В Казахстане повысят налоги на элитную недвижимость и дорогие авто

То, о чем так долго говорили, произошло: Минэкономики и бюджетного планирования определило рамки богатства. Вчера кабмин одобрил повышение налогов на элитную недвижимость и дорогие автомобили. Увеличением фискальных ставок на роскошь планируется поправить финансовое положение в стране.

Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев представил правительству проект трехлетнего бюджета страны до 2016 года. По прогнозным расчетам, в будущем году расходы госказны примерно на 1 трлн тенге превысят доходы. Закрыть кассовый разрыв финансовые власти намерены в том числе за счет наращивания налоговых сборов с владельцев движимого и недвижимого имущества, а также водочных и табачных королей. Разве что ленивый у нас не знает, что за право ездить на мощной машине с движком от 3 000 до 4 000 кубических сантиметров хозяину авто придется заплатить уже не 25 тысяч тенге, а повышенную транспортную подать от 60 тысяч тенге и больше. А вот с жильем пока не все ясно.- Налог на имущество будет подниматься по-разному, в зависимости от категорийности, — сообщил в кулуарах правительственного заседания Ерболат Досаев. — Мы ранжировали его на две части: жилье с площадью более и менее 150 квадратных метров. Но какие именно налоговые ставки на недвижимость будут установлены, министр обещал уточнить, когда будет презентовать проект главного финансового документа парламентариям. Между тем международный опыт введения классового сбора весьма неоднозначен. Самый свежий пример — Франция, где власти предложили с этого года поднять до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год, чтобы покрыть дефицит госбюджета. Такие обещания обернулись массовой фискальной миграцией богачей в соседние страны с более благоприятными налоговыми условиями. Среди знаменитых беженцев оказался и киноактер Жерар Депардье. В итоге французский конституционный совет отменил налог.

Американские власти предпринимали несколько попыток ввести налог на роскошь. Когда в 1990-х годах в Соединенных Штатах появился сбор на шикарные автомобили, недвижимость, яхты, большинство бизнесменов стали регистрировать приобретения за рубежом. Состоятельные американцы пришвартовывали свои «пароходы» в Панаме и перестали покупать дорогие товары на родине. Рынок дорогих товаров переместился в Евросоюз. Поэтому в начале 2000-х «роскошные» налоги в США практически отменили, оставив их только на недвижимость ценой свыше 3 млн долларов.

Ввести налог на роскошь в Казахстане предложили коммунисты

Парламентская фракция «Народные коммунисты» предлагает в новом профильном кодексе ввести налог на роскошь, передает Today.kz. С соответствующим запросом к премьер-министру Казахстана на пленарном заседании палаты обратился депутат мажилиса Айкын Конуров.

«Фракция «Народные коммунисты» просит предусмотреть в новой концепции налогового кодекса систему мер по повышению налогообложения сверхдоходов и демонстративного потребления, включая переход к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога физлиц. Коммунисты считают, что указанные меры принесут экономический эффект и позволят обеспечить социальную стабильность в государстве», — заявил депутат.

Он отметил, что прошедшая в Казахстане легализация капитала наглядно показала реальный масштаб расслоения в уровнях дохода населения.

«По всей стране с экономически активным населением почти в девять миллионов человек для легализации денежных средств было открыто лишь 11 800 счетов. На них поступило 4,1 триллиона тенге, то есть, средний размер по одному счету составил 347 миллионов тенге. Это в 2 500 раз превышает официальную среднемесячную заработную плату в Казахстане и в 4 300 раз превышает размер среднедушевого дохода населения», — привел депутат данные.

По словам Айкына Конурова, «столь резкое расслоение в доходах сопровождается расслоением в уровне трат».

«В то время, когда население экономит на всем, растет уровень продаж дорогих автомобилей, недвижимости, предметов роскоши. Парадоксально, что при таком неравенстве в доходах и потреблении у нас существует равенство в системе налогообложения, что приводит к экономической и социальной невостребованности», — отметил депутат.

