многократно увеличивать свои усилия по управлению своей собственностью, взять большую ответственность за больший объем проблем и вопросов жилищного управления. А нам всем вместе необходимо искать ответы не на вопрос «Кто виноват?», а на вопрос «Почему так случилось?».

В наших домах 60% жильцов — пенсионеры. Это тот самый потребитель, для которого жизненно важен каждый рубль из небольшой его пенсии. И это тот самый потребитель, который всегда должен быть прав и защищен.

К сожалению, постановление РЭК Пермского края от 16.08. 2011 г. № 92-Т узаконило НДС. А жильцы и их управляющие компании, ТСЖ, ЖК оказались у разбитого корыта!

Плата за отопление должна взиматься по тарифу без учета НДС. Жилищная инспекция Москвы добилась соответствующего решения в одном из городских судов

В ходе рассмотрения обращения жителей поселения Московский, проживающих в доме 8 на улице Никитина, Мосжилинспекция выявила нарушения в расчете платы за услугу «отопление ». Инспекторы установили, что собственники 17 этажного дома в период с декабря 2014 по июль 2015 года оплачивали данную услугу по тарифу 1034, 34 руб. за 1 гигакалорию.

В то время как тариф, утвержденный постановлением РЭК города Москвы для категории «население », составлял 876, 56 рублей.

Выяснилось, что управляющая организация ООО «УК Комфорт Сити» необоснованно увеличила тариф, утвержденный органом местного самоуправления для населения, на сумму НДС -18% (157 ,78руб.)

Согласно Приложениям, к Постановлениям РЭК г. Москвы: от 19.12.2013 №413-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО „Агрокомбинат «Московский “ на 2014 год» и от 04.12.2014 №405-тю «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО „Агрокомбинат «Московский “ на 2015 год, налог на добавленную стоимость (НДС ) за услугу «отопление » не взимается с населения, поскольку это необлагаемая операция.

Мосжилинспекция выдала управдому предписание пересчитать жителям коммунальные платежи за указанный период.

Однако управляющая организация не согласилась и стала оспаривать требование надзорного органа сначала в Арбитражном суде города Москвы, потом в Девятом арбитражном апелляционном суде города Москвы.

Управдом обосновывал увеличение тарифа тем, что добровольно отказался от освобождения операций по оказанию услуг от налогообложения, а потому оплачивает НДС.

Точку в судебных разбирательствах недавно поставил Арбитражный суд Московского округа, который признал позицию и доводы Мосжилинспекции законными и обоснованными.

Суд указал управляющей организации, что ее решение не должно было нарушать права граждан на получение и оплату коммунальных услуг по рассчитанным в установленном порядке тарифам.

Теперь ООО «УК Комфорт Сити» предстоит вернуть собственникам 283 квартир разницу в 18% от платежей за отопление, начисленных в указанный период.

Отопление, теплоснабжение — оплата

С началом каждого отопительного сезона у жителей многоквартирных домов вновь и вновь возникает вопрос: по какому принципу мы платим «за тепло?», «не слишком ли много?» и «как проверить правильность начислений за отопление?».

Читайте так же:  Стоимостная экспертиза сро это

Михаил Козырев · 23.10.2018 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 668655 просмотров

Отопительный сезон из года в год – самое слабое место в коммунальном организме

Специалист УК ПромИнвест · 05.12.2014 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 8886 просмотров

Организации могут значительно снизить расходы на энергоресурсы, приведя правоотношения со снабжающими организациями в соответствие действующему законодательству РФ. В договорах потребителей с энергоснабжающими организациями спрятаны большие резервы для экономии. Это особенно актуально для учреждений и организаций, которые могут переплачивать за свет и отопление миллионы рублей в год. В Томской области уже есть примеры, когда расходы компании на энергоресурсы снизились более чем в 80 раз после приведения договоров в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.

Emily01 · 02.10.2014 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 4948 просмотров

За прошлые годы во многих крупных российских городах теплоснабжающие организации выставили гражданам дополнительные счета ( так называемую «13 платежку») по оплате услуг отопления. Эти, дополнительные к ежемесячно взимаемым платежам, поборы вызвали справедливую негативную реакцию со стороны населения. Наиболее активная часть потребителей защищала свои права в судах, а так же путем обращения в антимонопольные органы.

Одно из таких дел, возбужденное против Ульяновского муниципального унитарного предприятия « Городской теплосервис» ( УМУП « Городской теплосервис») анализируют специалисты Ульяновского управления Федеральной антимонопольной службы ( ФАС). ЭнергоВОПРОС.ру публикует материал на эту актуальную тему без сокращений.

