§ 3. Президент. Избрание

В отличие от монарха, президент — выборное должностное лицо, избираемое гражданами страны с республиканской формой правления, ее парламентом или специальной избирательной коллегией.

Избрание. Как уже отмечалось (см. § 2 гл. 6), в президентских и смешанных республиках президент избирается обычно непосредствен­но народом, избирателями (например, Франция, Мексика, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Украина, Беларусь, Армения, Узбекистан и др.), но в ряде случаев (например, в США, Аргентине и др.) непрямым, косвенным путем — через выборщиков В парламентских республиках президент избирается либо самим парламентом (Греция, Турция, Вен­грия, Чехия, Словакия, Албания и др.), либо специальной избиратель­ной коллегией с участием депутатов парламента или их части (ФРГ, Индия, Италия и др.), хотя в ряде случаев (Финляндия, Болгария, Ир­ландия и др.) — непосредственно народом.

Сроки, на которые избираются президенты, могут быть разными, но чаще всего они варьируются в интервале от четырех до семи лет. Так, в США, Аргентине, Бразилии и др. президент избирается на четыре года; в ФРГ, Греции, Португалии, Бразилии, Украине, Грузии, Арме­нии, Кыргызстане, Казахстане, Туркмении, Узбекистане и др.— на пять лет; в Австрии, Финляндии, Мексике, Египте — на шесть лет; во Франции, Италии, Ирландии, Турции — на семь лет. Как правило, допускается переизбрание еще на один срок, хотя, с одной стороны, имеется немало стран, где переизбрание президента никак не ограни­чивается (Франция, Египет, Сирия и др.), а с другой—в других странах (Мексика, Эквадор, Боливия, Никарагуа и др.) допускается избрание президента только на один срок.

Кандидат в президенты должен удовлетворять ряду установлен­ным законом требованиям, которые по-разному сочетаются и выража­ются в конкретных странах. Как правило, эти требования сводятся к следующему. Во-первых, он должен достичь определенного, сравни­тельно высокого (обычно 35—40 лет) возраста (в США, Мексике, Австрии, Ирландии, Португалии, Украине, Беларуси, Армении, Кыргыз­стане, Грузии, Казахстане, Азербайджане и др.— 35 лет, в ФРГ, Греции и др. — 40 лет, в Китае, Монголии — 45, в Италии — 50 лет, хотя в ряде стран он значительно ниже, например, в Венесуэле — 20, а в Никара­гуа — 25 лет). Как правило, верхний предел не устанавливается, но в ряде стран он определен (например, в Казахстане, Кыргызстане, Тад­жикистане, Намибии и др.— 65 лет). В отдельных странах (например, во Франции) особый возрастной ценз не устанавливается ни в нижнем, ни в высшем пределах, если не считать соответствующего ценза, необходимого для получения пассивного избирательного права.

Во-вторых, кандидат в президенты, как правило, должен быть граж­данином данной страны, обладающим избирательными правами При этом в ряде стран (США, Мексика, Финляндия, Колумбия, Филиппи­ны, Беларусь, Казахстан, Грузия, Монголия, Намибия и др.) требуется, чтобы это гражданство было приобретено по рождению, а не в резуль­тате натурализации. Иногда, помимо гражданства, требуется, чтобы кандидат в президенты принадлежал к соответствующей националь­ности (например, в Туркмении — к туркменам; в Абхазии (Грузия) — к абхазам). В ряде республик СНГ, где актуальной задачей является расширение использования соответствующего национального языка (Украина, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Молдова и др.), введе­но также требование владения кандидатом в президенты государствен­ным языком данной республики. В некоторых мусульманских респуб­ликах (например, в Алжире) для кандидата в президенты необходимы признание и поддержка ислама как государственной религии.

В-третьих, в большинстве стран для кандидатов в президенты уста­навливается ценз оседлости. Чаще всего это — постоянное проживание на территории республики в течение последних или общих 10—15 лет к моменту выборов (в США — 14 лет; в Армении, Азербайджане, Беларуси, Узбекистане, на Украине — 10; в Казахстане, Кыргызстане, Гру­зии и др. — 15 лет), хотя в других странах этот ценз значительно ниже (в Мексике — 1 год, в Болгарии и Монголии — 5 лет). Хотя в подавля­ющем большинстве стран образовательный ценз для кандидатов в пре­зиденты не предусматривается, в отдельных из них он закрепляется в той или иной форме (например, на Филиппинах требуется уметь чи­тать и писать; в Нигерии — иметь среднее образование; в Азербайджане и Турции — высшее образование).

