Договор по южной осетии


В июле 2014 года Южная Осетия признала независимость Донецкой народной республики

Сегодня в Донецке президенты Южной Осетии и ДНР Анатолий Бибилов и Александр Захарченко подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Как заявил журналистам Анатолий Бибилов, это даст новый импульс развитию двусторонних отношений. Бибилов не первый раз посещает Донецк.

Напомню, в июле 2014 года Южная Осетия признала независимость ДНР. Вскоре после этого стороны заключили соглашение о сотрудничестве в банковской сфере. Тогда же стали ясны и фактические цели этого соглашения – обеспечить ДНР российским банковским сервисом через Южную Осетию или под видом Южной Осетии. Это такой способ для российских компаний и банков избежать западных санкций, в то время как Южной Осетии санкции не грозят, говорит российский политолог Владимир Новиков:

«Что касается практической пользы от договора, он, например, помогает ДНР торговать углем. Покупатели угля регистрируются в Цхинвале как местные фирмы. Через югоосетинские банковские счета предприятия Донбасса ведут расчеты с Россией. Я ничего плохого в этом не вижу, наоборот, это позволяет выживать экономике Донецка».

То есть Россия не признает ДНР, но признает Южную Осетию, которая признает ДНР. Так, через Цхинвал выстраивается юридическая цепочка между Москвой и Донецком.

Непонятно только, зачем понадобился новый договор, если и без него на основании старых соглашений вроде бы все работало.

По мнению руководителя рабочей группы Исследовательского центра Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александра Скакова, может оказаться так, что это сотрудничество республик не ограничится экономической сферой:

«Вполне возможно и сотрудничество в военно-оборонной сфере. Думаю, все эти вещи были согласованы во время недавней встречи президентов России и Южной Осетии, и такая привязка встречи и подписания договора, думаю, неслучайна. Договор, конечно, имеет значение для ДНР, но Южной Осетии он ничего не дает.

– Абхазия, в отличие от Южной Осетии, воздержалась от признания ДНР. Такое впечатление, что она дистанцируется от всего, что может впоследствии плохо отразиться на ее репутации в большом мире?

– Понятно, что Абхазия ближе к признанию другими странами, чем Южная Осетия и, тем более, чем Донецк и Луганск. Я думаю, в Сухуме это учитывают».

Политолог Николай Силаев с этим мнением не согласен. Он называет другие причины того, почему в 2014 году Абхазия не признала независимость ДНР:

«В тот момент, когда нужно было налаживать канал взаимодействия с Донбассом, в Абхазии менялся президент – как раз летом 2014 года там шла избирательная кампания. Южная Осетия была более стабильна – там было все понятно. Между тем канал взаимодействия нужно было налаживать именно тогда – летом 2014 года. Мне в тот момент казалось, что это решение скорее символическое, но оказалось, что оно имеет практический эффект».

Что касается подписанного сегодня договора, говорит Николай Силаев, то он не только про сотрудничество с Южной Осетией:

«Я бы не исключал и другой аспект. Дело в том, что в политике Донецка и Луганска в последние месяцы появляются такие моменты, шаги, такие жесты, которые призваны продемонстрировать их готовность строить свою судьбу помимо Украины. Это сигнал и Киеву, и партнерам Москвы и Киева по нормандскому формату. Суть этих сигналов заключается в том, что если минские соглашения не будут осуществлены или если будет продолжаться саботирование исполнения минских соглашений, как это происходит сейчас, то и Донецк, и Луганск могут строить свое будущее каким-то иным образом. Так что, на мой взгляд, если говорить о политической символике, о политическом сигнале, который есть в этом соглашении, то он именно таков: еще раз напомнить, что Украина может потерять Донбасс».

Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции

Российская Федерация и Республика Южная Осетия, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанном 17 сентября 2008 г. в г. Москве,

совершая переход на новый уровень межгосударственных отношений, союзничества и стратегического партнерства,

считая, что укрепление союзнических отношений, основанных на глубоких исторических и духовных связях, отвечает национальным интересам обоих государств,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

договорились о нижеследующем:

1. Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи действиях, а также тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе.

2. Российская Федерация будет всемерно способствовать развитию международных связей Республики Южная Осетия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Южная Осетия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации.

1. Договаривающиеся Стороны, учитывая сложившуюся в регионе военно-политическую ситуацию, наличие реальной угрозы миру и безопасности в регионе, формируют единое пространство обороны и безопасности.

2. Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью отдельные подразделения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся Сторон.

