Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Генеральный прокурор РФ назначается сроком на 5 лет (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

У Генерального прокурора РФ имеются первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ, и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

Назначение на должность и освобождение от должности происходит на основании ст. 40.5 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Федерации. Им же назначаются и освобождаются от должности заместители прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры имеют полномочия назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Кто назначает на должность прокурора субъектов рф

Назначение прокуроров на должность

Добрый день Уважаемые читатели и гости нашего правового портала VoxLex.ru. Мы рады Вам сообщить, что раздел прокурорский надзор пополнился новой авторской статьей о назначении прокуроров на должность. Итак, далее непосредственно идёт текст самой статьи. Генеральный прокурор РФ как должностное лицо, статус которого закреплен Основным законом нашего демократического государства — Конституцией РФ, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. После назначения кандидата на должность Генерального прокурора РФ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначается сроком на пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Исходя из иерархичной структуры органов прокуратуры, у Генерального прокурора РФ имеются: первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. При этом первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ обладает широкими полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности прокурорских работников.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации генеральный прокурор назначает на должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ, в частности, заместителями Генерального прокурора РФ могут назначаться на должности прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры; директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы органов прокуратуры РФ и их заместители. В то же время, исходя из положений ст. 13 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуроры субъектов РФ должны назначаться на должность по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Они подчинены и подотчетны только Генеральному прокурору РФ — только он обладает правом освобождения их от занимаемой должности. Это же касается и назначения и освобождения от должности прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению на должность и освобождению от должности. Ими назначаются на должность и освобождаются от должности работники аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением их заместителей; заместители прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати. О том как осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов советуем прочитать в будущей статье (прим. — VoxLex.ru)

Полномочиями по назначению и освобождению от должностей обладают и другие работники прокуратуры. Например, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры назначают на должность и освобождают от должности научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, а также иных работников указанных учреждений, за исключением своих заместителей.

Правовое регулирование назначения на должность прокурора субъекта РФ. Статьи по предмету Административное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРОКУРОРА СУБЪЕКТА РФ

Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации такой важный институт, как прокуратура (п. «о» ст. 71), устанавливая, что прокуратура России составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ст. 129). При этом прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с соответствующими субъектами РФ (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Отсутствие четкой правовой регламентации названного согласования зачастую приводит к конфликтам между различными ветвями власти .
———————————
Скуратов Ю. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Рос. газ. 1997. 18 февр.; Скрестила шпаги власть // Там же. 30 окт.; Прокурор Его превосходительства // Там же. 25 янв.; Ямшанов Б. Кому мешают прокуроры? // Там же. 28 янв.

Вопрос о назначении прокуроров союзных республик по согласованию с ЦИК этих республик поднимался при подготовке Конституции СССР 1936 г., но был разрешен введением строго централизованного построения прокуратуры . В 1990 г. союзный законодатель вернулся к этому вопросу, предоставив в ст. 166 Конституции СССР право на назначение прокуроров союзных республик высшим органам государственной власти этих республик по согласованию с Генеральным прокурором СССР.
———————————
Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991. С. 35.

В постсоветской России впервые согласование назначения прокуроров субъектов РФ упоминалось в Законе о прокуратуре 1992 г., где говорилось, что прокуроры республик в составе РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с данными республиками . В 1995 г. в названный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми Генеральный прокурор РФ согласовывал назначение прокуроров уже всех субъектов РФ. Однако в федеральном законодательстве не указывалось, с какими органами власти субъектов РФ решать вопрос о назначении прокурора субъекта РФ. В ст. 13 Федерального закона о прокуратуре закреплено, что назначение согласовывается с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ.
———————————
И.Л. Петрухин в то же время писал, что не согласование, а выборность прокуроров республик соответствующими органами законодательной власти, а также подотчетность им являются шагом в построении правового государства (Петрухин И.Л. Указ. соч. С. 204).

