Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;

реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Комментарий к Ст. 22 ТК РФ

1. Поскольку трудовой договор — всегда двустороннее соглашение, то ТК закрепляет не только трудовые права и обязанности работника, но и корреспондирующие с ними обязанности и права работодателя в сфере труда.

2. В КЗоТ РФ не было отдельной статьи, посвященной специально правам и обязанностям работодателя в сфере труда. Некоторые из таких прав и обязанностей были сформулированы в разных статьях КЗоТ РФ, однако воедино, как в ТК, эти права и обязанности собраны не были.

3. В ст. 22 ТК названо семь групп прав работодателей.

4. Одни из основных прав работодателя — принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (см. комментарий к ст. 8 ТК), быть стороной социального партнерства на самых разных его уровнях (см. комментарий к разд. II ТК).

5. Право работодателя заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками нашло свое отражение как в ТК (см. комментарий к соответствующим статьям), так и в иных законах (например, в отношении педагогических работников — в Законе РФ «Об образовании» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150).

6. Работодатель вправе применять к отличившимся работникам самые разнообразные виды поощрений (см. комментарий к ст. 191 ТК), а в случае необходимости привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК, иными законами (см. комментарий к разд. VIII, гл. 39 ТК).

7. Наряду с правами у работодателя есть и определенные обязанности, корреспондирующие с правами работника.

8. Одна из основных обязанностей работодателя — соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).

9. В случае невыполнения своих обязанностей работодатель должен своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов об устранении выявленных нарушений и уплачивать штрафы, наложенные за такие нарушения (см. комментарий к гл. 57 ТК РФ).

10. Работодатель обязан также возмещать вред (в том числе моральный), причиненный его неправомерными действиями или бездействием работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (см. комментарий к ст. ст. 234 — 237 ТК).

11. Перечень обязанностей работодателя, приведенный в ст. 22 ТК, не является исчерпывающим: работодатель обязан исполнять и иные обязанности, предусмотренные ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Второй комментарий к Статье 22 Трудового кодекса

1. Поскольку трудовой договор является двусторонним соглашением, то законодатель закрепляет основные права и обязанности не только работника, но и работодателя.

В комментируемой статье сформулированы семь групп прав работодателя.

Одним из основных прав работодателя является право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В Кодексе предусмотрен общий порядок заключения (см. ст. 65 — 71), изменения (см. ст. 72 — 74) и расторжения (см. ст. 81 — 82) трудового договора по инициативе работодателя (см. перечисленные статьи Кодекса и комментарии к ним).

Законодатель предусматривает особенности заключения трудового контракта при поступлении на государственную гражданскую службу.

2. К числу основных прав работодателя относится право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Так, работодатель имеет право выступать инициатором коллективных переговоров. В этом случае представитель работников обязан вступить в переговоры в семидневный срок. Широкие права у работодателя и на стадии заключения коллективного договора, ибо он подписывается сторонами (подробнее см. ст. 43 и комментарий к ней).

3. Работодатель имеет право требовать от работников добросовестного исполнения ими своих трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации, бережного отношения к имуществу работодателя, в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

Работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, а нарушителей трудовой дисциплины привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности.

4. Одно из важных прав работодателя — принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Они являются обязательными для работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и др. Этим правом не обладают работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

5. К основным правам относится право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Здесь широкий спектр прав работодателя. Например, ведение коллективных переговоров по поводу подготовки и реализации законов и иных нормативных правовых актов, осуществление контроля за ходом выполнения коллективных договоров и соглашений, осуществление содействия разрешению коллективных трудовых споров и др.

6. Помимо прав, комментируемая статья закрепляет за работодателем комплекс определенных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Кодекса работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, соглашения, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры, предоставлять всем работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно выполнять все предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства, принимать меры по их устранению и обязательно сообщать о принятых мерах соответствующим органам и представителям.

Читайте так же:  Ооо зао регистрация

Работодатель обязан знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью.

Важно указать и на то, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией.

Кроме того, для исполнения работниками своих трудовых обязанностей работодатель обязан обеспечивать их необходимыми бытовыми предметами.

