Наследование дома: здание – по завещанию, участок под ним – по закону

Верховный Суд Российской Федерации определил, как должны устанавливаться наследственные доли в праве собственности на земельный участок, на котором находится дом, если в завещании указан только порядок наследования дома, но не участка (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 февраля 2018 г. № 87-КГ17-14). Рассмотрим обстоятельства дела подробнее.

В 2016 году гражданка К. обратилась в суд с иском о признании права собственности на доли земельного участка в порядке наследования. По завещанию ей, ее брату и сестре полагались доли жилого дома – 1/2 и по 1/4 соответственно, но при этом земельный участок, на котором располагался дом, не был завещан никому. По мнению истицы, закон закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и недвижимых объектов на них, и поэтому участок должен наследоваться в тех же долях, что и здание – согласно завещанию (п. 5 ст. 1 Земельного кодекса, ст. 273 Гражданского кодекса).

Суд первой инстанции удовлетворил требования К., сославшись на те же нормы законодательства (решение Димитровского районного суда г. Костромы Костромской области от 12 июля 2016 г. по делу № 2-603/2016). Он также привел позицию ВС РФ, указав, что здание, строение или сооружение не могут быть завещаны отдельно от части земельного участка, занятой ими и необходимой для их использования. Более того, наличие в завещании таких распоряжений влечет его недействительность в этой части (п. 79 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»). Суд пришел к выводу, что право собственности истицы, ее брата и сестры на земельный участок возникло пропорционально их долям в объекте недвижимости, расположенном на участке.

Однако ответчик (сестра истицы) с таким решением суда не согласилась и подала апелляционную жалобу. По ее мнению, право собственности на земельный участок должно перейти к гражданке К. в порядке наследования по закону, в результате чего она получила бы 1/3 доли в праве собственности. Ответчик указала, что данной площади достаточно, чтобы осуществлять эксплуатацию имущества, а доказательств иного истица не представила. Однако судьи, рассматривавшие жалобу, согласились с доводами суда первой инстанции и оставили его решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 5 октября 2016 г. по делу № 33-2149/2016). В связи с этим ответчик подала в ВС РФ кассационную жалобу.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ поддержала доводы ответчика и признала, что основания для отмены вынесенных судебных постановлений есть. Суд разъяснил, что ст. 35 Земельного кодекса РФ регламентирует отношения по пользованию земельным участком при переходе права собственности на объект на нем, но при этом не устанавливает основания для возникновения права собственности на землю, на которой расположена недвижимость. И более того, указал Суд, земельный участок и жилой дом на нем выступают как самостоятельные объекты недвижимости. А значит, отсутствие распоряжения завещателя относительно судьбы земельного участка означает, что он должен наследоваться на общих основаниях, то есть в силу закона.

ВС РФ также пояснил, что в данном случае принцип единства судьбы недвижимости и земельного участка не нарушен, поскольку стороны являются сособственниками и участка, и находящегося на нем объекта. «В данном случае право собственности на жилой дом переходит к сторонам в порядке наследования по завещанию, а на земельный участок – в порядке наследования по закону», – заключил Суд. Он добавил, что вывод судов предыдущих инстанций о том, что доля К. в праве собственности на земельный участок должна быть равна доле на дом, не основан на законе.

В связи с этим Судебная коллегия отменила решения обоих судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Любава Трофимова, эксперт по недвижимости, руководитель Консалтингового Агентства «Трофимова Групп»:

Я полагаю, что ВС РФ в данной ситуации прав, и в этом деле он учел нормы о неразрывной связи земли с домом – один из основных принципов земельного законодательства. По общему правилу регистрации права собственности на дом без прав на землю быть не может. Но права на землю могут быть разные: право собственности, аренды, бессрочного или безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения, сервитут. Четкой привязки в законе именно к праву собственности одновременно и на дом, и на земельный участок нет и получается, что у собственника дома должно быть любое из перечисленных прав на землю.