Из анализа норм конституций и уставов субъектов РФ следует, что примерно в трети из них согласование производится с законодательной ветвью власти (Конституции Башкортостана (п. 20 ст. 71), Республики Алтай (ст. 159), Бурятии (ст. 102), Северной Осетии — Алании (ст. 106), Карелии (ст. ст. 41, 98), Хакасии (ст. 130), Мордовии (ст. 84), Коми (ст. 100), Республики Саха (Якутии) (ст. 91), Уставы Приморского края (ст. 47), Амурской (ст. 38), Воронежской (ст. 31), Иркутской (ст. 26), Калининградской (ст. 20), Липецкой (ст. 30), Новосибирской (ст. 56), Орловской (ст. 77), Пензенской (ст. 22), Саратовской (ст. 44), Сахалинской (ст. 20), Тамбовской (ст. 54), Тюменской (ст. ст. 28, 38), Челябинской (ст. 64), Ярославской (ст. 62) областей, Санкт-Петербурга (ст. 30), Ненецкого автономного округа (ст. 25).
В ряде субъектов РФ согласование производится с законодательными (представительными) и исполнительными органами власти (Конституции Карачаево-Черкесии (ст. 107), Кабардино-Балкарии (ст. 127), Татарстана (ст. 114) , Адыгеи (ст. 107), Марий Эл (ст. 96), Удмуртии (ст. 60), Чечни (ст. 104), Чувашии (ст. 95), Уставы Алтайского (ст. 94), Ставропольского (ст. 71), Хабаровского (ст. 48) краев, Архангельской (ст. 23), Волгоградской (ст. ст. 27, 39), Ивановской (ст. 63), Кировской (гл. IX), Костромской (ст. 47), Московской (ст. 113), Мурманской (ст. 82), Нижегородской (ст. 53), Новгородской (ст. ст. 33, 50), Омской (ст. ст. 41, 50), Оренбургской (ст. 89), Псковской (ст. 9.1), Ростовской (ст. 43, 54), Рязанской (ст. ст. 29, 49), Самарской (ст. ст. 88, 95), Свердловской (ст. 76), Смоленской (ст. 50) областей, Москвы (ст. 52), Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ст. 34), Чукотского автономного округа (ст. 93), Ямало-Ненецкого автономного округа (ст. 75).
———————————
Об этом см. также: Курманов М.М. Актуальные проблемы взаимодействия прокуратуры и законодательного органа субъекта РФ // Адвокат. 2005. N 2.

Читайте так же:  Нотариус гончаров филипп юрьевич отзывы

По Конституциям Ингушетии (ст. 101), Калмыкии (ст. 44), Тывы (ст. 113), Уставам Курской области (ст. 44) и Еврейской автономной области (ст. 26) данный вопрос разрешается главой исполнительной ветви власти: главой республики, президентом, губернатором или правительством субъекта РФ.
Интересная формулировка содержится в ст. 45 Устава Астраханской области, где указывается, что прокурор Астраханской области назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной Думой Астраханской области с учетом мнения губернатора области.
Орган согласования не определен или данный вопрос вообще не разрешен в учредительных актах Дагестана, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Вологодской, Калужской, Кемеровской, Курганской, Ленинградской, Магаданской, Ульяновской областей.
Наиболее подробно порядок согласования назначения прокурора субъекта РФ рассмотрен в Уставе Псковской области, в ст. 9.1 которого, в частности, сказано: «Прокурор области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с администрацией области и областным Собранием. Решение по вопросу о согласовании кандидатуры на должность прокурора области оформляется актом администрации области и направляется в областное Собрание. Областное Собрание принимает решение по вопросу о согласовании кандидатуры на должность прокурора области, которое оформляется постановлением областного Собрания, принимаемым в установленном порядке. Кандидатура на должность прокурора области считается согласованной в случае принятия решений о согласовании кандидатуры на должность прокурора области администрацией области и областным Собранием. В случае несогласования органами государственной власти области кандидатуры прокурора области повторное рассмотрение вопроса о согласовании кандидатуры на должность прокурора области осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, но не ранее чем через месяц со дня принятия решения областным Собранием».
В уставах Владимирской области (ст. 37) и Москвы (ст. 52) определено, что порядок согласования регламентируется соответствующим законом этого субъекта РФ. В Московской области такой порядок определяется Законом Московской области от 16 июля 1996 г. «О порядке согласования назначения на должность прокурора Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 5 июля 1996 г. N 4/97). Данный Закон появился после выхода Определения Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 16-О «О прекращении производства по спору о компетенции, возникшему между Московской областной Думой и Генеральной прокуратурой Российской Федерации», в котором было указано, что «в соответствии со статьей 129 (часть 3) Конституции Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. Закрепляя обязательность такого согласования, данная конституционная норма вместе с тем не определяет, к компетенции какого органа власти субъекта Федерации — законодательного или исполнительного — это согласование относится. В связи с этим данный вопрос должен быть разрешен в соответствующем федеральном законе или в законе субъекта Федерации, если последнему такое право предоставлено федеральным законом. Согласно части первой статьи 13 Федерального закона о прокуратуре субъекты Федерации самостоятельно определяют, с каким из органов власти должно производиться согласование кандидатуры на должность прокурора субъекта Федерации».
В свое время ряд субъектов РФ сделали попытку вообще отказаться от какого-либо согласования при назначении прокурора, указав, что он назначается высшими органами государственной власти данного субъекта РФ (Татарстан, Башкортостан, Тыва). Более того, в Башкортостане в 1993 г. был принят Закон о прокуратуре Республики Башкортостан, который придал прокуратуре Республики особый статус, формально выводящий ее из правового поля системы единой российской прокуратуры .
———————————
Зинуров Р.Н. Правовой статус прокуратуры Башкортостана как субъекта федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1998. С. 4.

