Обшивка корпуса судомодели Пособие для начинающих и мастеров

Инструменты, технологии и материалы 1 — 20 из 66
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Интернет-магазин сборных моделей кораблей «Верфь на столе» предлагает модели парусников из дерева, сборные модели трамваев и паровозов, электроинструмент Proxxon, ручные инструменты, чертежи кораблей c доставкой почтой и курьером.

51 запись ко всем записям

ИМИТАЦИЯ КОРРОЗИИ, СКОЛОВ, ЭФФЕКТОВ ВЫВЕТРИВАНИЯ. ЧАСТЬ 1
альбом: http://vk.com/album-48780752_208601821

«. »
Инструкция по базовой имитации коррозии для начинающих

Всем привет,
В попытке упростить некоторые техники, я написал данную пошаговую инструкцию по имитации коррозии, нанесению сколов и эффектов выветривания — «везарингу».

По разъеданию слоя краски для создания различных эффектов существует множество разных техник. Цель атаки на красивый и ровный слой краски — придание модели реалистичного вида, с потускневшей краской, ржавчиной, сколами металла. Все мы изучаем эти техники методом проб и ошибок, штудированием статей и просмотром онлайн-уроков по сборке. А если удача на нашей стороне, то вскоре на горизонте появятся один или даже несколько так называемых «профессионалов», которые разъяснят и покажут парочку приёмов.

Перед вами небольшая инструкция по покраске, имитации коррозии, жидкостям для имитации старения (кстати, к ним относится и лак для волос — об этом позже) и их многослойному нанесению для придания проекту глубины. Данная пошаговая инструкция написана так, чтобы дать новичкам понимание о принципах действиях тех или иных химикатов. Меня никоим образом нельзя назвать профессионалом. Я лишь взял на вооружение несколько приёмов и трюков, и теперь хочу поделиться ими со всеми желающими изучить основам коррозии и везаринга. Итак, если есть желание попробовать и заставить проржаветь старенькую модель, или же вы устали и забросили изучение таких приёмов, или хотели бы пополнить свою коллекцию навыков ещё одним способом, то я надеюсь, что этот урок поможет понять различные процедуры по разметке, покраске и, наконец, имитации эффектов.
Итак, мы начинаем!
Для начала соберём что-нибудь на скорую руку.

Для начала хочу поделиться мыслью, с которой согласятся далеко не все. Дорогущий комплект для сборки модели с сотнями деталей и килограммами фототравления — совсем не обязательное условие для захватывающей работы и создания такого проекта, которым вы станете гордиться. Данный комплект купил мой друг. Кажется, он заплатил за него что-то около 5 долларов! Стоящая цена для работы на целый день!

В Сети я отыскал 5 шикарных фотографий этого грузовичка. Имея старенький набор, немного вдохновения и некоторое количество времени, возможно буквально всё. Пришло время нырнуть и окунуться в проект.
Точка отсчёта. Для начала нужно покопаться в этом стареньком комплекте, познакомиться с содержимым и запланировать нашу «атаку».
Среди ключевых особенностей грузовика, бросившихся мне в глаза на фотоссылках — кабина, побитое шасси и мотор.

К делу!
На данный момент самым сложным для большинства моделистов станет. обрезка!
Обрезать и «допилить» новенькую модель — самое сложное препятствие на пути нашей сборки. Единственными моими советами здесь могут быть лишь:
— первый: абсолютно всё можно исправить при помощи некоторого количества пластика и клея;
— второй: просто СДЕЛАЙТЕ это!! Сделаете — станет проще. Проще, к примеру, порезать на части 70-долларовый комплект от Dragon и что-нибудь в нём испортить!

После разделения нескольких деталей на составные части можно начать готовиться к сборке. Для имитации коррозии на более поздних этапах, при покраске, сейчас потребуется добавить к этим деталям некоторые повреждения. Для этого я воспользовался своим беспроводным Дремелем, и, при помощи наконечника для гравирования, «повредил» несколько областей поверхности заброшенного в лесу грузовика.

К доскам настила нужно добавить прогнившие от близости к земле дыры. Используя фотоисточники в качестве ориентира для работы, я продолжил нанесение этих и подобных повреждений.

Здесь изображен монтаж нескольких деталей — на данном этапе приоритет отдан созиданию, а не разрушению. К доскам настила добавлена одна из секций шасси.

Теперь к кабине добавляются обрывки обшивки, заметные на одной из фотографий. Для этого я разрезал чайный пакетик, и, при помощи небольшого количества клея ПВА, приклеил «обрывки» на место. Чайные пакетики отлично подошли к моей композиции — они здорово справились с реалистичной имитацией оборванной обшивки, брезента и покрывала.

Затем на верстак попала. некая ослообразная глыба — мотор.

Пытаясь облегчить и ускорить работу над этим узлом, я срезал секцию с впускным патрубком, просверлил отверстия цилиндров, добавил несколько мелких болтов, и мотор готов.

На следующих фотографиях (фото 20,21) видны интересные особенности заброшенного грузовика, которые я постараюсь передать на свою модель. Скажем, открытая дверь водителя со свисающей панелью и заднее окно со сломанным прутом решётки.

Теперь я начинаю доработку дверей.

Затем к получившейся конструкции была добавлена самодельная стальная рама, к которой кто-то уже успел прицепить заднюю ось. Чуток ошкуривания, и всё готово к нанесению грунтовки.