Выводы ВС РФ логически верны и законны, поскольку если право собственности на землю было на момент смерти у наследодателя, а на дату составления завещания она его еще не успела оформить, следовательно, завещать не могла. А если право собственности на землю было у наследодателя на дату составления завещания, то вопрос к нотариусу – почему он оформил такое завещание на дом без какого-либо упоминания земельного участка.

Доводы наследника, получившего большую долю в праве собственности на дом, сводятся к тому, что доли на землю должны быть в точности такими же, как и на дом, если распоряжений умершего насчет земли не сделано. Данный механизм может работать в случае, если права на земельный участок, предоставленный до введение в действие современного Земельного кодекса РФ, на имя наследодателя никак по действующему праву не оформлены. Например, были предоставлены, когда действовали Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов. Тогда наследники через суд совместно включают его в наследственную массу согласно долям по завещанию, так как главным критерием в таких случаях является именно порядок долевого пользования домом. Но даже если бы наследница доли дома по завещанию не была бы наследницей доли участка по закону, решение ВС РФ содержало бы те же выводы. Факт принятия такого решения не является нарушением правила неразрывности земли и дома. Потому что если даже право на земельный участок отсутствует на момент регистрации прав на дом, то его можно оформить, договорившись с собственниками земли мирно либо установив в судебном порядке сервитут. Судебная практика по установлению сервитута в такой ситуации всегда положительная.

Однако в ситуации с наследниками по настоящему делу все гораздо проще, все трое являются детьми умершей, наследниками первой очереди. Следовательно права на дом и землю получают в соответствующе долевой собственности. Пользования меньшей долей (1/3) земельным участком не умаляет права собственности наследника как собственника большей доли (2/4) на дом.

Ирина Дарсалия, директор ООО «Эквилибриум», специалист по недвижимости:

Мое мнение относительно определения ВC РФ от 6 февраля 2018 № 87-КГ17-14 весьма неоднозначное. Понятно, что ВС РФ – это высший судебный орган, именно ему принадлежит право давать разъяснения по вопросам судебной практики. И нельзя поспорить с тем, что дом и земельный участок – это самостоятельные объекты права, а наследодатель в завещании распорядился только одним из них. Вероятнее всего такое случилось потому, что он даже не догадывался о правовых последствиях своих действий для наследников, но речь не об этом. По моему мнению, данная позиция ВС РФ создает некую правовую коллизию в отношениях между собственниками доли дома и земельного участка. Совершенно непонятно, каким образом собственник доли дома должен оформлять свои отношения с собственником земельного участка, на котором этот дом стоит. Суд не разъясняет, должны ли они между собой заключать договор, а если должны, то какой именно – аренды, безвозмездного пользования или какой-то иной. Опять же вопрос: как быть в такой ситуации, когда собственник земельного участка категорически откажется от заключения какого-либо договора. Ведь с точки зрения закона он будет прав.

Другая ситуация – собственник земельного участка будет требовать заключить договор аренды и установит непомерную ставку арендной платы. Что делать собственнику доли дома, если его не устраивают предложенные условия – непонятно. Если между собственниками двух этих объектов недвижимости не оформлен договор пользования земельным участком, то собственник доли дома становится заложником этой ситуации в случае желания продать свою долю третьему лицу. Согласно ч. 3 ст. 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором, а покупатель приобретает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и продавец. Непонятно, как быть в ситуации, когда такие условия не определены. Одним словом, пока вопросов больше, чем ответов.

Читайте так же:  Пенсия срочнику

Письмо Минфина России от 23 января 2017 г. N 02-07-10/3362 Об учете земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом — основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков — иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При этом реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57).

В соответствии с пунктом 275 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной и месячной# об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н) и пунктом 75 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н) в случае проведения реорганизации в форме присоединения, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации.

При реорганизации учреждений в форме присоединения, отчетным годом учреждения-правопреемника является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 3 Инструкции N 191н, пункт 3 Инструкции N 33н).

