Раскрытие информации акционерными обществами

Раскрытие информации акционерными обществами (далее — АО) осуществляется на основании требований акционеров, их представителей и иных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. В статье рассказывается о том, какие сведения должны предоставляться указанным лицам и как реализуется рассматриваемая процедура.

Раскрытие информации акционерными обществами в 2017 году: общие положения

Особенностью деятельности акционерных обществ является то, что они в силу закона должны предоставлять акционерам некоторый объем сведений о своей деятельности. Порядок раскрытия информации урегулирован законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — ФЗ № 208) и Указанием ЦБ РФ «О дополнительных требованиях…» от 22.09.2014 № 3388-У (далее — Указание).

В силу ст. 91 ФЗ № 208 сведения предоставляются акционерам на основании требований, предъявлять которые могут:

  • акционер или его представитель, действующий на основании доверенности;
  • лицо, реализующее права по акциям (п. 2 Указания);
  • представитель федеральной, региональной либо муниципальной власти при реализации права «золотой акции» (п. 10 ст. 91 ФЗ № 208).

Требование может направляться по почте, предоставляться непосредственно лицам, которые вправе принимать письменные документы в АО, электронной почтой, по факсу и т. д. Конкретные способы указываются в уставе АО.

Требование о раскрытии информации АО

В требовании о предоставлении информации о деятельности АО должны содержаться следующие данные (п. 3 Указания):

  • Ф.И.О. лица, направившего требование о раскрытии информации акционерными обществами, либо сведения о юрлице, являющемся акционером;
  • адрес заявителя;
  • собственно просьба о предоставлении конкретных данных с указанием периода, за который их следует предоставить;
  • предпочтительная форма предоставления информации (например, посредством снятия копий с документов либо ознакомления с ними в помещении АО);
  • зачем необходимы документы (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 91 ФЗ № 208);
  • дата подписания требования.

Документ должен быть подписан заявителем или его представителем, который действует на основании доверенности.

Какие документы может раскрыть АО?

Перечень сведений, доступ к которым вправе получить заявитель, указан в ст. 91 ФЗ № 208. Конкретный объем информации зависит от размера доли акционера в АО.

Так, независимо от размера доли акционер может запросить:

  • договор о создании АО (если участников АО несколько) либо решение об учреждении АО (если он один);
  • документ, подтверждающий, что АО зарегистрировано;
  • решения об эмиссии ценных бумаг;
  • внутреннюю документацию АО, которая регулирует его деятельность;
  • положения о филиалах и представительствах;
  • годовую отчетность;
  • аудиторские заключения об отчетности;
  • отчеты оценщиков;
  • протоколы общих собраний;
  • перечни лиц, связанных с АО;
  • заключения ревизоров;
  • отчеты эмитента;
  • уведомления об акционерных соглашениях;
  • судебные решения, касающиеся АО.

Если же доля акционера составляет более 1% акций, он вправе также запросить:

  • сведения о крупных сделках АО;
  • протоколы заседаний совета директоров АО;
  • отчеты об оценке имущества, которое являлось предметом крупных сделок;
  • иные документы, которые АО хранит в силу п. 1 ст. 89 ФЗ № 208, например документы об уплате налогов.

Третья категория акционеров, владеющая более 25% акций, обладает еще большими возможностями и вправе требовать предоставления им дополнительно:

  • протоколов заседаний правления АО;
  • документов бухучета.

ВАЖНО! В уставе конкретного АО может быть указан и меньший процент акций для доступа к упомянутым выше документам.

Порядок и сроки раскрытия информации

После поступления в АО требования о раскрытии информации акционерным обществом уполномоченные лица оценивают:

  • вправе ли заявитель требовать раскрытия информации;
  • имеются ли основания для отказа в ее предоставлении;
  • правильно ли оформлено требование.

Основания для отказа в раскрытии информации акционерного общества содержатся в п. 8 ст. 91 ФЗ № 208, например, отказ возможен, если документ уже запрашивался ранее (в 3-летний период) и запрос был удовлетворен.

ВАЖНО! Уставом АО могут быть предусмотрены и иные основания.