Это один из моих любимых этапов работы над сборными моделями. Грунтовка! В правильном наложении слоя грунтовки есть что-то очень приятное. При должной аккуратности, наносить поверх неё краску — настоящее удовольствие.

После высыхания грунтовки наступает очередь основного покрытия — в нашем случае это цвет ржавчины. «. «

Пришла пора заняться нанесением небольшого основного слоя краски. В нашем случае это будет краска ржавого цвета, проглядывающая через сколы, царапины, трещины и другие мелкие повреждения поверхности. Начал я с простой краски «обыкновенный коричневый цвет» производства Tamiya («Flat Brown»).

Это образец простой краски ржавого цвета, готовой к наложению сразу из бутылки. Такие бренды, как Vallejo, Badger, LifeColor и бесчисленное множество других компаний также предлагают подобный продукт, равно как и особенные краски, предназначенные конкретно для имитации ржавчины. Выбор краски — дело исключительно личных предпочтений: в принципе, все они хороши. Следует обратить внимание на такие пожелания своего вкуса, как более тёмная или более светлая поверхность коррозии, коричневатого или оранжевого оттенка и т.д. Ответы на эти вопросы пригодятся на более поздних этапах, при завершении работы с моделью.

Наложение ржавого основания — отправная точка для дальнейших шагов. Для этой цели подойдёт большинство тёмно-коричневых красок. Мне нравится смешивать краски в отдельной баночке, или даже в ёмкости аэрографа, добавив к основному цвету пару капель белой или оранжевой краски. Или даже по паре капель обоих оттенков для осветления начального цвета. Эта модуляция схожа со старением и коррозией настоящего неокрашенного металла.

Как видно на изображениях двери и капота, центральная часть панель осветлена. Процедура по нанесению этих оттенков точно такая же, как затенение линий на панели при помощи чёрной или тёмно-серой краски. Более тёмные области поверхности подчёркивают глубину по углам и щелям.
Не тратя слишком много времени на работу с основным цветом (ведь с ним можно поработать и на более поздних этапах), переходим к очень важным шагам покраски и нанесения сколов. Сначала, после того, как базовый слой краски полностью высохнет, необходимо защитить работу от последующих шагов при помощи прозрачного покрытия.

Прозрачное покрытие можно нанести различными способами. Некоторые моделисты предпочитают жидкость «Future», другие — матовую отделку, и т.д. и т.п. Я склоняюсь к использованию проверенного временем аэрозоля «Testor». Какой бы тип прозрачного покрытия вы ни выбрали, перед переходом к следующему этапу следует убедиться в полном высыхании этого слоя.
Автор: Тодд Микалак (Todd Michalak)
Оригинал: Armorama
Перевод: Алексей Низамов

Все права на текст и изображения принадлежат автору. Права на перевод статьи принадлежат администрации сайта RUScmd.

Учебное пособие по изготовлению судомодели авианосца «Адмирал Кузнецов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Станция детского (юношеского) технического творчества «РЕГАТА»»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

по изготовлению модели

авианосца «Адмирал Кузнецов»

Раджабов Руслан Толибович,

педагог дополнительного образования

Идея создания модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» возникла в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств.

Объективной причиной, побудившей коллектив объединения «Судостроение» взяться за разработку проекта, явилось стремление ознакомить учащихся с историей ВМФ России, приблизить их к пониманию международной обстановки, существовавшей на момент создания корабля.

В современном мире российский флот осуществляет защиту интересов страны на всех широтах мирового океана. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», спущенный со стапелей Черноморского судостроительного завода в 1991 году, создан для защиты морских соединений ВМФ России.

Субъективной причиной создания модели крейсера послужила возможность совершенствования учащимися навыков работы с инструментами, а также развитие аналитического и творческого мышления (поиск информации, знакомство с историей и техникой Военно-Морского Флота, применение знаний по физике, математике, химии, биологии). В процессе работы над созданием модели авианосца школьникам приходилось находить ответы на вопросы о технических характеристиках кораблей, о способах обеспечения плавучести и остойчивости, о возможностях устранения крена и дифферента , о распределении вооружения под палубой корабля и т.д.

Модель авианосца полностью радиоуправляема: команда из 6 человек, находясь на берегу, имеет возможность дистанционно маневрировать кораблем, производить взлет и посадку авиатехники (радиоуправляемых вертолетов), производить запуск ракет.

Представленная модель является уникальной:

корпус корабля построен из доступных материалов — фанеры, сосновых реек, стеклоткани и эпоксидной смолы;

для управления кораблем (движение вперед-назад, поворот) разработана принципиально новая электрическая схема;

освещение взлетно-посадочной полосы и топовых огней полностью соответствует аналогу.

Работа коллектива педагогов объединения «Судостроение» была достойно оценена членами жюри на Всероссийском детском фестивале народной культуры «Наследники традиций», проводившемся 8 — 11 сентября 2016 года в Вологодской области. В номинации «Традиционное судостроение» модель заняла 2 место.

Данное учебное пособие предназначено для педагогов дополнительного образования объединений судостроения и судомоделирования.

Авианосцы являются олицетворением морской мощи государства, они предназначены для обслуживания и базирования авиации в качестве подвижного аэродрома; являются носителями ядерного и ракетного оружия.