Кандидатов в президенты страны могут выдвигать как группы из­бирателей или депутатов, иных должностных лиц, так и политические партии, избирательные объединения и блоки. Кандидаты и их доверен­ные лица для регистрации кандидата часто бывают обязаны предста­вить доказательства об общественной поддержке соответствующего кандидата, для чего собирается более или менее значительное число подписей (на Украине, например, 100 тыс. избирателей; в Казахстане — один процент общего числа избирателей страны; во Франции — 500 членов парламента и региональных органов самоуправления). Во мно­гих странах практикуется внесение относительно крупного избира­тельного залога, который возвращается кандидату в случае его избра­ния президентом или получения определенного числа или процента голосов по результатам выборов.

Избранный президент вступает в должность путем осуществления торжественной процедуры, которая в США и некоторых других стра­нах называется инаугурацией (от лат. inaugurare — посвящать) и кото­рая обычно включает принесение присяги.

Минимум требований: Россия вошла в число стран, где легче всего стать кандидатом в президенты

Россия вошла в число стран с самой либеральной избирательной системой, сообщила газета «Известия». К такому выводу пришли эксперты Российского общественного института избирательного права (РОИИП) в рамках исследования «Избирательные цензы на выборах глав государств».

Избирательные цензы — это ограничения на прямых выборах президента страны, которые вводятся в отношении потенциальных кандидатов. Всего в мире насчитывается 16 таких критериев, из которых в России действуют всего шесть. Столько же цензов эксперты нашли в политической системе Франции, а в США и Польше их еще меньше. Сложнее всего зарегистрироваться в качестве претендента на должность президента Бразилии — там действует 11 ограничений.

В России требования к кандидатам на пост главы государства определены Конституцией. Потенциальный президент должен быть старше 35 лет, дееспособен и проживать в России не менее 10 лет. Должность главы государства одно и то же лицо не может занимать более двух сроков подряд.

Такие требования к кандидатам являются базовыми — они присущи практически всем странам мира. При этом в некоторых из них система «отбора» претендентов на президентский пост более жесткая — в Грузии, например, избираться могут лишь те лица, которые получили гражданство по рождению. В Греции, Монголии и Мексике такое требование предъявляется и к ближайшим родственникам кандидатов.

В Азербайджане и Казахстане в президенты не возьмут без диплома о высшем образовании, а в Бразилии — без навыков письменности и чтения. В некоторых странах проверяют и денежное положение кандидатов: чтобы претендовать на президентский пост, в Аргентине нужно иметь доход не менее двух тысяч песо, а в Монголии — рассчитаться с долгами.

«Сегодня количество цензов в России находится на оптимальном уровне»

Эксперты провели сравнительный анализ самых крупных стран мира, где число избирателей измеряется миллионами, рассказал «360» глава РОИИП Игорь Борисов. «Кроме того, речь шла именно о тех странах, где глава государства избирается путем всеобщего голосования, а не через парламент», — уточнил он. В процессе исследования выяснилось, что большое влияние на развитие избирательной системы оказывают культурные и исторические особенности государств. Каждая страна имеет свою предысторию и устанавливает правила для кандидатов, согласно имеющемуся опыту, заявил Борисов.

Избирательные цензы — гарантия защиты института демократии, уточнил эксперт. «Это гарантия того, что выборы глав государств будут отражать волю населения и не пострадают от различных манипуляций», — рассказал он. Требования, выдвигаемые к кандидатам на высшие государственные посты, охраняют государство и людей от нежелательных последствий.

Сегодня количество цензов в России находится на оптимальном уровне. Это законодательные нормы, которые обсуждались в парламенте и сделаны с учетом текущего состояния России, как ведущей мировой державы. Все вызовы, которые идут к нашей стране, в том числе и внешние, должны учитываться при выборах главы государства

Неэффективные избирательные системы рано или поздно докажут свою несостоятельность, рассказал «360» политолог Сергей Марков. «Это относится к Ирану, где требуется подтверждение со стороны религиозного духовенства. В Северной Корее тоже избирательная модель довольно негативная», — объяснил он. При этом в большинстве стран мира установился общий тренд, направленный на либерализацию избирательных прав и политических институтов.

Российская система проведения выборов главы государства списана с американской и французской, рассказал Марков. «Она создана замечательными специалистами в области международного права и соответствует мировым образцам», — уточнил политолог. Если государство вводит чрезмерное количество избирательных цензов, это может негативным образом отразиться на его конкурентоспособности.