Представитель коммунистов отметил, что плоская шкала налога на доходы физических лиц сыграла свою роль на определенном историческом этапе. Сейчас же, «учитывая проведенную легализацию капитала, необходимо осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и повысить ставки налогов на сверхдоходы».

«Также считаем, что настало время существенно увеличить налогообложение демонстративного потребления, дорогой недвижимости, транспорта, предметов роскоши. При этом должны быть установлены вычеты для благотворительных расходов, поощряя социальное меценатство. Кроме того, несмотря на плановый переход на всеобщее декларирование доходов и расходов, полагаем необходимым сосредоточить все усилия фискальной системы на администрировании налогообложения групп населения с наиболее высокими доходами. Как показала легализация, именно эта группа допускает нарушения, связанные с выводом средств из законного оборота», — подчеркнул мажилисмен.

Льготы по налогу на транспорт в 2018 году

Плательщиками налога на транспортные средства по п. 1 ст. 490 Налогового кодекса РК являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей.

Не являются плательщиками налога по пп. 2 п. 3 ст. 490 глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства, применяющего специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, — по легковым и грузовым транспортным средствам, используемым в деятельности, на которую распространяется действие такого специального налогового режима, в пределах следующих нормативов потребности:

  1. по одному легковому автомобилю с объемом двигателя включительно до 2500 см3 на одно крестьянское или фермерское хозяйство;
  2. по грузовым автомобилям с предельной суммарной мощностью двигателя в размере 1000 кВт на 1000 гектаров пашни (сенокосов, пастбищ) с соблюдением соотношения 1:1 на одно крестьянское или фермерское хозяйство.

При этом в случаях, если по итогам расчета количество транспортных средств составит более одной единицы с дробным значением от 0,5 и выше, такое значение подлежит округлению до целых единиц, если ниже 0,5 — округлению не подлежит.

В случае если по итогам расчета количество грузовых автомобилей составит менее одной единицы, освобождению подлежит один грузовой автомобиль с наименьшей мощностью двигателя.

  • По пп. 5 п. 3 ст. 490 — участники и инвалиды ВОВ и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы ВОВ, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать героиня» или награжденные подвеской «Алтын алқа» либо «Күмiс алқа», — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом.
  • По пп. 6 п. 3 ст. 490 — инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом.
  • Пункт 4 ст. 490 — Положения подпунктов 5) и 6) части первой пункта 3 настоящей статьи применяются в течение налогового периода по одному автотранспортному средству (кроме легкового автомобиля с объемом двигателя свыше 4000 см3, в отношении которого в уполномоченном госоргане произведены регистрационные действия, связанные со сменой собственника транспортного средства, после 31 декабря 2013 года) независимо от того, относится ли физлицо, имеющее право применения положений таких подпунктов, к одной или нескольким категориям, указанным в них.
  • Пункт 5 ст. 490 — В случае наличия на праве собственности у лица, имеющего право применения положений подпунктов 5) и 6) части первой пункта 3 настоящей статьи, в течение налогового периода нескольких автотранспортных средств данные положения применяются в отношении одного из автотранспортных средств с наибольшей суммой исчисленного налога.
  • Пункт 6 ст. 493 — Основанием для освобождения от уплаты налога на период розыска транспортного средства, числящегося угнанным и (или) похищенным у владельцев, являются сведения, подтверждающие факт (дату) возбуждения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства, предоставляемые в налоговые органы уполномоченным госорганом в сфере регистрации транспортных средств.
Читайте так же:  Льготы по жкх ветеранам труда в курске

При этом исчисление (начисление) такого налога прекращается с даты возбуждения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства.

Исчисление (начисление) налога возобновляется с даты прекращения уголовного дела об угоне (похищении) транспортного средства и его возврате на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным государственным органом в сфере регистрации транспортных средств.