Одним из проявлений тенденции к децентрализации российской прокуратуры было предложение, внесенное членом Совета Федерации от Республики Ингушетия, о том, что прокурор субъекта РФ не только назначается на должность, но и освобождается от должности по согласованию с субъектом РФ (п. 38 Протокола N 211 заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 июня 1999 г., отклонено Постановлением Государственной Думы РФ от 10 марта 2000 г. N 166-III ГД). Эти же предложения вносились Постановлением Народного Собрания Ингушетии от 8 апреля 1999 г. N 52. 20 апреля 1999 г. они были приняты к рассмотрению протоколом заседания Совета Государственной Думы РФ, но 17 сентября 1999 г. отклонены Государственной Думой в первом чтении.
Нередко на региональном уровне происходят конфликты между различными ветвями власти, претендующими на участие в согласовании назначения на должность прокурора субъекта РФ, что может повлечь за собой негативные последствия. Несмотря на то что законодательный орган власти Чувашской Республики (далее — ЧР) закрепил за собой это право, Президент ЧР своим распоряжением от 19 января 1997 г. отстранил прокурора ЧР от исполнения обязанностей, сославшись на ст. 109-7 Конституции ЧР, дающую право Президенту ЧР на отстранение должностных лиц органов исполнительной власти от занимаемой должности. Данное распоряжение было издано без учета того, что органы прокуратуры в систему исполнительной власти не входят. В последующем Верховный Совет ЧР по заявлению первого заместителя прокурора ЧР признал недействительным распоряжение Президента ЧР . Аналогичные факты имели место в Республике Ингушетия и ряде других субъектов РФ, где высшие должностные лица субъектов требовали освободить от занимаемой должности «неугодных» им прокуроров субъектов РФ .
———————————
Рос. юстиция. 1997. N 6. С. 36 — 41.
Клочков В.В. Создание и развитие российской прокуратуры // Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993. С. 7 — 26.

Преодолеть данные конфликты пыталась Сахалинская областная Дума, предложившая Государственной Думе внести изменения и дополнения в Федеральный закон о прокуратуре и закрепить назначение прокурора субъекта РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ, но предложение было отклонено Государственной Думой РФ 21 апреля 1999 г. в первом чтении (Постановление N 3902-II ГД). После чего Сахалинская областная Дума внесла проект изменений и дополнений в Конституцию РФ, в частности рекомендовала указать в ч. 4 ст. 129, что все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (Постановление от 2 апреля 1999 г. N 16/7/104-2). Однако проект не был рассмотрен Государственной Думой в связи с несоблюдением процедуры обращения (п. 96 Протокола N 167 заседания Государственной Думы от 8 апреля 2003 г.).
До настоящего времени в законодательстве о прокуратуре нет прямого ответа на вопрос, как должен поступить Генеральный прокурор РФ в случае несогласия органа власти субъекта РФ на назначение прокурора субъекта РФ. Представляется, что ответ дал Конституционный Суд РФ Постановлением от 7 июня 2000 г. N 10-П, Определениями от 27 июня 2000 г. N 9-О, от 21 декабря 2000 г. N 246-О и N 252-О, посвященными порядку согласования назначения на должность руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти (бывшей Федеральной службы налоговой полиции и Министерства внутренних дел), а также судей. Из содержания названных документов следует вывод, что несогласие органа власти субъекта РФ не исключает возможности представления кандидатуры для назначения и не ограничивает право соответствующего федерального органа власти назначать на должности тех лиц, чьи кандидатуры не были согласованы с субъектами РФ. Иное означало бы сужение компетенции Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к ее ведению, и ограничение полномочий федерального органа власти.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ подчеркнул: «Что касается создания и деятельности федеральных органов государственной власти, включая суд и прокуратуру, действующих в субъектах РФ, то эти вопросы отнесены к ведению Российской Федерации и не связаны с особенностями субъекта РФ».
На основании ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» необходимо сделать вывод, что согласие субъекта РФ при назначении на должность прокурора субъекта РФ приобрело формальный характер.
В итоге потеряла значение для прокуратуры и норма п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящая к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ кадры судебных и правоохранительных органов. При этом возможно применение по аналогии Указа Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», которым устанавливается согласование кандидатуры на должность руководителя территориального органа исполнительной власти с высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но окончательное решение возлагается на федерального министра.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

14.9 Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, объявленные юридическими лицами

Коллегия — это совещательный орган, на основании решений которого прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные, транспортные и природоохранительные прокуроры издают приказы.