Я думаю, что существующая в России избирательная система вполне адекватна. Сейчас есть другой момент, который обсуждается, — это образовательный ценз. Он нужен, чтобы люди на волне популизма не выбрали человека, который бы рубил все на корню. Чтобы в России не появился еще более неграмотный Трамп

Читайте так же:  Справка формы 25 из загса срок действия

Процедура выборов президента Франции

Согласно Конституции Французской республики, президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Президент избирается прямым голосованием сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может избираться президентом Франции более двух сроков подряд.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

Право быть избранным президентом Франции имеют граждане, достигшие возраста 18 лет.

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц. Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов.

Кандидаты на пост президента страны должны представить декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания — обязательство, согласно которому данное лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата.

На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.

Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Право голосовать на выборах имеют граждане Франции в возрасте от 18 лет при условии, что они зарегистрированы в качестве избирателя. Французы, живущие за пределами республики и желающие голосовать за границей, должны быть зарегистрированы в консульском избирательном списке.

Голосование за рубежом проводится в дипломатических и консульских учреждениях. В посольствах и консульских учреждениях, расположенных на американском континенте, голосование проводится в субботу из-за разницы во времени. Это исключение также относится к Французской Полинезии.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов, некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов. Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Макрон набирает очки: гонка кандидатов в президенты Франции превратилась в войну рейтингов

Бывший министр экономики Эмманюэль Макрон признан фаворитом опросов во Франции за четыре недели до первого тура президентских выборов. Французы должны прийти на избирательные участки 23 апреля, и война рейтингов сейчас обостряется. По данным социологической службы BVA, 39-летнего основателя движения «На марше» сегодня поддерживает 26% электората, чуть меньше — 25% — намерены голосовать за главу «Национального фронта» Марин Ле Пен. Проект кандидата «Республиканцев», бывшего премьер-министра Франсуа Фийона одобряют 17% французов.

Кто же «на марше»?

Эксперты, однако, констатируют, что у лидера рейтинга наименее консолидированный электорат. Чуть более половины сторонников Макрона «уверены в собственном выборе». За вычетом колеблющейся части электората реальная поддержка Ле Пен, как считает аналитический сайт Mediapart («Медиапарт»), составляет более 20%, а Макрона — меньше 17%.

Схожая картина и в самом движении «На марше»: официальное число участников превышает 230 тыс., но вступительные взносы уплатили менее 20 тыс. Остальные записались бесплатно, воспользовавшись услугами интернета.

По словам самого кандидата, движение тем не менее существует за счет пожертвований. Так, 10 тыс. дарителей предоставили на его нужды от €1 до €7,5 тыс. каждый. К концу 2016 года в распоряжении «На марше» находилось от €4 млн до €5 млн.

Щадящий режим

По мнению Франсуа Фийона, пресса установила для Макрона щадящий режим. «Перед вами кандидат в президенты, который заработал €3,5 млн, но в налоговой декларации определил свое состояние в €350 тыс.», — указал он.

Макрона активно поддержали члены кабинета. Так, 21 марта на его сторону перешли госсекретарь в Министерстве экологии Барбара Помпили и советник президента республики Бернар Пуаньян, а 24 марта — министр обороны Жан-Ив Ле Дриан. Встать на сторону Макрона планирует и бывший премьер Манюэль Вальс. Да и сам президент Франсуа Олланд в кругу соратников выражал уверенность, что его преемником станет лидер движения «На марше», которому он давно покровительствует.

Кандидатуру победителя праймериз Соцпартии Бенуа Амона президент-социалист в этой же доверительной обстановке назвал «несерьезной». И Амон не замедлил нанести ответный удар. «Я был с самого начала уверен, что все те, кто давно у власти, объединятся вокруг одного кандидата, который даст им возможность править еще пять лет, — заявил он. — Мне же будут и дальше чинить препятствия, поскольку в своем проекте я предлагаю перевернуть страницу».

Часть голосов у победителя праймериз социалистов отобрал и лидер левого движения «Неподчинившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон. По версии Filteris («Фильтерис»), Меланшона поддерживают более 15% избирателей, Амона — 9%.

Фийон верит Filteris

Франсуа Фийон постоянно под огнем. Пресса, а вслед за ней и правосудие внимательно изучают то костюмы, то часы кандидата, скрупулезно сверяя и покрой сюртука, и стрелки циферблата с его доходами. Победитель первичных выборов «Республиканцев», однако, не собирается сдаваться.

