Приказ Министерства транспорта РФ от 3 мая 2018 г. N 170 “О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15” (не вступил в силу)

В целях совершенствования нормативной правовой базы Министерства транспорта Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, N 30, ст. 3014, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27, N 13, ст. 1209, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878, N 41, ст. 4285, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34, N 17, ст. 1930, N 30, ст. 3808, N 41, ст. 4844, N 43, ст. 5084, N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812, N 30, ст. 3613, 3616, N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17, 21, N 19, ст. 2270, N 29, ст. 3604, N 30, ст. 3732, 3739, N 46, ст. 5419, N 48, ст. 5717, N 50, ст. 6146; 2010, N 31, ст. 4196, N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49, N 25, ст. 3539, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4586, 4590, 4591, 4596, N 45, ст. 6333, 6335, N 48, ст. 6730, 6735, N 49, ст. 7015, 7031, N 50, ст. 7359, N 52, ст. 7639; 2012, N 10, ст. 1164, N 14, ст. 1553, N 18, ст. 2127, N 31, ст. 4325, N 47, ст. 6399, N 50, ст. 6954, N 50, ст. 6957, 6959, N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, 1668; N 19, ст. 2322, 2326, 2329, N 23, ст. 2866, 2883, N 27, ст. 3449, 3454, 3477, N 30, ст. 4037, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, 1547, 1548, N 19, ст. 2321, N 23, ст. 2930, N 26, ст. 3405, N 30, ст. 4217, N 45, ст. 6143, N 48, ст. 6639, N 49, ст. 6918, N 52, ст. 7543, 7554; 2015, N 1, ст. 10, 42, 72; N 14, ст. 2022; N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3379; N 27, ст. 3991, 3992; N 29, ст. 4356, 4359, 4363, 4368, N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 11, 54, N 18, ст. 2508, N 27, ст. 4169, 4172, 4205, 4238, 4280, 4281; 2017, N 1, ст. 46, N 18, ст. 2661, N 25, ст. 3594, N 27, ст. 3936, N 31, ст. 4804, 4805, N 49, ст. 7331, N 52, ст. 7923; 2018, N 1, ст. 45, 86, N 7, ст. 968) приказываю:

Внести изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2004 г., регистрационный N 6094), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 24 декабря 2013 г. N 484 (зарегистрирован Минюстом России 10 июня 2014 г., регистрационный № 32636), от 13 октября 2015 г. N 299 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2015 г., регистрационный N 39356) и от 5 июня 2017 г. N 212 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2017 г., регистрационный N 47064), согласно приложению к настоящему приказу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от 3 мая 2018 г. N 170

Изменения,
вносимые в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15

1. Пункт 2 после слов «занятых на международных перевозках,» дополнить словами «водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей,».

2. Абзац первый пункта 10 после слов «12 часов» дополнить словами «при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения».

3. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов».

4. Предложение второе пункта 17 изложить в следующей редакции:

«При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья)».

5. В пункте 19 слова «На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется» заменить словами «Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать».

Обзор документа

Скорректированы особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, работающих по трудовому договору.

Предусмотрено, что установленные особенности не распространяются на водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. При этом должны соблюдаться установленные ограничения по времени управления автомобилем.

Водителям, осуществляющим перевозки для вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение смены не превышает 9 часов.

При суммированном учете рабочего времени суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов.

Также закреплено следующее требование. Не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Это требование касается не только междугородных перевозок.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вступил в силу приказ Минтранса России о режиме труда и отдыха водителей

5-го июня вступил в силу приказ Минтранса от 3-го мая 2018-го года №170, регламентирующий режим труда и отдыха водителей.

Читайте так же:  Налог на имущество менее 3 лет

Новый приказ вносит несколько существенных изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей от 20-го августа 2004-го года №15.