Порядок вхождения отдельных подразделений Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации, порядок их функционирования, применения и обеспечения определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

3. Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого‑либо государства, группы государств или незаконных вооруженных формирований, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны.

1. Свободное пересечение российско-югоосетинской государственной границы осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.

2. Мероприятия, связанные с реализацией пункта 1 настоящей статьи, и сроки их проведения определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях координации деятельности по противодействию организованной преступности и иным опасным видам преступлений Договаривающиеся Стороны не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора создают Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел.

2. Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел осуществляет задачи:

по организации обмена оперативно значимой информацией с правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Южная Осетия, а также ведению необходимых оперативных и криминалистических учетов;

по формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы Договаривающихся Сторон;

по сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

по осуществлению межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

по содействию в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности Договаривающихся Сторон;

по выработке и представлению Договаривающимся Сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.

3. Порядок формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и его полномочия определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Договаривающиеся Стороны проводят поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Южная Осетия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел Республики Южная Осетия.

5. Софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Таможенные органы Республики Южная Осетия интегрируются с таможенными органами Российской Федерации путем применения законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, применения используемых в таможенных органах Российской Федерации средств автоматизации проведения таможенных операций, штатных программных средств и технологий в области таможенного дела.

2. Порядок интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации определяется отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация примет дополнительные меры, касающиеся упрощения процедур приобретения гражданами Республики Южная Осетия гражданства Российской Федерации и внесения в законодательство о гражданстве Российской Федерации необходимых изменений, в соответствии с которыми гражданин Республики Южная Осетия, постоянно проживающий на территории Республики Южная Осетия, может быть принят в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия об отказе от имеющегося у него гражданства Республики Южная Осетия.

Читайте так же:  Нотариус псков режим работы

2. На граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Республики Южная Осетия, либо вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия, не распространяются ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, либо вид на жительство, либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также обязанности по уведомлению о наличии гражданства Республики Южная Осетия или документа на право постоянного проживания в Республике Южная Осетия.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на граждан Российской Федерации, имеющих помимо гражданства Республики Южная Осетия либо документа на право постоянного проживания в Республике Южная Осетия гражданство другого иностранного государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого иностранного государства.

4. Со дня вступления в силу настоящего Договора отменяются ограничения по срокам пребывания граждан одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны, предусмотренные Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Южная Осетия от 1 февраля 2010 г.

1. Республика Южная Осетия при поддержке Российской Федерации поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия софинансирования за счет средств Российской Федерации и сроки (этапы) повышения заработной платы работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация обеспечивает начиная с 2016 года повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия и сроки (этапы) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе порядок включения трудового стажа, приобретенного на территории Республики Южная Осетия, в стаж работы, необходимый для получения пенсии, а также порядок финансового обеспечения соответствующих расходов за счет средств Российской Федерации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

3. Республика Южная Осетия при содействии Российской Федерации в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора формирует систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1. Российская Федерация совместно с Республикой Южная Осетия реализует комплекс мер, обеспечивающий:

страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

организацию оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Южная Осетия.

2. Комплекс мер, указанный в пункте 1 настоящей статьи, и план его реализации определяются уполномоченным органом Российской Федерации не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация оказывает содействие Республике Южная Осетия в развитии образования и науки.

2. В целях повышения качества образования в Республике Южная Осетия при содействии Российской Федерации:

принимаются нормативные правовые акты в сфере образования, корреспондирующие с законодательством Российской Федерации об образовании;

организуются разработка государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществляются согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Договаривающимися Сторонами принимаются меры по обеспечению взаимного признания документов об образовании и квалификации специалистов.

3. План мероприятий по реализации задач, указанных в настоящей статье, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация оказывает помощь Республике Южная Осетия в реализации программ развития культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма.

2. Планы мероприятий по реализации задач, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

Российская Федерация оказывает содействие в развитии Республики Южная Осетия в рамках инвестиционных программ социально-экономического развития Республики Южная Осетия.

1. Официальная переписка между органами государственной власти Республики Южная Осетия и Российской Федерации осуществляется на русском языке.

2. Официальная переписка между государственными и муниципальными органами Договаривающихся Сторон, а также между их подразделениями и территориальными органами может вестись непосредственно.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на 25 лет и автоматически продлевается на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 1 год до истечения очередного периода его действия.

В настоящий Договор могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются отдельными протоколами. Изменения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего обращения к другой Договаривающейся Стороне.