Если оснований для отказа нет, информация предоставляется следующими путями:

  • ознакомления заявителя с документами — в течение 7 дней после получения АО требования;
  • предоставления копий документов — в течение 7 дней после получения АО требования; Срок может быть продлен до 27 дней, если объем документов существенный.

Если уставом АО предусмотрено, что копии документов должны быть предварительно оплачены, указание на это направляется заявителю в течение недели после поступления от него требования. После оплаты копии высылаются адресату.

Таким образом, сведения о деятельности АО предоставляются, как правило, его акционерам, по их требованию. Объем документации, с которой они вправе знакомиться, существенно разнится в зависимости от доли акций в АО.

Обязано ли ОАО (с единственным акционером), не обладающее признаками публичного АО и не размещающее (не размещавшее) публично облигаций и иных ценных бумаг, раскрывать информацию об аффилированных лицах, а также сдавать годовой отчёт, годовую бухгалтерскую отчётность?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При указанных в вопросе условиях у акционерного общества отсутствует обязанность по раскрытию информации.

Обоснование вывода:
Общие требования к обязательному раскрытию акционерным обществом (далее также — общество, АО) информации установлены ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Так, п.п. 1 и 1.1 этой статьи содержат требования к раскрытию информации публичным АО и непубличным АО с числом акционеров более пятидесяти. Как указано в п. 2 ст. 92 Закона об АО, обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
В соответствии с п. 3.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение о раскрытии информации) информация о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (далее также — выпуск ценных бумаг) раскрывается их эмитентами в случаях, когда ценные бумаги размещаются путем открытой подписки и (или) государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг. Требования к обязательному раскрытию информации акционерными обществами предусмотрены разделом VII Положения о раскрытии информации. При этом, как следует из п. 69.1 Положения о раскрытии информации, требования этого раздела о раскрытии информации распространяются на публичные АО, непубличные АО, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, а также непубличные АО с числом акционеров более 50. Иными словами, обязанность по раскрытию информации непубличным акционерным обществом с числом акционеров 50 и менее, которое не осуществляет (не осуществляло) публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг, Законом об АО в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ не установлена (п. 8 письма ЦБР от 25.11.2015 N 06-52/10054).
Таким образом, в данном случае у акционерного общества отсутствует обязанность по раскрытию информации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Нарушение порядка раскрытия информации акционерными обществами

(Вавулин Д. А., Федотов В. Н.)

(«Право и экономика», 2011, N 5)

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Д. А. ВАВУЛИН, В. Н. ФЕДОТОВ

Вавулин Денис Александрович, начальник отдела отчетности участников финансового рынка Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР), доцент кафедры государственного управления и финансов ФГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК» (г. Орел). Кандидат экономических наук, доцент. Специалист по корпоративному управлению.

Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Автор ряда научных монографий и статей, а также комментариев к законодательству РФ о финансовом рынке и ценных бумагах.

Федотов Вячеслав Николаевич, генеральный директор ОАО «Тульская инвестиционная компания». Кандидат экономических наук, кандидат технических наук. Специалист в области управления обновлением технологического оборудования на машиностроительных предприятиях, фондового рынка, антикризисного управления.

Родился 16 сентября 1957 г. в г. Карачеве Брянской области. В 1980 г. окончил Тульский политехнический институт.

Автор ряда научных трудов.

Российское корпоративное законодательство содержит многочисленные требования по публичному раскрытию информации об акционерных обществах и важных событиях, происходящих в их жизни. Их нарушение рассматривается как грубое нарушение законодательства, способное привести к негативным последствиям не только для акционеров и потенциальных инвесторов, но и для развития российского фондового рынка в целом. В статье рассматриваются основания возникновения у акционерных обществ обязанности по раскрытию информации, перечень сведений, которые они обязаны раскрывать, наиболее часто встречающиеся нарушения в сфере раскрытия информации, а также даются рекомендации, как их избежать.

Ключевые слова: акционерное общество, раскрытие информации.