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе. Он способен эффективно осуществлять противовоздушную оборону кораблей, обеспечивать безопасность атомных подводных ракетных крейсеров, проводить воздушные операции, поражать крупные надводные цели.

Входит в состав Северного флота. От большинства обычных авианосцев «Адмирал Кузнецов» отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокорабельных ракет «Гранит». Это единственный в мире авианосец, на который может садиться и взлетать тяжелый истребитель Су-33.

Читайте так же:  Сельхозтехника растаможка

На борту «Адмирала Кузнецова» могут находиться 28 самолетов (палубные истребители Су-33 и многофункциональные истребители МиГ-29К) и 24 противолодочных и ударно-десантных вертолета Ка-27 и Ка-29, ракеты «Гранит» (весом семь тонн каждая и дальностью поражения до 700 километров), мощнейшая система противовоздушной и противолодочной обороны.

Размеры крейсера: 306 метров в длину и 72 метра в ширину. Скорость «Адмирала Кузнецова» — до 32 узлов (59 километров в час). Дальность плавания при экономичном ходе – более восьми тысяч миль. Водоизмещение — 61,3 тысячи тонн.

Радиоуправляемая модель «Адмирал Кузнецов» является прототипом действующего корабля ВМФ России, имеет мощность двигателя 1,5 кВт, обладает отличными ходовыми качествами. При полной зарядке аккумуляторных батарей запас хода составляет до 1,5 часов.

Модель авианосца имеет размеры 3м в длину и 80 см в ширину (масштаб 1:100), и выигрышна в сравнении с продающимися готовыми стендовыми сборными модел ями из пластика « Тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов » в масштабе 1:350 (874х205 мм) или в масштабе 1:720 (425х100 мм).

Цель учебного пособия — оказание необходимой помощи педагогам дополнительного образования и школьникам в создании действующих радиоуправляемых моделей кораблей на примере авианосца «Адмирал Кузнецов».

— ознакомление с материалами и технологией изготовления модели авианосца;

— совершенствование навыков работы с инструментами;

— использование элементов конструкторских, электротехнических, физико-математических знаний.

Актуальность пособия: создание модели мощного современного корабля служит способом привлечения учащихся в объединение «Судомоделирование».

Модель тяжёлого авианесущего крейсера

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Материалы для работы:

Дерево, фанера березовая (10 мм), заготовки брусков различных размеров, рейки толщиной 2-4 мм (различной длины и ширины, т.к. в процессе работы они будут стыковаться), эпоксидная смола (10 кг), стеклоткань (3 рулона), шпаклевка автомобильная (4 кг), грунтовка, пропитка для дерева, автомобильная краска, шлифовальная наждачная лента (бумага), термоклей.

Степлер производственный, электролобзик, шлифовальная машина, дрель (шуруповерт), УШМ (болгарка), кусачки, режущие инструменты (ножи, пилы), шпатели (резиновые), термопистолет.

а) В интернете находим чертежи модели авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Обшивка корпуса судомодели Пособие для начинающих и мастеров

Иван Алексеевич Максимихин

КАК ПОСТРОИТЬ МОДЕЛЬ КОРАБЛЯ

Как строитель на заводе, ка верфи, создает по чертежам корабль, так и строитель малого флота по своему проекту создает свой малый корабль — модель.
Почетно звание строителя. Это — созидатель нового на основе твердых знаний, умений и творческой инициативы, преодолевающий трудности и упорно двигающийся к завершению своего труда.
Отдавая дань уважения юному созидателю грамотной в морском отношении модели корабля, оценивая его трудовые усилия, автор именует его в этой книге «строителем» в полком смысле этого слова, как человека, не боящегося трудностей, желает ему при работе над моделью не останавливаться на половине дороги и успешно выполнить ее до конца.
Нет сомнения, что всякая созданная своими руками кот киля до клотика» модель приближает строителя к мастерству, а несколько моделей, построенных в течение 3—4 лет, обеспечивают ему мастерство,
В настоящее время довольно четко определились требования к строителям моделей кораблей в соответствии с их возрастом и подготовкой.
Учащиеся VI и VII классов средней школы, в возрасте 12—13 лет, должны начать с изготовления простейших несложных моделей, осваивая приемы работы, учась рационально расходовать материалы, изучая основы морского дела и конструкции строящихся моделей.
Продолжительность подготовки начинающего строителя должна бьггь не менее одного года, но может затянуться на два, а иногда и на три года.
Автор убежден, что при проведении внеклассной и внешкольной работы обучение постройке моделей кораблей и мелких туристских судов—байдарок, парусных яхт и моторных лодок —необходимо для расширения политехнического кругозора учащихся и должно являться обязательным звеном комплекса всей внеклассной и внешкольной работы.
В конце учебного года, весной, обычно проводятся отчетные выставки работ учащихся, строящих модели самостоятельно и занимающихся в технических кружках, а по окончании экзаменов обычно проводятся внутри кружковые (между учащимися одного кружка) или внекружковые соревнования (между учащимися нескольких организаций).
Соревнования простейших моделей организуются и проводятся, так же как и соревнования классных моделей, с выявлением победителей.
В дальнейшем все учащиеся, прошедшие начальную подготовку, допускаются к постройке классных моделей по единой всесоюзной классификации ДОСААФ для выступления на соревнованиях в целях достижения спортивных результатов
В конце книги помещены сведения, необходимые руководителю кружка и ин-структору-общественнику: как организовать и проводить кружковую работу и вне-кружковые выступления учащихся судомодельного кружка.
Там же дается список литературы, которую юные строители могут использовать в учебном процессе и для дополнительного чтения.
Автор выражает благодарность тт. Н. А. Залесскому и Н. Н. Елизарову, взявшим на себя труд просмотреть рукопись, и всем товарищам по работе, давшим много ценных советов и указаний.