Совершено в г. Москве 18 марта 2015 г. в двух экземплярах, каждый на русском и осетинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Сирия и Южная Осетия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве — парламент

В парламенте Сирии был ратифицирован Договор о дружбе и сотрудничестве с Южной Осетией, который в июле 2018 года подписали глава Сирийской Арабской Республики Башар Асад и президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.

Во вторник, 9 октября, в сирийском парламенте был ратифицирован договор о дружбе и сотрудничестве с Южной Осетией, передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу парламента.

Напомним, что Договор о дружбе и сотрудничестве был подписан в июле текущего года президентом САР Башаром Асадом и главой Южной Осетии Анатолием Бибиловым.

Планируется, что стороны в скором времени заключат еще одно соглашение, которое будет регулировать отношения между торгово-промышленными палатами Южной Осетии и Сирии.

Кроме того, в ближайшее время в Цхинвале будет открыто посольство САР.

Об этом заявлял посол Сирии в РФ Рияд Хаддад.

Договор и медицина: о чем говорили депутаты Южной Осетии с сенаторами РФ

ЦХИНВАЛ, 20 апр — Sputnik, Диана Козаева. Российские и югоосетинские парламентарии обсудили меры по законодательному обеспечению Договора о союзничестве и интеграции между двумя странами.

В Цхинвале прошло заседание Комиссии по сотрудничеству парламента Южной Осетии и Совета Федерации РФ. Для участия во встрече в югоосетинскую столицу прибыла делегация российских парламентариев во главе с членом комитета Совфеда по международным делам Сергеем Цековым.

По словам председателя югоосетинской части комиссии Игоря Кочиева, договор о союзничестве — очень значимый документ, в дополнение к нему заключено несколько межправительственных и межведомственных соглашений.

«Мы, со своей стороны, постоянно мониторим эту ситуацию», — сказал Кочиев.

Сергей Цеков отметил, что раз в полгода в Совете Федерации принимаются решения, которые касаются Южной Осетии. Он напомнил о недавней ратификации соглашения о взаимном признании образовательных документов и сообщил, что на подходе ратификация соглашения о страховой медицине.

По его словам, это позволит решить, в том числе, вопросы отправки бездетных семей в Южной Осетии на экстракорпоральное оплодотворение.

«Это очень важный вопрос для республики», — отметил Цеков.

Сенатор сказал, что от югоосетинской стороны поступил еще ряд вопросов для рассмотрения — упрощенное принятие российского гражданства, проблемы с учетом трудового стажа при оформлении пенсий, выплате материнского капитала в Южной Осетии — все они будут приняты к сведению.

«Не могу сказать, что мы все эти вопросы решим. Для начала надо в них вникнуть, если увидим, что есть варианты решения, будем решать», — сказал сенатор.

Участники заседания также обсудили вопрос о специализированном медобслуживании граждан Южной Осетии в российских клиниках. По словам депутата Александра Плиева, механизм отправки больных зачастую дает сбой и процесс тормозится.

Читайте так же:  Нотариус вантенкова

Он предложил рассмотреть вопрос об открытии в республике органа, куда бы граждане могли подавать все документы, и вопрос об отправке на лечение решался более оперативно.

«Затягивание вопроса приводит к тому, что родственники больных вынуждены уезжать на лечение в недружественную Грузию», — сказал Плиев.

Он пояснил, что в настоящее время все делается через Северную Осетию, где очередь до больных из Южной Осетии не всегда доходит оперативно.

Депутат Алан Козонов пояснил, что медицинские заключения, выданные врачами Южной Осетии, и другие сопроводительные документы, нивелируются в Северной Осетии и больным приходится заново все собирать.

«Либо есть еще один метод — это квотирование, но опять-таки это происходит в порядке очередности, что в экстренных случаях недопустимо», — сказал он.

По словам Сергея Цекова, нужна подробная справка по данному вопросу, которую должна предоставить югоосетинская сторона.

Еще одним вопросом повестки дня было согласование визита сотрудников аппарата парламента Южной Осетии в Совет Федерации для обмена опытом. Стороны решили, что этот визит состоится в сентябре.

Игорь Кочиев предложил, чтобы это сотрудничество не было односторонним, проработать ответные визиты сотрудников Совета Федерации в Цхинвал.