Violation of the procedure of information disclosure by joint-stock companies

D. A. Vavulin, V. N. Fedotov

The Russian corporate legislation contains numerous requirements on public disclosure of information on joint-stock companies and on various important events happening in their life. The violation of these requirements is considered to be a serious breach of the law which might lead to negative consequences not only for shareholders and potential investors but also for the development of the Russian securities market as a whole. In this article the authors consider the facts which trigger the obligation of a joint-stock company to disclose information, the list of data which it must make public, most widespread infringements in the sphere of information disclosure. The authors also make recommendations on how to avoid those violations.

Читайте так же:  Трунов экзамен на адвоката

Key words: joint-stock company, information disclosure.

Российское корпоративное законодательство содержит многочисленные требования к публичному раскрытию информации об акционерных обществах и важных событиях, происходящих в их жизни. Нарушение этих требований рассматривается как грубое нарушение законодательства, способное привести к негативным последствиям не только для акционеров и потенциальных инвесторов, но и для развития российского фондового рынка в целом.

В связи с этим нераскрытие или нарушение акционерным обществом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации карается существенными административными санкциями. Штраф в отношении акционерного общества может составить от 700 тыс. до 1 млн. руб. На должностных лиц акционерного общества может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Должностные лица также могут быть подвержены дисквалификации.

Статья 92 «Обязательное раскрытие обществом информации» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» гласит:

«Открытое общество обязано раскрывать:

годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг».

Основные требования к раскрытию информации определены в ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и принятом на ее основе Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее — Положение), утв. Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н.

Под обязанность раскрывать информацию подпадают все открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение ценных бумаг.

По объему раскрываемой информации акционерные общества подразделяются на две группы:

те, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг;

те, которые не обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.

Как следует из п. 5.1 Положения, раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг обязаны следующие акционерные общества:

в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;

государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

созданные при приватизации, если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;

выпустившие биржевые облигации, которые допущены к торгам на фондовой бирже.

Такие акционерные общества обязаны раскрывать:

банковские реквизиты расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов (публикуются на странице в сети Интернет с момента возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации);

ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг (представляются в регистрирующий орган в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала, публикуются на странице в сети Интернет в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала);

сообщения о существенных фактах (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты наступления события, публикуются на странице в сети Интернет в течение двух дней с даты наступления события, но не ранее осуществления публикации в ленте новостей);

годовой отчет акционерного общества (публикуется в течение двух дней с даты составления протокола общего собрания, на котором был утвержден годовой отчет);

годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества (в составе ежеквартального отчета);

текст устава и изменений к нему (действующая редакция) (публикуется на странице в сети Интернет не позднее двух дней с момента возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации);

положения об органах управления общества (публикуются в течение двух дней с даты составления протокола);

списки аффилированных лиц и изменения в таких списках (списки публикуются в течение двух дней с даты окончания отчетного квартала, изменения — в течение двух дней с даты внесения изменений);

сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг общества (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты наступления события, публикуются на странице в сети Интернет в течение двух дней с даты наступления события, но не ранее осуществления публикации в ленте новостей);

сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете (публикуется в ленте новостей не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста ежеквартального отчета);

сообщение об опубликовании на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц (публикуется в ленте новостей не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц);

Остальные акционерные общества обязаны раскрывать:

банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов (публикуются на странице в сети Интернет с момента возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации);

годовой отчет акционерного общества (публикуется в течение двух дней с даты составления протокола общего собрания, на котором был утвержден годовой отчет);

годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества (публикуется на странице в сети Интернет в период с 1 апреля по 15 мая);

текст устава и изменений к нему (действующая редакция) (публикуется на странице в сети Интернет не позднее двух дней с момента возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации);

списки аффилированных лиц и изменения в таких списках (списки публикуются в течение двух дней с даты окончания отчетного квартала, изменения — в течение двух дней с даты внесения изменений);

сообщение об опубликовании на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц (публикуется в ленте новостей не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц);

сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества (публикуется на странице в сети Интернет не позднее двух дней с даты составления протокола);

сведения о приобретении акционерным обществом более 20% голосующих акций другого акционерного общества (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты события);

сведения о раскрытии на странице в сети Интернет годового отчета (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты события);

сведения о раскрытии на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты события);

сведения об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации (публикуются в ленте новостей не позднее одного дня с даты события).