Таким образом, в бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели бухгалтерской отчетности присоединяемого учреждения (с начала года в котором проведена реорганизация путем присоединения), показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются в формируемую правопреемником отчетность на общих основаниях. При этом в период оформления государственной регистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения», списанию с балансового учета не подлежат.

Обзор документа

Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок оформления земельных участков

ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В ПОСТОЯННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ И ПЕРЕДАЧЕ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Читайте так же:  Закон о тишине во владимирской области

Распоряжение землями государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании решения соответствующих органов исполнительной власти, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции.

Совет Министров Донецкой Народной Республики распоряжается:

землями государственной собственности, представленными пашней и многолетними насаждениями для несельскохозяйственных нужд;

лесами, из земель лесохозяйственного назначения, землями природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, оздоровительного и рекреационного назначения для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, охраной культурного наследия, природоохранной, оздоровительной, рекреационной деятельностью;

Государственный комитет по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики:

распоряжается землями государственной собственности сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства;

предоставляет сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства, несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства; оптовым рынкам сельскохозяйственной продукции.

Администрации районов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:

землями муниципальной собственности для всех нужд, кроме случаев полномочий Администраций городов районного значения, которые находятся в административном подчинении районов республиканского значения;

землями государственной собственности на территории соответствующих административно-территориальных единиц для всех нужд, кроме случаев полномочий Совета Министров Донецкой Народной Республики и Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики;

нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности (пользовании).

Администрации городов республиканского значения Донецкой Народной Республики распоряжаются:

землями государственной и муниципальной собственности в границах городов республиканского значения, а также сел и поселков, которые находятся в их административном подчинении;

землями государственной собственности в городах, которые находятся в их административном подчинении, за границами административно-территориальных единиц, не входящих в состав определенного района, и за границами населенных пунктов, временно включенных в зону ответственности и влияния, или в случае, когда местная администрация района не создана, для всех нужд, кроме случаев полномочий Совета Министров Донецкой Народной Республики и Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики;

нераспределенными (невостребованными) земельными участками, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями, находящимися в собственности (пользовании).

Администрации городов районного значения, которые находятся в административном подчинении районов и городов республиканского значения, распоряжаются землями муниципальной собственности.

Решение органа исполнительной власти о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной власти, принимается на основании:

ИЛИ

Решение органа исполнительной власти о предоставлении в пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной власти, принимается на основании:

Проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае:

а) предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;

б) формирования новых земельных участков.

Технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка — в иных случаях.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ПОЛЬЗОВАНИЕ

Земельным законодательством, действующим на территории Донецкой Народной Республики, предусмотрено предоставление земельных участков в постоянное пользование и передача в аренду.

Передача земельных участков в собственность на территории Донецкой Народной Республики не предусмотрена.

Право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и муниципальной собственности приобретают:

предприятия, учреждения и организации, принадлежащие к государственной и муниципальной собственности;

общественные организации инвалидов, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

религиозные организации, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке Донецкой Народной Республики, исключительно для строительства и обслуживания культовых и иных зданий, необходимых для обеспечения их деятельности.

Предоставление земельных участков в постоянное пользование гражданам земельным законодательством Донецкой Народной Республики не предусмотрено.

В аренду земельные участки могут предоставляться:

гражданам и юридическим лицам,

иностранным гражданам и лицам без гражданства,

иностранным юридическим лицам (зарегистрированным на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством).

СРОК АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА не может быть более 10 лет,

при этом в случае передачи в аренду земель:

  • недрами срок аренды определяется с учетомсрока действия специальных разрешений (лицензий) и срока проведения рекультивации земельного участка;
  • для нужд, связанных со специальным водопользованием срок аренды определяется с учетомсрока аренды водного объекта (не более 6 лет).