Участники заседания также определили, что следующее заседание комиссии по сотрудничеству пройдет в Москве в ноябре-декабре нынешнего года.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Южная Осетия и Россия: «максимальная интеграция» вместо «аннексии»

Россия и Южная Осетия 18 февраля подписали договор о государственной границе. Помимо этого, уже «в самое ближайшее время» должен быть подписан и договор о союзничестве и интеграции, как ранее заявил президент непризнанной республики Леонид Тибилов. Проект закона, одобренный югоосетинской стороной, находится на рассмотрении в Москве.

А что думаете вы?

«Максимальная интеграция»

В нынешнем варианте документ предусматривает, что Москва и Цхинвали будут проводить согласованную внешнюю политику, создадут общее оборонное пространство и смягчат пограничный режим вплоть до его отмены, перечислил DW основные положения соглашения старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов.

Кроме того, для жителей Южной Осетии планируется упростить процедуру получения российского гражданства. «А лозунг, который вызвал стопроцентную поддержку в Южной Осетии, — это постепенное увеличение зарплат бюджетников до российского уровня», — добавил Муханов.

Целью, которой добиваются обе стороны, является, по его словам, «максимальная интеграция» Южной Осетии с Россией. «В Грузии эти факты оценивают как юридическое закрепление аннексии (Южной Осетии. — Ред.)», — заявил грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, в прошлом секретарь бывшего президента Эдуарда Шеварнадзе и советник другого экс-президента, Михаила Саакашвили.

Германия не признает договор между Россией и Абхазией

«Это ни то, ни другое»

В России слово «аннексия» не признают и говорить о фактическом вхождении этой территории в состав РФ считают некорректным. «А когда ставилась такая цель? До сего момента никто из высшего руководства России не говорил, что она ставилась», — заметил Вадим Муханов. Признание Москвой в качестве независимых государств Абхазии и Южной Осетии имело, по его словам, другие задачи: «Часть этих задач выполнена: мало кто будет спорить с тем, что уровень безопасности резко вырос, количество столкновений на границе между Грузией Абхазией и Южной Осетией, число жертв уменьшилось в разы».

Эксперт по Кавказу из берлинского фонда «Наука и политика» Уве Хальбах (Uwe Halbach) называет Южную Осетию «российским протекторатом». Утверждения, что это независимое государство, как это делают дипломаты в России, с его точки зрения, просто фикция: «Это даже де-факто не государство. Но проблема в том, что в сегодняшнем состоянии это и не составная часть Грузии, как называет данные территории международное сообщество. Это ни то, ни другое».

Нагрузка в годы кризиса

С финансовой точки зрения Южная Осетия несамостоятельна: около 90 процентов заложенных в бюджет непризнанной республики средств поступают из Москвы. В абсолютных цифрах это порядка 6,6 из 7,3 миллиардов рублей в 2015 году, уточнил Муханов. «Южная Осетия — самое маленькое из сецессионных образований, которое обходится российским властям дешевле всего», — заметил в интервью DW Уве Хальбах.

«Договор с Абхазией закрепляет позиции РФ на Южном Кавказе»

Объясняется относительная дешевизна, по его словам, просто: небольшой территорией и малочисленным населением. Точных данных о количестве граждан Южной Осетии нет, оценки колеблются от 35 до 70 тысяч человек. Проблема для России, говорит Хальбах, заключается, однако, в том, что в период кризиса помощь таким регионам ляжет более тяжелым грузом на Москву: «России приходится в целом осуществлять значительный трансфер средств на Кавказ, в этом смысле Южная Осетия не исключение. Чечня тоже на 82 процента зависит от денег из Москвы».

В Москве на проблему финансирования Южной Осетии смотрят иначе: «К сожалению, кроме России никто не готов выделять финансовые средства для помощи (Цхинвали. — Ред.)», — признает Муханов. В этой связи он напомнил, что грузинская сторона в 90-е годы признала ответственность за нанесенные в ходе грузинско-югоосетинского конфликта ущерб и взяла на себя обязательства участвовать в восстановлении республики. «Одна треть (запланированных расходов. — Ред.) приходилась на Россию, две трети — на Грузию. Тбилиси так ничего и не выделил», — посетовал Муханов.

«Все более призрачное представление»

В Грузии на дальнейшее сближение России иЮжной Осетии смотрят сегодня спокойно. «Эмоции один раз уже пережиты грузинским обществом, когда аналогичный договор был подписан с Абхазией», — констатировал Рамаз Сакварелидзе. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили выразил разочарование тем, что, поменяв политику в отношении мятежных республик, власти Грузии не получили из Москвы «адекватного ответа».