Структура прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных, транспортных и природоохранительных прокуратур состоит из управлений и отделов (на правах управлений, в составе управлений). Здесь, к примеру, должны быть сформированы отделы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном про-

Возглавляют управления и отделы на правах управлений начальники, они же являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации. Кроме того, в указанных прокуратурах имеются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров- криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. У прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров могут быть помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Читайте так же:  Судебные приставы тверь режим работы

Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры: 1)

осуществляют прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; 2)

осуществляют оперативное управление имеющимися у них объектами социально-бытового и хозяйственного назначения; 3)

взаимодействуют с другими прокуратурами; 4)

осуществляют иные виды деятельности.

Научные и образовательные учреждения системы прокуратуры РФ помимо научно-исследовательской деятельности, а для образовательных учреждений — и учебного процесса, также как и прокуратуры субъектов Российской Федерации занимаются оперативным управлением имеющихся у них объектов социально-бытового и хозяйственного назначения.

14.10 Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры. Их полномочия, порядок назначения на должность

Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры правомочны: 1)

руководить деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ (ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 2)

вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3)

назначать на должность и освобождать от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров- криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей и их помощников нижестоящих прокуратур (п. 2 ст. 40.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 4)

налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (ч. 3 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 5)

налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», понижения

в должности и увольнения из органов прокуратуры ; 6)

назначать прокурорских работников в состав коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации; 7)

председательствовать в заседаниях коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации; 8)

принимать участие в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и ис- полнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, где рассматриваются внесенные ими представления и протесты (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 9)

по поручению Генерального прокурора РФ присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 10)

присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 11)

издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 12)

давать поручение нижестоящим прокурорам о необходимости их присутствия на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 13)

продлять срок предварительного следствия до 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК); 14)

давать согласие на продление срока заключения под стражу свыше 6 до 12 месяцев (ч. 1 ст. 109 УПК); 15)

давать согласие на возбуждение ходатайства о продлении предельного срока содержания обвиняемого под стражей (ч. 7 ст. 109 УПК); 16)

принимать решение о возбуждении уголовного дела, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении: —

депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, —

депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления,

— члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (ст. 448 УПК);

17) в пределах компетенции прокурора в арбитражном процессе обращаться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации (ст. 52 АПК).

Частью полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации обладают также прокуроры прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов на особорежимных объектах и в воинских частях Российской Федерации. Хотя указанные прокуратуры относятся к специализированным прокуратурам, приравненным к прокуратурам городов и районов, возглавляющие их прокуроры в части дачи согласия на возбуждение ходатайства о продлении предельного срока содержания обвиняемого под стражей, обращения в арбитражные суды с исками, а также внесения представлений на приговоры, решения, определения и постановления судов, осуществляющих правосудие на особорежимных объектах Российской Федерации, в закрытых административно-территориальных образо- ваньях, закрытых и обособленных военных городках и особорежим- ных воинских частях, обладают полномочиями прокуроров субъектов Российской Федерации55.

Согласно закону и своим должностным обязанностям прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры должны: 1)

как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; 2)

активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства; 3)

обращать особое внимание на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях; 4)

при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений; установив при- знаки состава преступления в противоправном деянии, возбуждать уголовное дело и организовывать его расследование56; 5)

использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений; 6)

считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью пресечение и предупреждение организованной преступности; 7)

в установленных законом случаях лично санкционировать решения, принимаемые региональными управлениями по организованной преступности МВД России; 8)

обращать особое внимание на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм; обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков; 9)

сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков; 10)

бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности; 11)

решительно противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации; принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов; остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, на факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел57; 12)

обеспечить высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах; 13)

при проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным

установить личный контроль над соблюдением законности при расследовании по делам о преступлениях, совершенных депутатами и кандидатами в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; 15)

обеспечивать немедленную проверку соблюдения законности при задержании депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, привлечении их к уголовной, а также административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих применение мер административного взыскания в судебном порядке58; 16)