Рассматривая требования к раскрытию информации, установленные Положением, отметим, что не так давно вступил в силу приказ ФСФР России, внесший ряд изменений в Положение. Теперь акционерные общества, которые обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, также должны сообщать о предполагаемой дате составления списка лиц, имеющих право на получение дивидендов по акциям. В свою очередь, акционерные общества, которые не обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны раскрывать в ленте новостей информацию о проведении общего собрания акционеров.

Следует отметить, что в силу п. 2.4 Приказа ФСФР России от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, самостоятельно ведущие реестр владельцев именных ценных бумаг, обязаны раскрывать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. Этот внутренний документ акционерного общества должен быть размещен на странице в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, текста устава и иных внутренних документов общества. Иные закрытые акционерные общества обязаны раскрывать правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг в сети Интернет на своем сайте либо ином сайте или путем направления заверенных в надлежащем порядке копий правил ведения реестра владельцев именных ценных бумаг лицам, зарегистрированным в реестре владельцев именных ценных бумаг.

Читайте так же:  Кому положена 3 группа инвалидности

Практика показывает, что основными нарушениями требований законодательства по раскрытию информации являются следующие.

1. Непредставление ежеквартальных отчетов и несоблюдение иных требований по раскрытию информации вследствие неправильного отнесения компании к акционерным обществам, не обязанным раскрывать такую информацию. Данное нарушение является достаточно распространенным. Выявляется оно не только в ходе плановых и внеплановых проверок, проводимых ФСФР России или ее региональными отделениями, но и при каждом обращении эмитента в эти органы (например, с целью регистрации выпуска ценных бумаг, при направлении обязательного предложения о приобретении ценных бумаг, при согласовании вопроса о представлении руководителя акционерного общества к государственным наградам и т. д.).

Если акционерное общество сомневается в необходимости раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, самый лучший способ выявить наличие соответствующей обязанности — направить соответствующий запрос в региональное отделение ФСФР России. Однако необходимо иметь в виду, что данное действие чревато штрафными санкциями в случае выявления у акционерного общества обязанности и установления факта ее несоблюдения.

Если акционерное общество «неожиданно для себя» выяснило, что должно осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, ему необходимо в кратчайшие сроки подготовить ежеквартальные отчеты за прошедшие три года (если обязанность возникла более чем три года назад), разместить их текст на странице в сети Интернет, используемой для раскрытия информации, а также представить в региональное отделение ФСФР России ежеквартальные отчеты на бумажных и электронных носителях за последний год. Кроме того, необходимо опубликовать в ленте новостей сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет текстов ежеквартальных отчетов. При этом если акционерное общество выявило и исправило свою оплошность самостоятельно, данное обстоятельство будет рассматриваться контролирующим органом как смягчающее при возбуждении административного производства. Такое производство может быть прекращено по малозначительности при отсутствии жалоб или иных обращений.

Рассмотрим несколько типовых вопросов, задаваемых компаниями в целях выяснения необходимости раскрытия информации в форме ежеквартального отчета эмитента.

Открытое акционерное общество (акционерное общество открытого типа) было создано в результате приватизации в 90-х гг. прошлого века. План приватизации в тот период являлся проспектом эмиссии. Для определения наличия обязанности необходимо обратиться в первый раздел плана приватизации, в котором должна быть указана среднесписочная численность работников предприятия. Если она превышала 500, однозначно можно сказать о наличии обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, так как все три варианта приватизации предусматривали на первом этапе размещение части акций общества среди членов трудового коллектива. Если среднесписочная численность была менее 500, необходимо обратиться во второй раздел плана приватизации, где указывался выбранный способ приватизации и вариант льгот при приобретении акций. Если указано, что часть акций (как правило, от 20 до 51%) подлежала свободной продаже (в том числе на любых чековых или денежных аукционах), значит, на акционерное общество распространяется обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг. И только в том случае, если акционерным обществом был выбран второй вариант льгот и 49 или 51% акций подлежали размещению среди сельхозтоваропроизводителей, возможна ситуация, при которой у акционерного общества обязанность будет отсутствовать. Для установления такого факта необходимо наличие документа «Расчет квот на приобретение акций сельхозтоваропроизводителями», утвержденного соответствующим Советом народных депутатов. Если число сельхозтоваропроизводителей в сумме со среднесписочной численностью работников предприятия не превышает 500, обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета отсутствует.