  • Пункт 3 ст. 494 — Если иное не установлено настоящей статьей, сроком уплаты налога в бюджет для физических лиц является дата не позднее 31 декабря налогового периода.
  • Пункт 4 ст. 494 — Уплата налога физическими лицами производится по месту жительства.
  • Пункт 5 ст. 494 — Уплата налога на транспортные средства за налоговый период физическим лицом, являющимся поверенным на основании доверенности на управление транспортным средством с правом отчуждения, от имени собственника транспортного средства является исполнением налогового обязательства собственника транспортного средства за данный налоговый период.

Сұлтанай Ж.Қ., руководитель ЦПОиФЛ УГД по Ауэзовскому району Алматы.

Экономисты: Налог на бедность – не выход, а тупик

Опрошенные Forbes.kz эксперты не оставили камня на камне от проекта введения единого совокупного платежа для самозанятых

Предыстория: Налог для самозанятых: кто и сколько будет платить

Министерство труда и соцзащиты в лице своего вице-министра Нуржана Альтаева ещё раз напомнило об идее ввести единый совокупный платёж (ЕСП) для неформально занятых, или, как его окрестили противники, «налог на безработных». Судя по всему, правительство определилось с размером этого «налога» — 1 месячный расчётный показатель (МРП) для жителей города и половина – для сельчан, 2405 и 1202,5 тенге соответственно.

Даётся и раскладка, какой фонд сколько заберёт себе из этих денег: пенсионный – 30% (721,5 и 360,75 тенге), медстрахования – 40%, соцстрахования – 20%, и ещё 10% составит индивидуальный подоходный налог (ИПН). Эти суммы, по замыслу Минтруда, выведут самозанятых из тени и введут их в систему социального обеспечения.

Мы попросили экспертов-экономистов оценить идею министерства и дать свои альтернативные предложения.

Вместо налога на бедность — налог на роскошь

— Предложение ввести ЕСП основывается на стремлении государства упорядочить, классифицировать самозанятых. И, конечно, получить от них хоть что-то в виде налогов, для увеличения поступлений в бюджет, — объясняет экономист Рустем Жансеитов. — Как все прекрасно знают, основная масса самозанятых работает в сфере услуг и торговли. И если торговлю ещё как-то можно поставить под контроль, то с услугами сложнее.

На это предложение можно и нужно смотреть с разных ракурсов, считает эксперт. С точки зрения чиновников — нужно навести порядок с теми, кто не желает платить налоги, которые нужны для балансировки пенсионной системы. А с точки зрения самозанятых — большая часть их и так выживает как может. У них нет сверхдоходов, и каждый убыток воспринимается крайне болезненно и неодобрительно. Особенно, когда люди видят неэффективное управление пенсионными активами, после череды скандалов в этой сфере.

— С моей точки зрения, введение этого налога после обвальной и ползучей девальвации пока не оправдано, хотя бы до стабилизации ситуации в экономике и финансах, — делает вывод экономист. — Не нужно трогать людей с мизерными доходами. Деньги нужно находить в улучшении управления, оптимизации процедур, введении ответственности за неправильные и халатные решения, а также увеличении налогообложения богатых. Налог на роскошь давно необходим. Большая часть населения не одобряет введение ЕСП. Если они сомневаются — пусть проведут референдум. Кстати, введение института национального референдума, например в онлайн-режиме, могло бы давать более реальную картину желаний и мыслей людей.

Вперёд, в фавелы?

Директор форсайтингового агентства EXIMAR Айман Турсынкан напоминает, что новация, о которой идёт речь, заимствована из стран Южной Америки, так же как и накопительная пенсионная система. Так, единый налог «монотакс» распространён в Колумбии (95 место в индексе человеческого развития ООН за 2017).