Возможно, он доверяет оценкам Filteris. Эта канадская социологическая служба, изучающая настроения в социальных сетях, предсказала в ноябре его победу на первичных выборах. Фийон занимал тогда только четвертое место в рейтинге «Республиканцев».

Сейчас, по версии Filteris, он оттеснил Макрона на третью позицию и идет следом за Марин Ле Пен. Так, Ле Пен готовы поддержать 24,4%, Фийона — 22,5%, Макрона — 22,4% избирателей, уверяют канадские социологи.

Кандидат «Республиканцев» убежден: атаки идут ему на пользу. «Это вызывает у французов демократический рефлекс, — пояснил он на предвыборной встрече в Биаррице. — Да и чем больше на меня нападают, тем в лучшей я форме».

Синяя роза Ле Пен

На сцене зала в Лилле, где выступала в воскресенье Марин Ле Пен, наблюдатели не заметили традиционного логотипа «Национального фронта». Новый бренд ее кампании — имя Marine и синяя роза. «Марин — кандидат не только «Национального фронта», партия поддерживает ее вместе с другими организациями», — пояснил один из сторонников кандидата.

По мнению аналитиков, это еще один шаг Ле Пен к расширению своего электората. Как считает глава аналитической службы MCBG Филипп Моро-Шевроле, она должна продолжать линию в духе собственной афиши «Умиротворенная Франция», выпущенной прошлым летом. «В особенности ей надо успокоить пожилой электорат, заверив, что она не хочет резкого возвращения к франку, — полагает он. — Эта перспектива тревожит пожилых избирателей, и в ходе выборов они мобилизуются».

Многие предсказывают ей первое место в первом туре и второе — во втором. Но не преуменьшают ли тем самым ее шансы?

Выборы во Франции: битва внесистемных кандидатов

Основатель движения «На марше», бывший министр экономики Эмманюэль Макрон и лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен вышли во второй тур выборов президента Франции. Кандидаты получили 23,75% и 21,53% голосов соответственно. Традиционные политические силы — «Республиканцы» и Соцпартия — оказались за бортом. Один из записных лидеров гонки Франсуа Фийон и глава движения «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон хотя и набрали значительное количество голосов, но все же выбыли из борьбы. Социалист Бенуа Амон набрал чуть более 6% — это худший показатель кандидата от Социалистической партии за последние 30 лет.

Эксперты констатируют: итогом первого тура выборов во Франции стала победа внесистемных кандидатов, которая может свидетельствовать о смене политических поколений в стране. «Многим французам надоели крупные правительственные партии, ложные обещания, политическая элита как таковая, — пишут западные журналисты. — Эмманюэль Макрон и Марин Ле Пен каждый по-своему воплощают собой разочарование французов системой».

Кто же в итоге выиграет битву за Елисейский дворец: самовыдвиженец, не имеющий в биографии ни одной выборной должности, или лидер ультраправых, которая добилась небывалого успеха за счет «дедемонизации» партии своего отца? ТАСС вспоминает политические пути Эмманюэля Макрона и Марин Ле Пен.

Эмманюэль Макрон: бывший социалист, «выскочка» и мечта французских женщин

39-летний Макрон — самый молодой кандидат на президентское кресло за всю историю Пятой республики. Он родился в 1977 году в городке Амьен на севере Франции в семье доктора медицинских наук и профессора неврологии. Будучи студентом, он изучал философию, а затем окончил элитную Национальную школу администрации — кузницу кадров для всей французской политической и бизнес-элиты. Слушатели этого вуза обязуются после выпуска отработать на государственной службе не менее десяти лет. С 2004-го по 2008 год Макрон служил инспектором в Министерстве экономики, но затем досрочно покинул госслужбу, из-за чего был вынужден вернуть государству деньги за обучение — €54 тыс. Его новым местом работы стала Rothschild & Co — финансово-холдинговая компания, которая контролируется французской и английской ветвями семьи Ротшильдов. Будучи инвестиционным менеджером, он, по данным СМИ, заработал около €2 млн благодаря сделке по покупке концерном Nestlе одного из филиалов американской компании Pfizer.