09.01.2012 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 11543 просмотра

Вопрос стоимости коммунальных услуг, будь то снабжение газом, отопление или электроснабжение, становится актуальным тогда, когда цена на эти ресурсы достигает предела, при котором у каждого потребителя возникает желание узнать, за что что же именно он платит? Измерение расхода газа, воды и электрической энергии не представляет особой сложностей, и большинство потребителей сами выполняют эти замеры при помощи установленных счетчиков. C учетом тепловой энергии дело обстоит намного сложнее. Ведь в основной массе квартир отсутствуют счетчики тепла. Разберемся, каким образом может быть решена эта проблема.

23.05.2011 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 110800 просмотров

Нормативы потребления тепловой энергии утверждаются уполномоченными органами местного самоуправления. Как правило, этим занимаются региональные энергетические комиссии. Нормативы потребления тепла устанавливаются в зависимости от типа дома. Срок действия нормативов составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы, как правило, не пересматриваются. Решение об установлении нормативов может быть обжаловано в суде.

13.05.2011 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 65042 просмотра

Размер платы за тепло определяется исходя из объема потребления коммунальных услуг и тарифа на тепловую энергию, который устанавливает региональная тарифная комиссия. Объем потребления тепла измеряется в гигакаллориях. Месячный объем потребления тепла зависит от того, установлены ли в доме общедомовые счетчики тепловой энергии и горячей воды. Если они есть, то расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение рассчитывается по их показаниям. Если нет, то расход определяется по нормативам потребления тепловой энергии (тепла), также устанавливаемым тарифной комиссией.

13.05.2011 г. · Тепло / Отопление, теплоснабжение — оплата · 36058 просмотров

Оплата отопления в отсутствие радиаторов

Автор: С. Н. Козырева

Вправе ли исполнитель коммунальных услуг требовать от собственника помещения плату за отопление при отсутствии в нем радиаторов?

На практике у исполнителей коммунальных услуг нередко возникает вопрос, вправе ли они начислять плату за отопление и требовать ее внесения собственниками помещений, в которых отсутствуют отопительные приборы. Рассмотрим, как он решается в двух ситуациях: если в помещении по проекту нет радиаторов отопления и если они были демонтированы.

Основанием для предъявления потребителю платы за отопление является оказание соответствующей услуги. В силу п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Согласно пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, жилых и нежилых помещениях в МКД, помещениях, входящих в состав общего имущества дома, надлежащей температуры воздуха.

Нежилое подвальное помещение с транзитными трубопроводами

Как правило, в нежилых помещениях в МКД есть отопительные приборы, соответственно, для их собственников плата за отопление исчисляется в общем порядке. Особую категорию составляют подвальные нежилые помещения, в которых нет радиаторов отопления, однако проходят трубопроводы отопительной системы.

Суды часто ссылаются на не действующую в настоящее время Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105. Согласно примечанию к п. 1 приложения 1 «Отопление» к данному документу отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети. В свою очередь, если отопление подвала проектом не было предусмотрено, упомянутые выше трубопроводы должны быть покрыты тепловой изоляцией.

Соответственно, если по результатам осмотра помещения установлено, что в нем проходят неизолированные трубопроводы системы отопления (обычно подающий и обратный) или горячего водоснабжения, и температура в помещении соответствует нормативным показателям в отсутствие дополнительных нагревающих приборов (например, электрообогревателей), значит, услуга отопления в данном помещении предоставляется и собственник обязан оплатить ее. Иное означало бы возложение обязанности по оплате тепловой энергии, израсходованной на отопление помещения ответчика и не относящейся к нормативным потерям ввиду отсутствия тепловой изоляции труб, на иных собственников помещений многоквартирного жилого дома (постановления АС ВВО от 07.08.2015 по делу № А79-6883/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу № А60-16073/2015).

Одновременно, если в помещении проложен изолированный трубопровод и температура воздуха поддерживается электронагревателем, нет оснований для взыскания с собственника платы за отопление. Иное означало бы, что исполнитель намерен взыскать с собственника помещения расход тепловой энергии на технологические потери при ее транспортировке, которые учитываются при утверждении тарифа (в отношении потерь по внешним сетям) и норматива потребления (в отношении внутридомовых потерь), а при наличии ОПУ оплачиваются собственниками отапливаемых помещений (постановления АС УО от 11.02.2015 № Ф09-10034/14, Ф09-9985/14, АС ВСО от 15.10.2014 по делу № А10-2458/2013, АС ЗСО от 20.02.2015 № Ф04-15650/2015, АС СЗО от 27.10.2015 по делу № А42-9616/2014).