— Почему минимальный налог с неформально занятого населения сработал там и не может сработать у нас? – задаётся она вопросом и сама же на него отвечает: — Разница в численности населения, климате и иных стандартах качества жизни. Монотакс работает при необразованной, постоянно увеличивающейся человеческой массе, высокой плотности населения и в условиях высочайшего уровня нищеты, где фавелы не обеспечены даже водой. Монтотакс работает там, где нужны экстремальные меры для того, чтобы просто поставить общественный уличный душ – один на общину (фавелу). Чтобы просто привить от самых критичных болезней людей во избежание пандемий. В условиях жесточайшего социального неравенства между городом и селом, когда только силой оружия внутренних войск купируется гражданская война. В условиях абсолютно коррумпированной и авторитарной системы государственного управления, сросшейся с организованной преступностью. Для Казахстана это не прогресс с 56 места в ИЧР ООН – это регресс к хвосту списка беднейших стран.

Экс-министр экономики Казахстана: Единый социальный платёж развалит страну

Айман Турсынкан видит два объяснения ввода ЕСП: первое – Минтруда и соцзащиты видит, что реально ситуация в Казахстане именно такая, что требует ввода монотакса, второе — в условиях крайне тяжёлого дефицита бюджета (около 50% в 2017) наше государство решило вычеркнуть понятие «социальное государство» из Конституции РК и полностью переложить заботу о жизни, здоровье, первичном образовании, инфраструктуре на само население.

Читайте так же:  Дпм это договор

У главы агентства есть своё видение, как решить проблему – взять в качества образца не Колумбию, а Норвегию – лидера ИЧР ООН.

— Моё предложение — объединить в единую национальную систему социального обеспечения ныне разрозненные ГФСС, ФСМС, ЕНПФ через единый национальный социальный полис (ЕНСП) с объединением действия законов РК о пенсиях, социальном страховании, медицинском страховании с добавлением гарантии 100-процентного бесплатного образования начального, среднего, специального и высшего уровней, — говорит экономист. — При этом ЕНСП нужно реализовывать в лучших бизнес-традициях с ранжированием по размеру и уровню доходов домохозяйств. Тогда держатели полисов (все граждане РК) смогут самостоятельно выбирать, кого из домочадцев вносить в полис и на какой срок, и выбирать уровень гарантированного сервиса. Это не налог, а полис — стимул, а не репрессии. Социально уязвимые слои населения должны беспрепятственно получать муниципальные полисы. Эта модель работает во всех странах, входящих в топ-10 ИЧР ООН и топ-5 ГИК ВЭФ.

Деньги нужно взять и отменить

У экономиста Айдара Алибаева проект ЕСП вызывает «огромный скепсис». Проблема самозанятых возникла ещё 20 лет назад, говорит он, и никого она не волновала.

— Но сейчас чиновники зашевелились, и знаете почему? Потому что денег нет: в бюджет исключительно низкие поступления. Если верить главе НПП «Атамекен» Тимуру Кулибаеву, у нас 1,4 млн плательщиков пенсионных взносов – это из 9 миллионов работающего населения, — назвал он говорящие цифры и выразил своё мнение: — Это заведомо тупиковый контрпродуктивный путь. ЕСП ровным счётом ничего не решит. Государство ничего не делает для самозанятых, так какого рожна они захотят пойти ему навстречу и встать на учёт только для того, чтобы что-то платить!

Как считает Алибаев, первый же уплаченный платёж переведёт безработного или самозанятого в категорию «зарегистрированного работающего человека».

— И сразу у нас картина изменится – безработных станет меньше, но по сути ничего не поменяется, — говорит эксперт. – Поэтому ЕСП ни одну проблему не решит: не обеспечит старость, не даст медицинскую помощь или социальное страхование, он просто улучшит картину и принесёт какие-то деньги бюджету. По 1 МРП с 3 миллионов самозанятых – серьёзная сумма, но её никогда не соберут. Если удастся собрать хотя 1-2% — я им поаплодирую.

Экономист Арман Байганов предлагает свой способ легализовать самозанятых и заодно решить все остальные проблемы государства.