Аудио- и видеофайлы по теме

Бидзина Иванишвили: Мы обязательно восстановим дипотношения с Россией (02.07.2013)

В Тбилиси признают определенное сближение с российскими властями по экономическим вопросам, но в отношении позиции по Южной Осетией и Абхазии никаких уступок со стороны Кремля сделано не было. «Москва критиковала до 2012 года агрессивную риторику Тбилиси. Эта риторика сведена на нет», — говорит Сакварелидзе. Но и у Грузии, по его словам, есть свои требования.

Читайте так же:  Знак сквозное движение запрещено штраф

«Это демилитаризация и отказ от признания независимости тех территорий, которые Грузия считает частью грузинского государства. Но это Россия обсуждать не намерена. На таком фоне просто трудно говорить о том, что для Москвы нормальные взаимоотношения с соседями представляют какую-либо ценность», — подчеркнул Сакварелидзе.

В Тбилиси неоднократно указывали, что политика в отношении их соседей — абхазов и осетин — меняется, «но дальше деклараций, к сожалению, дело не пошло», возражает Вадим Муханов. По его словам, власти Грузии поставили себя в тупик, заявляя о том, что эти территории — оккупированные. Тбилиси, по выражению Муханова, теряет представление о происходящем в Южной Осетии.

Отношения между РФ и Южной Осетией

ТАСС-ДОСЬЕ. Российская Федерация признала независимость Южной Осетии 26 августа 2008 г. после грузино-югоосетинского конфликта, произошедшего 8-12 августа. Дипломатические отношения были установлены 9 сентября 2008 г., 17 сентября того же года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

18 марта 2015 г. президенты РФ и Южной Осетии Владимир Путин и Леонид Тибилов заключили в Москве Договор о союзничестве и интеграции. Он является базовым документом для поэтапного установления более тесного двустороннего сотрудничества в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах внешней политики, обороны и безопасности при сохранении государственного суверенитета Южной Осетии. Договор заключен сроком на 25 лет с возможностью продления на последующие десятилетние периоды. На реализацию этого документа в бюджете РФ на 2016 г. планируется выделить 1 млрд руб. Всего между странами заключено свыше 80 соглашений в различных областях, порядка 30 документов находятся на стадии согласования.

30 апреля 2009 г. было подписано соглашение о совместной охране госграницы республики. Согласно документу, Южная Осетия делегировала российской стороне полномочия по охране своей границы с Грузией. Эти задачи решает Пограничное управление ФСБ России в Республике Южная Осетия. 18 февраля 2015 г. министры иностранных дел Сергей Лавров и Давид Санакоев подписали Договор о государственной границе между Россией и Южной Осетией. 19 марта 2016 г. президент РФ Владимир Путин внес этот документ на ратификацию в Госдуму. Граница между странами проходит по вершинам Главного Кавказского хребта и составляет 74 км.

После признания Южной Осетии Россией на территории республики была создана российская 4-я гвардейская Краснознаменная орденов Кутузова и Суворова Вапнярско-Берлинская военная база. Подчинена командованию Южного военного округа РФ, расположена в г. Цхинвал и пос. Джава. Сформирована 1 февраля 2009 г. Соглашение об объединенной российской военной базе на территории Южной Осетии было подписано спустя год — 7 апреля 2010 г. Документ рассчитан на 49 лет с автоматической пролонгацией на 15-летние периоды.

Военные действия Грузии в августе 2008 г. привели Южную Осетию к гуманитарной катастрофе: столица республики была почти полностью разрушена, город остался без воды, электричества, газа, очистных сооружений. 26 августа 2009 г. было подписано соглашение между Россией и Южной Осетией об оказании помощи республике в социально-экономическом развитии. Ранее был утвержден Комплексный план восстановления жилья, объектов социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, объектов образования, здравоохранения и объектов транспорта Южной Осетии. В 2008-2014 гг. общий объем финансовой поддержки республики составил более 43 млрд руб., из них в 2014 г. — 5,6 млрд руб.

В 2011-2013 гг. на финансирование Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию республики Россия выделила более 8,5 млрд руб. В 2014 г. — более 2,8 млрд руб. До 2017 г. планируется направить еще более 9 млрд руб. Средства пойдут на реализацию 36 проектов в таких сферах, как строительство жилья, объектов жилищно-коммунального хозяйства, культуры и образования, транспортной инфраструктуры республики. Основным регулятором реализации программы является Министерство РФ по делам Северного Кавказа.

В числе объектов, уже построенных Россией, — магистральный газопровод «Владикавказ-Цхинвал», Транскавказская магистраль (Транскам), линии электропередач в Ленингорском районе.