Так, теперь водитель не позже, чем через 4 часа управления автомобилем обязан сделать перерыв для отдыха не менее 15 минут, а в дальнейшем отдыхать каждые 2 часа. В новой редакции документа это правило распространяется не только на междугородние, но и на городские перевозки.

В предыдущей версии Положения устанавливалось, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов. Эта цифра осталась неизменной. Однако в этом же пункте (п. 17) теперь появилось новое важное дополнение: общая продолжительность управления автомобилем за неделю (период времени с 00 часов понедельника до 24 часов воскресенья) не может превышать 56 часов.

Нововведения не распространяются на водителей пожарных и аварийно-спасательных машин, а также на обычных автолюбителей.

Минтрансом России внесены изменения в Положение о режиме труда и отдыха водителей автомобилей

Приказом Минтранса России от 03.05.2018 N 170 внесены изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15.

Изменениями, внесенными в Положение, установлено, что при суммированном учете рабочего времени и увеличении времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) до 10 часов (не более двух раз в неделю) суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд – 90 часов. Неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья.

Помимо этого, водители обязаны не позже, чем через 4 часа управления автомобилем делать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, а впоследствии такие перерывы предусмотрены не позже чем через каждые 2 часа.

Изменениями предусмотрено положение, согласно которому продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо предоставить возможность доехать до места отдыха. Однако уточняется, что это не будет отменять все существующие ограничения по времени управления автомобилем.

Предусмотрено, что действие указанного положения не распространяется на пожарные и аварийно-спасательные автомобили.

На вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, распространена норма о возможности увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов (в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов).

Изменения вступают в силу с 5 июня 2018 года.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 03.05.2018 г. № 170 «О внесении изменений Положение особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15»

Зарегистрирован 24.05.2018 г. № 51176

Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 25.05.18 г.

Образец приказа о режиме рабочего времени работника

Приказ о режиме рабочего времени — образец его может потребоваться при определении временных рамок трудового дня сотрудников. О том, в каких случаях составляется этот документ и как он оформляется, расскажет эта статья.

Режим рабочего времени в трудовом договоре

Режим рабочего времени — периода, который трудящийся обязуется посвятить исполнению своих должностных обязанностей (ст. 91 ТК РФ), — по общим требованиям прописывается в правилах внутреннего трудового распорядка. Однако если расписание должностных смен конкретного сотрудника не совпадает с общим регламентом предприятия, то сведения о его режиме рабочей деятельности необходимо внести в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Если специалисту определяется расписание работы, отличное от установленного в компании, при вступлении в должность, условие об этом сразу прописывается в трудовом договоре. Если же временной порядок его рабочей деятельности меняется впоследствии, информация об этом включается в допсоглашение к трудовому договору.

Когда отмена полного рабочего времени производится работодателем?

Стандартный график времени работы может быть скорректирован руководством как в одностороннем порядке, так и по согласованию с сотрудниками. При этом некоторым категориям работающих руководитель не имеет права отказать в сокращении режима труда (с. 93 ТК РФ), например:

  • беременным;
  • родителям детей моложе 14 лет или несовершеннолетних инвалидов;
  • ухаживающих за заболевшими родственниками.

Также важно учитывать, что во избежание массового увольнения членов трудового коллектива в результате изменения технологии или организации труда неполное время работы с одобрения профсоюза может быть введено по решению руководства на срок до полугода (ч. 5 ст. 74 ТК РФ).

Как устанавливается следующий режим рабочего времени — неполная трудовая неделя?

Регламент неполной трудовой недели в организацииустанавливается через оформление ряда внутренних документов предприятия.

Так, при введении укороченного режима по согласованию между сторонами требуются:

  • заявление трудящегося;
  • приказ руководства;
  • допсоглашение к трудовому договору.

При введении же неполной недели по решению руководства оформляются:

  • приказ по предприятию о рабочем расписании;
  • сообщение работникам о переменах в расписании;
  • допсоглашения к трудовым договорам (при необходимости);
  • оповещение службы занятости о переменах в режиме работы.