— Нужно просто отменить на 100% наличные деньги, полностью перейти на безнал. Выиграют все. Любые операции будут прозрачными, исчезнет теневой оборот, любой доход будет учитываться. Даже корову купить у соседа в селе – придётся безналом оплачивать и налог платить. И коррупции не будет – никто же не будет взятки платить безналом. Бюрократия уменьшится. Бумажные деньги не надо будет печатать – а наличный денежный оборот составляет до 1% ВВП! Сократятся расходы на инкассацию, кассиров, банкоматы не нужны будут, — перечисляет он. — Сейчас банки устанавливают высокую процентную ставку за обслуживание, предпринимателям невыгодно обслуживаться безналичным путём. А если бумажные деньги отменят, комиссию сможет регулировать Нацбанк или даже взять эти расходы на себя. Не будет необходимости в налоговых декларациях. Нужно будет меньше чиновников, полицейских, судей, пенсии можно увеличить. Даже карманников не будет!

В развитых странах, таких как Норвегия и Южная Корея, доля безналичных платежей доходит до 97-98%, и у них самый низкий уровень коррупции, говорит наш собеседник. Но для Казахстана лучше на 100% отменить наличные деньги, уверен экономист.

Что касается безработных и самозанятых, то им стоит воспользоваться программами финансирования, предлагаемыми нацкомпаниями и «Даму».

— Благодаря отмене денег можно будет контролировать эффективность реализации программ и дальнейшее администрирование в части налогообложения самозанятых, определить, кто именно конкретно нуждается в госпомощи, — добавляет Байганов. – То есть не будет уравниловки, будет социальная справедливость. А эти предлагаемые полумеры малоэффективны и не решат всей проблемы самозанятых.

ЕСП подорвёт основы государства

Директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров тоже выступает против ЕСП.

— Категорически нельзя вводить единый социальный платёж для всей искусственно выдуманной категории граждан, названных «самозанятые», — прямо говорит он. — Среднестатистический портрет самозанятого человека в Казахстане выглядит следующим образом: это мужчина-казах в возрасте 41 год, со средним образованием, обеспечивающий себя работой на индивидуальной основе, проживающий в сельской местности, состоящий в браке, имеющий большую семью, состоящую в среднем из 5 человек. Большинство самозанятых нуждается в переобучении и трудоустройстве — нельзя на пустом месте придумывать «налог на безработных», какими фактически являются большинство самозанятых. Считаю, что эта инициатива правительства принесёт больше вреда, чем пользы, а также больше расходов бюджетных средств, чем даст новых доходов.

Стоит вспомнить оценку экс-министра экономики Жаксыбека Кулекеева, данную на обсуждении проблемы самозанятых в июне 2018. Наёмный работник отдаёт около 30% зарплаты на налоги, а индивидуальный предприниматель – в разы меньше, напомнил он. Если ввести ЕСП, по всему Казахстану резко вырастет количество самозанятых.

— Мы можем просто подорвать основу нашего государства! – уверен экс-министр. — Местные бюджеты в основном формируются за счёт подоходного налога, и если все будут плательщиками ЕСП, то бюджет лишится налоговой базы.

Налог на роскошь: автомобили 1126 моделей облагаются повышенным налогом

Налог на роскошь — это повышающий коэффициент, применяемый при расчете транспортного налога для дорогостоящих автомобилей. В статье приведены особенности его уплаты, ставки повышающего коэффициента, характеристики, необходимые для определения размера коэффициента.

Повышающий коэффициент, введенный для определения транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей еще четыре года назад, принято именовать налог на роскошь: автомобили 2018 года, список которых был утвержден 28.02.2018, в силу их высокой цены (свыше 3 млн рублей) подлежат повышенному налогообложению. Список таких машин можно найти на сайте Минпромторга или скачать в конце статьи. Именно Минпромторг уполномочен законодательством формировать такой список ежегодно.

За последние несколько лет перечень заметно расширился и сейчас включает 1126 моделей, поэтому многие специалисты критикуют данный сбор как не отвечающий принципам дифференцированного налогообложения. Однако в региональном бюджете он играет важную роль.