Читайте так же:  Штраф гаи где номер

Свой среди чужих, чужой среди своих

В политику Макрон вернулся в 2012 году, когда Франсуа Олланд позвал его в свою команду. Избранный президент-социалист благоволил к успешному эксперту и сначала назначил его своим экономическим советником и спичрайтером, а спустя еще два года доверил пост министра экономики, промышленности и цифровых дел. Любопытно, что такой высокий пост Макрон вопреки устоявшимся нормам получил без какого-либо опыта работы на выборной должности (например, депутатской). Более того, к Социалистической партии он относился формально, даже не платил положенные партийные взносы, что нехарактерно для остальных членов команды Олланда. Наблюдатели неоднократно отмечали, что либеральные экономические взгляды Макрона плохо вписывались в традиционную линию Соцпартии. Сам политик честно признавался в беседах с журналистами: «Я состоял в Соцпартии, но я не социалист».

В кабинете Макрон заслужил репутацию либерала. Он ратовал за сбалансированность государственных финансов и свободную игру рынка. Его наиболее заметной инициативой стала разработка закона об обеспечении деловой активности и равенства возможностей (в народе — «закон Макрона»), а самым известным высказыванием — заявление в интервью газете Eco: «Нам нужны молодые французы, которые хотели бы стать миллиардерами».

Ближе к середине 2016 года Макрон начал отдаляться от администрации Олланда. В апреле он создал собственное политическое движение «На марше» и после первого же митинга получил выговор от президента за нарушение партийной дисциплины: «Если ты не уважаешь правила — иди вон!» Летом Макрон высказался против запрета на ношение чадры во французских университетах, отмежевавшись от линии главы кабинета Манюэля Вальса: «Не думаю, что нужно придумывать новые законы, чтобы преследовать тех, кто хотел бы сохранить и во время занятий отличительные знаки своей религии». 30 августа 2016 года Макрон уволился из правительства, заявил о президентских амбициях и начал агитационные поездки по городам Франции. На тот момент его рейтинг по стране составлял не более 10%.

Позиция независимого кандидата не мешала Макрону пользоваться поддержкой Елисейского дворца. Многие представители ближайшего окружения уходящего президента — министры, депутаты и сенаторы-социалисты — влились в ряды движения «На марше». В этой связи оппоненты Макрона прямо упрекают его в том, что в случае избрания он станет «политической реинкарнацией Олланда». В преддверии первого тура голосования предвыборный рейтинг лидера движения «На марше» достигал отметки 24%.

Избранный президент Франции Эммануэль Макрон. Досье

Согласно официальным данным обработки 99,9% бюллетеней, которые публикует на своем сайте Министерство внутренних дел Франции, во втором, последнем туре президентских выборов в стране победу одержал Эммануэль Макрон. За него отдали свои голоса 66,06% избирателей.

По итогам подсчета 35,4 миллиона бюллетеней свои голоса Макрону отдали 20,7 миллиона избирателей.

В свою очередь, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен получила 33,94% голосов. Ее поддержали 10,6 млн избирателей.

Конституционный совет утвердит окончательные результаты выборов в середине недели.

Эммануэль Макрон родился 21 декабря 1977 года в Амьене, департамент Сомма, Франция. Его отец Жан-Мишель Макрон — профессор неврологии в Университете Пикардии, мать Франсуаз Макрон-Ногес — доктор медицинских наук.

С 1999 по 2001 год во время учебы в университете был помощником французского философа Поля Рикера, потом поступил в Национальную школу управления (ENA) и закончил ее в 2004 году.

Учился в Университете Париж X — Нантер, Институте политических исследований и Национальной школе администрации.

Профессиональная деятельность

С 2004 по 2008 год работал в Министерстве экономики Франции, готовил материалы для Комиссии по либерализации экономического роста. Затем работал инспектором в банковском секторе.

С 2007 года занимал должность заместителя докладчика для Комиссии по улучшению французского роста во главе с Жаком Аттали.

В 2008 году Аттали помог Макрону устроиться аналитиком в знаменитый банк Ротшильдов (был инвестиционным банкиром в Rothschild & Cie Banque). За 4 года он дослужился до партнера компании с доходом в 1 миллион евро в год.

Политическая деятельность

С 2006 года по 2009 год состоял в Социалистической партии.

С 2011 года принимал активное участие в подготовке избирательной кампании социалистов в команде Франсуа Олланда и в выборах президента. Занимался координацией деятельности экспертной группы и разработкой экономической платформы кандидата.

С 2012 по 2014 год работал заместителем генерального секретаря при президенте Олланде. Курировал вопросы стратегии, экономики, бюджета, финансов, налоговой и отраслевой политики.