7. Следует отметить, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Закрепление такой обязанности обеспечивает создание прежде всего справедливой системы оплаты труда. Этот принцип соответствует международным стандартам в области заработной платы.

Работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в установленные настоящим Кодексом, коллективными договорами, правилами внутреннего распорядка и трудовым договором сроки.

8. Работодатель обязан возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред, причиненный работнику неправомерным действием или бездействием работодателя (см. комментарии к ст. 234 — 237 Кодекса).

9. В ст. 22 указывается, что работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральным законом. Работодатель является страхователем, а страхователь — это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

Обязанности страхователя определены Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; 2003. N 1. Ст. 5), другими указанными федеральными законами. Главная обязанность страхователя — встать на соответствующий учет и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.

Какие же обязательные платежи были установлены на 2002, 2003 и 2004 гг.? Они определены в ст. 241 гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ. В ней указаны обязательные платежи в федеральный бюджет (они предназначены для выплаты трудовых пенсий), в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. В этой главе содержится нормативный материал, касающийся налогоплательщиков; объекта налогообложения; налоговой базы; сумм, не подлежащих налогообложению; налоговых льгот; налогового и отчетного периодов; определения даты осуществления выплат и иных вознаграждений; порядка отчисления и уплаты налога и некоторых других вопросов.

С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ налоговые ставки существенно снижены (СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3088). Для основных налогоплательщиков они составляют, например, в федеральный бюджет для обеспечения выплаты трудовых пенсий 20,0%, в Фонд социального страхования 3,2%, в фонды обязательного медицинского страхования 2,8%. Всего, таким образом, 26,0% вместо 35,2% в 2004 г. На пенсионное обеспечение указанные ставки понижены с 28,0 до 20,0% (на 28,6%), в другие фонды соответственно с 4,0 до 3,2 (на 20%), с 3,2 до 2,8% (на 12,5%). При столь резком снижении единого социального налога рассчитывать на улучшение обеспечения за счет средств обязательного социального страхования не следует.

В Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2004. N 30. Ст. 3088) указываются тарифы страховых взносов, составляющих часть единого социального налога, зачисляемых в Пенсионный фонд и предназначенных для финансирования страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (они различаются в зависимости от возраста застрахованных, при этом на финансирование накопительной части трудовой пенсии взимаются взносы как с мужчин, так и с женщин 1967 г. рождения и моложе (см. гл. V и ст. 33 указанного Федерального закона)).

Об обеспечении работника за счет средств обязательного социального страхования см. ст. 21, 183, 184, 255 — 257 и комментарии к ним.

10. Анализируя данную статью, необходимо знать, что перечень основных прав и обязанностей работодателя не является исчерпывающим. В ст. 22 говорится, что работодатель обязан исполнять также иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

4.1 Навигация в документе: комплекс удобных возможностей

Система Консультант Плюс позволяет не только быстро найти документ, но и легко ориентироваться в тексте, находить нужные фрагменты, получать информацию об особенностях его применения, разъяснения и т.п.

При желании вы можете одновременно открыть несколько документов в разных вкладках и быстро переходить из одного документа в другой.

Рассмотрим возможности системы для работы с документами на примере Трудового кодекса РФ.

Нажмем кнопку панели инструментов и откроем Трудовой кодекс РФ.

Информационная строка

В тексте документа прежде всего обратите внимание на наличие информационной строки в верхней части окна. В этой строке дается важная информация об особенностях применения документа (рис. 4.1).

Рис. 4.1 Информационная строка над текстом документа

Более подробные сведения об особенностях применения документа можно получить в Справке к документу.

Кроме того, необходимо учитывать важную информацию, представленную в примечаниях к фрагментам документа (рис. 4.2).

Рис. 4.2 Примечание в тексте документа

Правая панель наглядно представляет различные полезные инструменты для работы с документом — обзоры изменений в документе, оглавление, справку к документу, список редакций, дополнительную информацию к документу и др., а также обеспечивает удобный и быстрый переход к этим инструментам (рис. 4.2).

