19 октября, 2010

Что следует отнести к объектам государственной охраны? (54739)
законодательство, государственная охрана, объект охраны, субъект охраны

Написать данные заметки автора заставила статья профессора В.И.Шестакова «Какие объекты подлежат государственной охране?». Сегодня среди практикующих юристов и ученых правоведов не всегда однозначно определяются и разрешаются вопросы государственной охраны. Статья профессора В.И.Шестакова как всегда очень актуальна и написана хорошим юридическим языком. Приведенный анализ правоприменительной практики в отношении объектов государственной охраны заслуживает самого серьезного внимания. Однако в отдельных положениях, на наш взгляд, есть некоторые неточности, которые легко устранимы в процессе обсуждения, но имеют практическое значение. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на ряд позиций, высказав сомнения по поводу отдельных положений в статье В.И.Шестакова.

Первое, что требует детальной проработки, — это юридическое определение «государственная охрана», которое приводит В.И.Шестаков, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 1 указанного Закона четко и однозначно определяет «государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер».

Здесь необходимо определить, какому органу государственной власти предоставлены функции обеспечения безопасности объектов государственной охраны. По тексту гл.III цитируемого закона можно сделать вывод, что таким госорганом является Федеральная служба охраны (ФСО).

Но вернемся к ст.1 и посмотрим, что является объектом государственной охраны — «лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом». Следовательно, объектом государственной охраны является определенное законом физическое лицо (на профессиональном слеге «охраняемое лицо»).

Далее законодатель дает определение «охраняемые объекты» — «здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты».Данное определение дает право сделать вывод, что под охраняемыми объектами можно понимать только здания, строения и сооружения федеральных органов власти и прилегающие территории и акватории, здания и сооружения, находящиеся в их оперативном управлении, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемого объекта (лица). Никакие иные строения территории, акватории и т.д. не относятся к охраняемым объектам, так как там отсутствует объект охраны.

Не менее важным является и определение «охранные мероприятия» — «совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.

Это положение дополняет и конкретизирует ст.5. «Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану». Из текста статьи видим «Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны». Еще раз подчеркнем, единственным субъектом, осуществляющим государственную охрану, является ФСО.

Кроме того, в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Если говорить обычным языком, то все иные органы безопасности государства являются приданными силами в рамках своих компетенций, участие их в обеспечении государственной охраны определяется субъектом данного вида деятельности. Обращаю внимание, что ни ведомственная, ни вневедомственная охрана не являются органами государственной безопасности, это структурные подразделения министерств, действующие в рамках своих законодательных полномочий. К органам государственной охраны их нельзя относить по сути данного Закона. Скорее Министерство обороны можно отнести к органам безопасности, призванным для обеспечения объектов государственной охраны и защиты, чем подразделения вневедомственной охраны.

Обратимся теперь к Федеральному закону от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 1 Закона определяет: «ведомственная охрана — совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Обращаю внимание, в определении нет слов «государственная ведомственная охрана», как определяет ее автор статьи. Наоборот, это специализированные органы управления силы и средства федерального органа, предназначенные для защиты объектов охраны.

Постановлением Правительства определено 13 федеральных органов, имеющих право учреждать ведомственную охрану. Если внимательно посмотреть положения постановления Правительства РФ от 12 июля 2000г. №514 «О ведомственной охране», то наряду с МЧС и Министерством обороны обнаружим Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство. Понятно, что каждый из указанных федеральных органов имеет свои объекты охраны, определенные соответствующими постановлениями Правительства и решениями министерств и ведомств. Но как их можно соотнести к объектам государственной охраны? (напомним, объектом государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране). Скорее всего, это ошибочное суждение.

Еще большая путаница, на наш взгляд, произошла с функционалом вневедомственной охраны.

Вневедомственная охрана – специализированная служба в системе органов внутренних дел, предназначенная для охраны имущества собственников (физических и юридических лиц), защите объектов на договорной, возмездной основе. Правовой базой деятельности ОВО является Закон «О милиции» и постановление Правительства РФ 14.08.1992г. №589 (редакция от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации».

Решая вопросы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в рамках административной реформы одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов (2003г.), было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций. Как результат появились две самостоятельные (по крайней мере, юридически) структуры.