Особенности уплаты

Транспортный налог является региональным, согласно ст. 356 НК РФ , поэтому он уплачивается в региональный бюджет в сроки, установленные местными законами. Ставки также формируют региональные власти в пределах, установленных Налоговым кодексом.

Гражданам — владельцам авто приходит уведомление из ФНС о необходимости уплаты с расчетом суммы (а также, как правило, с указанием срока оплаты и реквизитов). Юридические лица, согласно ст. 361 НК РФ , рассчитывают суммы данного сбора самостоятельно.

Читайте так же:  Требования к игрушкам для доу

Порядок расчета

Повышенный сбор на роскошные автомобили, в соответствии с ч. 2 ст. 362 НК РФ , применяется в отношении машин стоимостью более 3 миллионов рублей. Коэффициенты установлены дифференцированно для автомобилей различной стоимости. Однако это не единственная характеристика, также учитывается возраст транспортного средства, год производства.

Согласно законодательству, подпадают под действие «платы за роскошь» в определенном размере следующие транспортные средства:

Повлияет ли налог на роскошь на цену элитного жилья

Комментарий на эту тему для Forbes.kz дала президент Объединенной ассоциации риелторов Казахстана Нина Лукьяненко

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» мажилисмены одобрили в двух чтениях и передали своим коллегам в верхнюю палату парламента. До обсуждения в парламенте этот законопроект вызвал недовольство у владельцев автомобилей с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см: налог на такие машины существенно может подняться.

Этот же документ предполагает увеличение налога на недвижимое имущество. Так, сайт www.buh.kz со ссылкой на вице-министра финансов Руслана Даленова опубликовал таблицу со «старыми» и «новыми» налогами на жилплощадь. Для владельцев квартир площадью 151 «квадрат» сумма может вырасти с 16429 тенге до 172116 тенге. Хозяин жилплощади в 2500 кв.м станет платить «по-новому» 6996431 тенге вместо прежних 940222 тенге. Если законопроект будет принят, то серьезно налоговая ставка вырастет на объекты площадью свыше 150 кв.м, обратила внимание президент Объединенной ассоциации риелторов Казахстана Нина Лукьяненко.

— Но не хочется, чтобы этот законопроект стал законом, потому что всех опять подстригли под одну гребенку: привязали налог к площади строения без учета расположения дома и социального статуса владельца. Однако дом в 300 кв.м в Горном гиганте и в Боролдае (алматинские пригороды. — F) — это две большие разницы. Тот, кто может построить или купить себе жилье в пригороде Алматы, не потянет верхние районы города. Тот, кто владеет особняком площадью 1000-2000 кв.м, — это богатый человек, его доходы отличаются от дохода хозяина дома площадью 300 кв. м, — высказала свою точку зрения Лукьяненко.

Если же налоговые ставки все-таки увеличатся, то, по ее мнению, это повлечет лишь увеличение социальной напряженности, но массово продавать свое жилье казахстанцы не станут: все-таки налог на недвижимость платится раз в год. А значит, и цены на жилье резко не изменятся.

— Естественно, строения большой площади станут менее популярны среди населения, поэтому цены на такую недвижимость могут претерпеть легкую корректировку в сторону понижения, — предполагает президент Объединенной ассоциации риелторов.

Налог на роскошь (недвижимость) в 2018 году

nalog_na_roskosh.jpg

Похожие публикации

Размер налоговых обязательств граждан по налогу на имущество в 2018 году возрастет по сравнению с предыдущими периодами. Обусловлено это заложенным в законодательстве механизмом постепенного увеличения налоговой нагрузки на владельцев дорогостоящего имущества. Такие активы признаются объектами роскоши, поэтому планируется сделать их содержание более затратным для владельцев. Нормы права к объектам роскоши причисляют транспортные средства (только дорогостоящие), а также определенную недвижимость.