Суд встанет на сторону собственника помещения и откажет УК в иске, если последняя не докажет, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования (Постановление АС ПО от 11.06.2015 № Ф06-23212/2015).

Отсутствие или наличие теплоизоляции на общедомовых магистральных трубопроводах системы отопления стало основным фактором для решения вопроса о взыскании с собственника одного и того же помещения платы за отопление. Так, в рамках одного дела было установлено, что трубопроводы не были изолированы, следовательно, помещение отапливалось, поэтому оплачивать услугу необходимо (Решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2011 по делу № А76-1160/2011). Впоследствии трубопроводы были заизолированы и суд отказал исполнителю во взыскании с собственника нежилого помещения платы за отопление в связи с отсутствием теплопринимающих устройств (Постановление ФАС УО от 16.10.2013 по делу № А76-21947/2012, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВАС РФ от 19.12.2013 № ВАС-17562/13).

Вместе с тем, как было отмечено выше, в настоящее время указанная методика признана утратившей силу в связи с изданием Приказа Минстроя РФ от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (см. Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 414/пр). Однако суды продолжают опираться на сделанные в ней выводы, хоть и не приводят ссылок на сам недействующий документ. Кроме того, по-прежнему действуют СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», утвержденные Госстроем СССР 28.11.1991, согласно п. 3.23* которых тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях. Поэтому общий вывод таков: наличие изолированных транзитных трубопроводов указывает на то, что помещение не отапливается.

Помещение с демонтированными радиаторами отопления

Правила предоставления коммунальных услуг запрещают потребителю (п. 35):

  • самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией;
  • осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С;
  • несанкционированно вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В свою очередь, согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушениям в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Читайте так же:  Елена пономарева адвокат

В подавляющем большинстве случаев демонтаж радиаторов отопления рассматривается как переустройство помещения, проведение которого требует проекта и завершается актом приемочной комиссии (см. ст. 26, 28 ЖК РФ). Соответственно, нарушение установленного порядка демонтажа батарей не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения. Кроме того, такие действия применительно к конкретным обстоятельствам могут рассматриваться как злоупотребление лица, их совершившего, правом в отношении части общедомовой системы отопления, находящейся в помещении, принадлежащем данному лицу, а злоупотребление правом запрещено законом (ст. 10 ГК РФ). Такие выводы были сделаны в постановлениях АС ДВО от 22.07.2015 № Ф03-2697/2015, от 26.08.2015 № Ф03-3356/2015. Итак, обстоятельством, которое можно рассматривать как основание для взыскания с собственника помещения платы за тепловую энергию в отсутствие радиаторов отопления, является самовольный демонтаж таковых (Постановление АС ЗСО от 20.07.2015 № Ф04-20195/2015).

На практике данная позиция популярна у судов общей юрисдикции (Постановление Президиума Архангельского областного суда от 14.10.2015 № 44г-0033/2015, апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 20.10.2015 № 33-18314/2015, Верховного суда Республики Бурятия от 22.07.2015 по делу № 33-2710/2015, Калининградского областного суда от 15.07.2015 по делу № 33-3524/2015, Сахалинского областного суда от 11.06.2015 по делу № 33-1116/2015, Иркутского областного суда от 05.05.2015 по делу № 33-3652/2015, Определение Приморского краевого суда от 30.06.2015 по делу № 33-5415). Тем более что даже в случае отключения помещения от отопления тепловая энергия подается на содержание общего имущества, соответственно, одна из составляющих платы за отопление (плата за отопление на ОДН) должна вноситься (Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.08.2015 № 33-2425/2015). Также суды обращают внимание, что квартира обогревается за счет отопления других рядом расположенных помещений, а это также указывает на невозможность освобождения собственника от оплаты тепловой энергии (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 09.09.2015 по делу № 33-5777).

Если же переустройство было проведено в законном порядке, отсутствие радиаторов отопления указывает на то, что коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, тепловые потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга. К примеру, такие выводы были сделаны в Постановлении АС СЗО от 23.04.2015 № Ф07-700/2015 в отношении помещения, переведенного из жилого в нежилое с одновременным демонтажом системы отопления и установкой электрообогревателей с терморегулятором, тепловой завесы, теплого пола.

Вместе с тем встречаются ситуации, когда суды принимают во внимание только фактическое отсутствие энергопринимающих устройств, а факт самовольного переустройства центральной системы отопления расценивают как не имеющий правового значения (Постановление ФАС ВВО от 15.04.2014 по делу № А82-5198/2013, в передаче которого на пересмотр в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 28.07.2014 № ВАС-9767/14).