ХОДАТАЙСТВО (ЗАЯВЛЕНИЕ) О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

С целью получения в пользование земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности заинтересованному лицу необходимо обратиться с соответствующим ходатайством (заявлением) в орган исполнительной власти, который в соответствии с полномочиями передает в пользование такие земельные участки. В ходатайстве (заявлении) необходимо указать ориентировочную площадь земельного участка и его целевое назначение.

К ходатайству (заявлению) необходимо приложить:

  • Графические материалы, с указанием желаемого места расположения и ориентировочной площадью земельного участка, которые:

подписывает территориальным органом (структурным подразделением) земельных ресурсов в городах (районах) орана исполнительной власти Донецкой Народной Республики в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии,

в случае отвода земельных участков (трасс) под строительство согласовывают:

  • структурные подразделения органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры в городах (районах) Донецкой Народной Республики;
  • органами государственного пожарного надзора в городах (районах) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.
  • Письменное согласие землепользователя (в случае изъятия);
  • Копии уставных, регистрационных документов;
  • Копии документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости;
  • Копии специальных разрешений (лицензий);
  • Документ, подтверждающий опыт работы в сельском хозяйстве либо наличие образования, приобретенного в аграрном учебном заведении (в случае передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства и фермерского хозяйства);
  • Другие документы.

В случае подачи ходатайства (заявления) уполномоченным лицом, предоставляется документ или заверенная копия документа, в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством, подтверждающего его полномочия действовать от имени таких лиц.

Землеустроительная документация разрабатывается на основании предоставленного соответствующим органом исполнительной власти разрешения на разработку землеустроительной документации и договора с субъектом хозяйствования, имеющим лицензию на проведение землеустроительных (землемерных) работ. В договоре на выполнение работ определяются срок (срок действия разрешения на разработку землеустроительной документации составляет не более 6 месяцев) и условия (конечный результат – согласованная землеустроительная документация с положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации, в случае необходимости; регистрация права пользования в установленном порядке; другое) разработки землеустроительной документации.

СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ПО ОТВОДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (10 РАБОЧИХ ДНЕЙ)

Проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с:

  • территориальным органом (структурным подразделением) земельных ресурсов в городах (районах) в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии – оригинал проекта;
  • структурными подразделениями местных администраций, осуществляющих государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры в городах (районах) Донецкой Народной Республики – заверенная копия проекта;
  • структурными подразделениями местных администраций, осуществляющими контроль в сфере охраны культурного наследия в городах (районах) Донецкой Народной Республики (кроме территорий, на которых разработана и утверждена градостроительная документация в соответствии с действующим на территории Донецкой Народной Республики законодательством) – заверенная копия проекта.

Проект землеустройства по отводу земельных участков (заверенная копия проекта) подлежит согласованию с:

  • органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам экологии и природных ресурсов (при отводе земельного участка природно-заповедного и другого природоохранного назначения, расположенного на территории или в границах объекта природно-заповедного фонда, в границах прибрежной защитной полосы);
  • органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам лесного и охотничьего хозяйства (при отводе земельного участка лесохозяйственного назначения);
  • органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики по вопросам водного хозяйства (при отводе земельного участка водного фонда).

К оригиналу и заверенным копиям проекта прилагается заключение о наличии или отсутствии на земельном участке объектов охраны культурного наследия, выданное учреждением, уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере культуры, заверенное согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Нет дома – нет участка: можно ли оформить в собственность землю под снесенным домом

Доставшийся по наследству дом перестроили или снеслиполучится ли в этом случае зарегистрировать право на относящийся к нему участок? В Росреестре оформлять землю на владельца здания в подобной ситуации отказались. Такое решение госоргана поддержали две инстанции. Почему этот подход ошибочен, разъяснил Верховный суд.