Справка к документу

Для перехода к Справке к документу следует щелкнуть по кнопке правой панели.

Особое внимание следует обращать на поле «Примечание к документу», в котором подробно изложены особенности применения документа и, в частности, период действия редакции (рис. 4.3).

В Справке к документу также есть информация о его опубликовании в официальных источниках и полное его название.

Рис. 4.3 Справка к документу

Оглавление документа

Для поиска нужной части в документе удобно использовать оглавление, доступное через правую панель.

В соответствии с внутренней структурой документа его оглавление может быть многоуровневым с возможностью разворачивать/сворачивать оглавление разделов и глав документа (рис. 4.4).

Рис. 4.4 Оглавление документа

1 Откроем оглавление Трудового кодекса, нажав кнопку правой панели.

2 В строке поиска зададим: порядок выплаты зарплаты и нажмем кнопку . Будет найдена ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» (рис. 4.5).

3 Щелкнем по названию статьи. Мы перейдем в текст документа на ст. 136, в которой и содержится ответ на наш вопрос (рис. 4.5).

Рис 4.5 Поиск статьи Трудового кодекса РФ через его оглавление

Быстрый поиск редакции документа, действовавшей на определенную дату

В системе Консультант Плюс представлены все редакции документа, в который вносились изменения.

Нажав кнопку правой панели, вы получите компактный список всех редакций документа. В этом списке указана дата создания редакции и статус редакции (действующая, недействующая, редакция с изменениями, не вступившими в силу).

Для быстрого поиска редакции, действовавшей на определенную дату, надо в строке поиска редакций задать эту дату и нажать кнопку (рис. 4.6).

С помощью кнопки (рис. 4.7) можно сравнить в одном окне тексты двух редакций документа (рис. 4.8).

1 По оглавлению найдем ст. 136 Трудового кодекса РФ (см. пример 4.1). Это действующая в настоящее время редакция.

2 Для поиска редакции, действовавшей на 1 января 2016 г., нажмем кнопку правой панели, в строке поиска редакций введем дату 01.01.2016 (набирается без точек) и нажмем кнопку . Откроется текст ст. 136, действовавшей на 1 января 2016 г. (рис. 4.6).

3 Чтобы сравнить полученную редакцию ст. 136 Трудового кодекса РФ, действовавшую на 1 января 2016 г., с действующей в настоящее время, щелкнем по ссылке Сравнить с действующей редакцией на правой панели (рис. 4.6).

4 Тексты обеих редакций (ст. 136) откроются в одном окне, причем все изменения будут выделены цветом (рис. 4.7). Сравнив эти фрагменты, мы получим ответ на наш вопрос.

(347) 291 20 70

от 6 сентября 2018 года

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

«Режим самоинспектирования» работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства должен стать ключевым аспектом в деятельности хозяйствующего субъекта

Предложенные Минтрудом России изменения в Трудовой кодекс РФ направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В этой связи проектом предлагается новая редакция раздела X ТК РФ «Охрана труда».

Изменения, в числе прочего, предусматривают:

— структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

— повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;

— внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

— модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

— совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Читайте так же:  Какой штраф за парковку во дворе

закрепляется право работодателя проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроль), использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование обеспечивающее дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, а также обеспечивать хранение полученной информации, вести документооборот в области охраны труда в электронном виде;

устанавливается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора;

уточняется порядок расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПФР разъяснен порядок осуществления ежемесячной выплаты из средств материнского капитала

Воспользоваться правом на получение ежемесячной выплаты из средств материнского капитала могут российские семьи с низкими доходами, в которых второй ребенок рожден или усыновлен начиная с 1 января 2018 года и которые не использовали всю сумму капитала на основные направления программы.

Сообщается, что семьи, которые уже получили право на материнский капитал, но пока не обратились за сертификатом, могут подать в ПФР или МФЦ сразу два заявления: на сертификат материнского капитала и ежемесячную выплату из его средств в размере прожиточного минимума для ребенка. Одновременно родители могут оформить ребенку СНИЛС, если ранее он еще не был получен.

