Требования к профессиональной деятельности педагога-психолога

7. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.

8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.

Глава 2. ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как специалист в системе образования. — Модель профессиональной деятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.

1.2.1. Требования к личности педагога-психолога

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во-первых, в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво; во-вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.

Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок, намерений, представлений и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Личность педагога-психолога. Этический кодекс.

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении — способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность — умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность — способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность — способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий. Развитая способность управлять собой — еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении — важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика — его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Требования к профессиональной деятельности и личности педагога-психолога.

Психолого-педагогическая деятельность практического психолога образования понимается как особый вид социальной деятельности, направленной на психологическое сопровождение педагогического процесса. Основой психолого-педагогической деятельности является психологическая деятельность, реализуемая в основных направлениях работы педагога-психолога, в каждом из которых представлена вариативная совокупность педагогических знаний.

Особенности психолого-педагогической деятельности практического психолога образования: общие (системность, целостность, интегративно-дифференцированный характер) и частные (педагогический компонент как базовая составляющая, склонность педагога-психолога к осуществлению исследовательской и практической деятельности, внутренняя и внешняя положительная мотивация реализации психолого-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения, осознание педагогом-психологом значимости и особенностей использования педагогических знаний и умений в профессиональной деятельности, высокий уровень личностного развития, выражающийся в стремлении к самоактуализации), выделенные в соответствии с содержанием и структурой профессиональной деятельности педагога-психолога.

Педагогический компонент психолого-педагогической деятельности определяется как необходимый элемент профессиональной деятельности практического психолога образования, включающий когнитивную (совокупность теоретико-методологических и прикладных аспектов педагогики как науки и практики), когнитивно-деятельностную (ориентация на использование педагогических знаний в психолого-педагогической деятельности), деятельностную (реализация в психолого-педагогической деятельности системы педагогических знаний и умений), рефлексивную (самооценка особенностей сформированности педагогического компонента) составляющие.

В психологической литературе существуют многочисленные исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Они основаны на базе дипломных работ, диссертаций и научных исследований. Требования к эталону личности вполне реальны и применимы на практике, при условии, что личность мотивирована на оказание психологической помощи другим людям, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. Эффективность деятельности зависит от личностных и профессиональных качеств педагога-психолога.

Так, например, Р.В. Овчарова рассматривает требования к личности и деятельности психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога: 1) Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком; 2) Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении; 3) Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы; 4) Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Читайте так же:  Договор возложить и исполнитель

Климов Е. А. относит профессию психолога-консультанта к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков, т. е. специального обучения (квалификации) работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональную устойчивость, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.

М. В. Молоканов выделил факторы, которые являются базисными для оценки специалиста, работающего с людьми. Этими факторами являются «интерес к другому», «доминантность» и «каузальность».

Абрамова Г. С. полагает, что позиция квалифицированного психолога должна быть основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я-концепции.

Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма педагога-психолога коммуникативные умения, силу воздействия на поведение других людей и интегральную чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

Кочюнас Р. подчеркивает, что эффективность педагога-психолога определяется свойствами личности, профессиональными и специальными навыками, обеспечивающими контакт, который и является стержнем психологической деятельности и от которого зависит окончательный эффект психологической помощи другому Согласно мысли Р. Кочюнаса, наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме, представляются следующие черт: аутентичность, открытость собственному опыту, развитое самопознании, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, стремление к глубине межличностных отношений, постановка реалистичных целей,

Эффективный психолог должен понимать ограниченность своих возможностей и извлекать полезные уроки из ошибок. Если психолог допускает собственную ограниченность, то избегает ненужного напряжения и чувства вины, отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

И, наконец, чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Профессиограма и Требования к личности педагога-психолога

Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах.

Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней.

Эм-ное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).

Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Основным фактором, определяющим проф-ную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. Важными личностными характеристикам психолога явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность.

Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профес д-тью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоц-волевым процессам и психоэм-ым состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как с\критичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, само-контролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала интегральные характеристики (А.

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:высокий уровень интеллектуального развития;здравый смысл, беглость и острота мышления;хорошая саморегуляция, самодисциплина; большая физическая выносливость,работоспособность; способность вносить большие личностные вклады в другихлюдей;способность помогать людям в трудных ситуациях;чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;любовь и эмпатия по отношению к детям;оптимистическое прогнозирование;креативность — способность к творчеству.

Важным элементом профессионального общения психолога является самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.

Имидж профессионала —это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодей-щие личностно-деловые качества. Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ КАЧЕСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Требования профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности педагога[4].

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования к педагогу объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:

качества, определяющие специфику труда педагога;

специальные знания, умения и навыки по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к перечню педагогических способностей, представляющих собой синтез качества ума, чувств и воли личности.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские качества.

Емкая и лаконичная характеристика педагога может быть концентрирована до уровня требований к его личностным характеристикам. Среди них ведущее место занимает психологическая направленность личности педагога.

Рассмотрим в этой профессионально важные качества педагога – это те психологические качества, которые необходимы для его профессии и входит в содержание его трудовой деятельности, т.е. требуются ему для успешной работы.