Читайте так же:  Форма приказ огневые работы

Росреестр отказал в регистрации

Москвич Иван Михеев* хотел зарегистрировать право собственности на землю в Росреестре. На участках, которые он хотел оформить на себя, был расположен жилой дом, построенный в 1940-х годах. Одна из долей в доме досталась Михееву в наследство от отца еще в 1987 году. В 1997 году он приобрел и другие части дома, и в 2004 году зарегистрировал право собственности на всё строение на основании свидетельства о праве на наследство и договора купли-продажи долей. Здание он реконструрировал – на месте старого строения площадью 96,2 кв. м появилось новое – 290 кв. м.

В Росреестре регистрировать на Михеева землю отказались. В ЕГРП внесены сведения о регистрации за ним права собственности на старый дом, однако он снят с техучёта, объяснили отказ в организации: раз строение снесли, то землю под ним регистрировать нельзя, решили в Росреестре.

Снос или реконструкция?

Тогда Михеев пошел в суд. Исковое заявление рассмотрел Солнцевский районный суд Москвы. Там заявителю отказали в удовлетворении требований (дело № 2-3107/2015

М-2845/2015). Реконструированный дом суд расценил как новое строение – объект незавершенного строительства, построенный без разрешения. К тому же права на него не были зарегистрированы. По мнению первой инстанции, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости решение Управления Росреестра по Москве законно, и истец не имеет права на регистрацию или приватизацию участков.

Михеев пожаловался в Мосгорсуд. Он настаивал, что дом не сносил, а произвел реконструкцию, увеличив площадь, сохранив часть фундамента и печки. Также он указывал, что зарегистрированное право собственности на исходный объект недвижимости не прекращено. Однако апелляция поддержала решение первой инстанции. Мосгорсуд указал, что истец изменил архитектурный облик здания, увеличив площадь дома в три раза при полном отсутствии разрешений на реконструкцию. А это, указано в апелляционном определении по делу (№ 33-10927/2016), прямо свидетельствует, что вывод первой инстанции обоснован: исходный объект снесен, у заявителя прекращено право собственности на жилой дом и, следовательно, утрачено право и на землю.

ВС: отказ регистрировать землю нарушает закон

Дело в итоге оказалось в Верховном суде. Там коллегия под председательством судьи Владимира Хаменкова решила, что закон на стороне заявителя (дело № 5-КГ16-240). У Росреестра не было оснований отказать Михееву в регистрации права собственности на участки, а то, что суд не увидел в этом действии нарушения закона – ошибка, заключил ВС.

Право постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками у Михеева сохранилось, что определялось действующими на тот момент нормами Земельного кодекса, указал ВС. Зарегистрированное право на недвижимое имущество, а у заявителя были зарегистрированы права на дом, может быть оспорено только в судебном порядке, напомнил ВС. Сам Михеев не пытался прекратить право собственности на дом, его право не оспаривалось и в судебном порядке, а значит, осталось зарегистрированным, несмотря на снятие дома с технического учёта в 2013 году, сделал вывод ВС. При этом такого основания для прекращения права пользования земельным участком. как снос либо реконструкция здания, расположенного на нем, нет. «Возведение заявителем нового объекта недвижимости на месте прежнего без разрешительной документации также не влияет на право собственности на дом и право пользования земельными участкам», – указал ВС.

Право на приватизацию также не связано с обстоятельствами возведения или сноса строения: то, что Михеев не приватизировал землю под принадлежащим ему домом, не влияет на его право пользования землёй, указал ВС. Оно сохраняется независимо от реализации права на приватизацию, срок на которую не установлен, говорится в определении суда.

В итоге судебная коллегия по административным делам отменила решения нижестоящих судов и признала незаконным решение Росреестра об отказе в госрегистрации права собственности заявителя на земельные участки.

*имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком закрепляется сейчас лишь за некоторыми предприятиями, но граждане, получившие землю в вечное пользование от советской власти, не лишатся ее, хотя и не являются собственниками. Переоформить такую землю на себя можно — достаточно знать, в какие сроки и как это сделать.