Приказ о режиме рабочего времени

Единой для всех компаний формы приказа о регламенте рабочего времени на предприятии законодатель не предусмотрел, поэтому такая документация оформляется в каждой организации индивидуально, исходя из принятой практики кадрового делопроизводства и правил внутреннего документооборота.

При этом рассматриваемый приказ должен содержать:

  • сведения об основаниях или причинах введения сокращенного регламента работы для одного или нескольких членов трудового коллектива;
  • указание даты, с которой специалист будет трудиться в обновленных условиях;
  • описание нового регламента работы с указанием рабочих дней недели, выходных, протяженности трудовой смены, длительности обеденного перерыва;
  • описание порядка начисления оплаты при ведении трудовой деятельности в укороченном режиме;
  • поручения структурным подразделениям (например, бухгалтерии и отделу кадров) в связи с новым расписанием работы;
  • назначение ответственного за исполнением приказа;
  • подпись руководителя и ознакомленных с положениями приказа членов трудового коллектива, в отношении которых издан документ.

Образец приказа об изменении режима рабочего времени вы можете найти на нашем сайте .

Графики работы понадобятся только для водителей, работающих на регулярных перевозках в городах и пригороде

5 июля вступит в силу приказ Минтранса России от 24.12.2013 № 484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15» 1 (­­зарегистрирован Минюстом России 10.06.2014 № 32636) (далее — приказ).

Читайте так же:  Заявление на получение специального разрешения на перевозку опасных грузов

Проект приказа Минтранс России подготовил больше года назад. Изначально министерство планировало принять его осенью 2013 г., а вступить в силу он должен был со дня официального опубликования. Однако, как видно, сроки затянулись. И о вступ­лении в силу в приказе ничего не сказано. Следовательно, он начнет действовать в общеустановленном порядке, то есть через десять дней со дня официального опубликования.

В пояснительной записке к документу говорится, что он разрабатывался «в развитие приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 „Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“ в целях приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации». Про­анализировав поправки, внесенные в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение), можно сказать, что они скорее направлены на совершенствование нормативного регулирования особенностей режима работы и отдыха водителей, чем на приведение норм Положения в соответствие с действующим законодательством.

Напомним, что Положение, в которое внесены изменения, распространяется на водителей автомобилей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих российским организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.

Новые правила предоставят владельцам транспорта больше свободы

Что же усовершенствовало министерство в регулировании труда и отдыха водителей?

В соответствии с п. 4 действую­щего Положения графики работы (сменности) составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Согласно новой редакции названного пункта, такие графики теперь будут составляться только при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении, то есть теми организациями, которые осуществляют эти виды деятельности. Отметим, что в проекте приказа данной новеллы не было, министерство планировало лишь освободить работодателей от ежемесячного составления подобных графиков. Новая трактовка пункта появилась после публичных слушаний в рамках процедуры ОРВ.

Содержание графика также видоизменится. Он упростится, в нем должны быть указаны время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни времени еженедельного отдыха. Избыточные показатели продолжительности ежедневной работы (смены) и времени ежедневного (междусменного) отдыха из графика исключены. Ведь их всегда можно рассчитать, имея график.

Как и прежде, график должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников, но вот что касается его доведения до сведения работников, то никаких сроков для этого в новой редакции документа нет. До сих пор работодатели должны были доводить график до сведения водителей за один месяц до введения в действие.

Помимо того, работодателю теперь предоставляется возможность направить в рейс, в котором пребывание водителя в автомобиле предусматривается более 12 часов, двух и более водителей. Действующая редакция в таких случаях позволяет направлять только двух водителей.