Следует помнить, что если выпуск, являвшийся основанием для возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, был выведен из обращения путем проведения конвертации при числе владельцев менее 500 после 1 января 2006 г., для прекращения такой обязанности необходима публикация в ленте новостей сообщения о прекращении такой обязанности.

Кроме того, необходимо отметить наличие небольшого количества закрытых акционерных обществ (акционерных обществ закрытого типа), созданных в 90-е гг. прошлого века, число акционеров которых превышало 500. Зачастую такие акционерные общества проводили закрытую подписку среди своих акционеров, что также являлось основанием для возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.

2. Неполное раскрытие информации. Такое нарушение может быть связано с некачественной подготовкой ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и иных документов, подлежащих раскрытию, невнимательностью, с неправильной интерпретацией требований законодательства, сознательным уклонением от раскрытия какой-либо информации.

Нередко при подготовке отчета за последующий квартал на базе отчета предыдущего квартала однажды допущенная ошибка или неточность кочует из отчета в отчет.

Имеет место также практика незаполнения части пунктов ежеквартального отчета, которые кажутся акционерному обществу незначительными или непонятными.

Наиболее характерными примерами являются факты отсутствия в ежеквартальных отчетах сведений о рисках акционерного общества, анализа деятельности акционерного общества в прошедших периодах, а также прогнозирования развития эмитента в будущем. Зачастую акционерное общество выбрасывает целые разделы из ежеквартального отчета либо оставляет их незаполненными. Такие действия недопустимы. Даже если пункт ежеквартального отчета не может быть заполнен конкретной информацией, необходимо указывать, что «пункт не распространяется на эмитента», «такая информация отсутствует», «эмитент не осуществлял выпуск облигаций», «нет» и т. д.

Лучшим способом предотвращения такого нарушения будет проведение внешней экспертизы ежеквартального отчета силами сторонней консалтинговой компании или информационного агентства. Данный риск можно разделить, передав задачу по подготовке ежеквартального отчета и раскрытию иной информации консалтинговой компании или информационному агентству по аутсорсингу. Отметим, что в договоре аутсорсинга необходимо указать на ответственность контрагента в случае предъявления к акционерному обществу санкций за несвоевременное или неполное раскрытие информации.

3. Неправильное оформление документов.

Формы ежеквартального отчета, сообщений о существенных фактах, иных документов, подлежащих раскрытию, установлены Положением. Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг должен быть подготовлен с помощью электронной анкеты ФСФР России и представлен в ФСФР России или региональное отделение ФСФР России в формате xml. Электронная анкета находится в свободном доступе на сайте ФСФР России по адресу: http:// www. ffms. ru/ ru/ contributors/ inancialmarket/ emitters/ el_form/.

В связи с использованием электронной анкеты у акционерных обществ возникает ряд вопросов.

Как быть, если в отдельных частях электронная анкета не позволяет раскрыть информацию, раскрытие которой установлено нормативными актами? В этом случае необходимо обратиться к разработчику электронной анкеты, коим является информационное агентство «Интерфакс», по бесплатному телефону 8-800200-48-18 и описать конкретную возникшую проблему. Данный недочет будет устранен при выходе очередной версии шаблона электронной анкеты. До этого момента эмитент вправе указать в размещенном на странице в сети Интернет, а также на бумажном носителе информацию, соответствующую требованиям законодательства, несмотря на расхождение с текстом в формате xml.

4. Нераскрытие отдельных фактов, нарушение сроков раскрытия информации. Чаще всего это нарушение связано с плохой постановкой дела по раскрытию информации в акционерном обществе.