Законные основания вечного пользования землей

В советское время не существовало частной собственности на землю, так как вся она принадлежала государству. Участки лишь передавались в так называемое вечное пользование гражданам, которые могли ими распоряжаться, как собственными: обменивать, продавать, сдавать в аренду.

Новый Земельный кодекс, который начал действовать в 2001 году, запретил и распоряжаться муниципальной землей, как собственной, и передавать землю в вечное пользование людям. Но право постоянного бессрочного пользования земельным участком, данное раньше, все еще действует.

Статья 39.9 Земельного кодекса ограничила круг тех, кто сейчас имеет право на бессрочное постоянное пользование земельным участком. Это исключительно:

  • органы госвласти;
  • органы самоуправления;
  • автономные, казенные или бюджетные госучреждения;
  • казенные организации;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

При этом, как указано в законе «О введении в действие Земельного кодекса», право постоянного бессрочного пользования земельным участком сохраняется за гражданином, которому был предоставлен этот участок, на неопределенный срок.

Если участок в вечное пользование предоставлялся организации, он либо уже приобретен в собственность, либо оформлен в аренду (если земля не переоформлена, организации рискуют быть оштрафованными на сумму от 20 до 100 тысяч рублей) — это требование закона, которое на граждан не распространяется. Граждане же переоформить землю, которой они владеют бессрочно, могут когда угодно, т. к. ответственности за несвоевременное переоформление для физ. лиц не существует.

Права и обязанности пользователей

Если за вами закреплено право постоянного бессрочного пользования земельным участком, Земельным кодексом вам разрешено:

  • пользоваться недрами и водоемами, которые есть на участке;
  • построить дом, открыть торговую точку или производственный цех (в соответствии с назначением земли);
  • осушать, орошать, окультуривать участок;
  • бесплатно переоформить участок на себя.

Одновременно с правами статья 41 ЗК накладывает и некоторые обязанности:

  • пользоваться участком только в соответствии с его назначением;
  • не загрязнять участок;
  • охранять его от пожара;
  • не допускать истощения почвы и потери ее плодородности.

При этом важно помнить, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком — это не право собственности, поэтому вам нельзя:

  • продавать участок;
  • обменивать или дарить его;
  • сдавать в аренду;
  • завещать.

Для того чтобы стать полноправным владельцем земли, ее нужно переоформить на себя.

Переоформление земли

Для регистрации любой сделки нужно основание, например договор купли-продажи или решение о предоставлении земли. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком может быть и не закреплено документально, то есть ни на руках пользователя, ни в местной администрации может не оказаться документов, подтверждающих это право. Это касается тех случаев, когда участок расположен в садоводстве или дачном товариществе. Ведь ваш участок образовался из большого участка, который предоставлялся не вам лично, а садоводству или колхозу, поэтому основанием для переоформления земли в этом случае будет выписка из распоряжения местного исполкома о предоставлении земли в вечное пользование именно товариществу, садоводству или колхозу.

Чтобы такой участок приватизировать, первым делом нужно поставить его на кадастровый учет. Для этого нужно сначала провести межевание. Замежевать участок и оформить межевое дело сможет любой кадастровый инженер, имеющий лицензию Росреестра. Узнать список инженеров можно на сайте кадастровой палаты или Росреестра.

Когда межевое дело будет готово, нужно прийти в кадастровую палату или в многофункциональный центр по месту нахождения земли и подать заявление о постановке участка на учет. Регистратору нужно представить паспорт и межевое дело. Максимум через 10 дней вы получите кадастровый паспорт.

С кадастровым паспортом, межевым делом и решением исполкома о предоставлении земли нужно обратиться в регистрационную палату или многофункциональный центр. Госпошлина за сделку — 2000 рублей. У регистратора есть 10 рабочих дней, чтобы оформить свидетельство владельца. После регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком вы уже иметь не будете — вместо этого у вас будет право собственности на землю.