С вступлением в силу поправок в Положение водителям инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных машин продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Правда, при условии, что общая продолжительность управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Перерывы между частями смены могут теперь предоставляться в любых местах, предусмот­ренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До этого такие перерывы предоставлялись только в мес­те дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Понятно, что действую­щее в настоящее время требование трудновыполнимо в силу банальной нехватки специально оборудованных мест. Кстати, в проекте приказа министерство планировало установить требование о том, что такие перерывы могут предоставляться только в местах, предусмотренных для длительного отдыха водителей. Но в рамках процедуры пуб­личных слушаний против этого выступили Государственное унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс» и Московский областной транспортный союз. Они предложили свою формулировку данной нормы, которая и была принята министерством.

В рабочее время водителей войдет и путь на медосмотр

С вступлением в силу приказа произойдут изменения и в учете рабочего времени водителей. В него будет включаться не только время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, но и время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмот­ра и обратно. Кроме того, в связи с появлением возможности направления в рейс продолжительностью более 12 часов двух и более водителей, поправлено положение о включении в рабочее время времени, когда они не управляют автомобилем. В этом случае в рабочее время будет включаться время присутствия в размере не менее 50%.

Введение суммированного учета времени управления автомобилем согласно действующей редакции Положения допускается только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных маршрутах. С вступлением в силу приказа данное правило будет распространяться и на тех водителей, которые осуществляют нерегулярные перевозки в городском и пригородном сообщении.

Что касается продолжительнос­ти ежедневного (междусменного) отдыха водителей на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени, то в соответствии с действующими правилами он не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены. А если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Из новой редакции Положения эти нормы исключили, но взамен более подробно определили порядок организации отдыха водителей при суммированном учете рабочего времени.

Теперь работодатель может для водителей на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении сократить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с 12 часов до 9, с учетом удаленности места отдыха работника, но предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом. Работодатель может сделать это только по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок для водителей на междугородных перевозках не должна быть менее 11 часов. Этот отдых работодатель может сократить до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели водителю будет предоставлен дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

Читайте так же:  Стерлитамак арбитражный суд

При наступлении ежедневного (междусменного) отдыха на участке дороги, где нет мест стоянок, оборудованных соответствующими дорожными знаками, водители междугородных перевозок вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного такими дорожными знаками.

Спецперерывы могут стать реже, а обеды — дольше

Изменения коснулись и сроков предоставления специальных перерывов на междугородных перевозках. Сейчас первый спецперерыв предоставляется водителю после трех часов непрерывного управления автомобилем, с вступлением в силу поправок он будет предоставляться после четырех часов. ­Напомним, что спецперерыв предоставляется не менее чем на 15 минут.

В середине смены водителям должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания не более двух часов. При этом сейчас в Положении отсутствует нижний предел такого перерыва. В новой редакции он появился — не менее 30 минут и не более двух часов.

1 Опубликован в «Российской газете» 24.06.2014.

Приказ об изменении режима рабочего времени

Сколько, в каком режиме и по какому расписанию работать сотрудникам, каждый работодатель решает самостоятельно. Главное условие, чтобы рабочее время не превышало порогов, установленных в законодательстве. Как правило, режим работы устанавливается один раз и на достаточно длительный срок, но иногда, в силу различных обстоятельств, может наступить потребность изменить его. Основной документ, на основании которого происходят перемены — приказ об изменении режима рабочего времени.

Как и где отражается режим работы

Документы, которые фиксируют рабочее время сотрудников:

  • коллективный или индивидуальный трудовой договор,
  • правила внутреннего трудового распорядка.

При этом если на предприятии существует профсоюзная организация, ее мнение при установке рабочего режима должно быть обязательно учтено.

При внесении каких-либо изменений в данный параметр условий работы, в компании должен быть составлен соответствующий приказ, также одобренный профсоюзом. Отсутствие этого документа в случае чего может привести к административному наказанию со стороны надзорных органов в виде достаточно большого штрафа как на само предприятие, так и на его руководителя.