Профессионально важные качества педагога определяются характером его трудовой деятельности. Поэтому изучение профессионально важных качеств педагога в его трудовой (профессиональной) деятельности, позволяет раскрыть те причинно-следственные связи, которые обуславливают взаимодействие субъекта с объектом труда в конкретных социально-исторических условиях [4].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения [5]. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Трудовая деятельность педагога – это его целесообразное воздействие на дошкольников с помощью средств педагогики и психологии. Результатом этой деятельности является приобретение старшими дошкольниками определенного уровня знаний. В процессе своей трудовой деятельности педагог выступает субъектом труда, объектом же труда являются дошкольники.

В связи с этим мы отмечаем, что основной задачей психологии труда, с одной стороны, и объективных требований к его профессионально важным качествам с другой стороны. То есть для субъекта труда (педагог) – это взаимодействие должно выражаться в определенных профессионально важных качествах.

Используя профессиографический подход Е. М. Ивановой [1] по изучению человек в трудовой деятельности мы в свое исследовании планируем акцентировать внимание на раскрытие причинно-следственных связей между субъектом и объектом труда в том числе и в конфликтных ситуациях, которые позволяют, по терминологии Е. М. Ивановой, понять «природу» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиологические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований.

Читайте так же:  Приказ на отпуск для сдачи сессии

Успех трудовой деятельности педагога зависит прежде всего от содержания и характера отношений между педагогом и дошкольником. Поэтому их эффективное взаимодействие является одним из основных условий удовлетворенности педагога своим трудом. Вовлеченность педагога в процесс взаимодействия, способность к сотрудничеству, в свою очередь предполагает наличие у него развитой потребности в самопознании, самоанализе и самосовершенствовании своей трудовой деятельности.

Структура трудовой деятельности педагога включает:

Средства труда (используемые педагогом приемы и способы),

Задачи и условия труда в ДОУ (социальные, гигиенические, психологические и организационные).

Несоответствие между какими-либо из субъектно-объектных составляющих приводит или к дистрессу педагога (неудовлетворенность трудом, быстрая утомляемость, раздражительность) или к снижению эффективности его труда, а часто и к тому и к другому. Мы считаем, что изучение личностного и психологического уровней регуляции субъектно-объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности педагога является одной из главных задач дошкольной психологии труда, которая способствует сознательному формированию индивидуального стиля деятельности. Это утверждение позволяет применить концептуальный аппарат субъектного подхода, разработанный Е. А. Климовым, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность[2]. Исходя из концепции Е. А. Климова, педагогический труд может быть представлен как осознанное целенаправленное исполнение педагогом нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором педагог реализует себя осуществляя поиск и создание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Причем для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности, и разработки способов коррекционного воздействия на субъекты труда в целях обеспечения взаимосоответствия человека (педагога) и профессии, им выделены, специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда. В качестве психологических признаков (достойных условий) выделяются следующие четыре:

«сознательное предвосхищение социально ценного результата»,

«сознание обязательности достижения социально фиксированной цели»,

«сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий средств деятельности»,

«осознание межлюдских производственных зависимостей».

Как можно заметить из выделенных нами основных структурных элементов труда педагога само содержание профессиональной деятельности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные личностные качества как профессионально важные, необходимые и обязательные. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога и определяя ее эффективность, обеспечивают исполнение функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Здесь уместно поставить вопрос: «Какие основные личностные свойства педагога являются необходимыми и профессионально важными для успешного исполнения своих функций? Безусловно, не существует какой-либо одной структуры личности особенно благоприятной для педагогического успеха, но определенные качества обязательно должны быть представлены.

Последовательно проблему классификации профессионально значимых качеств личности педагога раскрыла в своих работах Н. В. Кузьмина, выделив четыре группы педагогических способностей:

— конструктивные – способность проектировать личность дошкольника, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника,

— организаторские – способность включать дошкольников в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую личность, делать личность активной в движении к целям воспитания,

— коммуникативные – способность устанавливать правильные взаимоотношения с дошкольниками и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств,

— гностические – способность исследовать объект, процесс и результаты собственной деятельности и перестраивать ее на основе этого знания.

Здесь уместно отметить, что на основании опроса 244 педагогов С. В. Овдей определила, что наиболее трудной для педагога представляется деятельность коммуникативного и гностического плана. И что именно в коммуникативном плане происходят конфликтные ситуации.

Кроме того исследования Н. В. Кузьминой [3] показали, что педагоги считают наиболее важными качествами для учебной деятельности следующие:

качества ума (наблюдательность, последовательность и ясность мысли);

качества речи (доступность, логическая стройность и последовательность, убедительность);

качества воображения (понимание дошкольника – умение встать на точку зрения дошкольника, проникнуть в его психологию и педагогическая направленность – фантазия и изобретательность, подчиненная учебно-воспитательным задачам).

Данная классификация Н. В. Кузьминой построена исходя из принципа, что структура личности педагога должна отражать структуру педагогической деятельности. Другими словами содержание педагогической деятельности определяет требования к содержанию личности. То есть функциональным блоком педагогической деятельности должны отвечать соответствующие профессионально важные качества личности педагога. Классификация нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Кроме того, получили признание следующие классификации качеств личности педагога: Щербакова А. И., Гоноболина Ф. Н., Крутецкого В. А., Бернса Р.