Обратим внимание: если собственник претендует на освобождение от оплаты отопления, в ходе осмотра не должна быть выявлена возможность подключения радиаторов отопления (она существует при наличии врезки подводок к отопительным приборам, кронштейнов для подвески батарей, отсечных шаровых кранов). Если такая возможность есть, суд вряд ли откажет исполнителю коммунальных услуг во взыскании задолженности с собственника помещения (Постановление АС ВСО от 28.08.2015 № Ф02-4259/2015).

Если в помещении никогда не было радиаторов отопления, следует определить, считается ли оно отапливаемым (признак отапливаемого помещения – отсутствие теплоизоляции на магистральных трубопроводах). Если трубопроводы заизолированы, УК следует доказать, что тепловыделения от них достаточно для поддержания в помещении нормальной температуры без использования дополнительного оборудования.

Если в помещении раньше были радиаторы отопления, собственник не обязан оплачивать соответствующую услугу в случае их демонтажа в установленном порядке. Самовольный демонтаж не освобождает его от оплаты отопления. Впрочем, изредка встречаются примеры, когда для принятия решения в пользу потребителя достаточно подтверждения факта отсутствия в помещении радиаторов.

НДС со стоимости коммунальных услуг

Вопрос обложения НДС стоимости услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, не раз становился предметом судебных разбирательств. ФНС России в письме от 06.02.2013 № ЕД-19-3/11 разложила этот вопрос «по полочкам».

Порядок от ФНС России

Налоговики напомнили, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав являются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако предоставление коммунальных услуг гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая компания) НДС не облагается (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Необходимым условием для применения данной льготы является приобретение этих коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (далее — организации коммунального комплекса). Таким образом, льгота распространяется только на управляющие компании, которые в установленном порядке предоставляют коммунальные услуги гражданам. А реализация таких услуг организациями коммунального комплекса от обложения НДС не освобождается. При этом дополнительно к цене (тарифу) к оплате покупателю предъявляется соответствующая сумма налога (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Поэтому реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации управляющей компанией коммунальных услуг гражданам (населению) исчисление НДС на основании подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не производится. Управляющая компания учитывает «входной» НДС по приобретенным коммунальным услугам в их стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ). Следовательно, граждане оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им управляющей организацией, по стоимости, учитывающей сумму НДС.

Если граждане приобретают коммунальные услуги непосредственно у организаций коммунального комплекса, то согласно п. 6 ст. 168 НК РФ соответствующая сумма НДС включается в цену (тариф).

Налоговики отметили, что независимо от того, кому реализуются коммунальные услуги (управляющей компании или непосредственно гражданам) их стоимость с учетом НДС будет одинаковой, а вот порядок предъявления НДС — разный. Управляющей организации предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога. Поэтому у управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) убытка от предоставления населению коммунальных услуг не возникает.

Свою точку зрения налоговики проиллюстрировали на числовом примере.

Тариф на коммунальные услуги для организаций установлен в размере 100 руб. без НДС, а для населения — 118 руб., в том числе НДС 18 руб.

Если организация коммунального комплекса реализует услуги управляющей организации, то последней предъявляются тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (то есть 100 руб. плюс 18 руб.), которая учитывается у управляющей организации в стоимости таких коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг населению производится за 118 руб. без НДС.

Если организация коммунального комплекса реализует услуги непосредственно населению, то к оплате предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС, то есть 118 руб.

Налоговики считают, что предложенный ими порядок полностью соответствует правовой позиции, выраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72. Она заключается в следующем. Если при утверждении тарифа коммунальной услуги его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате исполнителю коммунальных услуг дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС правомерно. Если же при утверждении размера тарифа в него была включена сумма НДС, то у нее отсутствуют основания для предъявления к оплате исполнителю коммунальных услуг суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Тариф уже включает в себя НДС

Отметим, что на практике встречаются случаи, когда налоговики накручивали НДС на тариф, установленный для населения (то есть уже включающий в себя НДС). Но такой подход неправомерен.

Цена реализации коммунальных услуг по договорам, заключаемым управляющими компаниями с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 ГК РФ). В пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) сказано следующее. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, элект­роснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ. В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. То есть организации коммунального комплекса реализуют коммунальные услуги управляющим компаниям по тарифам для граждан. А этот тариф уже включает в себя НДС (п. 6 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 № 12552/10).

Отметим, что Федеральная служба по тарифам рекомендовала оформить действующие решения органов исполнительной власти субъектов РФ об установлении тарифов на коммунальные услуги с учетом выделения категории «население» и отражения для такой категории установленных тарифов с включением НДС (информационные письма ФСТ России от 08.08.2011 № СН-6273/5 и от 07.10.2011 № СН-7917/5).