Кто составляет приказ

Приказ об изменении режима рабочего времени составляется от имени директора предприятия любым сотрудником, уполномоченным на написание распорядительной документации. Это может быть руководитель какого-либо структурного подразделения, секретарь, юрисконсульт и т.д.

Готовый приказ передаётся на визирование руководителю фирмы.

Без его подписи он не приобретет законной силы и его без особого труда можно будет оспорить с помощью судебной инстанции или инспекции по труду.

На что опираться про создании приказа

Все приказы, издаваемые в компаниях должны иметь под собой какое-либо обоснование в виде письменного документа или законодательной нормы. В данном случае, в качестве такового можно указать 74 статью Трудового кодекса РФ, положения которой служат прямым основанием для написания распоряжений такого рода, но только при условии, что перемены вызваны изменениями в технических характеристиках или организации условий труда.

При ссылке на эту статью закона, работодатель может менять режим рабочего времени, не интересуясь мнением подчиненных.

А вот на 72 статью Трудового кодекса РФ, которая также может служить основанием для издания приказа об изменении режима рабочего времени, можно ссылаться только в том случае, если данные перемены произошли по взаимной договоренности сторон.

Основные моменты составления приказа

Сейчас не существует стандартного единого для всех образца приказа об изменении режима рабочего времени, поэтому работодатели могут писать его в произвольной форме. В некоторых случаях предприятия используют внутренние шаблоны документа, утвержденные в учетной политике фирмы. Но, вне зависимости от того, какой путь будет выбран, приказ должен включать в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • номер документа,
  • населённый пункт,
  • дата составления документа,
  • название организации,
  • суть распоряжения, т.е. новый режим рабочего времени,
  • основание для его написания,
  • ответственных за его исполнение лиц, с указанием их должностей и ФИО (здесь это обычно специалист или начальник отдела кадров).

Хорошо, если тут же будут указаны причины, по которым произошли данные изменения (оптимизация производственного процесса, сложное материальное положение компании или, напротив, увеличение объема работ и т.д.). Если к документу прикладываются какие-то дополнительные бумаги, то их наличие нужно обозначить в отдельном пункте.

Надо сказать, приказ может касаться как отдельных работников предприятия, так и всего коллектива в целом: информацию об этом также нужно отразить в документе.

Как правильно оформить приказ

Как и к описательной части документа, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особых требований, так что приказ можно писать на обычном чистом листе А4 или А5 формата или на фирменном бланке компании, в печатном или рукописном виде. Единственное, что надо соблюдать непременно: наличие подлинной подписи руководителя организации или лица, уполномоченного на визирование таких бумаг.

Кроме этого, приказ обычно подписывают работники, ответственные за его выполнение и те представители персонала, кого он касается напрямую.

Подписи последних, хоть и не должны присутствовать на документе в обязательном порядке, свидетельствуют о том, что их авторы ознакомлены с распоряжением и согласны с ним.

Ставить на приказе печать строгой необходимости на сегодняшний день нет: различного рода клише и штемпели могут использоваться только в тех случаях, если эта норма установлена во внутренних локальных актах фирмы. В общем порядке, относимом, в том числе и к юридическим лицам, печати и штампы к применению уже не требуются.

Обычно приказ пишется в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости могут быть сделаны и его дополнительные копии (например, для предъявления в отдел кадров и бухгалтерию).

После написания приказа

После того, как приказ будет издан и все сотрудники с ним ознакомятся, на основании него происходит заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам (в связи с переменами в условиях труда, к которым относится режим рабочего времени), а также вносятся необходимые изменения в правила внутреннего трудового распорядка.

Как и сколько времени хранить бланк

На весь период действия приказ должен быть подшит с остальной распорядительной документацией в отдельную папку, которую необходимо держать в месте с ограниченным доступом. После того, как актуальной документа пройдет, его следует отдать в архив организации, где он должен храниться период, установленный по закону (но не менее трех лет) или срок, прописанный во внутренних локальных нормативных бумагах предприятия.