Здесь можно дать несколько рекомендаций:

назначьте ответственное лицо по раскрытию информации с указанием конкретных полномочий. При наличии обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета не перегружайте такое лицо излишним количеством иных обязанностей;

закрепите обязанность по предоставлению информации, требующей раскрытия, в отношении всех работников общества, работающих с такой информацией или ее получающих. Подобное закрепление может быть осуществлено как в форме утверждения соответствующего положения, так и в форме издания приказа;

обязательно участвуйте в проводимых ФСФР России и региональными отделениями ФСФР России, а также иными организациями семинарах для упомянутых специалистов, информируйте их о значимости своевременного раскрытия информации, новых требованиях законодательства к такому раскрытию, ответственности за допускаемые нарушения;

введите процедуры внутреннего контроля за полным и своевременным раскрытием информации.

Особенно хотелось бы остановиться на проблемах, связанных с нарушением сроков раскрытия информации и применяющимися в связи с этим санкциями.

В Положении о раскрытии информации отмечено: «Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала».

В этой связи отметим, что при контроле указанного срока региональное отделение ФСФР России исходит из следующего. Во-первых, при передаче ежеквартального отчета представителем акционерного общества датой его представления является дата фактической передачи документа представителем акционерного общества в региональное отделение ФСФР России. Во-вторых, если ежеквартальный отчет направлен почтовой связью, то датой его представления является дата, указанная на оттиске почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи по месту отправления ежеквартального отчета.

Зачастую в своей деятельности акционерные общества откладывают подготовку документов для раскрытия соответствующей информации на последний момент и из-за возникающих нюансов допускают просрочку раскрытия на несколько дней. Формально данное нарушение является основанием для наложения на общество административного штрафа в размере до 1 млн. руб. Поэтому необходимо заранее осуществлять сбор и обработку информации, являющейся материалом для раскрытия.

Читайте так же:  Неблагонадёжные квартиранты

Однако не следует слишком торопить события. В практике региональных отделений ФСФР России наберется немало примеров, когда акционерные общества раскрывали информацию раньше установленных законодательством сроков, например, публикация списков аффилированных лиц за несколько дней до даты окончания отчетного квартала. Эти факты также формально являются административным правонарушением, так как раскрытая информация не будет являться достоверной.

Несет ли акционерное общество ответственность за нераскрытие (неполное раскрытие) информации, если такая информация касается третьего лица, которое отказывается ее предоставить? Нет, не несет, если будет установлено, что акционерное общество предприняло меры по получению такой информации, которые не увенчались успехом.

5. Нарушение требований по раскрытию информации на сайте акционерного общества.

Отсутствие у акционерного общества собственной страницы в сети Интернет не является оправданием такого нарушения. В этом случае информация должна быть размещена на сайте иной компании, в том числе информационного агентства, либо на одном из бесплатных ресурсов, таком, например, как www. narod. ru.

Нарушение порядка раскрытия информации в Интернете чаще всего является предметом невнимания. Назначение должностного лица, уполномоченного контролировать соблюдение требований законодательства по раскрытию информации, этот риск, как правило, снимает.

Отметим, что данное нарушение легко выявляется контролирующим органом. Например, Положение предусматривает публикацию текста годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. То есть с 4 июля сотрудник ФСФР России или регионального отделения ФСФР России может зайти на соответствующую страницу в сети Интернет и, не увидев там годовой отчет, привлечь общество к административной ответственности. Если годовой отчет обнаружится, можно его оценить на предмет соответствия требованиям законодательства.

То же касается и годовой бухгалтерской отчетности, списков аффилированных лиц и иной информации, подлежащей раскрытию.

Из нарушений данной подгруппы наиболее распространенным является неразмещение информации о банковских реквизитах расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения, и размере (порядке определения размера) таких расходов на странице в сети Интернет, а также необеспечение доступа к текстам документов, подлежащих раскрытию, в течение установленных законодательством сроков.

Часто отмечаются и случаи раскрытия на странице в сети Интернет текста годовой бухгалтерской отчетности не в полном объеме. Обычно забывают раскрыть аудиторское заключение и пояснительную записку.

6. Противоречивость информации в различных документах.