В республику приходят также и внебюджетные инвестиции, активную роль в этом процессе играют российские регионы и корпорации. Так, «Газпром» инвестировал 10 млрд руб. на строительство газопровода Дзаурикау — Цхинвал; правительство Москвы — порядка 2,5 млрд руб. на строительство микрорайона Московский в Цхинвале; мэрия Санкт-Петербурга — 70 млн рублей на ремонт центральной республиканской больницы; более 20 жилых домов построены за счет средств Тюменской и Тамбовской областей.

Весь объем внешней торговли Южной Осетии приходится на Россию. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2015 г. товарооборот между странами составил $54,14 млн, снизившись на 22,6% по отношению к 2014 г. ($69,9 млн). Южная Осетия импортировала в РФ в 2015 г. товаров на $8,11 млн, экспорт из России в республику составил $46,03 млн. Основными товарами российского экспорта являются минеральные продукты, машины, оборудование, транспортные средства, продовольственные товары, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них. Республика экспортирует в РФ, в основном, сельхозпродукцию.

Москва и Цхинвал уделяют большое внимание сотрудничеству в гуманитарной сфере. 4 апреля 2012 г. парламент Южной Осетии принял закон, в соответствии с которым русский язык наравне с осетинским стал одним из двух государственных языков. В 2012 г. в Цхинвале открылся Российский центр науки и культуры, на базе которого ведется преподавание русского языка. На регулярной основе выделяются льготные стипендии для обучения югоосетинских студентов в российских вузах.

РФ и Южная Осетия подписали договор о союзничестве и интеграции

МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин и президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписали в Кремле Договор о союзничестве и интеграции. Документ был подписан по итогам переговоров глав двух государств.

Договор предусматривает, в частности, формирование двумя странами общего пространства обороны и безопасности, свободное пересечение российско-югоосетинской границы, интеграцию таможенных органов, сотрудничество по линии органов внутренних дел, упрощение процедуры приобретения российского гражданства и социальную составляющую, в том числе вопросы пенсий.

Документ является базовым для поэтапного установления между РФ и Южной Осетией более тесного сотрудничества в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах внешней политики, обороны и безопасности при сохранении государственного суверенитета Южной Осетии.

Договор заключен сроком на 25 лет с возможностью продления на десятилетние периоды.

О едином пространстве обороны и безопасности

Россия будет обеспечивать оборону и безопасность Южной Осетии, включая охрану госграницы этой страны. Как отмечается в Договоре о союзничестве и интеграции, подписанном президентами двух стран, РФ и Южная Осетия сформируют единое пространство обороны и безопасности.

Отдельные подразделения «силовиков» Южной Осетии войдут в состав Вооруженных сил и органов безопасности РФ. Если одна из двух стран подвергнется военной агрессии, то это будет рассматриваться как агрессия также против второй страны.

Договор предусматривает свободное пересечение российско-югоосетинской границы, но с учетом ограничений, которые устанавливаются по соображениям безопасности.

Договор предусматривает, что Россия и Южная Осетия будут вести согласованную внешнюю политику. Россия обязуется всемерно способствовать расширению круга государств, официально признавших Южную Осетию.

О повышении зарплат бюджетников

Россия поможет Южной Осетии повысить зарплаты бюджетников. Об этом говорится в договоре о союзничестве и интеграции между двумя государствами.

«Республика Южная Осетия при поддержке России поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Северо-кавказском федеральном округе РФ», — говорится в документе.

О процедуре получения гражданства

Россия упростит процедуру получения российского гражданства для граждан Южной Осетии.

«Российская Федерация примет дополнительные меры, касающиеся упрощения процедур приобретения гражданами Республики Южная Осетия гражданства РФ и внесения В законодательство о гражданстве РФ необходимых изменений, в соответствии с которыми гражданин Республики Южная Осетия, постоянно проживающий на территории республики, может быть принят в гражданство России без соблюдения условия об отказе от имеющегося у него гражданства Республики Южная Осетия», — говорится в документе.

О пенсиях россиян

Россия поможет Южной Осетии с 2016 года поэтапно увеличивать пенсии, живущих на территории республики.

«Российская Федерация обеспечивает начиная с 2016 года повышение уровня пенсионного обеспечения граждан России, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в СКФО», — говорится в документе.

Кроме того, договор предусматривает, что Южная Осетия при содействии России в течение двух лет со дня вступления в силу данного договора сформирует систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством , а также обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.