Глава I
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Раскроем карту мира. Почти пять седьмых ее площади окрашены голубым цветом. Это — моря и океаны. Они разъединяют материки и соединяют живущих на них людей. В течение тысячелетий их безбрежные просторы бороздят по всем направлениям созданные человеческими руками суда— деревянные и стальные, движимые ветром или гребными устройствами, маленькие или большие, везущие в своих трюмах хлеб, нефть, руду, почту, пассажиров или самые разрушительные виды оружия.
И всегда на этих судах есть люди, опытные и отважные, решительные и дисциплинированные, знающие и любящие морское дело, которые водят эти суда в любую погоду, днем и ночью водят их не только по широким, давно изученным морским путям — проспектам и улицам морей и океанов,— но и по опасным, неизведанным глубинам, к неизученным берегам, между рифами и мелями, пловучими ледяными горами или над минными полями.
Морские дали во все времена влекли к себе отважные сердца. На утлых челнах отправлялись в неведомые страны безвестные открыватели новых земель, и потом легенды об их подвигах жили тысячелетия, повествуя о встреченных ими жестокой Сцилле и коварной Харибде, о мраке Гиперборейской ночи, которых не побоялись Тезей, Язон, Одиссей и другие герои древности.
А разве менее героично совершенное в наши дни плавание простого деревянного плота из девяти бревен «Кон-Тики», на котором шестеро исследователей прошли под простым прямым парусом 4300 миль (8000 км) от берегов Южной Америки до островов Полинезии? Разве менее героичны, чем деяния греческих аргонавтов, были подвиги русских ушкуйников или наших северных поморов, отважных покорителей Студеного моря с его ледяными полями и торосами? Былины донесли до нашего времени образ новгородского купца Садко, со своей «дружиною хороброю» снарядившего «тридцать и един корабль» и с их помощью устанавливавшего торговые связи Новгорода с заморскими странами.
Проследим вкратце историю отечественного судоходства и судостроения.