10 июня 2014 года подал в отставку, а 26 августа был назначен министром экономики. Будучи министром, в 2015 году выступил за принятие «закона для экономического роста, активности и равенства шансов». «Закон Макрона» предусматривает либерализацию некоторых секторов экономики, в том числе открытие магазинов по воскресеньям, открытие для конкуренции сектора автобусного транспорта, и т.д.

6 апреля 2016 года он создал прогрессивное движение «Вперёд!», которое он объявил «ни правым, ни левым».

16 ноября 2016 года Макрон объявил о своем участии в президентских выборах 2017 года и опубликовал книгу-программу «Révolution» («Революция»).

Макрон — еврофил и убежденный атлантист. Рыночник. Сторонник политики открытых дверей, в отличие от многих современных социалистов, по типу Ангелы Меркель. Поддерживает увеличение финансирования спецслужб, армии и полиции. Жёсткий сторонник борьбы с терроризмом. Противник открытых демонстраций верующими своих религиозных чувств, но считает действующие законы слишком жёсткими для верующих. До недавних лет оставался католиком-традиционалистом. Выступает за сохранение ЕС и за свободу торговли.

Предвыборные обещания

Maкрон поддерживает политику открытых дверей по отношению к иммигрантам и беженцам.

Во внешней политике является европейским федералистом, готовым сотрудничать с Мартином Шульцем в случае избрания его канцлером ФРГ. Выступает за ограничение иностранных инвестиций, поддерживает торговое соглашение между ЕС и Канадой.

Выступая в Лионе, Макрон подверг критике идею Дональда Трампа построить стену на границе между США и Мексикой. По его мнению, стена окажется такой же дорогостоящей и неэффективной, как «линия Мажино», в 1940 году не уберегшая Францию от вторжения нацистов.

Накануне выборов Макрон заявил о своем стремлении преодолеть идеологическую зашоренность в обществе и раскол на правых и левых, который, по его мнению, вредит Франции последние двести с лишним лет.

Отношение к России

В январе 2016 года Макрон посетил Москву и в интервью российскому изданию заявлял, что Франция будет одновременно и придерживаться санкций против России, и пытаться наладить с ней сотрудничество.

«Однако французская линия очень четкая: есть некоторые принципы, определенные на международном уровне, есть многоступенчатый процесс, которому дан ход, а именно — минские договоренности. Их сегодня требуется выполнять. В связи с этим могу сказать, что есть этот процесс и являющиеся его частью санкции, продленные до конца июля 2016 года, а есть (в отношениях Франции и России — ред.) текущая. работа, которая продолжается. С условием тех ограничений, которые накладывают санкции, эта работа позволяет сотрудничать, поддерживать обмен опытом, консолидировать наши позиции», — говорил Макрон.

Семейное положение

В 2007 году женился на своей бывшей учительнице французского языка Бриджит (Брижит) Троньё, которая старше его на 24 года и в которую он был влюблён со школьных времён.

Как кандидаты в президенты Франции финансируют свою кампанию?

Поддержка крупных партий, государственные субсидии, пожертвования, банковские займы…. У каждого свое.


Жан-Люк Меланшон: спасибо волонтерам

Каков его бюджет?

Кандидат рассчитывает на 8 миллионов евро и собирается жить по средствам: множество волонтеров, полтора десятка сотрудников, штаб скромных размеров (250 квадратных метров) и экономия во всех поездках. В тоже время одну статью расходов он мог упустить. А приходится на нее немало. Речь идет о безопасности. После терактов и введения чрезвычайного положения кандидаты обязаны выполнять определенные требования, то есть нанимать охрану и арендовать металлоискатели во время митингов.

Откуда поступают деньги?

Жан-Люк Меланшон запросил два займа. Первый, на 5 миллионов евро, ему предоставили, однако отказали во втором на 3 миллиона. Называть банк команда кандидата не хочет. Во всем остальном, в отличие от 2012 года (тогда он был союзником коммунистов и потратил 9,5 миллиона евро) он не может положиться на помощь Компартии, хотя та поддерживает его кандидатуру, не участвуя в выборах официально. Меланшон не может положиться на крупных спонсоров и регулярно обращается с просьбой о поддержке к сторонникам. В сети, на митингах и т.д. С начала кампании он собрал почти 2 миллиона евро. Средняя сумма пожертвования составляет 20 евро. В последнее время на фоне подъема его рейтингов в опросах число небольших даров растет. Еще одним источником средств становятся сопутствующие товары: продажа футболок и кружек «Непокорной Франции» принесла почти 500 тысяч евро. Пожертвования и поступления от продаж дают примерно 3 миллиона евро, в которых ему было отказано по второму займу.