Подать заявление на выплату можно в любое время в течение полутора лет со дня рождения второго ребенка.

При обращении в первые шесть месяцев выплата устанавливается с даты рождения ребенка, то есть средства выплачиваются в том числе и за месяцы до подачи заявления. При обращении позднее шести месяцев выплата устанавливается со дня подачи заявления.

Размер ежемесячной выплаты зависит от региона и равен прожиточному минимуму для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал предшествующего года. Если семья обращается за выплатой в 2018 году, ее размер будет равен прожиточному минимуму для детей за второй квартал 2017 года.

Ежемесячная выплата осуществляется до достижения ребенком полутора лет, однако первый выплатной период рассчитан на год. После этого нужно вновь подать заявление о ее назначении. Выплаты прекращаются, если материнский капитал использован полностью, семья меняет место жительства или ребенку исполнилось полтора года. Выплаты при необходимости можно приостановить.

Сценарии стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов

Банком России уточнены сценарии стресс-тестирования финансовой устойчивости НПФ

В частности, скорректированы значения основных показателей сценариев, условия для определения вероятности дефолтов.

В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» фонд обязан проходить стресс-тестирование финансовой устойчивости с использованием сценариев стресс-тестирования, утверждаемых приказом Банка России и размещаемых на официальном сайте Банка России. Банком России также устанавливаются требования к порядку прохождения стресс-тестирования и критерии его прохождения.

ФНС России подготовлен проект формы реестра документов (чеков) для компенсации суммы налога в системе «tax free», для обоснования ставки НДС 0%

При реализации услуг по компенсации иностранным гражданам сумм НДС по приобретенным ими в РФ товарам, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговый орган представляется реестр документов (чеков) для компенсации суммы налога.

В настоящее время налогоплательщиками применяются рекомендуемая форма и формат реестра, направленного письмом ФНС России от 30.08.2018 N ЕД-4-15/[email protected]

Применять форму реестра, предусмотренную настоящим проектом, необходимо после ее утверждения в установленном порядке.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 04.09.2018 N 540
«Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью некоммерческих организаций»

Росстатом утверждены обновленные статистические формы N 1-НКО и N 1-СОНКО, по которым подаются сведения о деятельности некоммерческих организаций

Утверждены следующие формы:

1) годовая, действующая с отчета за 2018 год:

— N 1-СОНКО «Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации» (предоставляют социально ориентированные НКО, кроме государственных и муниципальных, политических партий и др.);

2) единовременная для отчета за 2018 год:

— N 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации».

Формы предоставляются некоммерческими организациями территориальному органу Росстата не позднее 1 апреля после отчетного года.

Признаны утратившими силу:

— Постановления Госкомстата России от 27.10.1998 N 105, от 26.06.2000 N 53 и от 27.06.2003 N 62;

— Приказы Росстата от 02.10.2009 N 213, от 19.09.2017 N 607 и от 22.09.2017 N 623.

В Приказе Росстата от 6 августа 2018 г. N 487, которым утверждены статистические формы для наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий, исправлены технические ошибки

Исключено двойное повторение приложения N 4 (Формы N 1-НК) и неверное наименование Формы N 2-наука (краткая) как приложения N 6 (правильно — N 7) к Приказу от 30.08.2017 N 563 при признании указанных форм утратившими силу.

Минфином России даны разъяснения по составлению бюджетной отчетности в целях исключения некорректной увязки разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов

В письме приведены рекомендации, касающиеся, в частности:

порядка применения подраздела 0302 «Органы внутренних дел» классификации расходов бюджетов;

отражения расходов субъектов РФ на предоставление межбюджетных трансфертов в виде субвенций на осуществление части переданных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на выплату пенсий, пособий, компенсаций, мер социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

применения подраздела 1001 «Пенсионное обеспечение» классификации расходов бюджетов;

отражения расходов, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа по видам расходов классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на выплату гражданам денежных средств на приобретение, строительство жилых помещений по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов;

отражения расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минпромторгом России подготовлена инструкция по заполнению и предоставлению заявки потребности во взрывчатых материалах промышленного назначения на 2019 год

Такую заявку представляет юридическое лицо, осуществляющее потребление взрывчатых материалов и пиротехнических изделий промышленного назначения, либо российский участник внешнеэкономической деятельности, осуществляющий передачу таких материалов иностранному лицу.