координировать деятельность всех правоохранительных органов на территории субъекта Российской Федерации, обеспечивать постоянное взаимодействие с транспортными прокурорами и прежде всего на направлениях деятельности, требующих совместного решения комплексных проблем59; 17)

регулярно обсуждать состояние законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и меры по ее укреплению на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий, вносить необходимые предложения в органы законодательной и исполнительной власти, информировать Генеральную прокуратуру РФ о проблемах, тре-

бующих вмешательства на федеральном уровне ; 18)

способствовать повышению и укреплению авторитета Российской прокуратуры на международной арене, отстаивать и пропагандировать принципы ее деятельности, направленной на борьбу с преступностью, иными нарушениями законности, защиту прав и свобод человека; 19)

проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов в борьбе с преступностью; 20)

обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными

структурами других государств по этим вопросам ; 21)

всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, наладить взаимодействие с ними в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений, обеспечить строгое и неуклонное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию60; 22)

способствовать формированию правового сознания и правовой культуры населения61; 23)

осуществить меры по углублению деловых отношений и контактов со средствами массовой информации, кино-, видео-, ау- диостудиями и объединениями, издательствами, совершенствованию общественных связей62; 24)

вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации; при необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуж-

дению проблем борьбы с преступностью ; 25)

обобщать и анализировать практику прокурорского надзора и иных направлений деятельности нижестоящих прокуроров; 26)

улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы, системно использовать в этих целях статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дела об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сооб- щения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку63;

Читайте так же:  Образец заявления на увольнение с государственной гражданской службы

27) осуществлять иные предусмотренные нормативными актами обязанности.

Порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации закреплен в ч.

О назначении и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации в печати публикуются сообщения. 14.11

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 12 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2014 года

Внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 45, ст. 4586; 2007, N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2009, N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 48, ст. 6730; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4234) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 1:

а) в абзаце втором слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

б) в абзаце третьем слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

2) статью 12 дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:

«1 1 . На должность Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона.»;

3) дополнить статьей 12 1 следующего содержания:

«Статья 12 1 . Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

4. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации новую кандидатуру.

5. Сообщения о назначении заместителей Генерального прокурора Российской Федерации на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

4) статью 13 признать утратившей силу;

5) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей.»;

6) дополнить статьей 15 1 следующего содержания:

«Статья 15 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров

1. Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации (далее в настоящей статье — прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации), назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации или прокурора, приравненного к прокурору субъекта Российской Федерации, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации на срок не более шести месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.

8. Сообщения о назначении прокуроров субъектов Российской Федерации и прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.»;

7) дополнить статьей 16 1 следующего содержания:

«Статья 16 1 . Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров

1. Прокуроры городов и районов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры (далее — прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

2. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 27 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

3. На должность прокурора города, района или приравненного к нему прокурора в порядке исключения может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40 1 настоящего Федерального закона, моложе 27 лет либо имеющий стаж службы (работы) менее пяти лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, или стаж службы (работы) не менее пяти лет в органах государственной власти на должностях, требующих высшего юридического образования.

4. Срок полномочий прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров — пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров вправе продлить их полномочия на срок до пяти лет.»;

8) дополнить статьей 19 1 следующего содержания:

«Статья 19 1 . Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров

1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.»;

9) в абзаце втором пункта 1 статьи 21 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

10) в пункте 1 статьи 26 слова «федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации,»;

11) пункт 5 статьи 40 1 признать утратившим силу;

12) подпункт «б» пункта 1 статьи 40 5 признать утратившим силу;

13) в статье 41 7 :

а) в абзаце первом пункта 2 слова «в полном объеме» заменить словами «, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных пунктом 2 2 настоящей статьи»;

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

«2 2 . Генеральный прокурор Российской Федерации не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине — на прокурорских работников, которым классный чин присвоен Президентом Российской Федерации;

в виде увольнения из органов прокуратуры — на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 2 3 следующего содержания:

«2 3 . Генеральный прокурор Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации.»;

14) абзац второй пункта 2 статьи 43 дополнить предложением следующего содержания: «Продление срока нахождения на службе прокурорского работника, назначенного на должность Президентом Российской Федерации и достигшего предельного возраста нахождения на службе, осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.»;

15) в пункте 3 статьи 48 слова «пунктом 2 статьи 14» заменить словами «статьей 12 1 «.

Признать утратившими силу:

1) пункт 3, абзацы двадцать третий — двадцать пятый и абзац сорок восьмой пункта 13 статьи 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 878);

2) подпункт «в» пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 24, ст. 2830).