Читайте так же:  Приказ 1130 дсп


Какие вопросы возникают?

С бюджетом в 8 миллионов евро (причем только на первый тур) «Непокорная Франция» экономит средства. Но что если (в нынешней безумной кампании возможно все) Жан-Люк Меланшон продолжит взлет и пройдет во второй тур? Хватит ли у него денег на кампанию? Сможет ли он в срочном порядке взять займ? Пока что у кандидата нет ответов на эти вопросы.


Бенуа Амон: Соцпартия платит

Каков его бюджет?

Франсуа Олланд в свое время говорил не о жесткой экономии, а об экономном расходовании. То же самое касается и команды Бенуа Амона, который не хочет, чтобы его кампанию посчитали дешевой (бюджет в 15 миллионов евро из 16,8 допустимых до 23 апреля), но отслеживает каждый евро. Они заручились поддержкой экономиста, который уже работал на Соцпартию в 2012 году. Элио Сюами (Elio Suhamy) внимательно анализирует все расходы, связанные с кампанией, чтобы максимально их сократить. Как говорит отвечающий за финансы Режи Жюанико (Régis Juanico), «у демократии есть цена, но ее можно контролировать».

Откуда поступают деньги?

У кандидата от Соцпартии имеется немало преимуществ. Ее финансовое положение прочное: «никаких долгов», как с радостью отмечает ее финансист Жан-Франсуа Деба (Jean-François Debat). Кроме того, у нее есть штаб-квартира на улице Сольферино, что придает уверенности банкам. Волна 2012 года дала социалистам серьезную подушку безопасности из государственных средств: порядка 25 миллионов евро в год. В результате Соцпартия выделила 6 миллионов евро для своего кандидата и взяла займ на его имя в своем банке Crédit coopératif на 8 миллионов, которые поступили на счет кампании. Уникальная ситуация для 2017 года. Сюда также добавляются 105 тысяч евро пожертвований (команда рассчитывает на конечную сумму в 200 тысяч). В рамках борьбы за прозрачность с Фийоном и Макроном Амон решил сделать автоматической публикацию имен тех, кто перечислит ему сумму от 2 тысяч 500 евро. В результате штаб получил немало чеков на сумму 2 тысячи 400 евро.


Какие вопросы возникают?

Дьявол, как известно, кроется в деталях: раз социалисты сейчас находятся у власти, они должны четко разделять доходы, и из государственных денег платят лишь их телохранителям. Из-за неудач на выборах за последние годы Соцпартия получает меньше от своих депутатов: они перечисляют ей 500 евро в месяц (такая же традиция существует у коммунистов). Сегодня дела обстоят хорошо, но в том, что касается будущей жизни партии и перспектив на 2022 год, «все зависит от парламентских выборов» в июне, признает Жан-Франсуа Деба.


Эммануэль Макрон: ворох пожертвований

«До первого тура мы исходим из цифры расходов в 13-14 миллионов», — отмечают в окружении Эммануэля Макрона. Это ощутимо ниже максимально допустимой суммы в 16,8 миллиона. В случае попадания во второй тур кандидат от «Вперед!» намеревается потратить еще 2,8 миллиона евро, что опять-таки намного ниже максимума (22,5 миллиона в общей сложности). Как бы то ни было, кандидат и его команда ездят в вагонах второго класса и летают эконом-рейсами не удовольствия ради и не в силу каких-то нравственных принципов. «Мы связаны нашим бюджетом», — объясняет один из сотрудников штаба.


Откуда поступают деньги?

В отличие от большинства соперников Макрон ничего не получает от государства. У его движения, созданного год назад, нет ни одного депутата и, следовательно, права претендовать на какие-то субсидии. С юридической точки зрения, «Вперед!» все еще является простой ассоциацией, которая не обязана следовать стоящим перед партиями правилам финансирования. Как бы то ни было, Макрон дал понять, что намеревается неукоснительно их соблюдать. Его финансовым спасением стали частные пожертвования. Обращения к людям через интернет, встречи с потенциальными спонсорами, турне в Лондоне, Нью-Йорке и Брюсселе… За год «Вперед!» удалось собрать 9 миллионов евро. Небывалый результат. Как бы то ни было, этого недостаточно для финансирования президентской авантюры. Тогда бывший министр экономики обратился к банкам. После переговоров (в отличие от Соцпартии и «Республиканцев» Макрон не может представить штаб-квартиру в качестве залога) один из них согласился выделить кредит в 8 миллионов евро.