СУДОСТРОЕНИЕ И СУДОХОДСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ
По историческим письменным источникам, хранящимся в наших крупнейших библиотеках, и по результатам археологических раскопок, проведенных в местах существования старинных поселений, можно восстановить историю развития судоходства и судостроения в нашей стране.
Конечно, сведения, относящиеся к отдаленным временам, весьма ограничены и не могут дать полного представления ни о всех местностях, где могло существовать судостроение и судоходство, ни о типах судов, изготовлявшихся в те времена, но все же они позволяют установить некоторые основные достоверные факты.
Можно также сказать, что сведения эти все время пополняются благодаря плодотворной работе наших советских ученых.
Источником существования наших предков славян в основном была охота и рыбная ловля. Поэтому и места поселений их располагались в лесных местностях по берегам рек и озер.
Вполне естественно, что в поисках новых, более богатых зверем и рыбой мест они передвигались по рекам сначала по течению на плотах, связанных из стволов сваленных бурей деревьев, а затем и против течения ка изготовленных с помощью примитивных орудий и огня долбленных судах-однодеревках.
6 1937 г. во время одной из экспедиций на реке Буг в береговых образованиях был обнаружен такой челн-однодеревка. Ученые определили, что челн находился в земле около 3 тысяч лет.
Письменные источники свидетельствуют о существовании у восточных славян погребальных обычаев, заключавшихся в том, что умерших хоронили в ладьях и санях, в силу различных представлений о том, что умерший и в загробном мире должен иметь средства передвижения.
Можно считать, что ладья является древнейшим средством передвижения у восточных славян. «Судостроительное искусство древней Руси восходит к седой древности, ко временам начального формирования славянских языков, т. е. во всяком случае к эпохе переходной от высшей ступени дикости к низшей ступени варварства».1
1 Л. П. Якубинский. Образование народностей и их языков. Вестник ЛГУ, 1947, № 1.
Несколько более подробно в исторических летописях описаны суда, строившиеся до XIII а. нашей эры.
Первым судном у славянских народов раннего периода был «корабль», «корабь», имевший сплетенный из ивовых прутьев остов и обшитый корою. Позднее остов обшивали кожами. Вес его был невелик поэтому его легко можно было перетаскивать через волоки или в обход порогов. «Корабь» обладал малой остойчивостью и не был вместительным Прочность его была невелика.
Образцы этого типа судов можно было встретить совсем недавно у индейцев и эскимосов.
Очень древним, но более совершенным судном была лодка — «ладья». Интересно отметить, что этот термин, несколько изменяя его звучание, употребляют многие славянские народы. Так например, у восточных славян слово «ладья» писалось (и произносилось) «ладья», «олядь», «лодь», «лодья», «ладия»; у чехов — lod, lodi; у поляков — lodzia и т. д.
«Ладья» представляла собой челн-однодеревку (по-гречески моно-ксил), изготовлялась она из огромных древесных стволов, выжженных и выдолбленных внутри и обтесанных снаружи. По размерам и по вместимости ладьи были значительно больше судов первого типа. Благодаря малой остойчивости они также были преимущественно речными судами с ограниченным выходом в озера и моря.
В период становления и расцвета Киевского государства, объединившего многие славянские племена, судостроение достигло огромных по тому времени размеров. Так например, из летописи Нестора известно, что в походе Олега на Царьград в начале X столетия участвовало более 200 судов, позднее Игорь вооружил 500 судов, а в летописи о походе Игоря 941 г. говорится о 10 ООО скедий. Поражает и количество воинов, участвовавших в этих походах — от 50 000 до 80 000, причем воины были искусны как в военном деле, так и в управлении судами на воде.
Суда строились добротно. Нижняя часть представляла собой колоду, выдолбленную из одного дерева, а борта нашивались из досок-набоек, кромка на кромку. Суда этого типа назывались «набойнымн ладьями». Они вмещали от 40 до 60 воинов и обладали хорошей остойчивостью.
К концу этого периода строились суда, имевшие набор корпуса и обшивку целиком из досок под названием «ладьи морской» или «ладьи заморской». Размеры этих судов не зависели от величины днищевой колоды. Корпусу могла быть придана форма по желанию строителя на основе опыта его в морском деле. По названию можно судить, что ладьи заморские строились для заморских плаваний.
Присутствовавший при раскопках в Старой Ладоге в 1948 г. один из участников археологической экспедиции В. В. Мавродин свидетельствует,
I Об остойчивости судов см. г». II, стр. 32.
что ему удалось видеть громадные деревянные скрепы-ребра (шпанго уты), служащие для соединения и скрепления досок борта «ладьи за морской». Он также утверждает, что раскопки «дали уникальный мате риал совершенно исключительного значения для истории русского судо строения».1
Наряду с описанными выше, встречаются упоминания и о другиз судах, так например, говорится о «носадах». Возможно, что судно это пс архитектуре корпуса было близко к «ладье набойной». Упоминаются еще «струг» и «челн».
В исторических рукописях встречаются названия и иноземного про исхождения; скедия, кубара (греческие), галеа — га пера, шнеки (скан динавские) и др. Русские судостроительные термины «корабь», «ко рабль» заимствованы Грецией, а через нее и другими средиземномор скими государствами.
Для постройки судов наши искусные древоделы употребляли разно образные инструменты: топоры, долота, пилы, сверла (напальи), ско беля, тесла. Доски и брусья тесали (тес), отверстия сверлили. Набор скрепляли деревянными нагелями.
В походах воинскую дружину всегда сопровождали ремесленник с набором инструментов.
Особенности географического порядка диктовали требования к су достроению и судоходству. Наличие волоков при переходе из одног бассейна в другой и порогов при плавании на р. Днепр заставлял строить суда легкие и плоскодонные, а выход в море вызывал необхо димость повышать в целях безопасности плавания высоту борта за сче набойных досок.