На наш взгляд наиболее эффективная с точки зрения формирования и развития индивидуально стиля деятельности именно классификация Н. В. Кузьминой. Поскольку она нацеливает и активизирует самопознание педагогом тех групп профессионально важных качеств, которые необходимы для успешного освоения соответствующих элементов педагогической деятельности.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

Между характером педагогической деятельности и ее способами, с одной стороны, и профессионально важными качествами педагога, с другой стороны, прослеживается система связи и отношений. Характер трудовой деятельности педагога играет определяющую роль по отношению к его профессионально важным качествам. В свою очередь от них зависят способы трудовой деятельности педагога.

Механизм воздействия профессионально важных качеств педагога на способы его трудовой деятельности включает в себя проявление этих качеств в его диалоге с дошкольником и в индивидуальном стиле обучения и воспитания. Исследования Тюлина М.Ю. [3] показали, что для педагога необходимы прежде всего такие профессионально важные качества как: 1) эмпатия, 2) высокая культура педагогического общения, 3) обладание диалогическим стилем педагогического общения, 4) справедливость, 5) толерантность, 6) педагогический такт, 7) ответственность. Что наводит на мысль о том, что индивидуальный стиль педагога складывается под влиянием других профессионально важных качеств, а именно: 1)знание половозрастных особенностей дошкольников, 2) умение предупреждать и своевременно разрешать конфликты, 3) способность к индивидуальному стилю трудовой деятельности, ориентированному на индивидуальность дошкольника

Для оптимизации стиля педагогической деятельности, его психодиагностики и психокоррекции необходимо прежде всего активизировать процесс самопознания педагогом следующим компонентов педагогической деятельности: мотивы, обеспечивающие успешность педагогической деятельности, индивидуальный стиль деятельности как в сложных так и в обычных ситуациях, уровень эмпатии по отношению к дошкольнику и самооценка профессионально важных качеств.

Основными структурными компонентами трда педагога являются:

Ориентировочно-подготовительная деятельность педагога;

Операционно-организаторская деятельность педагога;

Деятельность педагога по формированию учебных отношений.

Среди профессионально-важных качеств педагога особую роль в современных условиях занимают такие как: эмпатия, коммуникативные способности, организаторские способности, справедливость, толерантность, педагогический такт, любовь к детям, постоянное профессиональное самопознание, профессиональная компетентность педагога, ответственность. Вышеперечисленные качества и являются основными требованиями профессиональной деятельности педагога к его личности в современных условиях.

Таким образом, представления педагога о соответствии своих профессионально важных качеств содержательным компонентом профессионального труда, адекватность этих представлений определяют, в свою очередь, его профессиональное самосознание.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М., 1987.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.

Тюлин М. Ю. Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Тверь, 1994.

Читайте так же:  Иск об освобождении имущества от ареста и об исключении из описи

Шадриков В.Д., Старовойтенко Е.Б. Концепция индивидуализации воспитания // Советская педагогика. — 1987.

Глава 4 Требования к личности педагога-психолога

Глава 4 Требования к личности педагога-психолога

Похожие главы из других книг

Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ НАМЕРЕНИЯ

Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В своей погоне за славой невротик устремляется в царство фантастического, бесконечного, неограниченного. Внешне он ведет «нормальную» жизнь – как член семьи и общества, который ходит на работу и развлекается по выходным. Но сам не

Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ НАМЕРЕНИЯ

2.3. Требования к личности педагога

2.3. Требования к личности педагога Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым,

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

3.4. Основные методы работы педагога-психолога

3.4. Основные методы работы педагога-психолога В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,

4.1. Особенности личности педагога-психолога

4.1. Особенности личности педагога-психолога Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292).

6.2. Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога

6.2. Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога В предыдущей главе было рассказано о том, как строится подготовка специалиста в высшей педагогической школе (основные учебные блоки: общекультурные и социально-экономические дисциплины, математические и

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие

Глава 6 Взаимодействие педагога и нейропсихолога при разработке методического пособия «Состав числа»[4]

Глава 6 Взаимодействие педагога и нейропсихолога при разработке методического пособия «Состав числа»[4] При творческом взаимодействии нейропсихологов с педагогами появляется возможность применения нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении.

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога Реализация цели данной работы и изучение возможностей использования рефлексии для преодоления профессиональной деформации личности педагога

Глава 24 Ваш возраст и ваши требования

Глава 24 Ваш возраст и ваши требования По каким причинам и как ожидания и притязания к партнеру меняются в каждой возрастной группе?Причина 1. Как вы думаете, почему в юности большинству людей не составляет труда создать семью? Как говорится, в юности и солнце ярче, и весна

8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация

8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая предельного напряжения физических и душевных сил. Кроме того,

Требования к профессиональной деятельности педагога-психолога

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении — способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность — умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность — способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность — способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий. Развитая способность управлять собой — еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении — важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика — его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.