Все графы заявки заполняются в строгом соответствии с указанной номенклатурой, нормативно-технической документацией и указанными единицами измерения взрывчатых материалов промышленного назначения. Изменение нумерации строк, наименования взрывчатых материалов, единиц измерения не допускаются. Титульный лист заполненной заявки утверждается руководителем организации с указанием должности, фамилии, имени, отчества и даты утверждения заявки. Подпись руководителя заверяется печатью организации.

Заявка высылается на бумажных носителях по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России.

Заявки для включения в годовой Баланс принимаются до 20 октября текущего года. Баланс подписывается в Минпромторге в начале декабря. Выписки будут отправлены почтой заказным письмом. Заявки, полученные позже установленного срока, будут включены в январское дополнение в Баланс.

В случае подачи дополнительных заявок (изменение объемов, смена поставщиков и др.) потребитель обязан оформлять их так же, как основную заявку (коды строк, наименования, разбивка по кварталам).

Плановые и внеплановые проверки работодателей: не упустить главное («Ваш партнер-консультант», № 17, 2012 г.)

Работодателей периодически проверяют на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В каком случае работодателя уведомят о такой проверке, а в каком нет? Когда проверяющие обязаны согласовывать свои действия с органами прокуратуры, а когда проверка проводится незамедлительно? Как должно выглядеть легитимное распоряжение о проведении такой проверки? Ответы на эти и другие вопросы в статье.

Роструд проводит плановые и внеплановые проверки работодателей, руководствуясь нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). План проверок размещается на сайте Генпрокуратуры и сайтах государственных инспекций труда (ГИТ).

Планы проверок формируются в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными ст. 9 Закона № 294-ФЗ, и с учетом положений приказа Роструда от 28.10.2010 № 455 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». По общему правилу плановые проверки хозяйствующих субъектов могут проводиться не чаще одного раза в три года.

Основанием для включения проверки в план является истечение трех лет со дня:

  • госрегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
  • окончания последней плановой проверки;
  • начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в отношении тех, кто осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года в периодичности, установленной Правительством РФ.

Проект плана проверок руководитель ГИТ направляет для рассмотрения в орган прокуратуры субъекта РФ. После доработки с учетом предложений прокуратуры план утверждает руководитель ГИТ и направляет в орган прокуратуры. Электронная копия утвержденного плана проверок в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на интернет-сайте ГИТ.

О плановой проверке работодателя уведомляют не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки, направляя ему копию распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Это распоряжение считается основанием для начала проведения проверки (см. образец). Его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (далее — приказ № 141). Одновременно должностное лицо, осуществляющее надзорно-контрольные мероприятия, направляет работодателю мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы (их копии), если проверка документарная. Если работодатель не может представить какие-либо из указанных документов, надо дать письменные пояснения (справку) с указанием всех отсутствующих документов и причин их отсутствия в организации.

Читайте так же:  Могу ли я расторгнуть договор осаго и вернуть деньги

Общие требования к внеплановым проверкам установлены ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Особенности порядка организации и проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части предмета и оснований определены ст. 360 Трудового кодекса РФ. Так, внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

  • истек срок исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • в инспекцию поступили обращения (заявления) граждан, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • руководителем (заместителем руководителя) федеральной инспекции труда издан приказ о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные проверки

Плановые и внеплановые надзорно-контрольные мероприятия осуществляются в форме документарных либо выездных проверок (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ).