Волоки, существовавшие в обход непроходимых в судоходном от ношении порогов, заставляли совершать походы большими отрядам для облегчения перетаскивания судов и для защиты от нападения степ ных кочевников.
Плавание в море на малых судах происходило вдоль берега Суд; были подвижны, при встрече с противником атаки стремительны, напа дение внезапным, отступление в случае неудачи быстрым.
В XIII в. сообщение Руси с Черным морем прекращается на продол жительный срок из-за татарского нашествия и феодальной разобщен ности. На севере только Псков и Новгород остались свободными горо дам и. Выход на юг для установления торговых связей был для них закрыт, так как в южных степях бродили шайки татар и других кочевников поэтому оба города вели большую торговлю на северо-западе с Ганзей ским союзом городов в Балтийском море.
В Новгороде и его вотчинах строили морские носады Суда этоп типа имели палубу для укрытия команды и груза и приподнятые нос и корму, улучшающие их мореходные качества.
‘В. В, Мавроди н. Начало мореходства на Руси. Изд. ЛГУ, 1949.
В Новгороде был создан и другой весьма распространенный в то время тип судна — ушкуй. Суда эти строились без палубы и вмещали каждое до 30 человек. Они имели небольшую осадку и были легки на ходу.
В команду судна — в ушкуйники — принимались обычно люди отчаянной храбрости, не имевшие «ни кола ни двора», не связанные местом жительства или семьей.
Ушкуйники проникали на Волгу, на Каму и Вятку, Северную Двину и побережье Кольского полуострова, посещали Скандинавию и порты Балтийского моря; так например, известно, что в 1336 г. ушкуйники совершили большой поход на Волгу на 200 ушкуях.
Предполагается, что более крупные парусные суда у новгородцев были такие же, как и в других странах Балтийского моря, поскольку между ними были установлены постоянные торговые отношения.
Проникновение русских в северные районы относится примерно к X в. В XI в. народности, населяющие берега Белого и Студеного (ныне Баренцова) морей и далее к востоку от реки Печоры до реки Обь, платили дань Новгороду.
Подчинение Новгороду местных племен способствовало установлению оживленной торговли северных районов с центральной Россией, образованию новых поселков, развитию местного судостроения и судоходства.
Для ловли рыбы вблизи своего берега строились лодки небольшие, легкие на ходу, а для дальних походов за морским зверем — суда крупные и прочные.
Северные поморы создали крупную по тем временам поморскую ладью водоизмещением до 200 т, длиной свыше 30 м, вооруженную тремя мачтами, и замечательные суда «раньшины», яйцевидная форма корпуса которых обеспечивала им возможность плавания во льдах. Один из участников этих походов, Иван Новгородец, писал, что льды не раздавливали их, а выжимали кверху.
Позднее, в XVI—XVII вв., на севере создали другой тип судов — коми, ходившие под веслами и под парусами. «Делали коми крепкие, и лес на них был добрый, мелкий, и ушивали, и конопатили, и смолили, и во всем делали дельно, чтоб те кочи к морскому ходу были надежны». Это были плоскодонные однопалубные суда. Длина их доходила до 25 м. Под парусом ходили они только с попутным ветром и развивали скорость до 6—8 узлов, т. е. до 15 км/час.
В поисках лежбищ морского зверя поморы ходили до кромки льдов. Плавая вдоль нее ка запад и на восток, они побывали на острове Гру-мант (Шпицберген) и острове Новая Земля задолго до Баренца.
В XVII в. русские землепроходцы, опираясь на Мангаэею и Енисейск, предпринимали неоднократные походы на восток на кочах. Так, казаки под командой Семена Дежнева в 1643 г. на трех кочах обогнули мыс, ныне носящий имя Дежнева.
Лодейном поле, верфи на реках Сяси и Волхове, строившие суда для Балтийского моря, и верфи в г, Архангельске.
В 1703 г. со взятием крепости Ниеншанц на Охте и Заячьего острова на Неве Петр I заложил город Петербург и крепости — Петропавловскую и Кронштадтскую. В 1704 г. Балтийский флот насчитывал 10 фрегатов и 19 других судов. В этом же году была заложена адмиралтейская Санкт-Петербургская верфь.
В проектировании и постройке кораблей принимал участие сам Петр и выросшие вместе с ним мастера Федосей Скляев, Верещагин, Михайлов, Пальчиков, Тучков, Бродин и др.
Первым кораблем, построенным в 1712 г, адмиралтейской верфью, был 54-пушечный корабль «Полтава».
Балтийский флот Петра одержал ряд блестящих побед. С помощью флота было возвращено России все южное побережье Финского залива. 27 июля 1714 г. была одержана первая крупная морская победа при Гангуте. С 1714 до 1720 г. русский флот неоднократно выходил победителем в боях со шведами. В 1720 г. была одержана большая победа над шведами при острове Гренгаме, а в 1721 г. русские войска высадились на побережье Швеции, после чего был заключен мир и тем самым закреплены за Россией берега Балтийского моря.
С 1732 г. начала работать Великая Северная экспедиция, организованная по инициативе Петра для описи северных берегов Сибири и восточных берегов Камчатки и Охотского моря. Результатами этой экспедиции было открытие Берингова пролива, разделяющего материки Азии и Америки, самого северного мыса нашего материка — мыса Челюскина, морей братьев Лаптевых, Карского, Чукотского и др., определение береговой черты Сибири и режима северных морей. В XVII в. наши землепроходцы достигли берегов Америки и основали там русскую колонию «Русскую Америку», долгие годы поддерживающую торговые связи с метрополией.
Много замечательных плаваний вдоль северного побережья Азии и в северной части Тихого океана совершили отважные русские мореплаватели: Кондрат Курочкин, Иван Москвитин, Семен Иванович Дежнев, Алексей Ильич Чириков, Степан Гаврилович Малыгин и многие другие.
Но не только на север держали путь русские моряки.
В XV в. купец Афанасий Никитин совершил на русском судне поход в Каспийское море, а оттуда отправился «за три моря» в Индию, опередив почти на 30 лет Васко де Гама и став первым европейцем, посетившим эту «страну чудес». Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский стали первыми русскими плавателями «круг света». Их корабли «Надежда» и «Нева», выйдя из Кронштадта 26 июля 1803 г., вернулись в Кронштадт в июле— августе 1806 г.— через 3 года. За этим последовало множество других кругосветных плаваний кораблей русского флота, обогативших мировую географическую науку.