Департамент государственной защиты имущества, в задачи которого входит:

— участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;

— обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

— разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

— методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

— осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности http://www.mvd.ru/struct/3299/.

Обратите внимание, никаких задач по охране государственных объектов или решению задач обеспечения охраны указанных объектов нет. Следовательно, эта функция у ДЗГИ МВД РФ не присутствует.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, созданное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. №66 путем реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и создании на базе военизированных подразделений вневедомственной охраны самостоятельного коммерческого предприятия.

Утверждение автором статьи положения о том, что ч.1 ст.26 ФЗ «О ведомственной охране», до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны, действие указанного Федерального закона, за исключением статей 8 и 9, распространяется и на вневедомственную охрану при органах внутренних дел, является не совсем точным.

Данное положение определено Федеральным законом от 15 июня 2006г. №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О ведомственной охране»».

Позволим себе процитировать весь текст Закона: «Внести в статью 26 Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ «О ведомственной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №16, ст.1935) следующие изменения:

в первом предложении слова «за исключением статей 8 и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих» заменить словами «за исключением статей 5, 8, и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие»; в третьем предложении слова «работников вневедомственной охраны» заменить словами «работников указанных подразделений»».

Читайте так же:  Адреса адвокатов в барнауле

Таким образом, положения закона «О ведомственной охране» распространяются на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, а это ничто иное как подразделения ФГУП «Охрана». Еще более конкретно об этом сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О ведомственной охране»»: «разработан в целях распространения действия Федерального закона «О ведомственной охране» (за исключением статей 5, 8 и 9) на военизированные и сторожевые подразделения ФГУП «Охрана», подведомственного МВД России».

Постановление Правительства России от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны ….» определило «Создать федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны».

Никакого отношения ФГУП «Охрана» к государственной охране (по определению ФЗ от 27 мая 1996г. №57-ФЗ) не имеет.

Не менее интересным является отнесение объектов охраны к государственным, проводимое чиновниками МВД РФ. Приведем цитату: подразделениями вневедомственной охраны обслуживается «514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения). http://www.cordvo.ru/

Такое расширенное толкование понятия «объект государственной охраны» приводит к тому, что склады с запасами портянок и сапог стали объектами государственной важности. Поэтому Валерий Иннокентьевич абсолютно прав в своих выводах о том, что «Под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст.6 ФЗ «О государственной охране». А внесение в этот перечень объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч.1 ст.8 ФЗ «О ведомственной охране») нам представляется излишним.

Так как статьей В.И.Шестакова и этими заметками вопрос о государственной охране не исчерпан, приглашаем читателей высказать свое мнение по данной проблеме.

57 ФЗ «О государственной охране» в последней редакции

Государственная охрана — это одна из функций федеральных органов гос власти в области обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

Управление охраной государства осуществляется на основе:

  • организационных;
  • правовых;
  • режимных;
  • охранных;
  • технических;
  • оперативно-розыскных дел.

Закон «О государственной охране» регулирует деятельность федерального органа в области защиты государства.

Общие положения закона

Федеральный закон № 57 «О государственной охране» был принят ГосДумой 24 апреля 1996 года, а одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года. Также в это время был издан закон о запрете табакокурения в общественных местах. Подробнее об этом по ссылке:

Закон определяет понятие народной охраны, принципы ее деятельности, функции и полномочия государственных органов охраны. Об актуальной информации по ФЗ 99 на 2018 год здесь:

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Описывает объекты гос охраны;
  • Глава 3 — Перечисляет задачи, права и обязанности органов государственной власти;
  • Глава 4 — Описывает сотрудников и гражданский персонал, которые участвуют в деятельности государственного конвоя;
  • Глава 5 — Раскрывает ситуации, в которых возможно применять физическую силу, специальные средства и оружия сотрудниками органов гос охраны;
  • Глава 6 — Перечисляет способы финансирования и материально-технического обеспечения органов государственного конвоя;
  • Глава 7 — Методы обеспечения контроля и проверки деятельности органов государственной охраны;
  • Глава 8 — Перечисляет заключительные положения.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. Также были внесены правки в ФЗ 61. Подробнее об этом здесь:

Последние поправки, внесенные в 57 ФЗ

Как уже говорилось выше, в Федеральный закон были внесены изменения 1 июля 2017 года. Изменились следующие статьи:

Статья 1

Четвертый абзац был изложен в новой редакции. Изменилось понятие «Охраняемые объекты». Под охраняемыми объектами понимаются здания, строения и сооружения, земельные территории, к которым они прилегают. После слов «персональные данные», предложение было дополнено «связи для нужд органов государственной власти».