При проведении плановой проверки в документарной форме в первую очередь рассматриваются документы проверяемой организации и сведения о ней, имеющиеся в органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений трудового законодательства, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц). При отсутствии в органе Роструда материалов и документов (или их недостаточности) проверяемому лицу направляют копию распоряжения о начале проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы. В течение десяти рабочих дней с даты получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ) проверяемый работодатель обязан направить в орган Роструда перечисленные документы — в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации/индивидуального предпринимателя (их уполномоченных представителей). При нарушении указанного требования гоструд­инспектор возбуждает в отношении виновных лиц административное производство на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющие усомнятся в достоверности представленных сведений, работодателю направят требование о предоставлении в течение десяти рабочих дней пояснений в письменной форме. И если в результате будут установлены признаки нарушений норм трудового законодательства, инспектор вправе провести выездную проверку.

Внеплановая проверка с уведомлением работодателя…

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки с учетом требований, установленных в ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ. Форму проведения внеплановой проверки определяет руководитель органа Роструда (его заместитель) и указывает в распоряжении о проведении проверки.

Согласно общим требованиям ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ и с учетом положений ст. 360 ТК РФ проверяемое лицо уведомляют о внеплановой проверке любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала, если проверка проводится по следующим основаниям:

а) истек срок исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

б) имеется приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В перечисленных случаях проведение внеплановой выездной проверки без уведомления проверяемого лица — это грубое нарушение требований по организации и проведению проверок (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Результаты проверки, осуществленной без уведомления проверяемого лица, не могут быть доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

…и без уведомления

Не допускается предварительно уведомлять работодателя о внеплановой выездной проверке, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4 или 5 ст. 360 ТК РФ. А именно в случаях:

  • обращения и заявления граждан, получения информации от органов госвласти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения (заявления) работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Согласовано с прокуратурой

При организации внеплановой выездной проверки работодателя проверяющие обязаны соблюдать требования ст. 10 Закона № 294-ФЗ о согласовании такой проверки с органами прокуратуры. В то же время внеплановая проверка по основанию, указанному в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратурой. Речь идет о поступлении обращений (заявлений) граждан, организаций, информации от органов госвласти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. В этом случае проверяющим необходимо известить прокуратуру в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 294-ФЗ, с учетом требований приказа Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93.

Таким образом, не подлежат согласованию с органами прокуратуры внеплановые документарные проверки, а также внеплановые выездные проверки по основаниям, изложенным в абз. 2, 5, 6 и 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Оформление результатов проверок

По результатам каждой завершенной проверки проводившее ее уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда оформляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (типовая форма утверждена приказом № 141). В таком акте отражаются сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников, трудового законодательства. К указанному акту прилагаются предписание с требованием об устранении выявленных в ходе данной проверки нарушений, а также протокол об административном правонарушении, если административное дело возбуждено в рамках сроков проверки, установленных Законом № 294-ФЗ. В случае, когда проверяемое лицо устранило выявленное нарушение в ходе проверки, об этом в акте делается соответствующая запись.

Акт проверки оформляет уполномоченный работник территориального органа Роструда, проводивший проверку, непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один из них с копиями приложений вручают руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. При отсутствии полномочных представителей работодателя, а также при отказе проверяемого лица дать расписку акт направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок (ч. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Его типовая форма утверждена приказом № 141. При отсутствии такого журнала в акте проверки делается соответствующая запись. Если журнал не отвечает установленным требованиям, запись об этом вносится в акт проверки с указанием, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.

Если в ходе документарной проверки принято решение о ее проведении в форме выездной проверки, акт оформляется по завершении выездной проверки. То есть результаты проверки во всех случаях оформляются одним актом.

Гострудинспектор, проводивший проверку, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства, обязан на основании требования ст. 17 Закона № 294-ФЗ и в рамках своей компетенции выдать предписание с указанием сроков устранения нарушений и принять меры по контролю за устранением данных нарушений. Кроме того, инспектор принимает меры для привлечения лиц, допустивших нарушения трудового законодательства, к ответственности. Предписание должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушений. Предписание направляют заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда.

Виновное должностное лицо, допустившее нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному штрафу за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до трех лет.

При выявлении в ходе надзорно-контрольных мероприятий признаков преступлений, предусмотренных ст. 143, 145, 145.1, 318 и 319 Уголовного кодекса РФ, проверяющие направляют материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, виновных в допущенных правонарушениях.