В 1819 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» под командой Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева отправились в очередное кругосветное плавание. Однако план этой экспедиции был совсем особый: она искала Южный материк, существование которого в то время оспаривалось многими крупнейшими авторитетами. Знаменитый полярный исследователь Джемс Кук писал, что «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Плавание Лазарева и Беллинсгаузена длилось 535 дней (из них 100 дней во льдах Антарктики) и в январе 1820 г, увенчалось открытием шестого материка земного шара — Антарктиды.
Блестящие достижения русских мореплавателей были тесно связаны с успехами нашего кораблестроения. Победы русского военно-морского флота над Швецией и Турцией, одержанные под водительством таких выдающихся флотоводцев, как Ушаков, Сенявин, Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и другие, свидетельствуют о высоких мореходных и тактических качествах русских боевых кораблей.
В дополнение к верфям на севере (в Архангельске и Петербурге) создаются новые верфи в новых городах на юге; в Херсоне, основанном в 1778 г., в Севастополе, созданном в 1783 г., и в Николаеве,— 1789 г. Корабельный мастер Иван Афанасьев, работавший на верфи Херсонского адмиралтейства, построил 38 крупных кораблей, не считая множества мелких судов,1 а мастер М. Д. Портнов в Архангельске — 39 линейных кораблей и 24 фрегата. Корабельный мастер А. С. Хотисонов построил в Петербурге 40 линейных кораблей и 24 фрегата. Много судов построили мастера Г. С. Исаков, И. Я. Осъминин и другие.
Список замечательных судостроителей прошлого можно было бы продолжить, как и список блестящих флотоводцев, представителей кораблевождения и морских исследований; вместе с тем можно было бы продолжить и список морских походов русских судов, в результате которых было сделано много географических открытий. Эти списки пополнились бы многими и многими славными именами — М. Н. Васильева, Г, С. Шишмарева, Ф. П. Литке, П. К. Пахтусова, Г. И. Невельского и др.
В 1815 г, в Петербурге на заводе Берда был построен первый русский пароход «Елизавета». Длина деревянного корпуса была 18 м, ширина 4,5 м. Паровой двигатель бала не ирного типа мощностью 4 л, с. приводил в движение гребные колеса диаметром 2,4 м. Интересно, что паровой котел был вмонтирован в кирпичную топку. Труба тоже была кирпичная. Пароход этот совершал рейсы между Петербургом и Кронштадтом со скоростью 9 км/час.
В 1832 г. Ижорский завод построил пароход «Геркулес», На этом пароходе была установлена паровая машина мощностью 240 л. с., действовавшая при помощи кривошипного механизма непосредственно на вал. Это был крупный успех в развитии строительства паровых машин.
1 С. А. Шерр, Развитие кораблестроении в России. Иэд-во «Знание», 1952.
В 1836 г. уже осуществлялись регулярные грузо-пассажирские рейсы между Одессой и портами Крыма, а затем и Азовского моря Была также организована пароходная линия, связывающая Одессу с Константинополем
На Балтийском море пароходные линии функционировали между Петербургом, Кронштадтом, Петергофом и Ораниенбаумом; между Петербургом и портами Прибалтики и Германии
Б 1846 г было учреждено почтовое пароходство на Каспийском море Вторая половина XIX в характеризуется победой паровой машины над парусами, победой железных (стальных) корпусов над деревянными, дальнейшим развитием различных отраслей корабельной науки
Имя Степана Осиповича Макарова — ученого-океанографа, инже-нера-конструктора, изобретателя, мореплавателя и флотоводца — особенно дорого нам. Это он заложил основы современной науки — океанологии. Это он сконструировал и построил ледокол «Ермак», который до сих пор (судно было построено в 1898 г.) остается одним из больших (линейных) и наиболее совершенных ледоколов мира.
Блестящие страницы в историю мирового мореплавания вписывают русские моряки после Великой Октябрьской революции 1917 года С 1920 г—немедленно после изгнания из Архангельска интервентов — начинается серия Карских экспедиций. Чтобы понять условия, в которых приходилось работать советским морякам в эти годы, нужно вспомнить, что уголь для первой Карской экспедиции доставали из-под воды с затопленных немецкими подводными лодками в Белом море пароходов С 1924 г- техническая база настолько окрепла, что для ледовой разведки регулярно использовалась полярная авиация (летчики В Г Чухновский и М. С. Бабушкин)
Важную исследовательскую работу в Арктике проводили в течение ряда лет ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Малыгин» и др. С этими работами связаны имена О. Ю Шмидта, В. Ю. Визе, В, И. Воронина и др.
Северный морской путь как трасса сообщения между портами Белого моря и дальневосточными, проходящая на всем протяжении в отечественных водах, привлекал внимание мореплавателей еще в дореволюционное время В 1878 г по инициативе Сибирякова Норденшельд на зверобойном судне «Вега» прошел его с зимовкой с запада на восток В 1913—1914 гг с зимовкой у Северной земли Северный морской путь с востока на запад прошли ледокольные гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» под командованием Б А Вилькицкого.
Планомерное изучение и освоение Северного Морского пути начинается при советской власти Во многих пунктах Северного Морского пути на северном побережье построены постоянно действующие полярные станции, ведущие наблюдения над условиями плавания судов в Арктике и режимом погоды.
В 1932 г. ледокольный пароход «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина впервые в истории мореплавания прошел за одну навигацию весь путь с запада на востокг а в 1934 г. ледорез «Ф, Литке» под командованием капитана Николаева — с востока на запад из Владивостока в Мурманск.
Несмотря на тяжелые условия плавания на севере, задача регулярных транспортных сообщений между портами рек Оби, Енисея, Лены, Колымы и Индигирки с Архангельском и Владивостоком была решена усилиями советских моряков и полярников. Огромную помощь в этой работе окажет создаваемый советскими учеными, конструкторами и строителями первый в мире ледокол с атомной установкой.