Статья 15

Ст 15 была дополнена пунктом «определять перечень вещей (грузов), запрещенных к проносу и провозу на охраняемые объекты».

Подпункт 6 этой статьи был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что органы народной власти, организации, органы местного самоуправления, общественные объединения, обязательные для исполнения при отсутствии порождающих угрозу безопасности охраняемых объектов и объектов гос конвоя.

При решении задач по государственной охране, военнослужащие могут быть отнесены к организации в порядке, предусмотренном президентом Российской Федерации.

Гражданский персонал и военнослужащие, которые имеют право работать за пределами Российской Федерации, обязаны выполнять переданные им задания в указанный срок. Если подобные задания не выполняются, они рассматриваются комиссией, которая предварительно прошла аттестацию.

Военнослужащие проходят военную службу, ссылаясь на законодательство РФ. Сотрудники органов государственной охраны должны соответствовать предъявленным требованиям относительно:

  • Личных;
  • Профессиональных;
  • Психологических качеств.

Если во время выполнения служебного задания сотрудники совершили виновные действия или бездействие, которые повлекли за собой нарушение положений Федерального закона, это может послужить основанием для увольнения с работы или со службы в органах национального конвоя.

Сотрудникам органов гос охраны запрещено размещать данные о себе в средствах массовой информации, в том числе интернете. Также им запрещено раскрывать свою принадлежность к органам гос конвоя.

Статья 19

Статья 19 также претерпела изменения. В ней говорится о том, что удостоверяющий документ сотрудника — это документ, который подтверждает его личность, полномочия и права, и должность. Образец служебного удостоверения и порядок выдачи определяется руководителем Федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны.

Перед тем как применить физическую силу, сотрудники органов национального конвоя обязаны уведомить об этом лица (нарушителей). Сотрудники государственной охраны могут подготовить оружие к боевой готовности, если была создана обстановка.

Сотрудники гос служб также могут применять оружие в случае необходимой обороны или в ситуациях, когда:

  • Требуется остановить транспортное средство по причине его повреждения;
  • Если водитель создает реальную угрозу безопасности предмета государственной охраны или обществу;
  • Чтобы обезвредить животное, которое угрожает здоровью и жизни граждан и сотрудников органов государственной власти;
  • Чтобы предупредить выстрелом, подать сигнал тревоги или вызвать помощь.

Текст действующей редакции закона о госохране

Федеральный закон «О государственной охране» доступен в новой редакции. Чтобы проанализировать его детально и ознакомиться со всеми изменениями, необходимо скачать его по ссылке.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ/Глава I

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона Править

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Править

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Читайте так же:  Статья 293 часть 1 ук рк

Абзац утратил силу.

2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определённом пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

5. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

6. Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесённые к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации Править

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесённые к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли — чётко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединённых памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия Править

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьёй.

2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также — земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведён государственный кадастровый учёт.

3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учётом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утверждённого проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьёй для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

Читайте так же:  Компенсация при увольнении по соглашению сторон не облагается ндфл

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьёй 5.1 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия Править

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия Править

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия Править

1. В границах территории объекта культурного наследия:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

2) на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;

3) на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.

2. Применительно к территории достопримечательного места градостроительный регламент устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации с учётом требований подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи.

3. Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, — для достопримечательного места федерального значения;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, — для достопримечательного места регионального значения;

3) органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, — для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

4. Орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав).

5. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определённых Водным кодексом Российской Федерации, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия Править

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учёт, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Править

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьёй 47.4 настоящего Федерального закона.

3. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 8. Содействие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Править

Общественные и религиозные объединения вправе содействовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.