Налог на роскошь 2018: объекты и ставки налогообложения

Попытки внедрения в налоговую систему отдельного налога на предметы роскоши в виде недвижимости предпринимались несколько лет назад. В 2014 году Госдума не одобрила законопроект о введении повышенных ставок налога на дорогую недвижимость. В первых законопроектах по этому виду налога речь шла о рыночной стоимости объектов, лимит для них устанавливался на уровне 30 млн руб. Налог на роскошь (2018) рассматривается законодателями как инструмент влияния на владельцев дорогостоящей недвижимости. Некоторые предложения сводятся к объединению налога на землю и налога на имущество. Фактически, объектом налогообложения может выступать:

  • земельный участок;
  • здание на этапе строительства;
  • жилое и нежилое помещение.

Роль «налога на роскошь» сейчас выполняет налог на имущество, который возрастает с учетом перехода на кадастровую стоимость недвижимости при расчете. На начало 2020 г. намечен полный переход всех регионов на расчет по налогу на недвижимость из кадастровой оценки, что обусловит рост налоговых обязательств владельцев не только роскошных, но и обычных квартир и домов.

На текущий момент недвижимость выделяется в группу дорогостоящей, если ее кадастровая стоимость превысила отметку 300 млн. руб., такое жилье и нежилые здания облагаются налогом в размере 2% (пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ). Как предлагается вводить так называемый «налог на роскошь» (на недвижимость) в 2018 году?

Сумма налога привязывается к кадастровой стоимости. При классификации объектов недвижимости может учитываться многокомпонентный показатель – он рассчитывается как сумма фактической оценки дома и кадастровой оценки земельного надела, на котором построено здание. Ставка может устанавливаться и корректироваться (понижаться или повышаться) региональными властями. Дифференцированные ставки могут зависеть от вида и стоимости объекта, его местонахождения, вида территории, где он расположен. То есть, вопрос для какого имущества применять повышенные ставки, решается местным законом.

Изменение действующего механизма налогообложения недвижимого имущества невозможно без корректировки всей системы взимания налогов с жилых и нежилых построек. Введение отдельного налога на роскошь всегда упиралось в то, что с предполагаемых объектов налогообложения уже взимается налог, а это может привести к двойному налогообложению.

Налог на «роскошную» недвижимость в 2018 году: особенности расчета

Преднамеренно занизить стоимость оценки имущества владельцы не смогут. Этот показатель перепроверяется специалистами Росреестра. Расчетом налогового обязательства в отношении недвижимости физических лиц занимаются налоговики, а собственники квартир и домов о суммах, подлежащих уплате в бюджет, узнают из рассылаемых ФНС уведомлений.

Сегодня для расчета налога из кадастровой стоимости максимальные ставки составляют (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% (жилые дома, квартиры, комнаты, незавершенные объекты, гаражи и машино-места, хозпостройки до 50 кв. м на дачных участках);
  • 2% (торгово-административные центры и объекты кадастровой стоимостью выше 300 млн руб.);
  • 0,5% (прочие объекты).

Регионы вправе менять ставки в сторону уменьшения вплоть до нуля, или увеличивать не больше, чем в 3 раза. Для обеспечения плавного перехода от инвентаризационной стоимости к кадастровой, при исчислении налога по имуществу законодателями предусмотрена шкала понижающих коэффициентов. Суть этого механизма заключена в том, что инвентаризационная стоимость существенно ниже кадастровой, и если начать расчет по новым правилам сразу, величина налоговых обязательств резко возрастет. Поэтому:

  • в регионах, где действует порядок расчета с привязкой к кадастровой стоимости, используют понижающие коэффициенты (в первый год перехода на расчет из кадастровой стоимости применяется коэффициент, равный 0,2, во второй – 0,4, на третий – 0,6, на четвертый – 0,8);
  • в регионах, где за основу берется инвентаризационная цена объекта, применяют повышающие коэффициенты-дефляторы (1,425 в 2017 г. и 1,481 в 2018 г.).