С 1946 г. китобойная флотилия «Слава» совершает ежегодные рейсы в район Антарктики на китовый промысел. Во время этих экспедиций советские китобои выполняют не только промысловую, но и научно-исследовательскую работу.
География и океанография многим обязаны русским мореплавателям.
Русские моряки открыли, исследовали, описали и положили на морскую карту все побережье Северного Ледовитого океана, в том числе моря: Белое, Студеное, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, архипелаги Новой Земли и Северной Земли и сотни других островов. Русские моряки первыми в мире прошли из Северного Ледовитого океана в Тихий и положили на карту оба берега Берингова пролива. Они открыли, исследовали, описали и положили на карту всю северную часть Тихого океана с морями Охотским и Беринговым, острова Сахалин, Курильские, Командорские, Алеутские, архипелаг Александра и сотни других.
Они исследовали умеренную зону Тихого океана между Японией и Северной Америкой, открыли и описали сотни островов тропической Океании, открыли Антарктиду и прилегающие к ней острова.
Кроме того, они описали и положили на карту моря: Черное, Балтийское, Каспийское, Азовское, Аральское.
На морских картах мира — у берегов Тасмании и Японии, Аляски и Антарктиды — сейчас сотни русских названий: остров Александра (Южная Полинезия), остров Аввакум (Японское море), остров Азбелева (Ново-Гвинейское море), остров Анненкова (Антарктика), атолл Аракчеева (Маршалловы острова), Берингов пролив, мыс Благовещенского (Японское море), атолл Волковского (Южная Полинезия) и сотни других.
На наших современных торговых судах широко применяются в качестве главных механизмов паровые турбины и двигатели внутреннего сгорания, впервые использованные в качестве судового двигателя у нас в России в 1903 г. на теплоходе 1 «Вандал».
На этом же судне впервые в мире была осуществлена дизель-элек-трическая передача от главных двигателей к гребным валам. Три двига-
1 Так с тех лор стали называть суда с двигателями внутреннего сгорания.
теля внутреннего сгорания были соединены с генераторами электрического тока, которые и питали гребные электродвигатели.
Неоценимый вклад внесли в кораблестроительную науку И. Г, Бубнов и А, Н. Крылов — ученые с мировыми именами,
В строительстве судов в настоящее время применяются новые методы. Так, электросварка почти целиком вытеснила старый способ соединения листов обшивки, палуб и набора на заклепках. Широко применяется метод секционной сборки судов на стапеле.
В годы Великой Отечественной войны морской транспортный флот обслуживал фронт и тыл. Суда Черноморского флота снабжали осажденные города-герои Одессу и Севастополь. На Балтике и в Белом море они также были включены в военные перевозки.
Плавание вблизи фронта проходило в сложных условиях. Нападения подводных лодок, атаки самолетов, отсутствие снятого в военное время ограждения опасностей заставляли моряков проявлять все свое умение и опыт для благополучного завершения каждого рейса.
Пароход «Казахстан» был подвергнут бомбардировке с самолетов и получил повреждение. Героической, самоотверженной работой экипаж довел поврежденное судно с 2000 пассажиров до порта.
Теплоход «Старый большевик» под командованием капитана И. И. Афанасьева шесть суток отбивался от атак самолетов и подводных лодок. На судно было сброшено 45 бомб. Одна из них попала в носовую часть и вызвала пожар. С опасностью для жизни моряки спасали военный груз и тушили пожар. Судно благополучно прибыло в родной порт. Капитану Афанасьеву, первому помощнику капитана Петровскому и матросу Аказенок Советское правительство присвоило звание Героев Советского Союза, а другие члены экипажа были награждены орденами.
Война, окончившаяся полным разгромом и капитуляцией фашистской Германии, принесла заслуженную победу советскому народу, но она нанесла и огромный материальный ущерб промышленности и сельскому хозяйству нашей страны. Огромные потери понес и торговый флот.
Тем не менее, уже к концу первой послевоенной пятилетки в 1950 г. грузооборот, по сравнению с 1940 годом, вырос на 65 процентов. Это говорит о том, что морской транспорт, восстанавливая свое хозяйство, из года в год увеличивая численный состав флота, совершенствовал вместе с тем свою техническую базу.
Для создания и эксплуатации большого флота требуется много грамотных в морском деле молодых людей. Подготовкой их занимаются многочисленные специальные школы, техникумы и институты. Большую помощь оказывает им в этом деле патриотическая организация — Добровольное общество содействия Армии, Авиации и Флоту — ДОСААФ.
ДОСААФ ведет также большую работу по подготовке спортсменов по военному, авиационному и морскому спорту и — как подготовительной ступени к нему — авиамодельному спорту и морскому моделе-строемию.
В Москве при Центральном Совете Досааф в 1949 г, учреждена Центральная морская модельная лаборатория,
ЦММЛ разрабатывает чертежи, предлагаемые к постройке моделей, в соответствии утвержденной Единой Всесоюзной классификацией плавающих и настольных моделей, выпускает пособия для ознакомления с изготовлением деталей, ведет переписку со строителями моделей.
ЦММЛ организует и участвует в проведении всесоюзных соревнований построенных моделей, обобщает опыт моделестроения и своевременно знакомит моделестроителей с анализом и итогами соревнований.
В 1955 г, в Германской демократической республике были проведены международные соревнования между моделестроителями стран народной демократии. На этих соревнованиях советские моделестрои-тели одержали убедительную победу, завоевав первое общекомандное место.
Большую работу в деле популяризации морского моделестроения проводит и Центральная станция юных техников им. Н. М. Шверника Министерства просвещения РСФСР.
Методические пособия, выпускаемые ЦСЮТ для школьников, строго соответствуют возрасту и подготовке строителя и учат, как изготовить модель своими руками.

Читайте так же:  Сбербанк россии накопительная пенсия как ее получить