Совершенствуемое в настоящий момент программное обеспечение ФСФР России позволит накапливать и обобщать информацию, сравнивать ее с иными базами данных, а также анализировать тексты представленных ежеквартальных отчетов эмитентов эмиссионных ценных бумаг не только на полноту, но и на противоречивость и достоверность. Подобный анализ проводится пока только при проведении проверок эмитентов, но, как правило, заканчивается возбуждением административного производства.

Расхождения в отчетной информации связаны, прежде всего, с недостаточно серьезным отношением к обязанности по ее раскрытию. Потенциальный инвестор, а также акционеры в этом случае оказываются дезориентированными.

Приведем несколько примеров из практики регулятора.

Очень часто выявляются расхождения в составе совета директоров акционерного общества, указанного в тексте ежеквартального отчета и в списке аффилированных лиц, а также долей принадлежащих им акций общества. Показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности, «не бьют» с показателями текста ежеквартального отчета. Путаются почтовый адрес и место нахождения общества, которое определяется местом нахождения его исполнительного органа. В различных документах искажаются уникальные идентификаторы общества (ОГРН, ИНН, код эмитента) и т. д.

7. Сознательное искажение информации.

Сознательное искажение информации осуществляется с целью введения инвесторов в заблуждение. Такие действия могут повлечь не только административную, но и уголовную ответственность.

Новые правила раскрытия информации акционерными обществами

В связи с многочисленными вопросами, возникающими у акционерных обществ при установлении обязанности осуществлять обязательное раскрытие информации и определении ее объема, приводим следующие разъяснения о порядке раскрытия информации публичными и непубличными акционерными обществами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014г. № 99-ФЗ 1 нормы гражданского кодекса, действующие в редакции указанного закона, применяются к акционерным обществам независимо от того, приведен ли их устав и фирменное наименование в соответствие с ним. Таким образом, в настоящее время все акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции, действующей с 01.07.2015г. 2 , обязанность раскрытия информации распространяется на публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50.

Следовательно, с 01.07.2015г. обязанность раскрытия информации распространяется на следующие общества:

  • публичные (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК и продолжающие существовать с наименованием ОАО);
  • непубличные акционерные обществ (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО) с количеством акционеров более 50.

При этом, публичные общества раскрывают информацию в форме годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сообщения о проведении общего собрания и иных сведений и документов, устанавливаемых Банком России (списки аффилированных лиц, устав, сообщения и т.д. в соответствии с разделом 7 Положения о раскрытии информации 3 ). В отношении непубличных АО с количеством акционеров более 50 установлен сокращенный объем раскрываемой информации – только годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность.

Таким образом, говоря об акционерных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с ГК, следует сделать следующие выводы:

  • в отношении публичных ОАО обязательное раскрытие сохранилось в прежнем объеме;
  • непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность обязательного раскрытия информации сохранили, хотя ее объем сократился до 2 документов (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);
  • непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее обязанность раскрытия информации утратили полностью;
  • ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, утратившее обязанность раскрытия информации, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т.д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (т.е. тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена).

Аналогичные выводы содержатся и в письме Банка России от 02.12.2015г. №52-5/15994.

При этом, учитывая отсутствие законодательно установленных правил раскрытия информации непубличными обществами (Положение о раскрытии информации регламентирует лишь порядок обязательного раскрытия информации публичными АО) письмо содержит следующие рекомендации для непубличных акционерных обществ, в т.ч. именуемых ОАО и ЗАО, и раскрывающих информацию в форме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности:

  • при раскрытии годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности руководствоваться нормами, установленными главами 70 и 71 Положения о раскрытии информации, в том числе придерживаться требований к содержанию годового отчета;
  • раскрывать в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с п.71.5 указанного Положения о раскрытии;
  • раскрывать банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п.2.9 Положения о раскрытии, и размер (порядок определения размера) таких расходов.

В части законодательного регулирования раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактов никаких изменений, в т.ч. в основаниях возникновения такой обязанности и порядке ее исполнения, не произошло, и акционерным обществам, как и прежде, следует руководствоваться положениями ст. 30 закона «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации.

1 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

2 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

3 Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».