Какие вопросы возникают?

Получит ли Франция президента Республики?

Путин ставит на Ле Пен

Может ли Фийон победить Ле Пен?

Макрон — жертва собственного успеха

Российский банк выдал кредит французским ультраправым

Франсуа Фийон: отнюдь не фиктивные средства

Каков его бюджет?

Наученный горьким опытом Николя Саркози, чей счет за кампанию 2012 года был признан недействительным из-за превышения допустимого максимума, Франсуа Фийон обещает вести себя осторожно и оставить страховочный задел. Его расходы должны быть существенно меньше 16,8 миллиона в первом туре и 22,5 миллиона в гипотетическом втором туре.

Откуда поступают деньги?

В финансовом плане беспокоиться кандидату от «Республиканцев» не о чем. Он может рассчитывать на «прибыль» от ноябрьских праймериз. Каждый из 8,5 миллиона пришедших на них избирателей (общее число за два тура) заплатил 2 евро, что дало в общей сложности 17 миллионов. После оплаты организационных расходов (7 миллионов евро) Верховное управление праймериз, как следует из его устава, перечислило оставшиеся 10 миллионов на финансирование кампании Франсуа Фийона. Кандидат также может рассчитывать на пожертвования сторонников. На них приходится более 3 миллионов евро. Кроме того, бывший премьер занял 5 миллионов у «Республиканцев». Наконец, он оставляет за собой право при необходимости взять займ у микропартии «Республиканской силы», основанной им в 2012 году.

Какие вопросы встают?

Проблема Фийона в том, что у него слишком много денег. Если он потратит в первом туре все пожертвования помимо 10 миллионов от Верховного управления праймериз, то не сможет в полной мере воспользоваться государственной компенсацией расходов. Эта компенсация (до 8 миллионов в первом туре при результате более 5% и 10,7 миллиона при попадании во второй тур) определяется суммой взятых кандидатом займов. Раз возмещению подлежат только кредиты, Фийон решил занять как можно больше средств и сократить долю пожертвований в бюджете кампании. Именно поэтому полученные кандидатом пожертвования идут в копилку его микропартии, а не финансирующей кампанию ассоциации. Таким образом, при необходимости «Республиканская сила» предоставит кандидату займ для кампании.

Марин Ле Пен: иностранный займ

«Мы больше не предоставляем сведений о финансировании кампании». В последнее время именно так в Национальном фронте отвечают тем, кто проявляет интерес к этой теме. Партии и так свойственна традиционная секретность, однако сейчас вопрос становится особенно чувствительным на фоне начатого расследования в отношении некоторых членов и поставщиков НФ о предполагаемом мошенничестве в ущерб государству. В конце 2016 года еще говоривший на эту тему финансист партии Валлеран де Сен-Жюст (Wallerand de Saint-Just) представлял такую картину: «Идеальный бюджет на президентские выборы составляет 12 миллионов евро: 9 на первый тур и 3 на второй. Если исходить из 8 миллионов на парламентских выборах, получается в общей сложности 20». В 2012 году Марин Ле Пен потратила 9,1 миллиона на капанию, которая остановилась в первом туре.

Откуда поступают средства?

На компанию были направлены средства Национального фронта (точную сумму в штабе не называют), а также два займа от микропартии Жана-Мари Ле Пена «Котелек» на общую сумму в 6 миллионов евро. Как бы то ни было, на все этого не хватит: остальные деньги должны поступить от иностранного банка, раз французские, как утверждают в НФ, ответили на просьбы отказом. Осенью 2016 года «мы получили предложения от Саудовской Аравии и Катара, однако они не были приняты из соображений политической последовательности», — уверяет евродепутат НФ Бернар Моно (Bernard Monot). «В 2012 году кредит от Société générale поступил за неделю до первого тура, — добавляет Валлеран де Сен-Жюст. — Поэтому нужно собраться и не падать духом». Что касается частных пожертвований, в штабе не сообщают ни их количества, ни сумм.


Какие вопросы возникают?

Предоставление Нацфронту в 2014 году займа в 9,4 миллиона евро от одного российского банка подняло вопрос о связях партии с Кремлем. Как бы то ни было, ее представители утверждают, что будущий кредит придет не из России. Кроме того, людей интересует роль в будущей парламентской кампании микропартии «Жанна», которая играет главным образом финансовую роль и оказалась в самом центре подозрений в мошенничестве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.